Физическое развитие детей представляет собой динамический процесс роста и биологического созревания в течение определённого периода. Под динамическим процессом роста понимают увеличение массы и длины тела, развитие органов и систем организма.
Оценка физического развития ребёнка — выявление соответствия процессов роста и созревания с возрастной нормой. Для количественной оценки могут быть использованы как абсолютные величины – килограммы, сантиметры, так и относительные – доля в % от нормы.
Здоровье и физическое развитие детей — понятия неразделимые. Отклонения от нормы физического развития в большинстве случаев сигнализируют о нарушениях, связанных с заболеваниями эндокринной системы, центральной нервной системы, с патологией обмена веществ. При этом стоит отметить, что отставание в физическом развитии нередко является менее опасным, чем сильное опережение, которое является признаком гормональных нарушений.
Физическое развитие детей раннего возраста
Ранний возраст ребенка — это период от одного до трёх лет. Физическое развитие детей раннего возраста характеризуется интенсивностью. В этот период наблюдается существенное увеличение росто-весовых показателей, активные рост и развитие внутренних органов, интенсивное развитие двигательной сферы.
Вес и рост
Каждый месяц ребёнок в возрасте от одного до двух лет прибавляет в весе около 200-250 грамм и вырастает приблизительно на один сантиметр. Прирост немного замедляется на третьем году жизни и составляет около 8 см и 2,5 кг веса за год. Замедление обусловлено тем, что большая часть энергии в этот период направлена на развитие внутренних органов и систем, а также на активную двигательную деятельность.
Двигательная активность
Развитие опорно-двигательного аппарата у детей раннего возраста характеризуется процессами минерализации костной ткани, нормализацией мышечного тонуса. Тело ребёнка приобретает желаемую устойчивость в вертикальном положении, становятся выполнимыми сложные движения с приложением силовых затрат, усовершенствуется мелкая моторика. На период с 2-х до 3-х лет приходится максимум двигательной активности.
Развитие внутренних органов
В раннем возрасте происходит интенсивное развитие центральной нервной системы, что позволяет ребёнку длительное время концентрировать своё внимание на одном предмете. Периоды, когда ребёнок бодрствует, увеличиваются до шести-восьми часов.
Помимо этого, изменяется работа пищеварительной системы, повышается тонус кишечника, усиливается перистальтика. В изменениях, затрагивающих выделительную систему, стоит отметить увеличение объёма мочевого пузыря в два-три раза.
Этапы развития ребенка и признаки задержек в развитии
Наблюдение за развитием ребенка – это не только регулярный контроль его роста и веса. Есть множество других этапов развития, которые требуют внимания.
Педиатр Мишель Бейли, медицинский директор Duke Health Center в Саутпойнте, говорит, что вы можете обнаружить признаки моторных и языковых навыков в самые первые месяцы жизни вашего малыша.
«Младенцы начинают издавать звуки уже в первый месяц жизни», — говорит Бейли. – «В 3 месяца они уже должны уметь держать головку, лежа на животике. К 4 месяцам они лопочут в ответ на вашу речь и визжат от смеха».
ЧИТАЙ ТАКЖЕ —
Клиника предлагает спектр услуг
По словам Бейли, родителям полезно наблюдать за этими ранними этапами развития, наряду с более очевидными первыми достижениями ребенка, такими, как умение ходить и говорить. Но будьте осторожны, сравнивая вашего ребенка с ровесниками или старшими братьями и сестрами. «Помните, что каждый ребенок – уникален», — советует Бейли. – «Все дети развиваются по-разному. Например, некоторые начинают ходить довольно рано — в 9 месяцев, а другие довольно поздно – в 14».
Определение задержек развития
Итак, каково различие между ребенком, который делает все немного медленнее, чем следует в его возрасте и тем, у кого истинная задержка в развитии? По мнению Марата Зельтсмана, Детский Госпиталь Joe DiMaggio, задержка в развитии – это когда ребенок заметно отстает от норм, принятых в данном возрасте. Даже притом, что у каждого младенца есть свой собственный темп развития, «в определенном возрасте каждый ребенок должен справиться с определенными задачами». Эти задачи разделены на 5 главных категорий:
- Крупная моторика, например, ползание и ходьба
- Мелкая моторика, например, складывание кубиков и раскрашивание
- Языковые навыки, включая речь и понимание
- Интеллектуальные навыки
- Социальные навыки
Вашему вниманию предлагается примерный график этапов развития в вышеупомянутых областях, составленный с использованием данных Центра Контроля Заболеваний и Американской Академии Педиатрии. Помните, ребенок может отклониться от этого графика и все же иметь развитие в пределах нормы, но лучше обсудить все, что вас беспокоит, с вашим педиатром.
График этапов развития ребенка
2 месяца: Малыш улыбается, когда слышит ваш голос
3 месяца: Поднимает головку и грудь, лежа на животике. Хватает предметы. Улыбается другим людям
4 месяца: Лопочет, смеется и пытается имитировать звуки
6 месяцев: Переворачивается со спины на животик и с животика на спину. Перекладывает предметы из одной руки в другую
7 месяцев: Откликается на свое имя. Находит несложно спрятанные предметы
9 месяцев: Сидит без поддержки. Ползает
12 месяцев: Ходит с поддержкой или без нее. Произносит, по крайней мере, одно слово. Любит подражать людям
18 месяцев: Самостоятельно ходит. Пьет из чашки. Знает не менее 15 слов
2 года: Бегает. Строит предложения, состоящие из двух слов. Выполняет простые указания. В игре воображает себя каким-то персонажем «понарошку»
3 года: Хорошо карабкается. Строит многословные предложения. Классифицирует предметы по цвету и форме
4 года: Дружит и общается с людьми вне своей семьи. Рисует круги и квадраты. Может ездить на трехколесном велосипеде
5 лет: Может назвать свое имя и адрес. Прыгает, подпрыгивает и скачет на одной ноге. Одевается самостоятельно. Умеет считать до 10 или больше
Если вам кажется, что ребенок отстает в развитии
Если Ваш ребенок не соответствует данному графику, не стоит паниковать. «Чаще всего это незначительные проблемы», — говорит Бейли. «Иногда родители просто не дают детям возможности развиваться, сами того не осознавая. Например, если ребенок не может самостоятельно сидеть, причиной этому может быть то, что родители его все время поддерживают, вместо того, чтобы дать ему возможность самому играть на полу».
Другой распространенной причиной проблемы являются преждевременные роды. «Недоношенные дети обычно имеют менее развитые и слабые мышцы», — говорит Бейли, и это может вызвать задержку в развитии моторики, которая обычно проходит со временем.
Когда дети отстают в речевом развитии и понимании речи, рассказывает Зельтсмен, скорее всего, это происходит из-за потери слуха, возникшей из-за частых ушных инфекций. Менее распространенная причина – это аутизм, особенно если ребенок имеет проблемы в общении. Дети, в семьях которых говорят более, чем на одном языке, также могут иметь задержки речевого развития, но обычно они догоняют сверстников к двум годам.
Другие причины существенных отклонений в развитии – это генетические нарушения, например, синдром Дауна, а также отклонения в развитии, такие как церебральный паралич или задержка умственного развития. В некоторых случаях, причина отклонений так и остается неизвестной.
Ранняя диагностика и развивающая терапия – это ключ к проблеме
В США у 2 % детей есть серьезная задержка в умственном развитии, и у множества других наблюдаются умеренные задержки в развитии речи и моторики. И все же меньше чем у половины детей эти нарушения выявлены лишь перед началом учебы в школе.
Это должно измениться, говорит Мэршелин Иерджин-Оллсопп, медицинский директор Национального Центра Исследования врожденных дефектов и отклонений в развитии. Проведенные исследования сообщают, что дети, у которых рано диагностировали задержки в развитии и стали проводить с ними развивающую терапию, добиваются большего успеха в преодолении болезни, чем те, у кого их обнаружили слишком поздно.
Какие есть виды развивающей терапии?
- Физическая терапия для развития крупной моторики
- Упражнения для развития мелкой моторики
- Исследование слуха и терапия по развитию речи
- Специальные дошкольные программы для детей с аутизмом
«Ранняя развивающая терапия не только помогает ребенку научиться выполнять различные необходимые действия, а также улучшает и отношения между родителем и ребенком, и понимание родителями сложившейся ситуации», — говорит Иерджин-Оллсопп. – «В целом, терапия приносит огромную пользу как ребенку, так и обществу в целом, так как у прошедшего ее ребенка больше шансов хорошо учиться в школе и избежать проблем с законом».
Речевые отклонения являются особой угрозой академическому развитию ребенка. «Если дети имеют существенные задержки в речевом развитии в 2 года, можно предположить какие проблемы ждут его в дальнейшем», — рассказывает Бейли. Но когда стоит принимать меры? «Даже если в 12 месяцев ваш ребенок ваш ребенок ведет себя неестественно тихо, не лопочет и не реагирует на ваш голос, отведите его к специалисту».
Государство предоставляет возможность бесплатной диагностики и развивающей терапии для всех детей с задержкой развития.
Что могут сделать родители?
Эксперты, с которыми мы говорили, рекомендуют следующее:
Крупная моторика
- После пробуждения кладите младенца на животик (для развития мышц шеи и спины)
- Создайте дома безопасную атмосферу и позволяйте младенцу находиться на полу и исследовать окружающее
- Дайте детям постарше возможность находиться на улице, где они могут бегать и прыгать
Мелкая моторика
- Давайте детям игрушки, сделанные из различных материалов, чтобы младенцы захотели исследовать их пальцами
- Обеспечьте соответствующие возрасту развивающие игры: головоломки, кубики, бумагу, и мелки
- Поощряйте малышей постарше учиться есть самостоятельно
Речевые навыки
- Включайте новорожденным музыку, чтобы стимулировать слух
- Разговаривайте со своим ребенком
- Читайте своему ребенку
- Называйте предметы, показывая их на картинках в книге
Социальное взаимодействие
- Улыбайтесь и смейтесь вместе с вашим малышом
- Ограничьте просмотр телевизора и больше играйте с вашим ребенком
«Социальное взаимодействие гораздо важнее, чем мы предполагали в прошлом», — говорит Иерджин-Оллсопп. – «Не оставляйте детей в одиночестве. Ежедневные занятия с ребенком очень важны для него».
Иллюстрации с сайта: © 2011 Thinkstock.
Физическое развитие детей младшего школьного возраста
Физическое развитие детей младшего школьного возраста характеризуется:
- быстрым ростом на фоне относительно медленного набора массы тела;
- равномерным развитием опорно-двигательного аппарата;
- интенсивным развитием крупных мышц рук и ног.
В этот период происходит завершение морфологического развития ЦНС. К возрасту 11-ти лет объём лёгких ребёнка составляет одну вторую объёма лёгких взрослого человека. Дети младшего школьного возраста имеют потребность в интенсивной двигательной активности, именно в этот период у них формируется предрасположенность к тем или иным видам физической активности.
Малыш до 1 года
Младенческий возраст характеризуется, прежде всего, эмоциональным общением, являющимся главным на данном этапе. Все действия новорожденного малыша производятся на инстинктивном уровне, неосознанно: он сосёт грудь или соску, двигает ручками и ножками, плачет, когда хочет есть или испытывает дискомфорт. Но пройдёт всего лишь несколько месяцев, и малыш начнёт осознанно улыбаться, ответит на мамину улыбку первым «агу» и потянется целенаправленно к игрушке. Здесь важным этапом психологического развития будет активное использование слуха и зрения. Достигнув возраста 6-8 месяцев, малыш научится ползать и примется изучать окружающий мир активнее. Он уже способен почувствовать связь между предметом и словом, его обозначающим. Первые слова открывают его словарный запас. К первой годовщине появления на свет малыш проявляет намерение общения с людьми. Он уже выбирает, кто ему нравится, а от кого лучше держаться подальше.
Физическое развитие детей среднего школьного возраста
Для физического развития детей среднего школьного возраста характерно следующее:
Вакцинация против менингококковой инфекции (Менактра, США)
- Стоимость: 5 000 руб.
- Продолжительность: 30 — 40 минут
Подробнее
- интенсивный рост — около 4-7 см в год;
- интенсивное увеличение массы тела — около 3-6 кг в год;
- рост длинных трубчатых костей рук и ног;
- интенсивный рост в высоту позвонков;
- быстрое развитие мышечной системы;
- формирование всех функциональных систем;
- улучшение координации и силовых способностей.
Начало полового созревания у девочек начинается на один-два года раньше, чем у мальчиков. В этот же временной период наблюдается интенсивное развитие дыхательной системы, увеличение показателей жизненной ёмкости лёгких.
Чему научился ребенок в полтора года
Физическое развитие ребенка в 18 месяцев позволяет ему делать многие вещи без помощи и поддержки взрослого. Несмотря на то что малыш развивается уже не так активно, как в первый год жизни, с наступлением каждого месяца можно отметить что-то новое, в том числе и в полтора года.
Что должен уметь ребенок в 18 месяцев?
- Большинство малышей начинают ходить без поддержки и опоры, некоторые делают это достаточно ловко и быстро;
- препятствий для ребенка становится все меньше, так как он с легкостью может переступить мешающий ему порог или предмет, забраться на диван и другую «высоту»;
- большая часть детей к этому возрасту уже произносит немало несложных слов, кто-то делает это лучше, кто-то достигает успехов несколько позже;
- есть самостоятельно приборами уже не представляет никакой сложности, ребенок справляется с этой задачей;
- налаживается контакт со взрослыми не только зрительный, но и речевой, так как ребенок уже может понимать речь родителей, реагировать на их вопросы;
- в полтора года ребенок спокойно наклоняется и поднимает любой предмет;
- если малышу приглянулась книга, игрушка или любой другой предмет, он укажет вам на это;
- малыш переворачивает страницы книг, показывает на знакомые картинки;
- еще не слишком умело, но уже уверенно ребенок может спускаться или подниматься по лестнице;
- мяч начинает вызывать интерес, малыш может его кидать, пинать ногами или даже старается поймать ручками;
- наряду с бутылочкой в жизни появляется и кружка, теперь маленький человек умеет из нее пить практически самостоятельно;
- если спросить у ребенка, где у него уши, нос или любая другая часть тела, он на нее укажет;
- ребенок старается принимать участие в снятии и надевании одежды, а также в ее выборе;
- в руках у крохи появляются карандаши, мелки или ручки, появляются первые «художественные шедевры»;
- особо «ранние» дети начинают осваивать горшок.
Физическое развитие детей старшего школьного возраста
В старшем школьном возрасте завершается половое созревание и чётко проявляются как половые, так и индивидуальные различия в строении тела. Помимо этого, наблюдается:
- замедление роста тела в высоту;
- прирост массы тела;
- завершение окостенения большей части скелета;
- утолщение трубчатых костей;
- активное развитие грудной клетки;
- быстрое и равномерное развитие мышц.
Если вы хотите узнать, насколько правильно происходит физическое развитие вашего ребёнка, обращайтесь в многопрофильную клинику ЦЭЛТ. У нас работают специалисты-педиатры, которые имеют большой опыт работы. Они проведут оценку физического развития Вашего ребёнка, предоставят Вам всю необходимую информацию и проконсультируют по интересующим Вас вопросам.
Запишитесь на прием через заявку или по телефону +7 +7 Мы работаем каждый день:
- Понедельник—пятница: 8.00—20.00
- Суббота: 8.00—18.00
- Воскресенье: выходной
Ближайшие к клинике станции метро и МЦК:
- Шоссе энтузиастов или Перово
- Партизанская
- Шоссе энтузиастов
Схема проезда