Одним из показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе является правильная, хорошо развитая речь. 6 лет — период чрезвычайно интенсивного ее развития.
Родители не всегда придают большого значения речевому развитию детей, считая, что их малыши все усвоят в школе. А в школе начинаются проблемы, так как письменная речь формируется на основе устной.
Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят. Если ребенок вместо «шапка» говорит «сапка», то, скорее всего, он так и напишет.
Естественно, что обучение письму базируется на устойчивых представлениях детей о порядке звуков в слове.
Характеристика особенности речи старших дошкольников
В старших группах дет.сада в процессе речевого развития у детей старшего дошкольного возраста основное внимание уделяется развитию речи монологической и диалогической, формированию у детей рече-творчества. Занятия нацеливают на формирование у дошкольников выразительной речи.
В целом речевая готовность к обучению в школе охватывает все виды речевой деятельности старшего дошкольника.
Сейчас очень много различных пособий и другой информативной базы по развитию речи у старших дошкольников.
Повсюду можно встретить различные сценарии и конспекты занятий по данной тематике. Казалось бы, о чем еще говорить? Но с каждым годом убеждаешься, что рече-грамотных первоклассников становится все меньше и меньше.
Всему виной средства массовой информации, компьютеризация детских умов. Это не только не обогащает речь ребенка дошкольного возраста, но наоборот портит полезные «речевые нормы этикета».
Речевая готовность ребенка к школе. Консультация для родителей детского сада
Речевая готовность детей к обучению в школе. Консультация для родителей.
Давидюк Оксана Николаевна Учитель-логопед.Место работы: МКДОУ детский сад «Берёзка» п. Лиственничный Кондинский район ХМАО — Югра.Цель:Познакомить родителей с основными предпосылками речевой готовности к школьному обучению. Быть готовым к школе – не значит уметь читать писать, считать. Быть готовым к школе – значит, Быть готовым всему этому научиться. Переход от дошкольного детства к периоду школьного обучения таит в себе много нововведений, одним из которых является овладение таким сложным навыком, как письменная речь. Как же определить готов ли ребенок к овладению письменной речью, и какие проблемы ожидают его впереди? На что именно стоит обратить внимание? Прежде всего, необходимо учесть, что письменная речь напрямую зависит от уровня развития устной речи. Если в речевом развитии дошкольника есть какие-либо отклонения, то к началу школьного обучения стоит приложить максимум усилий, чтобы их преодолеть. Каждый поступивший в школу ребенок, за годы обучения в начальной школе, должен хорошо овладеть грамотой, то есть научиться читать и писать. Правильное и достаточно беглое чтение, равно как и грамотное письмо, является необходимым условием для усвоения учеником всех других школьных предметов, а значит и для успешности его обучения в целом. Еще до начала обучения грамоте у ребенка должны быть сформированы необходимые для этого предпосылки: 1. Полноценность владения речевыми звуками. (на экран проецируется слайд № 2)
В норме вся звуковая сторона речи должны быть усвоена ребёнком полностью к 3 – 4 годам, к 5 – 6 годам он должен уметь дифференцировать звуки на слух и в произношении. Приходя в школу, ребёнок должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи. Он не должен их пропускать, искажать, заменять другими. Нарушение звукопроизносительной стороны речи может отложить свой отпечаток на навыке письма. Если ребенок искажает или заменяет какие либо звуки в устной речи (чаще всего это свистящие, шипящие, [р],[р,][л]), то есть вероятность, что в письменной речи эти звуки будут так же подвергаться замене или пропускаться. Разумеется, не все дети с нарушением звукопроизношения имеют такие проблемы (пропуски и замены букв на письме). Если у ребенка достаточно хорошо развит фонематический слух, то подобных сложностей не будет. Тем не менее, риск довольно велик, и к началу школьного обучения в интересах родителей позаботиться о том, чтобы будущий первоклассник чисто произносил все звуки.
2.Полная сформированность фонематических процессов. (на экран проецируется слайд № 3)
К началу школьного обучения у ребёнка должен быть хорошо развит фонематический слух — умение слышать узнавать и различать фонемы (звуки) родного языка. Недостаточный уровень развития, либо нарушение в развитии фонематического слуха в устной речи проявляются в заменах одного звука на другой (например: вместо «шапка» ребенок говорит «сапка»), в ошибках воспроизведения слов со сложной звуко-слоговой структурой, таких, как велосипедист, аквалангист и прочее. При этом следует обратить внимание, если ребенок при нормативном звукопроизношении путает звуки в устной речи, то на письме это отразиться аналогичным образом. И, разумеется, если у ребенка нарушено и звукопроизношение и фонематический слух, проблема становится еще серьезнее. Так же стоит отметить, что при закреплении подобных ошибок в письменной речи, работа усложняется и на искоренение этого дефекта понадобится гораздо больше времени. Для полноценного овладения чтением и письмом недостаточно умения дифференцировать звуки речи на слух, необходимо еще научиться звуковому анализу и синтезу слов, т.е. у ребенка должна быть сформирована — Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение выделять гласный начальный звук из слова, слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове, определять количество звуков в слове и т.д. Кроме того, дети должны знать и правильно употреблять термины “Звук”, “Слог”, “Слово”, “Предложение”, звуки гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий ; уметь работать со схемой слова, разрезной азбукой. Итак, если ребенок придет в школу не готовым к сложному процессу звукового анализа и синтеза слов, то он неизбежно встретится с большими трудностями. Казалось бы, что может быть проще: назвать звуки, из которых состоит слово? Предлагаю провести небольшой эксперимент: назовите по порядку все звуки в слове «КОТ», скажите, вы представили себе слово написанным или произносили слово, прежде чем назвать звуки? Надо отметить, что тот, кто представил написанное слово – на самом деле, провел не звуковой, а буквенный анализ. Если вы сомневаетесь, предлагаю еще одно слово «ЮРА». Какой первый звук? Стоп! Звука [ю] нет в природе. Прислушайтесь: й-ура, первый звук в этом слове – [й]. Вы видите, что даже взрослому, грамотному человеку не так – то просто произвести звуковой анализ слова. А каково же ребенку? Давайте попробуем провести еще один маленький эксперимент: назовите слова, которые начинаются с того же звука, что и слово “ЛИСА”. ( В случае: 1.
Если родители называют слова, начинающиеся с твердого звук Л
— Вы не обратили внимание на то, что этот первый звук – мягкий согласный. Поэтому Вы назвали и слово “лес” и слово “лампа”. Вы не вслушивались в звуки, вы думали о букве. Звуковую действительность Вы подменили буквенной и поэтому совсем упустили из виду мягкость или твердость согласных звуков. 2.
Если родители, верно выполнили задание:
Молодцы, Вы справились с заданием и учли мягкость и твердость согласных. Детям же этому нужно еще учится. ) Занимаясь с ребенком самыми различными упражнениями именно со звуковой стороной слова. Мы незаметно вводим ребенка в увлекательнейший мир языка, открываем для него особую языковую действительность и таким образом приводим, незаметно для него, к чтению.
(на экран проецируется слайд № 4) — родителям предлагается выполнить практические упражнения3.Достаточность словарного запаса. (на экран проецируется слайд № 5)
К 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас. В своей речи он должен активно использовать антонимы (грустный — весёлый, молодой — старый, высоко — низко, бежать — стоять, разговаривать-молчать и т. д.), синонимы (например, пес, собака, псина; лошадь, конь, жеребец, скакун и т. д.), слова – действия, слова – признаки. Чем больше у ребенка словарный запас, тем богаче, выразительнее и образнее будет его собственная речь, и тем он лучше будет понимать речь окружающих его людей.
(на экран проецируется слайд № 6) — родителям предлагается выполнить практические упражнения4.Сформированность грамматического строя речи. (на экран проецируется слайд № 7)
Умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением; правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их. К 7 годам ребёнок должен уметь понимать различные грамматические конструкции. Например, Папа прочёл газету после того, как позавтракал. (Что он сделал вначале?) Охотник бежит за собакой. (Кто бежит впереди?) и т. д. А также правильно образовывать слова . Например, варенье из сливы – сливовое, шапка из соломы – соломенная, у лисы – лисята, у льва – львята и т. д. Недостаточный уровень развития грамматического строя речи приведет к ошибкам, выражающимся в согласовании слов в предложении по роду, числу, падежу; к неадекватному использованию предлогов. Трудности в овладении навыками словообразования и словоизменения спровоцируют возникновение ошибок в тех словах, для правильности написания которых, необходимо подобрать проверочное слово.
(на экран проецируется слайд №8 ) — родителям предлагается выполнить практические упражнения5. Владение связной речью. (на экран проецируется слайд №9 )
К 7 годам ребёнок должен уметь пересказывать небольшие по объёму незнакомые рассказы и сказки. При пересказе обращается внимание на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль), на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ), на лексику (полнота использования лексики — слов), на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения), на плавность речи (отсутствие подсказок по ходу пересказа).
(на экран проецируется слайд №10 ) — родителям предлагается выполнить практические упражнения
Итак, если ребенок допускает аграмматизмы в устной речи, это отразится и на письме. Родители будущих первоклассников должны четко осознавать, что процесс овладения письменной речью сам по себе для ребенка очень сложен, а если имеются речевые нарушения, то задача становится еще тяжелее. При возникновении дисграфии (нарушение письма) и дислексии (нарушение чтения) ребенок вынужден не только осваивать учебную программу, но и вести работу по преодолению специфических ошибок на письме. Поскольку чтение и письмо – это снова школьного обучения и без этого навыка не обходится практически ни один урок, дети, страдающие от дисграфии и дислексии быстро переходят в разряд неуспевающих. Кроме того, у ребенка появляется негативный настрой к учебе, естественно, низкие оценки и многочисленные ошибки заставляют школьника «опустить руки» и мешают ему поверить в собственные возможности. Для того чтобы искоренить дисграфические ошибки требуется очень много времени и сил. Таким образом, гораздо проще предотвратить это нарушение в дошкольном детстве, вовремя обратив внимания на патологии в развитии устной речи. Когда начинать готовить ребенка к школе? Как лучше это делать? Чему и как учить? Единого рецепта нет, да и быть не может: с одним нужно больше говорить, другого больше слушать, с третьим бегать и прыгать, а четвертого учить “по минуточкам” сидеть и внимательно работать. Одно ясно – готовить ребенка к школе нужно; и все, чему Вы научите ребенка сейчас, а главное – чему он научится сам, поможет быть ему успешным в школе.
Презентация на тему: Речевая готовность ребенка к обучению в школе
Рекомендуем посмотреть:
Памятка для родителей ДОУ. Признаки склонности к кариесу Профилактика дорожно-транспортного травматизма в ДОУ Консультация для родителей детей с задержкой речи Консультация для родителей детского сада. Роль семейных взаимоотношений в нравственном формировании
Похожие статьи:
Логопедическое обследование при поступлении в школу
Характеристика нарушений речи детей
В речевой деятельности большинству детей старшего дошкольного возраста свойственны неуверенность в себе, детям трудно выразить свои мысли в правильной форме. Улюлюканье родителей способствует тому, что дети начинают коверкать слова, заменяя одни звуки другими, более ласкательными слух.
У 60% старших дошкольников, согласно наблюдениям, часты нарушения грамматики и выразительности речи. К этому относим неправильное согласование слов при составлении предложений. Даже несложные предложения бывают очень искажены. Словарный запас беден или наполнен лексикой из популярных теле- и компьютерных программ и игр.
Хотя овладевать основами грамоты детки будут лишь в период обучения в школе, тем не менее в детском саду уже необходимо проводить специальные речевые занятия. Тогда в школе детям будет легче усваивать нормы языка. Важными направлениями в речевой деятельности — фонетика, лексика, грамматическая, умения связно говорить при построении небольших диалогов и кратких монологов.
Характеристика детей с развитой речью
У детей с развитой речью обычно наблюдается высокий уровень интеллектуального и социального развития.
Рассмотрим основные направления речевой готовности дошкольников к школе.
Звуковая речевая культура должна быть достаточно сформирована. Дети старшего дошкольного возраста должны иметь четкую дикцию, хорошее звукопроизношение.
Словарь старших дошкольников должен быть обогащен и активизирован различными словами и оборотами. Это поможет детям в общении с окружающими.
Грамматический строй и особенности выразительности речи старших дошкольников осваиваются и используются через образование новых слов, когда ребенок дошкольного возраста учится изменять слова морфологически, изменять падеж слов, сравнивать прилагательные. Использовать все степени сравнения прилагательного и наречия.
Связная детская речь, к которой относят диалогические высказывания и монологи, предполагает формирование у детей умений строить самостоятельно правильные высказывания. Это должны быть разные предложения: рассуждение, повествование, описание. Такие умения успешно формируются, когда ребенок слушает внимательно высказывания других, затем повторяет предложения. Хорошо, когда собеседник грамотен, тогда ребенку будут представлены правильные образцы речи.
К шестому году жизни дошкольник совершенствует все стороны речевой деятельности. Обладает связной и выразительной речью. В общении старший дошкольник понятно отвечает на вопросы, имеет большой запас слов. Это в идеале. Если же этого нет, то нужно бить тревогу. И в кратчайшие сроки, пока ребенок не пошел в школу, нужно вести целенаправленную речевую коррекцию.
Словарный запас
У ребенка должен быть достаточно хорошо развит словарный запас, он должен ориентироваться в родовых и видовых отношениях предметов:
— правильно относить единичные предметы к той или иной группе предметов (диван- мебель, подберезовик-гриб, фиалка — комнатное растение, слесарь — профессия…)
— уметь давать определение предмета через родовое название и видовое понятие: сахарница — это посуда, в которой находится сахар… Овощи режет — овощерезка…
Игра «Аукцион слов»- будет способствовать расширению и обогащению словарного запаса детей именами прилагательными. Для игры сгодится любой предмет.
Предложите назвать ребенку слова признаки:
— Какая кастрюля? Ребенок говорит : чистая, далее ваше слово «глубокая»… и т. д. На ком закончатся слова,тот и выиграл….
Выделять четвертый лишний предмет:
— самолет, вертолет, велосипед, воздушный шар.
— синица, воробей, грач, снегирь.
Ребенок должен знать несколько «упрямых» слов: которые никогда не меняются: «пальто», «какао»…
К концу 6 года дошкольник должен понимать и использовать в речи антонимы — подбирать пары слов с противоположным значением, обозначающих пространственные понятия (высокий — низкий…), состояния предметов (горячий — холодный), чувств человека (веселый — грустный), пространственные и временные понятия (рано — поздно, здесь — там, раньше позже, слева — справа) и другие.
Начинают 6-летние дети осмысливать и понимать слова с переносным значением (золотые руки, время ползет, короткая память).
Важное значение имеет работа над синонимами — словами, близкими по значению, которые выражают разные оттенки смыслового значения (веселый — радостный — смешной).
Также ребенок к концу года может понимать и называть с помощью взрослых родственные, похожие слова :
Снег — сногопад, снеговик, снегурочка, снегирь.
Какие средства использовать в процессе речевой коррекции?
Речевая готовность детей достигается часто через игры. В том числе коррекция через дидактические игры, упражнения.
Беседам следует также уделять большое внимание. Во время беседы со взрослым ребенок рассматриваемого нами возраста будет стараться говорить выразительнее. В таких беседах можно использовать разные обороты тренировочного характера. Например, начать с одного слова, затем попросить ребенка повторить словосочетание из двух слов, затем из трех. Постепенно дойти до предложения, от простого к сложному.
На занятиях по развитию речи очень важно индивидуально подходить к каждому ребенку, ведь рече-нарушения у каждого дошкольника разные. Качество коррекции речи у детей старшего дошкольного возраста зависит от того, насколько дети заинтересованы в результате формирования у них правильной и выразительной речи. Искренне ли дети данного возраста заинтересованы в том, что научиться красиво и выразительно высказываться.
Эффективности коррекции детской речи способствуют самостоятельные детские игры, во время которых дети разглядывают картинки, книги. После этого можно спросить дошкольников, чем они занимались, что рассматривали, что изображено в книжках.
Такой подход поможет приучить детей обсуждать с воспитателем и другими детьми то, что они видели, чем занимались.
Когда нарушения слишком серьезные, например, проблемы с артикуляционным аппаратом ребенка, то полезно будет заниматься с ребенком перед зеркалом, учить его правильно пользоваться артикуляцией. Объяснять, как устроен язычок, как нужно располагать его при произнесении того или иного звука.
I. Теоретические основы проблемы речевой готовности к школьному обучению.
В отечественной психологии выделяется несколько аспектов подготовительной к школе работы, в том числе социальный, интеллектуальный и эмоциональный. Все указанные аспекты должна подвести ребенка к школьной зрелости, и все они имеют непосредственную связь с развитием речи ребенка и речевой компетентности, включающей в себя овладение всеми видами речевой деятельности, основами культуры устной речи и умениями использовать язык в ситуациях общения.
Психологи доказали, что изучение соотношения мысли, речи и языка в становлении личности ребёнка-дошкольника предоставляет возможности для выявления закономерностей развития интеллектуальных, коммуникативных, речевых и языковых способностей в дошкольном детстве.
Так, известный исследователь детской речи Ф.А.Сохин считал, что осознание языковой действительности ребенком составляет существенную сторону его умственного развития, которое играет огромную роль в последующем изучении родного языка в школе. Он подчеркивал, что осознание языковых явлений не только обеспечивает возможность перевода речевых навыков и умений из автоматического плана в план произвольный, но и создаёт условия для достижения большей эффективности речевого развития и общения, в дальнейшем овладении языком. Это относится ко всем сторонам речевого развития: фонетической, лексической, грамматической и особенно к развитию связной монологической речи.
Проблема взаимосвязи становления речи и интеллекта в развитии языковых способностей дошкольника рассматривалась исследователями (психологами, педагогами, лингвистами) в разных аспектах.
Ещё В. фон Гумбольдт писал, что интеллектуальная деятельность и язык представляют единое целое. Его высказывания о природе возникновения языковой способности у ребенка напрямую относятся к пониманию роли осознания явлений языка и речи в овладении родным языком, так как именно язык оказывает влияние на формирование системы понятий и системы ценностей.
Способы образования понятий с помощью языка, считаются общими для всех языков. Основополагающие для лингвофилософской концепции В. фон Гумбольдта положения о взаимосвязи и единстве отношений мысли, речи и языка позволяют «познать сущность живой речи и составить верную картину живого языка» (Гумбольдт, 1984, с. 70). Идеи В. фон Гумбольдта о том, что в каждом языке заложено самобытное миросозерцание, что между человеком и природой существует воздействие изнутри и вовне, напрямую связано с формированием представлений о языковой картине мира. Как важнейший вывод из всего вышесказанного звучит его выражение;
И как невозможно исчерпать содержание мышления во всей бесконечности его связей, так неисчерпаемо множество значений и связей в языке
В. Гумбольдт,1984, с. 77
Аналогичную мысль высказывал Л.С.Выготский, который считал, что слово – это неисчерпаемый источник новых проблем; смысл слова никогда не является полным, а, в конечном счете, он упирается в понимание мира и определяется всем богатством моментов, связанных с этим словом.
Анализируя мысли В. Фон Гумбольдта, А.А.Леонтьев подчёркивал, что ребенок не просто имитирует или копирует в своей речи речь взрослых. Развитие его речи – это, прежде всего, развитие способа общения. При этом, располагая набором исходных средств (слова «взрослого» языка и правила их организации), ребенок не в состоянии из-за общего уровня психического развития и характера его социальных взаимоотношений с окружающими использовать эти средства так, как это делает взрослый. Вместе с тем он точно воспроизводит звуковой облик слова и его предметную отнесенность. Дальнейшее усложнение детской речи идет по нескольким путям. Происходит последовательное осознание ребенком своей речи, или, как подчеркивает А.А.Леонтьев, произвольность речи, а затем вычленение ее компонентов. Под произвольностью автор понимает способность ребенка в порядке волевого акта осуществлять свою речь.
Ребенок, овладевающий языком, погружается в атмосферу единства речи, языка и мышления. Психолингвисты рассматривают способность этой сложной системы к саморазвитию через призму овладения наименьшей единицей, которой они считают слово. Важнейшей составляющей вышеназванной взаимосвязи является значение слова, потому что в основе развития мыслительной, речевой и языковой способности лежит семантический компонент. При этом подчеркнем роль формирования метаязыковой деятельности – формирования элементарного осознания явлений языка и речи.
Необходимой предпосылкой формирования системы языковых связей является потребность ребенка в речевом общении, возникающая в ходе деятельности. Как только слова начинают служить ребенку для общения, они уже содержат в себе элементарное обобщение тех ситуаций, в которых были усвоены, отсюда появляется новый тип общения со взрослыми — собственно речевое общение. Речь, речевая деятельность создаёт уникальную возможность отражать многообразие окружающего мира, благодаря непрерывному развитию значений слов и динамичности их смысла (А.В.Запорожец, Н. И.Жинкин, Д.Б.Эльконин).
Как сформировать у старшего дошкольника выразительную речь
Выразительная детская речь — очень редкое явление. Но такая речь является признаком интеллектуально развитого ребенка. Дети с выразительностью речи в дальнейшем хорошо учатся, у них хорошие взаимоотношения с учителями. Для формирования такой речи опять же важно заинтересовать ребенка. А что, как ни игра, поможет в данном процессе. Формированию выразительности помогут театрализованные игры или драматизация. Дети берут на себя различные роли. При этом они не говорят своим голосом, а пытаются подражать героям истории. Тут и интонация, и тембр речи изменяется в лучшую сторону. Дошкольники в роли театрализованного спектакля пытаются как можно четче и выразительнее произносить слова и предложения. Они чувствуют себя настоящими артистами, а артисты должны говорить красиво.