Картотека игр на развитие звуковой культуры речи
Предлагаем вам ознакомиться с подборкой игр, которые направлены на развитие звуковой культуры речи.
Для средней группы детского сада
Игра 1 “Звуковая цепочка”
Для проведения игры понадобятся карточка с изображением разных предметов. Например, на первом изображении дети видят помидор. Они определяют, с какой буквы слово начинается, а затем – какой буквой заканчивается. После этого малыши ищут изображение, которое начинается на последнюю букву предыдущего слова – в нашем случае это “Р”. И так минимум 10 слов в цепочке.
При этом дети должны называть слова и выделять в них голосом крайние звуки.
Игра 2 “Поищите место для звука”
Для этой игры взрослым нужны будут карточки с различными предметами и карточки со схемами расположения звуков (в них всегда одна клеточка с нужным звуком закрашена).
Выбирать нужно такие картинки, в которых встречается один и тот же звук, но в разных местах (например, автобус, платье и книга).
Малыши должны соотнести картинки с предложенными схемами.
Игра 3 ” Кто в домике живет?”
Нужно подготовить плоские домики с буквой на чердаке и карточки с изображением предметов. На чердаке каждого домика написана буква – например, с, з, к или п.
На столе разложить картинки со словами, которые начинаются на предложенные звуки. Для буквы “к” – кот, коза и курица, для буквы “с” – слон, сова, собака, для буквы “з” – заяц, зебра.
Задача детей заключается в том, чтобы “расселить” животных в соответствующие домики.
Игра 4 “Покупатель – продавец”
Игровое упражнение направлено на улучшение дифференциации звуков р-л и с-ш. Взрослый говорит детям, что сегодня он будет продавцом в большом магазине, а малыши – покупателями. При этом воспитанники получают вместо денег карточки со звуками. Тогда взрослый говорит, что за эти звуки в магазине можно купить все товары, в названиях которых присутствует тот или иной звук.
Товары нужно подбирать таким образом, чтобы в них были звуки р, л, с и ш.
Игра 5 “Подбери пару”
Данная игра развивает способность малышей различать слова, которые отличаются одним только звуком.
В один столбик выкладываются карточки со следующими изображениями: кот, коса, мишка, рак, крыша, дом, осы. А во второй столбик нужно выложить такие картинки: кит, коза, мышка, мак, крыса, дым, усы.
Задача детей проста – соединить слова попарно.
Для младшей группы детского сада
Игра 1 “Подуй на пушинку”
Следующие игры направлены на развитие фонематического слуха, речевого внимания и дыхания, а также закрепление правильного произношения звуков и целых слов.
НОД по звуковой культуре речи в подготовительной группе
Дети встают по кругу, каждому из них раздается небольшая пушинка (можно заменить кусочком медицинской ваты). Малышам предлагается поставить ладонь перед лицом и подуть на пушинки, произнося “Фуууу”. Таких повторов должны быть не меньше пяти.
Игра 2 “Любители меда”
Взрослый говорит воспитанникам, что сегодня они побудут мишками. А мишки очень любят мед. Малыши должны поднести “лапку” ко рту и проимитировать, как мишки облизывают мед с лапок. При этом детям не нужно дотрагиваться до рук. Затем нужно облизнуть губы по кругу.
Воспитатель должен все движения показать детям на своем примере.
Потом воспитатель спрашивает: “Наши мишки наелись?”. Дети гладят себя по животикам и произносят: “Ууууу” (несколько раз).
Игра повторяется не меньше 4 раз.
Игра 3 “Накормите птичек”
Воспитатель говорит, что она будет мамой-птицей, а воспитанники – её птенчиками. Взрослый предлагает малышам бегать по кругу, размахивать крыльями и кричать: “Пи-пи-пи-пи”.
Потом “мама” говорит деткам, что они сейчас будут кушать. Дети должны присесть, поднять голову вверх и широко раскрыть рот. Задержаться в таком положении на несколько секунд.
Игра 4 “Часики”
Воспитатель спрашивает, как ходят часы, дети отвечают: “Тик-так”. Потом взрослый говорит: ” А как бьют часы?” Дети в ответ: “Бим-бом”. Воспитатель предлагает детям громко пробить часиками, потом показать, как они ходят – тоже громко. Повторить звукосочетания по 5 раз.
Затем детям нужно показать, как ходят и бьют маленькие часики – при этом голос детей нужно снизить. Повторить тоже 5-6 раз.
Картотека игр для детей старшей группы
Все следующие игровые упражнения выполняются для закрепления правильного произношения и дифференциации звуков.
Игра 1 “Скажи как я”
Для проведения игры понадобится мяч.
Дети становятся по кругу, а воспитатель бросает мяч и говорит любое слово с акцентом на твердый или мягкий звук. Ребенок повторяет слово с таким же акцентом. И так проговаривает каждый ребенок по кругу.
Если у малыша не получается произнести слово с первого раза, взрослый повторяет его несколько раз.
Игра 2 “Назови слова”
Воспитатель предлагает детям назвать все слова, в которых есть звук р или рь. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, кто соберет больше всего фишек.
То же самое упражнение проводят со звуками л или ль.
Игра 2 “Прочитай скороговорки”
Воспитатель предлагает правильно проговорить чистоговорки. Произносятся они на два выдоха. Первые две строчки – на один выдох, ещё две строчки – на второй выдох.
Предлагаемая скороговорка: “Дождик, дождик, Не дожди! Дай дойти до дому Дедушке седому.”
Сначала проговаривают хором громко, а потом каждый ребенок говорит отдельно по 2-3 раза.
Игра 3 “Придумай конец”
Воспитатель читает строчки стихотворений, а дети придумывают окончания строчек.
Примеры стихотворения:
“Не будильник, а разбудит, Запоет, проснутся люди.
На голове гребешок, Это Петя. (петушок).
Учим выговаривать шипящие звуки по методикам Фомичевой и Богомоловой
Я сегодня утром рано умывался из-под. (крана).
Солнце светит очень ярко, Бегемоту стало. (жарко).
Вдруг небо тучей затянуло, из тучи молния. (сверкнула).”
Игра 5 “Поиски одинакового звука”
Воспитатель называет пары слов, в которых есть одинаковые звуки. При этом сначала нужно произнести слоги протяжно, а потом четко, останавливаясь после каждого слога.
Например, берем слова “машина” и “малина”. Взрослый говорит: “Мааааашинаааа”, потом – “Маааааалинаааа”. После этого проговаривается с четкой паузой: “Ма-ши-на” и “Ма-ли-на”.
Дети должны хлопнуть в ладоши на каждый слог, посчитать, сколько их в каждом слове. А затем назвать те слоги, которые повторяются и в первом, и во втором слове.
Музыкальное знятие для детей средней группы
Конспект НОД для детей средней группы по теме «Звуки разные бывают»
ЦЕЛЬ: Обогащать представление детей о шумовых и музыкальных звуках (от бытового звука к звуку музыкальному). ЗАДАЧИ: Образовательные:
— Учить детей внимательно слушать звуки, выполняя соответствующие указания педагога
Развивающие:
— Развивать музыкально-слуховые представления, связанные с различением и воспроизведением — Развивать способность к элементарной импровизации, звуковую фантазию, ассоциативное мышление.
Воспитательные:
— Воспитывать у детей коммуникативные навыки Дети свободно проходят в зал. МУЗ.РУКОВОДИТЕЛЬ: Ребятки, у нас случилась беда. Я сегодня пришла на работу, а окно было открыто. И в нашем зале я не обнаружила ни одного звука. Вы мне поможете их найти? ДЕТИ: Да! МУЗ.РУКОВОДИТЕЛЬ: Ну хорошо, договорились, мы вместе будем друг другу помогать. Давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга.
Коммуникативная игра
Собрались ребята в круг, Слева — друг и справа — друг. Вместе за руки возьмёмся И друг- другу улыбнёмся. МУЗ.РУКОВОДИТЕЛЬ: Давайте послушаем, как звучит тишина, хоть кажется нам, что она не слышна.
Дети слушают тишину
МУЗ.РУКОВОДИТЕЛЬ: Что вы слышите?
Дети говорят, что они услышали.
МУЗ.РУКОВОДИТЕЛЬ: Вам было бы интересно жить в мире, где нет ни одного звука? Ответом на вопрос будет стихотворение. Стихотворение «Звуки» А. Усачев Жизнь была бы страшно скучной, Если б жизнь была беззвучной. Как прекрасно слышать звук: Шум дождя и сердца стук! Мы кричим, смеемся, дышим, Мы слова и мысли слышим, Слышим даже тишину… Как гуляет кот по крыше, Как стучат за стенкой мыши, Волки воют на луну. Мир без звуков был бы грустный, Серый, скучный и «невкусный»! Ребята! А давайте посмотрим вокруг и подумаем, где же прячутся звуки? Прислушайтесь…вокруг нас живет много звуков
(воспитатель кашляет изображает шорох)
дети узнают. ДЕТИ: в музыкальных инструментах, в колонках, в магнитофоне МУЗ.РУКОВОДИТЕЛЬ: Давайте вместе похлопаем в ладоши, что получилось? ДЕТИ: звук прячется в ладошках. МУЗ.РУКОВОДИТЕЛЬ: А теперь помаршируем. ДЕТИ: Звук прячется в полу. МУЗ.РУКОВОДИТЕЛЬ: Все на свете дети знают, Звуки разные бывают: Журавлей прощальный клёкот, Самолёта громкий рокот, Гул машины во дворе, Лай собаки в конуре, Стук колёс и шум станка, Тихий шелест ветерка. Это звуки шумовые, Только есть ещё другие: Не шуршания, не стуки- Музыкальные есть звуки. Итак, отправляемся искать звуки. Нам нужно сказать такие слова: По дорожке мы пойдём, Звуки мы сейчас найдём.
(Останавливаются, прислушиваются)Звучит мп3 – гул самолёта
ДЕТИ: Звук самолёта. МУЗ.РУКОВОДИТЕЛЬ:А как вы думаете, это музыкальный звук или шумовой? ДЕТИ: шумовой. МУЗ.РУКОВОДИТЕЛЬ: А давайте попробуем сделать его музыкальным. Для этого звук надо пропеть: у –у –у –у –у!
(Дети пропевают (импровизируя), на слайдах появляется самолёт)Звучит мп3 – сигнал машины
(Дети пропевают: би – би — би,
на слайдах появляется машина
)
Звучит мп3 – сигнал поезда
(Дети пропевают: чух-чух-чух,
на слайдах появляется поезд)
Звучит мп3 –гром и дождьПЕСНЯ «ТУЧКА»
МУЗ.РУКОВОДИТЕЛЬ:И у людей есть свои звуки по которым мы узнаем человека Ход игры. Взрослый говорит: «А можно ли узнать человека по голосу? Давайте закроем глаза и будем отгадывать, чей же это голос, кто говорит». Дети на слух определяют тембр голоса поющего: «Эту песенку свою я тебе, дружок спою. Ты глаза не открывай, кто я — ну-ка, угадай». ИГРА «УЗНАЙ ПО ГОЛОСУ». МУЗ.РУКОВОДИТЕЛЬ: По дорожке мы пойдём, Звуки мы сейчас найдём. (Дети подходят к столу, находят записку и корзинку с овощами, ритмические палочки)
ЗАПИСКА: Урожайный нынче год, Вот поспел уж огород. С овощами, с фруктами Вам дарю корзинку я. Звуки вы в них отыщите, Обязательно, друзья. ВАША ОСЕНЬ
«ОВОЩИ» ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА.
(Мор-ков-ка, ка-пу-ста, реп-ка)- пропевают и стучат ритмическими палочками По дорожке мы пойдём, Звуки мы сейчас найдём. МУЗ.РУКОВОДИТЕЛЬ: Вот мы и подошли к нашей маленькой музыкальной мастерской. Здесь вы сможете смастерить своими руками шумовые инструменты. Дети мастерят из яиц от киндерсюрпризов шумовые инструменты.
-Послушать звонкие инструменты -Послушать тихие инструменты -Одинаково ли звучат эти инструменты? Пришла пора опробовать ваши шумовые инструменты в действии. Давайте поиграем на них все вместе.
(дети играют).
Что-то наши музыканты совсем разыгрались и успокоить их может только дирижер. Берите свои инструменты и становитесь в круг. А Наталья Владимировна будет дирижером? Музыка громкая – играют звонкие киндеры, музыка тихая – играют тихие киндеры.
МУЗ.РУКОВОДИТЕЛЬ: Вы, ребята, молодцы, звуки все собрать смогли. Мы в ладошки все прихлопнем, Бойко ножками притопнем, Щёчки все надуем в раз Танцевать начнём сейчас. КОММУНИКАТИВНЫЙ ТАНЕЦ «ПОКРУЖИСЬ СО МНОЙ, ДРУЖОК».
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД по музыке в средней группе «Птицы весной» Конспект интегрированного урока ИЗО, литература и МХК для 6 класса Брейн — ринг по музыкальной литературе для учащихся VI класса ДШИ Из опыта сотрудничества вокального коллектива. Сценарная разработка
Похожие статьи:
МУЗЫКА. Поурочные разработки по музыке для 4 класса общеобразовательных школ
Музыкальная викторина для школьников 9, 10, 11 класса
Фестиваль «Давыдовский». Итоги
Классный час 7, 8 класс по теме: Как уберечься от беды
Конспект НОД в средней группе по художественному творчеству
Упражнения на развитие звуковой культуры речи
Все упражнения может проводить с ребенком как воспитатель в детском саду, так и логопед, а также родители.
Упражнение ” Найди звук”
Взрослый говорит, что сейчас он будет называть слова по очереди, а дети должны будут найти в них определенный звук (обычно ищут звуки с, з, ц, ж и ш – это необходимо для их дифференциации). Если услышали звук, нужно громко хлопнуть в ладоши.
Примеры слов:
- для звука “ж” – жук, жаба, живот;
- для звука “з” – зуб, замок, зима;
- для звука “ц” – цапля, цыпленок, царевна;
- для звука “ш” – шарик, шутка, шепот;
- для звука “с” – суп, сынок, сумка.
Упражнение “Испорченный телефон”
Здесь принимают участие как взрослые, так и дети. Все садятся по кругу. Сначала взрослый говорит на ухо слово, в котором есть либо шипящий звук, либо сонорный. В конце слово произносится вслух. Если оно оказалось неверным, нужно выяснить, кто неправильно услышал слово и какой звук оказался проблемным.
Упражнение “Выполни поручение”
Ребенок и взрослый становятся друг от друга на небольшом расстоянии – примерно 5-6 метров. Взрослый говорит любую фразу с просьбой. Например, принести миску, показать зубки, улыбнуться или переложить игрушку.
При этом все слова проговариваются шепотом. Можно изменить ход упражнения, сказав шепотом не просьбу, а просто слово. И попросить ребенка повторить услышанное.
Упражнение “Подарки на День рождения”
Дети сами выбирают именинника, все остальные будут гостями. Каждый “гость” приходит в гости и произносит: “Я дарю тебе…”, но при этом не говорит, что именно дарит, а показывает это жестами и мимикой. Именинник должен отгадать, что ему подарили гости.
В качестве артикуляционной разминки дети должны не только показывать подаренное, но и четко проговаривать это губами.
Звуки [А], [О], [И], [У]
Тема: Звуки [А], [О], [И], [У].
Цель: обобщить знания детей о звуках [А], [О], [И], [У].
Задачи:
1. Научить детей выделять звуки [А], [О], [И], [У] среди других звуков, слогов, слов; 2. Совершенствовать навык детей производить слухо-произносительную дифференциацию звуков [А], [О], [И], [У]. 3. Продолжать формировать фонематические представления детей на материале звуков [А], [О], [И], [У].
Демонстрационный материал: собачка, четыре куклы, картинки: арбуз, заяц с длинными ушами, утюг, осень, овощи, иголка, индюк, игрушка, автобус, апельсин, ананас, огурец, облако, ослик, утка, улитка, удочка.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Что за чудо, чудеса Раз рука и два рука Вот ладошка правая Вот ладошка левая И скажу, вам не тая Руки всем нужны друзья. Добрые руки погладят собаку Умные руки умеют лепить Чуткие руки умеют дружить.
II. Работа по теме занятия.
1. Д/и «В гости к нам пришли куклы»: педагог сообщает детям, что в гости к ним пришли куклы. Затем говорит, что имя первой куклы начинается на звук [А], спрашивает детей о том, какие имена девочек они знают на звук [А]. Совместно с педагогом решают, как назвать куклу. Такую же работу проделывают со звуками [О], [И], [У]. 2. Д/упр. «Характеристики звуков». Педагог спрашивает детей о том, какие это звуки и их обозначение. 3. Д/и «Повтори за мной»: АИУ; УИА; ИОАУ; ОУИА; ОАИ. 4. Д/и «Хлопни в ладоши, если услышишь звук [A] ([О], [У], [И])» 5. Д/упр. «Закончи предложение»: взрослый предлагает детям закончить одним словом предложения. В качестве подсказки используются картинки. Мама купила большой…(арбуз). У зайца длинные…(уши). Мама гладит…(утюгом). Наступила золотая…(осень). Помидор, огурец и лук-это…(овощи). Маша вдевает нитку в…(иголку). В деревне у бабушки живёт…(индюк). Толику купили новую…(игрушку).
III. Физкультминутка.
Головами покиваем, Носиками помотаем, А зубами постучим, И немножко помолчим. Плечиками мы покрутим, И про ручки не забудем. Пальчиками потрясём, И немножко отдохнём. Мы ногами поболтаем, И чуть-чуть поприседаем, Ножку ножкой подобьём, И сначала всё начнём.
IV. Продолжение работы по теме занятия.
1. Д/и «Подарки куклам» Детям предлагается «подарить» каждой кукле подарки. Для этого нужно вспомнить все слова, начинающиеся на звук [A] ([О], [У], [И]). 2. Д/упр. «Выбери картинки». Детям предлагается назвать сначала все картинки, затем только те, которые начинаются на звук [A] ([О], [У], [И]).
V. Итог.
Педагог спрашивает детей, кто приходил к ним сегодня в гости, просит назвать имена кукол. После этого спрашивает, какие звуки вспоминали, повторяют их характеристики. Куклы «угощают» детей сладким сюрпризом.