Звуковая культура речи в средней группе детского сада


Картотека игр на развитие звуковой культуры речи

Предлагаем вам ознакомиться с подборкой игр, которые направлены на развитие звуковой культуры речи.

Для средней группы детского сада

Игра 1 “Звуковая цепочка”

Для проведения игры понадобятся карточка с изображением разных предметов. Например, на первом изображении дети видят помидор. Они определяют, с какой буквы слово начинается, а затем – какой буквой заканчивается. После этого малыши ищут изображение, которое начинается на последнюю букву предыдущего слова – в нашем случае это “Р”. И так минимум 10 слов в цепочке.

При этом дети должны называть слова и выделять в них голосом крайние звуки.

Игра 2 “Поищите место для звука”

Для этой игры взрослым нужны будут карточки с различными предметами и карточки со схемами расположения звуков (в них всегда одна клеточка с нужным звуком закрашена).

Выбирать нужно такие картинки, в которых встречается один и тот же звук, но в разных местах (например, автобус, платье и книга).

Малыши должны соотнести картинки с предложенными схемами.

Игра 3 ” Кто в домике живет?”

Нужно подготовить плоские домики с буквой на чердаке и карточки с изображением предметов. На чердаке каждого домика написана буква – например, с, з, к или п.

На столе разложить картинки со словами, которые начинаются на предложенные звуки. Для буквы “к” – кот, коза и курица, для буквы “с” – слон, сова, собака, для буквы “з” – заяц, зебра.

Задача детей заключается в том, чтобы “расселить” животных в соответствующие домики.

Игра 4 “Покупатель – продавец”

Игровое упражнение направлено на улучшение дифференциации звуков р-л и с-ш. Взрослый говорит детям, что сегодня он будет продавцом в большом магазине, а малыши – покупателями. При этом воспитанники получают вместо денег карточки со звуками. Тогда взрослый говорит, что за эти звуки в магазине можно купить все товары, в названиях которых присутствует тот или иной звук.

Товары нужно подбирать таким образом, чтобы в них были звуки р, л, с и ш.

Игра 5 “Подбери пару”

Данная игра развивает способность малышей различать слова, которые отличаются одним только звуком.

В один столбик выкладываются карточки со следующими изображениями: кот, коса, мишка, рак, крыша, дом, осы. А во второй столбик нужно выложить такие картинки: кит, коза, мышка, мак, крыса, дым, усы.

Задача детей проста – соединить слова попарно.

Для младшей группы детского сада

Игра 1 “Подуй на пушинку”

Следующие игры направлены на развитие фонематического слуха, речевого внимания и дыхания, а также закрепление правильного произношения звуков и целых слов.

НОД по звуковой культуре речи в подготовительной группе

Дети встают по кругу, каждому из них раздается небольшая пушинка (можно заменить кусочком медицинской ваты). Малышам предлагается поставить ладонь перед лицом и подуть на пушинки, произнося “Фуууу”. Таких повторов должны быть не меньше пяти.

Игра 2 “Любители меда”

Взрослый говорит воспитанникам, что сегодня они побудут мишками. А мишки очень любят мед. Малыши должны поднести “лапку” ко рту и проимитировать, как мишки облизывают мед с лапок. При этом детям не нужно дотрагиваться до рук. Затем нужно облизнуть губы по кругу.

Воспитатель должен все движения показать детям на своем примере.

Потом воспитатель спрашивает: “Наши мишки наелись?”. Дети гладят себя по животикам и произносят: “Ууууу” (несколько раз).

Игра повторяется не меньше 4 раз.

Игра 3 “Накормите птичек”

Воспитатель говорит, что она будет мамой-птицей, а воспитанники – её птенчиками. Взрослый предлагает малышам бегать по кругу, размахивать крыльями и кричать: “Пи-пи-пи-пи”.

Потом “мама” говорит деткам, что они сейчас будут кушать. Дети должны присесть, поднять голову вверх и широко раскрыть рот. Задержаться в таком положении на несколько секунд.

Игра 4 “Часики”

Воспитатель спрашивает, как ходят часы, дети отвечают: “Тик-так”. Потом взрослый говорит: ” А как бьют часы?” Дети в ответ: “Бим-бом”. Воспитатель предлагает детям громко пробить часиками, потом показать, как они ходят – тоже громко. Повторить звукосочетания по 5 раз.

Затем детям нужно показать, как ходят и бьют маленькие часики – при этом голос детей нужно снизить. Повторить тоже 5-6 раз.

Картотека игр для детей старшей группы

Все следующие игровые упражнения выполняются для закрепления правильного произношения и дифференциации звуков.

Игра 1 “Скажи как я”

Для проведения игры понадобится мяч.

Дети становятся по кругу, а воспитатель бросает мяч и говорит любое слово с акцентом на твердый или мягкий звук. Ребенок повторяет слово с таким же акцентом. И так проговаривает каждый ребенок по кругу.

Если у малыша не получается произнести слово с первого раза, взрослый повторяет его несколько раз.

Игра 2 “Назови слова”

Воспитатель предлагает детям назвать все слова, в которых есть звук р или рь. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, кто соберет больше всего фишек.

То же самое упражнение проводят со звуками л или ль.

Игра 2 “Прочитай скороговорки”

Воспитатель предлагает правильно проговорить чистоговорки. Произносятся они на два выдоха. Первые две строчки – на один выдох, ещё две строчки – на второй выдох.

Предлагаемая скороговорка: “Дождик, дождик, Не дожди! Дай дойти до дому Дедушке седому.”

Сначала проговаривают хором громко, а потом каждый ребенок говорит отдельно по 2-3 раза.

Игра 3 “Придумай конец”

Воспитатель читает строчки стихотворений, а дети придумывают окончания строчек.

Примеры стихотворения:

“Не будильник, а разбудит, Запоет, проснутся люди.

На голове гребешок, Это Петя. (петушок).

Учим выговаривать шипящие звуки по методикам Фомичевой и Богомоловой

Я сегодня утром рано умывался из-под. (крана).

Солнце светит очень ярко, Бегемоту стало. (жарко).

Вдруг небо тучей затянуло, из тучи молния. (сверкнула).”

Игра 5 “Поиски одинакового звука”

Воспитатель называет пары слов, в которых есть одинаковые звуки. При этом сначала нужно произнести слоги протяжно, а потом четко, останавливаясь после каждого слога.

Например, берем слова “машина” и “малина”. Взрослый говорит: “Мааааашинаааа”, потом – “Маааааалинаааа”. После этого проговаривается с четкой паузой: “Ма-ши-на” и “Ма-ли-на”.

Дети должны хлопнуть в ладоши на каждый слог, посчитать, сколько их в каждом слове. А затем назвать те слоги, которые повторяются и в первом, и во втором слове.

Музыкальное знятие для детей средней группы

Конспект НОД для детей средней группы по теме «Звуки разные бывают»
ЦЕЛЬ: Обогащать представление детей о шумовых и музыкальных звуках (от бытового звука к звуку музыкальному). ЗАДАЧИ: Образовательные:
— Учить детей внимательно слушать звуки, выполняя соответствующие указания педагога
Развивающие:
— Развивать музыкально-слуховые представления, связанные с различением и воспроизведением — Развивать способность к элементарной импровизации, звуковую фантазию, ассоциативное мышление.
Воспитательные:
— Воспитывать у детей коммуникативные навыки Дети свободно проходят в зал. МУЗ.РУКОВОДИТЕЛЬ: Ребятки, у нас случилась беда. Я сегодня пришла на работу, а окно было открыто. И в нашем зале я не обнаружила ни одного звука. Вы мне поможете их найти? ДЕТИ: Да! МУЗ.РУКОВОДИТЕЛЬ: Ну хорошо, договорились, мы вместе будем друг другу помогать. Давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга.
Коммуникативная игра
Собрались ребята в круг, Слева — друг и справа — друг. Вместе за руки возьмёмся И друг- другу улыбнёмся. МУЗ.РУКОВОДИТЕЛЬ: Давайте послушаем, как звучит тишина, хоть кажется нам, что она не слышна.
Дети слушают тишину


МУЗ.РУКОВОДИТЕЛЬ: Что вы слышите?
Дети говорят, что они услышали.
МУЗ.РУКОВОДИТЕЛЬ: Вам было бы интересно жить в мире, где нет ни одного звука? Ответом на вопрос будет стихотворение. Стихотворение «Звуки» А. Усачев Жизнь была бы страшно скучной, Если б жизнь была беззвучной. Как прекрасно слышать звук: Шум дождя и сердца стук! Мы кричим, смеемся, дышим, Мы слова и мысли слышим, Слышим даже тишину… Как гуляет кот по крыше, Как стучат за стенкой мыши, Волки воют на луну. Мир без звуков был бы грустный, Серый, скучный и «невкусный»! Ребята! А давайте посмотрим вокруг и подумаем, где же прячутся звуки? Прислушайтесь…вокруг нас живет много звуков
(воспитатель кашляет изображает шорох)
дети узнают. ДЕТИ: в музыкальных инструментах, в колонках, в магнитофоне МУЗ.РУКОВОДИТЕЛЬ: Давайте вместе похлопаем в ладоши, что получилось? ДЕТИ: звук прячется в ладошках. МУЗ.РУКОВОДИТЕЛЬ: А теперь помаршируем. ДЕТИ: Звук прячется в полу. МУЗ.РУКОВОДИТЕЛЬ: Все на свете дети знают, Звуки разные бывают: Журавлей прощальный клёкот, Самолёта громкий рокот, Гул машины во дворе, Лай собаки в конуре, Стук колёс и шум станка, Тихий шелест ветерка. Это звуки шумовые, Только есть ещё другие: Не шуршания, не стуки- Музыкальные есть звуки. Итак, отправляемся искать звуки. Нам нужно сказать такие слова: По дорожке мы пойдём, Звуки мы сейчас найдём.
(Останавливаются, прислушиваются)Звучит мп3 – гул самолёта
ДЕТИ: Звук самолёта. МУЗ.РУКОВОДИТЕЛЬ:А как вы думаете, это музыкальный звук или шумовой? ДЕТИ: шумовой. МУЗ.РУКОВОДИТЕЛЬ: А давайте попробуем сделать его музыкальным. Для этого звук надо пропеть: у –у –у –у –у!
(Дети пропевают (импровизируя), на слайдах появляется самолёт)Звучит мп3 – сигнал машины
(Дети пропевают: би – би — би,
на слайдах появляется машина
)
Звучит мп3 – сигнал поезда
(Дети пропевают: чух-чух-чух,
на слайдах появляется поезд)

Звучит мп3 –гром и дождьПЕСНЯ «ТУЧКА»


МУЗ.РУКОВОДИТЕЛЬ:И у людей есть свои звуки по которым мы узнаем человека Ход игры. Взрослый говорит: «А можно ли узнать человека по голосу? Давайте закроем глаза и будем отгадывать, чей же это голос, кто говорит». Дети на слух определяют тембр голоса поющего: «Эту песенку свою я тебе, дружок спою. Ты глаза не открывай, кто я — ну-ка, угадай». ИГРА «УЗНАЙ ПО ГОЛОСУ». МУЗ.РУКОВОДИТЕЛЬ: По дорожке мы пойдём, Звуки мы сейчас найдём. (Дети подходят к столу, находят записку и корзинку с овощами, ритмические палочки)
ЗАПИСКА: Урожайный нынче год, Вот поспел уж огород. С овощами, с фруктами Вам дарю корзинку я. Звуки вы в них отыщите, Обязательно, друзья. ВАША ОСЕНЬ
«ОВОЩИ» ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА.


(Мор-ков-ка, ка-пу-ста, реп-ка)- пропевают и стучат ритмическими палочками По дорожке мы пойдём, Звуки мы сейчас найдём. МУЗ.РУКОВОДИТЕЛЬ: Вот мы и подошли к нашей маленькой музыкальной мастерской. Здесь вы сможете смастерить своими руками шумовые инструменты. Дети мастерят из яиц от киндерсюрпризов шумовые инструменты.


-Послушать звонкие инструменты -Послушать тихие инструменты -Одинаково ли звучат эти инструменты? Пришла пора опробовать ваши шумовые инструменты в действии. Давайте поиграем на них все вместе.
(дети играют).
Что-то наши музыканты совсем разыгрались и успокоить их может только дирижер. Берите свои инструменты и становитесь в круг. А Наталья Владимировна будет дирижером? Музыка громкая – играют звонкие киндеры, музыка тихая – играют тихие киндеры.


МУЗ.РУКОВОДИТЕЛЬ: Вы, ребята, молодцы, звуки все собрать смогли. Мы в ладошки все прихлопнем, Бойко ножками притопнем, Щёчки все надуем в раз Танцевать начнём сейчас. КОММУНИКАТИВНЫЙ ТАНЕЦ «ПОКРУЖИСЬ СО МНОЙ, ДРУЖОК».

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД по музыке в средней группе «Птицы весной» Конспект интегрированного урока ИЗО, литература и МХК для 6 класса Брейн — ринг по музыкальной литературе для учащихся VI класса ДШИ Из опыта сотрудничества вокального коллектива. Сценарная разработка

Похожие статьи:

МУЗЫКА. Поурочные разработки по музыке для 4 класса общеобразовательных школ

Музыкальная викторина для школьников 9, 10, 11 класса

Фестиваль «Давыдовский». Итоги

Классный час 7, 8 класс по теме: Как уберечься от беды

Конспект НОД в средней группе по художественному творчеству

Упражнения на развитие звуковой культуры речи

Все упражнения может проводить с ребенком как воспитатель в детском саду, так и логопед, а также родители.

Упражнение ” Найди звук”

Взрослый говорит, что сейчас он будет называть слова по очереди, а дети должны будут найти в них определенный звук (обычно ищут звуки с, з, ц, ж и ш – это необходимо для их дифференциации). Если услышали звук, нужно громко хлопнуть в ладоши.

Примеры слов:

  • для звука “ж” – жук, жаба, живот;
  • для звука “з” – зуб, замок, зима;
  • для звука “ц” – цапля, цыпленок, царевна;
  • для звука “ш” – шарик, шутка, шепот;
  • для звука “с” – суп, сынок, сумка.

Упражнение “Испорченный телефон”

Здесь принимают участие как взрослые, так и дети. Все садятся по кругу. Сначала взрослый говорит на ухо слово, в котором есть либо шипящий звук, либо сонорный. В конце слово произносится вслух. Если оно оказалось неверным, нужно выяснить, кто неправильно услышал слово и какой звук оказался проблемным.

Упражнение “Выполни поручение”

Ребенок и взрослый становятся друг от друга на небольшом расстоянии – примерно 5-6 метров. Взрослый говорит любую фразу с просьбой. Например, принести миску, показать зубки, улыбнуться или переложить игрушку.

При этом все слова проговариваются шепотом. Можно изменить ход упражнения, сказав шепотом не просьбу, а просто слово. И попросить ребенка повторить услышанное.

Упражнение “Подарки на День рождения”

Дети сами выбирают именинника, все остальные будут гостями. Каждый “гость” приходит в гости и произносит: “Я дарю тебе…”, но при этом не говорит, что именно дарит, а показывает это жестами и мимикой. Именинник должен отгадать, что ему подарили гости.

В качестве артикуляционной разминки дети должны не только показывать подаренное, но и четко проговаривать это губами.

Звуки [А], [О], [И], [У]

Тема: Звуки [А], [О], [И], [У].
Цель: обобщить знания детей о звуках [А], [О], [И], [У].

Задачи:

1. Научить детей выделять звуки [А], [О], [И], [У] среди других звуков, слогов, слов; 2. Совершенствовать навык детей производить слухо-произносительную дифференциацию звуков [А], [О], [И], [У]. 3. Продолжать формировать фонематические представления детей на материале звуков [А], [О], [И], [У].

Демонстрационный материал: собачка, четыре куклы, картинки: арбуз, заяц с длинными ушами, утюг, осень, овощи, иголка, индюк, игрушка, автобус, апельсин, ананас, огурец, облако, ослик, утка, улитка, удочка.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Что за чудо, чудеса Раз рука и два рука Вот ладошка правая Вот ладошка левая И скажу, вам не тая Руки всем нужны друзья. Добрые руки погладят собаку Умные руки умеют лепить Чуткие руки умеют дружить.

II. Работа по теме занятия.

1. Д/и «В гости к нам пришли куклы»: педагог сообщает детям, что в гости к ним пришли куклы. Затем говорит, что имя первой куклы начинается на звук [А], спрашивает детей о том, какие имена девочек они знают на звук [А]. Совместно с педагогом решают, как назвать куклу. Такую же работу проделывают со звуками [О], [И], [У]. 2. Д/упр. «Характеристики звуков». Педагог спрашивает детей о том, какие это звуки и их обозначение. 3. Д/и «Повтори за мной»: АИУ; УИА; ИОАУ; ОУИА; ОАИ. 4. Д/и «Хлопни в ладоши, если услышишь звук [A] ([О], [У], [И])» 5. Д/упр. «Закончи предложение»: взрослый предлагает детям закончить одним словом предложения. В качестве подсказки используются картинки. Мама купила большой…(арбуз). У зайца длинные…(уши). Мама гладит…(утюгом). Наступила золотая…(осень). Помидор, огурец и лук-это…(овощи). Маша вдевает нитку в…(иголку). В деревне у бабушки живёт…(индюк). Толику купили новую…(игрушку).

III. Физкультминутка.

Головами покиваем, Носиками помотаем, А зубами постучим, И немножко помолчим. Плечиками мы покрутим, И про ручки не забудем. Пальчиками потрясём, И немножко отдохнём. Мы ногами поболтаем, И чуть-чуть поприседаем, Ножку ножкой подобьём, И сначала всё начнём.

IV. Продолжение работы по теме занятия.

1. Д/и «Подарки куклам» Детям предлагается «подарить» каждой кукле подарки. Для этого нужно вспомнить все слова, начинающиеся на звук [A] ([О], [У], [И]). 2. Д/упр. «Выбери картинки». Детям предлагается назвать сначала все картинки, затем только те, которые начинаются на звук [A] ([О], [У], [И]).

V. Итог.

Педагог спрашивает детей, кто приходил к ним сегодня в гости, просит назвать имена кукол. После этого спрашивает, какие звуки вспоминали, повторяют их характеристики. Куклы «угощают» детей сладким сюрпризом.



Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]