Автоматизация звука «З» в словосочетаниях при помощи картинок пройдет более успешно, чем без наглядности. Малыши лучше понимают и запоминают те слова и фразы, которые могут увидеть. Именно поэтому весь речевой материал желательно обозначить картинками, предметами и игровыми пособиями.
Один из видов наглядности Вы сможете найти на сайте. Это яркие, цветные иллюстрации, которые можно скачать, заламинировать и использовать в разных игровых сюжетах.
Автоматизация звука [З] в словосочетаниях проводится после автоматизации в слогах и словах. Игры по автоматизации в слогах и словах Вы сможете найти по выделенной ссылке.
При произношении звука [З] следите за артикуляцией (положение губ, щек, зубов).
Что делать, если ребенок не говорит звук З и ЗЬ
Вариант 1. Если ребенок не говорит все свистящие звуки (С, СЬ, З, Зь, Ц
), то сначала мы проводим работу со звуком С и его мягким вариантом СЬ. И только после этого + вызываем звук З и закрепляем его правильное произношение. Если ребенок хорошо овладел звуком С, а звуки С и СЬ отлично автоматизированы в словах, фразах, стихах, диалогах, то постановка звука З не вызовет сложностей.
Вариант 2.
Если ребенок отлично говорить звуки С и Сь, но неправильно произносит звук З, то обычно проблем с постановкой звука З и закреплением его правильного произношения не возникает. Малыш достаточно быстро начинает произносить данный звук правильно просто по подражанию.
Итак, работу над звуком З мы начинаем проводить, когда ребенок уже отлично говорит звуки С и СЬ. Обычно к этому готовы дети в возрасте четырех лет.
Автоматизация звука [З] в слогах
Прямые слоги
Повтори слоговые цепочки:
за — зо — зу — зы зу — зы — за — зо зо — зу — зы — за зы — за — зо — зу
Выполни слоговые упражнения, произноси выделенный слог дольше и громче (с ударением).
заза… зозо… зузу… зызы… заза… зозо… зузу… зызы… зазаза… зозозо… зузузу… зызызы…
Слоги со стечением согласных
зба-збо-збу-збы | зда-здо-зду-зды | вза-взо-взу-взы |
зва-зво-зву-звы | зма-змо-зму-змы | гза-гзо-гзу-гзы |
зга-зго-згу-згы | зна-зно-зну-зны | дза-дзо-дзу-дзы |
Как вызвать звук З по подражанию?
При отсутствии звуков З и ЗЬ или их замене другими звуками прежде всего можно попробовать вызвать звук З по подражанию.
Попросите ребенка спеть песенку комара зззззз.
- Покажите, какое положение при этом имеют губы (улыбка), язык (широкий с желобком посередине).
- Протяжно сами произнесите звук З – «песенку комара».
- Попросите малыша повторить ее.
Поиграйте с ребенком в комаров – закрепите звук «з». Напомните малышу, как летом комары в лесу поют свою песню: «зззз» и надоедают нам. Пусть ребенок будет комаром в лесу и петь песенку комара «ззз», а Вы будете от него убегать в дом и прятаться.
При игре с группой детей одна половина детей «гуляет в лесу», другая изображает комаров и звенит «ззз». Потом дети меняются ролями.
После того, как дети позвенят как комары, покажите им разницу артикуляции звука С и звука З. Усядьтесь перед зеркалом. И сравните звуки с («песенку насоса») и звук з («песенку комара») Обратите внимание детей на то, что звук С – «песенка насоса» — звучит тихо, а песенка комара звучит громко – зззз, и слышен голос. Рот – это домик голоса. И когда голос звонко поет песенку комара, даже стенки домика дрожат. И это можно ощутить.
Продемонстрируйте эти необычный ощущения ребенку .Сначала положите руку ребенка себе на шею, когда Вы говорите звук З. Пусть он ощутит вибрацию во время произношения Вами звука «з». Потом попросите ребенка положить одну руку тыльной стороной Вам на шею, а другую руку — себе на шею и спойте вместе с ним песенку комарика «ззззз». Детям обычно очень нравится это задание, неожиданные для них новые ощущения.
Сравните со звуком С – «песенком насоса». Потяните звук сссс. Дрожания – вибрации нет! Скажите ребенку, что звук С – это звук глухой, тихий, наш голос спит. А звук З громкий, звонкий, голос звонко поет песенку ззззз.
Очень часто этого упражнения и объяснения бывает достаточно, чтобы в речи ребенка появился звук З.
Какие могут возникать сложности при работе со звуками З и ЗЬ? Полезные советы.
Совет первый. Если у ребенка не получается звук З, то причина может быть в недостаточном развитии органов артикуляционного аппарата.
Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков поможет справиться с этой проблемой . Подробный комплекс артикуляционной гимнастики в пошаговых описаниях и видео Вы найдете в статье «Как научить ребенка произносить звуки С и СЬ».
Совет второй. Если у ребенка не получается сделать в середине языка желобок при произнесении звука З, то скорее всего у него недостаточно развиты мышцы языка. Нам помогут упражнения:
- Попросите ребенка широко улыбнуться (растянуть губы) и удерживать губы в этом положении. При растянутых губах нужно высунуть распластанный язык наружу и подуть на его кончик. Получится желобок посередине языка. Упражнение проводится перед зеркалом.
- Если желобок не получается, то попросите ребенка высунуть широкий кончик языка наружу. Положите ребром чайную ложку на середину языка. Сделав в нем небольшое углубление, попросите ребенка выдувать воздух по этому желобку. Можно дуть на ватку или на тоненькую полоску бумаги, тогда будет наглядно виден результат упражнения. Как только ребенок будет легко делать данное упражнение, можно попросить его убрать язык за нижние зубы (сохраняя положение губ). Получится звук С. При добавлении к нему голоса получается звук З.
- Описанное выше упражнение можно делать со стеклянным пузырьком (стеклянная баночка или бутылочка из аптеки). Научите ребенка свистеть в пузырёк так, чтобы кончик языка слегка опускался наружу или касался краев пузырька. По желобку в середине языка идет воздух и в результате получается свист. Сначала попробуйте сами посвистеть перед зеркалом, а потом уже покажите упражнение ребенку. Если желобок в середине языка у него не получается, положите вдоль языка тонкую круглую палочку.
Совет третий. Если ребенок при произнесении звука З высовывает язык между губами
(поэтому звук искажается), то проведите такое упражнение. Попросите ребенка растянуть губы в улыбку, а зубы плотно закрыть. И посвистеть как насос сссссс. А потом попеть как комарик ззззззз. Язык при сжатых зубах автоматически будет упираться в нижние зубы, и получится правильный звук.
Более подробно о способах постановки звуков С и З Вы узнаете из видео педагога-логопеда о постановке свистящих звуков.
Звук З появился. Теперь перед нами стоит важная задача – автоматизировать данный звук в речи ребенка.
Последовательность проведения упражнений по закреплению правильного произношения звука З:
- 1. упражнения с изолированным звуком,
- 2. звук в слогах,
- 3. звук в словах,
- 4. звук во фразах, стихах, рассказах, диалогах, скороговорках.
Сначала идет работа со звуком З, а затем с его мягким вариантом – звуком ЗЬ. Для каждого этапа подбираются игры, скороговорки, потешки, стихи, картинки.
Автоматизация звука [З] в словосочетаниях
Игра «Посчитай-ка»
Играя в игру, дети автоматизируют звука [З] в словосочетаниях, работают над согласованием существительных и числительных в роде и числе.
Пример: одна ваза, две вазы, три вазы… девять ваз, десять ваз.
Игра для автоматизации звука [З] в словосочетаниях.
Словарь игры: ваза, гвоздь, замок, зонт, змея, коза, кузнечик, медуза, роза, зуб.
Звук [З] игра для автоматизации «Посчитай-ка, дружок»
Словарь игры: зонт, кукуруза, змея, поезд, медуза, стрекоза, коза, динозавр.
Игра «Посчитай-ка» для автоматизации звука [З] в словосочетаниях. Дети считают изображенные на картинках предметы: один заяц, два зайца, три зайца, четыре зайца, пять зайцев.
Словарь: заколка, зонт, заяц, замок, зуб, изба, Незнайка, поезд, лезвие, экзамен, знак, здание, злодей, знамя, змея, фазан, комбинезон, бизон, музыкант, незабудка.
Звуковые дорожки для автоматизации изолированного звука З
Рассказы и сказки со звуком З для занятий по ЗКР с детьми дошкольного возраста.
Зайчики (литовская сказка)
Родились у зайца зайчата. Взглянул отец на своих детей и говорит им: — Я с усами, и Вы уже с усами! Так вот, значит, добивайте себе пропитание сами. С тех пор зайчишки как родятся, так и живут одни, без родителей, в тёмном лесу: ни гнезда у них, ни норы. Зато все с усами, все с первых дней могут добывать себе пропитание сами.
Мальчик и козы.
Жил-был мальчик, и было у него три козы. Днем козы скакали и прыгали по скалам, а к ночи мальчик загонял их домой. Раз вечером мальчик стал загонять их домой, а козы убежали на капустное поле, и никак их оттуда не выгнать. Мальчик сел на пригорке и заплакал. Шёл мимо заяц. — Чего плачешь? – спросил заяц мальчика. — Плачу потому, что не могу выгнать коз с поля, — ответил мальчик. — Я их выгоню, — сказал заяц. Стал заяц выгонять, а козы не идут. Сел заяц и тоже заплакал. Шла мимо лиса. — Чего плачешь? – спросила зайца лиса. — Плачу потому¸ что мальчик плачет, — говорит заяц, — А мальчик плачет потому, что не может с поля коз выгнать. — Успокойся, я их выгоню, — сказала лиса. Стала она выгонять, а козы не идут. Села тут лиса и тоже заплакала. И так волк гнал, тоже не выгнал. Летела тут пчелка. Видит, что все они сидят и плачут, и говорит: — Я их выгоню. Тут все звери и мальчик перестали плакать и стали смеяться над пчелкой. Как она выгонит коз, когда они все не могли справиться! Но пчелка полетела на капустное поле, села на козу, зажжужжала. — Жжжжжж! Жжжжжж! Жжжжж! Как пустятся козы бежать! И убежали с поля домой.
Обезьянка Руза. Автор рассказа — А.И. Максаков. Из книги «Развитие правильной речи ребенка в семье» (Издательство Мозаика – Синтез, 2011).
«Папа привез Зое из Африки обезьянку. Зоя назвала обезьянку Рузой. Руза умела забавног прыгать, передразнивать Зоиных знакомых. Зоя научила Рузу открывать на звонок дверь. Зимой Руза заболела. Зоя возила Рузу к доктору, давала ей разные травы, кормила бананами. Благодаря Зоиным заботам Руза выздоровела».
Задайте ребенку вопросы по содержанию рассказа. Попросите найти в рассказе слова со звуком З и составить с ними свои предложения.
Рассказ «Подруги». Автор – М.Ф. Фомичева. Из книги «Воспитание у детей правильного произношения».
«Зоя, Лиза и Аза – подруги. Собрались подруги у Зои. Вместе играют Зоя, Лиза и Аза. Куклу Музу укладывают спать. С забавным зайкой идут гулять. Позвала мама Лизу домой. Позвали и Азу. Осталась Зоя одна. Заболели у Зои зубы. Завязала Зоя зубы и сидит. Узнала об этом Лиза. Принесла Зои мозаику. Узнала и Аза. Принесла Зое незабудки. Поставила Зоя незабудки в вазу. Стали Лиза, Зоя и Аза играть в мозаику. Красивый сделали узор из мозаики! Потом загадывали загадки:
Как взялась она за дело, Запилила и запела. Ела, ела дуб, дуб, Поломала зуб, зуб. (Пила)
Узловат Кузьма, Развязать нельзя. ( Цепь)
Сам дней не знает, А другим указывает. (Календарь)
Долго забавлялись подруги. Забыла Зоя о больных зубах».
Задайте вопросы ребенку по содержанию рассказа. Следите за тем, чтобы в ответах он правильно произносил звук З.
Подвижная игра для закрепления правильного произношения звука З «Узнай по голосу».
Авторы — Е.И. Радина, В.И. Рождественская.
Эта игра развивает слуховое внимание детей. На земле чертится круг. Дети бегают по игровой площадке. По сигналу взрослого «Раз, два, три – в круг беги!» они собираются в круг.
Выбирается водящий. Ему завязывают глаза. Он поворачивается спиной к детям.
Все дети говорят:
«Мы немного порезвились, По местам все разместились. Ты загадку отгадай, Кто позвал тебя – узнай!»
Взрослый показывает жестом одного из детей, который говорит: «Я тебя зову!». Ребенок-водящий угадывает, кто его позвал: «Меня позвал Вова? Меня позвала Катя?»
Если ребенок угадал, кто его позвал, то он меняется местами с этим ребенком. И другой ребенок становится водящим.
Если ребенок не угадал, кто его позвал, то он отгадывает еще раз в следующей игре.
В игре можно менять голос, говорить писклявым высоким голосом или толстым басом. Всегда интересно и неожиданно в этой игре, как изменят голос игроки.