Зачем нужна пальчиковая гимнастика
Комплекс игр, упражнений, направленный на развитие пальцев, мелкой моторики рук, кистей, психологических процессов представляет пальчиковую гимнастику. Занятия расслабляют, подготавливают к школьному обучению, налаживают общение со сверстниками, отвлекают от неприятных моментов. На подушечках детских пальчиков находится множество нервных окончаний, стимуляция которых приводит к активации мозговой деятельности. Доказано, гимнастика и массаж влияют на развитие речи, психологических процессов, письменного навыка.
Цели гимнастики для детей младшего дошкольного возраста (1,5-3 года):
- развитие речи ребенка;
- стимуляция, тренировка артикуляционного аппарата;
- формирование навыка слежения за объектом;
- развитие психологических процессов;
- обучение ритму;
- совершенствование координации движений;
- отработка навыка правильного повторения за действиями других людей.
В среднем дошкольном возрасте (4-5 лет) гимнастика позволяет:
- расслабить напряжение мышц руки, кисти;
- сформировать психологические процессы;
- совершенствовать мелкую моторику рук;
- развивать непроизвольное внимание;
- стимулировать процесс говорения, обогащать словарный запас ребенка.
У старших дошкольников (5-6 лет) пальчиковые игры помогают:
- подготовить ребенка к школе;
- стимулировать познавательную активность;
- развивать мелкую моторику рук, что положительно сказывается на подготовке к письму;
- обогатить словарный запас ребенка;
- развивать творческие способности крохи.
Зарядка для ума
Начинать день с зарядки — полезная привычка и хорошая традиция. А зарядка для рук поспособствует развитию интеллекта. Выполняйте упражнения вместе с ребенком.
Разминка
1. Сжимайте пальцы в кулак, затем разжимайте. Сначала одновременно обеими руками, затем поочередно правой и левой.
2. Делайте круговые движения кистями в разных направлениях. Одновременно и по очереди.
3. Переплетите пальцы и сожмите в «замочек».
4. Сожмите ладони и расставьте пальцы в разные стороны — получились «солнечные лучи».
5. «Ножницы»: разведите пальцы в стороны и сведите их вместе. Сначала одной рукой, потом двумя.
6. «Пальцы здороваются»: подушечки пальцев поочередно прикасаются к большому пальцу. Сначала на правой руке, потом на левой.
7. Похлопайте и постучите по столу сначала ладонями, затем пальцами.
8. Положите ладони на стол и поочередно приподнимайте и опускайте пальцы.
9. Положите маленький шарик на стол и играйте пальцами в «футбол».
10. «Пробегите» пальцами по столу. Например, по «дорожке» с номерами. Для этого нарисуйте на листе бумаги кружки с цифрами внутри от 1 до 10 на расстоянии одного «шага» пальцами.
Массаж
1. Разотрите ладони.
2. Соедините пальцы правой и левой руки и 4 раза сильно надавите ими друг на друга.
3. Разотрите ладонью одной руки боковую поверхность другой руки.
4. Возьмите карандаш и покатайте его между ладонями.
5. Возьмите грецкий орех и покатайте его в ладонях.
Далее можно переходить уже к насущным «проблемам»: застегнуть молнию или пуговицы, завязать бантики или шнурки.
Наглядные пособия по развитию мелкой моторики можно приобрести в магазине, а можно изготовить самим. Например, на коврике в виде черепахи можно разместить кнопки, молнии, пуговицы, застежки, пряжки, шнурки.
Как правильно заниматься с малышом
Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления можно проводить дома. Работа будет проходить легче для малыша в присутствии родного человека. Иногда дошкольники боятся сделать неправильное движение руками, выполнить задание неверно, поэтому неактивно работают во время гимнастики в детском саду. В домашних условиях важно проводить гимнастику, учитывая возрастные особенности ребенка.
Комплекс для малышей от года до 3 лет
Особенно полезны пальчиковые гимнастики и игры для детей младшего дошкольного возраста. Занятия способствуют активному становлению и запуску речи. Малышам нравится повторять за взрослым движения, они внимательно слушают стишки и песенки, которые сопровождают упражнения. Применять в игре можно специальную логопедическую картотеку.
Проводя домашние занятия, необходимо соблюдать правила:
- Для малышей младшего дошкольного возраста первые занятия должны проходить не более 1 мин, далее по 3-5 мин.
- Родитель должен хвалить малыша за успехи, не ругать при неправильном повторении за взрослым.
- Чтобы игры проходили весело и интересно, следует использовать пальчиковую гимнастику, соответствующую возрастным особенностям малыша.
- Для игр важно использовать песенки и стишки, которые малыш смог бы далее повторять за взрослым, они должны быть небольшими и легкими для восприятия.
- Упражнения нужно подбирать по степени сложности: начинать с простых, переходя на более сложные.
Нижеприведенный комплекс развивает речь ребенка, психологические процессы, мелкую моторику рук.
Комплекс для малышей 4-5 лет
Гимнастика в среднем дошкольном возрасте важна для развития речи, в этот период малыш начинает активно говорить, пополнять словарный запас. В норме к 4 годам ребенок должен знать до 3000 слов, активно использовать их в разговоре со взрослыми и сверстниками, строить правильно предложения. Дети в 4-5 лет непроизвольно стараются запоминать стихотворения и песенки, которые сопровождают пальчиковые игры, что стимулирует развитие психических процессов. В среднем дошкольном возрасте пальчиковая гимнастика помогает соотносить слово с действием, снимает напряжение после лепки, рисования.
Дошкольникам среднего возраста нравятся упражнения, где необходимо пропеть песенку, выучить стишок, повторять за взрослым. В детском саду уделяют отдельное внимание во время игры тому, как кроха слушает и воспринимает задание, запоминает его. Для проведения занятий можно применять следующий материал:
- карточки с предметами, явлениями природы, фигур и т. д.;
- схемы или картинки с прорисованным движением пальцев;
- иллюстрации, о которых говорится в стишке: животные, одежда, мебель и т. д.;
- презентации для воссоздания зрительного образа.
Развитию речи будут способствовать упражнения, где ребенку нужно будет повторять за взрослым движения и слова. Детям 4-5 лет нравится играть в театр теней, когда нужно изобразить животных, растение. Можно ставить с ребятами небольшие постановки по мотивам изученной сказки.
Комплекс для малышей 5-6 лет
Играть с детьми старшего школьного возраста в пальчиковые игры и проводить гимнастику полезно в качестве подготовки к школе. Осваивать письмо легче, если мелкая моторика рук будет активно развиваться в домашних условиях и школе. Первоклассникам трудно расслабить мышцы кистей, пальцы, что провоцирует сложности в написании простых каллиграфических элементов.
Можно играть с дошкольниками, опираясь на знания, полученные в детском саду: счет, цвета, формы и т. д. Ребятам нравится пальчиковая игра «Твистер», когда необходимо поместить подушечки пальцев на том цвете, что выпадает в кубиках. Для игры понадобятся 2 кубика, один с цветовой палитрой, второй с указанием нужного пальца, разноцветный лист в виде кружков. Можно устроить соревнования, заниматься вместе с родителями или сверстниками.
Используются упражнения на активную работу отдельных пальцев, их соединений.
Использовать в работе с дошкольниками старшего возраста можно не только упражнения и игры, но и специальные массажные мячики. Они тренируют мышцы кисти, расслабляют ее. Важно катать предмет не только на ладони, но и отдельно по каждому пальчику, соединяя их вместе с помощью мяча.
Важно в процессе занятий с детьми любого возраста соблюдать временные рамки и комбинацию упражнений. Чтобы процесс обучения и развития давался ребенку легко и интересно, нужно проводить упражнения не более 5 минут, чередуя их с отдыхом или самомассажем пальцев, ладони.
Игры и гимнастика показаны всем дошкольникам для всестороннего развития, стимулирования процесса говорения, творческой деятельности, коммуникабельности. Особенно важно проводить занятия дома, не только в дошкольном учреждении, если ребенок отстает в речевом развитии. Неоднократное повторение стишков и песенок во время упражнений и игр приводит к их запоминанию. Позже ребенок начинает повторять за взрослым либо отдельные слова, либо полностью стихотворение.
Игры для ребенка постарше
Не спешите в очередной раз делать малышу замечание за то, что он «сует руки, куда не следует». Лучше подумать, как организовать вокруг ребенка такую обстановку, чтобы в ней были созданы условия для развития детских способностей.
В отдельном уголке соберите шишки, каштаны, пластиковые баночки и контейнеры с крышками. Пусть малыш их открывает, закрывает, закручивает, ощупывает шишки и каштаны, складывает их в емкости.
Почаще предлагайте ребенку «работать» с песком, глиной, водой. Можно насыпать, пересыпать песок в разную посуду (пластиковую или металлическую). Научите малыша пользоваться воронкой.
Увеличение сложности
Второй уровень требует более точных, но статичных действий, благодаря которым «С» будет выговариваться гораздо легче.
«Сон Степана»
На каждую строчку стихотворения необходимо совершать движения пальцев, губ или языка. Дети должны проговаривать стих.
Снится сладкий сон Степану (дети закрывают глаза руками)
Видит свежую сметану (широко открывают глаза и облизывают губы круговым движением языка по часовой стрелке)
В знакомой миске голубой (ладони обеих руку нужно соединить так, чтобы образовалось углубление – изображаем миску)
А ложка у него с собой (теперь миску изображает одна согнутая ладонь, а оттопыренный указательный палец другой руки – ложку. Ребенок совершает круговые движения большого пальца по «ладони-миске»).
Он ложкой ест сметану (большой палец «зачерпывает» воображаемую сметану, подносит ко рту. Можно изобразить жевательные движения).
Всё это снится Степану (снова закрывают глаза ладошками).
Зернышко к зернышку
В занятия по развитию мелкой моторики можно включать игры-упражнения с крупой, бобовыми, семечками. Сыпучие продукты можно распределить ровным слоем на подносе и предложить ребенку рисовать на нем пальчиками узоры и предметы. «Рисование» можно сопровождать стихами.
Утром солнышко проснулось,
Осторожно потянулось.
Лучикам пора вставать,
Раз, два, три, четыре, пять.
Горит на солнышке флажок, как будто я огонь зажег.
В воде она живет, нет клюва, а клюет.
Еще из крупы можно выкладывать фигуры по контуру. Вы можете нарисовать любой предмет и попросить ребенка его выложить фасолинами, горошинами или зернами гречки. Чем мельче крупа — тем сложнее выполнить задание.
Прежде чем заниматься с ребенком, надо вместе с ним подготовить весь материал, необходимый для задания. Обязательно попросите ребенка рассказать, что получилось, и проанализировать свои действия.