Последовательность освоения речевых навыков дошкольниками

Автор — А. А. Остапенко

Трудности речевого развития ребенка очень часто возникают по причине элементарной педагогической безграмотности родителей, детсадовских воспитателей или школьных учителей. Опыт проведения семинаров и курсов для педагогов и родителей показывает, что эти трудности возникают из‑за простого нарушения последовательности освоения речевых навыков. О каких‑то навыках просто забывают, опуская их. Какие‑то из них пытаются осваивать раньше времени. Например, детей учат письму, не научив читать рукописные тексты.

Все речевые навыки ребенка делятся на две группы — содержательные и технические. Каждому содержательному навыку предшествует технический, пропустить или обойти который никак нельзя. Эта последовательность речевых навыков не всегда и не всем очевидна, поэтому ее необходимо четко определить и видеть. Разберем каждую группу навыков отдельно. Начнем с содержательных навыков, а потом перейдем к техническим.

Формирование диалогической речи у детей дошкольного возраста

Диалог — это обмен репликами между собеседниками. Без диалогических навыков невозможен познавательный процесс, затрудняется усвоение социальных норм. Развитию понимания речи, навыкам построения диалога обязательно учат, начиная с младших групп ДОУ. Для этого используют различные методики:

  • неподготовленный диалог;
  • чтение литературы, в которой персонажи общаются друг с другом;
  • подвижные, сюжетно-ролевые, театральные игры.

Уголок развития речи в детском саду

Особенно важны беседы со старшими. Диалоги, в которых взрослые проявляют интерес к рассказам ребенка, лучше всего развивают коммуникативные навыки. В отличие от общения со сверстниками, в ходе которого практически не усваиваются новые словесные образования, регулярные разговоры с воспитателями и родителями помогают научиться эффективному диалогу.

Садик должен не только давать знания, но и контролировать соответствие уровня развития существующим нормам. Помимо внешней диагностики, которая ежегодно проводится во всех ДОУ на государственном уровне, сотрудники обязаны проводить сквозной контроль. В конце каждого занятия следует задавать вопросы ученикам и фиксировать уровень их ответов. Если возникают затруднения при усвоении правил диалога, воспитатели ДОУ должны использовать разные пути решения проблемы: от дополнительных занятий до направления к логопеду или психологу.

Основные способы развития речи

Важная составляющая коммуникации: диалогическая речь дошкольников

Диалог является не просто обменом слов. В ходе его построения происходит передача информации, усвоение новых знаний. Собеседники воспринимают точку зрения друг друга, учатся уважать чужое мнение. Все это ложится в основу грамотной коммуникации.

Если не развивать диалогическую речь, ребенок окажется ограничен в средствах коммуникации. Он не сможет ни задать вопрос, ни попросить помощь, ни ответить на вопросы преподавателя. Сильны пострадают межличностные отношения с родителями, одногруппниками, воспитателями.

Диалог важен не только для построения социальных связей. Он лежит в основе коммуникации с преподавателями и влияет на усвоение материала. Развитие диалогической речи у дошкольников входит в обязательную подготовительную программу, необходимую для поступления в школу.

Дополнительная информация! Нормами ФГОС установлено, что перейти к обучению в школе можно только при условии грамотного владения языком.

Какие умения развиваются в диалоге у дошкольников

Исследователи спорят, какие умения развиваются в диалоге у дошкольников младшего, среднего и старшего возраста. Навыки могут отличаться в зависимости от возраста. Далее представлены базовые умения для детей в возрасте от 5 до 7 лет.

Развитие просодической стороны речи у детей дошкольного возраста

Умение слышать

Ребенок реагирует на обращения, отвлекается от своих занятий, чтобы выслушать сверстника или взрослого. Он не прерывает диалог в середине предложения и не перебивает.

Умение понимать

Дошкольник не просто слушает собеседника, а вникает в смысл его слов. Это позволяет ему правильно подбирать ответы, выполнять просьбы, продолжать диалог. Ребенок старается придерживаться темы разговора, а не уходить к собственным рассуждениям.

Умение формулировать ответ

Ученик ДОУ развивает навык краткого и развернутого ответа. При его формулировке он следует нормам логики и стилистики, обращает внимание на социальный статус собеседника.

Пример игр, помогающих освоить умение отвечать

Основные виды речи и их характеристики

Ниже представлены основные виды речи и даны их характеристики.

Первичный вид речи

Психология разделяет речевую деятельность человека на две категории: внутреннюю и внешнюю.

Внутренняя

Связана с процессом мышления, не оформляется устно либо письменно, не является средством коммуникации. Образна, отрывочна, в ней участвуют лишь слова, передающие суть мысли, поэтому скорость передачи быстрая.

Внутренняя речь выполняет важную подготовительную функцию перед самим озвучиванием мысли, благодаря ей составляются «наброски» высказываний.

Внешняя

Связана с процессом общения: произнесенная, записанная либо прочитанная. Подвидами внешней речи являются устная и письменная.

Письменная

Оформляется с помощью письменных знаков с соблюдением грамматических правил. Требуются четкое построение фраз, продуманное изложение мыслей, связность полученного текста. К письменной речи относится как само письмо, так и чтение.

Разговорная (диалоговая)

Разновидность устной речи, при которой разговор поддерживается двумя людьми, с использованием простых фраз и оборотов языка. Не требует развернутых выражений, легко понимается собеседником.

Монологическая

Относится к устной форме, произносится одним человеком.

Пример: выступление лектора, оратора.

Монолог близок к письменной речи, ввиду отсутствия обратной связи с собеседником. Требуется соответствие тем же правилам, что и при письме: последовательное мыслеизложение, логичность, умение связно доносить информацию. Монолог считается более сложным видом речи, чем диалог, предполагает контакт с аудиторией и требует подготовки.

Схематическое объяснение речевой структуры.

Таким образом, отвечая на вопрос «Какой вид речи первичен в развитии речевой деятельности ребенка?», однозначно можно говорить об устной разговорной форме. Она является генетически первичной: сначала ребенок овладевает диалогом (с младенческого возраста через взаимодействие со взрослыми). И только потом учится выстраивать мысли в монологе и письме. В доказательство тезиса можно привести тот факт, что до сих пор встречаются языки и диалекты, функционирующие только посредством устной коммуникации. Устная речь естественна по природе, письменная является ее производной.

Интересный факт! Большая группа людей, для которых основной формой коммуникации не являются ни устная, ни письменная речи, — глухонемые, не имеющие слух или голос от рождения, либо утратившие их в результате несчастных происшествий. Для них основным видом передачи информации остается кинетика — жесты, знаки. В историческом плане кинетическая речь — первичный вид общения, существующий с древних времен. Но сравнивать коммуникации глухонемых со способом общения первобытных людей, конечно, не стоит. Речи немых свойственна сложность и систематизированность знаков и понятий.

Развитие речевых форм ребенка в ДОУ

Детский сад — это место, где начинается становление личности ребенка. Профессиональная компетентность педагогов играет огромную роль в данном процессе. Развитие связной речи в виде построения диалогов и монологов, закладывание предпосылок письменной — одна из первостепенных задач ДОУ.

Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Важно понимать! Это не узконаправленная деятельность, а целый комплекс мер, предпринимаемый специалистами, требующий творческих решений. Важен современный подход к работе и обучению как детей, так и самих педагогов.

На сегодняшний день разработан и введен Федеральный Государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), по которому выделяются основные области развития детей:

  • Социально-коммуникативное развитие,
  • Познавательное,
  • Речевое развитие,
  • Художественно-эстетическое,
  • Физическое.

Образовательная область «Речевое развитие» по ФГОС ДО

Этот стандарт подразумевает грамотную работу специалистов, помогающую детям осваиваться в следующих направлениях:

  • Свободное выражение мыслей, чувств для установления контакта с другими ребятами и взрослыми.
  • Пополнение словарного запаса, умение объединять слова в предложения, изменять форму слов, т. е. освоение грамматического строя.
  • Развитие творческого начала, умение составлять короткие рассказы, продумывать сюжеты сказок.
  • Освоение системы ударений, правильного произношения звуков, умение выразительно говорить и читать стихи.
  • Изучение букв, морфологии слова, синтаксических правил, подготовка к обучению грамоте, осваивание азов письма.
  • Приобретение опыта чтения книг.

Развитие речи в дошкольном возрасте в рамках психологии и логопедии

Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста изучается не только в рамках педагогической деятельности. Этому вопросу уделяют внимание в рефератах по психологии, логопедии,

Нормы речевого развития дошкольников по возрасту

Преподаватель логопед Полтавская О. А., основываясь на исследовательские и дипломные работы в сфере образования и психологии, выделяет несколько периодов речевого развития. Каждому соответствуют свои нормы, на основе которых составляет план преподавания в ДОУ. Далее будут рассмотрены этапы с 9 месяцев до 7 лет.

Подготовительный

С 9 месяцев ребенок начинает усваивать первые слова. В речи используются простые звуки: а, м, б, и, у. К 12 месяцам словарный запас включает от 2 до 10 слов.

Ранний

Этап с 1 до 3 лет. Ребенок начинает активно подражать взрослым, пытаясь повторять за ними слова. Поначалу большинство звуков искажается. Первые предложения составляют к 1,5 годам, в этом же возрасте запас слов должен составлять уже около 100 шт. В 2 года значительно расширяется диапазон произносимых звуков: появляются к, г, ф, о, мягкие согласные. Такие звуки, как мягкая л, э, й употребляются с 3 лет. К концу раннего этапа дошкольник должен уметь составлять сложные предложения с использованием союзов.

Дошкольный

Речевое развитие дошкольников с 3 до 6 лет. Словарный запас расширяется до 3000 единиц. Полностью осваиваются звуки: к 4 годам — ы, ц, з, к 5 — шипящие, р. Недостатки произношения считаются в норме до 7 лет. Если к 1 классу сохраняется неправильное звучание р или других звуков, необходимо обратиться к логопеду.

Важно! Отклонения от перечисленных норм могут свидетельствовать о ЗПР, общей задержке речевого развития, ДЦП.

Речь как часть общего развития ребенка

Речевое развитие способствует общему росту личности. Овладение родным языком, в первую очередь, помогает наладить коммуникацию. Правильно выстроенные связи со сверстниками и взрослыми обеспечивают социальную адаптацию и усвоение общественных норм. Неслучайно дети с ОНР, отстающие от сверстников только по степени освоения языка, даже после успешной терапии нередко проявляют агрессию, застенчивость, не могут найти друзей.

Место речи в общем сенситивном развитии ребенка

Устная речь лежит в основе мыслительной деятельности. Курсовые и серьезные научные исследования показывают, что дети с богатым словарным запасом лучше осваивают арифметику, чтение, письмо. Они проявляют больше мотивации во время изучения новых предметов.

Методы коррекции общего недоразвития речи у дошкольников

Если развитию речи в дошкольном возрасте уделять недостаточно внимания, ребенок будет сталкиваться с проблемами не только при обучении на следующей ступени, но и в других сферах жизни.

Последовательность формирования содержательных речевых навыков ребенка

Эта последовательность навыков обусловлена степенью их сложности. Вначале осваиваются более простые речевые навыки, а затем из них «вырастают» более сложные. При этом значительная часть операционального состава деятельности письма должна быть сформирована в составе других деятельностей еще на дописьменном этапе. Аналогично и большинство грамматических навыков должно формироваться в недрах деятельности еще до введения грамматики в содержание обучения [2]. Именно поэтому мы начали рассмотрение проблемы с содержательной стороны. Правильная последовательность формирования содержательных речевых навыков ребенка такова.

1. Самый первый и самый простой возникающий у ребенка речевой навык — это умение понимать звучащую речь.

Когда у родителей годовалого малыша спрашивают: «Сколько слов знает ваш ребенок?» — чаще всего они называют ориентировочное число слов, которые малыш может воспроизвести. Но ведь очевидно, что если у этого малыша труднопроизносимое имя, то он на него откликается, даже не умея его произнести (воспроизвести). Когда говорят ребенку: «Принеси ведерко» и он точно выполняет это действие, то вовсе не обязательно, чтобы он умел произносить (точно воспроизводить) слово «принеси» и слово «ведерко».

Понимать звучащее слово — это более простой речевой навык, чем умение это слово произносить. А освоение более простого навыка предшествует освоению более сложного. Понимать звучащее слово — это значит уметь связывать образ предмета (ведерко) или образ действия (принеси) со звучащим из уст взрослого словом. Связь «образ предмета/действия + звучащее слово» образует первый и самый простой речевой навык ребенка.

2. Второй речевой навык состоит в отработанном умении связно воспроизводить звучащий текст.

Этот навык более сложен, чем первый, и называется он — говорение. Количество понимаемых ребенком слов многократно превышает количество слов, которые он умеет произносить. Понимание звучащего слова значительно опережает говорение. Это очевидность, не требующая доказательств.

3. Третий речевой навык — это навык чтения текста, изображенного печатными буквами.

Здесь мы не будем долго останавливаться на подходах к обучению чтению, поскольку это многократно описано. Акцентируем внимание лишь на, казалось бы, очевидном утверждении, что умение читать — это умение понимать графический текст (печатный или рукописный). Увы, опыт работы с воспитателями детсадов и учителями начальных классов на курсах повышения квалификации убеждает нас в том, что под умением читать они чаще всего понимают что‑то другое (умение сливать буквы, звуки в слоги, умение соединять слоги в слова, умение артикулировать и т.д.). Третий речевой навык состоит в отработанном умении понимать печатное слово, печатный текст, что значит уметь связывать образ предмета/действия не только со звучащим из уст взрослого словом, но с его графически изображенным печатным образом. Тройная связь «образ предмета/действия + звучащее слово + печатное слово» образует третий речевой навык ребенка — чтение печатных текстов

4. Четвертый речевой навык — это связное воспроизведение печатного текста.

Обретение этого навыка никак не может опережать чтения печатного текста. Писать печатными буквами, воспроизводить (печатать) на клавиатуре текст, который ребенок не понимает (не читает), бессмысленно. Но совершенно очевидно, что это требует неких дополнительных моторных навыков, соединенных с навыком чтения как понимания печатного текста. А это уже достаточно сложный синтетический навык, и поэтому в ряду речевых навыков он стоит лишь четвертым.

Русский язык обладает двумя видами графического представления — в виде печатной графики и в виде рукописной графики, связанной с каллиграфией. А это требует освоения двух дополнительных речевых умений — умения читать рукописные тексты и умения каллиграфично воспроизводить рукописный текст. Во многих европейских странах, отчасти в США и Канаде уже не один десяток лет как отказались от необходимости учить детей по прописям, учить детей каллиграфии. В этих странах дети только «печатают», а не пишут тексты рукописными буквами. На наш взгляд, это необычайно обедняет культуру языка и выхолащивает эстетическую воспитательную составляющую языка1. Замена рукописных альбомов и тетрадок со стихами и пожеланиями, которые были значительной частью личной жизни девушки, личными страничками в социальных сетях не только уничтожила таинственность и загадочность, но и примитивизировало восприятие текста как содержательно, так и графически. Изысканность вензелей в альбомах перекочевала в примитивизм граффити на заборах. Исчезновение каллиграфии в странах, пишущих на латинице, проявилось и в преподавании иностранных языков в нашей школе. В преподавании каллиграфии русского языка это пока что выразилось в тенденции упрощения графики букв в сторону скорописи, что не так сильно примитивизировало кириллическую письменность, как латиницу.

5. Совершенно очевидно, что, прежде чем учить ребенка осваивать прописи и каллиграфично писать, необходимо его научить читать рукописные тексты.

Традиционная методика начального обучения просто опускает целый этап речевого развития ребенка. Пускай этот этап не самый громоздкий, но он должен быть. Но в школах мы не найдем книг с рукописными текстами. Их просто никто не издает, якобы за ненадобностью.

Пятый речевой навык, связанный с освоением чтения рукописных текстов, необходим для освоения каллиграфического письма. Пропускание этого этапа, перескакивание через него в дальнейшем серьезно деформирует в первую очередь эстетическую сторону каллиграфии. Отсутствие богатого языкового опыта видения красивых каллиграфических рукописных текстов — одна из главных причин скверных почерков.

В опыте работы по технологии А. М. Кушнира дети 1‑го класса имеют несколько книг с готовыми рукописными текстами (книга сказок А. С. Пушкина, книги «Наши песни», «Бабушкины песни», «День Победы»), которые зачастую неверно называют прописями. Понимать рукописное слово — это значит уметь связывать образ предмета/действия не только со звучащим из уст взрослого словом и его графически изображенным печатным образом, но и с рукописным каллиграфическим словом. Четверная связь «образ предмета/действия + звучащее слово + печатное слово + рукописное слово» образует пятый речевой навык ребенка — чтение рукописных текстов.

6. На основе умения читать рукописные тексты формируется шестой навык — каллиграфическое письмо как способность графически воспроизводить рукописные тексты

7. На базе этих шести этапов происходит формирование седьмого навыка — грамотного письма.

Таков общий алгоритм движения от простых речевых навыков к сложным. Пренебрежение каким‑либо этапом приводит к дефектам речевого развития ребенка. Изобразим его в виде цепочки последовательных речевых навыков:

1) умение понимать звучащий текст → 2) умение связно воспроизводить звучащий текст → 3) умение читать печатный текст → 4) умение воспроизводить печатный текст → 5) умение читать рукописный текст → 6) умение воспроизводить рукописный текст → 7) умение грамотно писать.

Требования к речи воспитателей детского сада

К речи воспитателей дошкольных учреждений предъявляются высокие требования. Педагог должен не только правильно излагать свои мысли и следовать литературным нормам, но и уметь строить диалог в соответствии с уровнем развития воспитанников. Основные требования, которым должна соответствовать устная речь сотрудника:

  • Правильность. Следование нормам языка.
  • Точность. Употребление слов в правильном значении.
  • Логичность. Правильное использование внутритекстовой связи.
  • Чистота. Отсутствие нелитературных слов и выражений.
  • Выразительность. Владение интонацией, высотой, силой и громкостью голоса для привлечения внимания учеников.
  • Богатство. Образность речи, широкий словарный запас.
  • Уместность. Соответствие стиля речи текущей ситуации.

Педсовет, посвященный обучению диалогу в ДОУ

Если присутствуют отклонения от перечисленных требований, воспитателю следует улучшить свою речь путем самообразования или повышения квалификации. Для устранения ошибок также используются презентации для педагогических советов, содержащие контрольные тесты и инструкции для воспитателей.

Методы обследования речи дошкольников

Диагностика речевого развития детей раннего и дошкольного возрастов проходит по следующим параметрам:

  • Словарь ребенка.
  • Звуковая культура речи.
  • Грамматика.
  • Развитие связной речи.

Применяемая литература по теме: Грибова О. Е., Бессонова Т. П. «Дидактический материал по обследованию речи детей»

Специалисты должны оценивать навыки ребенка только с использованием соответствующих диагностических материалов, помогающих объективно подходить к оценке речевых возможностей детей. Для подбора инструментария и технологий обследования рекомендуется воспользоваться методической литературой Грибова, Бессонова «Дидактический материал по обследованию речи детей».

Он представлен в трех направлениях:

  • «Словарный запас»,
  • «Грамматический строй»,
  • «Звуковая сторона» ч. 1, ч. 2.

Обследование звуковой культуры речи детей

Понятием «звуковая сторона» обозначается звукопроизношение. Диагностика звуковой культуры речи дошкольников должна производиться логопедом два раза в год: осенью — при составлении плана коррекционной работы и весной — при подведении итогов.

Важно! Во время исследования звукопроизношений педагогу следует отмечать такие показатели: какие звуки произносились правильно, есть ли нарушения слоговой структуры слов, умеет ли ребенок регулировать силу голоса, темп, были ли пропуски коррекции звукопроизношения, активна или пассивна речевая деятельность.

Составляющие речи

Речь можно разделить на две составляющие: ситуативную и контекстную. Выражая свои мысли или описывая ситуацию, человек должен строить монолог так, чтобы слушателю было понятно, о чем идет разговор. Дети же сначала не способны описать ситуацию, не уточнив конкретных действий. Взрослому, слушая рассказ, сложно понять, о чем разговор, не зная ситуации. Таким образом, первой формируется ситуативная связная речь дошкольников. При этом полностью исключить присутствие контекстной составляющей нельзя, поскольку такие моменты речи всегда взаимосвязаны.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]