Задания по развитию речи для детей 4-5 лет
Ниже представлены несколько вариантов таких заданий.
«Какое слово лишнее и почему?»
Цель игры — развитие слухового внимания и слуховой памяти, логического мышления. Игра также поможет автоматизировать навык речи. В некоторых случаях применяется для лечения заикания. В таком случае прибавляется рука для более плавной речи.
Логопед произносит четыре слова. Чадо их повторяет и говорит, какое слово лишнее. Затем он объясняет, почему выбрал именно это слово.
Например: стул, стол, диван, дерево. Лишнее слово- дерево, потому что всё остальное называет мебель, а дерево- растение.
Задания по развитию речи для детей 4-5 лет
«Скажи по-другому (учим синонимы)»
Это игра с мячом. Она развивает память, скорость мышления, логику. Воспитатель называет слово, кидает ребёнку мяч. Малыш должен поймать и придумать слово- синоним. Слова могут быть такими:
- Высотный (дом),
- Охранять (природу),
- Ехать,
- Знаменитый (человек).
Сами слова лучше всего произносить в словосочетаниях. Так ребёнок сможет лучше понять смысл слова.
Есть и второй вариант. В нём нужно назвать антоним того слова, которое слышит.
Вообще эта игра может видоизменяться по-разному. Например, воспитатель может ничего не говорить этому ребёнку. Малыш может увидеть или услышать какой- то предмет, загадать его и назвать его синоним или антоним — зависит от конкретного задания.
«Я начну говорить, а ты закончи»
У этой игры также может быть много вариаций: дополнять буквы или слоги, чтобы получились слова, а можно придумывать слова, чтобы получились предложение. Главное умение, которое развивает эта игра, — думать логично. Например:
- «Летом трава зелёная, а осенью……(жёлтая)».
- «Дорога широкая, а дорожка…..(узкая)».
Воспитатель задает вопросы, а дети отвечают на них
Чтобы развить речь, нужно общаться. Но в условиях, когда родители постоянно работают, часто это делать сложно. В этом помогает детский сад (ДОУ). Воспитатели общаются с детьми и учат их общаться с другими. Но как спровоцировать их на разговор? Могут помочь мастер-классы по общению. Это также можно сделать с помощью вопросов.
Воспитатель
Но и тут существует несколько правил:
- Легче всего общение проходит по теме того, что происходит вокруг. Например, если малыш играет с игрушками, его можно спросить, какого они цвета, размера, формы и т. д.
- Вопросы должны быть чёткие, конкретные и лаконичные. Детская психика просто не воспринимает слишком длинные вопросы. Внимание моментально переключается на что-то более интересное и понятное.
- В вопросах лучше придерживаться одной темы. Например, если воспитатель спрашивает об одной игрушке, а потом переходит на вопрос о родителях, ребёнок может просто неправильно его понять. Если уже начали говорить об игрушках — тему надо продолжить.
Детская речь ещё недостаточно понятна. Её развитие, безусловно, очень важно. И не стоит им пренебрегать, даже если кажется, что у ребёнка всё хорошо. Чем лучше у дошкольника развито умение общаться, тем лучше пройдут процессы адаптации и социализации в школе. Эта задача ложится на плечи воспитателей.
Автоматизация звука Ж
Как правильно проводить занятия дома
Не обязательно сразу бежать к логопеду. Для начала можно попробовать упражнения для логопедических занятий для детей 4-5 лет дома. Они помогут ребенку освоить правильную речь, научиться слышать и произносить недостающие звуки.
С детьми обязательно надо заниматься дома, чтобы они научились правильно произносить звуки
Обычно логопеды советуют соблюдать такие несложные правила:
- Занятия должны выполнять каждый день, обязательно в дружественной для малыша обстановке.
- Обязательно проводить уроки в игровом виде. Важно увлечь ребенка, чтобы задания не казались ему скучными и неинтересными. Можно даже устроить как будто соревнования, кто лучше или быстрее выполнит задания.
- Нельзя критиковать и делать ребенку язвительные замечания. Так охота учиться чему-то новому пропадет совсем. Обязательно хвалить малыша, когда он справляется с поставленной задачей. Даже если что-то не получается, нужно хвалить за то, что он старался.
- Для занятий обязательно использовать литературу, которая призвана помочь родителям самостоятельно заниматься ребенком. Есть специальные справочники по логопедии, где много всевозможных упражнений для малышей, а также рекомендации для родителей.
- Логопедическое упражнение для детей 4-5 лет можно превратить в удовольствие, если корректировать речь, изучая стишки, скороговорки. Они не только позволят ребенку быстро уловить нужные звуки, но и положительно скажутся на развитии памяти.
- Надо показывать своему ребенку пример правильной речи. Четко произносить все слова, чтобы малыш понимал и отчетливо слышал, что ему говорят. Разговаривать с ним надо как можно больше, вести беседы на любые темы, рассказывать разные истории.
Учимся говорить: развитие словаря в дошкольном возрасте
Качественная разминка для губ и языка
Разминка губ и языка играет важную роль в формировании правильной речи.
Обратите внимание! Малыш начнет произносить слова четче, не проглатывая окончания.
Занятия в качестве разминки :
- Растянуть губы в улыбке, не показывая зубы. Улыбаться нужно стараться как можно шире.
- Вытягивать губы вперед, как будто они хоботок слоника.
- По очереди надувать то одну, то другую щеку, потом в том же порядке втягивать их.
- Открыть рот и тянуть нижнюю челюсть как можно ниже, при этом держась языком за небо.
- Открыть рот, высунуть язык. Затем убрать его в рот. Делать такое упражнение на протяжении 15 секунд.
- Вытащить язык и дуть на кусочек ватки на столе, пока он не упадет со стола. Дуть губами запрещено.
- Кончиком языка водить сначала по верхним зубам с внутренней стороны, затем по нижним.
- «Почесать» язык зубами, упираясь в нижнюю десну.
Важно! Чтобы добиться видимых результатов, нужно регулярно выполнять эти упражнения. Каждое из них надо повторять не меньше 5-6 раз.
Игры для развития речи для детей 4-5 лет
Многие задаются вопросом, как развить речь у детей. Это проще всего сделать с помощью специальных игр. Ведь только так дети воспринимают окружающий мир.
Отталкиваемся от норм речевого развития детей 4-5 лет
Для точного определения проблем с развитием речи у малыша надо знать, что он уже должен делать в четыре или пять лет. Только при несоответствии нормам стоит обращаться к таким врачам, как логопеды и дефектологи. В ином случае первый класс может оказаться слишком сложным для ребёнка.
Важно! Во многих школах с детьми проводят «собеседования». Если речь ребёнка будет непонятная, непоследовательная или бессмысленная, родителей могут попросить оставить ребёнка в саду ещё на год.
В этом возрасте дети должны научиться некоторым вещам:
- Разговаривать так, чтобы его понимала не только семья, но и все окружающие.
- Достаточно свободно распоряжаться своим лексическим запасом и составлять логичные предложения более чем из 6 фраз.
- Понимать и описывать разницу между одушевлёнными и неодушевлёнными.
- Описывать предметы и находить их в соответствии с описанием.
- Понимать, для чего нужны предлоги и уметь правильно ими пользоваться.
Игры с детьми
- Знать различные профессии и понимать, чем они занимаются.
- Знать, как поддержать беседу и задавать уместные вопросы по теме.
- Пересказывать сказки, рассказы и различные истории. Выделять в них основной смысл.
- Произносить своё имя, фамилию, возраст и адрес проживания.
- Знать наизусть короткие стишки или же частушки.
- Уметь отвечать на простые вопросы о своей жизни (где был, кого видел, что ел и т. д.)
У тех детей, которые не овладели этими умениями, диагностируется ЗРР — задержка речевого развития.
Чтобы поставить этот диагноз, проводится несколько проверок, включающих в себя такие аспекты:
- Звуко-слоговой состав слова.
- Восприимчивость к звукам.
- Состояние лексики и грамматического строя разных видов эмоциональной речи.
На основании такой проверки и озвучиваются рекомендации для развития речи. Если ЗРР не стоит, но ребёнок не может делать что-то из вышеперечисленного, ему могут помочь различные дидактические игры по формированию грамматического строя речи.
Примеры из картотеки дидактических игр:
- «Найди ошибку». Ребёнку показывают картинку с тигром. Старший говорит, что тигр бежит, тигр ест, тигр лежит, тигр пьёт и т. д. Ребёнок должен назвать правильное действие. Благодаря такой игре дети учатся правильно произносить слова и развивать слуховое внимание.
Тигр
- «Может быть или нет». Ребёнку показывается картинка с деревом, на котором всё изображено неправильно. Родитель спрашивает, может ли паук висеть на дереве или может ли дерево осенью быть зелёным. Малыш должен дать правильный ответ. Эта игра помогает развивать детскую логику.
- «Времена года». Мама описывает ребёнку какое-то время года, а он должен правильно его назвать. Эта игра развивает память, логику, слуховое внимание и произношение.
- «Какой? Какая? Какие?» Ребёнку показывается любой предмет в комнате. Нужно описать его форму, цвет, местоположение. Игру можно и усложнить. Ребёнок смотрит на какую-то вещь 15 секунд, затем отворачивается и наизусть описывает её. Такая игра развивает память, зрительное восприятие.
Дерево
- Описание предмета. Ребёнку предлагается определенная характеристика. Нужно описать, какие предметы могут соответствовать ей. Это занятие помогает выработать умение классифицировать предметы по каким-либо признакам.
- Когда? Называется типичное действие для какого-то времени года. Например, катание на лыжах. Малыш должен сказать, в какое время года это делают. Также можно перевернуть игру и спросить, что делают зимой. Игра развивает память, умение классифицировать действия.
Формируем звуковую культуру речи для подготовки к обучению грамоте
Большинство дидактических игр используются воспитателями в детских садах. Согласно современному ФГОСу, именно они должны развивать речь дошкольников.
Важно! Однако не стоит надеяться только на них. Невозможно что-то развить, если не делать это постоянно. А ведь воспитатель не может быть всегда с одним ребёнком. Поэтому, родители тоже должны проводить подобные игры дома.
Игры на формирование грамматического строя речи в старшей группе
Особенность игр на формирование грамматического строя речи в старшей и средней группе заключается в том, что они направлены не на увеличение лексикона ребёнка, а на умение строить грамматически правильные предложения. Таких игр очень много, вот несколько из них:
- «Подбери признак». Цель — уметь согласовывать существительные и прилагательные. Воспитатель называет слово и задаёт вопросы: «какой? какая? какие? какое?». Ребёнок отвечает. Например: дерево какое? Зелёное, высокое. Блузка какая? Белая, красивая, новая.
- «Ласковое название». Целью можно назвать умение составлять слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Например, Маша — Машенька, мама — мамочка, белый заяц — беленький зайчик, серый волк — серенький волчонок. Начинать стоит с простых слов, а уже потом приступать к словосочетаниям.
Игры на развитие речевого дыхания во 2-ой младшей группе
Многие считают, что развитие речевого дыхания бесполезно. Но это не так. Именно оно позволяет говорить плавно, а не прерываться после каждого слога. Но далеко не все рождаются с развитым умением. Поэтому, воспитатели в детских садах стараются его развить у своих воспитанников. Для этого есть специальные игры. Вот некоторые из них:
- «Качели». Это упражнение развивает плавный, спокойный, длинный дыхательный выдох. Также оно укрепляет физиологическое дыхание у детей. Лежащему ребёнку кладут на живот в области диафрагмы плюшевую игрушку. Вдыхает и выдыхает ребёнок через нос, как обычно. Воспитатель произносит стих: Качели вверх (вдох), Качели вниз (выдох), Крепче ты, дружок, держись.
- «Сердитый ёжик». Нужно встать и представив, как ёжик сворачивается в клубок в опасности. Затем нужно наклониться и в таком состоянии громко произнести «Ффф».
Таким образом, развитие речи ребёнка очень важно для его будущей жизни. Для этого нужно с помощью специальных игр заниматься с ребёнком. В ином случае, у ребёнка может развиваться ЗРР, что может негативно сказаться на его общении с окружающими.
Ничего не упустить
Отмечая ошибки ребенка, родители могут подобрать и другие игры, например, помогающие усвоению форм глаголов единственного и множественного числа, повелительного наклонения, настоящего и прошедшего времени, отработке употребления наречий, предлогов, умения согласовывать существительные с прилагательными, глаголами и т. д.
Если у ребенка есть проблемы с произношением звуков, помогут скороговорки, упражнения на артикуляцию (о них говорилось здесь), развитие мелкой моторики (описано в этой статье). Если ребенок не может дифференцировать звуки или слоги в речи, помогут игры на развитие фонематического слуха (приводятся тут – «Развитие речи у детей дошкольного возраста»).
Главное при этом – помнить: мы развиваем речь ребенка не для того, чтобы похвастаться перед соседями или кого-то «переплюнуть», а чтобы помочь ребенку в дальнейшей социализации, в обучении, коммуникациях со сверстниками. Поэтому не стоит гнаться за кем-то или кому-то что-то доказывать. Задача родителей – помочь ребенку стать успешным в жизни, а не побить чьи-то рекорды.
Упражнения для общего развития речи в домашних условиях
Дома необходимо обязательно регулярно проводить логопедические занятия для детей 4-5 лет, упражнения которых включают в себя не только речевую часть, но и гимнастику для органов речи и пальчиков.
Пальчиковая гимнастика
Данный комплекс простых упражнений стимулирует отдел в мозговом центре, который отвечает за правильную речь. Именно поэтому занятия на мелкую моторику нужны не только самым маленьким, но и дошкольникам.
Пальчиковая гимнастика стимулирует отдел головного мозга, отвечающего за правильную речь
Все упражнения делаются по 8-10 повторов:
- «Открывание» и «закрывание» пальцев на каждой руке. Сначала по очереди, потом вместе. Постепенно можно увеличивать скорость.
- Положить руки на стол: левая касается стола ладошкой, правая — тыльной стороной. Затем одновременно руки надо перевернуть.
- Сначала изобразить речку: сложить руки, ладонями вверх, как будто в них набрана вода. Затем изобразить пароход — сложить ладони вместе, прижать большие пальцы друг к другу и поднять их вверх. Потом изобразить приплывших рыбок: прижать все пальцы друг к другу, ладони вместе и сделать руками движения, как будто плывет рыбка.
- Изобразить дерево с ветками — руки вертикально, пальцы растопырены в разные стороны. Затем показать корни дерева — в том же положении перевести руки пальцами вниз. Затем показать листопад: быстро-быстро сжимать и разжимать пальцы.
Артикуляционная гимнастика
Эти упражнения направлены на развитие языка — главного органа, отвечающего за правильность произношения звуков.
Автоматизация звука C
Обратите внимание! Благодаря регулярным тренировкам по артикуляционной гимнастики вскоре ребенок начнет произносить даже самые сложные для него звуки.
- Улыбнуться как можно шире, зубы сомкнуты, находятся ровно друг на друге. Задержаться в таком положении и отсчитать 10 секунд.
- Вытянуть губы вперед и сделать вид, как будто слон набирает воду хоботом. Задержаться 10 секунд в таком положении.
- Изобразить змейку: широко улыбнуться, высунуть язык трубочкой, затем спрятать назад.
- Широко открыть рот и делать языком «цоканье», изображая лошадь. При этом важно следить, чтобы у ребенка нижняя челюсть была неподвижной, а работал только язык.
- Широко улыбнуться, высунуть язык как можно дальше и зажать его слегка зубами. В таком положении «протащить» язык назад в рот.
- Широко открыть рот, высунуть язык и изобразить часы — переставлять язык от одного уголка рта к другому.
Все эти упражнения повторять по 8-10 раз или в течение 10-15 секунд.
Игры для развития фонематического звука
Логопедические игры для 4-5-летних детей на развитие фонематического звука должны быть обязательно включены в ежедневные занятия. Они простые и одновременно интересные, а результаты не заставят себя долго ждать. Уже спустя месяц регулярных упражнений, качество детской речи заметно улучшится.
- «Игра в тишину». Эта игра очень простая. Ребенку предлагается на 2 минуты не произносить ни звука и закрыть глаза. Как только время вышло, потом попросить малыша рассказать, какие звуки он слышал.
- «Хлопок-топот». Суть игры: заранее договориться с ребенком, на какой звук он будет топать, а на какой — хлопать. Например, если слышит звук [ш], то топает ножкой, если звук [р], то хлопает ладошками. Далее взрослый называет разные звуки, а когда ребенок слышит нужные ему, хлопает или топает.
- «Поймай слово». Суть этой игры проста: ребенку задается слово, услышав которое он должен будет хлопнуть в ладоши. Далее взрослый называет по очереди несколько слов, схожих по звучанию. Как только ребенок услышит нужное ему, должен хлопнуть в ладоши.
Для развития фонематического звука необходимо регулярно играть в логопедические игры