Пантомима – это известный с древнейших времен и неизменно популярный вид сценического искусства, основными выразительными средствами которого являются мимика и пластика артиста. Элементы пантомимы часто встречаются в народных танцах, распространены в современной актерской игре и широко применяются при обучении молодых артистов искусству игры на сцене.
«Пантомима – это поэзия тишины».Иозеф Михаэль Кройтцер.
Задачи, стоящие перед актером-мимом, по своей сути, неотличимы от задач актера драматического. Это:
- Создание яркого сценического образа.
- Непрерывное действие в борьбе с предлагаемыми обстоятельствами.
- Эмоциональная выразительность и узнаваемость.
Главная разница в том, что мим не пользуется речью, отсутствие которой компенсируется разнообразием невербальных выразительных средств – пластикой, мимикой, жестикуляцией.
Несмотря на гротескный и утрированный характер жестикулятивных, мимических и пластических приемов, использующихся в пантомиме, все они родом из жизни, из свойственных человеку эмоциональных реакций и их физических выражений. Вот почему уроки пантомимы преподаются не только на факультете театрального искусства, но и в сферах, не связанных со сценической практикой: от уроков соблазнения девушек до методов ведения следствия и дипломатических переговоров.
В театральной студии «Бенефис» искусству пантомимы уделяют большое внимание. Его преподают и взрослым, и детям. Наши преподаватели знают, что пантомима – это прекрасный способ освоить технику сценического движения и пластики. Наши ученики изучают возможности своего тела и учатся доносить с помощью жестов свои мысли и эмоции. Искусство пантомимы снимает психологическую зажатость, развивают реакцию и равновесие, повышает подвижность суставов. Такая физическая нагрузка очень полезна как детям, так и взрослым.
Выберете для себя наиболее подходящий курс. Мы проводим занятия для взрослых и детей в центре Москвы.
узнать подробнее о курсах
Пантомима для детей
Любой современный детский театр пантомимы в Москве или театральный кружок начинает обучение маленьких артистов именно с пантомимики. Чаще всего малыши учатся изображать животных и играют в шарады, когда один ребенок показывает некую сценку, а остальные пытаются угадать слово. Польза таких упражнений для детского развития огромна, к ней можно отнести:
- развитие воображения
- выработку умения правильно выражать эмоции
- раскрепощение и укрепление самооценки
- вкус к творчеству и творческое мышление
- расширение кругозора и приобретение ценного эмоционального опыта
- развитие навыков общения и взаимодействия с другими детьми.
Игра пантомима для детей подходит для любого возраста и рекомендуются к домашним занятиям. Это веселый, увлекательный и захватывающий способ провести время с пользой, который может заменить вашим детям бессмысленное просиживание за компьютером или экраном телевизора. Играть в шуточные пантомимические игры можно вдвоем или в большой детской компании, на днях рождения, елках, школьных утренниках или просто каждый день в свободное время.
Детские задания
Смешные задания для пантомимы могут быть разной сложности, в зависимости от возраста малыша. Для самых маленьких детей (до 4-х лет) подойдет вариант простого повторения за взрослыми. Дети очень любят подражать мамам и папам, показывая, как они делают уборку, готовят ужин, собираются на работу и прочее. Именно этим и следует заниматься с детьми, постепенно усложняя задания. Можно предлагать детям изображать разных домашних и диких животных, неживые предметы (например, транспорт), представителей профессий (например, полицейского, пожарника, доктора) и т. п.
Подбирайте игры и конкурсы по интересам ребенка! Самое главное – вызвать у него интерес и вкус к творчеству.
Дети 4–6 лет вполне могут включать воображение и придумывать идеи для пантомимы самостоятельно, от вас требуется только предлагать им несложные темы. Ребенок учится вспоминать, что он обычно делает в разных ситуациях, и воспроизводить небольшие сценки из собственной жизни.
Примеры тем:
- времена года,
- детский сад,
- во дворе.
Пантомима для детей начальных классов может включать задания на выражение чувств и переживаний. Переживания должны быть простыми и знакомыми школьнику, например, страх, радость, огорчение, удивление и т. д.
Примеры заданий:
- папа принес новую игрушку;
- у тебя день рождения;
- к тебе бежит собака;
- ты получил двойку (пятерку).
С подростками лучше всего заниматься в коллективе, т. к. первое, что вызывает интерес у подростка, – общение со сверстниками. Прекрасно подойдут сказки пантомимы по ролям для компании, шарады и подобные им игры. Загадывать лучше сложные слова для пантомимы, требующие работы воображения и поиска нестандартных подходов.
Это могут быть интересные животные:
- хамелеон,
- божья коровка.
Популярные телепередачи:
- «Модный приговор»,
- «Дом 2»,
- «Большая Разница».
Звезды:
- Сергей Зверев,
- Тимати,
- Борис Моисеев,
- Ксения Собчак.
Подростки ценят юмор, поэтому лучше придумывать смешные слова для пантомимы. Загадывая знаменитостей или известные телешоу, останавливайтесь на тех, которые лучше всего поддаются пародии.
Сценарий сказки без слов для детей
Постановка полноценного спектакля-сказки без слов может стать замечательным времяпрепровождением для вашего ребенка и его друзей по случаю праздника или просто в свободное время. Для этого вам не потребуется специальный адаптированный сценарий сказки пантомимы для детей без слов, вы можете выбрать любую сказку в ролях и приспособить ее для постановки. Вот как это делается:
- Поиск сказки. Выбирая сказку, внимательно читайте текст, в нем должно быть как можно меньше «воды» и как можно больше действия. Проверить это можно очень легко: по мере чтения реплик, пытайтесь представить себе, как вы выражаете их суть без слов, с помощью жестов и мимики. Получается? Значит, это хороший текст, смело берите его в работу.
- Распределение ролей и подготовка. Обсудите сказку с детьми, предложите им самим выбрать себе роли, расскажите сюжет сказки в подробностях, но своими словами.
- Условное место действия и мизансцены. Договоритесь с маленькими артистами о том, как вы оборудуете игровую площадку, на какие зоны поделите в соответствии с требованиями сказки (дворец, башня, пещера, темный лес и т. д.). Каждый герой должен понимать, где ему полагается быть и что делать. Конечно же, дети не смогут все запомнить, но не волнуйтесь на этот счет, ведь вам выпадает роль ведущего сказки – единственного человека, который может и должен говорить. Вы будете руководить всем действом и сможете помогать актерам.
- Когда подготовительная работа закончена, можно открывать спектакль. Вы, как ведущий, объявляете выходы персонажей и читаете их текст, а дети-актеры переводят этот текст на язык жестов. Выглядит это примерно так:
Ведущий: «Я – Царь Горох, царь тридевятого царства!»
Ребенок с гордым видом бьет себя в грудь, поправляет воображаемую корону и рукой показывает, как широки его владения.
Опера «Снегурочка»
Дата: 10 ноября
Время: 18:00–19:45
Место: Московский театр «Новая опера», улица Каретный Ряд, дом 3, строение 2
История прекрасной Снегурочки разворачивается на фоне Масленицы — короткого рубежа между зимой и весной, вечным спокойствием и вечной любовью. Она врывается в жизнь сказочного народа и многое меняет. В этой опере мифическое переплетается с земным, а земное возносится до мифического.
Пантомима для взрослых
Пантомима – это не только комплекс развивающих упражнений для детей, но и способ разнообразить любую взрослую вечеринку. Игра «Крокодил» не уступает по популярности даже «Мафии», т. к. отлично раскрепощает компанию и поднимает настроение. Помимо досуга в кругу друзей, «Крокодил» может быть использован в качестве тренинга для сотрудников, т. к. в процессе игры вырабатываются ценные навыки:
- чувство команды, сплоченность;
- умение и желание взаимодействовать друг с другом;
- сообразительность и логика;
- воображение и творческий подход к решению задач.
Как бы далеки ни были друг от друга два человека, в процессе игры они становятся союзниками, приобретают общие интересы и приятно проводят время вместе. Барьеры и дистанции исчезают сами собой. Людям гораздо проще общаться после подобных практик, поэтому сказка пантомима для корпоратива по ролям широко используется для создания здоровой и положительной атмосферы внутри коллектива.
Правила игры «Крокодил»:
- Игроку, который показывает загаданное слово, запрещено говорить, проговаривать слово губами и пользоваться любыми звуками.
- Запрещено показывать слово по буквам.
- Разрешается показывать каждое слово отдельно, если загадано словосочетание или фраза.
- Зрители могут задавать вопросы, действующий игрок может отвечать на них только средствами пантомимы.
Примеры слов
Трудные:
- гидроэлектростанция,
- магнитуда,
- исторический материализм,
- естественный отбор,
- бином Ньютона.
Смешные:
- вежливый олень,
- неуловимый Джо,
- белая горячка,
- роды,
- клизма,
- конь в пальто,
- жизнерадостный наркоман,
- бомж оптимист.
Место действия:
- необитаемый остров,
- космический корабль,
- подводная лодка,
- северный полюс,
- дно океана.
Обстоятельства:
- задержали зарплату,
- женился,
- развелся,
- уволился,
- выиграл в лотерею,
- перепил,
- недоперепил.
Персонажи и герои:
- Д’Артаньян,
- Винни-Пух,
- Всадник без головы,
- Магистр Йода,
- Кенни из «Южного Парка»,
- Бендер из «Футурамы».
Мюзикл «Огниво»
Дата: 11 ноября
Время: 18:00–20:00
Место: «Театриум на Серпуховке», Улица Павловская, дом 6
Сказка Ганса Христиана Андерсена «Огниво» в «Театриуме на Серпуховке» превратилась в мюзикл. История любви простого солдата к избалованной и своенравной принцессе выглядит современно — с модной хореографией, каскадёрскими драками и зрелищными декорациями.
Стремительно развивающиеся события сопровождает живая оркестровая музыка. Зрителей ждёт необычное смешение джаза, трип-хопа, даба, афробита, этно, эмбиента и других современных музыкальных направлений.
Спектакль «Синяя птица»
Дата: 12 ноября
Время: 12:00–14:15
Место: Московский художественный академический театр, Тверской бульвар, дом 22
На сцене совершаются невероятные чудеса: оживают молоко, хлеб, огонь. Вместе с героями Тильтилем и Митиль зрители отправятся в путешествие по загадочному миру. Они пойдут «длинной вереницей за синей птицей» — на поиски счастья.
Эти поиски во МХАТе длятся уже 108 лет. Спектакль в 1908 году поставил Константин Станиславский, и с тех пор он идёт без изменений с постоянным успехом. Теперь «Синюю птицу» играет новое поколение мхатовских актёров. Такого старожила нет ни в одном театре мира.
Мюзикл «Маугли»
Дата: 12 ноября
Время: 12:00–14:00
Место: Московский государственный академический театр оперетты, улица Большая Дмитровка, дом 6
Жесток закон джунглей, где слабый — добыча для сильного. В этом уверены тигр Шерхан и шакал Табаки. Закон джунглей справедлив, ведь «мы с тобой одной крови, ты и я». Так думают вожак стаи Акела, волчица Ракша, пантера Багира, медведь Балу, которые спасли и вырастили Маугли.
В театре оперетты гостей ждёт фейерверк музыки и ярких красок, акробатики и танцев. В луче прожектора оживут таинственные джунгли и их обитатели — герои самой знаменитой сказки Редьярда Киплинга.
Реквизит:
- костюмы ведущего и дракона
- щиты (по количеству гостей), вырезанные из картонной коробки и приклеенные к ним детские раскраски с изображением викингов или драконов (не раскрашенные). Ручка для щита делается из скотча.
- аквагрим
- шарики для моделирования (мечи)
- заготовки для шлемов викингов (как их сделать, будет описано ниже)
- карта дороги к острову с названиями островов, написанными задом наперед
- скакалка
- карточки со словами (+ с картинками, для тех, кто не умеет читать)
- большой лист бумаги с нарисованным овалом лица, фломастеры.
- большие плотные пакеты для мусора (заменяют мешки для забега)
- воздушные шарики с именами драконов внутри. На шариках нарисованы пасти драконов.
- дротик с острым наконечником
- прищепки
Сценарий
Ведущий
: Дорогая дружина, мы рады приветствовать вас на нашем драккаре (корабль викингов). Сегодня мы собрались здесь, чтобы хорошенько отпраздновать День Рождения нашего вождя Железного Молота (имя ребенка). А также давно пора совершить набег на Остров Драконов, так как по слухам завелся на этом острове особо ужасный и опасный дракон Огненный Зубастик.
Однако, вижу, что многие из вас не готовы к столь славной битве. А без щита, меча, шлема и боевой раскраски викингу на этом острове делать нечего.
Сначала детям выдаются щиты с раскрасками, которые они должны раскрасить фломастерами. После этого с помощью аквагрима делаем всем детям боевую раскраску.
Ведущий
: Отлично, дружина. Теперь подойдите по очереди ко мне и получите свои мечи!
Проводится по схеме посвящения в рыцари. Ведущий мечом стукает ребенка по плечу и нарекает его именем настоящего викинга, например: Оглушительный Гром, Победитель драконов и так далее.
Ведущий
: Ну что, теперь вы настоящие викинги. А они, как известно, были храбрыми воителями! Ну-ка попробуйте-ка на мне свое боевое искусство.
Ведущий отбивается от атаки викингов.
Ведущий
: Эх, головы вы горячие! Хорошо сражаетесь, только вот без шлема на Остров Драконов я вас не пущу — как пыхнет огнем Дракон Зубастик, так и сгинете там всей дружиной.
Дети с помощью взрослых делают себе шлемы. Например, из кусков обоев по схеме оригами . Или из картона, вот таким способом:
Заготовки шлемов должны быть готовы заранее! (см. реквизит).
Ведущий
: Пора садиться на корабль и отправляться в путь, плыть нам далеко и в пути будут остановки. Викинги, как известно, были хорошими мореплавателями, так что, давайте, проложим путь нашего корабля. Хм, что-то у нас тут старый картограф Гремлик намудрил… Ничего прочитать не могу, зашифровано все на этой карте.
С помощью подсказок, дети читают правильные названия: залив Локи, Акулий пролив, остров Тора, Остров Дракона и т.п. Карта с написанными задом наперед (зашифрованными) названиями остановок должна быть приготовлена заранее (см. реквизит).
Ведущий
: Отправляемся в путь! Первая остановка «залив Локи». Охо, что тут у нас? Смотрите-ка на море водоворот. Ну-ка, кто из дружины сможет в нем дольше продержаться?
Обычная игра со скакалкой, кто сколько раз сумеет прыгнуть (вертят двое взрослых).
Ведущий
: Отлично, а вот и наша первая остановка — присядем, отдохнем. Викинги, кстати, были отличными рассказчиками, и могли, не моргнув глазом рассказывать всякие небылицы, чтобы удивить друзей и напугать врагов. Давайте-ка попробуем по очереди сочинить небольшую историю о наших необыкновенных приключениях. Только в рассказе нужно будет использовать те слова, которые я вам покажу. Ну что ж, начнем: «Однажды ночью я открыл глаза и увидел за окном….»
Слова для примера: летучая мышь, ложка, шило, розовый слон, огонь…
Ведущий
: Славная получилась история. Ну, что ж, поплыли дальше. Судя по карте, мы находимся в Акульем проливе. Пересечь его сможет только очень внимательный мореплаватель, так как тут водятся не только акулы, но и кракены, а так, же просто чудища морские. Я буду внимательно наблюдать за морем и если закричу: «Акула», — вы должны будете прыгнуть с корабля вправо. Если увижу кракена, вы прыгаете влево, ну, а если чудище морское замечу, то возвращайтесь на корабль! Если кто ошибся — не обессудьте, придется вам команду здесь дожидаться!
На землю кладется скакалка — это корабль. Ведущий кричит названия морских чудищ, пока не останется один из команды викингов.
Ведущий
: Молодцы! Вот мы и прибыли на место нашей второй стоянки Остров Тора. Тор был одним из богов викингов и слыл грозным и могучим воином. Много художников пыталось передать облик этого бога, да не всем это удавалось. Давайте и мы попробуем нарисовать его портрет. Только делать это будем с завязанными глазами.
Каждый из детей должен нарисовать какую-то черту лица Тора с завязанными глазами. Дружина может подсказывать художнику.
Детям выдаются большие плотные мусорные мешки, и они должны допрыгать в них до обозначенного берега.
Ведущий
: Вот мы и на месте. Передохнем перед славной битвой. И сыграем в древнюю игру викингов «Меньки».
На землю кладется «артефакт» кто-то из детей назначается его охранником. Охранник вооружен мечом (воздушный шарик для моделирования). Остальные дети пытаются этот артефакт украсть. Кого сторож мечом стукнул, тот становится охранником. . Артефактом может быть любой предмет. Древние викинги, играя в эту игру, втыкали в землю простой колышек. Победителей как таковых в этой игре нет. Дети играют, пока не надоест.
Ведущий
: А вот и пещера драконов. Большинство из них безобидно, но где-то среди них прячется страшный Дракон Зубастик.
Сценарий пантомимы
Планируя праздничные мероприятия, необходимо подобрать сценарий, в который войдут разные интересные игры. В качестве хорошего варианта можно предложить сценарий пантомимы, который, непременно, сможет заинтересовать участников мероприятия. В качестве основы данного сценария лежит игра в пантомимы.
Что такое пантомима? Пантомима: ёе суть известна многим – необходимо без слов показать слово, которое должны угадать остальные участники.
Чтобы вести праздник и сами игры, потребуется человек, который станет ведущим.
Ведущий: – Наш праздничный вечер начинается. Мы рады приветствовать всех гостей. Сегодня тематика нашего праздника – это пантомима. Это одно из видов сценического искусства, в котором создавать художественный образ необходимо только за счет пластики тела человека. Слова при этом не используются. Сегодня каждый участник праздника сможет побывать в роли пантомима. Участие в приготовленных для вас играх позволит научиться этому удивительному искусству. Итак, я предлагают начать с игры, которая позволит нам, словно, побывать в детстве, поскольку в юные годы многие из нас в нее играли. Кто желает принять участие в интересной игре?
Далее сценарий пантомимы включает первый конкурс. Для этого первоначально приглашается один участник. Он должен будет показывать слово, которое будет написано на листике, вытащенном из специальной коробки. Показывать необходимо без слов, только с помощью жестов, движений. Все остальные участники должны будут угадать это слово. Тот человек, который самым первым называет слово, далее будет показывать слова. Тот их участник, кто стал наиболее активным, угадал больше всего слов, получает приз.
Ведущий: – Эта игра стала прекрасной разминкой. Многие из нас поняли, как именно пантомимы необходимо показывать. Но на этой игре наш праздник не завершается. Для участников приготовлено еще большое количество не менее интересных игр. Теперь мы будем отгадывать песни!
Следующий конкурс, который входит в сценарий пантомимы, заключается в том, что участник должен показать песню без слов. Ее должны отгадать все отставные присутствующие гости на празднике. Как и в предыдущей игре, тот, кто первым называет слово, следующим показывает песню. Можно показывать название песни или же имя исполнителя, музыкального коллектива. Также можно показать сюжет песни. Самое главное – не произносить слова и чтобы остальные участники смогли угадать музыкальную композицию.
Ведущий: – Этот конкурс показал, что участники праздника все лучше и лучше показывают пантомимы. Вижу, что скоро вы освоите данное искусство очень хорошо. Но мы не останавливаемся на достигнутом. Теперь приглашается участник для более сложного конкурса. Благодаря этому конкурсу мы с вами сможем лучше узнать друг друга.
После этого проводится еще один конкурс. Для этого приглашается один человека. Задача заключается в том, чтобы понять, какого именно человека из присутствующих гостей показывает участник. При этом сам участник должен показывать хобби этого человека или его профессию. После того как гость отгадан, он следующим выходит показывать уже другого гостя. Конкурс продолжается, пока все гости не будут показаны и отгаданы.
Ведущий: – Это был замечательный конкурс! Теперь мы лучше узнали увлечения, сферу деятельности друг друга. Наш праздничный вечер, посвященный искусству пантомимы, завершается. Уверен, что всем присутствующим гостям минуты, проведенные во время праздника, доставили удовольствие и приятные эмоции. Теперь каждый из вас получил навыки этого интересного направления в сценическом искусстве.
Сценка ко дню святого Валентина. Два амура с луком и стрелами выходят делать свою работу. Необычная сценка, где участникам потребуется спуститься в зрительный зал.
Сюжет такой: девушки решают, что подарить своим парням на 23-е февраля. В сценке участвуют одни дамы. Наконец-то законный повод выгнать мужчин в зрительный зал и от души насладиться сценой.
Эту сценку можно поставить и на 8-е марта, и на девичник. Сюжет уже раскрыт в названии: лучшие подруги рассказывают всем секрет как завести и не потерять лучших подруг. Всё, конечно, с юмором.
Сценка к 8 марта, в которой мужчины пошутят над типичными женскими штучками. Данная сценка хорошо разбавит концерт посвященный Международному женскому дню.
Не только женщинам перед 23 февраля, но и мужчинам перед 8-м марта сложно. Все решают сложнейшую задачу — что же подарить?! Именно об этом и шутим в этой сценке.
Эту сценку можно показать и на концерте в честь 8-го марта, и на корпоративе косметического салона или магазина. Всем ведь хочется посмеяться над стереотипными подходами к женской красоте.
Представьте, что конструкторы автомобилей наконец-то решили создать чисто женский автомобиль. Да еще и подарить его женщинам на 8-е марта. Сами понимаете, что сценка эта очень смешная.
Сценка на День Рождения или юбилей. Её можно быстренько показать на любом свободном пятачке в кафе или ресторане. Имениннику на радость и гостям на потеху.
Еще одна юмористическая сценка на тему поиска подарка ко Дню Рождения. Выбрать подарок особенно трудно. А в этом случае задача кажется вообще не решаемой. В этом сюжете узнают себя и гости, и именинник.
Кстати, для юбилея эта сценка тоже подойдёт. Участвовать в ней могут от пяти до 10 человек. Чем больше — тем веселее будет сценка.
Спектакль «Волшебная лампа Аладдина»
Дата: 13 ноября
Время: 12:00–13:45
Место: Московский международный дом музыки, Космодамианская набережная, дом 52
В основе сказки — история о гончаре Аладдине, который полюбил прекрасную царевну Будур и с помощью волшебной лампы победил злого колдуна Джафара. Зрителей ждут быстрая смена действий, колоритные персонажи, музыкальные номера и изящные декорации из восточных тканей. А гвоздём программы станет джинн, чьё появление можно объяснить только магией.