Как научить ребенка говорить? 6 способов, придуманных мамой

Первый год в жизни малышей очень важен. В это время ребёнок многому учится – сидеть, ползать, ходить и, конечно же, говорить. Правда, не стоит ожидать, что как только крохе исполнится год, он полноценно заговорит. Как правило, к концу года малыш только начинает говорить первые слова, которые могут понять исключительно родители.

Тем не менее, развитие речи ребёнка до года – дело, которым можно и нужно заниматься. Агуканье, лепет и даже крик – это способы сформировать речь. На этом этапе нужно поддержать ребёнка, развивая его в целом, а не сосредотачиваться на лингвистической области.

Как научить ребёнка говорить до года

Развитие речи у детей до года происходит в комплексном развитии всего организма. Новорождённый имеет только набор рефлексов, которые постепенно развиваются и превращают его в полноценную личность. Речь – это один из важных критериев развития. Она является результатом согласованной деятельности головного мозга, а головной мозг развивается благодаря активности ребёнка, познающего мир в первые месяцы своей жизни.

Чтобы всё ускорить, можно прислушаться к следующим советам:

  • Постоянно разговаривайте. С первых минут дети впитывают информацию о том, что они видят и слышат вокруг. Их слух уже вполне сформирован. Говорить можно о чём угодно – о том, во что его одеваете, куда идёте, комментируйте любые мелочи. Действия, которые сопровождают разговор, способствуют более быстрому пониманию. Через какое-то время кроха сможет понять, что от него хотят.
  • Повторяйте за ребёнком. Обычно дети даже в столь нежном возрасте пытаются что-то говорить. Часто это напоминает бесконечное повторение одного звука. Так малыш тренирует дикцию. Было бы отлично, если родители повторяли за ним. Можно усложнять задачу, напевая привычное ребёнку «зя-зя-зя». Так малыш научится держать темп, что тоже пригодится ему в дальнейшем формировании речи.
  • Звуки животных. При общении ребёнка с животными, показывайте, какие звуки эти животные издаёт. В доме есть кошка? Ребёнок быстро выучит, что она говорит «мяу». Когда речевой аппарат достаточно сформируется, ребёнок сможет даже позвать кота стандартным «кис-кис». С собаками ещё интереснее, так как они по своей природе более дружелюбны. Если же животных нет, можно подкреплять звуки картинками;
  • Тренируйте мелкую моторику малыша. Наверняка вы заметили, что маленькие дети всё хотят потрогать, схватить, смять? Это неспроста. Так развивается мозг. Позволяя малышу играть с крупами, песком, пуговицами и бусами, вы делаете ему хорошую услугу, в том числе ускоряя усвоение речи. Естественно, все эти упражнения необходимо делать под присмотром родителей, чтобы любознательный кроха не начал кушать песок или запихивать в нос пуговицы.
  • Организуйте общение с другими детками. Дети могут общаться между собой даже более активно, чем со взрослыми. Они делятся полученным опытом, хотя часто это выглядит как лепет. Если же в компании будут дети, которые говорить уже умеют, скорее всего, малыш будет им подражать. К тому же, играя с другими детьми, ребёнок получает удовольствие, что немаловажно для его развития.
  • Дозировано используйте язык жестов.
    Ребёнку проще показать, что он хочет, чем сказать. Если сразу это может даже помочь (например, когда младенец показывает на упаковку сока, а мама комментирует, как этот сок называется), то в дальнейшем лучше добиваться, чтобы ребёнок называл предмет.

Даже приложив все эти усилия, не стоит ждать, что к своему первому дню рождения кроха будет цитировать «Войну и мир». Обычно дети, с которыми занимаются, говорят раньше, но на такой же «тарабарщине». Подходите ко всему без фанатизма. У каждого свой темп развития. Главное, здоровье и самочувствие малыша.

Постоянные тренировки

Для развития речевого аппарата важны постоянные тренировки. Именно потому при любом взаимодействии с ребёнком важно комментировать происходящее. Крохе можно рассказывать обо всём, что происходит вокруг. Чем чаще повторяются описываемые действия, тем быстрее ребёнок запомнит отдельные слова, а потом и фразы. Говорить их он, скорее всего, пока не сможет, но зато будет понимать.

Чтобы речевые тренировки прошли успешно, нужно соблюдать некоторые рекомендации:

  • Соблюдайте баланс между тем, чтобы говорить слишком много или слишком мало. Важно акцентировать внимание на одном, двух словах.
  • Выделяйте название предметов и действия, которые с ними происходят. Предложения должны быть короткими, но содержательными.
  • Говорить о предмете тогда, когда он есть у ребёнка перед глазами, или с ним выполняется какое-то действие.
  • Почаще читать стишки, но только эмоционально и соблюдая ритмичность. Чем эмоциональнее говорите, тем легче ребёнку обратить внимание на речь, а значит, усвоить её.
  • Использовать жестовые игры при разговоре и считалочки с прихлопываниями. Дети после 6 месяцев отлично их воспринимают.
  • Разговаривать желательно лицом к лицу. Малыш следит за движением губ, запоминая артикуляцию и интонацию.
  • Задавайте вопросы. Даже обычный вопрос о том, нравится ли игрушка, подойдёт. Главное, дождаться реакции. Она может быть в любой форме – ворчание, улыбка, даже плачь. Если малыш вступает в диалог, его нужно мотивировать – похвалить, улыбнутся, поцеловать.

С малышом нужно постоянно контактировать. Регулярное и систематическое общение – лучший способ ускорить развитие его речи.

Расширяйте пассивный запас слов

У ребёнка пока нет активного словарного запаса, ведь малыш попросту не умеет говорить. Зато те вещи, которые он видит и использует ежедневно, уже может узнавать. Конечно, при условии, что родители пользуются описанными выше советами.

Ещё несколько особенностей расширения пассивного словаря:

  • Регулярно проводить «экскурсии» дому. Если для вас домашние предметы привычны, то ребёнку всё это в новинку. Обычный пульт от телевизора может занять его на несколько часов. Пройдитесь с малышом по дому, называя предметы. Например, закройте и откройте двери, включите и выключите свет, закипятите чайник. Это повседневные занятия, но они будут очень интересны малышу, который попутно сможет выучить много новых слов.
  • Гуляя на улице, показывайте маленькому попутчику деревья, скамейки, шишки, фонтан, дом и даже урну. Чем больше предметов он видит, тем лучше.
  • Называйте части тела. Игра поможет малышу выучить, где у него ручки, где ножки, какой у него носик и т.п. Когда изучены главные элементы лица и тела, можно рассказывать, какие они – глазки синие/зелёные/карие, волосы длинные/короткие/ровные/кудрявые.
  • Используйте игры. Например, Мир на ладошке или Говорим с пеленок. С помощью обучающих материалов малыш заговорит гораздо быстрее.

Расширение пассивного словарного запаса можно дополнять рассматриванием разных картинок. Чем ярче и интереснее картинки, тем лучше.

Употребляйте упрощённые слова

Младенцы не могут говорить сложные слова. Их максимум, это «ба ба ба», то есть, односложные, часто повторяющиеся конструкции. Если вы хотите, чтобы ребёнок научился скорее говорить, лучше называть предметы такими же простыми словами.

Для примера:

  • собачка – гав-гав;
  • дождь – кап-кап;
  • козочка – бе-бе;
  • колокольчик – динь-динь.

Такое упрощение не будет чрезмерным. Для ребёнка простые слова — норма. Выучив их, ребёнок будет активнее развивать речь. Их регулярное употребление поможет подготовиться к более сложным речевым конструкциям. До полутора лет введение упрощённых слов допустимо.

Но здесь важно не переусердствовать. Общение с ребёнком исключительно упрощёнными словами больше навредит, чем принесёт пользы. Лучше использовать полную и упрощённую форму слова, чтобы в будущем малыш смог безболезненно перейти к стандартной речи. Переучивание — слишком трудный процесс.

https://youtube.com/watch?v=SFvwNmeqvIo

Переклички

Чтобы учить ребёнка перекличкам, нужно знать, какие звуки он уже умеет и любит произносить. Родители, как правило, всё это знают, учитывая, что, услышав новый понравившийся звук, кроха может часами его повторять.

Зная подобные слоги, скажите их перед ребёнком несколько раз. Обычно малыш реагирует и начинает лепетать вслед за родителем. Если ребёнок лепечет сам, повторяйте за ним уже новый слог. Так он поймёт, что вы реагируете.

После сами меняйте звуки и слоги. Малыш, вникнув в суть игры, будет повторять новые для себя звуки. Возможно, у него не сразу получится, но в любом случае подобные переклички очень нравятся деткам.

Играть в переклички можно, даже если родители и дети в разных комнатах. Главное, достаточно громко произносить звуки. И отвлекаться от повседневных домашних дел нет необходимости. Но есть совет – одно занятие = один новый слог. На каждой перекличке уже выученные слоги можно повторять. А чтобы поддерживать интерес ребёнка, стоит использовать переклички в стихотворной форме.

Например, вы наверняка слышали:

Гуси, гуси! Га-га-га

Есть хотите? Да-да-да.

Развитие мелкой моторики рук

На развитие речи у грудничков влияют игры, которые задействуют мелкую моторику. Учёные давно доказали взаимосвязь мелкой моторики и способности малышей к речевой активности. Чем раньше кроха начнёт выполнять упражнения для развития мелкой моторики, тем быстрее он заговорит. Двигательные и речевые центры в мозгу расположены рядом, и стимуляция одного влияет на работу другого.

В восточных практиках говорится, что на ладонях есть точки, стимуляция которых может повлиять на весь организм. Именно потому делать упражнения с пальчиками крохи можно практически с самого рождения.

Но важно соблюдать следующие правила:

  • Заниматься нужно ежедневно, уделяя хотя бы 2-3 минуты. Больше может и не получиться, особенно с совсем маленькими детками, которые очень много спят, а в то время, пока не спят, кушают.
  • Лучше подгадывать то время для игры, пока малютка в хорошем настроении;
  • Обязательно хвалить малыша.
  • Используемый для игр «реквизит» должен быть чистым и безопасным. Малыши вполне могут попробовать интересную вещицу на вкус, и это не должно вызвать аллергических реакций или более серьёзных проблем.
  • Для игры лучше использовать предметы разного размера и фактуры. Они должны отличаться по вариантам захвата, чтобы малыши научились поворачивать руки в разные стороны.

Можно делать массаж пальчиков, использовать разнообразные погремушки с массажирующим эффектом. Или приобрести игрушки, которые начинают петь или светиться после того, как нажать на какие-то кнопки. Если при этом игрушка ещё и будет говорить – это вообще отлично. Но подойдёт данный аксессуар для детей, которым больше полугода.

О чем нельзя говорить детям?

Очернять другого

Так просто свалить всю вину на другого родителя и остаться белым и пушистым. Только ребенку не обязательно знать, что его папа – «редкий козел», а мама «бездушная стерва»

«Вот посмотри, Петенька, какой негодяй твой папашка. Ты же не бросишь маму как он? Мы и вдвоем с тобой проживем и никто нам не нужен».

Мальчик, конечно, будет утешать плачущую маму и пообещает ей даже луну с неба, только бы она вытерла слезы. Но что будет происходить у него внутри?

Петя не знает мужчину-негодяя, его папа хороший: он покупает мороженое, учит кататься на велосипеде и забавно щекочет усами, когда целует в щеку.

Не нужно лишать ребенка семьи. Свои вопросы лучше обсуждать за закрытыми дверями. Когда родители перестанут плеваться друг в друга ядом и состязаться в остроумии – можно приступать к переговорам.

Иллюзия семьи

Говорить о разводе нужно только если вы уверены в своем решении. Не шокировать внезапным: «Все, сегодня твой папа собирает чемоданы и уходит. Он с нами больше не живет», а объяснить ситуацию заблаговременно.

Не давайте ложных надежд. Если вы твердо убеждены, что больше никогда не сойдетесь – не говорите ребенку, что мама и папа обязательно помирятся.

Да, пилюля правды очень горькая, но лучше дать чаду время понять и принять ваше решение, чем кормить несбыточными обещаниями и предать доверие.

Нельзя, чтобы ребенок считал, что сохранность вашего брака зависит от него. Это опасная иллюзия, которая добрые намерения обращает в подлые манипуляции. Стремясь удержать маму и папу, дети создают себе и окружающим массу проблем.

Болезнь. Стресс может уложить человека в постель не хуже коварного вируса. Видя, как суетятся вокруг него родители, ребенок придумывает коварный план. Он симулирует болезнь, лишь бы удержать маму и папу рядом.

Манерой поведения чадо напоминает старую бабушку, которая давит на жалость, в любой ситуации хватаясь за сердце.

Конечно, от развода маленький симулянт семью не спасет, но нервов потреплет немало.

Деспот. Милый ангел на глазах превращается в трудного ребенка. Он отказывается признавать авторитет родителей, капризничает, навязывает свои правила.

Он искренне верит, что мама и папа должны спросить его мнения прежде чем развестись, найти новую пару или родить еще одного ребенка.

Чувство вины. Если малыш считает, что родители развелись из-за него – этот комплекс сохранится на всю жизнь.

Замещение. Не позволяйте ребенку замещать вакантное место супруга (супруги). Думаете, дочь, которая с пяти лет варит папе борщи, счастлива?

А преждевременно повзрослевший тинейджер, который в неполные 16 пашет на трех работах, будет вспоминать это время с теплотой?

Ребенка можно просить о помощи, но он не должен брать на себя недетские обязанности.

Даже если бы сказал: «Правильно, разводитесь, сколько можно ссориться?» – разбирайтесь в отношениях сами, а ему просто озвучьте свое решение.

Иначе потом чадо начнет указывать родителям, где и с кем жить, сколько детей рожать и как их воспитывать.

Истинные причины

У каждой пары эти причины свои, но детям о них знать не обязательно. Взрослые объяснения вроде «папа нашел себе другую тетю» или «мы устали друг от друга» ребенку совершенно не нужны.

Хорошо бы привести в пример благополучную семью, которая тоже пережила развод: «Вот как у Танечки, мама и папа вместе не живут. Но из-за этого родители не стали любить ее меньше: папа по-прежнему водит ее в парк развлечений по выходным, и к бабушке она ездит каждое лето».

Не нужно приводить аргумент: «просто мы больше не любим друг друга» – подросток и так замечает, что в ваших отношениях что-то изменилось, а вот малыш может подумать, что и его когда-нибудь разлюбят и выгонят из дома.

Старайтесь не вовлекать в этот процесс посторонних. Два враждующих лагеря только накалят обстановку и окончательно разрушат семейный уклад.

Бабушка, которая раньше пела папе дифирамбы о том, что он золотой муж и отец, вдруг называет его подлецом и негодяем. Такая смена полярности неприятна ребенку, в котором 50% от мамы и 50% от папы. Ведь родителей он любит одинаково!

Взрослые вопросы

Во время развода люди часто демонстрируют худшие качества, которые раньше надежно скрывали. Они стараются настроить ребенка против партнера, заставляя выбирать стороны.

Иногда малыша превращают в почтового голубя: «Спроси у папы, нашел ли он квартиру», «Передай маме, чтобы послезавтра явилась в суд».

Найдите в себе силы общаться напрямую или через адвоката, а дитя должно оставаться нейтральной стороной.

Если ребенок старше 10 лет, ему и так предстоит сделать самый сложный выбор в своей жизни: решить, с кем он хочет жить.

Он не обязан обсуждать жилищные и финансовые вопросы. «Папа нам алименты платить не хочет. Как же мы будем жить? А ведь скоро сентябрь, в чем в школу-то пойдешь?» – мама на нервах выедает ребенку мозг чайной ложкой.

Возможно, она ищет простого человеческого сочувствия, но маленькая личность это воспринимает совсем не так. Чадо чувствует свою вину и искренне начинает верить, что найти деньги для семейного бюджета – его первостепенная задача.

Мама же сказала, что завтра они умрут голодной смертью. Ребенок либо замкнется в себе, либо начнет искать способы (и не всегда законные) получения финансов.

Ты больше не нужен

По статистике, 30% женщин запрещают ребенку видеться с отцом. Это своего рода месть мужчине, который ушел из семьи. Вот только у малыша совсем другая точка зрения.

«Мама говорит, что папа меня не любит, поэтому и не приходит. А в садике ко мне приходит бабушка Оля, приносит жвачки и конфеты и говорит, что это мама запретила со мной видеться. Я хочу, чтобы они перестали ругаться и все было как раньше».

Дети не могут в одночасье разлюбить близкого и родного человека. И тем больнее им слышать, что от них избавились, как от старой игрушки.

Будет правильно сказать: «Мы решили жить отдельно, и папа (мама) переезжает в другое место. Даже если вы будете видеться реже, это не значит, что родители тебя не любят».

Новая семья

Для ребенка новость о разводе и так крайне болезненна, не нужно усугублять положение подробностями.

Скоро он и так поймет, что мама теперь живет с дядей Игорем или папа – с тетей Мариной. Подождите, пока страсти улягутся и сын (дочь) будет готов к знакомству.

В 50% случаев ребенок уже негативно настроен по отношению к новой пассии родителя: влияние родственников, банальная ревность и обида.

Первый год после развода проходит особенно сложно. Это взрослые люди – виртуозы лицемерия, малыша сложно заставить улыбаться тете, которую он ненавидит, или называть чужого дядьку «папой».

Видя, что его замечания ранят взрослых, ребенок может вжиться в роль злостного критика: «А моя мама вкуснее готовит», «У папы руки из правильного места росли, он сам мог кран починить».

Конечно, обидные сравнения неприятны человеку любого возраста, но для детей это естественная защитная реакция. Наберитесь терпения, окружите чадо заботой и любовью.

С глаз долой из сердца вон

Бывает, что один из родителей навсегда разрывает отношения с семьей. Мама плачет по ночам, сжигает свадебные фотографии и даже возвращает себе девичью фамилию.

Ребенок воспринимает это очень болезненно. Особенно, если женщина не может сдержаться и переносит на него негативные эмоции. «Ты такой же ленивый как отец», «Что ты сутулишься за столом? Хочешь как папашка всю жизнь на лекарства работать?».

Не нужно делать из чада девочку или мальчика для битья. Это личность, а не уменьшенная папина копия! Да, сейчас в вашей жизни наступила темная полоса, но ведь были и светлые моменты!

Хочется, чтобы ничего не напоминало об экс-партнере, но для ребенка знакомый ему мир – единственная константа.

Постарайтесь хотя бы несколько месяцев вести прежний образ жизни: не менять садик, школу, гулять в том же парке и ходить по воскресеньям в зоопарк.

Остались мы вдвоем

Не превращайте ребенка в третейского судью, миротворца или жилетку для слез. Часто можно услышать следующее:

«Ну что, сынок, остались только ты и я. Теперь ты – мужчина, глава семьи. Мама без тебя не справится».

Груз ответственности будет давить на ребенка и лишит его детства. Кроме того, женщина перекладывает на его плечи часть ответственности за произошедшее.

За поддержкой всегда можно обратиться к друзьям или родственникам, а ребенок и так будет переживать за вас.

Подкуп должностного лица

У каждого нормального родителя болит сердце за ребенка. Хочется последовать совету восточных мудрецов: «Балуйте своих детей, ведь вы не знаете, что им жизнь приготовила».

А взрослый, который чувствует свою вину – мягкая глина, из которой можно лепить, что хочешь. Дети – тонкие манипуляторы. Даже в такой непростой момент они не упустят возможности сесть вам на шею.

Не старайтесь подкупить ребенка: «Вот мама тебе не разрешала есть сладости до обеда, а я тебе шоколадки принес», «Тебя папа никогда не сажал на переднее сидение, а я покатаю».

Пока родители соревнуются в щедрости и стараются искупить вину, ребенок уже втаптывает в грязь их авторитет. Потакая его капризам, нельзя забывать о том, что рискуете вырастить личность, которая будет уверена в своей безнаказанности.

Даю установку

«Не выходи, доченька, замуж. Все мужики – козлы. Пятнадцать лет в браке прожили, а он скотина неблагодарная собрал чемоданы и ушел. А ведь я для него…»

Такие нотации – почти всегда гарантия того, что дочь останется одинокой. Она будет смотреть на каждого мужчину сквозь призму презрения матери.

Со временем это перерастет в неудовлетворенность, боязнь отношений и постоянный невроз.«Ты же хороший мальчик, не расстраивай маму, не будь как папа».

Мальчик, который не отходит от материнской юбки, вырастет женоподобным неженкой и вряд ли сможет стать полноценным главой семьи.

А всему виной гиперопека и неправильные жизненные установки.

Психолог Мария Серая, специалист по системной семейной терапии, на собственном опыте убедилась, что дети переносят развод крайне болезненно: «У них появляется масса страхов, с которыми обязательно нужно бороться.

  1. Дети боятся, что их больше не любят. Находите время для общения с ребенком, старайтесь чаще вместе гулять, играть, куда-то ходить. Говорите, как он вам дорог, обнимайте, целуйте, засыпайте вместе.
  2. Дети боятся, что, если один родитель будет жить отдельно, они не смогут больше видеться с ним.
  3. Дети боятся, что именно они послужили причиной развода родителей. Ребенку трудно понять, что родители могли расстаться по причинам, не связанным с ним (это психологическая особенность детей дошкольного возраста). Малыш думает: «Они развелись, потому что я плохо себя вел, плохо ел, не слушался».

В преодолении данных страхов может помочь метод «терапевтические сказки», в которых описаны примеры возможных историй, героев, чьи родители тоже решили расстаться.

Содержание сказок должно корректироваться, исходя из многих факторов.

В частности, в зависимости от реакции ребенка на развод родителей. Поэтому следует обратиться за помощью к психологу, чтобы помочь не только ребенку, но и себе в этой непростой ситуации».

Стадии

Если рассматривать развитие речи ребёнка по месяцам, можно выделить несколько этапов:

  • Крик. С момента рождения до 6-8 месяцев.
  • Гуление. От 2 до 5 месяцев.
  • Лепет. От 6 месяца до года.
  • Первые слова. До двух лет.

Эти стадии развития речи весьма условны. Это значит, что они могут сдвигаться на несколько недель-месяцев. Тем не менее, именно эта классификация позволяет заметить, если развитие ребёнка отличается от нормального.

Доречевая

  1. У новорождённых уже есть определённые голосовые реакции – крик, кашель, чихание, зевание. Иногда к концу первого месяца дети начинают издавать отдельные гортанные звуки – что-то вроде «аэ». Период крика длится около трёх месяцев. Именно в это время закладываются основы протоязыка. Детки усваивают мимику, жесты, различные манипуляции и т.п.
  2. На втором месяце жизни ребёнок гукает и повизгивает, если ему что-то нравится. Появляется дифференциация крика зависимо от эмоции, которую он показывает. Гуление является частью комплекса оживления, и звуки, которые издают малыши в этот период: «ги», «ге», «эге», «агу». Естественно, звуки не учитывают коррелированность, константность, релевантность и т.п. На третьем месяце ребёнок начинает произносить интонационные звуки.
  3. На пятом месяце появляется лепет. На этом этапе очень важно, насколько развит уровень слухового восприятия. Начинают проявляться особенности речевых звуков и слогообразование – ребёнок произносит слоги вроде «ма», «ба», «па» и т.п. Изначально эти конструкции нестабильны – имеют разную длительность, заменяется последний сегмент (ма-ма-ма-бу).
  4. Предослова появляются в 7 месяцев. Это замкнутая последовательность слогов, объединённых акцентуацией. Звуки обретают константность, ребёнок реагирует на своё имя и вслушивается в речь окружающих.
  5. Предметно относимые звуки. Образуются к восьми месяцам. Малыши способны понимать отдельные, часто произносимые словосочетания. Может найти взглядом знакомый предмет, если его попросит взрослый. К 9 месяцам в пассивном словаре ребёнка может быть несколько коротких фраз.

Несмотря на свою невербальную природу, именно протоязык является базой для формирования интеллекта и до двух лет активно используется детьми.

Дограмматическая

Когда ребёнку исполняется первый год, его речь, как правило, уже включает свои первые чётко произносимые слова, вроде: мама, папа, баба. Что касается понимания слов, то малыш, переживающий догматическую стадию, уже понимает около 30 слов. Его первые слова имеют полисемантическую природу – то есть звучат одинаково, но обозначают самые разные понятия/вещи. Дети испытывают трудности при произношении звукового сигнала, потому понять, что они говорят, трудно. Но благодаря постоянному повторению это постепенно исправляется.

Где-то за три месяца до полутора лет рост словаря замедляется, зато дети продолжают осваивать интонационно-ритмические составляющие речи. Благодаря этому звуки перестают уподобляться. Ребёнок прислушивается к речи взрослых, и старается уподобить свою речь к услышанному. Но обычно каждое произносимое слово может обозначать целое предложение. Речь ситуативная и эмоциональна (дети могут очень громко кричать и жестикулировать).

К двум годам ребёнок продолжает развивать словарь, включая в него двух- и трёхсложные слова. Сначала говорит слог, на который падает ударение, потом предударный слог и безударный. В итоге большинство слов разобрать очень сложно. Относительно грамматики правильно произносить слоги дети начинают, когда их словарный запас составляет от 50 слов. Здесь начинается следующий этап развития речи.

Усвоение грамматики

Данный этап дети начинают проходить где-то с двух лет. До 2 лет и 2 месяцев детки проходят стадию аграмматизма, когда говорят, не оформляя свою речь грамматически. Далее малыши начинают выделять морфемы и образуют слова, правда, по аналогии с теми, которые уже знают. Предложения становятся трёх- и четырёхсловными. Ребёнок начинает рассказывать обо всём, что видит, рассказывает о своих желаниях и переживаниях. В общем, говорит о многом, но не всегда понятно.

От 2 лет и 3 месяцев до 3 лет ребятки развивают служебный словарный запас. Дети строят предложения из 3-4 слов, а знакомые слова могут употреблять в нескольких грамматических формах. Речь детей качественно видоизменяется благодаря включению в игру. Она становится связной и понятной.

С 3 до 7 лет развивается словарный запас, когда в речи ребёнок может использовать до четырёх тысяч слов. Формируется чувство языка и грамматические навыки. Совершенствуется произношение.

Эти периоды индивидуальны, но у большинства детей развитие речи происходит именно так.

Что влияет на речевое развитие детей

Развитие речи – это один из самых сложных, но и самых важных этапов в жизни человека.

На формирование способности изъясняться влияет очень много факторов, среди которых можно выделить:

  1. Слуховое внимание. Без хорошо развитого слуха дети не смогут выучить речь, поскольку, чтобы что-то повторить, изначально они должны это услышать. Чтобы развить слуховое внимание, родители должны заниматься с малышами. Например, давать слушать музыку, тренировать понимание того, откуда звук следует. В последнем случае помогут погремушки. В разговоре можно использовать различные интонации, чтобы выработать понимание того, что ребёнка хвалят или, наоборот, его поведением недовольны. Кроме того, изменение интонации позволяет тренировать формирование темпа речи.
  2. Моторное развитие. Языковое и моторное развитие тесно связаны, о чём мы уже говорили. Потому, чтобы развивать языковую составляющую, желательно использовать игры, которые заставляют ребёнка активно двигаться. Правда, в столь юном возрасте крохе трудно контролировать свои движения, особенно это касается мелкой моторики, которая физиологически развивается позднее крупной. И не стоит забывать об артикуляционной моторике. Улыбки, различные «рожицы», щёлканье языком и т.п. активизирует мышцы, отвечающие за правильное формирование звуков.
  3. Интеллектуальный рост. Интеллектуальное развитие малыша прямо влияет на темп его языкового развития. В простонародье бытует мнение, что глупый ребёнок заговорит позднее умного. На самом деле темпы интеллектуального развития малыша можно ускорить. Для этого существуют специальные методики. Даже обыкновенные игры стимулируют интеллект крохи. Главное, заниматься с ребёнком систематически и не перегружать его, пытаясь «вылепить» вундеркинда.
  4. Эмоциональное развитие. Эмоциональность стимулирует более быстрое становление речи. Именно потому мы инстинктивно разговариваем с ребёнком более эмоционально, чем со взрослыми. Это помогает ему более точно определить интонации и заставить захотеть ответит эмоцией на эмоцию.
  5. Общение. Ребёнок быстрее заговорит, если ему будет с кем это сделать. Общение с родителями – это, конечно, хорошо, но малышам будет полезно общаться и с другими детьми. Потому желательно почаще выходить с ребёнком гулять на детские площадки и т.п.

Главное правило – заниматься с детьми. Чем больше усилий будет приложено к их развитию, тем быстрее получите отдачу. В младенчестве дети впитывают информацию как губки.

Что должен говорить ребёнок

Развитие речи малышей можно условно поделить по месяцам:

Возраст (по месяцам) Что ребёнок должен говорить
1 – 1,5Гласные звуки, которыми ребёнок реагирует на обращённую к нему речь (о, а, у, я, ау, уа). Малыши всхлипывают на выдохе и прислушиваются к окружающим звукам. Громко кричат.
2–3Проявляется «комплекс оживления» (характерно двигают ручками и ножками, видя мать). Речь становится более гортанной, и появляются комбинации звуков – гукание. Ключевыми проявлениями речи в этот период являются комбинации звуков вроде: а-а-а, а-а-ги, а-а-гу, а-га.
Малыш издаёт звуки не только при контакте с кем-то, но и просто потому, что ему хочется. Может сосредотачиваться на источнике звука.
3–5Начинается полноценная стадия гуления. Ребёнок от гласных звуков переходит к таким звукосочетаниям, как гы, кхы, агу, ага, га, эгэ, аа. Причём звукосочетания очень причудливы, и повторить их невозможно.
6Дети начинают лепетать из звукосочетаний «га, ка, па, ма». Поскольку они постоянно повторяются, начинают быть похожи на модели слов, хотя в «словах» больше слогов, чем нужно. Например, «ма-ма-ма-ма, ба-ба-ба». Это не средство общения, по крайней мере, пока.
7Ребёнок начинает связывать предметы и обозначающие их слова. Слова уже различаются по звучанию. Малыш полноценно лепечет.
8-9Малыш уже начинает говорить ба-ба, ма-ма и т.п. Появляется игровое поведение, сопровождаемое использованием различных звуков. Ребёнок может обозначить любые игрушки определёнными звуками.
10-11Ребёнок осознанно произносит простые слова вроде «мама». В словарном запасе есть несколько слов, которыми он может называть всё подряд.
12Малыш уже осознанно применяет около десяти простых слов, а понимает и того больше. Может выполнить простые просьбы. Речь сопровождает мимикой и жестами.

В зависимости от условий, в которых малыш развивается, и его личных особенностей, эти стадии могут наступать раньше или чуть позже. Но благодаря такой чёткой картине развития, родители и врачи могут понять, если с ребёнком что-то не так.

Первое слов малыша – это непревзойденная радость для каждого родителя

Абсолютно каждый родитель мечтает о том, чтобы его чадо как можно раньше начало разговаривать и произносить всевозможные звуки. Но далеко не каждый знает, как этого достичь, ведь любой ребенок индивидуален и развивается различными темпами. Кто-то, например, произносит слова, начиная с 1,5 лет, а некоторые — лишь достигнув трехлетнего возраста. Данные признаки зависят от ряда причин связанных с наследственными данными и с окружающими ребенка условиями. Первым словом малыша считается то, которое он чаще всего слышит, а т.к. ребенок практически постоянно находится рядом с мамой, то именно слово «мама» является наиболее часто употребляемым. Чтобы научить своего ребенка произносить слово «мама», необходимо каждое свое действие озвучивать, например, так: «мама пошла в комнату…» или «мама села на диван» и т.д. Играя с ребенком очень важно осуществлять какие-нибудь побуждающие действия для того, чтобы он заговорил, по частям произносить те или иные слова, ведь малыши очень любят повторять их за взрослым человеком.

Кто быстрее заговорит – мальчик или девочка

Как правило, быстрее разговаривать начинают девочки. По разным исследованиям, мальчики полноценно говорят на 4-6 месяцев позднее девочек. Но это не значит, что они отстают в развитии или у них какие-то патологии.

Существует несколько теорий, которые объясняют подобный феномен:


  • Биохимическая.

    Многие учёные придерживаются именно этой версии. Согласно ей, у мальчиков ещё в утробе появляется больше гормона тестостерона (показатели превышают показатели девочек в несколько раз). Данный гормон участвует в формировании центральной нервной системы и влияет на развитие речевых функций.
  • Психологически-генетическая. Согласно этой версии, коммуникативные навыки издавна были более необходимы женскому полу. Они использовались в повседневной жизни для общения в племенах и при воспитании потомства. Мужчины были заняты охотой и другими видами деятельности, не предполагающими активного речевого общения. Получается, задержка речевого развития у мальчиков – нечто вроде архаизма.
  • Физиологическая. Согласно исследованиям, у девочек более развита тактильность и мелкая моторика — она благоприятно влияет на развитие речевых центров.

Говорить о правдивости той или другой теории нельзя, как и полностью отрицать их. Но опыт многих родителей говорит о том, что мальчики действительно начинают говорить немного позднее.

Хотя, если ребёнок, независимо от пола, говорит позднее сверстников, но во всём остальном развивается нормально, переживать по этому поводу не стоит. Можно просто продолжать заниматься с малышом, пополняя его словарный запас. Нередки случаи, когда дети, накопив достаточное количество слов, начинают вполне связно говорить всего на несколько месяцев позднее своих сверстников, но уже не допуская их ошибок.

Отношения после развода

Психологи выделяют четыре типа пар, переживших развод.

  • Товарищи. Родители расходятся друзьями и продолжают общаться, даже несмотря на то, что не живут под одной крышей. Все проблемы решают сообща и ребенок не чувствует себя обделенным заботой.
  • Союзники. Вынужденно поддерживают общение, боясь обидеть сына/дочь. По отношению друг к другу настроены негативно. Отдельно живущий родитель общается с ребенком с высочайшего позволения другого.
  • Враги. Раньше они казались образцовой парой, но развод стал камнем преткновения. Конфликты, ссоры, судебные тяжбы. Порой доходит до того, что один при виде другого переходит на другую сторону улицы. Общаются экс-супруги мало и только по весомым поводам.
  • Одиночки. Штамп в паспорте их больше не связывает и контакт прерывается окончательно. Ребенок прекрасно понимает, что ему нет места в жизни одного из родителей. Никакие сказки про «папу-летчика в командировке» не помогут преодолеть чувство собственного бессилия и одиночества.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]