В начальных классах дети часто неправильно держат пишущие принадлежности во время выполнения заданий на уроках. А это чревато многими проблемами в будущем. Сформировать у ребёнка правильный захват ручки и карандаша лучше ещё в дошкольном возрасте. Наиболее благоприятный период для этого — 3–4 года.
- 2 Как понять, что ребёнок неправильно держит ручку
2.1 Галерея: неправильный захват ручки и карандаша
- 4.1 Галерея: способы формирования правильного захвата ручки и карандаша
Почему дети неправильно держат ручку и карандаш?
Хватательный рефлекс у ребенка развивается уже в младенчестве, и к году малыш уверенно удерживает рукой различные предметы. Чаще всего — зажимает в кулаке. Так ему удобно, он видит, что при таком «захвате» игрушка, ложка или карандаш не падают. Даже если ребенок наблюдателен и замечает, что взрослые держат карандаш по-другому, ему нелегко это повторить из-за недостаточно развитой мелкой моторики пальцев.
Именно поэтому родителям необходимо не только показывать, как правильно держать ручку при письме, но и заниматься развитием мелкой моторики рук ребенка. Для этого отлично подходят пальчиковая гимнастика, лепка из пластилина или занятия с мозаикой. Полезно научить ребенка застегивать пуговицы, нанизывать бусины на нить.
Важно показать ему, что все эти действия удобно совершать тремя пальцами (отработать и закрепить так называемый щипковый захват).
Упражнения
Для того чтобы первоклашка мог правильно владеть пишущим инструментом, нужно начинать занятия с 2-5 лет. Простые упражнения, совмещенные с игрой, помогут в будущем выработать ловкость пальчиков.
Ребенку можно предложить:
- собирать пальчиками бусинки и складывать их в коробку;
- завязывать бантики на шнурках, узелки на веревочках;
- вытирать нарисованные линии маленькой резиночкой;
- вырезать из бумаги мелкие детали безопасными ножницами и составлять из них мозаику;
- заштриховывать карандашом картинки для раскрашивания;
- рисовать узоры, геометрические фигуры (треугольники, квадратики, круги и т.п.);
- собирать конструктор;
- застегивать пуговицы и т.п.
Некоторые упражнения можно выполнять в виде игры. В это время важно контролировать положение пальчиков малыша.
Игра «паучки»
Ручки ребенка – веселые паучки, а пальчики – их лапки. Их нужно попросить «побегать» по столу. Потопать, попрыгать. Попросите малыша, чтобы «паучки» поздоровались лапками, и что-нибудь порисовали мелками. Это упражнение поможет снять напряжение с пальчиков и отвлечет ребенка от рутинных упражнений.
Почему важно держать ручку правильно?
Неправильное положение пальцев при письме — это вопрос не только красоты почерка. Все значительно серьезнее.
Ребенок неправильно держит ручку? Скорее всего, он и сидит неправильно. А это может привести к мышечным болям, ухудшению осанки и — в перспективе — к сколиозу.
«Кривая» посадка чревата проблемами со зрением.
Рука, поставленная неправильно, быстро устает; возможны даже спазмы мышц и кисти.
Ну и, конечно, есть психологический аспект: ребенку — особенно первокласснику — тяжелее, чем его сверстникам. Он не успевает, не получает удовлетворения от учебы, начинает бояться письменных работ. В конечном счете, у ребенка формируется негативное отношение ко всему учебному процессу.
Нужно ли исправлять почерк?
Некрасивый, неразборчивый почерк является серьезным препятствием для правильного восприятия текста. Порой даже самому ребенку сложно понять, где он допустил ошибку, а где не дописал букву или добавил лишний элемент. Неудивительно, что учителя и проверяющие эксперты нередко ошибочно помечают ту или иную букву как недочет. Кроме того, плохой почерк придает всей работе неряшливый вид, снижает общее впечатление. Ребенок сам начинает относиться к учебе негативно. Именно поэтому корректировать почерк необходимо уже в начальной школе.
Признаки того, что ребенок держит ручку неправильно
Неправильная постановка пальцев — не всегда «ручка в кулаке». Есть много вариантов, при которых ребенок при письме держит ручку или карандаш неправильно и которые не так бросаются в глаза:
- Ребенок держит ручку слишком близко или слишком далеко от стержня. Оптимальным считается расстояние порядка 1,5 см.
- Неправильный захват: «щепоть» или большой палец ниже указательного.
- Упор на указательный, а не на средний палец.
- Чрезмерный нажим на пишущий инструмент.
- При письме двигается бумага, но не карандаш.
- Слишком зажата и напряжена кисть.
- Верхняя часть карандаша «смотрит» в сторону (должна быть направлена к плечу).
Зачем это нужно
У неправильного пальцевого захвата есть много негативных последствий. Самое безобидное из них — насмешки одноклассников.
Возможны и такие проблемы:
- Невозможность добиться красивого почерка.
- Кисть может уставать и болеть даже после одного урока.
- Успеваемость школьника снижается, ведь он тратит время не на решение сложных задач, а на попытки сладить с неудобным предметов в руке.
- Сколиоз и другие заболевания позвоночника. Неправильное положение кисти вызывает неправильное положение руки и, как результат, искривление верхней части туловища.
- Нарушение зрения.
Как правильно держать ручку
При правильном захвате ручка «лежит» на среднем пальце с левой стороны в районе верхнего сустава. Ее поддерживают большой и указательный пальцы: указательный — сверху, большой — слева. Проверить правильность положения можно, попросив ребенка поднять указательный палец: ручка не должна падать или валиться в сторону.
В то же время сжимать ручку сильно не нужно.
Положение безымянного пальца и мизинца четко не определяется — обычно пальцы загнуты внутрь ладони. Мизинец при этом служит опорой для всей руки.
Стоит обратить внимание и на указательный палец: он не должен быть излишне напряжен (визуально это заметно по сильному прогибу пальца).
Те же рекомендации касаются и правильного удержания карандаша.
В каком возрасте учить ребенка правильно держать ручку?
Не стоит думать, что учить ребенка правильно держать ручку или карандаш нужно только при подготовке к школе — то есть после 5 лет. Дети знакомятся с пишущими предметами значительно раньше. Малыши очень любят рисовать: на бумаге, асфальте, книжках и стенах; во дворе, в гостях и дома; карандашами, мелом и даже маминой губной помадой.
Когда бы ребенок ни взял карандаш, можно попытаться поставить руку правильно.
Удобнее всего начинать обучение с помощью фломастеров или восковых мелков — они яркие, мягкие, на них не приходится сильно нажимать. Работа карандашом требует больше усилий, но и от этого есть польза: можно научиться контролировать силу нажатия на бумагу.
Специалисты советуют на первых порах дать малышу совсем маленькие (до 3 см) мелки — их просто невозможно удержать в кулаке и придется учиться работать пальцами.
Выводы
Часто бывает так, что ребенок ни в какую не хочет правильно держать ручку, сжимает ее в кулачок или держит ее другими удобными для себя способами. Такая вредная привычка может заставить понервничать любую маму, ведь от этого малыш быстро устает писать (или рисовать, штриховать, закрашивать), портится не только почерк ребенка, но и его осанка. Именно поэтому очень важно научить ребенка правильно держать пишущие предметы. Используя маленькие хитрости, описанные в статье, вы можете сделать этот процесс более эффективным и безболезненным.
Методики, которые приучить ребенка правильно держать ручку
Хорошо, если обучение проходит в игровой форме и ребенок делает то, что ему интересно, а не только «нужно».
Примеры игровых упражнений:
- «Кроватка для карандаша». Объясните малышу, что карандаш любит писать, лежа на «подушке» (на верхней фаланге среднего пальца) и укрывшись «одеялом» (из большого и указательного пальцев).
- Поиграйте в «следопыта». Поставьте на пальце ребенка яркую точку в том месте, которого должен касаться карандаш, и точку того же цвета — на самом карандаше. Пусть ребенок следит за тем, чтобы «следы» все время совпадали.
- Займите «лишние» пальцы. Скажите малышу, что мизинец и безымянный палец тоже хотят чем-то заниматься, пока другие рисуют, поэтому нужно найти им дело: пусть зажимают что-то мягкое. Обычно предлагают подложить под пальчики сложенную салфетку, ватный шарик или ластик.
- Отправьте пальцы в «тренажерный зал». Можно устроить для ребенка специальный тренажер с помощью обычной банковской резинки. Ее надевают на запястье малыша, а противоположную сторону скручивают и набрасывают на верхний конец карандаша. Так формируется правильный наклон при письме. Кроме того, резинка натянется и будет слегка давить, если ребенок возьмет карандаш в кулак.
- Другой вид тренажера — канцелярский зажим. Поместите карандаш в зажим, а «ушки» поднимите таким образом, чтобы туда можно было поместить указательный палец. Ребенок должен следить за тем, чтобы палец не покидал пространства «между ушек».
- «Пожалейте» карандаш. Письменную принадлежность нужно поставить вертикально пишущей частью вниз и дать ребенку «погладить» ее сверху вниз тремя пальцами (большим, указательным и средним). Так можно помочь ребенку почувствовать правильное положение пальцев.
- «Поиграйте в дартс» карандашом. Возможно, малышу будет интереснее, если он вообразит, что ручка или карандаш — это дротик, который надо «метнуть» в лист бумаги. Можно даже нарисовать на листе мишень.
Подходят ли эти способы для левши?
Маленькие дети одинаково — и не слишком ловко — управляются с обеими руками. Поэтому считается, что однозначно определить рабочую руку малыша можно лишь к 4 годам. Однако обычно и в более раннем возрасте заметно, если ребенок тянется к предметам, хватает игрушку, еду только левой рукой.
Переучивать левшу не надо ни в коем случае. Его «леворукость» — не каприз, а показатель того, что за речь и письмо у него отвечает не левое (как у большинства), а правое полушарие мозга. Стараясь переучить малыша, вы заставляете левое полушарие выполнять несвойственные ему функции, а это может привести к тому, что у ребенка усложнится и замедлится процесс учебы и получения навыков.
Никаких отдельных методик, обучающих леворуких детей правильно держать ручку или карандаш, не требуется — все манипуляции просто нужно выполнять в зеркальном отображении.
Так, в левой руке ручка опирается на правую сторону среднего пальца; большой палец поддерживает ее справа, указательный — сверху.
Ряд отличий от «правшей» все же есть:
- пальцы левшей должны держать ручку выше, чем это делают правши, на 3-4 см;
- левая рука и ручка должны находиться на одной прямой или с небольшим наклоном;
- лист бумаги или тетрадь левша двигает правой рукой;
- нужно следить за тем, чтобы левая рука находилась под строкой;
- нужно стремиться к тому, чтобы все линии получались прямыми (если нужен наклон, он достигается поворотом листа);
- важно следить за тем, чтобы указательный палец двигался свободно и не напрягался чрезмерно;
- необходимо обеспечить правильное освещение: свет для левши должен падать справа.
Выбирая ручку, также стоит учитывать особенности ребенка: необходимы пишущий под любым углом тонкий стержень и быстросохнущие чернила (так больше шансов не размазать написанное).
Как выбрать подходящую ручку?
Взрослые люди, обладающие уверенным навыком письма, практически не обращают внимания на качество ручки (особенно в последнее время, когда писать от руки приходится все реже). Чаще пишущие принадлежности выбирают исходя из дизайна, оригинальности, актуального логотипа.
Но для обучения ребенка навыкам письма «подарочные» варианты — особенно нестандартной формы — абсолютно не подходят. Следует выбирать шариковые ручки.
При выборе важно учесть:
- Форму. Шестигранные или трехгранные ручки удобнее круглых — они легче ложатся в руку и не крутятся. Очень хороши ручки с прорезиненным корпусом. В этом случае даже круглая ручка плотно зажимается детскими пальцами и не скользит, а грани не оказывают дополнительного давления.
- Длину. Оптимальная длина ручки — 13-15 см.
- Ширину. Толстые ручки не умещаются в детских пальчиках, поэтому не стоит выбирать ручку толще 1 см в диаметре.
- Цвет чернил. Слишком светлый плохо виден, он заставит ребенка низко наклоняться над тетрадным листом, а черный банально мрачен. Обычно для обучения используются фиолетовые или синие чернила.
- Материал. Не стоит забывать и о том, что дети часто пробуют карандаши «на вкус». Ручки из ткани, с перьями, хвостиками и забавными наконечниками лучше покупать, когда ребенок подрастет.
Существуют специальные ручки, предназначенные для обучения (так называемые ручки-самоучки) — они сконструированы так, чтобы держать их можно было только одним, правильным образом. Но ребенок обычно пользуется не одной ручкой или карандашом, поэтому полезнее будет, если он научится брать любой пишущий предмет так, как нужно.
Насадка на карандаш в качестве обучающей методики
Проблема обучения письму тревожит также и изготовителей пишущих аксессуаров. В канцелярских отделах родители могут приобрести особые насадки, которые выполнены в виде зверюшек.
В этих устройствах имеются особые небольшие выемки и углубления. Если резинка-насадка надета на ручку, то ребёнок попросту не сможет захватить пишущую принадлежность неправильно.
В сети можно найти много положительных отзывов о такой принадлежности, как ручка-тренажёр для обучения правильному захвату. Выглядит аксессуар как рыбка со специальными углублениями. Производители и родители заявляют, что подобный тренажёр способен даже исправить почерк у ребёнка.
Ещё один вариант обучающих пишущих устройств – ручки из серии Stаbilо LеftRight. Эти устройства были разработаны при участии медиков, учителей и специалистов по эргономике. На трёхгранных ручках уже имеются особые насадки с углублениями, которые помогают «писцу» взять предмет правильно.
Кроме того, пишущие принадлежности выполнены из лёгкого мягкого материала, а их окраска дарит детям хорошее настроение, что также немаловажно при решении вопроса, как научить ребёнка правильно держать карандаш.
Правильные осанка и поза за столом
Дети подвижны и непоседливы. Трудно ожидать, что каждый раз, когда ребенок берет в руки карандаш или ручку, его поза будет правильной. Тем не менее, нужно стремиться к тому, чтобы занятия проходили с наименьшим вредом для осанки ребенка.
Правильным считается положение, когда ступни ног полностью стоят на полу, бедра расположены параллельно полу, а голени — перпендикулярно. Локти ребенок должен положить на стол.
Особенно важно следить за тем, чтобы малыш «держал спину».
Расстояние между телом и столом — порядка 2 см.
Лист бумаги или тетрадь кладется на стол под углом около 30 градусов к телу.
Очевидно, что все эти условия можно соблюсти, только имея стол и стул определенной высоты (сиденье стула — на уровне коленей, поверхность стола — на уровне локтей). Только в таком случае можно обеспечить ребенку здоровую и правильную осанку и уберечь его от проблем со здоровьем.