Постановка звука Ш: как научить ребенка выговаривать букву правильно?


Произношение Ш в норме

Этот звук является базовым в шипящей группе. Освоив его артикуляцию, ребенок легко научится правильно произносить и другие звуки из этой группы. Губы принимают положение «рупора»: их немного выдвигают вперед так, чтобы получилась форма «окошка». Во время произношения звука зубы должны быть сомкнуты.

Язык должен находиться в положении «чашечки»: кончик за верхними зубами, а его боковые стороны плотно прижаты к зубам. Это позволяет направить выдыхаемую струю посередине. Если все сделано правильно, то она получится широкой и теплой. Голосовые связки разомкнуты, поэтому Ш – глухой согласный.

НУЖНО ЛИ ОБРАЩАТЬСЯ К ЛОГОПЕДУ?

Независимо от того, какие дефекты речи наблюдаются у ребенка, нужно проконсультироваться с логопедом перед тем, как делать упражнения на постановку звуков в домашних условиях. Только специалист может правильно определить причины неправильного произношения и подобрать оптимальный метод его преодоления. Если причина речевых дефектов кроется в физиологических особенностях, то только доктор может дать направление на подрезание уздечки или назначить упражнение на исправление прикуса. Если после первой консультации и длительного выполнения в домашних условиях упражнений на постановку звука Ш результат не получен, то нужно повторно обратиться к специалисту, возможно потребуется проводить занятия с логопедом несколько раз в неделю.

Разновидности и механизмы нарушений

Неправильное произношение шипящей группы называется сигматизмом, а их замена другими звуками – парасигматизмом. В речи ребенка Ш может отсутствовать, при этом он не будет заменять его другими фонемами. Есть несколько видов сигматизма шипящих, отличающихся механизмом возникновения:

  • Межзубный – речь с таким искажением называют шепелявой. При данном сигматизме язык не принимает нужное положение «чашечки», а проходит между зубами. Причиной может быть короткая подъязычная уздечка; высокое и узкое небо.
  • Боковой – в речи вместо Ш получается звук, имеющий «хлюпающее» звучание. Во время произнесения один уголок губ поднимается выше другого; нижняя челюсть также смещена в одну из сторон; форма «чашечки» не получается потому, что спинка языка образует смычку с зубными альвеолами только с одной стороны. Причиной появления такого искажения может быть слабый тонус артикуляционных мышц и неправильный прикус.
  • Носовой – вместо Ш ребенок произносит Х с носовым оттенком. Язык занимает нижнее положение, а задняя часть поднята вверх. Именно из-за большого напряжения спинки языка и появляется данный сигматизм.

В зависимости от разновидности сигматизма шипящих логопед будет подбирать способ постановки звука.

Что мешает ребенку «зашипеть»?

Существует две группы причин, по которым малышам не удается произносить звук «Ш» правильно. К физиологическим причинам относятся:

  • Недостаточная развитость и малоподвижность артикуляционного аппарата;
  • Неправильный прикус (часто возникает из-за продолжительного использования соски);
  • Короткая уздечка языка;
  • Высокое нёбо;
  • Заболевания полости рта;
  • Трудности фонематического восприятия (ребенок не различает некоторые звуки на слух);
  • Нарушения слуха;

Вторая группа факторов – это ошибки взрослых, которые находятся в окружении ребенка.

  • «Сюсюканье» со стороны взрослых;
  • Неправильное произношение взрослых (дети всегда повторяют за нами).

Логопедическая диагностика

Логопед оценивает сформированность всех компонентов речи, чтобы определить речевой дефект. При искаженном произношении звуков во время диагностики особое внимание он обращает на:

  • внешний вид губ, состояние прикуса, мышечный тонус языка;
  • артикуляционную и мимическую моторику;
  • длительность и силу выдоха;
  • произношение звука изолированно, в слогах, словах, фразах и связной речи;
  • выделяет ли ребенок его среди других фонем.

При оценке анатомии артикуляционного аппарата специалист смотрит на прикус, небо, внешний вид языка (слишком узкий или неповоротливый широкий), подъязычной уздечки. Если будут какие-либо отклонения, которые могут быть причиной искажения, логопед может направить к другим специалистам (хирургу, ортодонту).

При проверке работы мимических мышц логопед просит ребенка изобразить эмоции (радость, грусть, удивление и т. д.); проверяет как работают мышцы лица по отдельности (просит поднять брови, улыбнуться и т. д.); кроме моторики, ребенку показывают изображения различных эмоций и он должен подобрать соответствующее настроение к каждой картинке.

Во время диагностики артикуляционной моторики логопед дает задания на статику (удержание) и динамику:

  • Улыбка, вытягивание губ «трубочкой» или принятие положения как во время произношения О. Нужно зафиксировать их в определенной позе на несколько секунд.
  • Подвигать челюстью в разные стороны.
  • Расслабить язык, сделать его широким, поместить и удерживать на нижней губе, или сделать узким, вытянув как можно дальше.
  • Выполнить упражнение «чашечка».
  • Поднимать − опускать язык.
  • Двигать им в разные стороны.
  • Изобразить лошадку.

Все упражнения выполняются по показу, то есть сначала показывает взрослый, а ребенок затем повторяет. Логопед отмечает, с какого раза ребенок смог правильно выполнить задание или у него оно не получилось; обращает внимание на состояние мышечного тонуса артикуляционного аппарата.

Для проверки силы и длительности выдоха предлагают выполнить следующие задания:

  • сдуть легкий предмет (перо, кусочек ватки);
  • поиграть в игру «Кто дальше загонит мяч» − ребенок соревнуется со взрослым, кто дальше задует предмет;
  • поиграть на дудочке.

Перед выполнением заданий логопед объясняет, как нужно дышать правильно. Во время диагностики он обращает внимание и на сформированность речевого дыхания.

При обследовании звукопроизносительной стороны речи логопед обследует все группы звуков. Когда ребенок проговаривает звук, логопед обращает внимание на положение органов артикуляции. Вначале фонему произносят отдельно от других. Затем в различных слогах (ША, ОШ, УШУ, ШПА и т. д.); в словах, при этом звук должен стоять в начале, середине или конце (ШАПКА, МЫШКА, КАМЫШ и т. д.).

Потом речевой материал усложняют, и ребенок повторяет за взрослым фразы и предложения (БОЛЬШИЕ УШИ, ДАШИНА ШУБА, ШИРОКИЙ ШАРФ и т. д.). Чтобы проверить произношение Ш в самостоятельной связной речи, используют следующие задания:

  • составить из предложенных слов фразу/предложение;
  • кто больше назовет предметов, в названии которых есть Ш;
  • рассказать, что нарисовано на сюжетной картинке.

Подбирать речевой и наглядный материал нужно с учетом возраста ребенка. При проверке произношения определенного звука не нужно использовать слова, содержащие смешиваемые группы и оппозиционные фонемы.

Также логопед проверяет состояние фонематического слуха и владение навыком звуко-буквенного анализа. Для этого подбирают специальные задания:

  • сделать какое-либо действие, услышав заданный звук (его произносят отдельно, в сочетании с другими фонемами);
  • определить позицию звука в слове.

По итогам обследования логопед составляет план коррекционной работы и подбирает подходящие способы постановки звука.

Проверка правильности произношения

Проверить правильность произношения звуков ребенком, родители могут самостоятельно. Для этого существуют разные тесты. Можно использовать ту же методику, при помощи которой логопеды оценивают речь малыша на первом приеме: попросить выговаривать слова или слоги, содержащие шипящие звуки (например, шум, школа, пришел, шмель).

Для правильного произношения Ш язык должен быть похож на ковшик, располагаться в центре ротовой полости, не выпирать вперед. Важно, чтобы кончик был направлен кверху.

Проверка должна проводиться поэтапно:


  • первый этап – общая проверка. Нужно попросить ребенка произнести пару легких предложений, в которых будут слова с буквой (например, «зимой следует носить шарф», «кошка поймала мышку»). Далее требуется перейти к произношению отдельных слов (опушка, шапка, хорошо, каша);
  • второй этап – проверка звука Ш изолированно. Уделяется внимание слогам. Необходимо попросить малыша произнести «ОШ», «ША», «ОШО», «УШУ». Это позволит выяснить, насколько хорошо ребенку дается произношение звука. Бывает, что при такой проверке обнаруживаются проблемы с гласными звуками. Поэтому рекомендуется разнообразить слоги;
  • третий этап – проверка в отдельных слогах с глухими и звонкими согласными.

Для проверки произношения разных звуков существуют специальные карточки с яркими картинками. Они продаются в детских магазинах. Благодаря таким карточкам тест можно будет провести в виде приятной игры.

Артикуляционная и дыхательная гимнастики

Прежде чем переходить к постановке звука формируют нужный артикуляционный уклад и тренируют силу и длительность выдоха. Чтобы произносить шипящие правильно, ребенка учат делать язык широким и поднимать его. Главное упражнение в комплексе – «Чашечка». Именно такое положение составляет основу правильной артикуляции шипящих.

Приступать к его выполнению можно при сформированном умении делать и удерживать язык широким.

Вначале на занятиях формируют умение расслаблять язык. Для этого выполняют похлопывающие движения губами или слегка покусывают их зубами – это варианты самомассажа. Тренируются также в удержании языка в таком положении в течение некоторого времени. Если возникают трудности с его подъемом, подбирают упражнения для отработки верхнего положения («Лошадка», «Грибок», «Почисти верхние зубы» и другие аналогичные задания).

После того как у ребенка получается все вышеперечисленное, приступают к выполнению упражнения «Чашечка». Ребенок поднимает кончик и боковые края языка и удерживает их в таком положении. Для повышения эффекта в «Чашечку» можно налить немного воды, чтобы малыш пытался ее удержать.

Также рекомендуют другие упражнения:

  • Для проведения этого задания понадобится ватка. Широкий язык помещают на нижнюю губу. Ребенок говорит удлиненный Ф и старается сдуть ватку как можно дальше.
  • Широкий кончик языка помещают на верхнюю губу, а боковые края должны быть плотно прижаты. На кончике носа размещают кусочек ватки или перышко. Ребенок пытается сдуть ее, удерживая язык в верхнем положении. У него получится это сделать, если воздушная струя будет проходить посередине.

Перечисленные задания направлены не только на выработку длительного выдоха, но и формируют умение расслаблять язык, делать его широким и в таком состоянии поднимать и удерживать за зубами. Когда логопед видит, что ребенок может удерживать нужные артикуляционные позы, он приступает к постановке Ш. Если движения недостаточно сформированы, а мышцы языка не укреплены, то зафиксировать правильное положение ребенок не сможет, а звук будет произносить только с механической помощью. Поэтому подготовительный этап является обязательным в коррекционной работе.

Описанные упражнения для шипящих также используют и для коррекции произношения сонорной группы звуков, потому что при их произнесении язык также принимает верхнее положение.

Материалы для изучения

Стихи

* * * Что у нас в лесу на букву Ш? Это шишка шлепнулась, шурша. Шмель и шершень шумно шарят в кашке. Шебуршат в шиповнике букашки. Что еще в лесу на букву Ш? Шум и шорох возле шалаша.

Стихи про букву «Ш»

Загадки

* * * Вместе Паша и Егор В поле ставили шатер. Прямо возле шалаша, И шатер стал буквой…

Загадки про букву «Ш»

Скороговорки

* * * Буква Ш купила шелк. В шелке буква знает толк. Шьет из шелка шорты, юбки, Шапки, шали, даже шубки.

Скороговорки на букву «Ш»

Сказки

Про букву Ш

Жила-была в Азбуке буква Ш. Она была уже довольно немолода, впрочем, как и все буквы, и стояла почти в самом конце Алфавита. Она была вся шероховатая, немного шепелявила, чаще всего разговаривала шепотом и любила одеваться в шерстяные вещи.

У нее была сестра – буква Щ — жуткая щеголиха. Она была очень веселой и озор-ной: постоянно она щебетала да щипалась. Она не хотела быть похожа на свою старшую сестру, и поэтому приделала себе хвостик. Этим хвостиком она любила щекотать букву Ш, а та шарахалась от нее и сердито шипела, закутываясь в шаль:

— Ну, хватит уже шутить и шалить, а то заставлю тебя платить штраф!

Буква Щ щурилась и смеялась, но потом ей становилось жаль сестру, она щадила ее и целовала в щечку. Читать далее сказку про букву «Ш»

Вариант постановки при отсутствии звука

Если у ребенка в речи отсутствует Ш, и он не использует другие фонемы вместо него, то основной упор делают на артикуляционную гимнастику, а именно формирование подъема широкого языка. Когда упражнение «Чашечка» выполняется правильно, логопед приступает к постановке звука.

Он просит ребенка сделать «Чашечку» и спрятать язык за зубы. Далее логопед объясняет, что нужно подуть на язык и тогда получится Ш. Если ребенок произносит Х, то четкое звучание шипящего не получится. Для удобства предлагают произносить С, только язык находится за верхними зубами. Чтобы выработать правильное произношение, нужно его повторять многократно. Для повышения эффективности занятий логопед использует дидактические игры.

Учим ребенка говорить звук [Ш] быстро

Индивидуальное логопедическое занятие по постановке звука [Ш] всегда начинается с артикуляционной и дыхательной гимнастики. Это нужно для создания базы для правильного произношения.

Постановка звука

Простой способ поставить звук [Ш] — это от правильного [С]. Для этого нужно взять шпатель и попросить ребенка произносить «СА-СА-СА», в это время инструментом нужно поднимать язык.

Можно попробовать действовать по подражанию. Подносят указательный палец к губам и говорят: «когда мама спит, малыш говорит «тихо, тихо тшшшшш».

После вызывания изолированного звука ребенку показывают символ «шипящий гусь», который будет обозначать новое звучание.

Автоматизация

Индивидуальное занятие по автоматизации звука [Ш] проводят с использованием разного материала. Можно добавить игры-ходилки, паззлы и другие интересные тренажеры. Все это позволит разнообразить урок.

Важно! Полезно совмещать автоматизацию вместе с физическими упражнениями. Например, с прыжками или активными играми — чехарда, мячик и другие.

Последовательность автоматизации нельзя нарушать — прямые слоги, обратные слоги, слова, словосочетания, предложения, стихи и скороговорки.

Занятие по дифференциации звуков [С] и [Ш]

Важный этап исправления звукопроизношения — это разделение схожих звуков. Для этого обязательно используют символы звуков. Для свистящих — это «насос» или «чайник».

Каждое слово тоже можно обозначить символом — это облегчит процесс запоминания

Занятие по дифференциации звуков [С]-[Ш] проводят на основе разного материала. Ребенка можно попросить повторять разные слоговые дорожки: СА-СА-ША, ША-СА-ША, ША-ША-СА и т.д. Взрослый может называть начало слово и предлагать малышу самому вставлять правильный звук: ма…ина, …ина, ….апка и т.п.

Постановка и автоматизация правильного звука [Ш] может занимать много времени, но это лучше делать в дошкольном возрасте. В этом случае дефект будет легко исправить. Произнести правильно звук малыш сможет быстро при условии постоянных занятий.

Постановка Ш при искаженном произношении

От разновидности сигматизма зависит способ постановки. У каждой из них свои причины, поэтому логопед подбирает приемы для их коррекции:

  • При межзубном варианте проводится точно такая же подготовительная работа, как и при отсутствии фонемы в речи. Упор делается на подъем языка, поэтому дополнительно отрабатывают четкое проговаривание Т, от которого будут ставить звук. Произнося Т, ребенок держит рот открытым. Нужно медленно проговорить звук, добавляя придыхание. Постепенно логопед учит ребенка удлинять воздушную струю и не задевать языком бугорки.
  • При боковом искажении используют механический способ. Перед постановкой укрепляют боковые края языка; учат поднимать и удерживать язык за зубами, формируют сильный длительный направленный выдох. Для постановки можно использовать специальный логопедический зонд или чайную ложку (если вы занимаетесь коррекцией в домашних условиях). Зондом или ложкой поднимают переднюю часть языка и убирают за верхние зубы, отодвигая его ближе к бугоркам. Ребенок прикусывает ложку и произносит С. Постепенно длительность выдоха увеличивается, формируется умение поднимать и удерживать язык в нужном положении самостоятельно.
  • Метод постановки от Р – этот способ используют редко, потому что для произнесения сонорной группы язык занимает аналогичное положение, что и для шипящих. Поэтому мало кто из детей может правильно говорить Р, имея нарушения произношения шипящих. Ребенок, держа рот открытым, произносит Р беззвучно. Взрослый, используя черенок чайной ложки, останавливает вибрацию. В результате получается шипение. Постепенно ложку используют меньше, ребенок приучается держать зубы вместе и произносить шипящий звук без механической помощи.
  • Метод постановки от свистящих. Ребенок произносит удлиненный С, взрослый под передний край языка помещает чайную ложку или зонд, поднимает его и отводит вглубь рта, пока в речи не услышит Ш. Постепенно ребенок учится самостоятельно поднимать и удерживать «чашечкой» язык.

Если имеются нарушения тонуса мышц языка, назначают курс логопедического массажа. Его выполняют зондами (для этого нужно пройти специальное обучение) или пальцами в стерильных одноразовых перчатках. Но вместе с массажем нужно делать артикуляционную гимнастику. Тогда подготовка органов артикуляции к постановке Ш будет эффективнее.

Звук Ш является основным в своей группе. Поэтому, исправив его произношение, легко поставить другие шипящие. Только нужно обязательно объяснять разницу в артикуляции, чтобы ребенок не смешивал их в речи. Заниматься постановкой других шипящих звуков нужно тогда, когда будет пройден этап автоматизации звука Ш в речи.

ПРИЧИНЫ НЕПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ

Логопеды разделяют все причины неправильного произношения на две группы: физиологические и ошибки со стороны взрослых. К первой группе причин относятся следующие: — неразвитость речевого аппарата; — неправильно сформированный прикус, чаще всего это происходит при длительном использовании пустышки; — анатомические особенности ротовой полости, например, короткая уздечка или высокое небо; — болезни ротовой полости; — проблемы с фонематическим слухом – ребенок не слышит и не воспринимает некоторые звуки. Одной из самых распространенных причин речевых дефектов у детей являются факторы второй группы. К ней можно отнести неправильное произношение Ш (у взрослых, которые шепелявят) и «сюсюканье» окружающих. Искажение голоса и некоторых слов взрослыми приводит к тому, что кроха запоминает неправильные звуки и в дальнейшем наследует в своем разговоре. Чтобы не допустить это, нужно с самого рождения разговаривать с малышом четко и понятно, а как только он начинает болтать – сразу исправлять оговорки, иначе с возрастом сделать это будет труднее.

Мимическая гимнастика

Это особая часть артикуляционной гимнастики для звука Ш, тонизирующая лицевые мышцы, подготавливающая их к работе.

Мимическая гимнастика состоит из комплекса упражнений:

  1. Движение губами вправо и влево. По 5 раз в одну и другую сторону. После небольшой паузы повтор еще 4 раза.
  2. Надувание то правой, то левой щеки. Повторы 5 раз с небольшими паузами.
  3. Сдвигание бровей и надувание щек, чтобы получилось сердитое выражение лица. Повтор 4 – 5 раз.
  4. Подъем бровей, чтобы получилось удивленное лицо. Повтор 4 – 5 раз.
  5. Чередование частого моргания и медленного открывания и закрывания глаз.
  6. Изображение любых смешных рожиц.

Чтобы ребенку было интереснее заниматься, можно для сопровождения упражнений использовать стишки и рассказы. В этом будет двойная польза – развитие мимики и тренировка памяти.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]