Советы логопеда родителям дошкольниковконсультация по теме


Статья:

Ваш ребенок подрос и начинает с интересом осваивать речь. Сначала пытается произносить простые слова: «ма-ма», «па-па», «кот», «дай» и т. д. Дальше — соединить их во фразы: «мама дай», «хочу пить», «идем гулять» и т. д.
Но многие слова и фразы малыша вам не понятны. Некоторые звуки ребенок не может правильно произнести в силу своего возраста или из-за неправильного восприятия. Именно в это время любимое чадо нуждается в вашей помощи.

На каком этапе ребенку нужна помощь именно родителей? Как помогать малышу произносить слова правильно? Как это делать, чтобы не навредить? Ответы на все эти вопросы будут ниже.

Когда и как развивать речь ребенка?

Многие родители не знают, когда же заняться речью ребенка. Ведь он большую часть времени находится в садике, на развивающих занятиях, в спортсекции или кружке. Но именно родители произвольно или непроизвольно наиболее значительно воздействуют на формирование и качество речи ребенка. И основное, что должны сделать родители — это не пускать процесс речевой деятельности малыша на самотек.

Занятия с ребенком дома должны проходить ни в коем случае не в форме урока — играйте и веселитесь, увлекайте малыша. Использовать можно любые игрушки (особенно самые любимые) или настольные игры, которые есть под рукой. Специально приобретать что-то для домашних занятий не нужно. Ребенок с радостью погрузится в мир сказки со своими игрушками-друзьями и с увлечением будет выполнять все логопедические упражнения и задания. Сделайте так, чтобы упражнения, которые помогают в развитии речи, приносили радость и удовольствие. Тогда малыш с нетерпением будет ждать таких занятий с вами.

И помните главное: чтобы получить результат, занятия должны быть регулярными, а не от случая к случаю.

Вот советы логопеда, которые помогут развить речь ребенка:

  1. Постоянно озвучивайте свои действия. С момента рождения малыша родители (особенно мама) проводят с ним большую часть своего времени. Ребенок растет и наблюдает за окружающими. Старайтесь все свои действия сопровождать комментариями, озвучивать вслух все, что вы делаете. Например: «Я мою посуду», «Я подметаю пол» и т. д. Также рассказывайте крохе, что его окружает, что он видит. Например: «Это небо», «Это кот», «Это дерево», «Это машина» и т. д. Понятно, что с развитием речи ребенка данное упражнение можно прекратить — он сам вам все расскажет))
  1. Исключите «сюсюканье» и «детскую» речь. Никто не спорит, что ваш малыш самый милый и прекрасный на всем белом свете. Так и хочется произносить все слова так же мило, как и сам ребеночек. Но это делать КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩЕНО. Потому что малыш должен слышать только чистую и правильную речь. Зачем это нужно? Это необходимо, чтобы ребенок правильно усваивал и запоминал услышанное и пытался применить в своей речи.
  1. Обращайте внимание ребенка на звуки, которые раздаются за окном, на улице, в другой комнате, в телевизоре и т. д. Например: «Слушай! Слышишь? Это кот за окном мяукает». «А что это за звук? Это сигналит машина! А как сигналит машина? Би-би». «Что это шумит? Это вода из крана льется». «Что это стучит? Это дядя забивает гвоздь» и т. д. Повторяйте с малышом звуки, которые услышали. Конечно, при этом необходимо улыбаться, так как позитивные эмоции помогут лучше запомнить ряд звуков и ассоциации, которые этот звук вызывает.
  1. Обязательно задавайте ребенку вопросы. Причем везде и всегда — когда гуляете или читаете книгу, когда строите замки из песка или вместе рисуете, когда стоите на остановке или пришли в гости… Например: «Где мы оставили мишку?», «Что делает мальчик?», «Что это проехало мимо?», «Какого цвета эта лопатка?». Такие вопросы будут побуждать малыша дать вам ответ. А затем у него возникнет желание продолжить диалог. Если ребенок не знает правильного ответа, помогите ему. Дайте правильный ответ за него. Таким образом вы предложите ребенку образец ответа на заданный вопрос и в дальнейшем он будет его использовать в диалоге с вами, а потом, скорее всего, придумает собственный вариант.
  1. Используйте познавательные игры. Покупая или выбирая игру, обращайте внимание на то, чтобы в ней было много описательных элементов. Например для этого хороша игра «Цвет и форма» — в ней необходимо собрать фигуры одинакового цвета или формы. В этой игре ребенок, конечно, может все собрать правильно и молча, но у нас другая цель — сделать так, чтобы малыш говорил. Спросите у него: «А какого цвета этот предмет?». Или «Какой формы этот предмет?». «Почему ты положил эту картинку сюда?» и т. д. Используйте также игры, которые развивают память и внимание. Например игру «Чего не хватает?» или «Что лишнее?». Использование таких развивающих игр должно быть систематическим: старайтесь уделять занятиям хоть немного времени, но каждый день.
  1. Старайтесь развивать речь ребенка с помощью определений предметов. Когда ребенок произносит какое-то слово, добавляйте описание или характеристики этого слова. Например: «кот» — пушистый, белый; «часы» — папины, наручные; «чашка» — маленькая, желтая, горячая и т. д. Это поможет ребенку быстрее понять признаки, по которым характеризуются предметы, и усвоить границы личности — понимание того, что каждый предмет чей-то, кому-то принадлежит, разовьет представление малыша о мире.
  1. Читайте стихи наизусть и вслух из книг. Рифмованные строки развивают слуховое восприятие ребенка, а также чувство ритма. Выбирайте для начала стихи, в которых каждая строка требует простого продолжения в рифму. Например: «Зайку бросила хозяйка, под дождем остался …». Читая стихи вместе, вы разовьете еще и логическое мышление малыша. Когда ребенок будет уже хорошо говорить фразами из нескольких слов, то учите с ним простые стишки.
  1. Старайтесь говорить четко, внятно, понятно. Когда разговариваете с ребенком, старайтесь произносить все слова особенно четко, правильно и не спеша, с акцентированной интонацией, чтобы малыш понимал, когда ему задают вопрос, а когда что-то рассказывают. Помните, что ребенку необходимо больше времени, чем взрослому, для обработки полученной информации. Сделайте паузу после вопроса или рассказа, чтобы малыш принял информацию, обработал и задал вопрос или ответил на ваш.
  1. Пересказывайте прочитанное! Читайте ребенку сказки и рассказы. Как говорилось ранее, данное занятие развивает слуховое восприятие. Так же очень полезно пересказывать услышанное, например сказку, которую прочитала мама. Пересказы помогут сформировать лексико-грамматический строй речи малыша: согласование слов в роде, числе, падеже, правильное использование предлогов и союзов и т. д.
  1. Сочиняйте сами и вместе с малышом! Очень полезно сочинять истории по картинкам с определенным сюжетом. Расскажите ребенку, что изображено на картинках, а потом попросите придумать, чем закончится эта история. Так развивается и речь, и фантазия ребенка. Если малыш затрудняется с продолжением истории, задавайте ему наводящие вопросы. Он с легкостью продолжит рассказ благодаря вашей помощи.
  1. Играйте с пальчиками! Обратите внимание на развитие мелкой моторики — точных движений пальцев рук. Лепка, рисование, пальчиковый театр, игры с мелкими предметами — все это поможет речи, а в будущем и письму. Ребенок должен максимально работать своими непослушными пальчиками. Как бы ни казалось вам это утомительным, пусть малыш сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава. Причем начинать тренироваться ребенку лучше не на своей одежде, а сперва «помогать» одеваться куклам и даже родителям. И по мере того как детские пальчики будут становиться проворнее, язык будет все понятнее произносить трудные слова.
  1. Тренируйтесь постоянно! Даже если ваше чадо занимается с логопедом, то обязательно все занятия закрепляйте дома. Это поможет достичь желаемого результата в кратчайшие сроки, а также вселит в ребенка уверенность в своих силах и желание говорить и общаться.

Следуя этим простым правилам, вы поможете ребенку развить свою речь, стать более успешным и уверенным в себе! Удачи! Общайтесь с удовольствием, и пусть люди вас понимают!

Работа с родителями

Работа с неговорящими детьми начинается с их родителей. А они по-разному относятся к такой ситуации. Одни не видят проблемы в том, что ребенок в 2,5 года молчит… Действительно, многие дети начинают говорить после 2,5-3 лет. Но подобная задержка сама по себе уже должна насторожить: значит какие-то, пусть минимальные, но изменения в развитии есть.

Другие родители, напротив, много читают, ищут выход из ситуации, но, четко следуя советам, не могут или не хотят признать, что у всех детей разные стартовые возможности, и удивляются: Я все делаю, как рекомендуется: не сюсюкаю, говорю полными словами, много читаю, ставлю для прослушивания аудиокассеты. А он по-прежнему молчит. Таким родителям приходится объяснять, что они награждают ребенка непосильной работой. Да, один малыш встанет на ножки и легко потопает сам, без посторонней помощи, а другой будет долго ходить по стенке, и ему придется специально формировать, корригировать походку. Так же и с речью. Если родитель видит, что ребенок не справляется, он должен помочь ему, облегчить задачу. Некоторые искренне удивляются совету использовать в общении с ребенком звукоподражания, лепетные слова ку-ку, би-би, бай-бай: «Что вы, мы это делали, когда ему был годик, сейчас мы говорим только «машина, полотенце».

Методы развития связной речи

Связная речь – это высказывание, несущее определенный смысл. Речь должна быть понятной и логичной. На формирование связной речи немаловажную роль оказывает влияние окружающей среды. Развивается мышление и постепенно улучшается речь ребенка. У детей дошкольного возраста связная речь формируется под руководством взрослых.

С ранних лет ребенок начинает понимать слова и их значения, но происходит это не сразу. К концу первого года жизни ребенок в состоянии сложить фразу из двух слов, несколько позднее из трех и более слов. Чем длиннее фраза, тем сложнее она для детского восприятия. К пяти годам дети уже способны пересказывать несложные рассказы, рассказывать сказки и строить предложения по 5-8 слов.

Речь ребенка в дошкольном возрасте ситуативная, содержит помимо слов мимику, жесты. В дальнейшем речь становится более связной, развитой и правильной. Переход к связному изложению проявляется в рассказах о каком-либо ярком событии, произошедшем в жизни ребенка. Развитие речи зависит от характера общения с окружающими.

Выделяют основные методы развития связной речи:

  • разговор или беседа с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. В беседе важно задавать вопросы проблемного характера «Как?», «Почему?», «Зачем?».
  • развитие монологической речи детей — творческий рассказ ребенка о себе или о каком-нибудь произошедшем с ним событии.
  • пересказ ребенком услышанного текста (это могут быть рассказы о прошедшем дне в саду, в гостях, о прогулке с друзьями и прочее).
  • сравнительное описание предметов, картин.

В рассказ ребенка необходимо добавлять прилагательные, вводить в речь детали и части предметов, задавать вопросы, требующие развернутого ответа. Вопросы нужно задавать четко, разборчиво. Родители и педагоги могут предложить ребенку примерный план ответа. Вопрос необходимо строить таким образом, чтобы он был понят малышом с первого раза. В процессе беседы необходимо постараться вызвать интерес ребенка, пробудить в нем активность и желание отвечать на вопросы. Важным будет умение расположить кроху к себе.

Рекомендации логопеда

Если справиться с исправлением произношения звуков самостоятельно не удается, можно прибегнуть к помощи специалиста. Логопедические проблемы ребенка необходимо вовремя обнаружить. Это может быть неправильное звукопроизношение, бедный, скудный словарный запас, несвязная речь, заикание. Родителей должно насторожить, если ребенок не активен, подавлен или чем-либо обеспокоен, не играет с другими детьми и простые слова заменяет односложными звуками. В такой ситуации необходимо как можно скорее обратиться к специалисту.

Не нужно возлагать надежды на самостоятельное избавление от неправильного произношения, и исправления дефектов речи с возрастом. Чем больше проходит времени, тем больше все нарушения могут закрепиться и тем сложнее будет работа над исправлением речевых дефектов. Но и предъявлять завышенные требования к правильности произношения не следует, поскольку некоторые звуки получится произносить только в определенном возрасте. Например, редко бывает, когда в 3 года ребенок свободно произносит звук Р.

В возрасте 2-3 лет словарный запас малыша составляет около 1000 слов. К четырем годам речь ребенка должна быть более сформирована. Запас слов в этом возрасте – примерно 2000 слов. Чтобы вовремя диагностировать наличие проблемы родители должны ежегодно проходить осмотр логопеда вместе с ребенком. Следует, прежде всего, исключить нарушение слуха у малыша, а также вовремя исправить прикус или удалить аденоиды, если подобные проблемы имеют место.

Домашние задания логопеда нужно четко выполнять и соблюдать график посещения занятий логопеда. При серьезных нарушениях ребенка лучше своевременно определить в логопедическую группу.

Логопеды рекомендуют заниматься развитием челюстных мышц и языка, делая специальные артикулярные упражнения. Можно пережевывать объемную твердую пищу, надувать щеки, дуть мыльные пузыри и прочее. Очень полезны дыхательные упражнения. Ежедневно нужно читать вслух ребенку детские книги. Терпеливо и развернуто отвечать на вопросы ребенка, чаще с ним разговаривать на любые интересующие его темы. Эффективно для развития речи заниматься лепкой, аппликацией, рисованием, и прочими видами развития мелкой моторики у детей. Все это благоприятным образом сказывается на развитии речевого аппарата крохи.

В возрасте ребенка от четырех до пяти лет произношение звуков должно корректироваться, исключение составляет звук «р». Уметь его выговаривать ребенок должен к шести годам. Занимаясь с логопедом нельзя прерывать занятия на начальном этапе, как только заметили улучшения. Иначе навык произношения может быть потерян и все придется начинать заново.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]