Речевое развитие детей 5-6 лет: нормы и отклонения
Большинство родителей осознают, что их малышу нужна консультация логопеда, когда начинается подготовка к школе. В этом возрасте детей начинают готовить к овладению навыками чтения и письма. Для этого нужна база — грамотная речь. Занятия усложняются, и у некоторых ребят на этом этапе появляются затруднения.
Развивающее занятие
Нормы развития детской речи в возрасте от 5 до 6 лет
Чтобы определить, имеется ли у дошкольника отставание в речевом развитии, нужно знать что к пяти-шести годам является нормой:
- ребенок общается посредством развернутых предложений с использованием мимики и жестов;
- в речи использует обобщающие слова;
- правильно употребляет числительные, наречия, местоимения, союзы, частицы;
- дошкольник учится использовать причастные и деепричастные обороты;
- имеется обширный словарный запас;
- овладевает навыками словообразования (например, уменьшительно-ласкательными формами слова);
- звукопроизношение практически сформировано;
- слоговая структура сформирована полностью;
- дошкольник может составить маленький рассказ-описание по картинке.
Обратите внимание! В этот возрастной период детская речь уже максимально приближена к взрослой.
Встречаются ошибки, если ребенок рассказывает о малознакомом ему явлении или использует новое слово. Звукопроизносительная сторона практически сформирована полностью: на пятом году могут быть нарушения произношения сонорных звуков – Р и Л.
В этом возрасте дошкольник умеет пользоваться интонацией, поэтому с детьми ставят театрализованные представления. В шесть лет он уже хорошо запоминает стихотворения, может пересказать короткие рассказы. Уровень развития детской речи зависит от усилий, которые прикладывают взрослые для воспитания ребенка.
Чтение
Симптомы задержки речевого развития в 5-6 лет
Если на шестом году дошкольник общается простыми нераспространенными предложениями или фразами, а произношение большинства звуков нарушено, то родителям следует обратиться к логопеду. Взрослые с трудом понимают детскую речь, она невыразительна, малыш с трудом заучивает стихотворения и пересказывает короткие тексты.
Обратите внимание! У детей с речевыми нарушениями пассивный словарь значительно превышает активный. При этом некоторые слова он может использовать неточно.
Лексика преимущественно состоит из существительных, в меньшем количестве встречаются прилагательные и глаголы. Фразы и предложения отличаются аграмматичностью: нарушены нормы согласования, опускаются предлоги и союзы. Если взрослые заметили вышеперечисленные признаки, то необходимо записаться на логопедический прием.
Дефектологическая помощь в образовательных учреждениях дошкольникам
Самостоятельная диагностика задержки развития речи
Родители могут самостоятельно определить, все ли в порядке с речью их детей в 5 лет. Чтобы проверить словарный запас, вы можете предложить следующие занятия:
- спросите, что делает конкретный человек, как действует объект. Например, «Что делает корабль?» (поплавки). “Что делает дедушка?” (роет грядку);
- просят назвать противоположные действия, например «сидит – приподнято, открыто – закрыто» или противоположные знаки, например «легкое – тяжелое, мягкое – твердое»;
- предложите назвать детенышей животных, например: «У кого есть козленок? Мальчик. У кого есть медведь? Мишка Тедди. У кого корова? Теленок. У кого лошадь? Жеребенок» и так далее;
- проверьте, знает ли он основные цвета и оттенки, формы предметов (треугольные, круглые, квадратные, овальные, прямоугольные, многоугольные);
- проверьте, может ли он описать объект, например, «Какой стул? Мягкий, из дерева, коричневый, на металлических ножках»;
- предложите получить предмет, который находится под коробкой, на коробке, над коробкой, под коробкой, перед коробкой, за коробкой, в коробке, между коробками, чтобы определить правильное использование предлогов.
- образует множественное число от слова, например «Это нога, а это… ноги. Это окно, а это .. окна. Это воробей, а это . воробей»;
- откажитесь от существительного: «Что это? Нет книги что? Книги. Что удалили? Книга. Зачем ставить ноутбук? К книге. Как я закрыл блокнот? Книга. О чем мы говорим? О книге»;
- он меняет слово, чтобы использовать его по-другому: «Сын пришел в парк. Как ты можешь так сказать о своей дочери? Моя дочь пришла в парк ». Поместите картинки перед ребенком (желтая груша, желтый цыпленок, желтое солнце, желтые бусы) и попросите их назвать их.
Что еще почитать: Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у старших дошкольников представлений о профессиях взрослых
Развиваем речь:
Чтобы проверить построение предложений, вы должны предложить ребенку закончить предложение, используя сюжетное изображение: «Девушка . поливает цветы», где мама или папа произносят только первое слово. Кроме того, вы можете задать важные вопросы, чтобы сделать предложение более полным: «Какие воды? Где вода? Почему вы поливаете?»
Когда проверяется, не страдает ли структура слов у детей, их просят повторить сложные слова, такие как йогурт, академия, оператор станка, клуб, потолок, фармацевт. Попросите ребенка повторить слово несколько раз подряд, чтобы проверить, переставляет ли он слоги, пропускает или заменяет слоги и буквы в слогах.
Информация для родителей
Взрослые для детей являются примером для подражания и источником знаний. Поэтому важно, чтобы родители принимали активное участие в детском развитии и выполняли все рекомендации педагогов.
Самостоятельная диагностика задержки речевого развития
Логопед проводит обследование в детском саду и подбирает группу детей, с которыми будет проводить коррекцию. Но не стоит ждать, когда ребенка запишут на уроки. Родители должны уметь самостоятельно диагностировать его речевое развитие.
- Ребенку предлагают описать показываемый предмет — игрушку или другой предмет.
- Взрослый описывает предмет, а дошкольник должен назвать его.
- Нужно проверить выразительность речи: попросить проговорить предложения с разной интонацией и высотой голоса.
- Ребенку показывают картинку и предлагают описать, что на ней изображено. Если у него возникли трудности — взрослый задает наводящие вопросы. Во время рассказа нужно обратить внимание на состав предложения, лексику и общую выразительность речи.
- Родители должны обратить внимание на грамматическое оформление предложения: согласование слов, использование союзов, частиц, предлогов.
- Во время диагностики оценивают сформированность звукопроизношения.
Диагностическая беседа
Важно! Предлагая ребенку выполнить задания, взрослый должен дать образец на своем примере. Например, он просит дошкольника назвать слово и сначала сам его произносит.
В старшем дошкольном возрасте некоторые ошибки являются нормальным явлением, потому что в шесть лет не все дети сразу усваивают большой поток информации. Но с помощью дидактических игр есть возможность справиться с речевыми ошибками. Такие упражнения будут полезны и детям с развитием, соответствующим норме.
Как развивать речь у ребенка 5 лет
Стоит приобрести книги следующих авторов: Гербовой В.В., Кузнецовой Е.В., Разумовской Юлии, Тихоновой И.А., Ушаковой О.С. В их книгах родители и педагоги смогут найти конспекты занятий на развитие речи 5-6 лет, соответствующим требованиям ФГОС.
Специалисты выступают на родительских собраниях, на которых подробно объясняют, как правильно выполнять упражнения, и выдают памятки с расписанными рекомендациями. Основная цель заданий в работе с данной возрастной категорией — развить связную логическую речь и сформировать грамматический строй.
В картотеку стоит включить следующие упражнения:
- подбор синонимов и антонимов;
- классификация предметов по одному признаку;
- угадывание слов по описанию;
- склонение слов по числам и падежам;
- составление из слов предложения;
- объяснение смысла пословиц, поговорок;
- заучивание стихотворений;
- выполнение артикуляционной гимнастики.
Урок развития речи
Важно! При пересказе сказки, стихотворения следить за выразительностью речи и четкостью произношения звуков.
Особенности усвоения звуковой стороны речи дошкольниками
Благотворное влияние на развитие речи оказывают разговоры об окружающем мире во время прогулок; беседа с малышом на тему того, как прошел его день, и на другие интересные ему темы.
Популярны развивающие онлайн-игры: в этом случае взрослым не нужно готовить наглядный материал и продумывать упражнение. Но нужно следить за тем, чтобы время нахождения за компьютером не превышало 10 мин. Лучше чередовать информационные технологии и устные упражнения.
Упражнения и задания
Основными упражнениями и задачами, которые нужно выполнять дома каждый день для активного развития связной речи, являются:
Что еще почитать: Дидактическая игра «Одень кукол в национальный костюм» для детей старшего дошкольного возраста
Артикуляционная гимнастика
- Ешьте варенье. Необходимо представить, что после съеденного коржа на губах остается варенье, которое нужно лизнуть. Язычком аккуратно слизывайте варенье с нижней и верхней губ.
- Лопатчатый язык. Необходимо представить, что язычок – это лопата, которая должна как можно дольше лежать на опоре (нижней губе). Растягиваем язык, кладя его на нижнюю губу и задерживая в таком положении 10-15 секунд.
- Игольчатый язык. Необходимо представить, что язычок – это тонкая игла, которую нужно держать за балдахин. Мы протягиваем язык, пытаясь его сузить, и стараемся удерживать 10-15 секунд.
- Я лошадь. Ребенку нужно представить себя лошадью, которая бьет копытом и щелкает языком. Ступаем по очереди на правую и левую ступни, шумя языком.
Эти упражнения лучше выполнять не более 5-7 минут и повторять дважды в день.
с детьми веселее делать совместные упражнения, смотреть картинки и читать детские стихи.
Пальчиковые игры
- Котенок. Обе ладони сжаты в кулаки и лежат на ровной поверхности. Необходимо одновременно распрямить пальцы на обеих ручках, плотно прижавшись к столу. Упражнение следует повторить 4-5 раз. После нескольких занятий задача может усложняться: сначала пальцы одной руки разгибаются, потом сжимаются, а на другой разгибаются.
- Угощаем кошку молоком. Ладони подобны собиранию молока.
- Кролик. Пальцы имитируют кроличьи уши, пальцы бегают по столу, сжав кулаки, кулак в кулак.
- Собака. Указательный палец показывает собачий хвост, пальцы сжаты в кулак, большой палец поднимается вверх, пальцы разбегаются.
Использование пальцевых игр с параллельной практикой рифмования может дать неплохие результаты, так как существует сильная связь между человеческой рукой и языковым центром мозга. Ребенок легко и эмоционально воспринимает информацию и без проблем воспроизводит ее в будущем.
Логоритмика
Логоритмо – одновременное чтение стихов, сопровождаемое определенным набором движений на фоне тематической музыки. Вначале взрослый показывает все на собственном примере, после чего ребенку предлагается повторить увиденное.
Лучшее время для выполнения этого задания – вторая половина дня, регулярность занятий – 1-2 дня.
Особое место на уроках языкового развития отводится так любимым детям мультикам. Есть специально разработанные мультфильмы для разглядывания букв алфавита, изучения цветов, обучения счету и развития языка.
Выбор мультфильма остается за родителями, но обязательным условием является его универсальность (как для мальчиков, так и для девочек), наличие положительных персонажей, качественное видео и аудио.