Игры для детей 5 лет для развития речи и советы родителям

Речевое развитие детей 5-6 лет: нормы и отклонения

Большинство родителей осознают, что их малышу нужна консультация логопеда, когда начинается подготовка к школе. В этом возрасте детей начинают готовить к овладению навыками чтения и письма. Для этого нужна база — грамотная речь. Занятия усложняются, и у некоторых ребят на этом этапе появляются затруднения.

Развивающее занятие

Нормы развития детской речи в возрасте от 5 до 6 лет

Чтобы определить, имеется ли у дошкольника отставание в речевом развитии, нужно знать что к пяти-шести годам является нормой:

  • ребенок общается посредством развернутых предложений с использованием мимики и жестов;
  • в речи использует обобщающие слова;
  • правильно употребляет числительные, наречия, местоимения, союзы, частицы;
  • дошкольник учится использовать причастные и деепричастные обороты;
  • имеется обширный словарный запас;
  • овладевает навыками словообразования (например, уменьшительно-ласкательными формами слова);
  • звукопроизношение практически сформировано;
  • слоговая структура сформирована полностью;
  • дошкольник может составить маленький рассказ-описание по картинке.

Обратите внимание! В этот возрастной период детская речь уже максимально приближена к взрослой.

Встречаются ошибки, если ребенок рассказывает о малознакомом ему явлении или использует новое слово. Звукопроизносительная сторона практически сформирована полностью: на пятом году могут быть нарушения произношения сонорных звуков – Р и Л.

В этом возрасте дошкольник умеет пользоваться интонацией, поэтому с детьми ставят театрализованные представления. В шесть лет он уже хорошо запоминает стихотворения, может пересказать короткие рассказы. Уровень развития детской речи зависит от усилий, которые прикладывают взрослые для воспитания ребенка.

Чтение

Симптомы задержки речевого развития в 5-6 лет

Если на шестом году дошкольник общается простыми нераспространенными предложениями или фразами, а произношение большинства звуков нарушено, то родителям следует обратиться к логопеду. Взрослые с трудом понимают детскую речь, она невыразительна, малыш с трудом заучивает стихотворения и пересказывает короткие тексты.

Обратите внимание! У детей с речевыми нарушениями пассивный словарь значительно превышает активный. При этом некоторые слова он может использовать неточно.

Лексика преимущественно состоит из существительных, в меньшем количестве встречаются прилагательные и глаголы. Фразы и предложения отличаются аграмматичностью: нарушены нормы согласования, опускаются предлоги и союзы. Если взрослые заметили вышеперечисленные признаки, то необходимо записаться на логопедический прием.

Дефектологическая помощь в образовательных учреждениях дошкольникам

Самостоятельная диагностика задержки развития речи

Родители могут самостоятельно определить, все ли в порядке с речью их детей в 5 лет. Чтобы проверить словарный запас, вы можете предложить следующие занятия:

  • спросите, что делает конкретный человек, как действует объект. Например, «Что делает корабль?» (поплавки). “Что делает дедушка?” (роет грядку);
  • просят назвать противоположные действия, например «сидит – приподнято, открыто – закрыто» или противоположные знаки, например «легкое – тяжелое, мягкое – твердое»;
  • предложите назвать детенышей животных, например: «У кого есть козленок? Мальчик. У кого есть медведь? Мишка Тедди. У кого корова? Теленок. У кого лошадь? Жеребенок» и так далее;
  • проверьте, знает ли он основные цвета и оттенки, формы предметов (треугольные, круглые, квадратные, овальные, прямоугольные, многоугольные);
  • проверьте, может ли он описать объект, например, «Какой стул? Мягкий, из дерева, коричневый, на металлических ножках»;
  • предложите получить предмет, который находится под коробкой, на коробке, над коробкой, под коробкой, перед коробкой, за коробкой, в коробке, между коробками, чтобы определить правильное использование предлогов.
  • образует множественное число от слова, например «Это нога, а это… ноги. Это окно, а это .. окна. Это воробей, а это . воробей»;
  • откажитесь от существительного: «Что это? Нет книги что? Книги. Что удалили? Книга. Зачем ставить ноутбук? К книге. Как я закрыл блокнот? Книга. О чем мы говорим? О книге»;
  • он меняет слово, чтобы использовать его по-другому: «Сын пришел в парк. Как ты можешь так сказать о своей дочери? Моя дочь пришла в парк ». Поместите картинки перед ребенком (желтая груша, желтый цыпленок, желтое солнце, желтые бусы) и попросите их назвать их.

Что еще почитать: Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у старших дошкольников представлений о профессиях взрослых

Развиваем речь:

Чтобы проверить построение предложений, вы должны предложить ребенку закончить предложение, используя сюжетное изображение: «Девушка . поливает цветы», где мама или папа произносят только первое слово. Кроме того, вы можете задать важные вопросы, чтобы сделать предложение более полным: «Какие воды? Где вода? Почему вы поливаете?»

Когда проверяется, не страдает ли структура слов у детей, их просят повторить сложные слова, такие как йогурт, академия, оператор станка, клуб, потолок, фармацевт. Попросите ребенка повторить слово несколько раз подряд, чтобы проверить, переставляет ли он слоги, пропускает или заменяет слоги и буквы в слогах.

Информация для родителей

Взрослые для детей являются примером для подражания и источником знаний. Поэтому важно, чтобы родители принимали активное участие в детском развитии и выполняли все рекомендации педагогов.

Самостоятельная диагностика задержки речевого развития

Логопед проводит обследование в детском саду и подбирает группу детей, с которыми будет проводить коррекцию. Но не стоит ждать, когда ребенка запишут на уроки. Родители должны уметь самостоятельно диагностировать его речевое развитие.

  1. Ребенку предлагают описать показываемый предмет — игрушку или другой предмет.
  2. Взрослый описывает предмет, а дошкольник должен назвать его.
  3. Нужно проверить выразительность речи: попросить проговорить предложения с разной интонацией и высотой голоса.
  4. Ребенку показывают картинку и предлагают описать, что на ней изображено. Если у него возникли трудности — взрослый задает наводящие вопросы. Во время рассказа нужно обратить внимание на состав предложения, лексику и общую выразительность речи.
  5. Родители должны обратить внимание на грамматическое оформление предложения: согласование слов, использование союзов, частиц, предлогов.
  6. Во время диагностики оценивают сформированность звукопроизношения.

Диагностическая беседа

Важно! Предлагая ребенку выполнить задания, взрослый должен дать образец на своем примере. Например, он просит дошкольника назвать слово и сначала сам его произносит.

В старшем дошкольном возрасте некоторые ошибки являются нормальным явлением, потому что в шесть лет не все дети сразу усваивают большой поток информации. Но с помощью дидактических игр есть возможность справиться с речевыми ошибками. Такие упражнения будут полезны и детям с развитием, соответствующим норме.

Как развивать речь у ребенка 5 лет

Стоит приобрести книги следующих авторов: Гербовой В.В., Кузнецовой Е.В., Разумовской Юлии, Тихоновой И.А., Ушаковой О.С. В их книгах родители и педагоги смогут найти конспекты занятий на развитие речи 5-6 лет, соответствующим требованиям ФГОС.

Специалисты выступают на родительских собраниях, на которых подробно объясняют, как правильно выполнять упражнения, и выдают памятки с расписанными рекомендациями. Основная цель заданий в работе с данной возрастной категорией — развить связную логическую речь и сформировать грамматический строй.

В картотеку стоит включить следующие упражнения:

  • подбор синонимов и антонимов;
  • классификация предметов по одному признаку;
  • угадывание слов по описанию;
  • склонение слов по числам и падежам;
  • составление из слов предложения;
  • объяснение смысла пословиц, поговорок;
  • заучивание стихотворений;
  • выполнение артикуляционной гимнастики.

Урок развития речи

Важно! При пересказе сказки, стихотворения следить за выразительностью речи и четкостью произношения звуков.

Особенности усвоения звуковой стороны речи дошкольниками

Благотворное влияние на развитие речи оказывают разговоры об окружающем мире во время прогулок; беседа с малышом на тему того, как прошел его день, и на другие интересные ему темы.

Популярны развивающие онлайн-игры: в этом случае взрослым не нужно готовить наглядный материал и продумывать упражнение. Но нужно следить за тем, чтобы время нахождения за компьютером не превышало 10 мин. Лучше чередовать информационные технологии и устные упражнения.

Упражнения и задания

Основными упражнениями и задачами, которые нужно выполнять дома каждый день для активного развития связной речи, являются:

Что еще почитать: Дидактическая игра «Одень кукол в национальный костюм» для детей старшего дошкольного возраста

Артикуляционная гимнастика

  • Ешьте варенье. Необходимо представить, что после съеденного коржа на губах остается варенье, которое нужно лизнуть. Язычком аккуратно слизывайте варенье с нижней и верхней губ.

  • Лопатчатый язык. Необходимо представить, что язычок – это лопата, которая должна как можно дольше лежать на опоре (нижней губе). Растягиваем язык, кладя его на нижнюю губу и задерживая в таком положении 10-15 секунд.

  • Игольчатый язык. Необходимо представить, что язычок – это тонкая игла, которую нужно держать за балдахин. Мы протягиваем язык, пытаясь его сузить, и стараемся удерживать 10-15 секунд.

  • Я лошадь. Ребенку нужно представить себя лошадью, которая бьет копытом и щелкает языком. Ступаем по очереди на правую и левую ступни, шумя языком.

Эти упражнения лучше выполнять не более 5-7 минут и повторять дважды в день.

с детьми веселее делать совместные упражнения, смотреть картинки и читать детские стихи.

Пальчиковые игры

  • Котенок. Обе ладони сжаты в кулаки и лежат на ровной поверхности. Необходимо одновременно распрямить пальцы на обеих ручках, плотно прижавшись к столу. Упражнение следует повторить 4-5 раз. После нескольких занятий задача может усложняться: сначала пальцы одной руки разгибаются, потом сжимаются, а на другой разгибаются.

  • Угощаем кошку молоком. Ладони подобны собиранию молока.

  • Кролик. Пальцы имитируют кроличьи уши, пальцы бегают по столу, сжав кулаки, кулак в кулак.

  • Собака. Указательный палец показывает собачий хвост, пальцы сжаты в кулак, большой палец поднимается вверх, пальцы разбегаются.

Использование пальцевых игр с параллельной практикой рифмования может дать неплохие результаты, так как существует сильная связь между человеческой рукой и языковым центром мозга. Ребенок легко и эмоционально воспринимает информацию и без проблем воспроизводит ее в будущем.

Логоритмика

Логоритмо – одновременное чтение стихов, сопровождаемое определенным набором движений на фоне тематической музыки. Вначале взрослый показывает все на собственном примере, после чего ребенку предлагается повторить увиденное.

Лучшее время для выполнения этого задания – вторая половина дня, регулярность занятий – 1-2 дня.

Особое место на уроках языкового развития отводится так любимым детям мультикам. Есть специально разработанные мультфильмы для разглядывания букв алфавита, изучения цветов, обучения счету и развития языка.

Выбор мультфильма остается за родителями, но обязательным условием является его универсальность (как для мальчиков, так и для девочек), наличие положительных персонажей, качественное видео и аудио.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]