Мнемотаблицы «Любимые сказки»
Доброго времени суток! Я очень люблю заниматься театрализованной деятельностью с моими воспитанниками. Помимо выступления на праздниках и в театральных постановках, очень важно, чтобы в групповых комнатах были необходимые условия для развития творческого потенциала детей. Предлагаю вашему внимаю карточки — мнемотаблицы.
Мнемотаблица — это один из наиболее популярных и эффективных приемов (мнемотехник), которые можно использовать для облегчения процесса запоминания и воспроизведения дошкольниками информации, развития мышления и речи. В моих мнемотаблицах последовательно расположены изображения, в которых зашифровано содержание сказок. При прослушивании сказки взрослым, ребенок запоминает её не только на слух, но и при помощи зрительного восприятия. Знакомую сказку он может пересказать.
На обратной стороне карточек я поместила саму сказку в виде текста. Он расчитан на педагога, если вдруг он не знаком с данной сказкой или забыл некоторые детали.
Картинки сказок я брала с «просторов» интернета, но в основном, с данного сайта: https://www.detiam.com/
Далее, я хочу предложить возможность коллегам воспользоваться моей нароботкой.
Волк и 7 козлят. Таблица DOCX / 2.8 Мб Волк и 7 козлят. Текст DOCX / 14.18 Кб Заюшкина избушка. Текст DOCX / 14.93 Кб Заюшкина избушка. Таблица DOCX / 2.8 Мб Колобок. Таблица DOCX / 4.27 Мб Колобок. Текст DOCX / 19.28 Кб Кто сказал мяу. Сутеев. Таблица DOCX / 22.51 Кб Кто сказал мяу. Сутеев. Текст DOCX / 753.89 Кб Курочка Ряба. Таблица DOCX / 3.65 Мб Курочка Ряба. Текст DOCX / 12.63 Кб Лисичка со скалочкой. Таблица DOCX / 796.68 Кб Лисичка со скалочкой. Текст DOCX / 17.42 Кб Лисичка-сестричка. Таблица DOCX / 542.95 Кб Лисичка-сестричка. Текст DOCX / 16.21 Кб Маша и медведь. Таблица DOCX / 687.65 Кб Маша и медведь. Текст DOCX / 17.88 Кб Петушок-гребешок. Таблица DOCX / 774.23 Кб Петушок-гребешок. Текст DOCX / 18.04 Кб Под грибом. Сутеев. Текст DOCX / 17.19 Кб Под грибом. Таблица DOCX / 1.01 Мб Репка. Таблица DOCX / 5.51 Мб Репка. Текст DOCX / 14.51 Кб Теремок. Таблица DOCX / 605.37 Кб Теремок. Текст DOCX / 16.55 Кб Три котенка. Сутеев. Текст DOCX / 18.4 Кб Три котенка. Таблица DOCX / 539.71 Кб Три медведя. Таблица DOCX / 706.85 Кб Три медведя. Текст DOCX / 16.98 Кб Три поросенка. Таблица DOCX / 1.1 Мб Три поросенка. Текст DOCX / 24.51 Кб Цыпленок и утенок. Сутеев. Текст DOCX / 17 Кб Цыпленок и утенок. Таблица DOCX / 577.2 Кб
Мнемотаблицы и их применение, а так же схемы составления рассказов
Мнемотаблицы для составления описательных рассказов.
Обучение составлению описательных рассказов очень важно! для развития ребенка, т.к. умение точно, лаконично и образно описывать предмет, является условием совершенствования речи и мышления, облегчает процесс обмена информацией. Одним из факторов, облегчающих составление описательных рассказов, являются схемы. Структура мнемотаблицы и работа с ней.
Мнемотехника – в переводе с греческого – «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи. С помощью мнемотехники можно решить следующие задачи: – развитие связной и диалогической речи у детей; – развитие у детей умения с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице; – обучение детей правильному звукопроизношению; – развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделять существенные признаки; – развитие у детей психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти…; Большинство детей не могут согласовывать слова в предложении, у них нарушено звукопроизношение и слоговая структура слов. Как правило, у таких детей плохая память, рассеянное внимание, многие страдают несовершенством логического мышления. Если у Вас есть трудности с вашим ребёнком в описании предметов, построении сюжета, то используйте схемы-подсказки — мнемотаблицы, которые позволят эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.
Пример рассказа «Осень».
Наступила осень. Солнце светит мало и не греет. Оно скрыто за серыми тучами. Часто идет дождь. Мы идем в детский сад под зонтом. Дует сильный ветер. И с деревьев слетает листва. Листья покрывают все вокруг красивым, красочным ковром.
Пример рассказа «Весна».
Наступила весна. Солнце пригревает сильнее и становится тепло. На улице тает снег, и бегут ручьи. Девочки и мальчики пускают кораблики по воде. На деревьях распускаются первые почки и появляются первые цветы. Из жарких стран прилетают птицы. Пример рассказа «Лето».
Н
аступило лето. Солнце светит ярко и греет. Мальчики и девочки купаются в речке. Играют в мяч и бадминтон. Из песка строят башни, замки. Летом поспевают вкусные фрукты, ягоды и полезные овощи. Пример рассказа «Зима».
Наступила зима. Небо закрыто серыми темными тучами. Часто идет холодный снег. Девочки и мальчики идут гулять на улицу. Они лепят из снега снежки и снежную бабу. Зимой ребята катаются на санках и коньках.
Подчеркну, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего как начальная, «пусковая»
, наиболее значимая и эффективная
работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.
Параллельно с этой работой необходимы речевые игры, обязательны использование настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.
Использование мнемотаблицы в детском саду
Линария Шайхутдинова
Использование мнемотаблицы в детском саду
Формирование и активное развитие уровня связной речи для дошкольников требует не только усиленного внимания обоих родителей, а и специализированных занятий, которые могут проводиться в игровой или театрализованной форме, чем особенно привлекают малышей. В процессе работы с детьми логопедами и педагогами используется множество современных методик, среди которых ярко выделяется мнемотехника, направленная на активное развитие уровня связной речи и памяти у ребят дошкольного возраста.
Что такое мнемотехника
Мнемотехника для повышения уровня развития речи является собой комплекс методик, направленных на улучшение восприятия с запоминанием разнообразной информации с использованием звуковых образцов и визуальных иллюстраций.
При условии системности в проведении занятий мнемотехникадля развития речи позволяет:
• улучшать запоминание услышанных текстов в форме рассказов, сказок и др. ;
• превращать зрительно приобретенные данные в абстрактные (а также наоборот)
;
• создавать закономерные цепочки событий;
• расширять словарный запас;
• стимулировать развитие фантазии и мышления;
• развивать способность детей составлять сложноподчиненные предложения описательного типа, в состав которых входит множество слов.
Мнемотехника, как один из самых эффективных способов запоминания, активно применяется не только логопедами, а и воспитателями в детском саду и других дошкольных учреждениях.
Возрастных ограничений для занятий не существует, но самым оптимальным многими профильными специалистами признан возраст 4-5 лет, когда дети уже имеют достаточно богатый и разнообразный запас слов и словосочетаний, которым могут активно оперировать.
Главным инструментом, который эксплуатируется в мнемотехнике для развития уровня связной речи у детей дошкольного возраста, выступают мнемотаблицы – специфические схемы, в которые закладываются определенные информационные данные.
Мнемотехнические схемы для самых маленьких должны быть раскрашены в яркие оттенки для того, чтобы в их сознании отпечатался образ того, что лягушка зеленая, цыпленок желтый и др.
Для старших ребят предпочтительно применение одноцветных схем, которые не рассеивают внимание, отвлекая на дополнительные, и часто ненужные, детали.
Области использования
Мнемотаблицы для становления и развития связной речи (развивающие и обучающие)
– это изображения текстовой информации, которая предварительно разбивается на группы слов в последовательной поочередности. На каждую группу слов приходится одна иллюстрация. Благодаря такой схематической зарисовке информации, малыш её легко воспринимает, запоминая всё без особых усилий.
С помощью мнемотаблицпо развитию речи осуществляется:
• Запоминание сказок или стишков. Маленькие дети с повышенным интересом принимают участие в дидактических играх по известным им сказкам. В домашних условиях можно предлагать ребенку рассказать сказку своей любимой игрушке, используя при этом серию картинок. Также можно совместно нарисовать мнемотаблицу, изображая героев событий собственно придуманными символами, например треугольник – это человек, волнистая линия – тучка на небе. Таким образом, происходит не только формирование связной речи, а и активное развитие воображения, фантазии с проявлением скрытых творческих способностей детей.
• Разучивание общих правил, например, как правильно чистить зубки. На схемах изображается последовательность всех манипуляций, которые элементарно воспринимаются и запоминаются.
• Составление рассказов, описывающих предметы, события, домашних животных и др. Ориентируясь на картинки,которые отвечают на основные вопросы: кто это, какого цвета, какие издает звуки, что любит кушать и др., дети могут составить последовательное описание.
• Работа над пересказом. После прочтения текста выделяются самые трудные слова, смысл которых необходимо разъяснить малышу. После объяснений должна проводиться беседа по всему содержанию текста с демонстрацией рисунков из мнемотаблицы. Совместный пересказ с использованием картинок позволит ребенку быстро запомнить информацию и самому рассказать услышанную историю.
• Разгадывание загадок. С помощью мнемотаблиц дети учатся определять точный объект, ориентируясь на его признаки. На первом этапе необходимо объяснять ребенку всё, что изображено на каждом рисунку, и только после этого предлагать самостоятельно отгадать зашифрованный предмет.
Логопедические занятия по развитию связной речи с применением разнообразных мнемосхем предполагают запоминание с расшифровкой сюжетных иллюстраций, приведенных в таблице. Вид и тематическое наполнение мнемотаблиц может быть разным, выполнение может быть печатным (карточки Домана)
или сделанным вручную. Карточки для развития речи на первых занятиях должны быть небольшими с легкими сюжетными линиями, их рекомендовано располагать по 3-4 шт в одном ряду, в таком положении они легче поддаются восприятию.
Как составлять мнемотаблицы
Составление мнемотаблицпредполагает выполнение следующих манипуляций:
1. разбивка текста на части (ориентируясь на самые важные моменты)
;
2. разделение листа бумаги на квадраты (количество квадратов зависит от выделенных частей рассказа)
;
3. изображение каждого момента в картинке (описанию поддаются как существительные, так и прилагательные)
;
4. слова, которые трудно поддаются зарисовке (глаголы или вопросы, могут быть изображены в виде знака «?»
(их обязательно необходимо прокомментировать ребёнку)
.
Для облегчения восприятия сказок или загадок маленькими детьми, произведения разбираются на отдельные ситуации, которые впоследствии переносятся на картинки для детей.
При занятиях в форме игры с мнемотаблицами детям предлагается:
1. рассмотреть логопедические карточки;
2. запомнить описанное;
3. рассказать об увиденном, ориентируясь на картинки.
Во время использования мнемотехники и выполнения поставленных задач детьми,у них активно осуществляются следующие процессы:
• просмотр схем и осознание увиденного;
• превращение зрительных данных в образные, отожествление увиденного с понятием;
• составления рассказа, на основе рисунков;
• запоминание сказки, рассказа и др.
Старшие дошкольники могут сами принимать участие в составлении мнемотаблиц, ориентируясь на слова воспитателя, который разбил рассказ (сказку, загадку)
на ситуации, объясняя, что необходимо рисовать. Самым простым и интересным вариантом является изображение
мнемотаблицы на тему времен года (лета, зимы и др.)
или же по сказкам
(лучше всего самым любимым)
.
Развитие детской связной речи в старшем дошкольном возрасте возможно и нужно также в домашних условиях (в любое удобное для родителей и малыша время)
.В этом могут помочь:
• совместное чтение книжек со сказками, оснащёнными яркими иллюстрациями, с проговариванием основных моментов и выделением ключевых персонажей и событий;
• регулярное использование художественной литературы, как эффективного средства для повышения уровня развития связной речи;
• большая книга с заданиями и упражнениями, направленными на активное развитие связной речи малыша (можно приобрести в отделе детской развивающей литературы любого книжного магазине);
• карточки Домана;
• методические рекомендации по развитию связной речи;
иные методы по усмотрению родителей и советам педагогов и логопедов.
Мнемотаблицы для детей с ОНР
Понятие связной речи и ее значение для развития ребенка с общим недоразвитием речи (ОНР)
имеет прямую зависимость с логикой мышления и умением осознавать увиденные образы или услышанные звуки, выражая это последовательной речью, в которой присутствуют логические цепочки. Общий уровень развития связной речи, присущий дошкольникам с ОНР, находится в зависимости от умения обдумывать информацию и строить высказывания на разнообразные темы.
Диалогическая речь отображается в общении нескольких человек, зачастую сопровождаясь простыми односложными высказываниями, задаванием конкретных вопросов и составлением вариантов ответов на вопросы собеседника с последующим воспроизведением выбранного ответа. В этом процессе особую роль отыгрывает формулировка и задавание вопросов, построение ответов и аргументированное отстаивание своего мнения. Связной монологической речи у дошкольников присуща развернутость и сосредоточивание мыслей на основном, без вникания в подробности. В процессе воспроизведения своих мыслей и выбора языковых средств решающую роль отыгрывают внутренние мотивы, так как именно ними и стимулируется монологическая речь.
Особенности этапов развития связной как монологической, так и диалогической речи разняться, но оба вида находятся в тесной взаимосвязи. Этот нюанс необходимо учитывать при проведении занятий, направленных на стимулирование развития связной речи у детей с ОНР.
Внедрение мнемотехники в занятия по развитию речи у детей дошкольного возраста должно проводиться с помощью мнемоквадратов, в которых зашифровываются самые простые слова (мальчик, девочка, солнышко)
. Только после осознания детьми понятия
«шифрование»
можно переходить к более трудным вариантам схем –
мнемодорожкам с мнемотаблицами, в основу которых может быть заложена целая история.
Мнемодорожка “Два весёлых гуся”.
Использованиеданной методики во время занятий с детьми с ОНР позволяет:
• повысить внимание и интерес к играм с логическими карточками;
• облегчить восприятие и переработку информационных данных, которые
• сохраняются в памяти и могут быть воспроизведены при необходимости.
Результативность применения
Внедрение и использование мнемотаблиц в процессе развития связной речи дошкольников разного возраста имеет весомое значение, так как кроме значительного расширения запаса слов,дети могут:
• пополнить багаж знаний об окружающей среде;
• заучивать стишки весело и приятно, особо не задумываясь об этом;
• привыкнуть пересказывать услышанную информацию по разным темам, как своими словами, так и теми, которые были услышаны.
Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с внедрением методик мнемотехники может показать первые результаты достаточно быстро, если они заинтересованы, а сам процесс не вызывает чувства сопротивления. Любимые сказки и стишки, взятые за основу при составлении мнемоквадратов или мнемодорожек, дадут понять ребенку, что пересказывать услышанное своими словами или составлять новые истории совсем не сложно, а наоборот интересно.
Основные особенности мнемосхем для учреждений для детей дошкольного возраста
Мнемосхемы в детском саду в первую очередь рассчитаны на его воспитанников, то есть детей 3-7 лет (стоит отметить, что согласно программе «Доступная среда», а именно пункту об инклюзивном образовании, детям, имеющим ограничения по здоровью должна предоставляться возможность посещения детсады наравне со всеми). Таким образом стандартные мнемосхемы в детском саду будут неуместны. Вряд ли трехлетние малыши уже успели выучить азбука Брайля.
Таким образом подобное оборудование должно помогать предоставлять информацию иным способом. Разумеется, главенствующую роль играет отчетливость рельефа, но имеются и другие способы передачи информации. На сегодняшний день достаточно востребованными являются мнемосхемы с речевым информированием. Именно такое оборудование будет наиболее уместно смотреться в дошкольном образовательном учреждении.
Изготавливая мнемосхемы, которые будут установлены в детском саду производитель должен учесть еще некоторые нюансы. К основным из них следует отнести габариты оборудования для людей с ограниченными возможностями и высоту стойки для мнемосхемы.
Результативность применения
Внедрение и использование мнемотаблиц в процессе развития связной речи дошкольников разного возраста имеет весомое значение, так как кроме значительного расширения запаса слов, дети могут:
- пополнить багаж знаний об окружающей среде;
- заучивать стишки весело и приятно, особо не задумываясь об этом;
- привыкнуть пересказывать услышанную информацию по разным темам, как своими словами, так и теми, которые были услышаны.
Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с внедрением методик мнемотехники может показать первые результаты достаточно быстро, если они заинтересованы, а сам процесс не вызывает чувства сопротивления. Любимые сказки и стишки, взятые за основу при составлении мнемоквадратов или мнемодорожек, дадут понять ребенку, что пересказывать услышанное своими словами или составлять новые истории совсем не сложно, а наоборот интересно.
Как составить мнемотаблицу, работая с текстом
Мнемотаблица включает в себя широкий диапазон слов и словосочетаний, в ней можно зашифровать всё, но у детей работа с ней должна идти от простого к сложному. Поэтому дошкольники сначала усваивают понятие мнемоквадратов (рисунков-схем).
Первый этап — мнемоквадрат
В нём взрослый зашифровывает слово и показывает малышу рисунок-схему, заключённую в квадрат-окошко. Пример, слово «гроза» может представлять следующую схему:
Облако, из него идут пунктирные наклонные линии (дождь), перечёркнутые ломаной линией (молния). |
В мнемоквадрате можно изображать любое слово, главное, чтобы оно было доступно детям. Тематика разная, это могут предметы, животные, их свойства и действия. Цель ‒ обучить малыша соотносить изображение-схему с предметом или действием и видеть взаимосвязь его с окружающим миром.
Детям нравится такое упражнение, и они с удовольствием кодируют разные слова, хорошо, если родители поощряют это.
Второй этап — мнемодорожки
После усвоения мнемоквадрата переходят к мнемодорожекам, т. е. нескольким «окошкам», в которых изображено словосочетание или предложение. Малыш сначала под руководством взрослого переходит от одного квадрата к следующему и при помощи нарисованных схем припоминает текст, в дальнейшем делает это самостоятельно.
Например, предложение, составленное вместе с малышом, «Кошка вытащила из корзинки клубок и играет с ним», может быть зашифровано следующим образом:
Схематичное изображение подвижной кошки. | Корзинка с разноцветными клубочками. | Запутанные линии – нитки из клубка, рядом изображение кошки. |
Родители, обучая ребёнка в домашних играх кодировать слова, решают сразу несколько задач:
- развитие речи;
- творческое самовыражение малыша;
- самостоятельность в играх.
Третий этап — мнемотаблица
И как завершающий этап мнемотехнического приёма ‒ составление мнемотаблиц со схематичным изображением текста. Это может быть какое-либо произведение или рассказ, который придуман взрослым, главное, чтобы содержание было доступно ребёнку. В дальнейшем, так же, как и в работе с квадратами и дорожками, дети самостоятельно придумывают и шифруют любые тексты.
Вот как может выглядеть мнемотаблица, в которой схематически изображён составленный детьми рассказ.
«Наступила холодная зима. Выпало много снега. Ребята тепло оделись и пошли гулять. На улице они построили горку и катались на санках. Потом они слепили снеговика и поиграли в снежки. Весело гулять зимой! »
Большая буква «З» — зима. | Изображение снежинок. | Зимний пейзаж: домик, из трубы идёт дым, рядом сугробы снега. |
Схематичное изображение детей, одетых тепло: шапки, варежки, валенки. | Горка, рядом схематичные фигурки детей с санками. | Изображение фигурок детей на лыжах. |
Кружочки, изображающие снежки. | Изображение снеговика. | Схематичное изображение улыбающихся лиц детей. |
Из таких рассказов можно составлять целые циклы по временам года, и из нарисованных детьми картинок-схем изготавливать самодельные альбомы-книжки, которые дошкольники могут рассматривать и пересказывать произведения. Это отличный способ развития не только связной речи детей, но и творческого воображения, мелкой моторики, навыков рисования.
Более всего детям нравится зашифровывать сказки или веселые стишки. Главным изображением в мнемотаблицах должны быть персонажи и их действия, чтобы дошкольнику легче давался пересказ. Свойства предметов, зашифрованные в таблицах, будут доступны детям старшего возраста после специального обучения.
Родители, которые заинтересованы в том, чтобы помочь ребёнку овладеть богатством родного языка, могут принять активное участие в составлении такого рода таблиц.
Например, сказки о животных, предметах, с простым сюжетом, небольшим количеством персонажей и динамикой развития, могут легко кодироваться и стать для дошкольников игрой. Вот как может выглядеть сказка «Заюшкина избушка».
Изображение ледяной избушки, рядом схематичное изображение лисички. | Лубяная избушка, рядом схематичное изображение зайчика. | Избушка зайки и лужи от избушки лисы. |
Изображение лисы и зайца. Рядом изображение домика зайчика. | Мордочка зайчика с каплями слёз. | Схематичные фигурки собаки и зайца. |
Изображение фигур волка и зайца. | Схематичное изображение фигурок медведя и зайчика. | Изображение фигурок петушка и зайчика. |
Схематичная мордочка лисы, выглядывающей из окошка. | Изображение улыбающейся мордочки зайчика. | Чайник, чашки, угощение для петушка и зайчика. |
Подобным образом можно зашифровать любую сказку. Но родителям для таких занятий с ребёнком лучше не брать на первых порах объёмные по содержанию, обилию персонажей и многочисленным действиям сказки по типу «Царевна-лягушка», так как произвольность психических процессов у дошкольников ещё только формируется, и длительная по времени работа может погасить интерес ребёнка.
Наибольший эффект от действия мнемотаблицы достигается при работе над стихами и пересказами текстов, так как их использование в развитии речи решает многие задачи: облегчает ребёнку восприятие и усвоение текста, установление последовательности изложения содержания, и по плану-схеме его воспроизведение. Среди детских произведений можно подобрать стихи для разучивания с детьми и кодирования их в мнемотаблицах. Это могут быть как произведения классиков, А. Барто, В. Берестов, С. Маршак так и тексты современных авторов. Всё зависит от творческой направленности взрослых и детей, уровнем развития их связной речи.