Как используется су джок терапия в работе логопеда для активизации речи


Здравствуйте, дорогие подписчики! В этой статье я расскажу вам о нетрадиционном методе стимуляции речи, другими словами, как применять су джок в логопедии. Бесспорно, одним из важнейших показателей психического здоровья ребенка является речь. Она помогает малышу интегрироваться в общество, чтобы стать полноправным его членом.

Ребенок должен уметь обобщать и составлять связный рассказ, чтобы свободно общаться, высказывать свои мысли и чувства. Умение говорить тесно связана с моторикой, потому что их центры находятся рядом. Как говорится, речь ребенка находится на кончиках пальцев. Если малыш плохо говорит, то и пальчики у него тоже слабые.

Несомненно, в последнее время встречается много детей, имеющих разную речевую патологию. И не только, у них проблемы с мелкой моторикой и сенсорным развитием. Недоразвитие речи вызывают:

  • проблемы коммуникации,
  • эмоционально — волевые нарушения,
  • различные функциональные личностные отклонения,
  • проблемы с усвоением учебного материала.

Условно делим на два типа методик, по которым работает логопед:

  1. Непосредственно воздействующие на речевой аппарат
  2. Опосредованно действующие, через формирование сенсорики и развитие мелкой моторики .

К последней группе относится корейское изобретение, которое последнее время стало набирать обороты.

Как это работает?

Безусловно, знания о значении точечного массажа на работу всего организма накоплены с древних времен. Внутренние органы и системы человека имеют проекцию на поверхности кожи в виде специальных зон или точек, особенно много их на верхних и нижних конечностях. Воздействие на эти зоны позволяет активизировать работу соответствующего органа, улучшить его состояние и уменьшить негативные проявления.

Простая и совершенно безвреденая система, которую придумал южнокорейский профессор Пак Чже Ву. Несомненно, она не имеет никаких побочных эффектов или осложнений, поэтому использование этой методики в занятиях дает очень хороший результат у детей с речевыми нарушениями разной степени выраженности. Не только при работе квалифицированного логопеда – специалиста, но и во время применения родителями дома.

Для этих целей используется массажер в виде круглой коробочки, похожей на каштан. Внутри ее лежат две металлические пружинки в виде колечка, которые одевают на пальцы рук и ног. При этом возникают приятные ощущения., иногда щекотно, но ни капельки не больно. Поверхность каштанчика неровная, потому что на нем шипы-колючки или пупырышки. Маленьким пациентам лучше последние, они не колются. Их можно катать в ладошках, по щекам и другим частям тела.

Методика массажа при помощи Су Джок

Для использования кольца его поочерёдно надевают на каждый палец и с усилием прокатывают, добиваясь покраснения кожи. Также пальцем с надетым на него массажером можно проводить по активным точкам на ладони.

Ещё есть вариант надевать пружинку на пальцы и снимать её по 20 раз. Особое внимание стоит уделить участкам, где ощущается особая болезненность кожи. Ни в коем случае такое приспособление нельзя оставлять на руке после завершения массажа — это может привести к пережатию кровеносных сосудов и отеканию.

Чтобы массажировать активные точки на ладонях и пальцах, шарообразный массажёр;

  • берут в руки и катают в ладонях по часовой стрелке и против неё;
  • перекатывают между подушечками пальцев;
  • подбрасывают и ловят;
  • сильно сдавливают в руке несколько раз.

Для проработки рефлексогенных зон на ступнях шар кладут на пол и ступнями перекатывают его вперед-назад.


Прорабатывая шаром Су Джок ступни, можно улучшить состояние большинства органов и их систем

Видео: упражнения с массажёрами Су Джок

Правила выполнения

Безусловно, для проведения логопедических упражнений с внедрением су джок воздействия понадобятся специальные шары разных цветов и кольца. Неравномерная поверхность позволяет применять их как эффективные массажеры, а также инструмент для развития моторики рук. Общие правила:

  • безусловно, воздействие должно быть приятным, не вызывать негативной реакции у ребенка;
  • массаж проводят до появления слегка розового цвета кожи и ощущения тепла;
  • проводить такие занятия можно только, если малыш хорошо себя чувствует, у него нет температуры, сыпи и других проявлений кожных или инфекционных заболеваний;
  • нельзя надолго оставлять эластичное кольцо на пальцах в одном положении, чтобы не нарушить кровоснабжение;
  • избегайте интенсивных движений, чтобы не травмировать нежную кожу массируемого.

Одним из эффективных приёмов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой, а также речевой деятельности ребёнка, является Су Джок терапия. Это ультрасовременное направление акупунктуры, объединяющее древние знания медицины Востока и последние достижения европейской медицины. Метод Су Джок терапии — один из новых интеграционных лечебных методов, зарекомендовавших себя с самой лучшей стороны.

Много тысячелетий человек смотрел на свою руку и не замечал той огромной возможности, которая заложена в его кисти. В конце двадцатого века, в 1984 году, южнокорейский профессор Пак Чжэ Ву предложил свой оригинальный метод лечения, который назвал «Су Джок терапия». В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа. Таким образом, Су Джок терапия — это метод лечебного воздействия на точки кисти и стопы. Кисть и стопа обладают уникальным подобием, уникальным сходством со строением всего нашего тела. Их стимуляция оказывает выраженное профилактическое и лечебное действие, поэтому, определив нужные точки в системах соответствия (в основной стандартной системе соответствия кистей и стоп и стандартной системе соответствия телу-системе насекомого)

Рис. 1 «Основная стандартная система соответствия кисти и система насекомого»

можно развивать речевую деятельность ребёнка, а также его психические процессы. Кисть выступает как «пульт дистанционного управления» тех систем тела, которые нуждаются в коррекции.

Неоспоримые достоинства Су Джок терапии:

  • абсолютная безопасность применения. Неправильное применение никогда не наносит человеку вред – оно просто неэффективно.
  • доступность и простота. Ваша рука и знания всегда с собой. Предусматривает использование различных подручных средств.
  • высокая эффективность. При правильном применении наступает выраженный эффект, доказано многими специалистами мира.
  • универсальность метода. Могут использовать педагоги в своей работе и родители в домашних условиях.

Су Джок терапия воздействует на зоны коры головного мозга с целью профилактики и коррекции речевых нарушений через стимуляцию высокоактивных точек соответствия на кистях и стопах. Стимуляция систем соответствия способствует созреванию нервных клеток и активному функционированию коры головного мозга.

В настоящее время достаточно много речевых и психических нарушений у детей дошкольного и школьного возраста, требующих длительной коррекции. Поэтому целесообразно включать метод Су Джок терапию в коррекционную работу педагога. Она не вызывает негативных реакций у детей, а, напротив, способствует улучшению общего психоэмоционального состояния ребенка.

Одним из важных приёмов Су Джок терапии является ДИАГНОСТИКА , а затем СТИМУЛЯЦИЯ речевых зон головного мозга и органов артикуляционного аппарата в точках соответствия.

Диагностику в этих точках соответствия речевым зонам можно провести, выбрав одну из систем Су Джок. Если на подушечках пальчиков нарисовать или представить голову человека, то на них можно найти речевые зоны

Рис. 2 «Речевые зоны»

Инструментом могут служить любые подручные средства: спичка, тупой карандаш, ключ. Специальным инструментом Су Джок для диагностики является диагностический щуп с наконечниками разных диаметров.

Обследуя детей в средней группе, мы обнаружили на фалангах пальчиков уплотнения в виде подкожных рубчиков или шариков в точках соответствия речевым зонам. Мы заметили, что чем тяжелее дефект речи, тем ребёнок болезненнее реагирует на дотрагивание к пальчикам, а дети с диагнозом « моторная алалия» отдёргивают ручку при прикосновении к ним. (Адель сказала: «Ой!»; Тоша- «ФФ! Больно!»; Назар морщился, разевал рот, вздыхал «А!.»; Давид отодвигал и сгибал пальчик; Арсений: «Хватит!»; Руслан вообще не дал дотронуться до пальчиков (диагноз: ОНР-1ур, сенсо-моторная алалия)).

Проводя диагностику и сравнивая диагнозы детей в старшей группе выявилось, что эти реакции ослабли, стали менее выраженные и остались только у тех детей, у которых ещё сильные затруднения в речи (например,ОНР-1уровня).

Исходя из этого, можно сделать вывод, что разбивая эти подкожные уплотнения на пальчиках и проводя стимуляцию речевых зон, точек «Ой!» и «Ай!», мы можем оказать помощь, т.е. применить Су Джок терапию при проведении логопедической коррекции. Это может быть закрепление с помощью бумажного пластыря на точки системы соответствия различных аппликаторов, которыми могут служить искусственные и различные природные вещества минерального и растительного происхождения: небольшие кристаллы различных минералов, разные камешки, маленькие стеклянные бусины, бисер, пуговицы, а также стимуляторы из дерева, пластмассы, фрагменты растений. Особым методом является семянотерапия. Семена должны быть живыми, способными к прорастанию. Находясь в условиях повышенной температуры и влажности, свойственных коже человека, семена «просыпаются», активизируются и происходит интенсивный энергообмен между семенами и зоной соответствия. Для лечения выбираются неповрежденные семена. Это могут быть семена редиса, свеклы, гречихи, гороха, фасоли, льна, яблок, винограда, гранаты, калины, тыквы и другие. Выбирая семена, следует учитывать их форму по подобию формы семян и внутренних органов (глаз – черный перец; мозг – грецкий орех). Достаточно эффективно использование любых семян, даже без учета их индивидуальных особенностей (цвета, формы). Учитывая то, что у нас дети маленькие и они не могут точно указать болезненные точки, то хорошо на речевую зону выкладывать целую цепочку из семян, закрепляя её бумажным пластырем. Эти точки надо массажировать по 3-5 минут 1-3 раза в час или 3-4 раза в день.

Специальными аппликаторами в Су Джок терапии, которые изготавливает предприятие «Субал» в г. Москве, являются металлические звёздочки белого и жёлтого цвета, а также магнитные звёздочки, лечебный эффект которых складывается не только из механического воздействия, но и влияния магнитного поля. Напоминаю, что природными магнитами могут выступать семена и фрагменты растений.

Поскольку дети дошкольного возраста ещё маленькие, то зачастую установить точно лечебные точки, в силу их необъективности, затруднительно. Тогда эффективно использовать метод ТАКТИЛЬНО-КИНЕСТЕТИЧЕСКОЙ СТИМУЛЯЦИИ (ТКС).

Он включает в себя использование остроконечных шариков Су Джок, массажных ковриков, чудо-валиков, аппликаторов Кузнецова, роликовых массажёров, пальчиковых бассейнов, эластичных колец, шестигранных карандашей и т.д, в работе с которыми, можно применять различные схемы-модели, сказкотерапию, логоритмики. Массаж соответствующих зон надо проводить до покраснения и появления ощущения тепла в них.

Например, эластичное кольцо одевается на палец и многократно прокатывается по нему с давлением до появления ощущения тепла и стойкого покраснения кожи массируемого пальца. Этот массаж, помимо лечебного действия, оказывает выраженное отвлекающее, расслабляющее и успокаивающее действие.

При использовании игольчатых шариков Су Джок важно учитывать их цвет. Цвет оказывает дополнительное воздействие при проведении коррекции. Использование цвета сделает воздействие более тонким и детальным.. Нужно выбирать шарик определённого цвета, в зависимости от состояния ребёнка. Если ребёнок возбуждён, раздражён, разгорячён, испытывает чувство жара, то надо использовать шарики холодных цветов: голубого, белого и даже чёрного цвета, т.к. цвет несёт с собой определённый вид энергии. Если ребёнок медлителен, вял ,инертен, боязлив, у него накопилась усталость, он мало улыбается ,то подойдут шарики тёплых тонов: красный, оранжевый, жёлтый — их энергия цвета окажет согревающее, тёплое, тонизирующее воздействие на организм.

Для массажа и стимуляции активных точек интересно использовать с детьми пальчиковые бассейны. Пальчиковые бассейны представляют собой открытые резервуары, заполненные различными наполнителями (мелкими камушками, стеклянными шариками, горохом, фасолью, крупой гречневой, рисовой, манной и т.д.) и используются для выполнения различных заданий: «Найди спрятанный предмет(маленькую игрушку)», «Найди фигуру по образцу», «Найди букву и назови её». Применение метода ТКС снимает усталость, улучшает кровообращение, микроциркуляцию кисти, укрепляет психические процессы, оказывает укрепляющее воздействие на весь организм.

Стимуляцию и массаж лечебных точек можно провести руками. Например, в Японии, во всех дошкольных учреждениях, для детей начиная с 2-х летнего возраста, применяется методика пальцевого массажа и самомассажа, так как нервные окончания на пальцах непосредственно связаны с мозгом. Массаж пальцев начинают с «большого» и до «мизинца». Растирают сначала подушечки пальца, а затем медленно поднимаются к основанию. Такой массаж хорошо сопровождать весёлыми рифмовками.

Очень эффективен МАССАЖ БОЛЬШОГО ПАЛЬЦА, отвечающий за функции головы человека и повышающий активность мозга. Приведу пример такого массажа, используя основную стандартную систему соответствия. При массаже используются различные техники: линейный, вращательный массаж, прерывистое давление, защипывание, трение, вибрация. Используем приём сказкотерапии: «Жил-был мальчик с пальчик. По утрам он закаливался: умывался, легко поглаживая себя махровым, пушистым полотенцем (линейный массаж), кружился на своей любимой карусели(вращательный массаж),играл в кнопочки(прерывистое давление), и любил ходить зимой в лес на прогулку. Там он строил свои любимые снежные фигуры (защипывание), растирался холодным, хрустящим снегом (трение). Вечером, возвращаясь домой, он принимал тёплый, приятный душ(вибрация), ложился в кроватку и его гладило нежное, тёплое одеяло (лёгкое поглаживание)»

Чрезвычайно важен для коррекционной работы МАССАЖ НОГТЕВЫХ ПЛАСТИН, активно стимулирующий речевые зоны.

Существуют различные техники профилактического массажа ногтевых пластин. Одна из них:

«Надавливание на ноготь в семи основных направлениях»

— сверху вниз;

— в направлении, противоположном росту ногтя;

— в направлении роста ногтя;

— с боковых сторон;

— в области свободного края ногтя в Инь-сторону (внутреннюю);

— в области свободного края ногтя в Ян-сторону (внешнюю).

И закончим «постукиванием» по любому твёрдому покрытию, это приводит к интенсивной стимуляции данных областей. И «перетиранием» — пальцы каждой руки сгибаются таким образом, чтобы ногти оказались на одном уровне (образовали ряд). После этого необходимо интенсивно потереть ногтями обеих рук друг о друга.

Применение метода Су Джок терапии в логопедической практике помогает более быстро и эффективно оказать помощь детям с речевой патологией. Метод Су Джок терапии стал применятся нами не так давно, наблюдения показали, что у детей с диагнозом моторная, сенсорно-моторная алалия, и у детей с общим недоразвитием речи динамика становления правильной речи примерно на 30% стала проходить быстрее, чем у тех детей, к которым Су Джок терапия не применялась.

Надеемся, что приёмы метода Су-Джок, с которыми мы вас познакомили пригодятся Вам в вашей работе.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Пак Чжэ Ву. Су Джок для всех.//Москва «Су Джок Академия», 1998-103с;
  2. Пак Чжэ Ву. Су Джок семянотерапия//Москва «Су Джок Академия», 2009.
  3. Пак Чжэ Ву. Сам себе Су Джок Доктор//Москва «Су Джок Академия», 2009.
  4. Пак Чжэ Ву. Су Джок ногтетерапия//Москва «Су Джок Академия», 2008
  5. Акименко В.М. Новые логопедические технологии // Ростов-на-Дону, Феникс, 2009.
  6. Пятница Т.В., Солоухина-Башинская Т.В., Справочник дошкольного логопеда// Ростов-на-Дону, Феникс, 2011

Как заниматься с шариком-«каштаном»

Прежде всего, игры с шариком и кольцом су джок используются для массажа пальчиков и ладошек. Бесспорно, можно использовать на занятиях как шарики так и колечки. Су джок процедуры станут более привлекательными и приятными для детей, если пальчиковые игры сопровождать интересными ритмичными стихами.

Примеры игр:

  • Шарик Малыши выполняют те действия, о которых говорится в стихах.

    Шариком кружок катаю, взад — вперед его гоняю. Глажу, чищу я ладошки, будто с них сметаю крошки.

  • Ежик Сначала малыш катает шар на ладони, затем прокатывает вдоль каждого пальца.

    Ёжик бегал на ладошке, у него устали ножки. На спинке иголки, ох какие колкие. Ежик ростом очень мал, нам иголки показал. А иголки тоже на ежей похожи.

  • Сорока Сказка про сороку, которая варила кашу. Проговаривая слова русской народной потешки, водим сначала по ладони. Затем одеваем на каждый палец колечко, называя очередного гостя. Прокатываем его до основания и снимая.
  • Нажимать шаром по ручке малыша, имитируя шаги, затем нажатие сделать слабее. Снова усилить воздействие и ускорить темп, после чего нажать шаром поочередно на пальцы.

    Шла медведица спросонок, а за нею – медвежонок. Прибежали тут детишки, принесли в лукошке книжки. Стали книжки открывать и на листиках писать.

Работа над речью

Бесспорно, работа с грамматическими и лексическими категориями, фонематическим слухом, звукопроизношением тоже возможна с применением шариков:

  • Один — много Взрослый катит шарик по столу к ребенку, при этом называет предмет в единственном числе. Пациент ловит шар и катит обратно, преобразовывая во множественное число.
  • Большой — маленький Аналогично можно построить игру, если преобразовывать слова с помощью уменьшительно — ласкательных суффиксов. Например, лис – лисенок, кот – котенок.
  • Слоговая структура слова Одновременно произносит слово по слогам и крутить шарик в соответствии с ритмическим рисунком. Одно движение на 1 слог. Или простучать массажером заданный ритм. Вдеваем пальчики в пружинки, при этом соблюдаем правило: сколько слогов, столько и пальчиков.
  • Фонематический слух Прислушиваясь к словам, которые называет взрослый, проехать столько звуковых дорожек, сколько звуков в слове.
  • Мелкая моторика Напишите на бумаге букву, затем попросите ребят прокатить шарик с помощью ладошки или пальчиков по контуру буквы.
  • Связная речь Можно позволить самостоятельно поиграть шарами, развивая творчество и фантазию.

Занятия с кольцом-пружинкой

По очереди на каждый палец одевать и прокатывать су джок кольцо, при этом проговаривать считалки, потешки или стихи:

Семья пальчиков Первый пальчик — дедушка, второй пальчик — бабушка, третий пальчик — папа, этот пальчик — мама, а мизинчик — я, это вся моя семья.

Братцы Василию — старшому — дрова рубить, Степке — указке — воды налить, Федьке — середке — огонь разводить, Ваньке — сиротинке — кашку варить, малышу Тимошке — на гармошке играть, родных братьев забавлять.

Такой массаж за счет активации определенных зон в коре головного мозга стимулирует не только речь, но и улучшает запоминание. Несомненно, улучшает концентрацию внимания, активизирует мышление и другие когнитивные функции, что позволяет улучшить результат и сделать более эффективной коррекционную работу логопеда. Безусловно, применять методику могут и родители самостоятельно дома.

Итак, сегодня вы познакомились с необычным способом логопедических занятий. Я надеюсь, что вам было интересно. В результате, описанные приемы вы станете применять для развития ваших детей. Заглядывайте к нам еще и вы узнаете о самых необычных методиках.

Почему после инсульта нарушается память?

Момент, когда сосуд в мозге закупоривается или разрывается, человек может и не заметить, т.к. последствий нарушения кровообращения может и не быть. Однако в ситуациях, когда кровеносная система значительно пострадала, и кровь не доставляет кислород к тому или иному участку головного мозга, его клетки перестают функционировать с должной эффективностью и постепенно умирают.

Некроз клеток – основная причина, по которой после инсульта происходят различные осложнения: паралич, дисфункция речи, потеря памяти.

Вовремя оказанная медицинская помощь и интенсивные реабилитационные занятия дают шанс ликвидировать негативные последствия. Клетки здорового участка могут взять на себя функции пострадавших.

Ученые, основываясь на передовых результатах исследований мозга, рассматривают память человека в свете трёх неотъемлемых составляющих, которые участвуют в её формировании и функционировании:

  1. Кратковременная. Способность сохранять материал в небольшом временном промежутке и небольшим объемом – около 20 секунд и нескольких элементов.
  2. Долговременная. Не ограничена по времени и объему. Обеспечивает длительное хранение информации.
  3. Оперативная. Способность удержать какой-либо объем информации и производить с ней различные операции за короткий промежуток времени.

Фиксация, хранение и воспроизведение информации – одна из главных функций, делающих человека дееспособным и обеспечивающих его нормальную жизнедеятельность. Каждый новый источник способствует формированию новых нейронных связей. В ситуации, когда человеку необходимо воспользоваться полученными когда-либо знаниями, нейронная связь активируется.

Однако, после нарушения мозгового кровообращения погибает бесчисленное количество нейронов, а связи, которые между ними образовались, разрушаются. Именно таким образом происходит процесс потери памяти. Вместе с убитыми нейронами уходит масса материала, которую человек успел накопить за свою жизнь.

От того, какая область была разрушена, в каком полушарии мозга произошли критические изменения, зависит характер нарушений. Полушария работают сообща, ежесекундно обмениваясь между собой миллионами импульсов. Их нормальная работа без задействования механизмов памяти невозможна. Поэтому конкретизировать и с точностью утверждать, какие изменения повлечет за собой гибель того или иного участка памяти, как это отразится на человеке – очень сложно.

В любой ситуации пациенту с инсультом требуется незамедлительная медицинская помощь и долгий процесс восстановления.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]