Причины отсутствия речи у малыша 2-летнего возраста по Комаровскому, рекомендации по восстановлению речевой функции


Нормальное речевое развитие ребенка

Во сколько малыш начинает разговаривать? В первые месяцы жизни у ребенка нет речи. Малыш проявляет желание к общению улыбкой и плачем. Ко второму месяцу у грудничка появляется гуление. Этот этап развития является очень важным. Гуление позволяет подготовить и развить мускулатуру органов артикуляции.

К 7-9-месячному возрасту малыш начинает лепетать. В речи появляются слоги, которые не несут осознанности. Ребенок просто бормочет ба-ба-ба, ма-ма-ма и другие наборы букв. В 9-11 месяцев он уже хорошо понимает разговор и интонацию окружающих. На слух знает около 50-100 слов. В 11-14-месячном возрасте грудничок начинает произносить слова. В словарном запасе уже имеются слова: «мама», «папа», «баба», «дядя», «гав-гав» (собака), «бо-бо» (больно), «би-би» (машина) и другие. К году должно быть 10 слов.

Годовалый ребенок внимательно следит за движениями губ родственников во время разговора, пытается повторить слова и артикуляцию взрослых. Если постоянно с грудничком разговаривать, он быстро научится повторять слова, правильно их воспроизводить.

Девочки начинают говорить раньше мальчиков на 2-4 месяца. Это происходит из-за отличий в структуре мозга. У мальчиков связь между полушариями менее развита, что незначительно затрудняет проведение нервных импульсов. Поэтому мальчики начинают разговаривать немного позже, что является нормой.

В полтора года ребенок уже формирует фразы по 2 слова. Он говорит в повелительном наклонении: «Папа. Дай», «Мама. Иди». К 18-месячному возрасту произносит слова во множественном числе.

К двум годам ребенок уже знает около 1000 слов. В этом возрасте дети начинают задавать вопросы: «Что это?», «Кто там?», «Почему?». У малыша 2-х лет можно услышать небольшие предложения: «Это собака», «Это стул», «Дай мишку», «Где папа?».

Признаки готовности ребенка к приучению к горшку

Чтобы данный процесс проходил легко и без дискомфорта, Комаровский советует некоторое время понаблюдать за малышом, чтобы обнаружить признаки его готовности к обучению. Они должны быть как с физиологической, так и с психологической стороны. Приучение к горшку пора начинать, если:

  • малыш может сообщить доступным ему способом (жестом, словом или звуком) о желании сходить в туалет;
  • режим дефекации у ребенка можно назвать стабильным;
  • он может более 1,5 часов оставаться в сухом подгузнике;
  • кроха знает части своего тела, их назначение, а также названия одежды;
  • он понимает значение слов «покакать» и «пописать»;
  • ребенок показывает отрицательные эмоции по поводу мокрого/запачканного подгузника, пытается его снять;
  • малыш хочет или умеет сам заходить в туалет и выходить из него.

Наверх к содержанию

Комаровский о развитии речевой функции

Доктор Комаровский является врачом педиатром, который стал известным благодаря своим передачам. В них он дает рекомендации родителям по детскому здоровью и воспитанию. В телевизионных выпусках доктор не один раз рассказывал о развитии речи.

Комаровский говорит о важности общения ребенка с родителями и окружающими людьми. По его словам, малыш правильно развивается, когда во время игры присутствуют родители. Взрослые помогают ему познавать мир. Во время общения мама или папа учат, как нужно кидать мячик, что делать с пирамидкой и так далее, дают задание (инструкцию). Пример: «Возьми мяч, и принеси его маме», «Кидай мячик папе».

Во время совместной игры малыш учится слушать, анализировать речь родителей. У него появляется желание учиться говорить, правильно произносить слова, строить фразы и предложения. Это очень важно, особенно на этапе перехода от понимания устной речи окружающих к воспроизведению ее самостоятельно.

Задавайте вопросы

И совершенно не важно, что кроха пока не может на них ответить, и даже не осознает смысл вопроса. Зато он слышит изменение интонации и таким образом знакомится с родным для него и его родителей языком. Пройдет немного времени и вы сам не заметите, как ребенок научится четко различать вопросительную интонацию.


Источник: Fotolia

Этиологические причины отсутствия речи у малышей 2-летнего возраста

Причин отсутствия речи может быть множество. Большое значение для речевой активности имеет внимание родителей, здоровье ребенка, матери и отца. Также задержку речевого развития (ЗРР) провоцируют стрессы.

Этиология задержки речевого развития:

  • Травмы в родах, отягощенный анамнез беременности.
  • Неврологические патологии.
  • Снижение слуха, глухота.
  • Общее недоразвитие речевой функции.
  • Задержка психического развития, умственная отсталость.
  • Аутизм, детский церебральный паралич.
  • Синдром дефицита внимания и гиперактивности.
  • Недостаточное внимание со стороны родственников.

Речь может задерживать отягощенный анамнез беременности и родов. Плохо влияет на речевое развитие гипоксическое поражение головного мозга. Оно возникает по причине отслойки плаценты, сильного тонуса матки на протяжении всей беременности, позднего токсикоза (эклампсии). Эклампсия является серьезной проблемой во время вынашивания плода, так как она сильно повреждает сосуды плаценты. При этом кровоток затрудняется, ребенок испытывает дефицит питательных веществ и особенно кислорода.

При сильном тонусе матки происходит спазм кровеносных сосудов. Кровоток частично перекрывается, малыш испытывает гипоксию. При частичной отслойке плаценты происходит то же самое. Гипоксическое поражение мозга сильно затрудняет его развитие. В мозговой ткани начинается образование очагов ишемии, которые в дальнейшем проявляются речевыми расстройствами.

На работу мозга сильно влияют способы оказания помощи в родах, плохая родовая деятельность. Поражение нервной системы провоцирует использование при родовспоможении вакуум-экстрактора, акушерских щипцов. Также нежелательно применять прием изгнания ребенка путем нажатия на живот.

Впоследствии задержку речевого развития вызывают аспирация околоплодными водами, обвитие пуповиной (особенно двойное). Ребенок при этом испытывает гипоксию. Длительные роды более 12 часов опасны для ребенка гипоксическим поражением мозговой ткани.

Гипоксические состояния несут за собой задержку нервно-психического развития, умственную отсталость, детский церебральный паралич, аутизм, синдром дефицита внимания и гиперактивность.

Отрицательно влияет на развитие речевой функции курение, употребление спиртных напитков, наркотиков во время вынашивания плода. Эти привычки способны привести к глухоте (врожденной), постепенному снижению слуха, гипоксическому повреждению мозговой ткани. Курение, алкоголь, наркотики провоцируют нарушение развития мозга, недоношенность, угрозу прерывания беременности, инфекционные болезни раннего возраста, аутоиммунные патологии.

Задержка речи возможна при аутизме. Ребенок-аутист не способен нормально общаться с родителями и детьми. Отсутствие взаимодействия с окружающими приводит к запоздалому речевому развитию или отсутствию речи.

Этиология отсутствия речевой функции по Комаровскому

Доктор Комаровский, помимо основных причин задержки речевого развития, выделяет еще и другие. Основной проблемой у современных родителей является повышенное внимание к развитию речи. Если ребенок не начал говорить до 2-летнего возраста, родственники сильно переживают, нервничают, водят малыша к логопеду, неврологу, отоларингологу. Такое повышенное внимание заставляет ребенка, наоборот, продолжать молчать.

Многие родители торопят малыша говорить. Начинают усиленно с ним заниматься, что снижает скорость развития речи. Ребенок хочет играть, а его заставляют сидеть над книжками, рисунками, карточками. Малыши в 1,5-годовалом возрасте испытывают трудности с вниманием, поэтому им быстро надоедают занятия. Задачи не по возрасту, длительное сидение только отталкивают дошкольника от занятий. Он может вообще отказаться говорить.

Комаровский часто говорит о современной проблеме – гаджеты. Родители не хотят заниматься с ребенком. Большее количество времени они посвящают компьютеру, планшету, телевизору.

Родственники рано приучают ребенка к играм на планшете, к телефонам, просмотру мультфильмов, мало читают книг. Игры, мультипликация не позволяют развиваться речи и воображению. Особенно вредно давать пользоваться гаджетами дошкольнику от 1,5 лет. В это время идет скачок речевого развития. Если пропустить ранний период формирования речевой функции, у ребенка будет сильное отставание.

Следующей проблемой, по мнению Комаровского, считается большая занятость взрослых. Родители, живущие в городах, постоянно на работе. Некоторые из них работают допоздна. В выходные дни горожане стараются отдыхать: ходить в клубы, рестораны, ездить на рыбалку, ходить по магазинам, смотреть телевизор, посещать тренажерный зал. Ребенок по этой причине не успевает общаться с родственниками. Он либо с няней, либо в детском саду, а этого недостаточно для полноценного речевого развития. Дошкольник может запротестовать и совсем замолчать.

Одна из причин молчания – отсутствие мотивации к речи со стороны родителей. Если дошкольник молчит − это не всегда означает, что он не умеет разговаривать. Ребенка не мотивировали родители к формированию речи. Он адекватно реагирует на просьбы, задания, не применяя речи, поэтому не видит смысла в освоении речевых навыков. Малыш часто просто мычит, кивает, показывает на предмет или родственника.

Профилактический осмотр у логопеда — нужен или нет?

Главная — О логопедии — Профилактический осмотр у логопеда — нужен или нет?

Как правило, родители не придают особого значения профилактическим осмотрам у логопеда. И совершенно зря, т.к. на сегодняшний день многие дети имеют те или иные нарушения речи.

Профилактические осмотры частое явление в медицине, взять хотя бы осмотр ребёнка первого года жизни, когда через определённый промежуток времени малыша осматривают различные специалисты (невролог, окулист, хирург и т.д). И ни у кого нет сомненья в необходимости таких осмотров, так как они направлены на отслеживание динамики развития. Кроме того, с их помощью можно вовремя выявить какие-либо нарушения в развитии, так как нет никаких гарантий, что состояние здоровья младенца не изменится в силу различных факторов. А если возникнут какие-то проблемы, то ранняя диагностика поможет наиболее эффективно их разрешить.

Но, если необходимость отслеживать здоровье ребёнка ни у кого не вызывает сомненья, то профилактическому осмотру логопеда в нашем обществе уделяется мало внимания. Прочно укрепилось мнение, что логопед занимается только с детьми 4-5 лет, а если есть какие-то проблемы, то можно подождать и они сами собой разрешаться к этому возрасту. Подкрепляется это и многочисленными примерами из личного опыта знакомых и родственников («Мой только в пять заговорил и ничего, сейчас болтает без умолку», «И ты поздно говорить начала, выросла, говоришь ведь»). И поэтому бдительность родителей снижается, и они считают, что обращаться к логопеду вовсе не обязательно. Да, существую случаи, когда ребёнок начинает говорить позже, чем его сверстники, а потом речь появляется и за несколько месяцев малыш наверстывает упущенное. Увы, нередко встречается и обратная ситуация, когда ребёнок не начинает говорить ни к трем, ни к пяти, ни к шести годам, и отставание в речи приводит к вторичному отставанию уже в умственном развитии. Именно этим объясняется важность своевременной диагностики речи у логопеда.

Открыв детскую медицинскую карту, мы увидим, что логопеда рекомендовано посетить 2 раза: в 3 года (перед поступлением в детский сад) и в 6 лет (перед школой).

Но существуют методики обследования речи и в более раннем возрасте. И если родители или медики видят у ребенка отставание, то логопед может провести обследование речи до 3 лет.

Казалось бы, как можно проверять речь, если её, как таковой, еще и нет? Давайте разберемся. Младенец не может говорить, но, тем не менее, он общается с мамой и окружающими его взрослыми с помощью улыбки, мимики, крика, жеста, т.е. использует невербальное общение. Кроха смотрит на лица окружающих, копирует их мимику. В интернете много забавного видео, где крохи в 3-4 месяца повторяют за мамой или папой их звуки или интонацию. При нормальном развитии у ребенка к году должно быть около 10 слов (Пример: «дяй», «мама», «папа», «ки — киса», «ляля» и т.д. Это скорее всего будут звукоподражания или фрагменты слов. При этом малыш очень многое может показать, даже если самостоятельно произнести это не может (т.е. эти слова есть в пассивном словаре, ребенок их понимает). Всем знакома ситуация, когда у годовалого малыша мама спрашивает: «А где у тебя ушки? Глазки? Спинка?», и ребенок показывает пальцем. «Покажи, какая машинка проехала? — ребенок изображает грузовик и «фыркает», при этом на легковую машину он скажет «би-би».

Если же малыш «молчит, как партизан», не проявляет попыток общаться — это тревожный фактор.

Давайте подробнее разберем, что же будет изучать логопед у малыша до 3-х лет.

Первым делом специалист выяснит у родителей информацию о протекании беременности и родов. Затем расспросит, как проходило моторное развитие (когда начал держать голову, переворачиваться, сидеть и т. д), как проходили этапы гуления и лепета (возраст, активность этих процессов). Поинтересуется, как было организованно кормление (грудное или искусственное вскармливание), были ли какие-то проблемы при кормлении (отказывался брать грудь, часто ли срыгивал). Все это даст представление о здоровье ребёнка, об уровне его физического развития, а возможно и о каких-то отклонениях, наличие которых необходимо учесть.

При диагностике ребёнка внимание обращается не только на слова, которые использует ребенок, но и на то, как ребенок понимает речь. Например, к году малыш уже может показать знакомые игрушки, части тела, выполнить простые инструкции («Дай ручку», «Принеси куклу») понимает значение слова «нельзя».

В возрасте постарше (3 года) уже более пристально оценивается активная речь: строит ли простые предложения, использует ли предлоги в речи (на, под, в). Обращается внимание и на развитие фонематического слуха, в 3 года малыш уже может различить на слух схожие слова (дом-ком, рот-крот, крыска-крышка). Оценивая звукопроизношение обращают внимание на звуки раннего онтогенеза (П,Б,Т,Д, М,Н, В,Ф,Х,К и их мягкие пары и гласные).

В более старшем возрасте (5-7 лет) предъявляются более жесткие требования к количеству и качеству речи детей. В первую очередь изучается звукопроизношение (так как к 5.5 годам в норме произносятся все звуки). Так же обследуется фонематический слух, но кроме умения различать схожие слова проверяется умение выделить заданный звук из слова, способность определить, где находится этот звук (начало, середина, конец слова). Без внимания не остается и словарный запас. У деток проверяют знание нечастотных слов (Пример: назвать «клумба, памятник, венок, водопад»), способность образовывать новые слова (словообразование) и изменять слова по падежам, числам (словоизменение). Большое внимание уделяется связной речи (рассказ по картинке, истории из жизни и т.д.).

Все это необходимо для того, чтобы оценить насколько дошкольник подготовлен к обучению в школе, так как недостаточный словарный запас, неправильное употребление грамматических норм языка и нарушение фонематического слуха помешают в освоении школьной программы, поэтому необходимо выявить это и скорректировать до поступления в школу.

Как же все-таки родителям понять, необходима консультация у логопеда или нет?

Для этого надо обратить внимание на такие факторы как:

  • понимает ли ребёнок речь окружающих;
  • появляются ли к году первые слова;
  • изменяется ли со временем слова или остаются на уровне звукоподражания (би-би-атина-масина-машина, мяу-китя-кошка );
  • пользуется ли простыми фразами (мама дай, идем гулять);
  • не заменяет ли речь жестами (показывает пальцем, если что-то нужно без слов);
  • отсутствие фразовой речи к 3 годам;
  • неверное произнесение звуков раннего онтогенеза (П,Б,М,Н, Х,Г,Т,Д и их мягкие пары, и гласные).

Если вы наблюдаете что-то из вышеперечисленного, то не стоит ждать 3,4,5 лет необходимо сразу же обратиться за помощью к квалифицированному специалисту.

Примеры из логопедической практики

:

Настя 3 года. К логопеду обратились из-за того, что девочка не говорила даже словами, общалась жестами, и отдельными звуками. По рассказам мамы раннее развитие проходило с задержкой, лепета у девочки не наблюдалось, поздно пошла. Мелкая моторика не развита, руки слабые. При этом понимание речи сохранно. Девочка была направлена на консультацию к неврологу, лору, сурдологу. В результате комплексного лечения в течение полугода занятий девочка начала произносить отдельные слова, состояние моторики улучшилось.

Еще один пример Оля 6 лет. Речь состоит из отдельных слогов, обращенную речь понимает не всегда, мелкая моторика не развита, пассивный словарный запас ниже возрастной нормы. На вопрос о том, обращались ли они раньше к специалистам, мама ответила, что невролог сказал ждать 5 лет, мол сама заговорит. Поэтому, никаких мер по коррекции речи девочки не предпринималось.

Денис, 5 лет. Ребенок много и хорошо говорит, но вот звуки Ш,Ж,Р и Рь в речи так и не появились. На консультации логопед провела осмотр всех сторон речи и выявила причину трудностей звукопроизношения (у ребенка был «вялый язык», самостоятельно он не смог бы овладеть этими сложными звуками). Мальчик стал регулярно заниматься, и в скором времени проблемы со звукопроизношением были решены.

Как мы видим, во втором случае пройдет немало времени прежде, чем девочка овладеет речевыми навыками, и она не сможет обучаться в массовой школе. Всего этого можно было бы избежать, если бы родители раньше обратились к логопеду.

Таким образом, профилактический осмотр логопеда необходим, поскольку позволяет выявить проблемы на ранней стадии, когда мозг еще более пластичен и будет лучше поддаваться коррекционным воздействиям. Кто бы что ни говорил, если ребёнок не говорит к 3 годам, лучше обратиться сразу к квалифицированному специалисту, а не надеяться на чудо.

Поделиться:

Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на консультацию или занятие

можно по телефону (812)
640-90-77
, а так же заполнив форму ниже.

Рекомендации Комаровского

Беспокоящимся родителям, у которых малыш к 2-летнему возрасту не заговорил, доктор Комаровский советует прийти на прием к врачу. Обследование включает консультации невролога, логопеда, психолога, отоларинголога. ЛОР-врач необходим, чтобы исключить глухоту или снижение слуха. Для этого специалист направляет на аппаратное исследование, которое называется аудиограммой. Она определит уровень слуха, диапазон звуков.

Невролог – это основной специалист, работающий с дошкольниками, которые имеют отставание в речевой функции. Он поможет выявить причины отклонений речи. Врач проведет необходимое обследование (анамнез, осмотр), назначит дополнительные методики: нейросонографию, электроэнцефалографию, магнитно-резонансную томографию и другие. При необходимости порекомендует терапию (Энцефабол, Пантогам и другие препараты), которая даст толчок к появлению речевой функции.

Невролог на осмотре выяснит:

  • Общее развитие малыша (когда начал улыбаться, гулить, понимать разговор окружающих).
  • Навыки на момент обследования.

После обследования невролог направляет на консультацию к логопеду. Специалист проводит осмотр, специальные тесты на речевую функцию. После первого посещения логопед пишет заключение, составляет план занятий. Во время работы с ребенком педагог развивает речевую функцию: учит произносить должным образом звуки, слова, предложения.

Распространенные патологии, которые обнаруживает логопед:

  • Укороченная уздечка.
  • Повышенный тонус мускулатуры артикуляционного аппарата.

Консультация психолога необходима всем детям с нарушениями речи. Специалист оценит состояние речевой функции, выявит патологию. Психолог необходим также для исключения или подтверждения психологических травм, хронических стрессов и других состояний. По результатам обследования назначается лечение (беседы, арт-терапия, тренинги, дельфинотерапия и пр.), если таковое требуется.

Совет доктора:

  • Больше времени проводить с малышом.
  • Постоянно проговаривать все свои действия и намерения.
  • Не давать дошкольнику телефоны, планшеты, ограничить просмотр мультфильмов.
  • Больше читать, заучивать потешки, стихи, песенки.
  • Не ругать ребенка, когда он отказывается что-то сказать.
  • Задавать вопросы малышу, а именно: «Что ты видишь на картинке?», «Кто пришел?», «Какого цвета шапочка?» и так далее.
  • Организовать общение малыша со сверстниками и детьми постарше.
  • Оградить от стрессовых ситуаций и конфликтов в семье.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]