8 упражнений, которые помогут избавиться от картавости


Вы наверняка замечали, что французы произносят букву «р» иначе, чем мы. И есть люди, которые с рождения имеют такой дефект речи, как картавость буквы р. Родители водят их по врачам и логопедам, всеми силами и средствами стараясь избавить своего ребенка от данной особенности речи.>
Но по разнообразным причинам некоторые люди стремятся освоить эту речевую особенность. Причины всегда различных, самая популярная из них это изучение французского, где грассирование является неотъемлемым требование к правильному произношению. В любом случае, какие причины вами бы ни двигали, способы изучения одинаковы для каждого.

Этиология речевого расстройства

При правильном произношении «Р», язык должен подниматься к небу около передних зубов. Так появляется вибрация, что дает этот звук. Проблема с «Р» у взрослых начинаются в детстве. Основные причины картавости – это:

  • травмы – дефект кончика или уздечки;
  • травмы шейного отдела позвоночника;
  • гипоксия при родах;
  • гидроцефалия;
  • внутричерепное давление;
  • нарушения слухового аппарата;
  • воспалительные изменения слухового аппарата;
  • врожденная тугоухость;
  • патологии фонетического слуха;
  • нарушенный прикус или отсутствие зубов;
  • короткая уздечка;
  • параличи, парезы;
  • патологии неба;
  • задержки речевого или психического развития;
  • «заячья» губа;

Другой причиной является развитие ребенка в окружении людей с нарушенным слухом и речью. Так малыш уже с самого раннего детства слышит и привыкает к неправильному произношению. Картавость – это не серьезное логопедическое нарушение, при помощи курса логопедической помощи оно полностью исправляется.

Таким образом можно выделить четыре основные группы причин ротацизма:

  • Механическая. Патологии строения артикуляторного аппарата.
  • Подражательная. Ребенок копирует неправильное произношение от родителей.
  • Акустическая. Неправильный фонетическое восприятие звука «Р».
  • Неврологическая. Патологии отделов речи мозга человека.

Прежде чем, логопед разработает курс, как избавиться от картавости, необходимо точно определить причину ее развития или появления.

Немного вводной информации от картавого со стажем

Картавые люди говорят горлом. Я также говорил. Отсюда совершенно другой звук. Также как для вас непривычен горловой Р, для картавого непривычен Р кончиком языка. Но необязательно картавить на все звуки, как на твердые, так и на мягкие. Я уже говорил об этом выше. С Рь у меня практически не было проблем, как и с Ль.

Но это не значит, что Р дался легко. Эти звуки произносятся совершенно по-разному. Как и Л и Ль. Вот вам кажется, как с Л можно картавить? Легко, попробуйте ее произнести горлом: прижмите корень языка к верхней челюсти и попробуйте сказать Л. Да-да…

Виды картавости

Существуют разные виды ротацизма. В зависимости от ее этиологии существует два типа:

  • Велярный. Вибрация происходит на краю мягкого неба.
  • Увулярный ротацизм. Вибрация происходит на маленьком язычке мягкого неба.

В широком смысле существует несколько форм картавости (ротацизма):

  • Простая или мономорфная. Нарушается произношение одного или нескольких звуков одной группы – «С З Ц», «Ж Ш Ч».
  • Полиморфная или сложная. Нарушена артикуляция фонем из разных групп.
  • Физиологическая. Также называется возрастной. При ней происходит нарушение звукопроизношение у детей младше пяти лет, что связано с недостаточным развитием артикуляторных органов.
  • Функциональная. Ротацизм развивается при отсутствии проблем с артикуляционным аппаратом, ЦНС, слухе и другими аппаратами, и системами.
  • Механическая или органическая. Развитие ротацизма связано с врожденными или приобретёнными патологиями речевого аппарата.

Точное диагностирование может быть поставлено только специалистом-логопедом. Определение картавости обуславливает выбор методов ее коррекции.

Ротацизмы

Исправление картавости у взрослых и детей зависит от формы ротацизма. Они бывают следующие:

  • В речи отсутствует «Р» (ручка – учка, река – ека);
  • Велярный ротацизм или мягкое произношение. Корень языка соприкасается с мягким небом, а именно его нижним краем. Через щель между ними проходит струя воздуха при произношении, вызывая вибрацию неба.
  • Увулярный ротацизм. Часто называется «горловой».
  • Боковой. Вибрация происходит на боковой части языка, а не на его кончике. Так появляется звук похожий на «ль» или «рль».
  • Билабиальный. Также данный тип называется лабиальным, губным или двугубным. Искажение происходит при вибрации губ, так получается «прр». Такой звук логопеды называют кучерским.
  • Интердентальный или межзубный. Звукопроизношение вызывается расположением языка между зубов.
  • Одноударный или проторный. Напоминает «д», невозможно проговорить длинное «РРРРРРР».
  • Щечный. Выдыхаемый воздух проходит между щеками, что вызывает из вибрацию.
  • Гнусавое. Корень находится в контакте с мягким небом, а воздух проходит носом.
  • замена «Р» твердого на мягкое.
  • Лабиодентальный. Звук образуется между губой и верхними зубами.
  • Ларингеальный или гортанный.

В зависимости от формы ротацизма выбираются те или иные упражнения, направленные на исправление данного явления.

Параротацизмы

Параротацизм – замена звука «Р» рокочущего на более мягкое. Основными причинами являются парезы, короткая уздечка, нарушенный фонетический слух и копирование неправильного произношения от взрослых. При параротацизме происходят следующие замены «Р»:

  1. в: появляется при отсутствии вибрации – «вука – рука»;
  2. д: получается «рука – дука»;
  3. г: «рука – гука»;
  4. п: рука – пука;
  5. л: рука – лука;
  6. ы: рука – ыука;
  7. й: рука – йука.

Коррекция параротацизма имеет много схожих разделов с картавостью. Самым основным упражнением для этого являются скороговорки от картавости.

Функциональная картавость

Функциональная картавость может развиваться у ребенка вследствие хронических заболеваний. Другой распространенной причиной является педагогическая запущенность – когда ребенку уделяется недостаточно времени от родителей и взрослых, ребенок развивается медленно, не потому что имеет проблемы с интеллектом, а из-за того с ним никто не занимается либо делают это недостаточно.

Часто подобное явления развивается у детей из семей двуязычных, то есть взрослые говорят на разных языках или из семей, где один или оба родителя имеют такие проблемы. Таким образом ребенок копирует произношение взрослых. Также такой тип картавости может появится из-за наличия нарушений артикуляционного аппарата или при недоразвитости фонетического слуха.

Органическая картавость

Происходит из-за особенностей строения ротовой полости – зубов, прикуса, языка (уздечка). Ребенок или взрослый может картавить из-за неправильного строения челюсти или нехватки зубов. В этом случае избавиться от ротацизма без помощи стоматологов и ортодонта невозможно. Органическая форма может появиться в течении жизни в результате травм.

Сенсорное косноязычие (дислалия)

Такое речевой расстройство еще называется косноязычием или дислалией. Это заключается в неспособности произносить некоторые звуки или их ряды. Косноязычными звуками могут быть все гласные или все согласные. В самых простых случаях косноязычие затрагивает один либо несколько. Такие фонемы иногда выпадают либо заменяются на другие. Косноязычие можно назвать самым частым дефектом речи у ребенка.

Функциональное косноязычие является следствием неправильного речевого развития. Обычно оно встречается в 3-4 года и может продолжаться и в дошкольном возрасте. Случаи косноязычия у взрослых – редкий случай, но все-таки они есть.

Как коверкают букву «р»

На специализированных ресурсах Ротацизм описаны следующие основные варианты искажения звука «р», или по‑научному ротацизма:

  • Картавость, или горловое «р». Вибрирует не кончик языка, а мягкое нёбо. Такое произношение нормально для французской и немецкой, но не для русской речи.
  • Боковое «р». Язык одним боком прижат к верхним зубам, вторая сторона свисает, а кончик не вибрирует. В результате получается что‑то похожее на «рль».
  • Одноударное «р». Вместо того чтобы вибрировать, кончик языка один раз ударяется о твёрдое нёбо, образуя подобие английского r.
  • Носовое «р». На выдохе воздушный поток проходит не через рот, а через нос. Вдобавок кончик языка оттянут назад и не участвует в артикуляции. Фраза «Рома, открой двери!» превратится в «Нгома, откнгой двенги!».
  • Кучерское «р». И снова вибрация происходит не там, где нужно, а именно на сближенных губах. Малыш издаёт что‑то похожее на «тпру».
  • Параротацизм, или замена «р» другим звуком. Вместо «ребёнок» вы слышите «лебёнок», «гебёнок», «вебёнок», «яебёнок» или даже «ыебёнок».
  • Пропущенное «р». Малыш просто избегает сложностей. Говорит не «рыба», а «ыба», не «рад», а «ад», не «гром», а «гом».

Причины нарушения речи

Картавость может быть вызвана самыми различными причинами. К ней могут привести:

  • физическая или неврологическая ослабленность (возникает при хронических заболеваниях);
  • родители не исправляют речь ребенка, когда в ней есть ошибки или ребенок неправильно произносит некоторые звуки;
  • ребенок слышит неправильную речь от взрослых и копирует ее;
  • недостаточно сформирован фонетический слух и распознавание звуков;
  • неправильная артикуляция;
  • патологии артикуляционного аппарата.

Картавость может произойти после травм. Именно эта причина является основной для появления такого дефекта у взрослых. В ряде случае исправление картавости у взрослых не может быть проведено без помощи других специалистов.

Согласные звуки на конце слов

Правило касается и всех тех согласных, которые вы изучите далее: на конце слов они не претерпевают никаких изменений и звучат так же отчетливо, как перед гласным звуком.

Понаблюдайте за собой: прочтите вслух русские слова

ра
б
, ра
д
, ро
в
.
Что вы слышите на конце слов? Вы слышите:
[ра
п
], [ра
т
], [ро
ф
].
Никогда не допускайте подобных замен в своей французской речи!
Упражнение № 4.
Произнесите, четко противопоставляя конечные звуки:
, [рар — pab], , , .

Если слово оканчивается на звук [v], то любой ударный гласный перед ним, как правило, удлиняется, например . Двоеточие в транскрипции указывает на долготу гласного.

Упражнение № 5.
Произнесите, различая конечные
[f]
и
[v]:

, , .

Симптомы речевого дефекта

Типичными симптомами картавости или ротацизма являются:

  • неправильное произношение шипящих и/или свистящих звуков – сигматизм;
  • затруднение в произношении свистящих и шипящих – парасигматизм;
  • патологии с сонорными [р], [р`], [л], [л`];
  • проблемы с заднеязычными фонемами — [г], [г`], [к], [к`], [х], [х`] — гаммацизм, каппацизм и хитизм;
  • патология [й] (йотацизм);
  • замена звонких согласных на глухие либо смешивание таких фонем;
  • нарушение мягкости звуков.

Эти все проявления являются типичной симптоматикой картавости.

Звуки [а], [р], , [t], [d], [f], [v], [m], [n]

Французский звукПохожий на него русский звукФранцузские буквы и буквосочетанияПримечания
гласный[а] как в словах бра
ть, д
а
нь, т. е. как [а] под ударением перед мягкими согласными
А, а À, àЗначок ` служит для различения на письме некоторых слов, например: а
— имеет (
форма глагола
);
à

предлог, передающий значение русского дательного падежа
(кому? чему?)
и др. значения
. Прописная буква
À
чаще обозначается как
А
.
согласный[п] как в слове п
ар
Р, pНе путайте прописную и строчную французские буквы P, p
с русскими
Р, р
!
согласный[б] как в слове б
ар
В, bНе путайте прописную французскую букву B
с русской
В
!
согласный [t][т] как в слове т
аз
T, t Th, th
согласный [d][д] как в слове д
ар
D, d
согласный [f][ф] как в слове ф
акт
F, f Ph, ph
согласный [v][в] как в слове в
ал
V, v W, wБуква W, w
употребляется редко и читается как [v] в отдельных заимствованиях из других языков, например в слове
w
arrant — гарантия.
согласный [m][м] как в слове м
ак
M, m
согласный [n][н] как в слове н
аш
N, n

Обновите / смените браузер при возникновении проблем с аудио-плеером ниже.

Упражнение № 1.
Четко и энергично произнесите:
[ра — ba — ta — da — fa — va — ma — na].

Упражнение № 2.
Напротив буквы или буквосочетания напишите транскрипцию. Проверьте себя по таблице выше.

Образец:
T []f []t []F []
d []p []à []a []
A []B []b []ph []
D []Ph []n []V []
M []N []Th []P []
m []v []th []

Упражнение № 3.
Прочтите звуки по транскрипции, не забывая об их четком и полнозвучном произношении. Проверьте себя по таблице выше.
[n], , [m], [d], , [f], [р], [v], [t].

Логопедическая диагностика

Прежде чем назначить упражнения от картавости, необходимо провести детальную логопедическую диагностику. Она начинается с беседы малыша и специалиста. Для выработки коррекционной работы ротацизма, логопед должен определить следующие параметры:

  • особенность произношения фонем;
  • особенности психо-речевого развития малыша;
  • определить дефекты звукопроизношения посредством фонетического анализа;
  • оценить состояние артикуляционного аппараты и выявить его дефекты и патологии;
  • оценить лексикон ребенка;
  • выявить особенности письма, грамматики, памяти, чтения;
  • определить уровень зрительного восприятия;

После проведения этих шагов проводится оценка фонетического слуха, а затем составляется план, как убрать картавость. В некоторых случаях потребуется помощь других специалистов – психотерапевт, невролог, стоматолог, отоларинголог и других.

Можно ли научиться картавить

Любой человек может научиться картавить или выговаривать букву «р» на французский или немецкий манер. Главное заниматься и выполнять упражнения.

Если не получается в домашних условиях научиться картавить, можно обратиться к логопеду. Он подскажет, почему никак не получается, и какую ошибку нужно исправить.

В крайне редких случаях проблема может быть в строении челюстного аппарата и длины уздечки. Слишком короткая уздечка может препятствовать правильному произношению звука. Простая операция у стоматолога поможет исправить эту физиологическую проблему.


Физиологические особенности не дают картавить “р”.

Под местной анестезией уздечку надрезают, что займет пару минут. После этого вы пару часов можете испытывать дискомфорт, а потом все станет как обычно.

Занятия с исправленной уздечкой будут более продуктивными, ведь больше вам ничего не будет мешать.

Способы коррекции

Существует несколько методов исправления картавости у взрослых и детей. В качестве основных методик, логопед использует:

  • логомассаж;
  • упражнения для вибрации передней части языка;
  • скороговорки на букву «Р» от картавости;
  • занятия для автоматизации «Р»;
  • логопедические упражнения;
  • артикуляционная гимнастика;
  • контроль за речью.

Для ребенка упражнения имеют игровую форму. Главное требование коррекции ротацизма – регулярность проведения этих занятий.

У детей

Для детей логопеды используют такие упражнения:

  1. «Чистим зубы». Необходимо широко открыть рот, улыбнуться, сделать движения, напоминающие чистку зубов щеткой – движения влево-вправо.
  2. «Гладим небо, то есть нёбо». С открытым ртом гладить языком небо. Он должен возвращаться к основанию верхней челюсти.
  3. «Воздушный бой». Открыть рот, положить язык на нижнюю губу и в таком состоянии попытаться выговорить «Ф». Выходящая струя воздуха должна быть узкой. Такое упражнение должно создавать непрерывную, долгую струю воздуха посередине языка.
  4. «Сладкоежка». Открыть рот и зафиксировать нижнюю челюсть, так чтобы она не двигалась. Широким языком облизать верхнюю губу. Он должен двигаться сверху-вниз. Челюсть не должна поднимать его.
  5. «Индюк». На нижнюю губу положить язык, он должен быть широким. Необходимо облизывать нижнюю губу вперед-назад добавляя голос. Должен появиться характерный болтающий звук.
  6. «Барабан». Ударять языком по альвеолам произнося «Д». Рот должен быть открытым.

У подростков

При работе по исправлению картавости у подростков используются основные логопедические упражнения. Используются также дополнительные логопедические упражнения:

  1. На переднюю часть языка помещается зонд (металлическая палочка похожая на карандаш) нужно поочередно загибать и выпрямлять язык. Зонд должен удерживаться в перпендикулярном положении.
  2. Выполняя упражнение «чашечка» на язык кладется горошина. Язык при этом должен загибать свои края, а горошина удерживаться на нем.
  3. При неподвижном языке переворачивать кубики из хлеба, горошины или фасолины.
  4. Сдуть с языка небольшой кусочек бумаги.
  5. Сделать струю воздуха чтобы вызвать вибрацию кончика языка. При этом по его поверхности перекатывается карандаш.
  6. Массаж для укрепления мышц.

Также можно получить раскатистый «Р» при помощи упражнений для детей, проговариваем скороговорок, которых существует большое количество.

У взрослых

Есть некоторые упражнений, как избавиться от картавости взрослому.

Основная причина картавости – неправильное артикуляция или особенности артикуляционного аппарата. Чтобы поставить звук «Р» взрослому человеку необходимо выполнять определенные занятия не реже 2-3 раз в день на протяжении нескольких недель. Каждое занятие длится примерно 10 минут. Существуют упражнения, направленные на разные отделы артикуляционного аппарата.

Упражнения для подъязычной связки:

  • кончиком языка дотянуться до носа;
  • прижать кончик к небу в районе корней зубов и провести как можно дальше назад;
  • открыть рот, высунуть максимально язык и выгнуть его как можно выше;
  • проводить языком по обратной стороне зубов;
  • сложить язык в форму лопаты и максимально высунуть его.

Такие упражнения направлены на повышение эластичности подъязычной связки, что является часто причиной этого речевого нарушения.

Для кончика языка существуют другие упражнения:

  • слегка покусывать кончик языка;
  • прижать его плотно к небу, пощелкать им;
  • высунуть язык, прижать его к губе и в таком положении выдохнуть воздух, чтобы появилась вибрация;
  • открыть рот, попытаться произнести «Д» и «Т».

После освоения звука, необходимо приступать к закреплению, то есть автоматизации:

  • Звук «Р» произносится вначале как «Т» и «Д», но с необходимым вибрированием. Язык должен быть прижат к небу, направить струю воздуха;
  • Когда вибрация получена, можно проговаривать «ТРРРР», «ДРРРР»;
  • Подключать гласные звуки – «тро», «дро» и другие похожие;
  • Пытать проговоравить слова с «Р»;
  • Автоматизация навыков скороговорками с этим звуком.

Повысить эффективность этих упражнений лучше у зеркала. Чем чаще взрослый будет делать такие занятия и регулярнее, тем быстрее данное речевое нарушение будет скорректировано.

Первое время звук будет больше похож на рычание плохо работающего мотора. Чем больше и чаще делать упражнения, тем скорее буква «Р» в речи станет похожей на то, как её произносят дикторы. Проверить себя можно записывая скороговорки на диктофон (они сейчас есть практически в каждом мобильном телефоне). Если сохранять эти файлы, впоследствии можно будет проследить изменения в произношении.

Французское произношение

Особенности французского произношения:

  1. При артикуляции губы не должны плотно смыкаться. Звук получается фрикативным.
  2. При работе речевого аппарата создаются особые вихревые движения небольшого потока воздуха, при помощи которых произносится звук «р».
  3. В произношении по-французски шума трений и специфических вибраций не возникает: звук получается щелевым.

Правильная артикуляция предполагает изменение положения мягкого неба, при этом задняя поверхность языка должна оставаться малоподвижной. В напряженном состоянии во время произношения должен быть маленький язычок, но при этом он не вибрирует.

Звук «р» во французском относят к сонорным, звонким, глубоко-заднеязычным или увулярным согласным. В отличие от привычного для русских людей звука он произносится малым языком, а большой совсем не задействуется.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]