Все чаще мамы жалуются, что у ребенка «каша во рту», и понять, что он говорит, очень сложно. Неречевой слух – это один из первых факторов, влияющих на речь и развитие малыша. Сначала дети улавливают и дифференцируют простые звуки окружающего мира – стук, скрип, шум, мяуканье кошки, музыку, гудок машины. И только затем становится возможным различение более сложных звуков – фонем (составляющих родного языка). Слуховое восприятие активно развивается с младенчества, и важнейшая задача родителей проследить, чтобы все шло своим чередом. В случае отклонений от нормы ребенку следует помочь развить неречевой слух с помощью игровых упражнений.
Пространственный слух, речевой и неречевой слух
Слух – достаточно сложная система. Уши улавливают упругие волны колебаний в окружающей среде и передают их мозгу, который анализирует, запоминает, отличает разные звуки. Иными словами, слушаем мы ушами, а слышим мозгом. Слух тесно связан с речью, умением воспроизводить те или иные звуки, двигаться в такт музыке.
- Пространственный слух. Слуховая система обеспечивает ориентацию в пространстве. Определяя направление звука (близко-далеко, сверху-снизу, слева-справа), человек передвигается, минует опасности. Особенно заметно это у слепых.
Слуховую систему разделяют на две самостоятельные подсистемы. Они имеют общие механизмы, но осуществляются разными полушариями мозга и отвечают за определенные способности.
- Неречевой слух позволяет различать бытовые звуки: открытие двери, стук ножа при нарезании, шаги. Благодаря ему человек слышит музыку и звуки природы.
- Речевой слух отвечает за способность слышать и анализировать звуки речи.
Что нужно знать о неречевом слухе?
Неречевой слух – это улавливание и дифференциация различных звуков окружающего мира. А также различение звуков по громкости, длительности, высоте, количеству, определению источника и направления звука. За неречевой слух отвечает доминантное полушарие мозга (у правшей – правое), его височная область.
Этапы развития
Слуховое восприятие человека начинает формироваться с момента рождения. От различения примитивных, громких звуков ребенок постепенно переходит к дифференциации тональностей, фонем и звуков речи.
Наиболее важный этап развития неречевого слуха приходится на первые 3 года жизни:
- Новорожденный слышит громкие звуки и реагирует на них вздрагиванием.
- В 1–2 месяца ребенок пытается определить источник звука, поворачивает глаза и голову на шум.
- На 3–4-м месяце малыш дифференцирует разные по качеству звуки (рояль и колокольчик), а также однородные звуки различной громкости.
- В 3–6 месяцев развивается способность различать интонации, а следом и выражать свои эмоции с помощью оттенков голоса.
- С 6 месяцев и до года ребенок воспринимает все более тонкие звуки окружающей среды (шорох пакета и шорох бумаги), улавливает ритм слова (часы – тити, карандаш – тататат). Он отличает голоса людей и реагирует на них различным образом.
- В 1 год ребенок накапливает свои представления о предметах и их звучании. Он узнает и запоминает, как лает собака, как падает его любимая игрушка. Малыш начинает понимать родную речь, но все слова и фразы слышит все еще недостаточно расчленено.
- На 2–3-м году жизни активно формируется речевой слух. Ребенок дифференцирует разные звуки в слове, звуковой состав слова. К концу 3-го года он уже знает все звуки, но пока воспроизвести их не может в силу неразвитости артикуляционного аппарата. К примеру, дошкольник без проблем отличит фальшь, если взрослый произнесет «каландаш» вместо «карандаш», хотя сам еще не выговаривает «р».
В дальнейшем неречевой и речевой слух совершенствуются путем многократного повторения и проговаривания звуков и слов. Развитие слуха и речи – двусторонний процесс. Они продолжают активно оттачиваться до 9-10 лет. Но даже во взрослом возрасте развитие не останавливается. Можно улучшать слуховое восприятие и в 20,и в 30 лет. Только придется приложить к этому больше усилий.
Нужно ли его развивать и зачем?
Узнавание и различение неречевых звуков – первый этап формирования речи. Неречевой слух позволяет уловить ритм слов, интонацию, высоту, тембр. С его помощью ребенок узнает знакомый голос, ориентируется в пространстве и познает мир. Он помогает определить, что и где упало, как далеко едет машина, какая погода за окном (ветер, дождь). Таким образом, от неречевого слуха зависит качество познания окружающего мира, развитие речи, взаимодействие с другими людьми, безопасность. Например, при развитом слухе, переходя дорогу, ребенок вовремя услышит шум приближающейся машины.
Учимся различать неречевые звуки
Многие родители жалуются, что у ребенка «каша во рту», и они с трудом его понимают. Одной из причин нарушения звукопроизношения у детей является нарушение (несформированность) фонематического слуха. Фонематический слух (слух на звуки речи) связан со слуховой функцией, а следовательно, надо начинать с развития слухового внимания и слуховой памяти. Узнавание и различение неречевых звуков — основа для развития фонематического слуха. Учиться всегда проще в игре. Игры на развитие слуха 1. «Домашние звуки»: Спрашивайте: «Что там шумит?» (миксер, холодильник, стиральная машина…). 2. «Послушай и скажи»: «Слышишь, как идет (стучит, капает, шумит) дождь, ветер, едет машина, летит самолет… 3. «Музыкант»: Покажите ребенку различные музыкальные инструменты (барабан, колокольчик, погремушку и т.д.). Дайте послушать, как они звучат. Потом предложите отвернуться и угадать, на каком музыкальном инструменте Вы играете. Название каждого звучащего инструмента проговаривается. Количество игрушек увеличивается постепенно с 3 до 5. Упражнение проводится до достижения стойкого различения громких и контрастных звуков. 4. «Угадайка»: Покажите ребенку 5 предметов ,например: металлическая коробка, стеклянная банка, пластмассовый стаканчик, деревянная шкатулка и т.п). С помощью карандаша вызовите звучание каждого предмета, воспроизводите его многократно, пока малыш не уловит характер звука. Начинать необходимо с 2-х контрастных звучаний при зрительной опоре: о металл, о дерево, позже добавляются 3-й и 4-й варианты звучания. Затем только на слух (ребенок отворачивается) предлагается определить, что звучит. Игра проводится до достижения стойкой дифференциации звучаний. 5. «Что я делаю?»: Поставьте перед ребенком хорошо знакомые предметы: карандаш, ножницы, стакан с водой, пустая деревянная шкатулка и т.п. Предложите ребенку определить, что он услышит и рассказать о Ваших действиях. Ребенок отворачивается, а Вы переливаете воду из одной чашки в другую, режете бумагу, мнете ее, рвете, стучите ножницами о чашку и т.д.. Если игра вызывает трудности, проводите ее сначала со зрительной опорой. 6. «Волшебные баночки»: Поместите в одинаковые непрозрачные баночки сыпучие продукты с частицами различной величины: манная и гречневая крупа, горох, соль, фасоль, сахарный песок и т.п. Предложите ребенку сначала внимательно послушать и запомнить звучание каждого продукта в баночке при встряхивании. Потом по очереди встряхивайте баночки и просите ребенка отгадать, что в баночке. Количество банок ограничивается вначале тремя, после чего медленно увеличивается при постоянном сравнении акустических восприятий. 7. «Тихо-Громко»: Учите различать ребенка одинаковые звукокомплексы по высоте, силе, тембру. Предложите громко (тихо), показать, как лает собака, мычит корова, мяукает кошка, кукарекает петух и т.д. 8. «Кто как поет»: произносите один и тот же звук с изменением его характера, тембра и эмоциональной окраски, а затем попросите ребенка повторить. Например: А – плачет девочка А — показывают горло врачу А — поет певица А — девочка укололась иголкой А — качают малыша О — удивилась мама О — стонет больной О — поет певица О — кричит охотник в лесу У — гудит паровоз У — звучит дудочка У — плачет мальчик 9. «Повторяй-ка»: Упражнение направлено на изменение звукокомплекса по высоте и силе. Предложите сказать ребенку «МЯУ» громко (кот рядом и просит есть), тихо, если кот за дверью; высоким голосом (котенок маленький); низким голосом (старый кот). Аналогично изменяйте звуковые параметры при повторе следующих звукопродражаний: И-А, МЯ-У,И-ГО-ГО, МУ, ГАВ, КВА, БЕ, КУ-КУ и т.д. Успехов вам! Материал подготовила учитель – логопед Кузнецова Елена Анатольевна Используемая литература: Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000 Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия. Альбом дошкольника: Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005
Как правильно развивать неречевой слух?
Как уже говорилось выше, основной этап формирования неречевого слуха приходится на возраст 0-3 года. В этот период важно предоставить ребенку возможность изучать разные инструменты и просто окружающие предметы. Кидание игрушек на пол, смятие бумаги, стучание по кастрюлям и тарелке – все это способствует развитию слухового восприятия и памяти. Нельзя запрещать малышу таким способом исследовать окружающий мир. Задача родителей сделать среду безопасной: выдать игрушки и предметы, которые не страшно сломать, порвать, которые не навредят здоровью малыша.
Развитию неречевого слуха способствует пение, прослушивание музыки, игра на инструментах. Также его можно развивать целенаправленно, используя игровые упражнения. Во время занятий слуховое восприятие поначалу следует подкреплять зрительными образами («смотри, так звенит колокольчик») и только затем использовать звуки изолированно («что это звенит?»).
Игры для развития
Следующие игры помогут ребенку лучше ориентироваться в пространстве, повысить остроту слуха и слуховое внимание. Они подходят для детей разного возраста – 2-3года, 4-5 и 6-7 лет. Для дошкольников старшего возраста задания можно усложнять: использовать большее количество инструментов, комбинации звуков.
Угадай инструмент
Игра развивает слуховое внимание, учит ребенка различать неречевые звуки. Правила:
- Взрослый знакомит малыша с разными музыкальными инструментами: барабаном, бубном, дудочкой, трещоткой, ксилофоном. После этого он предлагает сыграть в игру, где нужно закрыть глаза и угадать, какой инструмент только что звучал. Ребенок показывает инструмент пальцем и пробует на нем сыграть, чтобы соотнести реальный звук со звуком в памяти.
Магазин
Игра развивает слуховое восприятие, внимание, коммуникативные навыки и речь. Правила:
- Взрослый наполняет спичечные коробки гречкой, песком, монетками, горохом, скрепками, ватой (наполовину). Он будет играть роль продавца, а ребенок – покупателя. Малышу нужно купить определенный продукт (например, песок) полагаясь исключительно на собственный слух. Коробки можно встряхивать, но не открывать.
Длинный и короткий звук
Игра развивает умение воспринимать и дифференцировать неречевые звучания. Правила:
- Взрослый выдает ребенку две карточки – с нарисованной короткой и длинной полоской. Малыш должен показать правильную карточку, в зависимости от продолжительности шума, создаваемым взрослым. Это может быть игра на инструменте, свист или просто стук ложкой по миске. Издавая шум, нужно спрятаться за ширму или попросить ребенка закрыть глаза.
Громкий и тихий звук
Игра учит различать высоту неречевых звуков. Правила:
- Ребенку выдается две карточки с большим и маленьким барабаном. Взрослый, спрятавшись за ширму, бьет в барабан с разной силой. Когда он стучит легонько, ребенок должен показать картинку с маленьким барабаном. А когда бьет сильно, нужно поднять карточку с большим инструментом.
Часовой
Групповая игра, развивающая слуховое восприятие, неречевой слух и ориентацию в пространстве. Правила:
- Посередине площадки дети чертят круг, а в центр ставят часового (определяется путем жеребьевки). Ему завязывают глаза. Остальные игроки тихонько перебираются через круг на другую сторону площадки. Часовому нужно прислушаться, и услышав шорох, скомандовать «стой!». Все останавливаются, а он идет в направлении звука и пытается схватить нарушителя. Если ему это удается, часовым становится тот, кого поймали, нет – игра продолжается.
Самое большое ухо
Игра развивает слуховое внимание и восприятие неречевых звуков. Правила:
- Ребенок и взрослый вслушиваются в окружающие звуки и по очереди называют их: гудок машины, работающий телевизор, шаги члена семьи, тиканье часов и т. д. Кто не сможет назвать очередной звук в течение 3 минут, проигрывает.
Игры и упражнения для развития слухового восприятия (неречевые и речевые звуки)
Юлия Яковлева
Игры и упражнения для развития слухового восприятия (неречевые и речевые звуки)
Умение сосредоточиться на звуке (слуховое внимание) – важная способность человека, которую необходимо развивать. Она не возникает сама собой, даже если у ребенка острый слух от природы. Ее нужно развивать с первых лет жизни. Именно поэтому мы предлагаем игры для развития слухового внимания и восприятия, которые научат детей сосредотачиваться, улавливать и различать разнообразные звуки.
Развитие слухового восприятия у ребенка раннего и дошкольного возраста обеспечивает формирование представлений о звуковой стороне окружающего мира, ориентировку на звук как одну из важнейших характеристик и свойств предметов и явлений живой и неживой природы. Овладение звуковыми характеристиками способствует целостности восприятия, что имеет важное значение в процессе познавательного развития ребенка.
Развитие слухового восприятия идет в двух направлениях: с одной стороны, развивается восприятие обычных звуков (звуков окружающего мира, с другой – восприятие речевых звуков, т. е. формируется фонематический слух. Оба направления имеют для человека жизненно важное значение и начинают развиваться уже в младенческом возрасте.
Роль фонематического слуха в развитии правильного звукопроизношения.
Исследователь детских речевых нарушений профессор Р. Е. Левина, изучая закономерности формирования речи детей в норме и патологии, выделяет пять этапов, которые проходит ребенок в овладении речью.
На первом,
дофонемном этапе у ребенка полностью отсутствует дифференциация звуков, понимание речи и собственно активная речь.
На втором
этапе возникает различие наиболее контрастных или далеких фонем, но отсутствует дифференциация близких фонем. Произношение ребенка неправильное, искаженное. Он не различает правильного и неправильного произношения других людей, не замечает особенностей своего произношения. Ребенок одинаково реагирует на правильно произносимые слова и на те искаженные слова, которые взрослые произносят так, как их произносит сам ребенок.
На третьем
этапе происходят решающие сдвиги. Ребенок уже начинает слышать звуки языка в соответствии с их фонематическими признаками. Он узнает неправильно произносимые слова и способен замечать различие между правильным и неправильным произношением. Речь еще остается неправильной. Однако начинает наблюдаться приспособление к новому восприятию, выражающемуся в появлении промежуточных звуков между звуками, произносимыми ребенком и взрослыми.
На четвертом
этапе получают преобладание новые образцы восприятия звуков.
Однако у ребенка еще не вытеснена предшествующая форма, и он узнает неправильно сказанные слова. Активная речь достигает почти полной правильности.
На пятом
этапе завершается процесс фонематического развития. Ребёнок слышит и говорит правильно. У него формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков.
Правильное развитие речи ребенка характеризуется не только уровнем фонематического восприятия и произносительной стороной речи, но и, главное, способностью различать в своей речи и в речи окружающих. Звуковой состав слова является центральным моментом как при овладении грамматическим строем родного языка, так и при обучении грамоте. Сам процесс обучения грамоте, при котором развивается четкое представление о звуковом составе слова, когда ребенок овладевает умением анализировать каждый отдельный звук в слове и отличать его от других звуков, в свою очередь оказывает влияние на более тонкое и осознанное восприятие звуковой стороны речи.
Ребёнок, имеющий отклонения в речевом развитии, чтобы научиться понимать и говорить на родном языке, должен постепенно усваивать артикуляторные движения, способы сочетаемости звуков, ритмико-интонационное оформление слов, фраз; различать реально произносимые в данном языке звуки от всех прочих и научиться определять признаки звуков, существенные для понимания слов, для общения. В этом и заключается усвоение системы фонем данного языка.
В процессе овладения системой фонем родного языка, важное значение имеют речеслуховой и речедвигательный анализаторы. Таким образом, в процессе формирования звукопроизношения очень важное значение имеют: слух и фонематическое восприятие; моторика речевого аппарата, т. е. подвижность органов речи.
Рассмотрим подробнее роль слуха в частности фонематического восприятия, в формировании речи детей.
Слух является непременным условием формирования речи. Ребёнок начинает говорить благодаря тому, что слышит речь окружающих.
Но и при нормальном слухе, у детей встречается нарушение звукопроизношения. Это вызвано либо нарушением моторики артикуляционного аппарата, либо недостаточным развитием фонематического восприятия, либо нарушением как моторики, так и фонематического восприятия.
Фонематическим восприятием называются специальные умственные действия по дифференциации фонем (звуков речи) и установлению звуковой структуры слова.
Фонематическое восприятие содержит в себе два компонента: фонематический слух — это способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи, особенно близкие по звучанию и элементарный звуковой анализ.
Дети с хорошим фонематическим восприятием достаточно рано усваивают основные звуки языка. В силу физиологических особенностей строения артикуляционного аппарата они не могут правильно воспроизводить все фонемы родного языка, но при этом хорошо осознают тонкость произношения. Например: трёхлетняя девочка Вера С. на вопрос: «Как тебя зовут?» отвечает: «Вея», «Тебя зовут Вея?» — «Не Вея, а Вея — я пьявильно говить не могу». В это время ребёнок уже начинает слышать звуки языка в соответствии с их фонетическими признаками; он узнаёт неправильно произносимые слова и способен проводить различие между правильным и неправильным произношением. В возрасте 5-6 лет у детей уже довольно высокий уровень развития фонематического восприятия; они правильно произносят звуки родного языка, у них формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков.
Недостаточное развитие фонематического восприятия тормозит процесс звукообразования у ребёнка: звуки формируются с большой задержкой и часто искаженно.
Таким образом,
одним из важнейших условий формирования звукопроизношения будет, то, как ребёнок воспринимает на слух, дифференцирует фонемы родного языка. Дети с хорошим фонематическим восприятием рано начинают говорить чисто, так как они чётко воспринимают все звуки нашей речи. А у детей с недоразвитым фонематическим восприятием страдает не только звукопроизношение, но и понимание речи, так как они не могут отдифференцировать близкие по звучанию фонемы, и слова с этими фонемами, для них, звучат одинаково, например: сами-сани, луг-лук, лиса (животное) — леса (мн. число слова лес). Т. е. язык у ребёнка нарушен на фонемном уровне. Здесь нарушены, как перцептивная, так и сигнификативная функции, т. е. восприятие недоразвито, отсюда, нет способности различать значимые единицы языка (морфемы, слова и т. д.).
У ребенка с подобными нарушениями тяжело будет формироваться звукопроизношение, процесс чтения и будут наблюдаться многочисленные ошибки на письме, и поэтому им необходима помощь специалиста – логопеда.
Пути развития фонематического слуха
Недостаточная развитость фонематического слуха отражается на всех уровнях формирования личности ребёнка. В результате этих нарушений развития возникают проблемы общего характера, такие как:
— замкнутость; ребёнок становится малообщительным, потому что сверстники его речь не понимают;
— нервозность; малышу трудно подобрать слова для выражения своих эмоций, от этого он начинает нервничать;
— снижение успеваемости; отсутствие элементарных навыков чтения и письма существенно отразятся на успеваемости маленького школьника.
Ведущей линией деятельности ребёнка является игра. Поэтому все упражнения, направленные на развитие фонематического слуха, должны проводиться в интересной и занимательной форме. Перед родителями и педагогами стоит задача научить ребёнка:
— узнавать неречевые звуки (как звучат музыкальные инструменты, журчит вода, шумит лес);
— отчётливо произносить гласные и согласные (исключения составляют сонорные, свистящие и шипящие звуки);
— различать тембр, высоту одинаковых звуков (например, как мяукает котёнок и взрослый кот);
— отличать звуковой состав похожих слов (к примеру, кот-рот).
Неречевой этап: упражнения.
Работа по формированию речевого слуха у малыша условно может быть разделена на два этапа. Первый — так называемый неречевой этап, который охватывает возраст с 1,5 до 3 лет. Целью этого периода является — познакомить малыша с многообразием окружающих звуков. Для этого можно использовать игры-упражнения.
Справедливо считается, что узнавание неречевых звуков является базой для развития фонематического слуха. Поэтому игры и упражнения на их узнавание широко используются в логопедической работе.
Кроме того, важно отметить, что уровень развития речевого слуха напрямую зависит от развития неречевого слуха детей, т. к. все характеристики неречевых звуков свойственны и для речевых.
При обучении важно научить ребёнка различению на слух следующих неречевых звуков:
— звуки природы: шум ветра и дождя, шелест листьев, журчание воды и др. ;
— звуки, которые издают животные и птицы: лай собаки, мяуканье кошки, карканье вороны, чириканье воробьев, ржание лошади, мычание коровы, пение петуха, жужжание мухи или жука и т. д. ;
— звуки, которые издают предметы и материалы: стук молотка, звон бокалов, скрип двери, тиканье часов, шуршание пакета, шорох пересыпаемой крупы, гороха, макарон и т. п. ;
— транспортные шумы: сигналы автомобилей, стук колес поезда, скрип тормозов, гудение самолета и т. п. ;
— звуки, которые издают различные звучащие игрушки: погремушки, свистульки, трещотки, пищалки;
— звуки детских музыкальных игрушек: колокольчик, барабан, бубен, дудочка, металлофон, гармошка, пианино и др.
Кроме этого, огромное влияние на развитие эмоциональной сферы ребенка, его эстетическое воспитание оказывают звуки музыки.
Для начала работа направлена на знакомство со звуками:
— «Угадай что!». Показываем малышу 2–3 звучащих предмета (телефон, колокольчик, целлофановый пакет, демонстрируем звуки, которые они издают, а затем прячем и просим ребёнка по звуку определить, что это.
— «Что гудит?». Взрослый стоит за дверью и издаёт звук, имитирующий клаксон машины. Затем заходит в комнату и говорит: «Что гудело? Машинка». Такие же манипуляции можно проводить с игрушечным поездом, пароходом и т. д.
Следующая ступень предполагает развитие слуховой памяти и внимания. В эту группу занятий входят такие игры, как:
— «На чём играет Зайка?». Ребёнку показываются игрушка (Зайка) и два музыкальных инструмента (барабан и гармошка). Обязательно дайте возможность малышу самому извлечь из них звуки. Затем инструменты закрываются от крохи и из них поочерёдно извлекаются звуки. Малышу задаётся вопрос: «На чём играет Зайка?» Ребёнок должен угадать.
— «Прыгаем и шагаем». Ребёнку показываются два звучащих предмета. Затем демонстрируется, что под звук одного нужно прыгнуть, а под звук второго — прошагать. В конце концов, малышу нужно самому проделать определённое действие под тот или иной звук. Это упражнение очень хорошо тренирует у ребёнка слуховое внимание.
— «Жмурки». Малыш закрывает глазки, а взрослый хлопает в ладоши и передвигается по комнате. Ребёнок должен повернуться в направлении звука.
Речевой слух требует постоянной работы и совершенствования. Поэтому, чтобы автоматизация звуковосприятия и звукоразличения происходила эффективнее, следует регулярно уделять внимание играм на закрепление умения.
— «Поймай звук». Произносится звук, малыш повторяет. А затем проговариваются слова. Задача карапуза хлопнуть в ладоши, когда он слышит знакомый звук.
— «Повтори». Карандашом на столе выстукивается ритм и ребёнку предлагается повторить звук. Вместо карандаша можно хлопать в ладоши. С возрастом ритмический рисунок усложняется.
Речевой этап: игры.
Второй этап — речевой — ставит своей целью помочь ребёнку развить фонематический слух, слуховую память. Упражнения на знакомство с материалом на этом этапе, как правило, рекомендованы для детей с 3 до 6 лет и включают следующие игры:
— «Кто за дверью?». Один взрослый стоит за дверью и произносит: «Мяу!» (можно использовать аудиозаписи звуков). Второй взрослый спрашивает у ребёнка, кто это может быть. Вместе они находят среди игрушек кошку и ещё раз повторяют «мяу-мяу».
— «Собаки». Ребёнку демонстрируются две собаки — большая и маленькая. Большая живёт в большом доме и громко говорит: «Гав!», а маленькая живёт в крохотном домике и тихо говорит: «Гав». Затем взрослый имитирует разные по силе звуки, а задача малыша отгадать, какая именно собака подала голос.
— «Кто это говорит?». Читая сказку ребёнку, начните говорить голосом того или иного персонажа, а малыша попросите угадать, кто это говорит.
Умение воспринимать звуки и повторять их лучше тренировать с помощью таких занятий:
— «Принеси игрушку». Взрослый просит ребёнка: «Маша, принеси мяч». Малыш приносит игрушку и проговаривает её название. Так речь развивается на зрительно-образной основе. Чем старше ребёнок, тем более разнообразными могут быть предметы.
— «Кто в домике живёт?». Перед ребёнком раскладываются картинки со звучащими животными. Взрослый произносит звук (например, «кря-кря», а малыш показывает на изображение утки. Задание можно усложнить, попросив кроху найти звучащую зверушку не только на картинке, но и среди своих игрушек.
— «Найди картинки». Малышу представляются картинки, произносится звук, задача ребёнка отобрать все предметы, в которых этот звук встречается.
Закреплению звуковых образов, а также соотнесению их с буквами и слогами помогают упражнения:
— «Игры со звуками». Облегчённый вариант игры в города. Малыш должен подобрать слово, которое начинается на последнюю букву предыдущего слова.
— «Волшебники». Предложите ребёнку менять по очереди по одной букве в слове так, чтобы каждый раз получалось новое слово (например, кот-кит).
— «Найди самое короткое слово». Произносится ряд слов, малыш должен на слух определить самое короткое.
— «Исправь ошибки». Взрослый произносит предложение (к примеру, «В лесу стоит большой зуб», ребёнок должен исправить ошибку («не зуб, а дуб»).
— «Корзинки». Для этого упражнения потребуются карточки с предметами, в названиях которых есть твёрдые и мягкие пары согласных. Ребёнок должен прослушать слова, а затем разделить карточки по двум корзинам: с твёрдым звуком и с мягким.
Кроме того, существует большой выбор логопедических игр, направленных на развитие речевого слуха ребёнка. Среди наиболее эффективных:
— «Логопедическое лото» (помогает научить малыша определять позицию звука);
— «Путешествие от А до Я» (учит определять первый звук в слове);
— «Готов ли ты к школе?» (тесты на определение тех или иных звуков в словах).
Развитие фонематического слуха у ребёнка – важная составляющая формирования личности, так как оно формирует правильную речь, а также умение «слушать и слышать». Кроме того, незамысловатые упражнения на тренировку речевого слуха не только пробуждают познавательную активность малыша, но и позволяют выработать условную двигательную реакцию на звуки. Всё это является залогом эффективного достижения качества образования в будущем.
Какие нарушения неречевого слуха могут возникать?
Проблемы с неречевым слухом возникают достаточно редко. Определить неладное можно по следующим симптомам:
- Ребенок слышит звук, но не способен определить, что или кто его издает. Он не понимает, где находится источник шума, не различает мужской голос от женского (слуховая агнозия).
- Ребенок не воспринимает музыку цельной – не различает высоту звуков, ритм, паузы. Не узнает знакомые мелодии, не помнит, что слышал уже, а что нет. Отношение к музыке негативное (амузия).
- Ребенок различает звуки, их высоту и громкость, но не запоминает их комбинации (дефект слуховой памяти).
- Ребенок не правильно оценивает и воспроизводит ритм. Количество воспроизводимых им ударов либо меньше, либо больше, чем в оригинале, либо нарушена их последовательность (аритмия).
Причины нарушения
Причина проблем с неречевым слухом обычно мультифакторная:
- Нарушения неречевого слуха возникают при поражении правой височной области коры головного мозга, органов слуха, нервной системы.
- На его развитии могут сказаться перенесенные в раннем возрасте менингит, отит, скарлатина, грипп, травмы головы.
- Имеет значение протекание беременности у матери – были ли серьезные осложнения, переносила ли мать инфекции, принимала ли сильнодействующие препараты.
- Низкий уровень развития неречевого слуха отмечается при педагогической запущенности, когда ребенок с раннего возраста растет преимущественно в тишине, а его развитием никто не занимается.
Способы коррекции
При видимых нарушениях неречевого слуха следует обратиться к специалистам – логопеду-дефектологу, нейропсихологу, неврологу, отоларингологу. Важно исключить возможные заболевания, а при их выявлении – пройти лечение и коррекцию. Только после этого ребенку назначается коррекционная программа. Дефектолог подбирает специальные упражнения, которые учат ребенка более тонко различать неречевые звуки.
В становлении неречевого слуха важнейшую роль играет окружающая среда. Она должна быть развивающая, и с раннего возраста наполненная разными звуками. Стоит обращать внимание ребенка на шум ветра, стук капель дождя, шуршание листвы под ногами, знакомить со звуками животных, звучанием разных музыкальных инструментов. Слушая шумы, ребенок накапливает багаж, который впоследствии позволит ему правильно говорить. Неречевой слух – это основа развития речи, которую можно и нужно развивать.
Умение сосредоточиться на звуке — очень важная особенность человека. Без неё нельзя научиться слушать и понимать речь — основное средство общения.
С самого рождения ребёнка окружают разнообразные звуки: шум дождя, мяуканье кошки, гудки машин, музыка, людская речь. Но слуховые впечатления, которые переживает кроха, воспринимаются им неосознанно. Ребёнок пока ещё не умеет управлять своим слухом, порой просто не замечает звуков.
Для того, чтобы малыш научился правильно произносить звуки, отчетливо выговаривать слова, использовать все возможности голоса — говорить выразительно, менять громкость и скорость речи, — сначала он должен научиться слушать. Для этого надо уметь напрячь слух и сосредоточиться на звуке, улавливать и различать разнообразные звуки.
Эта способность не возникает сама собой, даже если у ребенка острый слух от природы. Ее нужно развивать с первых лет жизни. Лучше делать это в игре. Наша цель — познакомить малыша с разнообразными неречевыми звуками. Помимо интересного сюжета, мы предлагаем описание некоторых полезных и занимательных игр.
При обучении ребёнка различать на слух неречевые звуки советуем соблюдать следующую последовательность:
звуки природы: шум ветра и дождя, шелест листьев, журчание воды;
звуки, которые издают предметы: стук молоточка, звон бокалов, скрип двери;
транспортные шумы: сигналы автомобилей, стук колес поезда, скрип тормозов, гудение самолета;
звуки звучащих игрушек: погремушек, свистулек, трещоток, пищалок;
звуки детских музыкальных игрушек: барабан, бубен, дудочка, пианино.
Это является первым этапом для развития фонематического восприятия.
Игра «Скажи, что ты слышишь?»
Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков.
Оборудование: стаканы (с водой и пустой), баночки с крупами, фольга, деревянные и металлические ложки, ширма.
Описание игры: показываете и называете предметы, демонстрируете их звучание. За ширмой выполняете различные действия с предметами (переливаете воду, пересыпаете крупу…). Ребёнок должен определить, что он слышит (шуршание бумаги, звук льющейся воды)
Игра «В мире звуков»
Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков.
Описание игры: предлагаете детям закрыть глаза и послушать, что происходит вокруг.
Игра «Скажи, что звучит?»
Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков.
Оборудование: игрушки и предметы, которыми можно производить характерные звуки: колокольчик, бубен, барабан, дудка, трещотка, погремушка.
Описание игры: знакомите ребенка с музыкальными инструментами, играете на них, предлагаете поиграть ребенку. Затем предлагаете малышу закрыть глаза и определить, на каком музыкальном инструменте он играет.
Игра «Найди пару»
Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков.
Оборудование: три пары одинаковых коробочек из-под фотопленки с разным наполнением (по одной чайной ложке манки, гречки, гороха).
Описание игры: ставите перед собой и перед ребенком по три коробочки с разными наполнителями. По очереди гремите своими коробочками, попарно ставите коробочки, которые гремят одинаково. Затем перемешиваете коробочки и предлагаете ребенку найти коробочки, которые гремят одинаково.
Игра «Поставь по порядку»
Цель: развитие слухового внимания, памяти, дифференциация неречевых звуков.
Оборудование: ширма, музыкальные инструменты (от 2 до 5), картинки с изображением этих инструментов.
Описание игры: показываете музыкальные инструменты, играете на глазах у ребенка, просите показать картинку с изображением этого инструмента. Предлагаете поиграть на них ребенку. Знакомите с правилами игры: «Я буду играть, а ты внимательно слушай, какая игрушка звучит. Покажи мне картинку со звучащей игрушкой. Положи картинку перед собой на стол. Послушай внимательно, какая картинка звучит после первой. Найди и положи картинку с её изображением. Определи, какая игрушка звучит последней. Найди соответствующую картинку». Когда ребенок научится выполнять задание правильно, усложнить задание, предложив разложить инструменты в последовательности их звучания после окончания прослушивания; увеличить количество звучащих инструментов.
Игра «Угадай, кто кричит».
Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков.
Оборудование: игрушки или картинки, изображающие знакомых ребёнку домашних животных, магнитофон, запись голосов животных.
Описание игры: взрослый показывает приготовленные картинки или игрушки, включив запись с голосами соответствующих животных. Затем просит послушать и угадать, кто придёт к ним в гости. Включаете запись с голосами животных, меняя их порядок предъявления. Ребёнок угадывает, кто это.
Игра «Встречайте гостей»
Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация звукоподражаний.
Оборудование: шапочки с ушками разных животных.
Из детей выбираются гости (три-четыре), им даются шапочки с ушками разных животных. Они уходят за ширму, поочерёдно подают звуки за ширмой, а дети угадывают, кто появится. Собравшись, гости под аплодисменты пляшут, как умеют. Затем выбираются новые гости.
Игра «Солнце или дождик»
Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков по способу воспроизведения.
Оборудование: бубен.
Описание игры: говорите детям, что погода хорошая, светит солнышко, и сейчас они пойдут на прогулку. В это время звените бубном, а дети гуляют. Затем говорите, что погода испортилась, пошёл дождь. Теперь стучите в бубен и просите детей подбежать, спрятаться от дождя. Объясняете детям, что они должны внимательно слушать бубен и в соответствии с его звуками «гулять» или «прятаться».
Игра «Что делала Маша?»
Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков по способу воспроизведения.
Оборудование: кукла.
Описание игры: Взрослый показывает куклу, называет её имя, просит представиться детей. Предлагает поиграть с ней. Выполнить действия в соответствии с текстом: Мы хлопаем руками – хлоп, хлоп, хлоп.
Мы топаем ногами – топ, топ, топ.
Мы чмокаем губами, (почмокать три раза).
Мы носиком сопим. (посопеть три раза).)
Предлагаете детям закрыть глаза и угадать, что делает кукла. Выполняете действия и каждый раз спрашиваете, что делала Маша.
Игра «Льет или капает»
Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков по способу воспроизведения.
Оборудование: емкость с водой, резиновая груша, металлический тазик, ширма.
Описание игры: говорите детям, что в сказочной стране начался дождь. Он то сильно льет (сильно нажимаете на грушу с водой), то капает (капаете воду из груши). За ширмой чередуете эти действия, а дети говорят, льет дождь или капает.
Игра «Угадай, кто идёт»
Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков по темпу звучания.
Оборудование: картинки с изображением цапли и воробья, бубен.
Описание игры: показываете картинки и объясняете, что цапля ходит важно и медленно, а воробей прыгает быстро. Затем медленно стучите в бубен, а дети ходят, как цапли. Когда взрослый быстро стучит в бубен, дети скачут, как воробьи.
Игра «На поляне»
Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков по темпу звучания.
Оборудование: шапочки с изображениями зайцев и волков по числу детей, барабан.
Описание игры: делите детей на две группы: зайцы и волки. Объясняете детям, что когда будете медленно стучать в барабан, на поляне будут гулять волки, когда быстро – будут прыгать зайцы. Чередуете быстрое и медленное звучание.
Игра «Дождик»
Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация темпа звучания.
Оборудование: картинка с изображением дождя.
Описание игры: предлагаете рассмотреть картинку, повторить рифмовку.
Дождик капнул на ладошку: Кап – кап! (медленно)
На цветы, на Мурку – кошку: Кап – кап! (медленно)
А потом он разыгрался. Лил да лил,
Во всю старался: Кап – кап – кап –кап! (быстро)
Предлагаете показать, как медленно идет дождь: ударять указательным пальцем одной руки по ладошке другой, произнося: «Кап – кап!». Затем предлагаете показать, как дождь идет быстро: выполнять те же действия в более быстром темпе: «Кап – кап – кап –кап!».
Затем предложить ребенку поиграть в эхо: «Повторяй, как я». Из-за экрана произнести звукоподражание, попросить повторить.
1) кап – кап- кап; 2) кап; 3) кап – кап; 4) кап – кап – кап – кап.
Игра «Кто стучится?»
Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация ритмических рисунков.
Оборудование: иллюстрация к сказке «Три поросенка»
Описание игры: говорите детям, что поросенок ждет гостей – своих братьев. Один поросенок стучится в дверь так: /- /- / (отстукиваете ритм), второй так: /-//, а волк стучится так: //- /. Предлагаете внимательно послушать ритм и определить, кто стучится.
Игра «Звенит капель»
Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация ритмических рисунков.
Оборудование: музыкальный треугольник, картинка с изображением весны.
Описание игры: проситк детей определить, какое время года изображено на картинке, назвать признаки весны. Предлагает детям повторить песенки весны. Отстукиваете ритмы на музыкальном треугольнике, а ребенок отхлопывает: /- /, / -//, //- //…
Игра «Капельки»
Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация ритмических рисунков.
Оборудование: картинки с изображением ритмов в виде капель: капля – хлопок в ладоши, тире (черточка) – пауза.
Описание игры: объясняете ребенку, что капельки поют свои песни по этим картинкам. Показываете картинку и отхлопываетк соответствующий ритм. Потом просите ребенка послушать ритм и показать картинку, которая подходит к этому ритму: /-/, //, /-/-/, /-//.
Игра «Тихо — громко!»
Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация звуков по силе звучания.
Оборудование: музыкальные инструменты.
Играете на выбранном музыкальном инструменте то тихо, то громко. Услышав громкое звучание инструмента, дети бегут. Услышав тихое звучание, идут шагом. Можете выбирать разные инструменты и предлагать разные варианты движений.
Игра «Иди-беги»
Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация звуков по силе звучания.
Оборудование: бубен.
Описание игры: стучите в бубен тихо, громко и очень громко. Соответственно звучанию бубна ребёнок выполняет движения: под тихий звук идёт на носочках, под громкий — шагом, под очень громкий — бежит.
Игра «Найди игрушку»
Цель: развитие слухового внимания, дифференциация звуков по силе звучания.
Оборудование: небольшая игрушка.
Описание игры: один ребёнок выходит из комнаты. Другой ребенок прячет в комнате игрушку. Когда первый ребёнок возвращается в комнату, вы объясняете ему, что другие дети помогут найти игрушку. Когда он подойдёт близко к спрятанной игрушке, дети будут громко хлопать в ладоши. Когда он отойдёт от неё, хлопать будут тише.