У ребёнка трудности в обучении письму и чтению — что делать? (дислексия, дисграфия)

Вы сталкивались когда-либо со следующей ситуацией? Проверяем тетради ребенка по письму и замечаем – огромное количество ошибок. Это не обязательно признак лености или неграмотности, потому что существует такое нарушение письменной речи и психических функций мозга, как дисграфия у детей

Понятие дисграфии как нарушения письменной речи

Что же такое дисграфия?

В одной из предыдущих статей мы разбирали тему дислексия. Там же было сказано, что это похожие нарушения развития, и они почти всегда пересекаются, но не всегда сопровождают друг друга. В России, получая начальное образование, более тридцати процентов учеников младшей школы имеют это отклонение, поэтому нарушение распространенное и очень важно научиться распознавать его, понимать его причины и знать пути преодоление такой проблемы.

Дисграфия – это нарушение письменной речи, при котором делаются очевидные ошибки при письме и которое требует логопедической коррекции.

Подобно дислексии, дисграфия имеет несколько форм, у каждого из которых свои признаки, а если быть точнее – свои примеры ошибок, допускаемых детьми. Можно выделить следующие формы дисграфии:

  • Акустическая
  • Артикуляторно-акустическая
  • Оптическая
  • Аграмматическая
  • Дисграфия, связанная с невосприятием языкового анализа и синтеза

Причины

Врачи, стремясь помочь будущей маме быстрее родить, совершают ошибку, стимулируя роды. При таком способе рождения страдают височные области головки ребенка, которые отвечают за речевые зоны. Последствия могут быть самыми разными: например, нарушения устной и письменной речи.

Нарушение чтения называется дислексией, письма — дисграфией. Оба расстройства могут наблюдаться у одного и того же ребенка, при этом признаков отставания в умственном развитии у него не находят. Дислексия может передаваться от родителей.

Симптомы дисграфии у ребенка

Фонемное восприятии

Эта форма нарушения письменной речи подразумевает наличие плохого фонемного восприятие. Занимающийся при письме, заменяет вместо одних другими буквы, обозначающие похожие звуки. Например замены парных согласных «б»/ «п», «д»/ «т», «г»/ «к», созвучные гласные «о»/ «у», «ё»/ «ю» или сложные звуки и их составляющие «а»/ «я», «ц»/ «с», «ц»/ «т», «ч»/ «щ» и так далее.

При акустической дисграфии нет нарушений со слухом и устной речью

.

Ошибки произношения звуков

В данном случае сохраняются симптомы, описанные выше, только к акустической дисграфии добавляются ошибки в произношении звуков. Фактически это сочетание вместе акустической с фонематической дислексией. Ребенок и читает, и записывает слова неправильно, путает похожие звуки.

Артикуляторно-акустические и артикуляционные нарушения встречается у детей с фонетико-фонематическим нарушением речи.

Аграмматическое нарушение речи

Отмечаются трудности проговаривать текст, который прочитан и обусловлен несформированностью речи. Школьник пишет и произносит, не до конца осознавая слоговое восприятие и значение сформированности слов. Ему трудно подобрать синонимы или антонимы, описать правильно что-либо или образовать нужную форму слова (например, уменьшительно-ласкательную или множественное число). Возможны также сложности в построении сложных предложений (например, он пропускает тот или иной член грамматического предложения или нарушает правила их последовательности). Аграмматическая дисграфия нередко встречается в билингвальных семьях.

Оптическая дисграфия письма

В данном случае детский мозг путает визуально похожие буквы. Он может добавлять или убирать элементы букв, в результате формирования слова получаются как существующие, как и не существующие знаки. Например, можно перепутать «Х» и «Ж», «А» и «Л», а из буквы «Э» можно сделать «С» наоборот. Также иногда при оптической дисграфии происходит отзеркаливание букв.

Недоразвитие языкового анализа и синтеза

Несмотря на сложное название, этот вид дисграфии определить довольно просто. Ученик, страдающий им, в процессе письма пропускает буквы или слоги, меняет их местами, дублирует или вовсе добавляет то, чего нет. Также школьник может путать в письменной работе, где нужен пробел, а где нет, или не дописывать слова. Существуют также сложности в определении границ предложения.

Как развивается фонематический слух?

Фонематический слух формируется во время общения ребёнка с родными и окружающими людьми. Поэтому специалисты советуют разговаривать с малышом, читать ему книги и стихи с момента появления на свет. Наиболее значительный прогресс в становлении фонематического слуха наблюдается в возрасте от полугода до двух лет. Однако отделы коры мозга, отвечающие за его функционирование, окончательно формируются к 5-7 годам.

  1. От рождения до 1 года. Ребёнок начинает реагировать на громкие звуки спустя три недели после появления на свет, а на тихие – через 2 месяца. В 3 месяца малыши хорошо определяют их источники, переводя взгляд в их сторону. В 4 месяца ребёнок может подражать звукам, а в 5 – понимает своё имя. В год малышу удаётся различать часто используемые слова.
  2. От 1 года до 2 лет. В этом возрасте наблюдается активное развитие фонематического слуха. Ребёнку удаётся различать звуки в родном языке. К двум годам малыши определяют на слух ошибочные фонемы. Ребёнок способен сказать, какое слово было произнесено правильно.
  3. От 2 до 4 лет. К трём годам малыш перестаёт путать похожие звуки. Также происходит формирование правильной слоговой структуры слова. Хотя при произношении звуков могут наблюдаться проблемы, например, дети говорят «на-ни-на» вместе «машина».
  4. От 4 до 6 лет. В пяти годам кроха учится определять количество и последовательность звуков в слове. Это важный этап, от которого зависит формирование навыков чтения и письма. У шестилетнего ребёнка получается различать темп и громкость речи.

Безусловно, что нормы развития у каждого ребёнка свои. Но сильные отклонения могут свидетельствовать о фонетико-фонематическом недоразвитии.

Причины нарушения письма и речевого воспроизведения информации

Почему ребенок плохо пишет или почему ребенок плохо читает ? Не удивительно, но причины дисграфии схожи с причинами дислексии.

  • Наследственная предрасположенность
  • Заболевания, перенесенные в перинатальный период развития, а также различные осложняющие факторы (вредные привычки матери, осложненный токсикоз, асфиксия, короткий промежуток между беременностями матери и так далее)
  • Внутренние функциональные причины (длительные соматические заболевания и прочее)
  • Внешние функциональные причины (неправильное речевое воспитание)
  • Отсутствие школьной готовности письма
  • Минимальная мозговая дисфункция
  • Задержка психического развития
  • Синдром дефицита внимания и гиперактивности
  • Общая недоразвитость речи
  • Нарушение произносительной стороны речи (дизартрия)
  • Инсульты, черепно-мозговые травмы, нейрохирургическое вмешательство и опухоли головного мозга (возможно и во взрослом возрасте)

Дисграфия, наравне с дислексией, может привести ко многим проблемам. Среди них — падение учебной мотивации, недоразвитие речи,школьная неуспеваемость,незаслуженно плохая характеристика и так далее. Поэтому очень важно осознать, что ребенок не виноват в том, что неправильно пишет, и эта проблема не связана с его школьным обучением.

Ответственность за коррекцию нарушения лежит, конечно, на специалистах, но в первую очередь – на родителях!

Как и за процессом развитие их питомца в целом. Все, что требуется от педагогов, — это вовремя распознать нарушение и обеспечить на уроках условия, способствующие гармоничному развитию детей, в том числе, коррекции дисграфии.

Но можно ли перепутать дисграфию и другие нарушения развития?

Как этого не сделать?

Какие факторы способствуют появлению детской дисграфии

Причин у заболевания очень много. Выделим основные:

  • малыш дошкольного возраста воспитывается в двуязычной или в многоязычной семье;
  • с раннего детства у ребенка ощущается постоянный дефицит общения, на фоне отсутствия постоянного речевого контакта;
  • развитие детей происходит на фоне постоянной неправильной речи людей, которые их окружают;
  • взрослые имеют привычку говорить с малышом, нечетко произнося большинство слов;
  • родители совершают ошибку, пытаясь учить грамоте свое чадо тогда, когда он умственно и, что самое главное, в психологическом плане никак не готов к этой деятельности.

Нередко заболевание появляется у детей, если они пережили серьезную родовую травму, асфиксию, например, во время родов или перенесли энцефалит.

Диагностика нарушения дисграфии у логопеда

К сожалению, Вы не сможете поставить диагноз и поэтому обратитесь медицинский центр. Необходимо проведение процесса речевого анализа письменной грамматики. Придется пройти диагностику и обследование у ряда специалистов, среди них: невролог, окулист, отоларинголог, логопед и психоневролог (последние, собственно, ставят окончательный диагноз). Каждый из врачей проверяет, нет ли у обследуемого проблем со здоровьем, которые могут привести к нарушению процесса письма, помимо дисграфии. Предположим, что диагноз уже поставлен. Главный вопрос, который стоит перед нами теперь, — как бороться с дисграфией у ребенка ?

Рекомендации для родителей

Обучая ребенка грамоте на дому, старайтесь не навредить учебному процессу своими действиями. Родители вполне способны помочь ребенку прийти к грамотности. Она появляется благодаря устойчивым навыкам, которые сформировались настолько прочно, что стали привычкой.

Что принесет пользу?

  1. Самопроверка. Приучите малыша рефлексировать сначала над устной, а затем и над письменной речью. Написали слово — обдумали. Нет ли здесь ошибки? Со временем сформируются мыслительные шаблоны: ребенок начнет анализировать слова до написания.
  2. Помогает аккуратное списывание. Скажите ученику, чтобы он внимательно переписал текст с книги, учебника. Выбирайте для начала крупный шрифт. Такое упражнение тренирует внимательность.
  3. Регулярность — лучший друг ребенка, который хочет стать более грамотным. Если малышу лень садиться за стол и писать, не идите у него на поводу, предлагая взамен другие виды деятельности. Хотя бы 20 минут в день следует посвятить письму.
  4. Обращайте внимание на почерк детей. Графические символы, точность их изображения напрямую влияют на грамотность: запоминаются окончания слов, осознается разница между буквами и звуками, которые за ними стоят.

Что способно помешать прогрессу?

Вот наиболее распространенные ошибки, которые допускаются родителями и мешают ребятам осваивать грамотное письмо как можно быстрее.

  1. В учебе редко можно переборщить с похвалой, положительными оценками. Часто взрослым людям кажется: ребенок продвинулся вперед, но успехи слишком ничтожны, чтобы хвалить за них. Одобрение старших — лучшая опора для малыша. Поощряйте любой успех в нелегком деле постижения грамоты.
  2. Не ругайте ребенка, попрекая за плохие отзывы педагогов: «Мне стыдно слушать, что о тебе говорят учителя! Работаешь хуже всех в классе!» К перечисленным проблемам добавится чувство вины, но успешнее ученик от вашей критики не станет.
  3. Дайте понять: вы всегда готовы прийти на помощь. Не стоит бросать малыша один на один с проблемами, которые ему не по силам. Сдерживайте обещание, ежедневно интересуясь, как ребенок оценивает собственный прогресс, предлагайте проверить домашнюю работу.

Базовые принципы помощи детям с дисграфией

  1. Не настаивайте, чтобы ребенок часами занимался за столом. Делайте упражнения для спины, пальцев, кистей рук. Проветривайте комнату. Полчаса в день — оптимальная продолжительность занятия.
  2. Купите орфографический словарь и понемногу учите ребенка им пользоваться. Начнет работать зрительная память и аналитическое мышление.
  3. Не ругайте ребенка за ошибки — стресс блокирует рациональное мышление и ребенок может впасть в ступор. Проявите сочувствие, поддержите малыша: ему нелегко.
  4. Если ситуация ухудшается, обратитесь к репетитору, который занимается подобными расстройствами.

Работа по коррекции дисграфии с логопедом

Любой врач скажет Вам, что самолечение недопустимо, и это действительно так.

В основном, с дисграфией работает логопед, но могут также и нейропсихолог, и психотерапевт, и педагог-психолог.

Следует приготовиться к тому, что процесс устранения речевого нарушения и письма не будет быстрым. Коррекционная программа выстраивается в зависимости от того каковы причины, вид нарушения и особенности возраста. Чем он старше, тем сложнее проводить коррекцию.

Как научить ребенка грамотно писать диктанты в школе

Чтобы ребенок получал высокие оценки за диктанты в школе, нужно соблюдать несколько простых, но важных принципов.

  1. Необходима кропотливая работа над ошибками. Разбирайте каждое замечание учителя вместе с ребенком. Пытайтесь понять, что вы упустили во время занятий, что стало причиной ошибки.
  2. Составляйте карточки для особо сложных случаев, время от времени возвращайтесь к ним. Пару раз в неделю нужно повторять пройденный материал.
  3. Проводите домашние диктанты, чтобы малыш привык к подобному формату контрольной работы. Это снизит напряженность во время школьных тестов.
  4. Не забывайте про развитие устной речи, которая сильно влияет на грамотность. Читайте вместе любимые книги, выписывайте непонятные слова в личный словарик. Почаще просите ребенка пересказывать прочитанные истории.
  5. Пусть ребенок побудет в роли учителя. Родитель садится за стол и пишет текст под диктовку, допуская несколько ошибок. Малыш проверяет работу папы или мамы, комментирует, дает рекомендации, объясняет материал самостоятельно. Это упражнение избавляет от стресса и страха перед диктантами.

Способность писать правильно, грамотно формируется вплоть до 10 лет, поэтому не огорчайтесь, если дети с трудом запоминают правила в начальной школе. Любые проблемы решаемы с помощью родителей, психологов, логопедов и усилий самого ребенка.

Русский язык для учеников 1-4 классов

Развиваем навыки мышления, готовим к олимпиадам и подтягиваем результаты по русскому языку в интерактивном формате
узнать подробнее

Случаи, когда необходимо медикаментозное, физиотерапевтическое лечение

Если присутствует органическая причина дисграфии, то будет назначено ее лечение (медикаментозное, физиотерапевтическое и так далее). Сходные способы лечения назначается и при усугубленной дезорганизация письменной речи, приводящей к невозможности действия письма (Аграфия). Будут проводиться различные упражнения с логопедом. Некоторые из них Вы сможете самостоятельно применить и позаниматься с ребенком дома, таким образом Вы не только поможете коррекции, но и сблизитесь со своим малышом.

Как научить ребенка писать без ошибок?

Рассмотрим не самые очевидные, но полезные способы улучшить грамотность ребенка.

  1. Развитие мелкой моторики рук. Помогает лепка из глины и пластилина, вырезание мелких фигурок из бумаги. Пальцы становятся более проворными, почерк улучшается. Это влияет на грамотность: ребенок запоминает очертания букв, они перестают быть сплошным потоком символов. Ученик легче распознает окончания слов.
  2. Работа над каллиграфией. Многие убеждены, что красивый почерк не играет особой роли, но педагоги утверждают: понятное, чистое письмо гарантирует легкое усвоение теоретического материала и высокую степень грамотности.
  3. Следите за положением тела во время письма. В советской школе позе уделяли много внимания, и это не утратило актуальность. Спина должна быть прямой, локти следует расположить на поверхности парты, чтобы они не свисали с нее. Не нужно упираться животом в край стола. Ноги ребенку лучше поставить прямо, расслабленно, не закидывая друг на друга. Тетрадь можно слегка наклонить. Также купите удобную ручку, которая не скользит в руках.
  4. Чтение вслух. Понемногу ребенок начнет видеть визуальные образы слов, которые произносятся во время чтения по ролям. Это поможет писать грамотнее.

Существуют разработанные педагогами методики, которые регулярно применяются учителями в начальной школе. Вот некоторые из них.

  1. Метод П. С. Тоцкого. Система называется «Орфография без правил». В основе лежит медленное проговаривание слов, благодаря которому развивается моторная, двигательная память (движения губ, языка).
  2. Зрительные диктанты И. Т. Федоренко. Ученику дают прочитать предложение про себя, затем он записывает увиденное. Тренировки проходят до тех пор, пока набор карточек не будет освоен ребенком полностью.
  3. Н. Сычева «Пишем без ошибок». Методика предлагает краткие механизмы поиска орфограммы в словах, проверочные задания, дополнительные материалы.

Если вы не хотите разбираться в педагогических методах, можно использовать обычные упражнения в игровой форме.

  1. Разминка перед началом занятия. Вспоминаем очертания букв: рисуем пальцем на бумаге или в воздухе и пытаемся отгадать.
  2. Составление образовательных плакатов. Выпишите вместе с ребенком основные правила и слова, в которых он допускает ошибки. Участие малыша сделает плакат удобнее, понятнее.
  3. Пишем письмо другу или сочиняем сказку. Главное условие— в каждом предложении нужно использовать одно из правил, которые вызывают затруднения.
  4. Принесите с работы документы, продемонстрируйте, как важно уметь писать грамотно: от этого зависит качество работы, уважение коллег за хорошо выполненные задания и даже количество денег. Ребенку нужно понять, зачем он учит правила, чем они полезны в реальной жизни.

Упражнения для исправления дисграфии дома

Можно ли исправить и как исправить дисграфию дома. Да,после консультации с логопедом и проведенного им анализа ситуации, основная нагрузка ложиться на выполнение упражнений в домашней обстановке. Ниже приводятся упражнения для коррекции. Вы сможете их самостоятельно применить и позаниматься. Таким образом Вы не только поможете коррекции, но и сблизитесь со своим малышом.

«Лабиринт»

Требуется пройти лабиринт, проведя на листе непрерывную линию, не отрывая руки и не поворачивая лабиринт.

Графические диктанты

Это такие задания, в которых нужно по подсказкам нарисовать что-то на листе в клетку. Существуют графические диктанты, в которых должна получиться какая-либо буква или цифра.

Конструирование знаков из элементов

Можно составлять буквы и цифры из разных предметов: счетные палочки, карандаши, крупы, пластилин и так далее. Можно рисовать на бумаге рисунки в форме знаков. Из уже составленных символов можно их пересоставить. Разбирайте их и составляйте заново.

Таблицы Шульте

Таблицы Шульте, методика Мюнстенберга и прочие психологические методы на развитие внимания, связанные с цифрами.Как утверждают психологи это особо эффективно ,когда ребенку от 10 до 11 лет.

Кроссворды

Сканворды, кроссворды, английские кроссворды, судоку и прочие головоломки.

Узнавание неполных обозначений

Играйте в узнавание букв и цифр, которые нарисованы не полностью. Пусть ребенок добавит ту часть знака, которой не хватает. Некоторые рисунки можно продолжить до нескольких разных символов. Например, буква «Б» и цифра «5» имеют общую часть.

Поиск пропущенных букв в слове

Напишите слово и нарочно пропустите в нем букву или даже слог. Пусть воспитанник проведет анализ слова, найдет пропуски, выделит слог, исправит ошибку и назовет правильный вариант его написания.

Заучивание стихотворений

Это тоже своеобразное упражнение, которое развивает память и речь. В нашем случае поэзия поможет обрести чувство ритма в речи.

Играйте со словами

Составляйте анаграммы: переставляйте буквы и слоги в словах так, чтобы из них получались новые слова или словосочетания. Можно также взять какое-нибудь среднее или большое слово и попробовать составить из букв, входящих в него слова. Подобных приемов целое множество.

Развитие мелкой моторики

Кажется, что уже все вокруг твердят об этом: развитие речи связано с мелкой моторикой. Используйте эту возможность по максимуму: пусть детская психика отдохнет от русского языка, а он займется лепкой, бисером, конструктором, оригами и другими интересными занятиями. Включите фантазию – и у Вас все получится. Кроме того это будет крайне интересно и Вам, и ребенку!

Психологический комфорт при письме

Вы должны обеспечить своему воспитаннику в первую очередь психологический комфорт, потому что без него проблема либо не решится, либо решится, но с последствиями другого характера. Боязнь учителя, ненависть к письму и урокам, стыд перед одноклассниками и другое.

  • Поговорите с педагогами. Объясните серьезность ситуации и попросите вести себя компетентно. Пусть они не акцентируют внимание остальных детей на проблеме и запасутся терпением. Обязанность учителя – отнестись к своему ученику с пониманием. Это значит помогать, пресекать насмешки других и не ругать за ошибки. Педагог, который не понимает этого, может не только помешать коррекции дисграфии, но и довести ученика до перенапряжению на нервной почве. Только представьте себе ситуацию. Вы – маленький ребенок 8 лет, у которого никак не получается то, что все девочки и мальчики делают с легкостью. При этом взрослый человек, учитель, с которым Вам часто приходится контактировать, ругает Вас за ошибки письма, а сверстники тем временем их высмеивают. И так продолжается достаточно длительное время изо дня в день. Думаю, очевидно, что ни учебной мотивации, ни доверия к окружающим, ни здоровой самооценки у маленького человека не будет.
  • Заряжайте своё чадо только позитивной энергией. Чаще хвалите малыша за успехи и не говорите о плохом. Очень важно, чтобы он верил в себя и не сдавался, то есть не прекращал выполнять упражнения по письму только потому что надоело или что-то не получается. В то же время не заставляйте его переутомляться: все должно быть в меру. Иначе срывов избежать не получится. Помните, что родители – это самое важное, что есть у вашего сына или дочери. Они его лучшие друзья и самые близкие в жизни люди. Кто, если не Вы, поддержите малыша в достижении успеха?

С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Диагноз«дислексия» вызывает чувство растерянности и страха у родителей. Их малыш серьезно болен? Это лечится? Как помочь ребенку с дислексией?

«Дисграфиков» и «дислексиков» шпыняют учителя, дома ругают родители, да, вдобавок, дразнят сверстники.

Существует немало мифов относительно возникновения дисграфии и дислексии.

Один из них – что дети с подобными нарушениями, якобы, умственно отсталые. Другой миф – что этих детей учили новомодными методами, которые «изначально и в корне неверны».

Чтобы разобраться, где же, все-таки, правда, обратимся к детским психологам и логопедам, а также к данным их исследований.

Дислексия и дисграфия: что это такое?

Дислексией в психоневрологии называют нарушения чтения, дисграфией – нарушения письма.

Дети с дислексией допускают ошибки при чтении: пропускают звуки, добавляют ненужные, искажают звучание слов, скорость чтения у них невысокая, ребята меняют буквы местами, иногда пропускают начальные слоги слов… Часто страдает способность четко воспринимать на слух определенные звуки и использовать их в собственной речи, при чтении и письме. Нарушается при этом возможность различения близких звуков: “Б–П», “Д–Т», “К–Г», “С–З», “Ж–Ш». Поэтому такие дети очень неохотно выполняют задания по русскому языку: пересказ, чтение, изложение – все эти виды работ им не даются.

При дисграфии дети с трудом овладевают письмом: их диктанты, выполненные ими упражнения содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк. В средних и старших классах ребята стараются использовать при письме короткие фразы с ограниченным набором слов, но в написании этих слов они допускают грубые ошибки.

Нередко дети отказываются посещать уроки русского языка или выполнять письменные задания. У них развивается чувство собственной ущербности, депрессия, в коллективе они находятся в изоляции. Взрослые с подобным дефектом не в состоянии сочинить поздравительную открытку или короткое письмо, они стараются найти работу, где не надо ничего писать.

У детей с дисграфией отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве. Они путают похожие по начертанию буквы: “З» и “Э», “Р» и “Ь» (мягкий знак). Они могут не обратить внимания на лишнюю палочку в букве “Ш» или “крючок» в букве “Щ». Пишут такие дети медленно, неровно; если они не в ударе, не в настроении, то почерк расстраивается окончательно.

Определить наличие нарушений письма и чтения, в целом, несложно.

Есть типичные ошибки, повторение которых из раза в раз при чтении или письме, должно вас насторожить:

1. Смешение букв при чтении и письме по оптическому сходству: б – д; п – т; Е – З; а – о; д – у и т.д.

2. Ошибки, связанные с нарушением произношения. Отсутствие каких-то звуков или замена одних звуков на другие в устной речи соответственно отражается и на письме. Ребенок пишет то же, что и говорит: сапка (шапка).

3. Смешение фонем по акустико-артикуляционному сходству, что происходит при нарушениях фонематического восприятия. При этой форме дисграфии особенно тяжело детям дается письмо под диктовку. Смешиваются гласные о – у, ё – ю; согласные р – л, й – ль; парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ смешиваются как между собой, так и с другими фонемами. Например: тубло (дупло), лёбит (любит).

4. Мы часто радуемся, когда ребенок бегло читает в дошкольном возрасте, а это при недостаточно сформированной фонетико-фонематической стороне может привести к ошибкам на письме: пропуск букв и слогов, недописание слов.

5. Часты при дисграфии ошибки персеверации (застревание): “За зомом росла мамина» (За домом росла малина), антиципации (предвосхищение, упреждение): “Дод небом лолубым» (Под небом голубым).

6. Большой процент ошибок из-за неумения ребенка передавать на письме мягкость согласных: сольить (солить), въезет (везет).

7. Слитное написание предлогов, раздельное – приставок также является одним из проявлений дисграфии.

Все ошибки, которые можно отнести к дисграфии и дислексии, специфичны, типичны и носят стойкий характер. Если ваш ребенок допускает подобные ошибки, но они единичны, то причины надо искать в другом. Не являются дисграфическими ошибки, допущенные из-за незнания грамматических правил.

Вот некоторые примеры текстов при дисграфии: 2-3 кл)

В чище леса поют чижи. Солнышко пичою, липа светет. Куст шуршит, серый зайки дрожит. Зацвели черемуха. Лариса идет одедать. Журка был сабавный жирвиш. Закачались от ветра нешные цветы. Бевачка щеткай тищит плащ. Малчик сибит вкровате. С веты стаят в вазе.

Почему возникают нарушения чтения и письма?

Процесс становления чтения и письма очень сложен. В нем участвуют четыре анализатора: речедвигательный,который помогает осуществлять артикулирование, то есть наше произношение; речеслуховой, который помогает произвести отбор нужной фонемы; зрительный, который подбирает соответствующую графему; двигательный, с помощью которого осуществляется перевод графемы в кинему (совокупность определенных движений, необходимых для записи). Все эти сложные перешифровки осуществляются в теменно-затылочно-височной областях головного мозга и окончательно формируются на 10–11-м году жизни. Письмо начинается с мотива, побуждения – этот уровень обеспечивается лобными долями коры головного мозга.

Огромное значение для овладения процессами письма и чтения имеет степень сформированности всех сторон речи. Поэтому нарушения или задержка в развитии фонематического восприятия, лексико-грамматических сторон, звукопроизношения на разных этапах развития являются одной из основных причин дисграфии и дислексии.

Если у ребенка нарушен речевой слух, то, понятно, ему очень трудно научиться читать и писать. В самом деле, как он может читать, если нечетко слышит звучащую речь? Овладевать письмом он также не в состоянии, так как не знает, какой звук обозначает та или иная буква. Задача осложняется еще и тем, что ребенок должен правильно уловить определенный звук и представить его в виде знака (буквы) в быстром потоке воспринимаемой им речи. Поэтому обучение грамоте ребенка с дефектным речевым слухом – сложная педагогическая проблема.

В группу риска входят дети, не страдающие речевыми нарушениями, но имеющие недостаточно четкую артикуляцию. Про них обычно говорят: “Еле языком ворочает…», – их называют “мямлями». Нечеткая команда от нечеткого артикулирования, да еще при недосформированности фонематических процессов, может вызвать и нечеткие ответные реакции, что влечет за собой ошибки в чтении и письме.

Наряду с речевым (фонематическим) слухом, люди обладают особым зрением на буквы. Оказывается, что просто видеть окружающий мир (свет, деревья, людей, различные предметы) недостаточно для овладения письмом. Необходимо обладать зрением на буквы, позволяющим запомнить и воспроизвести их очертания.

Значит, для полноценного обучения ребенок должен иметь удовлетворительное интеллектуальное развитие, речевой слух и особое зрение на буквы. Иначе успешно овладеть чтением и письмом он не сможет.

На особенности формирования речи и, как следствие, появление дисграфии и дислексии, влияют и более «глубинные» факторы. Например, неравное развитие полушарий мозга.

Какая область мозга “отвечает» за письмо и чтение?

Оказывается, центр речи у большинства людей находится в левом полушарии. Правая же гемисфера мозга “заведует» предметными символами, зрительными образами. Поэтому у народов, письменность которых представлена иероглифами (например, у китайцев), лучше развита правая половина мозга. Письмо и чтение у жителей Китая, в отличие от европейцев, пострадает при неполадках справа (допустим, при кровоизлиянии в мозг).

Анатомическими особенностями центральной нервной системы объясняются известные врачам факты неплохих способностей к рисованию у дисграфиков. Такой ребенок с трудом осваивает письмо, но получает похвальные отзывы учителя рисования. Так и должно быть, потому что у этого ребенка более “древняя», автоматизированная область правого полушария никоим образом не изменена. Нелады с русским языком не мешают этим детям “объясняться» с помощью рисунка (как в древности – посредством изображения на скалах, бересте, глиняных изделиях).

Логопеды иногда обращают внимание на “зеркальный» характер письма пациентов. При этом буквы перевернуты в другую сторону – как при изображении в зеркале. Пример: “С» и “З» открываются влево; “Ч» и “Р» выдающейся частью написаны в другую сторону… Зеркальное письмо наблюдается при разных расстройствах, однако врач при подобном явлении ищет явное или скрытое левшество. Ищет и нередко находит: зеркальные перевороты букв – характерная особенность левшей.

Играет роль и наследственный фактор, когда ребенку передается недосформированность мозговых структур, их качественная незрелость. В этом случае в результате затруднения коркового контроля при овладении письменной речью ребенок может испытывать примерно те же трудности, что и родители в школе. Существует генетическая предрасположенность к наличию этого изъяна, так как это расстройство наблюдается у нескольких членов в отдельных семьях.

Нарушение чтения чаще становится очевидным ко 2-му классу. Иногда дислексия со временем компенсируется, но в ряде случаев остается и в более старшем возрасте.

Наличие врожденных особенностей, влияющих на возникновение дислексии и дисграфии, объясняет тот факт, что нередко оба вида расстройства наблюдаются у одного и того же ребенка. При этом признаков отставания в умственном развитии у такого малыша чаще всего не наблюдается. Ребенок оказывается не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляется с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности.

Еще одно интересное наблюдение психологов: дислексия встречается у мальчиков в 3–4 раза чаще, чем у девочек. Около 5–8 процентов школьников страдают дислексией. Иногда, однако, причиной дисграфии может стать двуязычие в семье. В последнее время, в силу больших изменений в географии общества, когда многие вынуждены покидать свой дом, учить второй язык, эта причина становится все более актуальной.

Причиной дислексии и дисграфии может явиться и расстройство в системах, обеспечивающих пространственное и временное воспитание. Специальная литература приводит данные института Клаперада, по которым в основе дислексии можно наблюдать действия отрицательной связи “мать – ребенок». Так, ребенок, которого кормят насильно, который привыкает сопротивляться в отношении еды, приобретает ту же манеру и в отношении интеллектуальной пищи. Это сопротивление, которое он обнаруживает при общении с матерью, потом переносится на учителя.

Важны даже такие вещи, которые на первый взгляд кажутся незначительными. Например, очень часто при чтении ребенку трудно следить за строчкой, взгляд скользит. Ученые, проведя исследования, предполагают, что если в грудном возрасте малыш лежит так, что экран телевизора попадает в поле его зрения, то глазные мышцы привыкают к хаотичному движению. Поэтому в дошкольном возрасте полезны упражнения для подготовки глазных мышц к последовательному слежению за строчкой.

Вечный вопрос: что делать? Что делать, если у ребенка обнаружилась дислексия или дисграфия?

Прежде всего: не падать духом. Такие ребята вполне способны овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься. Кому-то понадобятся годы занятий, кому-то – месяцы. Суть уроков – тренировка речевого слуха и буквенного зрения. Лучше всего не только обратиться к логопеду, но и самим заниматься с ребенком.

Логопедические занятия обычно проводятся по определенной системе: используются различные речевые игры, разрезная или магнитная азбука для складывания слов, выделение грамматических элементов слов.

Ребенок должен усвоить, как произносятся определенные звуки и какой букве при письме этот звук соответствует. Обычно логопед прибегает к противопоставлениям, “отрабатывая», чем отличается твердое произношение от мягкого, глухое – от звонкого… Тренировка ведется путем повторения слов, диктанта, подбора слов по заданным звукам, анализа звуко-буквенного состава слов. Понятно, что используют наглядный материал, помогающий запомнить начертания букв: “О» напоминает обруч, “Ж» – жука, “С» – полумесяц… Стремиться наращивать скорость чтения и письма не следует – ребенок должен основательно “почувствовать» отдельные звуки (буквы).

Часто необходимо также обратиться к психоневрологу: он может помочь логопедическим занятиям, порекомендовав определенные стимулирующие, улучшающие память и обмен веществ мозга препараты. Главное – помнить, что дислексия и дисграфия – это состояния, для определения которых требуется тесное сотрудничество врача, логопеда и родителей.

В настоящее время одной из самых популярных методик борьбы с дислексией и дисграфией является методика Рональда Девиса

Есть несколько упражнений, которые помогут вашему ребенку справиться с дисграфией:

1. Ежедневно в течение 5 мин (не больше) ребенок в любом тексте (кроме газетного) зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например: букву а зачеркнуть, а букву о обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например: р – л, с – ш и т.д. Через 2–2,5 месяца таких упражнений (но при условии – ежедневно и не более 5 мин) улучшается качество письма.

2. Каждый день пишите короткие диктанты карандашом. Небольшой текст не утомит ребенка, и он будет делать меньше ошибок (что очень воодушевляет…) Пишите тексты по 150 – 200 слов, с проверкой. Ошибки не исправляйте в тексте. Просто пометьте на полях зеленой, черной или фиолетовой ручкой (не в коем случае не красной!) Затем давайте тетрадь на исправление ребенку. Малыш имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно. Цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком, исправлены, а тетрадь в прекрасном состоянии.

3. Давайте ребенку упражнения на медленное прочтение с ярко выраженной артикуляцией и списывание текста.

Занимаясь с ребенком, помните несколько основных правил:

  • На всем протяжении специальных занятий ребенку необходим режим благоприятствования. После многочисленных двоек и троек, неприятных разговоров дома он должен почувствовать хоть маленький, но успех.

Ученые из Университета Вашингтона в Сиэтле провели исследования работы мозга детей с дислексией. Нейропсихологи Вирджиния Бернингер и Тодд Ричардс возглавили команду исследователей, чьи исследования показали, что мозг детей с дислексией работает примерно в пять раз больше, чем мозг других детей при выполнении одного и того же лингвистического задания. Вы думаете, устали в конце учебного дня? Представьте, если ваш мозг будет работать в пять раз больше!

  • Откажитесь от проверок ребенка на скорость чтения. Надо сказать, что эти проверки давно уже вызывают справедливые нарекания у психологов и дефектологов. Хорошо еще, если учитель, понимая, какой стресс испытывает ребенок при этой проверке, проводит ее без акцентов, скрыто. А ведь бывает и так, что создают полную обстановку экзамена, вызывают ребенка одного, ставят на виду часы, да еще и проверяет не своя учительница, а завуч. Может быть, для ученика без проблем это все и не имеет значения, но у наших пациентов может развиться невроз. Поэтому, если уж вам необходимо провести проверку на скорость чтения, сделайте это как можно в более щадящей форме.
  • Помните, что нельзя давать упражнения, в которых текст написан с ошибками (подлежащими исправлению).
  • Подход «больше читать и писать» успеха не принесет. Лучше меньше, но качественнее. Не читайте больших текстов и не пишите больших диктантов с ребенком. На первых этапах должно быть больше работы с устной речью: упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова. Многочисленные ошибки, которые ребенок с дисграфией неизбежно допустит в длинном диктанте, только зафиксируются в его памяти как негативный опыт.
  • Не хвалите сильно за небольшие успехи, лучше не ругайте и не огорчайтесь, когда у ребенка что-то не получается. Очень важно не показывать ребенку свою эмоциональную вовлеченность: не злиться, не раздражаться и не радоваться слишком бурно.

Лучше гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе – оно гораздо более будет способствовать устойчивым хорошим результатам!

Что важно знать о дисграфии

  • Дисграфия является наиболее вероятным последствием дислексии. Поскольку ребенок сначала читает, а потом занимается письмом, то сложности, которые проявляются в чтении переносятся на проблемы в письме. Он сначала неправильно читает, а затем и неправильно пишет.
  • Патологии могут быть и у взрослого человека. Если у него не провести коррекционную работу вовремя, то эти нарушения речи письма могут сохраниться у человека на всю жизнь. Соответственно, и проблем ему они доставят больше.
  • Иногда коррекция дисграфии является длительным процессом. Родителям нужны быть готовыми к тому, что порой коррекция дисграфии, дислексии и других сопутствующих нарушений речи может занять не один месяц или даже не один год,а несколько лет Потребуется проявить силу воли и терпение.
  • Если у Вас возникает вопросы как лечить дисграфию, то дисграфия – не болезнь. И даже не психическое расстройство. Это лишь нарушение речевого развития, связанное с работой головного мозга. Поэтому будет некорректно в данном случае употреблять слова «лечение», «больной», «болезнь» и прочие. Однако считать, что это «само пройдет», тоже неуместно.
  • Почерк «дисграфика» может быть непонятным. Нередко это связано с нарушением двигательных и зрительных анализаторов, поэтому ребенок, страдающий от этого, может писать неразборчиво, криво.

Группы риска по дисграфии

Существуют определенные группы риска для детей, у которых может появиться дисграфия.

Поэтому врачи в первую очередь должны проводить диагностику и анализ звукопроизношения ребёнка в случае:

  • Если он из многоязычной семьи;
  • Имел ранее заболевания слухового и речевого аппарата;
  • Левша или амбидекстр (человек, для которого левая и правая рука равнозначны);
  • Поздно начал говорить;
  • Левша, которого переучили под правшу;
  • С нарушениями фонетического восприятия;
  • Имеет проблемы памяти или внимания;
  • Школьник с низким уровнем школьной готовности;
  • Пишет так, как говорит;
  • Допускает небольшое количество ошибок, присущих «дисграфику».

Заинтересованность ребенка в письме

Заинтересовать ребенка помогут игры.Особенно это относится если дисграфия у детей дошкольного возраста.

Если ребенок не хочет корректировать нарушение, пренебрегает письменной работой, то на помощь придут увлекательные игры.

С вашей поддержкой коррекция дисграфии превратится из непосильного труда в досуг.

Развитие психических функций

Развитие психических функций поможет на начальной стадии скорректировать речевые нарушения. Занятия для развития мелкой и крупной моторики, внимания, памяти, мышления, интеллекта, фонематического слуха, музыкального слуха, пространственного восприятия, эмоционально-волевых качеств и прочего – это то, что принесет огромную пользу в предупреждении сложностей с речью и возникновения искажения распознавания структуры окружающего мира. Помимо этого, развивать психику ребенка само по себе полезно всегда и в любом возрасте (даже когда он уже далеко не ребенок).

Статистика по дисграфии

Статистика по дисграфии поразительна. Согласно исследованиям, приблизительно у половины учащихся 2 класса выявляется дисграфия.

В обычной школе этот показатель равен почти сорока процентам.

Связано это с тем, что около половины первоклассников имеют фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН) или общее недоразвитие речи (ОНР), что мешает ребенку стать грамотным.

Компенсация

Дисграфия – не приговор

Разумеется, нарушение обычно корректируется. Но стоит также отметить, что некоторые люди выделяют своеобразное преимущество дисграфии. Дело в том, что человеческий головной мозг обладает компенсаторными возможностями. Это значит, что он может любые пробелы компенсировать чем-то другим. То есть, если нарушена какая-либо способность мозга, то другая может быть развитой даже слишком хорошо. Этот факт и определенная «статистика» могут быть основанием для мифа о том, что дисграфия – это «болезнь гениев».

Действительно, мы можем наблюдать, что многие гении страдали этим отклонением.

В их числе Альберт Эйнштейн, Ганс Кристиан Андерсен, Томас Алва Эдисон, Майкл Фарадей, Агата Кристи, Уолт Дисней, Джон Кеннеди, Владимир Маяковский, Стив Джобс и многие другие.

На что обратить особое внимание!!!

  1. Если Ваш ребенок левша.
  2. Если он — переученный правша.
  3. Если Ваш ребенок посещал логопедическую группу.
  4. Если в семье говорят на двух или более языках.
  5. Если Ваш ребенок слишком рано пошел в школу (неоправданно ранее обучение грамоте иногда провоцирует возникновение дисграфии и дислексии). Происходит это в тех случаях, когда у ребенка еще не наступила психологическая готовность к такому обучению.
  6. Если у Вашего ребенка есть проблемы с памятью, вниманием.

Учитель – логопед ГБУ «ППЦ» Зотова Светлана Васильевна

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]