Логопедия – наука о нарушениях речи, методах их предупреждения, выявления и устранения средствами воспитания и специального обучения. Логопедия изучает причины, механизмы, симптомы, течение, структуру нарушений речевой деятельности и систему коррекционного воздействия.
В Юсуповской больницы логопеды восстанавливают нарушенные речевые функции с помощью инновационных методик.
Принципы и наглядные методы логопедии
Когда обращаться к логопеду? Взрослым необходима логопедическая реабилитация после инсульта, черепно-мозговой травмы, опухолей мозга. Консультация логопеда нужна детям в следующих случаях:
- ребёнок в полтора-два года ребенок не произносит слова «мама», «папа», «топ-топ»;
- малыш молчит до трёх лет, хотя понимает обращенную к нему речь;
- ребёнок отстаёт в речевом развитии;
- после черепно-мозговой травмы;
- ребенок к пяти годам гнусавит, картавит, шепелявит, неправильно произносит звуки;
- малыш в пять, ребенок плохо запоминает слова.
С трёх лет детям рекомендуется проходить ежегодную консультацию у логопеда, даже если родителям кажется, что всё в порядке. Интенсивное развитие коры головного мозга у детей продолжается до 6-7 лет. С логопедическими проблемами лучше разбираться до школы, и начинать стоит заранее.
Чем отличается логопед от дефектолога? Дефектолог имеет специализацию «дефектология». Он работает с детьми, имеющими физические и психические дефекты. Логопед занимается с детьми без задержки умственного развития и нарушения работы центральной нервной системы. Он обучает правильному произношению звуков и слогов. Задачи логопеда в школе является это коррекция и профилактика нарушений чтения и письма.
Логопедия опирается на следующие основные принципы:
- системность;
- комплексность;
- принцип развития;
- рассмотрение нарушений речи во взаимосвязи с другими сторонами психического развития ребёнка;
- принцип учёта причин и механизмов речевого дефекта.
Методы логопедии условно разделяют на несколько групп:
- организационные – сравнительный, лонгитюдинальный (изучение в динамике), комплексный;
- эмпирические – наблюдение, экспериментальные, психодиагностические (тесты, анкеты, интервью), биографические (сбор и анализ истории жизни пациента);
- количественный и качественный анализ полученных данных, их машинная обработка с применением электронно-вычислительных машин и компьютерных программ;
- интерпретационные – способы теоретического исследования связей между изучаемыми явлениями.
Широко используются технические средства, которые обеспечивают объективность исследования: интонографы, назометры, спектрографы, видеоречь, фонографы, спирометры и другая современная аппаратура. Рентгенокинофотография, кинематография, электромиография, глоттография позволяют изучать в динамике целостную речевую деятельность и её отдельные компоненты. Неврологические проблемы также изучаются в логопедии.
Использование приема антиципации при обучении грамоте на логопедических занятиях
Использование приема антиципации при обучении грамоте на логопедических занятиях
Современная система образования дает возможность ребенку стать активным участником процесса обучения. Успешность обучения по всем предметам зависит от общеучебных умений учащегося. Одним из основных общеучебных умений является чтение
, т.к. от него зависит успешность обучения ребенка практически по всем предметам школьной программы.
Мало и плохо читающий ученик, будет, что называется, «захлебываться» в потоке информации. Потому в начальной школе учителя вырабатывают оптимальную скорость чтения, тягу к чтению художественной, учебной, познавательной литературы. Нередко педагоги применяют приемы антиципации.
В переводе с латинского «антиципация» (anticipatio) означает предопределение, предвосхищение, предугадывание событий; заранее составленное представление о чем-либо. Термин «антиципация» ввел в психологию в 1880 г. немецкий ученый Вильгельм Вундт. Он понимал под этим термином способность человека представить себе возможный результат действия до его осуществления.
Способность к антиципации, в том числе антиципации при чтении, можно тренировать. У хорошо тренированного читателя процесс чтения напоминает игру «Угадай мелодию». По нескольким начальным буквам он угадывает все слово, а по нескольким начальным словам — всю фразу, а по нескольким фразам — смысл всего абзаца или раздела.
С помощью антиципации (догадки, мысленного предвосхищения) читатель забегает мыслью вперед. Он не только понимает то, о чем говорит автор в тексте, читаемом в данный момент, но и предполагает, догадывается, по логике развития мысли автора, о чем тот должен сказать вслед за этим. Читатель превращается в своеобразного соавтора. Он сам «продолжает» авторский текст, сам мысленно «пишет» продолжение. Такая позиция вызывает высокую интеллектуальную активность, не позволяет терять нить изложения, ход мысли автора, помогает замечать все отклонения, все неожиданные ходы и оттенки, невольно настраивает на критический лад во всех случаях расхождений между догадкой и действительным ходом мысли автора.
Возникает вопрос: возможно ли использовать данный прием работы в детском саду на логопедических занятиях при обучении грамоте? Ведь у дошкольников еще нет навыка чтения, нет достаточного «речевого опыта»! Существует мнение, что развивать антиципацию при чтении текста надо, когда ребенок уже читает со скоростью 15-20 слов в минуту. А вот антиципацию букв
можно развивать уже на первом, начальном этапе обучения грамоте.
Однако, многие логопеды используют данный метод при изучении букв. Вот некоторые приемы работы:
- Восстановить букву по отдельным элементам (игры: «Жук-Буквоед», «Допиши букву», «Исправь букву», «Выбери нужную букву» и т.д.)
Допиши буквы так, чтобы они все были разными
- Изографы – настоящая находка для развития зрительного восприятия, внимания, памяти, логического мышления, творчества дошкольников.
- Выбрать из ряда букв, слогов, слов заданную букву
- «Зашумленные» буквы
- «Превращение буквы» из одной в другую
- Придумывание «образа буквы» (нарисовать, показать пальцами, из счетных палочек, нитей и т.д.)
- Составление слов из заданных букв, слогов
- Разрезные картинки (буквы)
Достраивание букв путем добавления к ним недостающих элементов
Нахождение букв в совмещенных буквах
Таким образом, в детском саду на занятиях по обучению грамоте возможно использование приемов по развитию антиципации на материала букв, что поможет детям в дальнейшем обучении в школе.
МБ ДОУ «Детский сад №91» г. Новокузнецка
Учитель-логопед: Козырева О.В.
Классификация общего недоразвития речи в логопедии
По клиническому составу категория детей с общим недоразвитием речи неоднородна. Логопеды выделяют следующие формы патологии:
- неосложнённые формы общего недоразвития речи у детей с минимальными расстройствами мозговой функции – недостаточной регуляцией мышечного тонуса, незрелостью эмоционально-волевой сферы, моторных дифференцировок);
- осложненные формы ОНР у детей с психопатическими и неврологическими синдромами – церебрастеническим, судорожным, гипертензионно-гидроцефалическим, гипердинамическим;
- грубое недоразвитие речи у детей с органическими поражениями речевых отделов мозга (при моторной алалии – отсутствии или недоразвитии речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте).
В настоящее время используется следующая классификация речевых нарушений в логопедии:
- первый уровень речевого развития – это «безречевые дети», у которых отсутствует общеупотребительная речь;
- второй уровень речевого развития – определяются начальные элементы общеупотребительной речи, бедный словарный запас, явлениями аграмматизма – нарушения речи, проявляющиеся в трудностях при порождении или восприятии предложений;
- третий уровень речевого развития – появление развёрнутой фразовой речи с недоразвитием её смысловой и звуковой сторон;
- четвёртый уровень речевого развития – остаточные пробелы в развитии лексико-грамматической и фонетико-фонематической сторон речи.
Особенности лечения
Универсального рекомендованного всем алгоритма лечения персеверации не существует. Терапию проводят на основании применения целого комплекса различных подходов. Один метод, как единственный способ лечения, применять не стоит. Нужно предпринимать новые методы, если предыдущие не дали результата. Грубо говоря, лечение основано на постоянных пробах и ошибках, что в итоге позволяет отыскать оптимальный метод воздействия на человека, страдающего персеверацией.
Представленные методы психологического воздействия можно применять поочередно или последовательно:
- Ожидание.
Является основой в психотерапии людей, страдающих персеверацией. Суть состоит в том, чтобы ждать изменения в характере возникших отклонений на фоне применения различных методов воздействия. То есть стратегию ожидания применяют в паре с любым другим методом, о которых расскажем ниже. Если изменений не происходит, переходите на другие психологические способы воздействия, ожидайте результата и действуйте по обстоятельствам. - Профилактика.
Не редко два типа персеверации (моторная и интеллектуальная) протекают совместно. Это дает возможность вовремя предупредить подобные изменения. Суть методики основана на исключении физических проявлений, о которых человек наиболее часто говорит. - Перенаправление.
Это психологический прием, основанный на резком изменении совершаемых действий или текущих мыслей. То есть при общении с пациентом можно резко поменять тему разговора или от одних физических упражнений, движений перейти к другим. - Лимитирование.
Метод направлен на последовательное снижение привязанности человека. Достигается это за счет ограничения повторяющихся действий. Простой, но понятный пример — ограничить время, в рамках которого человеку разрешается сидеть за компьютером. - Резкое прекращение.
Это метод активного избавления от персеверативной привязанности. В основу данного способа ложится воздействие путем введения пациента в шоковое состояние. Это можно достичь путем резких и громких фраз, либо же визуализации того, насколько вредными могут быть навязчивые мысли или движения, действия пациента. - Игнорирование.
Метод предполагает полное игнорирование проявления расстройства у человека. Такой подход проявляет себя наилучшим образом, если нарушения были вызваны дефицитом внимания. Если человек не будет видеть смысла в том, что он делает, поскольку эффект отсутствует, то вскоре прекратит повторять навязчивые действия или фразы. - Понимание.
Еще одна актуальная стратегия, с помощью которой психолог узнает ходы мыслей пациента при отклонениях или при отсутствии таковых. Подобный подход не редко позволяет человеку самостоятельно разобраться в своих мыслях и действиях.
Персеверация представляет собой достаточно распространенное расстройство, которое может быть вызвано различными причинами
При персеверации важно выбрать грамотную стратегию лечения. Медикаментозное воздействие в данном случае не применяется
Речевые стереотипии, также известные как речевые итерации, словесные тики, являются рефлекторными, лишенными смысла и эмоционально индифферентными повторениями звуков, слогов, слов и целых фраз в речи больного.
Речь пациента может быть как с его собственной инициативы, либо быть спровоцированной вопросами окружающих людей.
Проявления
Опираясь на характер персеверации, различают следующие виды ее проявления:
- Персеверация мышления или интеллектуальные проявления. Отличается «оседанием» в человеческом создании определенных мыслей или его представлений, проявляющихся в процессе вербального общения. Персеверативная фраза часто может использоваться человеком при ответе на вопросы, к которым она совершенно не имеет какого-либо отношения. Также такие фразы человек с персеверацией может проговаривать самому себе вслух. Характерное проявление такого вида персеверации — это постоянные попытки вернуться к теме разговора, о которой уже давно перестали говорить или же решили стоящий в ней вопрос.
- Моторный тип персеверации. Такое проявление как двигательные персеверации имеет непосредственное отношение к физическому нарушению в премоторном ядре мозга или подкорковых моторных слоях. Это вид персеверации, проявляющийся в форме повторения физических действий неоднократно. Это может быть как простейшее движение, так и целый комплекс различных телодвижений. При этом они повторяются всегда одинаково и четко, словно по заданному алгоритму.
- Речевая персеверация. Ее относят к отдельному подвиду описанной выше персеверации моторного типа. Данные двигательные персеверации характеризуются повторениями постоянно одних слов, либо целых фраз. Повторения могут проявляться в устной и письменной форме. Связано такое отклонение с поражениями нижнего отдела премоторного ядра коры человеческого мозга в левом или правом полушарии. Причем если человек левша, то речь идет о поражении правого полушария, а если правша, то, соответственно, левого полушария мозга.