Использование специальной зрительной символики по методике Т. А. Ткаченко при подготовке детей с ОНР к обучению грамоте

Анотация: Статья адресована учителям-логопедам дошкольных учреждений. В ней представлен многолетний опыт работы по автоматизация звуков на начальных этапах обучения с помощью звуковых символов по методике М.Ф.Фомичёвой. Коллегам предлагается взять на вооружение один из способов работы с детьми у которых нарушено звукопроизношение. Данная методика подойдёт для автоматизации любого поставленного звука.

Вот звук поставлен. И очень часто дальнейшая работа по автоматизации сводится лишь к повторению слогов и слов за логопедом,что приводит к скучному занятию.Поэтому предложенный вариант автоматизации звука с рисованием и одновременным проговариванием слова заинтересует ребёнка и разнообразит процесс обучения.

Лучше, если эта работа будет проводиться в рабочей тетради дошкольника, так как отработанный материал с логопедом, в дальнейшем, родители смогут повторить и закрепить домашних условиях.

Рассмотрим данную методику на примере звука Л.

Итак, звук поставлен. Как же его ввести в речь?

I этап. Автоматизация звука в прямых и обратных слогах

Ребёнка знакомят со звуковыми символами М.Ф.Фомичёвой.

Самолёт гудит Л-Л-Л Аня плачет А-А-А Оля охает О-О-О Поезд гудит У-У-У Медведь рычит Ы-Ы-Ы

Далее предлагают поселить картинки-символы в окошки.

Двигая картинки по линиям-дорожкам,ребёнок одновременно произносит слоги прямые.

Например:

«Самолёт летит к Ане Л-Л-Л- ЛА» «Самолёт летит к Оле Л-Л-Л- ЛО» «Самолёт летит к поезду Л-Л-Л- ЛУ» «Самолёт летит к медвежонку Л-Л-Л- ЛЫ» Затем отрабатывают обратные слоги: «Аня едет к самолёту А-А-А-АЛ» «Оля едет к самолёту О-О-О-ОЛ» «Поезд едет к самолёту У-У-У-УЛ» «Медведь едет к самолёту Ы-Ы-Ы-ЫЛ»

Шпаргалка с символами фонетической транскрипции

вернуться на страницу «Фонетика в таблицах» «Таблицы«, «Фонетический разбор»

Шпаргалка с символами фонетической транскрипции

j [jиевó] его, [cjэ]ст съест, а[д’jу]та́нт адъютант, [вjý]га вьюга, бу[л’jó]н бульон ш’ [ш’ːóк’ь] щеки, [jиеш’ːó] ещё, [ча́ш’ːʌ] чаща, [пр’иеш’ːу́р] прищур, [ш’ːу́кʌ] щука ^ [бʌл’э́з’н’] болезнь, [мΛjá] моя, [гръмʌт’и́чьск’ьj] грамматический ъ [пърʌхо́т] пароход, [го́рът] город, [въдʌво́с] водовоз, [за́дъл] задал иэ [jиэвó] его, [jиэш’ːó] ещё, [иэд’óт] идёт, [н’иэктó] никто, [н’иэсла́] несла ь [м’ьрʌво́j] мировой, [за́м’ьр] замер, [jэсл’ь] если, [в’э́к’ь] веки ыэ [трʌнскр’и́пцыэjъ] транскрипция, [жыэл’э́т’] жалеть, [лъшыэд’э́j] лошадей -звук j используется для обозначения йотированных гласных е, ё, ю, я [вj

ý]га вьюга и обозначения й [ма́
j
кʌ] майка -звук [ш′] щ (обозначается на письме буквой
щ); удвоенный (долгий) звук обозначается чертой сверху или двоеточием [ш′:ика́] щека, [ча́ш′:а] чаща-звук j используется для обозначения йотированных гласных е, ё, ю, я [вjý]га вьюга и обозначения й [ма́jкʌ] -во втором, третьем предударных слогах, в заударных слогах гласные [а], [о], [э] звучат после твёрдых согласных: крыша [кры́шъ], целиком [цъл’ико́м] рыба [ры́бъ] -в предударном слоге после мягких согласных на месте гласных [а], [о], [э] звучит звук, близкий к [и]. В школьном варианте транскрипции его принято обозначать как [и], хотя этот звук звучит скорее как [и] с призвуком [е] – [иэ]. -во втором, третьем предударных слогах, в заударных слогах гласные [а], [о], [э] звучат после мягких согласных: рядовой [р’ьдаво́j], поле [по́л’ь], часовщик [ч’ьсΛфщ’и́к] -после твёрдых [ж], [ш], [ц] перед мягким согласным на месте [а] обычно звучит звук, средний между [ы] и [э] (обозначается [ыэ])

ЗНАКИ ТРАНСКРИБИРОВАНИЯ

[ ] Границы транскрипции (выделение звука, слова или его части)

[‘] Знак мягкости согласного

[—] или [:] Знак долготы звука

иэ Звук, средний между и и е

Ъ, ь Редуцированные гласные (о, а, е) во всех безударных слогах, кроме первого предударного

^ Редуцированный гласный (о, а) в первом предударном слоге и абсолютном начале слова: [^на], [в^да]

Знак [ъ] («ер») передает очень краткий звук, по своему качеству средний между [ы] и [а]. Гласный [ъ] — один из самых частотных звуков в русской речи. Он произносится, например, во 2-м предударном и в заударных слогах после твердых: п[ъ]рохóд пароход, в[ъ]довóз водовоз, зáд[ъ]л задал, гóр[ъ]д город.

В аналогичных позициях после мягких согласных фиксируется звук, напоминающий [и], но более краткий. Этот гласный передается знаком [ь] («ерь»): [м’ь]ровóй мировой, [м’ь]ловóй меловой, зá[м’ь]р замер, зá[л’ь]жи залежи.

Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109 Усвоил тему — поделись с друзьями. Тест на тему Транскрипция #обсуждения_русский_язык_без_проблем

вернуться на страницу «Фонетика в таблицах» «Таблицы«, «Фонетический разбор«

II этап: Автоматизация звука в словах

Рассмотрим данный этап работы на примере звука Л. Логопед рисует картинку и задаёт вопросы ребёнку. Возможен вариант, когда ребёнок сам рисует или раскрашивает картинку.

Примерные вопросы: «Что я рисую?», «Что закрашиваю?», «Что получилось?», «Какое слово напишу под картинкой?» и т.д.

Таким образом, ребёнок проговаривает одно слово несколько раз, происходит автоматизация звука в слове.

На странице в тетради ребёнка располагается 6 картинок вот таким способом:

Если логопед или родитель не имеют художественных навыков, (а они здесь не главные), то можно заменить рисунки готовыми картинками.

Таким способом набираются слова-картинки до тех пор,пока специалист не убедиться,что звук введён в речь на уровне слова. Как правило, подбираются сначала слова со звуком в начале слова (лампа, лупа, лодка, лыжи…,затем в середине слова c прямыми слогами (голуби, малыш, пила…) и в середине слова cо стечением согласных ( платок, клубок, флаг…), лишь потом c отрабатываемым звуком в конце слова ( стол, дятел, футбол…).

Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте, Ткаченко Т.А., 2000

Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте, Ткаченко Т.А., 2000. В пособии известного московского логопеда-практика, автора 10 книг, представлены теоретические положения и практические рекомендации, а также система занятий с детьми 4-летнего возраста по обучению их навыкам звукового анализа и синтеза, без которых невозможно овладение грамотой. Использование оригинальной авторской символики позволяет наиболее эффективно готовить детей с проблемами в речевом развитии и без таковых к усвоению чтения и письма. В пособии собраны занимательные игры и упражнения, а также конспекты занятий, которые рекомендуется проводить с дошкольниками в условиях детских образовательных учреждений и в кругу семьи. Адресовано воспитателям массовых и коррекционных групп, дефектологам и логопедам, студентам педагогических вузов и колледжей, а также гувернерам и родителям детей дошкольного возраста. Вступление. Основной задачей любого дошкольного учреждения является подготовка ребенка к школе, в том числе к усвоению письменной речи. Одним из показателей готовности ребенка к чтению и письму является чистая, четкая, правильная во всех отношениях речь. В 4 года многие дети правильно произносят все звуки родного языка без вмешательства специалиста-логопеда, и казалось бы нет препятствий к усвоению ими грамоты. Вместе с тем в процессе обучения чтению и письму таких дошкольников взрослые могут сталкиваться с определенными трудностями. Преодолеть их, превратить обучение звуковому анализу в интересную и в то же время результативную игру, ответить на многие теоретические и практические вопросы педагогов и родителей поможет использование данного пособия. Если у 4-летнего ребенка обнаруживаются дефекты произношения или более сложные речевые нарушения (дизартрия, ринолалия, алалия, общее недоразвитие речи), то процесс обучения грамоте такого дошкольника серьезно осложняется. Содержание. Вступление. Сведения, которые полезно знать педагогам и родителям, готовящимся обучать дошкольника грамоте. Роль символов в подготовке дошкольников к обучению грамоте. Планирование и проведение занятий по подготовке к обучению грамоте в массовых группах детских образовательных учреждений., Проведение занятий по формированию фонетической стороны речи в логопедических группах. Конспекты занятий. Список литературы. Приложение. Наглядный материал (изображения специальных символов).

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать: — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу

Как открыть файл

Правообладателям

— pdf — Яндекс.Диск. — djvu — Яндекс.Диск.

Дата публикации: 02.07.2019 09:07 UTC

Ткаченко :: 2000 :: ребенок :: подготовка :: грамота

Смотрите также учебники, книги и учебные материалы:

  • Обучение грамоте в детском саду, Старжинская Н.С., 2000
  • Подготовка к обучению грамоте детей 5-6 лет, сценарии образовательной деятельности, Журова Л.Е., 2013
  • Слоговая структура слова, Коррекция нарушений, Логопедическая тетрадь, Ткаченко T.A.
  • Воспитание звуком, музыкальные занятия, Рокитянская Т.А., 2005

Следующие учебники и книги:

  • Готовим детей к школе, пособие для родителей, Болсун Н.В., Ревтович Н.М., 2007
  • Воспитательные моменты, как любить ребенка, оставьте меня детям, Корчак Я., Стоцкой Л., 2017
  • Занятия с детьми 2-3 лет, социальное развитие, окружающий мир, Винникова Г.И.
  • Подготовка детей-инвалидов к семейной и взрослой жизни, пособие для родителей и специалистов, Ярская-Смирнова Е.Р., 2007

Предыдущие статьи:

  • Главная книга о воспитании, как здорово быть с детьми, Суркова Л., 2018
  • Дети с небес, уроки воспитания, как развивать в ребенке дух сотрудничества, отзывчивость и уверенность в себе, Грэй Д., 2013
  • Реализация системного подхода в воспитании молодежи, монография, Ананьин Г.Е., Байбородова Л.В., 2012
  • Постановка звуков.

<< Предыдущая статьяСледующая статья >>

Логопедическое пособие для детей

Выработка звуковой культуры – сложное дело. Дети быстро привыкают говорить неправильно и их тяжело переучить. Для учебного процесса выпускается множество книг.

Логопедическое пособие для детей под редакцией Богомоловой содержит весь нужный материал для автоматизации всех звуков речи. Кратко описаны способы постановки и важные моменты работы. Подобная информация пригодится не только логопедам, но и родителям.

Ребенка нужно с детства учить правильно разговаривать. Иначе у него возникнут сложности с письмом, чтением и счетом. Дефектное произношение может стать причиной для комплексов.

Звуковая культура является залогом уверенности во взрослой жизни. Поэтому ей нужно уделять большое внимание.

Твердые и мягкие согласные

Как научить ребенка отличать мягкие звуки от твердых? Начать надо с того, что мягкость и твердость — это характеристика только для согласных звуков. Гласные здесь на подпевках. Хотя твердость и мягкость для них не характерна, именно их близкое соседство в некоторых словах может повлиять на эти свойства согласных звуков. Основное отличие между мягкими и твердыми звуками заключается в особенностях их произношения.

Если человек произносит мягкие согласные звуки, то середина его языка приподнимается к небу и перекрывает проход, по которому движется воздух, а кончик слегка выдвигается вперед к зубам. Это дополнительная артикуляция. Сам процесс называется палатализацией.

Малышам знать такие сложности ни к чему, но родителям для расширения кругозора подобный термин может пригодиться. Во время произношения твердых звуков подобное не происходит.

Чтобы самому понять разницу, достаточно произнести на пробу слово, в котором один и тот же звук выступает в роли твердого и мягкого.

Для примера возьмем «перерыв». Произношение первого согласного звука [р’] заставляет язык во рту плясать и подниматься к небу, а вот для второго согласного звука [р] эти кульбиты не нужны.

Родителям легко понять разницу, но как объяснить это ребенку на пальцах? Мы предлагаем пустить в ход фантазию и использовать интересные истории, шпаргалки и простые игры, которые помогут малышам запомнить согласные твердые и мягкие звуки.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]