Дифференциальная диагностика алалии и расстройств аутистического спектра в практике логопедического сопровождения

Аутизм – это один из самых трудно устанавливаемых диагнозов, который часто путают с другими заболеваниями. Так, нередко расстройства аутического спектра воспринимают как алалию. Это объясняется тем, что у ребенка аутиста, вначале можно заподозрить глухоту или слепоту, ведь реакции на обращения к нему достаточно слабы, либо вовсе отсутствуют.

Однако при этом, если что-то заинтересует чадо, то можно наблюдать выраженные эмоциональные реакции, которые быстро развеивают сомнения. Поэтому, несмотря на всю сложность распознавания расстройств — сделать это возможно.

Что такое алалия, и какие существуют классификации заболевания

Алалия – это замедленное развитие речи, либо полное ее отсутствие, при сохранности слуха. Алалия и аутизм схожи между собой тем, что затруднительное восприятие речи, не вызванное нарушением работы слухового аппарата.

Однако, в отличие от аутизма, ребенок охотнее идет на контакт, может быть задействованным в играх, не требующих постоянного общения.

Выделяют сенсорную, моторную и сенсомоторную алалию. Сенсорная представляет собой неспособность придавать словам надлежащий эмоциональный окрас.

При этом смысл слова и его произношение расходятся. Подозрения сенсорной алалии могут появиться когда:

  • ребенок неосознанно повторяет за кем-то слова;
  • запинается и меняет буквы в словах;
  • слова произносятся импульсивно, порой сливаясь в одно;
  • отсутствие понимания слова с его предметным значением.

Аутизм и сенсорная алалия могут быть схожи некоторой замкнутостью ребенка, подавленностью состояния. Они не понимают речи окружения, что и служит причиной для затруднительного произношения предложений с экспрессией.

Моторная алалия и аутизм могут быть схожими расстройством внимания и работоспособности. При алалии данные проявления сопровождаются также нарушением интеллектуального развития. Появляется она при поражениях коркового конца речедвигательного анализатора, а также проводящих путей. Плюс, к моторной алалии может привести и снижение активности данных зон.

Сенсомоторную алалию и аутизм могут спутать из-за вышеупомянутых симптомов, таких как некоторая отдаленность от взаимодействия с окружающими и рассеянности внимания. Однако алалия и аутизм различия все же имеют. Причем своевременная постановка правильного диагноза, может стать решающим моментом при лечении ребенка.

Симптомы сенсомоторной алалии у детей

Клиническая картина характеризуется тяжелым расстройством речи. Если при моторной алалии страдает произношение, сенсорной — понимание речи и его анализ, то при сенсомоторной алалии затрагиваются оба компонента. Нарушение может затрагивать также центр ассоциаций — участок мозга, который контролирует построение фраз и предложений.

Разберемся в этих нарушениях подробнее:

  1. Расстройство экспрессивной речи выражается в неспособности воспроизводить звуки. При этом нарушений слуха нет, патология органов артикуляции тоже отсутствует. Ребенок произносит первое слово только к 3 – 4 годам. В разговоре он использует звукоподражания, жесты, лепет. Заменяет звуки или пропускает их, бесконтрольно повторяет слова, но не может повторить слова по просьбе, целенаправленно. Использует в основном имена существительные;
  2. Нарушение импрессивной речи характеризуется непониманием обращенной к нему речи. Хотя ребенок прекрасно слышит звуки, слова, но не может их анализировать и адекватно реагировать. В некоторых случаях отсутствует реакция даже на собственное имя. При этом он бессознательно повторяет слова, слоги, но по просьбе взрослого сделать это не может. Характерна логорея — многословие, но речь нечленораздельная, состоит из отдельных междометий, лепетных слов.

В незнакомой обстановке сенсомоторная алалия становится более выраженной. Например, если дома ребенок реагирует на слова мамы, правильно отвечает на них или реагирует соответственно, то в другом месте он абсолютно ничего не понимает и не реагирует.

Словарный запас ограниченный. Малыш не умеет склонять слова, путает падежи, числа, роды. Страдает грамматика, письменная речь, чтение. Из-за сложности с восприятием речи им сложно усваивать школьный материал.

Такие дети отличаются импульсивностью, неустойчивым эмоциональным фоном. Из-за этого не могут общаться с другими людьми, у них нет друзей. Обычно они держатся обособленно от коллектива. В дальнейшем это приводит к психологическим проблемам.

При сенсомоторной алалии тяжелой степени присоединяются неврологические нарушения и симптомы:

  1. Трудности с координацией и мелкой моторикой;
  2. Неуклюжесть;
  3. Когнитивные расстройства — нарушение памяти, внимания, концентрации;
  4. Неусидчивость, суетливость или наоборот, заторможенность и замедленность;
  5. Заикание;
  6. Энурез;
  7. Нарушения сна и аппетита.

Степени тяжести

В зависимости от глубины поражения головного мозга признаки сенсомоторной алалии у детей могут быть разной степени выраженности:

  • легкая степень характеризуется незначительными нарушениями — изменением последовательности звуков в слове, применением только простых фраз из 2 – 3 слов. Понять, о чем говорит ребенок, можно;
  • при сенсомоторной алалии средней тяжести понимание речи крохи затруднено, есть проблемы с произнесением звуков, построением даже простых фраз;
  • тяжелая степень сопровождается отсутствием реакции на чужую речь и отсутствием или затруднением собственной речи.

Чем алалия отличается от аутизма. Критерии постановки диагноза

Определить, у ребенка алалия или аутизм, помогут отличия, имеющиеся между данными заболеваниями. Так, ниже описаны критерии определения заболеваний.

Как отличить алалию от аутизма: главные признаки
КритерийАлалияАутизм
Потребность в общенииРебенок вступает в контакт со взрослыми, предпочитает совместную деятельность.Тяги к общению нет. При классическом аутизме (синдроме Каннера), ребенок предпочитает рассматривать предметы, листать книги и т.д.
Указательные жестыОсваивается самостоятельно.Приходиться прививать.
Развитие речи при алалии и аутизме до тех летНацеленность на диалог. Реакция на обращенные речи к ребенку.Бесцельность речи. Разговоры только на интересующие ребенка темы.
Звукопроизносительная сторона речиСохранность в норме.Сильное нарушение темпа, тональности и окраса речи.
Экспрессивная речьНаблюдается общее недоразвитие речи. Но при постоянной работе над данной проблемой — возможно ее восстановление.Отсутствие конкретизирующих слов по типу «я», «мое» и т.д. Нет обращения к другим поименно.
Развитие психикиВозможна задержка психического развития и неустойчивость внимания.Возможна умственная отсталость и нарушение когнитивных процессов (памяти, логики и т.д.).
Эмоционально-волевые процессыВозможны истерики, которые легко погашаются и предупреждаются. Несколько выше беспокойство, нежели у сверстников.В истерики входят легко и по незначительным поводам. Выходят из таких состояний самостоятельно, после полного выплеска эмоций.

Моторная алалия и аутизм различия имеют и по наличию фобий и страхов. У алаликов проявления могут быть, но в слабой форме, и при наличии сопутствующих нарушений внимания или с гиперактивностью. Для аутистов страхи не являются редкостью. Причем они редко являются предметными, и не несут под собой объективных причин.

Также отличия заметны и при игре и занятиях. Так, аутист будет принимать на себя роли в игре, но при этом будет настроен на самостоятельные действия. Алалик предпочтет поиграть в компании. Плюс, он не будет против занятий с логопедом, родителями или психологом, тогда как аутист трудно пойдет на контакт.

Нарушения моторики и координации могут быть замечены как у аутистов, так и детей с алалией. Однако, у последних — данная проблема легче корректируется. Навязчивые движения (стереотипии) характерны больше для аутистов.

РАСплывчатое понятие

Понятия «расстройства аутистического спектра» в МКБ-10 попросту нет. Там есть синдром Аспергера, или аутическая психопатия, синдром Ретта, детская деменция (она же дезинтегративный психоз) и другие сходные заболевания с умственной отсталостью или без нее. А вот в DSM-5, американском Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам, понятие РАС есть. Оно объединяет все болезни, которые МКБ-10 относит к общим расстройствам психологического развития.

Основным диагностическим критерием для РАС считают классическую триаду, характерную для детского аутизма. Но в том и путаница: при некоторых болезнях, включаемых в понятие РАС, эти признаки в полной мере проявляются не всегда.

В 2022 году вступит в силу МКБ-11. В новой редакции расстройства аутистического спектра — это категория в подразделе «Психические и поведенческие расстройства». Они подразделяются на 6 подкатегорий, но не по конкретным заболеваниям. Учитываются функциональный язык (без нарушений, с нарушениями, отсутствует) и интеллектуальное развитие (без нарушения или с ним). Решен в МКБ-11 и главный вопрос: аутизм и РАС — одно и то же, во всяком случае с 2022 года.

Обследование алаликов и прогнозы улучшения состояния

Происходит определение аутизма и алалии по ИОМ и ДОУ. Это индивидуальные маршруты сопровождения ребенка, заключения которых будут учитываться при постановке диагноза. В них отображаются наблюдения психолога, педагогов и логопедов, относительно состояния ребенка.

Именно потому, что моторная алалия и аутизм имеют различия, прогнозы на восстановления способностей детей в первом случае намного утешительнее. Так, при сопровождении ребенка, регулярных занятиях с логопедом и психологом, можно в разы улучшить речевые навыки своего чада. Причем в этом может поспособствовать и букварь для детей с алалией и аутизмом, который используется на коррекционных занятиях. Он позволяет ребенку проще воспринимать информацию, и лучше справляться с поставленными задачами по изучению письма и произношения. Также улучшается и установление связи между предметом и словом.

Но в целом, если заниматься ребенком, и верить в улучшение его состояния, можно добиться положительных результатов. Об этом свидетельствуют как комментарии врачей, так и отзывы родителей, столкнувшихся с такой проблемой.

Выход из словесных джунглей

Терминологические споры — следствие слабой изученности причин заболеваний, которые проявляются характерной для РДА триадой. Это напрямую отражается в классификациях, ведь их окончательный вид зависит от того, какой принцип составители положили в основу разделения болезней на группы и подгруппы. Несмотря на то, что МКБ-11 однозначно предлагает считать аутизм и РАС одним и тем же, на практике для выбора алгоритмов диагностики, лечения и коррекции не всегда достаточно оценки только уровня интеллекта и речевого развития, ведь эти симптомы только показатель функциональной зрелости мозга. Но классификаторы не остаются неизменными. Если медицинское сообщество придет к тому, что новая классификация недостаточно хороша, в нее могут внести изменения.

Для пациентов и их родителей важно не столько название состояния, сколько ранняя диагностика, комплексная оценка состояния здоровья ребенка и подбор наиболее эффективной терапии и реабилитационных занятий. Универсальных схем для заболеваний, при которых проявляется характерная для детского аутизма триада, не существует, помогает только индивидуальный подход и активная совместная работа врачей, педагогов и родителей. Возможно, составители МКБ-11 и правы: в ранней диагностике сложно однозначно дифференцировать различные состояния, напоминающие РДА. Оказывать помощь без установленного диагноза в рамках доказательной медицины практически невозможно, а чем раньше ребенок начинает получать терапию, тем лучше прогноз.

Умственная отсталость

По-другому эту патологию называют олигофрения или интеллектуальная недееспособность. Тут все гораздо хуже, так как исправить почти ничего невозможно. Нарушение в развитии головного мозга и центральной нервной системы приводит к остановке совершенствования интеллекта ребенка. Абстрактно мыслить он не в силах, нарушены когнитивные функции, эмоции простые и бедные.


Умственно отсталый ребенок медленно говорит и ходит, так как вегетативное состояние у него особое. Память у него ограничена, способности к обучению и получению навыков ниже, чем средние, часто он не может сам себя обслуживать нормально. Такой малыш легко привязывается к людям, хорошо к нему относящимся. Он не замыкается в себе и легко, с удовольствием, идет на контакт.

Как и аутисты, дети с таким расстройством тоже очень любят музыку.

Патология эта врожденная или проявляется у малыша до трех лет. Следует, однако, отметить, что при слабой выраженности диагноз могут поставить и после прохождения курса начальной школы.

Важно: прогрессировать олигофрения не может.

«Виновники» интеллектуальной недееспособности вполне определены:

  • курение и прием алкоголя будущей матерью в период беременности;
  • воздействие токсинов на плод;
  • гипоксия при родах;
  • синдромы Клайнфелтера, Дауна и т.п.

Аутизм

Это расстройство развития ребенка появляется у малышей в возрасте 2 года, однако диагноз можно подтвердить позже – в 3–5 лет. Аутисты строят собственный мирок и не хотят его покидать, им нравится играть в полном одиночестве, не общаться ни с кем. Связь таких детей с внешним миром нарушена, хотя они вполне здоровы в физическом плане.

Признаки аутиста:

  • замкнутость на самом себе, избегание людей, не ищут друзей;
  • предпочитает играть в одиночестве;
  • трудности в вербальном (речь, письмо) и невербальном (мимика, жесты, прикосновение, оценка внешности и голоса) общении. Задержка речи, мутизм – случайное произношение фраз и слов;
  • нарушено социальное взаимодействие – отсутствие эмоций на действия других людей, оставляет без ответа обращение к нему, не смотрит в глаза, не привязывается ни к кому;
  • стереотипное поведение – наличие определенных обязательно выполняемых ритуалов, повторение однотипных движений продолжительное время, эхолалия – повторение слов;
  • может проявлять агрессию при попытке наладить контакт, кричит;
  • любые изменения, происходящие вокруг, ему мешают.

Для некоторых людей (1–2 человека) аутичные дети делают исключение и могут общаться с ними.

Точной причины аутизма не установлено, хотя многие специалисты склоняются к генетической версии. Некоторые же считают, что вызвана такая патология органическими заболеваниями мозга.

Аутисты любят музыку. При легкой форме расстройства они даже могут превосходить по интеллекту своих ровесников, лучше учатся, но лишь по некоторым предметам, так как их умственное развитие весьма избирательно. К тому же такие люди очень часто демонстрируют выдающиеся способности в отдельных сферах (науке, искусстве) и могут вполне нормально адаптироваться в обществе при правильном подходе к воспитанию, обучению и специальной коррекции.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]