Немного истории. До 1917 года в России дети, имеющие какие-либо аномалии в развитии, в большинстве своем не получали специально организованной помощи. Специализированные учебно-воспитательные заведения существовали, но они были закрытыми, частными, отделенными от общеобразовательных учреждений.
После революции ситуация существенно изменилась. Был поднят вопрос об организации ряда специальных учреждений, действующих в системе народного образования, для детей с особыми потребностями в обучении. Правительство страны издало необходимые законодательные документы, где были прописаны требования к организации учебно-воспитательного процесса детей с отклонениями в развитии.
Долгое время недоразвитие речевой функции не считалось аномалией. Дети с тяжелыми речевыми нарушениями учились в общеобразовательных школах. Только профессором Ф.А. Рау в 1928 году был поднят вопрос об организации дошкольных заведений, исправляющих дефекты речи до поступления ребенка в школу. Он определил легкие формы речевого недоразвития. Несложные дефекты могли исправить воспитатели детского сада, которые прошли курсы логопедической переподготовки. Тяжелые осложнения речевой функции исправляли логопеды, в специализированных группах при детском саду. Впоследствии стали открываться отдельные учреждения – логопедические детские сады.
Сведения о логопедическом детском саде
В данные детские сады с логопедическим уклоном принимают не всех плохоговорящих детей. В речевой детский сад чаще всего направляют дошкольников со следующими речевыми дефектами:
- алалия;
- дизартрия;
- заикание.
Девочка занимается с логопедом
Тяжелые нарушения могут сопровождаться отставанием в развитии эмоционально-волевой сфере и высших психических функций. Поэтому кроме логопеда, в этом ДОУ занятия проводит и дефектолог. Если в обычном детском саду программа направлена на дальнейшую подготовку детей к школе, то главная цель логопедического сада — преодоление речевого дефекта.
Особенности логопедической работы с детьми с РАС
Специалист строит занятия не только в соответствии с возрастом ребенка, но и с учетом его речевого развития. В ДОУ логопед ведет работу по следующим направлениям:
- формирование артикуляционной моторики;
- коррекция фонетико-фонематических процессов;
- активизация и расширение словарного запаса;
- коррекция звукопроизносительной стороны;
- формирование грамматического строя;
- формирования связной речи;
- коррекция общей и пальчиковой моторики.
Важно! Специалист в начале учебного года проводит логопедическое обследование всех детей. По его результатам он пишет программу для индивидуальных и фронтальных коррекционных занятий.
В логопедическом детском саду индивидуальные занятия проводят каждый день. Их продолжительность не превышает 15-20 минут.
Индивидуальное занятие с логопедом
На индивидуальных уроках логопед делает упор на коррекцию звукопроизношения и отработку понятий, с которыми у ребенка больше всего трудностей на фронтальных занятиях. На фронтальных уроках основная работа строится на формировании лексико-грамматического строя. Групповые и подгрупповые занятия проводят 3-4 раза в неделю.
В логопедическом детском саду за каждой группой закреплен специалист, который постоянно взаимодействует с родителями и другими педагогами. У каждого ребенка есть своя тетрадь по логопедии для дошкольников для домашних занятий, которые он выполняет вместе с родителями. Логопед в речевом саду общается с родителями наравне с воспитателем, потому что в данном ДОУ главное — максимально скорректировать и приблизить к норме речевое развитие.
Специфика логопедических занятий с неговорящими детьми 3-4 лет
Одно из ТНР — это алалия, когда ребенок не разговаривает совсем, либо в возрасте 3-4 лет у общается словами, не связанными в предложениям, или простыми фразами.
Важно! Логопед строит свою работу с того этапа, на котором у ребенка начались проблемы. Если трудности появились на стадии лепета, то специалист строит коррекционную работу, начиная с этого этапа.
У неговорящих детей нет потребности в общении, поэтому одна из задач логопеда — создать для них благоприятную речевую среду. Работа над звукопроизношением начинается с сохранных звуков, на основе которых происходит отработка артикуляционных укладов. Специалист отрабатывает простейшие понятия: «дай», «здравствуй», «пока» и т.д. Основные лексические темы занятий: «Семья», «Игрушки», «Животные».
Все занятия необходимо сопровождать практическими действиями, чтобы у ребенка закреплялся отработанный на занятии материал. У неговорящих детей часто нарушен мышечный тонус языка, поэтому одно из направлений работы — логопедический массаж.
Важно! Специалист должен окончить курсы логопедического массажа. Потому что при работе с детьми с ТНР используют особые виды массажа.
Игры на развитие и формирование связной речи у дошкольников
При работе с ребенком, имеющим сложный речевой дефект, логопед не ставит упор на качество звукопроизношения. Главное — создать у него потребность в общении.
Пальчиковый театр на занятии
Специфика занятий дефектолога с детьми с ТНР
В речевом ДОУ работает дефектолог, занимающийся коррекцией ВПФ (высших психических функций). Он проводит работу по следующим направлениям:
- развитие познавательной деятельности;
- стимуляция речевой активности;
- развитие моторной сферы;
- развитие психических функций;
- коррекция поведенческого поведения.
Важно! У дошкольников с ТНР часто встречаются ЗПР, умственная отсталость различной степени, расстройства аутистического спектра. Речевое развитие тесно взаимосвязано с ВПФ, поэтому дефектолог проводит работу параллельно с работой логопеда. Таким образом реализуют принцип комплексного воздействия.
Особенности индивидуальной логопедической программы
Коррекционная работа с детьми с ОВЗ строится на 4 основных этапах:
- диагностический;
- подготовительный;
- коррекционно-развивающий;
- оценочный.
Все занятия строятся на особенностях дефекта, чтобы максимально скорректировать его развитие. На диагностике логопед осуществляет проверку соответствия речевого развития возрасту. Индивидуальная программа логопедического сопровождения детей с ОВЗ имеет примерное содержание, не имеет строгих временных рамок. У логопеда остается возможность вносить коррективы, исходя из динамики развития ребенка. Тематическое планирование не всегда соответствует групповому, поскольку цель индивидуального логопедического сопровождения — преодоление речевого дефекта.
На оценочном этапе специалист проводит диагностику и сравнивает с результатами, полученными в начале года. На основании этого будет составлен план работы на будущий учебный год.
Артикуляционная гимнастика
Пример занятия с ребенком с ТНР
При работе с детьми со сложными речевыми расстройствами рекомендуют использовать здоровьесберегающие технологии, чтобы осуществить стимуляцию речевой активности. Это биоэнергопластика, использование для массажа Су-Джок и другие. В течение всего занятия логопед поощряет любую речевую активность дошкольника.
Структура занятия следующая:
- Организационный момент, цель которого настроить на урок.
- Работа над голосовыми связками, основное упражнение — пропевание гласных.
- Артикуляционная гимнастика.
- Работа над коммуникативной функцией речи.
- Работа над фонетико-фонематическими процессами.
- Коррекция пальчиковой моторики.
- Работа над пониманием мимики.
- Работа над лексико-грамматическим строем при помощи театрализованных игр.
- Итог занятия, на котором логопед говорит о достижениях ребенка.
Важно! Если воспитанник отказывается выполнять упражнение, не нужно его заставлять что-либо делать. Педагог предлагает попробовать сделать другие задания. Важно создать ситуацию успеха.
Шаблон диагностической карты для детей с ЗПР
Это пример карты, которую чаще всего используют специалисты в своей работе. В ней указывают все необходимые данные для организации коррекционной работы и проведения мониторинга.
Шаблон заключения для детей с ЗПР
Всё про логопедические сады в Москве — мой опыт.
Я получила огромное количество вопросов о логопедических садах после этого поста. Писала его давно, но до сих пор несколько раз в месяц мне приходят сообщения в лс на эту тему.
Мы со старшим сыном Ильёй прошли очень длинный путь к правильной, красивой речи и произношению, на данный момент цель почти достигнута. Наш сын был в двух разных садах, где есть эти группы, сейчас он как раз ходит во второй сад.
Тема речевого развития детей, коррекция звукопроизношения и т.д. всегда актуальна для родителей дошкольников. Я прошла два раза всю эту не простую процедуру оформления ребёнка в лого сад, имею реальный опыт и вижу результаты от пребывания сына в логопедическом саду. Хочу поделиться с вами нашей историей и своими впечатлениями, чтобы вы могли оценить все + и — , во-первых от нахождения и во-вторых от обучения ребёнка в лого садике.
Много разных причин недоразвития речи у детей — индивидуальные психические и характерологические особенности, педагогическая запущенность, генетика тоже свою роль играет. В нашем случае это были внешние факторы, а именно стресс.
На развитие речи нашего старшего сына Илюши я всегда обращала особое внимание. Была уверена, что Илья начнёт говорить очень рано, ведь с рождения Илюша был быстр во всём. Он очень стремительно проходил все этапы на пути к прямо хождению — перевернулся, пополз, встал, пошёл у опоры, а в 8,5 месяца пошёл без опоры, этап «сел» он пропустил))), ему не сиделось на месте, он хотел сразу ходить везде и всюду..
В 3,5 месяца он произнёс своё первое осознанное слово — баба. Я ожидала, что первым словом будет мама))) но бабушка (моя мама) его больше впечатляла в то время))) Речь у Илюши развивалась не очень стремительно((( но в рамках нормы. Когда Илюше было 2 года 6 месяцев (февраль 2014 года), я была на 11 неделе беременности и попала в больницу с отслойкой плаценты. Для Ильи, это было огромным стрессом — мы не досмотрели и не придали значения некоторым моментам, ребёнок был в шоке, увидев как муж забирал из больницы мои окровавленные вещи и обувь, а потом были долгие две недели маминого отсутствия. Как следствие — у Ильи в развитии речи наступил регресс((( Когда Илюше исполнилось 3 года и 1 месяц у нас родился второй сын Пашуля, Илья считал брата виновником маминого попадания в больницу, роддом и источником моей боли. Его речь превратилась в лепет годовалого малыша с отдельными словами в виде просьб — пить, еТь, гуЯть и т.п. До сих пор говорю «спасибо» тем «людям» из-за которых я тогда оказалась в больнице и по ныне мне приходится расхлёбывать все проблемы с речью старшего сына… Для меня эта ситуация с сыном стала очень травмирующей. Многие родственники и друзья не понимают, что я так ношусь с сыном, но они многого не знают и не видят.
В августе 2015 года, я начала заниматься вопросом психологического состояния Ильи и оптимальным решением проблемы коррекции речевого развития и звукопроизношения.
Так как имею непосредственное отношение к психологической науке, я знакома и вместе работала с отличными специалистами, в том числе, в области нейропсихологии.
Почти семь месяцев с Илюшей работала нейропсихолог 1-2 раза в неделю, прорабатывая перенесённый стресс и его последствия.
Для работы над коррекцией речи я решила перевести ребёнка в лого сад. Средств оплачивать отдельно работу логопеда у нас не было, нам услуги нейропсихолога обходились в 2000 руб. за сеанс и то только потому что это моя хорошая знакомая и коллега, для остальных клиентов ценник за услуги другой.
Решение с переводом в логопедический сад меня привлекало тем, что ребёнок постоянно находится в саду, с ним занимается педагог и логопед, а я не трачу своё время и деньги в пустую.
Для начала я обратилась в обычную городскую поликлинику и проконсультировалась с логопедом. Специалист подтвердила правильность моего решения. Обследовав Илюшу она сделала заключение — общее недоразвитие речи (ОНР) 3 -го уровня — это зачатки правильной речи, когда ребёнок, пробует произнести многие слова искажая их, не использует склонения по родам и падежам, путает множественное и единственное число.
Для основания в предоставлении ребёнку места именно в логопедическом саду или для работы логопеда с ребёнком в обычном саду, нужно заключение Центральной психолого-медико-педагогической комиссии (ЦПМПК), но прежде нужно оформить все документы в своей поликлинике. Необходимы справки от логопеда, невролога, психиатра и педиатра, со всеми справками нужно идти к заведующему ДШО (дошкольно-школьное отделение) в своей поликлинике, от неё/него необходимо заключение с которым предстоит ехать на комиссию. Ещё для прохождения комиссии обязательно нужно взять характеристику на ребёнка из садика, который он посещает.
Вся информация о записи, документах, расписании и пр. на сайте Московского центра качества образования (если вы из Москвы). Скажу только, что очередь на комиссию большая, ждать придётся долго, поэтому сначала запишитесь на комиссию, а потом идите в поликлинику за всеми справками. За 1-2 месяца точно успеете всё оформить, а там и очередь на ЦПМПК подойдёт. Я оба оформления сына в сады ждала не больше недели, моя коллега нейропсихолог помогла нам здорово.
Теперь хочу успокоить всех родителей, которые напуганы тем, что якобы лого сады ликвидированы и их больше нет. Это не верная информация, в каждом районе Москвы (не знаю как по МО) есть лого сад (это лучший вариант) или 1-3 сада обычных, но с лого группами (это на худой конец). Единственное, что изменилось, так это количество детей в группе, раньше 12-15 детей было, теперь 20-25. Чтобы узнать о наличии таких садов или групп в своём районе, можно позвонить в Департамент образования г. Москвы (подробнее здесь) по т. 8495-530-71-71 и узнать сколько, каких и где расположены логопедические сады в вашем районе.
Теперь про сами сады или группы. Сын в прошлом учебном году посещал логопедический сад, в этом учебном году мы из-за ремонта переехали в другой район Москвы, к моим родителям. Я перевела Илюшу в обычный сад, но в логопедическую группу.
Многие обращаются ко мне с вопросом, а нравится ли мне и ребёнку лого сад, вот здесь такой вопрос не совсем корректен. Если говорить об уровне образования и профессионализме логопедов и педагогов, то всё очень хороша. Когда люди идут работать в лого группы, то понимают, что подготовка у них должна быть очень хорошей, они должны быть реальными профессионалами в своей специальности.
Я бы обратила внимание родителей на на персонал сада, а на детей в группе. Вот теперь рассказ о лого садах и лого группах.
В обычные сады, где есть лого группы, берут всех детей, имеющих заключение комиссии ЦПМПК. В этом главная проблема — дети с речевыми дефектами все очень разные, очень особенные, с большим количеством «интересных диагнозов». Речь у ребёнка страдает по разным причинам — в нашем случае это стресс, т.е. внешнее воздействие на детскую психику, на поведении сына это никак не отразилось, он наоборот стал более ласковым, трогательным и заботливым. А ведь в лого группах есть очень «тяжёлые» дети, я не буду сейчас описывать диагнозы и т.п. Все видели таких детей, в каждой обычной группе д/с есть свои драчуны, кусаки, хулиганы или всё вместе взятое — дети «не в себе» или, как я таких называю — «тёпленькие». А вот теперь представьте, что вашего !!!нормального
!!! ребёнка , который плохо некоторые звуки выговаривает и говорит «яблоко краснЫЙ», помещают в группу, где «тёпленьких» детей 15 из 23. Персонал сада будет в лепёшку расшибаться, чтобы ваш ребёнок развивался в речевом плане, а вот с его поведением будут происходить очень сильные изменения не в лучшую сторону((( Поэтому нужно искать именно логопедический сад, там 2 группы на каждый возраст, одна группа для «тёпленьких», другая для нормальных детей.
Сын в прошлом году был в логопедическом саду, я до сих пор с теплотой вспоминаю логопеда и нашу воспитательницу, поздравляем её с праздниками и дарим билеты в Кремль на балеты. Мы очень ей за всё благодарны, она и логопед приложили все усилия чтобы Илюшина речь и звукопроизношение стали лучше. Из звуков только «Р» не удалось за год «поставить», но этот звук только к 6-ти годам обычно появляется у таких детей.
В этом учебном году Илюша ходит в логопедическую группу обычного сада. Педагогам памятник готова поставить, они замечательные, не нахожу слов, чтобы описать мою благодарность им и логопеду. Моими и их усилиями, помимо словообразовательной стороны речи, удалось «завести моторчик», я услышала «Р», теперь мы на пути к автоматизации этого звука, а ещё я и педагоги научили Илюшу читать. В 5 лет 5 месяцев сын начал читать по слогам))) конечно, всё очень медленно происходит, пока это короткие слова типа — ЛОБ, МОХ, СУП и т.п., но я довольна. С математикой тоже прогресс — вычитание и сложение в пределах 10. Старается «в уме» всё делать, но счётные палочки всегда наготове.
Дети в этой группе очень сложные, я не хочу описывать что к чему, думаю, что представить и так можно… В следующем учебном году я переведу Илюшу в обычный садик — наш любимый 2010 «Гармония», к добрейшей Зуле Анатольевне (если читаете, то ) на реабилитацию после «тёпленьких», которые дурно на Илью влияют.
Ещё следует обратить внимание на программу по которой занимаются в лого группе, их всего три. В прошлом году я не обратила внимание по какой программе Илья занимался, в этом году, когда заключала договор, то прочитала в нём, что используется программа Нищеевой. Мне очень нравится, у детей целая неделя на освоение какой-либо темы, например «Перелётные птицы», «Мебель», «Зима». В конце недели родители с ребёнком делают проект и ребёнок его защищает в группе перед детьми и педагогом.
На сколько я поняла, но могу немного ошибаться в очерёдности действий, день в саду выглядит так — с 8.00 дети приходят, делают логический диктант в тетрадях с крупной клеткой, завтракают. В 9.00-9.30 педагог начинает заниматься по теме недели, на этих занятиях даётся много материала в разных видах. Затем логопед начинает приглашать детей на занятия. Потом детям дают фруктами перекусить и начинаются занятия математикой или буквы изучают. В 11.30 выходят на прогулку, точно не помню по часам, но после прогулки обед и дневной сон, после сна полдник и немного времени на игры. В 16.00 снова занятия, а потом прогулка и ужин.
У детей практически нет времени выдохнуть))) но такой интенсивный темп занятий приносит свои очень хорошие результаты.
Если бы не количество «тёпленьких» детей, я была бы на 100% довольна лого садом. В любом случае, даже такой вариант лучше, чем ребёнок будет находиться в обычной группе д/с, с существенными дефектами звукопроизношения и задержкой речевого развития, а потом в школе иметь проблемы на уроках русского языка, ведь как он говорит/слышит, так и писать будет((( Ну и конечно же ни одному родителю не хочется, чтобы его ребёнок вырос картавым или шепелявым.
Надеюсь, что в этом посте смогла ответить сразу на все вопросы о логопедических садах.
Позже напишу по каким пособиям занимаются сейчас с сыном в саду и как дома занимаемся.
Всем успехов в занятиях по достижению правильной и красивой речи
Детские сады с логопедическими группами
Это альтернатива речевому ДОУ, потому что в специализированное учреждение попасть не так просто. Логопедическая коррекционная группа — это особая группа, в которую принимают детей с нарушениями речи 5-6 лет. В некоторых ДОУ есть логопедические группы и для дошкольников, имеющих ЗПР.
С дошкольниками с ЗПР работает не только логопед, но и дефектолог. Он занимается коррекцией психических процессов и нормализацией эмоционально-волевой сферы. Логопед взаимодействует обязательно с воспитателями, музыкальным работником, учителем физкультуры. Один из главных принципов работы с дошкольниками с ТНР — комплексное воздействие.
Основные признаки недоразвития речи дошкольника
В логопедической группе проводят занятия не только по коррекции речевых нарушений, но и логоритмика и ЛФК. Происходит коррекция над темпо-ритмической стороной, моторикой.
Важно! Все педагоги в своей работе используют здоровьесберегающие технологии. Есть день, когда логопед работает во второй половине дня, чтобы проконсультировать родителей.
Дефектологи используют в своей работе специальные логопедические тетради для детей с ОНР с упражнениями для отработки навыков:
- Теремковой Н.Э.;
- Комаровой Л.А.;
- Ткаченко Т.А.;
- Новотворцевой Н.В.;
- Арбековой Н.Е.
Эти тетради используют на занятиях, также для выполнения домашних заданий. Содержание данных пособий построено с учетом особенностей лиц с ТНР.
Групповое занятие с логопедом
К концу обучения в логопедической группе речевое развитие воспитанников должно быть максимально приближено к норме и они были готовы к обучению в школе. При успешной коррекционной работе получится достигнуть следующих результатов:
- правильного звукопроизношения;
- сформированная слоговая структура;
- нормализован мышечный тонус артикуляционного аппарата;
- словарный запас будет приближен к норме;
- ребенок сможет общаться сложными распространенными предложениями;
- овладеет навыками словообразования и согласования;
- улучшается моторная сфера;
- ребенок умеет вести себя на занятиях и во время игр;
- появляется понимание что такое звук, что такое буква;
- овладевают начальными навыками чтения и письма.
Важно! Но все зависит от тяжести дефекта, потому что в случае сложных нарушений бывает успех, когда дошкольник умеет общаться сложными предложениями. Поэтому в логопедической группе меньше детей, чем в обычной, чтобы педагоги могли уделять достаточно времени для их обучения.
О важности логопедических занятий
Так бывает, что расстройства речи становятся заметными у малышей только тогда, когда они начинают ходить в частный детский сад. Регулярные занятия в группе полного и кратковременного пребывания, взаимодействие с ровесниками и взрослыми помогают «разговорить» ребят, обогатить их словарный запас.
Не все сады в Москве располагают специалистами по речевым отклонениям, поэтому родителям рекомендуется выбирать то образовательное дошкольное учреждение, в котором логопед работает постоянно. Если для детей 2-3 лет общение становится сложным, наблюдаются ошибки в произношении, перестановка слогов, запинание, нежелание говорить, то на помощь приходят логопед и дефектолог.
Перед тем, как начать проводить логопедические занятия для детей, специалист:
- Осуществляет осмотр и проводит диагностику.
- Выявляет речевые нарушения.
- Формирует группу для занятий.
- По необходимости направляет на консультацию к врачам соответствующей области.
Чем занимается логопед в садике
В большинстве случаев ребятам хватает занятий в общей группе, но иногда требуется отдельное посещение логопеда, чтобы скорректировать нарушения, предупредить их возникновение в дальнейшем. Специалист в логопедическом садике ведет индивидуальную карту для каждого подопечного, где фиксирует данные о проводящейся работе, прогрессе, результатах занятий, дает родителям домашние задания, инструкции для тренировок.
Какую работу проводит логопед в саду:
- формирование и развитие фонематического слуха;
- коррекция расстройств звукопроизношения, восприятия речи;
- развитие мелкой и артикуляционной моторики;
- тренировка внимания, памяти;
- развитие лексико-грамматической стороны речи;
- формирование правильного речевого дыхания;
- обучение элементам грамоты.
Разновидности нарушений, с которыми работает учитель-логопед
Современный частный логопедический детский сад имеет все возможности для проведения эффективных уроков: новейшие методики обучения, демонстрационные материалы, тетради, картинки, таблицы. Все это помогает детям в игровой форме лучше усваивать новые знания, с интересом и увлечением делать упражнения, успешно выполнять программу занятий, устраняя разные виды речевых отклонений.
Речевые расстройства делятся на несколько видов:
- Нарушения устной речи. Часто имеют клиническую картину, это отклонения в голосообразовании, звукопроизношении, интонировании, темпе речи. Происходят на фоне таких заболеваний, как дисфония, дизартрия, алалия, дислалия, заикание по причине судорог мышц речевого аппарата и др. В этом случае частный логопедический сад предоставляет услуги дефектолога, а занятия проводятся после заключения специалистов смежных областей – невропатолога, отоларинголога, педиатра.
- Нарушения письменной речи. Эта проблема выявляется у детей старше 5-6 лет, заключается в том, что ребенок испытывает сложности при чтении и письме: неправильно прочитывает слова, тяжело опознает буквы, пропускает слоги, окончания (дислексия и дисграфия).
- Нарушения средств коммуникации. Самая распространенная проблема в частном логопедическом саду: сюда входят фонетические отклонения и фонетико-фонематическое недоразвитие. Наблюдается, когда ребенок имеет дефекты произношения некоторых звуков, бедный словарный запас, позднее развитие речи.
- Нарушения в применении средств коммуникации. Как правило, это заикание, вызванное психологическими причинами (страх речи).
- Комбинированные.
Преимущество логопедического детского сада
Частные логопедические детские садики помогают формировать правильное речевое развитие комплексно. Работу по устранению дефектов проводит не только логопед, но и воспитатели, музыкальный руководитель, специалист по физической культуре. Это дает возможность проработать проблему с разных сторон, развить координацию, мелкую моторику, улучшить слух, восприятие, память, провести совместную коррекционно-педагогическую работу.
Для ребенка 3 лет и старше важно не только посещать занятия в логопедическом садике, но и заниматься дома с родителями. При соблюдении всех рекомендаций, выполнении упражнений, артикуляционной гимнастики для постановки речи, положительный результат достигается быстро. В качестве дополнительных тренировок можно посещать индивидуальные занятия, которые проводит платный логопед. Если вы в поиске специалиста для своего ребенка в Москве, обратите внимание на услуги логопедического центра для детей на базе частного детского сада «Доминошки».
Частный логопедический сад
Из-за того, что попасть в государственный садик для детей с ТНР, некоторые выбирают частное ОУ. Преимуществами такого логопедического сада являются:
- квалифицированные специалисты — часто логопеды уходят работать в частные сады из-за высокой зарплаты;
- более современные кабинеты;
- занятия с применением ИКТ (не во всех государственных учреждениях есть такая возможность);
- использование нестандартных методик, потому что в частных учреждениях педагогам предоставляют творческой свободы.
Логопеды в частных ОУ работают по такой же схеме, что и в государственных садиках. При работе с детьми с ОНР основной упор делают на лексико-грамматический строй и формирование коммуникативных навыков, потому что первично страдает именно навык построения связных высказываний.
Дошкольные учреждения для детей с нарушениями речи
Научными исследованиями в области дефектологии досканально исключительно важное значение раннего распознавания дефекта и его ранней коррекции.
В значительном ряде случаев специальное дошкольное обучение и воспитание корригируют нарушения в развитии и тем самым предупреждают затруднения детей при обучении в школе (Т. А. Власова, 1972).
При выраженных нарушениях речи ранняя коррекционно-воспитательная работа с детьми приводит к значительной компенсации дефекта.
Сеть дошкольных учреждений для детей с нарушениями речи начала развиваться с 1960 г. Вначале это были отдельные экспериментальные группы, организованные при массовых детских садах, а затем — отдельные детские сады и ясли-сады для детей с нарушениями речи.
Первоначально в детских садах открывались группы для детей только с легкими нарушениями речи (недоразвитием фонетической стороны речи). Затем были организованы группы для детей с более сложными нарушениями (заикающихся детей, для детей с общим недоразвитием речи). На основании приказа МП СССР от 21 ноября 1972 г. № 125 утверждена номенклатура специальных дошкольных учреждений для аномальных детей системы просвещения.
Детские сады, ясли-сады для детей с нарушениями речи и соответствующие дошкольные группы при детских садах и яслях-садах общего типа комплектуются непосредственно теми отделами народного образования, в ведении которых находятся указанные дошкольные учреждения.
Дети, овладевшие нормальной речью, успешно закончившие обучение и не достигшие 7-летнего возраста, переводятся в дошкольные учреждения общего типа.
Основные задачи логопедического обучения детей с различными видами речевых аномалий в условиях специальных дошкольных учреждений включают в себя не только коррекцию ведущего дефекта, но и подготовку к овладению грамотой.
В дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи предусматривается четкая организация всего коррекционного процесса.
Она обеспечивается:
- своевременным обследованием, детей; рациональным составлением расписания занятий;
- планированием индивидуальной работы с каждым ребенком;
- наличием планов фронтальных занятий;
- оснащением их необходимых оборудованием и наглядными пособиями;
- совместной работой логопеда с воспитателем группы и родителями.
Возможности преодоления недостаточности в речевой, познавательной и эмоционально-волевой сферах во всех возрастных группах лиц с нарушениями речи зависят от своевременного и адекватного применения комплекса медицинских и психоло-гопедагогических воздействий.
Проведение всего комплекса коррекционного обучения требует совмещения специальных занятий по исправлению недостатков речи с выполнением общих программных требований. Для дошкольных групп детей с нарушениями речи разработан режим дня, отличающийся от обычного. Предусмотрено проведение логопедом фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий. Наряду с этим выделяются в вечернее время специальные часы для работы воспитателя с подгруппами и отдельными детьми по коррекции речи по заданию логопеда). Воспитатель планирует свою работу с учетом программных требований и речевых возможностей детей. Он обязан знать индивидуальные отклонения в формировании речи ребенка, слышать дефекты произносительной и лексико-грамматической сторон речи, в процессе учебной и внеучебной деятельности учитывать речевые возможности каждого ребенка.
Совместно с логопедом (в группах ОНР, ФФН) планируются занятия по развитию речи, ознакомле – нию с окружающим, подготовке к письму и т. д. Преемственность в работе логопеда и воспитателя фиксируется в специальной тетради.
Дошкольные учреждения для детей с нарушениями речи являются перспективным звеном в общей системе воспитания и обучения аномальных детей, обеспечивающим предупреждение дальнейшего развития дефекта.
Слабым звеном в деятельности специальных детских садов является недостаточное медицинское обслуживание детей, несогласованность в сроках логопедических и оздоровительных мероприятий, позднее выявление детей, неполный их охват.
По мере развития сети дошкольных учреждений, обеспечивающих потребность в логопедической помощи, необходима дальнейшая дифференциация детей с различными речевыми аномалиями (заикающиеся с нормальным уровнем речевого развития — заикающиеся с недоразвитием речи; дети с легкой степенью дизартрии; дети с ринолалией и др.).
В последнее время в ряде регионов страны открываются дошкольные логопедические кабинеты в детских садах общего типа. Логопед оказывает консультативную и коррекционную помощь детям преимущественно с нарушениями произношения по типу амбулаторного приема.
Логопедическая помощь в условиях специальных дошкольных учреждений оказывается детям, имеющим недостатки речи при других нозологических формах (олигофрения, нарушения зрения, опорно-двигательного аппарата), а также детям с задержкой психического развития.
Согласно положению «О типовых штатах дошкольных учреждений специального назначения для детей с дефектами умственного и физического развития и об оплате труда учителей-дефектологов и учителей-логопедов» (из приказа министра просвещения от 14 октября 1975 г. № 131) в детских садах (яслях-садах) для детей с нарушением зрения, опорно-двигательного аппарата и интеллекта вводится должность учителя-дефектолога из расчета 1 единица на группу.
Логопедические сады ЮЗАО г. Москвы
Детский сад № 89 (с логопедическими группами) 117485, Москва, м. Беляево, Волгина Академика ул., 5А Телефон: 336-7787
Детский сад № 233 (С ЯСЕЛЬНОЙ И ЛОГОПЕДИЧЕСКИМИ ГРУППАМИ) 117393, Москва, м. Новые Черемушки, Гарибальди ул., 28А Телефон: 128-6933
Детский сад № 237 (комбинированного вида, с логопедическими группами) 117437, Москва, м. Беляево, Арцимовича Академика ул., 2А Телефон: 335-8111 Детский сад № 289 (ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА) (с логопедическими группами) 117279, Москва, м. Беляево, Миклухо-Маклая ул., 53А Телефон: 333-2039
Детский сад № 394 (ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ) 117461, Москва, м. Каховская, Херсонская ул., 10, к.1 Телефон: 121-6061
Детский сад № 406 «Лукоморье» (КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ТИПА, ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ, С ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППОЙ) 119421, Москва, м. Калужская, Новаторов ул., 20, к.3 Телефон: 432-3213
Детский сад № 602 (КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА, С ЛОГОПЕДИЧЕСКИМИ ГРУППАМИ) 117209, Москва, м. Каховская, Перекопская ул., 7, к.1 Телефон: 122-9170
Детский сад № 710 (С ЯСЕЛЬНЫМИ, ЛОГОПЕДИЧЕСКИМИ ГРУППАМИ И ГРУППАМИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА) 117209, Москва, м. Каховская, Перекопская ул., 12, к.2 Телефон: 122-7069
Детский сад № 775 (С ЛОГОПЕДИЧЕСКИМИ ГРУППАМИ) 117447, Москва, м. Академическая, Черемушкинская Б. ул., 14А Телефон: 126-6970
Детский сад № 795 (ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ) 117465, Москва, м. Теплый стан, Профсоюзная ул., 156, к.4 Телефон: 337-1800
Детский сад № 974 (С ЯСЕЛЬНОЙ И ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППАМИ) 117513, Москва, м. Юго-Западная, Ленинский просп., 125, к.3 Телефон: 438-4000
Детский сад № 983 (КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА, ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ) 117574, Москва, м. Ясенево, Новоясеневский просп., 16, к.3 Телефон: 421-7500
Детский сад № 1068 (КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА, С ЛОГОПЕДИЧЕСКИМИ ГРУППАМИ) 117418, Москва, м. Новые Черемушки, Цюрупы ул., 11, к.2 Телефон: 331-2100
Детский сад № 1165 (КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА, ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ) 117335, Москва, м. Профсоюзная, Профсоюзная ул., 38, к.2 Телефон: 128-4811
Детский сад № 1209 (КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА, С ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППОЙ) 117593, Москва, м. Ясенево, Айвазовского ул., 6, к.2 Телефон: 425-6500
Детский сад № 1210 (КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА, ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ, КРУГЛОСУТОЧНЫЙ) 117465, Москва, м. Теплый стан, Тюленева Генерала ул., 23, к.2 Телефон: 339-8844
Детский сад № 1243 (ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ, КРУГЛОСУТОЧНЫЙ) 119333, Москва, м. Воробьевы горы, Фотиевой ул., 8 Телефон: 137-0625
Детский сад № 1273 (КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА, ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ) 117463, Москва, м. Битцевский пар, Карамзина проезд, 7, к.2 Телефон: 421-1100
Детский сад № 1335 (КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА, ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ) 119296, Москва, м. Университет, Ломоносовский просп., 6, к.1 Телефон: 134-4358
Детский сад № 1388 (ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ) 117292, Москва, м. Профсоюзная, Ивана Бабушкина ул., 24А Телефон: 125-1552
Детский сад № 1406 (КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА, С ЛОГОПЕДИЧЕСКИМИ И ЯСЕЛЬНЫМИ ГРУППАМИ) 117186, Москва, м. Нагорная, Нагорная ул., 15, к.9 Телефон: 127-8988
Детский сад № 1505 (ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ, ОРТОПЕДИЧЕСКИЙ, С ЯСЕЛЬНОЙ ГРУППОЙ) 117393, Москва, м. Новые Черемушки, Гарибальди ул., 10, к.5 Телефон: 132-0100
Детский сад № 1506 (КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА, С ЛОГОПЕДИЧЕСКИМИ И ЯСЕЛЬНЫМИ ГРУППАМИ) 117630, Москва, м. Калужская, Челомея Академика ул., 10А Телефон: 936-3096
Детский сад № 1609 (КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА, ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ) 117393, Москва, м. Новые Черемушки, Гарибальди ул., 14, к.3 Телефон: 132-2083
Начальная школа-детский сад № 1850 (ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ, КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА) 117133, Москва, м. Теплый стан, Теплый Стан ул., 12Б Телефон: 338-7666
Детский сад № 1944 (КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА, ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ) 119331, Москва, м. Проспект Вернадского, Марии Ульяновой ул., 25Б Телефон: 138-5979
Детский сад № 2007 (ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ) 117447, Москва, м. Нагатинская, Севастопольский просп., 12А Телефон: 123-5203
Детский сад № 2037 (ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ) 117628, Москва, м. Аннино, Старокачаловская ул., 3Б Телефон: 711-0909
Детский сад № 2074 (ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ, С ЯСЕЛЬНЫМИ ГРУППАМИ) 117628, Москва, м. Старокачаловская, Знаменские Садки ул., 5В Телефон: 712-3118
Детский сад № 2211 (ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ, С ЯСЕЛЬНЫМИ ГРУППАМИ) 117628, Москва, м. Бульвар Дмитрия Донского, Ратная ул., 8Б Телефон: 711-0618
Детский сад № 2308 (КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА, ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ) 117042, Москва, м. Ул. Скобелевская, Веневская ул., 11 Телефон: 716-0718
Детский сад № 2361 (КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА, ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ) 119261, Москва, м. Университет, Ленинский просп., 85 Телефон: 134-6019
Детский сад № 2393 (С ЛОГОПЕДИЧЕСКИМИ ГРУППАМИ) 117042, Москва, м. Бунинская аллея, Южнобутовская ул., 72, к.4 Телефон: 715-4659
Детский сад № 2405 (С ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППОЙ) 117042, Москва, м. Бунинская аллея, Южнобутовская ул., 88 Телефон: 715-6463
Как попасть в логопедический детский сад?
- Логопедические детские сады ЗАО г. Москвы
- Логопедические детские сады ЮВАО г. Москвы
- Логопедические детские сады САО г. Москвы
- Логопедические детские сады ЮАО г. Москвы
- Логопедические детские сады ЦАО г. Москвы:
(3 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading …
Что такое коррекционный детский сад?
Детский сад компенсирующего (коррекционного) вида— это образовательное учреждение для детей дошкольного возраста, имеющих ограниченные возможности здоровья (ОВЗ), в котором созданы условия для всестороннего развития, лечения и коррекции таких детей. Отличительной особенностью компенсирующих садов является то, что помимо воспитателей с детьми работают педагоги-дефектологи, медицинские работники соответствующего профиля, детские психологи. Количество детей в группах таких садов, как правило, не превышает 10-16 человек, что позволяет уделить внимание каждому ребенку в необходимом объеме. Поскольку количество мест в группах компенсирующего вида ограничено, это привело к тому, что дети вынуждены стоять в очереди для получения места достаточно длительное время, а в логопедических садах и группах иногда наблюдается переполнение. Регулярность занятий в специальных группах, объединяющих детей с равным уровнем развития и схожими отклонениями, позволяет целенаправленно и углубленно проводить коррекцию дефектов, дисциплинирует детей, дает позитивные результаты в подготовке к обучению в школе. В то же время на практике часто встречаются ситуации, когда в логопедической группе оказываются дети с выраженными умственными, поведенческими и/или эмоционально-волевыми проблемами, что создает трудности осуществления образовательного процесса во всей группе. Практически во всех коррекционных садах проводятся занятия с родителями, помогающие им лучше понять проблемы своего ребёнка с ОВЗ и создать дома благоприятные условия. Приём детей в коррекционные сады осуществляется только по направлению, выданному на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).