Полезные советы:
- Заучивание скороговорок при помощи мнемодорожек значительно облегчит этот процесс. Слово ребенок воспринимает через образ – картинку, модель, символ, знак. А мнемотехника направлена именно на это — замену слов образами. Образами обозначаются даже предлоги ( модели предлогов вы сможете найти ниже в статье).
- Перед тем как начать работать с данными мнемодорожками необходимо закрепить навыки четкого произношения и различения звука «З» в слогах, словах. Учим малышей выделять данный звук в начале, середине и конце слов. В этом Вам помогут раскраски на звук «З».
- Все занятия по автоматизации звуков строятся по принципу от простого к сложному.
- Каждое занятие следует начинать с разминки, это 2-3 упражнения артикуляционной гимнастики.
- Далее переходим к изолированному произношению звука «З», автоматизации в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и других игровых упражнениях.
- Если ребенок не усваивает или ему тяжело выполнять новые задания, можно возвратиться назад и закрепить произношение на более простом материале.
- При отборе скороговорок учитывайте какие звуки ребенок произносит правильно, а какие нет. Соответственно, отбирайте только те скороговорки, которые ребенок сможет сказать правильно, выговаривая ВСЕ ЗВУКИ. Иначе можно не только не развить речь ребенка, а наоборот усугубить, закрепив неправильное произношение.
- Необходимо обязательно следить за правильном произношением звука «З» при произнесении скороговорки. Если у ребенка не получается, остановите его, произнесите это слово медленно. Повторите его несколько раз.
- Заучивайте скороговорки сначала в медленном темпе, можно по слогам. Постепенно темп увеличивайте.
- Обращайте внимание на ясность всех слов для ребенка. Уточните у малыша, все ли слова он понимает, если нет — объясните их значение.
Скороговорки для развития речи и дикции у малышей 2, 3, 4 лет
Специалисты считают, что дети до 3 лет могут вообще не говорить. Если вашему ребенку 3 года, и он не говорит, обратитесь к неврологу и дефектологу. Возможно, задержка развития речи обусловлена каким-то недугом.
Возможные нарушения речи у детей 3-4 лет:
- Заменяет трудные звуки, на более легкие. Например «ц» на «с», «р» на «л». Для этого возраста это вполне нормально. Нужно просто больше говорить с малышом и произносить сложные звуки.
- Неправильно ставит окончания, так как не умеет правильно определять падежи. Например, у меня один монета. Для этого возраста вполне допустимое нарушение.
- Неправильное использование слов, близких по смыслу. Например, вместо жадный и скупой, ребенок говорит дешевый.
- Долго думают, прежде чем описать какое-то происшествие. Перебирают в уме нужные слова. Это норма.
- В этом возрасте ваша задача развивать и расширять словарный запас малыша. Много говорите, описывайте предметы, используя новые слова. Ниже представлены скороговорки для развития речи малышей 3-4 лет.
Скороговорки для развития речи и дикции у малышей 2, 3, 4 лет
Скороговорки для развития речи и дикции у малышей 2, 3, 4 лет
Скороговорки для развития речи и дикции у малышей 2, 3, 4 лет
Варианты игр со скороговорками:
- Найди в скороговорке слова со звуком «З»;
- Найди слова, где в скороговорке звук «З» стоит в начале слова, в середине слова;
- Придумай свое смешное предложение с этим словом;
- Соедини две части скороговорки и произнеси ее;
- Произнести скороговорку весело, грустно, со страхом, тихо, громко;
- Отгадать с какой интонацией произнес скороговорку партнер;
- Произнеси скороговорку и интонацией известного персонажа мультфильма или сказки (н-р, Волк из Семеро козлят или Кот Матроскин из Простоквашино ит.п.);
Скороговорки для развития речи, дикции у детей, младших школьников 8, 9, 10, 11, 12 лет
У детей старше восьми лет полностью сформированная речь. Дети хорошо произносят все звуки. При этом могут строить длинные и ложные предложения. Словарный запас огромный. Среди самых распространенных проблем – плохая дикция. Ребенок не четко разговаривает, мямлит или глотает часть слов из-за того что спешит. Переживания, стресс и нервные потрясения отрицательно сказываются на дикции ребенка. С плохой дикцией нужно бороться, для этого существует масса упражнений и скороговорок.
Нарушения дикции:
- Логопеды считают, что около 30% всего земного населения страдают от нарушения дикции. Это чаще всего связано с особенностями речевого развития и средой обитания. Если кто-то из родителей картавит, заикается, неправильно произносит шипящие, то ребенок может перенимать эту особенность.
- Чаще всего проблемы с шипящими. Сами звуки выговариваются, но нарушена артикуляция. В результате этого наблюдается нарушение дикции.
- Большую часть нарушения дикции составляет неправильное произношение «р». Чаще всего это из-за неправильного произношения и слабого мышечного аппарата. Дикцию удастся исправить, тренируя мышцы и произношение.
Ниже представлены скороговорки для улучшения дикции школьников и тренировки мышечного аппарата.
Скороговорки для развития речи, дикции у детей, младших школьников 8, 9, 10, 11, 12 лет
Скороговорки для развития речи, дикции у детей, младших школьников 8, 9, 10, 11, 12 лет
Мнемодорожки скороговорок на звук «З»:
Скороговорки для автоматизации звука «З» при помощи мнемодорожек легче и проще заучиваются малышами. Когда ребенок видит цепочку связных картинок ему не так страшно начинать учить даже сложный текст. Поэтому, используйте для заучивания скороговорок мнемодорожки. Это сделает ваши занятия не только полезными, но и увлекательными.
Скороговорки для развития речи и дикции у детей на шипящие Ш, Щ, Ч
В народе такое нарушение называют шепелявостью. Существует несколько вариантов этого недуга. Чаще всего дефекты произношения связаны с деформацией мягкого неба, губ или прикуса. Но у детей произношение может нарушаться из-за неправильной постановки губ и языка. В таком случае помогут скороговорки с шипящими звуками.
Виды шепелявости:
- Губно-зубная
- Призубная
- Носовая
- щечная
- Смягченная
Скороговорки для развития речи и дикции у детей на шипящие Ш, Щ, Ч
Скороговорки для развития речи и дикции у детей на шипящие Ш, Щ, Ч
Скороговорки для развития речи и дикции у детей на звук и букву Н
Этот звук тоже обычно легко произносится. Возможно неправильное произношение, некоторое его искажение. Обычно буква смягчается. Ниже представлены скороговорки для тренировки нормального произношения звука «н».
Скороговорки для развития речи и дикции у детей на звук и букву Н
Скороговорки для развития речи и дикции у детей на звук и букву Н
Как видите, при помощи скороговорок и артикуляционной гимнастики можно исправить произношение некоторых звуков.
Скороговорки для развития речи и дикции у детей на свистящие С, З, Ц
Существует несколько вариантов нарушения произношения этих звуков:
- Кончик язычка просовывается между зубками. В итоге получается нечистое «с» и «з» (пришептывание).
- При нормальном положении передней части языка средняя часть спинки его недостаточно опущена. Получаются смягченные сь и зь (сянки, зямок).
- «С» и «з» заменяются другими звуками, часто «ш», «ж», реже в младшей группе «ф» на «в» (шапог, жамок, фапок, вамог). Среди малышей ясельного возраста это со временем проходит.
- Ц заменяется звуками «с», «т», «ч» (сапля, тапля, чапля).
Скороговорки для развития речи и дикции у детей на свистящие С, З, Ц
Скороговорки для развития речи и дикции у детей на свистящие С, З, Ц
Скороговорки для развития речи и дикции у детей на звук и букву Т
Этот звук обычно дети хорошо произносят. Наблюдаются нарушения в случае врожденных патологий и при слабом мышечном аппарате. Во втором случае при помощи укрепления мышц можно добиться чистого произношения звука. Ниже представлены популярные и простые скороговорки для детей разного возраста.
Скороговорки для развития речи и дикции у детей на звук и букву Т
Скороговорки для развития речи и дикции у детей на звук и букву Т
Скороговорки для развития речи и дикции у детей на звук и букву Л
В основном нарушение произношение наблюдается среди детей возрастом 3-4 лет. При этом дети выговаривают этот звук, но получается он искаженным. Часто слышится «в» вместо «л». Например, вось, вместо лось. Это связано с неправильной артикуляцией и постановкой языка, губ. В таком случае большую пользу приносит артикуляционная гимнастика, нежели скороговорки. Ниже представлены скороговорки, для исправления звука «л».
Скороговорки для развития речи и дикции у детей на звук и букву Л
Скороговорки для развития речи и дикции у детей на звук и букву Л
Скороговорки для развития речи и дикции у детей на звук и букву Л