Выговаривая скороговорки, ломала я язык, переламывала… Скороговорки для детей на букву «л»

Как весело бывает детям проговаривать скороговорки! И смешно до слёз, и речь развивается, и неправильные звуки в словах начинают произноситься верно. Сегодня для вас подборка скороговорок на букву «л» для развития речи и артикуляции для наших детей.

Звук «л» очень часто детьми произносится неправильно или не произносится вовсе, а часто заменяется другими звуками. Будет очень полезно позаниматься с малышом скороговорками.

Сложные скороговорки на буквы «р» и «л»

Чтобы перейти к более сложным скороговоркам на буквы «р» и «л» нужно научиться проговаривать более лёгкие, в одну две строчки.

***

Валерий кавалерию Раскрасил акварелью. Карьером кавалерия Скачет у Валерия.

***

Валя варежки вязала Варя валенки валяла. Купили Валерику и Вареньке Варежки и валенки.

***

Взял Валерка тарелку, Взял Валерка поднос. Мне тарелку Валерка На подносе понёс.

***

Вертлявый ветер вырывал Ворота как вертушки, Ворчливый ворон воровал Вечерние ватрушки.

***

Краб крабу сделал грабли. Подал грабли краб крабу. Сено граблями краб грабь.

***

Лара огурцы сажала, А затем их поливала, А потом их собирала, Мыла и мариновала.

***

Приготовила Лариса Для Бориса суп из риса. А Борис Ларису Угостил Ирисом.

***

Променяла Прасковья карася На три пары полосатых поросят. Побежали поросята по росе, Простудились поросята, да не все.

***

Рыла свинья — тупорыла. Полдвора рылом изрыла, Вырыла, подрыла, До забора не дорыла. На то хавронье и рыло, Чтобы она рыла.

***

Сорока с вороной спорила, Тараторила, тараторила, Ворону переспорила.

***

Сорок сорок воровали горох, Сорок ворон отогнали сорок, Сорок орлов напугали ворон, Сорок коров разогнали орлов.

***

Тащил Авдей мешок гвоздей, Тащил Гордей мешок груздей. Авдей Гордею дал гвоздей, Гордей Авдею дал груздей.

***

Лопоухий лопушок вышел в дождик на лужок, И промокших, и продрогших, пробегающих прохожих Под листок собрал в кружок.

***

Дружно в оркестре играли дети: Карл играл на чёрном кларнете, Кирилл — на валторне, На арфе — Алла, А на рояле Лара играла.

Сложные скороговорки с буквой «л»

***

Клава ловко лук полола, Мыла пол и полки Лола, Пыль Володя выбивал, Гвозди Валя забивал, Коля весело пилил, Анатолий вилки мыл, Ну, а маленькая Света Ела сладкие конфеты.

***

Белый волк на свете жил, Чисто лапы с мылом мыл, Чистоплотный очень был, И без мыла долго выл.

***

Почему – то одеяло На полу у нас лежало. Алла даже не видала, Как оно туда попало: То лепила, то вязала, То на улице гуляла. Одеяло заскучало

***

Полосатые паласы Полоскала дочка Власа. Полоскала, полоскала – Полосатой речка стала.

***

Мила куколку купила, Целый день ее носила. Мила куклу одевала, Целовала, миловала. Имя куколке дала – Куклу Галочкой звала. Мила куколку качала. Славно-славно напевала: Гала-Гала-Галочка, Вот тебе скакалочка, Вот тебе шкатулочка, Шоколад и булочка.

***

Львы в клетках бродили, Газели скакали, Улитки ползли, И лисицы бежали. И только зверята Сонно вздыхали, Сладко сопели, Тихонько стонали.

***

На опушке в избушке Живут старушки-болтушки. У каждой старушки лукошко, В каждом лукошке кошка, Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.

***

Снега лавина сползла с половины, Сползла с половины пологой горы. Ещё половина снежной лавины Лежит на пологой горе до поры.

Как правильно применять скороговорки на звук Л в развитии речи детей дошкольного возраста

Первое правило. Главное правило применения скороговорки в развитии речи детей: в тексте скороговорки, которую мы предлагаем ребенку, должны быть те звуки, которые малыш уже умеет произносить правильно. В этом случае мы закрепляем правильное произношение звука л и развиваем дикцию ребенка.

Если же мы включим в скороговорку те звуки, которые ребенок произносит неправильно, то мы не развиваем речь ребенка, а наоборот, закрепляем в его речи неправильное произношение звуков! Поэтому так важен правильный отбор скороговорок индивидуально для каждого ребенка с учетом особенностей его речевого развития

Второе правило. Взрослый внимательно наблюдает за произнесением ребенком звука Л в скороговорках и поправляет малыша в случае необходимости.

Когда ребенок произносит скороговорку, то он может ошибаться и начать снова неправильно произносить звук Л. В этом случае нужно ему напомнить правильное произношение, сказать скороговорку более медленно и четко, по слогам. А далее постепенно убыстрять ее темп.

Третье правило. Если в скороговорке встречаются старинные слова и выражения, то мы уточняем их значение в беседе с ребенком. Например, в скороговорке «Вол попал в логово волка» нужно побеседовать с ребенком о том:

— кто такой вол?

— страшен ли ему волк и его логово?

— с какой интонацией лучше прочитать эту скороговорку?

Четвертое правило. Скороговорки — это языковая игра, а игра — это всегда весело и интересно. Именно так мы и занимаемся со скороговорками со звуком Л! Вам поможет список заданий и игр, данный ниже.

Какие скороговорки сложнее

Сложность «языковерток» не определяется их размерами. Трудное сочетание звуков делает ее сложной и трудновыговариваемой. Например, звук «л» в такой вариации будет сложнее выговаривать:

  • Рыла свинья белорыла, тупорыла. Полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.
  • Карл клал лук на ларь, Клара крала лук с ларя.
  • Королева с кавалером прогуливались по скверу. В сквере свет не горел. Сквернословить при королеве кавалер не хотел.

Детям в возрасте до 8 лет не рекомендуется давать подобные скороговорки. Они больше подходят для старших детей и взрослых.

Правила произношения «языковерток»

Чтобы максимально добиться результата от повторения чистоговорок, надо придерживаться правил:

  1. Проговаривать фразы надо сначала медленно и четко.
  2. Если речь идет о ребенке, ему надо сначала объяснить смысл фразы, поскольку не всегда есть в ней понятные слова.
  3. Второй раз стоит проговорить чистоговорку быстрее.
  4. На третий раз произнести быстро и снова повторить.
  5. Для взрослых не достаточно просто стремиться к быстрому проговариванию. Следует также менять выражение, интонацию. Поскольку тренировка дикции включает в себя и выразительность речи тоже.

Начинать надо всегда с коротких поговорок. Они легче запоминаются и произносятся. Останавливаться на достигнутом не стоит. После автоматизации коротких «языковерток» можно переходить к более сложным и длинным. Если короткие фразы даются с легкостью и без затруднений, это свидетельствует, что вы готовы к новым шагам навстречу идеальной дикции.

Скороговорки на «л» и «с» для взрослых

Взрослым также пригодятся «языковертки» для того, чтобы отточить речь, более внимательно следить за произношением звуков. Это актуально для ведущих, спикеров, артистов, конферансье. Примеры самых распространенных «языковерток»:

  • Лилии полили ли? Иль увяли лилии? (продолжение: Мы полили лилии. На лилии все вылили).
  • Потопали до тополя! До тополя потопали! (продолжение: До тополя дотопали, да ноги все оттопали).
  • Клава в колодце клад нашла. Клала в колоду и уронила в воду.(продолжение: Глядит Клава в воду: ни колоды, ни клада).
  • Милая Мила любила белила.
  • В семеро саней, по семеро в сани, уселись сами. (продолжение: скатились сами всемером на санях – и в сугроб).
  • Сказал Сеня Сане: мы сами с усами!

Для взрослых имеет значение быстрое проговаривание сложных фраз. Это способствует хорошей дикции.

Языковерткина «л» в помощь

Обычно помогает логопед. А родители могу помочь закрепить результат веселыми и полезными скороговорками или «языковертками», как называли их в старину. Есть множество вариантов. Это тренировка мягкого звука «л».

  • Не вы ль молили о любви, меня маня в туман лиманов?
  • Ляля любит куклу Лелю. Ляля куколку лелеет. Лелю в люлю — и Ляля спит.
  • Пилили, кололи, кололи, пилили. Лиля с Полиной, Полина с Лилей.
  • Ловила налима, линя наловила, меняла линя на налима, а налима ловила, да не выловила.
  • Ла-ла-ла – лодка уплыла. Ли-ли-ли – Лилю отвели. Лю-лю-лю – лениться не люблю.

Это тренировка твердого «л»при чередовании с мягким «л»:

  • Любит Мила мылом мылить, мама Миле мыло даст.
  • Выливали из олова ложку. Допустили маленько оплошку. Полениласьлитейщица Лиля. Половину литья недолила.
  • У Феклы славные свеклы. Все лето не сохли и не мокли. И зимой не поблекли.

Звук «л» у некоторых детей получается вместо «р». И тут на помощь может прийти такая всем известная скороговорка, что тренирует сразу два звука одновременно – Карл украл у Клары кораллы, а Клара украла у Карла кларнет.

Тренируем звук «с»

Иногда вместо свистящего звука «с» у детей слышится шипящий звук «ш». Чаще это происходит из-за недоразвитости речевого аппарата, а также из-за родовых травм. Поправить положение можно регулярными тренировками и оттачиванием «с». Для этого есть ряд полезных «языковерток»:

  • Сшила Саша шорты Свете. Света сшила Саше сапожки.
  • Сенька привез подарки семье: сестрам – по сережкам, братьям по сапожкам.
  • Саше купили шашку. Сидит Саша с шашкой и с соседом Сашкой. Стали играть, шашку сломали.
  • Саша – само совершенство и еще самосовершенствуется.
  • Сшила Саша шапку Саше. Саша шапкой шишку сшиб.
  • Устала Прося в поле косить. Все косы Проси в просо. Насыпала Прося просо поросятам. А поросята просят насыпать просо еще.
  • У соседа-непоседы – сосед-домосед. Собирался сидеть домосед у соседа-непоседы весь день без дела, а непоседа не высидел и секунды.

Эти и подобные скороговорки помогают проговаривать «с» четко и во всех вариациях.

Автоматизация звука «Л» в скороговоркахматериал по развитию речи по теме

Скороговорки со звуком [л] — Один Клим клин колотил, колотил и выколотил. — Наш Полкан попал в капкан. — Съел Слава сало, да сала было мало. — В Луку Клим луком кинул. — Палку толкал лапкой Полкан. — У елки иголки колки. — Колпак — под колпаком, под колпаком — колпак. — Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила. — Иван-болван молоко болтал, да не выболтал. — Маленькая болтунья молоко болтала да не выболтала. — — Козел-мукомол кому муку молол, а кому не молол? — От того, кому молол,♣ получал пироги; От того, кому не молол, получал тумаки. — Около кола — колокола, и на колах — колокола. — В лодке — Володька, в палатке — лопатка. — Вол был бел. — Вол попал в логово волка. — Колдун долго колдовал в лодке. — Лала ела халву под одеялом. — Мила мила, Мул был мал. — Нил мыл пол и ныл. — Платон плыл на плоту. — Володя пил из пиалы молоко. — Слава встал со стула. — На клумбе клубок? Не клубок — колобок. Стихи для автоматизации звука [л] * * * Вышел на охоту волк, Он в охоте знает толк. И коза, и гусь, и телка Испугались злого волка. * * * Лопата копала, копала, копала, Потом улеглась, видно, очень устала. * * * Лом ломает толстый лед, Лом ломать не устает. * * * Пилит толстый ствол пила, Накалилась добела. * * * Колун колол, колол, колол, Колун полено расколол. * * * Плясала, плясала по дому метла, Полы подмела от угла до угла. * * * Уточка-качалочка яиц наносила, Уточка-качалочка детей выводила, Уточка-качалочка рыбы наловила. Уточка-качалочка детей накормила. А селезень-молодец по делу плыл, По делу плыл — детей сторожил. Оленька Что брала, клади на место — Это Оленьке известно. Что взяла, клади на место! Только девочка мала: Забывает, где взяла. З. Александрова Летний день Было небо голубое, Было солнце золотое, На крылечке кот лежал, Мальчик деревце сажал. Время медленно текло, Было тихо и тепло. В. Данько

Страшная история Доедая с маслом булку, Братья шли по переулку, Вдруг на них из закоулка Пес большой залаял гулко… Д. Хармс * * * Клава клала клад в колоду. Клад уплыл от Клавы в воду. Не плыла за кладом Клава, А колода уплывала. * * * Полосатые паласы Полоскала дочка Власа. Полоскала, полоскала — Полосатой речка стала. * * * Дятел жил в дубле пустом, Дуб долбил, как долотом. День долбил, два долбил, В небо клювом угодил. * * * Солдатик оловянный жил. Он пел, шутил и не тужил. Он воевал, не уставал, И падал сам и сам вставал. И помнил он всегда в бою Свою солдатскую семью, Где был за всех, и за него Стояли все до одного. * * * Поглотить нас мгла могла, Но нам лампа помогла… Сосулька Когда я сосульку ел, — Было очень вкусно, А потом я заболел, — Стало очень грустно. М. Дружинина Обида Пусть плачет, если хочет кто-то, А я не плачу — неохота. И мне за плачущих обидно: Сквозь слезы солнышко не видно. Р. Сеф * * * — Заяц белый, заяц белый, Ты куда за лыком бегал? Заяц белый отвечал: — Я не бегал, я скакал. Снегопад День настал, и вдруг стемнело. Свет зажгли, глядим в окно. Снег ложится белый-белый. Отчего же так темно? В. Берестов * * * Все бело, ой, все бело, Белым цветом расцвело. Бел зайчонка легкий след, На березке бел берет, И на рощице ольховой Белым-бел платок пуховый. А. Прокофьев Лапти Павка на лавке Плетет лапти Клавке. Не годятся лапти Клавке на ножки, А годятся лапти На лапки кошке. Н. Кончаловская Белый цвет Белый снег, белый мел, Белый заяц тоже бел, А вот белка не бела, Белой даже не была. Е. Измайлов

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]