Алфавит для маленьких детей — набор непонятных символов. Чтобы помочь ребенку в освоении азбуки, нужно вместе с ним выполнять упражнения, составленные специально для детей дошкольного возраста. Одной из самых сложных для усваивания является буква Е: задания для дошкольников, направленные на ее изучение, должны быть простыми и интересными, а инструкции для родителей и учителей — понятными и эффективными.
Буква Е является одной из сложных букв для изучения ребёнком алфавита.
Цели и задачи
Основной целью занятий является освоение ребенком правил написания буквы Е и принципов употребления ее в словах разных частей речи, а также развитие навыков распознавания этого символа.
Научить ребенка отличать букву Е от других, красиво и разборчиво ее писать, осознанно употреблять в словах, правильно произнося данный звук — основные задачи. Желательно вызвать интерес к изучению букв с помощью сказок, стихотворений, загадок и увлекательных игр для дошкольников.
Изучать алфавит с маленькими детьми сложно, но если грамотно провести занятия на тему «Буква Е», то проблем на протяжении всего обучения больше не возникнет.
Материалы для изучения
Стихи
* * * Дальше будет буква Е, Тоже покажу тебе. Ель высокая растет. Ежевику ёж жуёт. Едет на телеге дед. Ему исполнилось сто лет. Енот под кустиком живёт. Егор на улицу идёт. (В. Ломовцев)
Стихи про букву «Е»
Загадки
* * * Енот жуёт, жуёт енот, Ежевику он жуёт, И на розовой стене Он рисует букву…
Загадки про букву «Е»
Скороговорки
* * * На кобыле по траве Едет с елью буква Е. Едет несколько недель, Е везет Елене ель.
Скороговорки на букву «Е»
Сказки
Знакомство с буквой Е
Знакомство с буквой Е лучше начать с поиска литеры в большом алфавите. Если это удалось с первого раза (дошкольники уже знают предыдущие буквы), можно двигаться дальше. В противном случае следует помочь детям подготовительным незамысловатым стихотворением:
Клеим палочки к черте: Раз, два, три… и буква Е. О трехзубом гребешке Нам напомнит буква Е. (Рейн С.)
После прослушивания такого описания ребята с легкостью найдут букву Е. Будет хорошо, если дети выучат это стихотворение наизусть, чтобы лучше запомнить и лишний раз проговорить нужный звук. Для большего эффекта совместите повторение стихотворения с просмотром интерактивного ролика.
Следующий этап обучения — рассмотрение образца написания буквы. Можно прописать нужный символ индивидуально с каждым ребенком или на доске для всей группы (так мы учим детей самостоятельности).
Буква изучена, дети уже могут отличать ее от других. Следующая задача — объяснить им, что Е пишется по-разному. Самый простой и проверенный способ объяснения — это пример семьи, где большая печатная Е — папа (глава семьи), большая прописная Е — мама, а «е» маленькая — их ребенок.
Стихи про буквы Е и Ё для детей: 26 лучших
Сайт «Мама может все!» представляет красивые стихи про буквы Е и Ё для детей. С этими стихами дошкольники познакомятся с буквами Е и Ё и узнают много слов на эти буквы. Произведения корткие и подойдут для заучивания детьми от 3-х лет.
***
Е
В слове ель мы Е услышим, Букву Е мы так напишем: Ствол и у ствола три ветки. Букву Е запомним, детки.
Ё
Ёлка то же, что и ель, А над ёлочкой капель. Капли-точки добавляем, Ё — мы букву так читаем.
Автор: Заходёр Б. отрывок стих «Азбука фантазёров»
***
Дальше будет буква Е, Тоже покажу тебЕ. Ель высокая растет. Ежевику Ёж жует.
Едет на телеге дед. Ему исполнилось сто лет. Енот под кустиком живет. Егор на улицу идет.
Автор: Ломовцев В.
***
Едет Е на самокате, Рядом с ней — енот-приятель, Везут ежу на день рожденья Ежевичное варенье.
Автор: Таланова О.
*** Е
«Е» похожа на расчёску, СдЕлать можЕт всЕм причёску… Учим, учим букву «Е» — Вот и выучили всЕ.
Ё
Если свЕрху «Е» двЕ точки, Это «Ё» — мы знаЕм точно. Если с «Ё» всЕ точки снять, «Е» получится опять.
Автор: Аношина В. Отрывок стих «А-л-ф-а-в-и-т»
***
Ева гребнем причесалась – В нем три зубчика осталось.
***
С буквы Е у нас всЕгда Есть чудЕсная Еда, И Езда — вЕдь от нЕё Мы поЕдЕм к букве Ё.
Автор: Манфиш А.
***
Е
ЕЛЬ голубая растёт возле дома. Ёлочка эта давно нам знакома. Летом скромнее пушистый наряд, но ей любуются все—стар и млад. Жаль,Новый год наступает так редко! Мы украшаем мохнатые ветки, вешаем шарики,бусы,игрушки, и серпантин,и звезду,и хлопушки. Мы наряжаем ЕЛЬ только раз в год. (Каждый раз платьице новое ждёт.) Ёлка сверкает гирляндами ярко. Краше ещё не видали подарка!
Ё
Ёж утыкан весь иголками. Он в родстве немножко с Ёлками?
Автор: Трифонова Е. отрывок стих «Весёлая азбука для детей»
***
ЛЕтний вЕчЕр. Ели-Ели ВЕтЕрок колышЕт Ель. Ёж подвЕсил к вЕткЕ Ели Для Ежонка колыбЕль.
СЕрЕбристый мЕсяц тихо Над поляною встаЁт. КолыбЕльную Ежиха НЕжно Ёжику поЁт.
Автор: Придворов М.
***
Если нет других хлопот, Ежевику ест енот. Едет в дальний лес к ежам: Ежевики много там!
Ёжик ёжику сказал: «Ёлка – тоже ёжик!» – «Ёлка – ёжик? Вот скандал – Ёжик без трёх ножек!»
Автор: Пунько Н. отрывок стих «Азбука в стихах и картинках»
***
Ежевика — Ёжик любит ежевику. Пусть поест, — решила Вика, — Ну а мы с Мариной Будем есть малину.
Автор: Слуцкая Л.
***
Е похожа на расчёску, Чтоб расчёсывать причёску. От того и в грЕбЕшке Целых две есть буквы Е.
Есть у Е сестрёнка-Ё, Только глазки у неё. Я б такой пример привёл: Ёж под Ёлкой мЁд НашЁл.
Автор: Иванов С. Отрывок стих «Азбука от А до Я»
***
К нам тащилась не спеша Через лес старушка «Ша» И решила отдохнуть, Хоть один часок соснуть.
Прилегла «Ша» на бочок, На зелёный на лужок: Вдруг на шёлковой траве Превратилась в букву «Е»!
Буква «Е» — енот и ель, Соловей, свирель и трель. И пришла к нам на заре, Нет, не «Ша», а буква «Е»!
Автор: Мельник Н.
***
Егоза – соседка Даша Едет к бабушке Наташе Ей везёт игрушек ящик, Еле-еле ношу тащит.
Ёжик по лесу гулял, Ёлку к празднику искал. Ёрш кричит что было сил: — Ёлку серый волк срубил!
Автор: Лаврова Т. Отрывок стих «Веселая Азбука»
***
Ели с ёлками в лесу Прячут рыжую лису.
Автор: Дитковская И.
***
Ёлка — это новый год. Это праздник каждый год. Ёлка — сказочный наряд, Все игрушки встанут в ряд, Вспыхнут тысячи огней На красавице моей.
Автор: Горюнова И.
***
Ехидна – очень древний зверь, Откладывает яйца, а потом, Как вылупятся маленькие детки, Накормит их полезным молоком.
Сама она питается термитами – Рыжими большими муравьями, Хватает их ехидна длинным языком, Разрыв термитник крепкими когтями.
Автор: Метелёв М.
***
На дворе — такая жалость! — Наша лесенка сломалась. Наша лесенка сломалась, Буква Е зато осталась.
***
Еноты любят умываться И чистить зубки, ушки, хвост, Чтоб мы могли полюбоваться, Встают на лапы во весь рост.
Автор: Горюнова И.
***
Даёшь народу букву Ё! Ведь без неё нам не житьё! А в нашем русском алфавите Такая буква есть! Учтите!
Автор: Гусаров А.
***
Палочки крепим к черте: Раз, два, три… и буква Е. О трёхзубом гребешке Нам напомнит буква Е.
Букву Е напишем в строчке, Сверху две добавим точки, Будто глазки у неё: Получаем букву Ё.
Автор: Рейн С. Отрывок стих «Азбука от А до Я»
***
Буква Е идет гулять, Ежевику собирать.
Автор: Красникова И.
***
Если нет других хлопот, Ежевику ест енот. Едет в дальний лес к ежам: Ежевики много там!
Автор: Пунько Н.
***
«Е» похожа на расческу, СдЕлать можЕт всЕм прическу… Учим, учим букву «Е» — Вот и выучили всЕ.
Автор: Аношина В.
***
Нахватала точек ловко, Словно божия коровка, Буква «Ё», моя краса, И глядит во все глаза.
Автор: Ширяев Н.
***
Ель на ежика похожа: Ёж в иголках, елка тоже.
Автор: Маршак С.
Задание для дошкольников: печатная буква Е
Маленьким детям сложно воспринимать информацию только на слух, поэтому лучше делать упражнения, подразумевающие еще и зрительный контакт с предметами.
Задание 1
Напишите Е и Ё тремя разными цветами, например красным, синим, зеленым.
Задание 2
Приведите примеры 3 животных, название которых начинается на Е. Подходящие слова: енот, ехидна, единорог.
Задание 3
Назовите три слова, начинающихся на Ё. Например, елка, ерш,еж.
В одном из заданий ребёнок должен сказать слово, начинающееся на Ё, например Ёж.
Задание 4
Обведите все Е и Ё в представленном ряду: А с г в Ё л е в Щ ф м и Е ю ц е ж Х С Ф ш к е э к.
Задание 5
Назовите три имени, в которых есть Е.
Задание 6
Составьте пять слов, в которых есть Ё.
Задание 7
Определите место заданного звука в перечисленных словах: ева, ель, медведь, сено, пена, ежик.
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Е, звук [Е]»
Абдулова Джюме Сиражутдиновна
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Е, звук [Е]»
Цель: закрепить понятие о букве Е
Задачи: познакомить детей с буквой Е, совершенствовать навыки звукового анализа слова закрепить зрительный образ буквы, развивать фонематический слух, память, внимание.
Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки и карандаши, неваляшки,фломастеры.
I. Организационный момент
Воспитатель: Давайте с вами вспомним все гласные звуки и сделаем гимнастику для наших губ.
Гласным называется звук, произносимый беспрепятственно: ни один из органов артикуляционного (речевого) аппарата не является преградой в его произношении.
Гласные звуки можно произносить длительно, даже петь: а-а-а., у-у-у. Гласных звуков всего шесть: А, О, У, И, Ы, Э. (выполняется упражнение)
Воспитатель: Эти звуки и буквы мы уже с вами изучили. Но гласных букв в русском языке больше, чем гласных звуков, — их 10. Дело в том, что в русском алфавите есть йотированные гласные буквы. Каждая такая буква может обозначать как один, так и два звука. Два звука эти буквы обозначают в следующих позициях:
— в начале слова
— после мягкого знака
— после твердого знака
— после гласной буквы
В заднем кармане неваляшки со звездочкой (*) — гласные второго ряда. Гласные второго ряда буквы-волшебницы. Это связано с тем, что они смягчают предшествующие согласные
Воспитатель: -Ребята сегодня мы познакомимся с буквой –Е-, обозначающий гласный звук –Е-йэ-. Это хитрый звук при произношении получается не один, а два звука –Е-йэ-, за это и прозвали букву –Е- жадной т. к. она при произношении имеет два звука.
Воспитатель: -Попробуйте и вы произнести звук –Е-йэ-.
Воспитатель: Слышно не один, а два звука
Воспитатель: звук –Е-йэ- гласный, при произношении звука- Е-йэ- – зубы сближены в улыбке, губы приближены к зубам, кончик языка находится за нижними резцами, воздушная струя идет через рот; голосовые связки напряжены, в результате чего образуется голос и я произношу звук- Е-йэ
Воспитатель: Сегодня к доске пойдет, тот у кого имя начинается на Е. Правильно, это у нас Ева
II. Основная часть.
1. Игровое упражнение «Посели букву в ее квартиру»
Цели: закрепить знания об изученных звуке и букве; учить выбирать правый и левый парадный домик, отсчитывать этажи по порядку, начиная снизу; объяснить выбор своего решения, опираясь на знания о звуке.
Воспитатель: Ева определи место заданного звука в слове (в начале, в середине, в конце слова);
— Закрась соответствующую клетку в схеме под картинкой тем цветом, которым мы обозначаем этот звук
Воспитатель: у нас с вами две неваляшки красного цвета. Неваляшка со звездочкой для гласных букв волшебниц, которые смягчают предшествующие согласные, их мы поселим во второй ряд домика. А гласные, которые не смягчают предшествующие согласные, будем прописывать в первый ряд
Воспитатель: какую неваляшку выбираем (красную).
Ответы детей: красную со звездочкой
Воспитатель: почему красную со звездочкой
Ответы детей: Потому что буква Е, смягчает согласные и она при произношении имеет два звука.
Воспитатель: Правильно, берём с кармана хозяйки цветную букву Е и поселяем ее справа во втором этаже, рядом с буквой Э. А теперь, выполняем с своих тетрадях. (Работа в тетради Елена Астафьева: Играем, читаем, пишем. Рабочая тетрадь № 2. ФГОС)дети пишут букву Е., разукрашивают крышу домика и неваляшку красным цветом,, в кармане пишут букву Е.
Воспитатель: Определи место в слове (в начале, в середине, в конце слова);Объясни, почему ты написала букву именно этим цветом?
Ева:
Ель
-Е-гласная, находиться в начале слова, пишем красным цветом
Веник-
Е гласная, находиться в середине слова, пишем красным цветом
Платье
–Е-гласная, находиться в конце слова, пишем красным цветом
Воспитатель: — Сама нарисуй предметы с заданным звуком (в пустых клетках справа); — Покажи на схеме под каждой картинкой место в слове и его характеристику (начало, середина или конец слова)и напишу букву
Ева: Е-гласная, находиться в начале слова, пишем красным цветом
Егор
Е-гласная, находиться в начале слова, пишем красным цветом
Мел-
Е-гласная, находиться в середине слова, пишем красным цветом
Воспитатель: молодцы ребята, все справились
2. Игровое упражнение «Продолжи по образцу»
Цели: закрепляем знания о букве. Тренируем зрительную память ребенка
3. Упражнение «Продолжи орнамент»
Цель: продолжить по образцу; развивать зрительную память
4. Упражнение «Закончи рисунок»
Цель: развивать моторику рук
5. Игра «Что это за реки?» (Ребусы)
Цели. Тренируем умение разгадывать ребусы различных видов. Закрепляем знание ребенком правила о написании названий рек с заглавной буквы. Тренируем в составлении предложений к заданной схеме, выполнении звуко-буквенного анализа и синтеза. Закрепляем знания о родном городе и его реках. Ход игры. Ребенок последовательно разгадывает ребусы, подписывает слова-отгадки и анализирует их, выполняя звуко- вую и слоговую схемы. Взрослый просит ребенка объяснить (или сам объясняет, что обозначает каждое слово (Нева, Мойка, Фонтанка, обращает внимание ребенка на то, что названия рек пишутся с заглавной буквы. Ребенок анализирует схему предложения и вписывает недостающие слова: Нева, Мойка, Фонтанка — это реки. (Здесь ребенок сам вспоминает правило написания названий рек с заглавной буквы.)
6. «Мой родной город»
Цели. Учим правильно писать название родного города (Петербург). На примере этого слова развиваем умение выполнять звуко-буквенный анализ и синтез, используя знания о функции буквы Е. Тренируем умение анализировать предложение по количеству слов. Закрепляем знания о написании первого слова в предложении и названий городов с заглавной буквы, о постановке знака препинания (точки) в конце предложения.
Ход игры. С помощью взрослого ребенок производит звуко-буквенный анализ слова Петербург, вставляет пропущенные буквы, обобщает их (гласные); прочитав предложение, выполняет его схему, комментируя свои действия. Необходимо обратить внимание на объяснения ребенка о написании слов Мой и Петербург с заглавной буквы. В заключение ребенок выполняет обводку или рисунок одного из памятников родного города, рассказывает об этом памятнике.
7. Игра «Путешественники»
Цели. Развиваем умение послогового чтения. Добиваемся при чтении плавного перехода от слога к слогу. Закрепляем знание о написании названий городов с заглавной буквы.
Развиваем звуко-буквенный анализ, продолжая тренировать ребенка в подборе к слову звуковой схемы. Закрепляем знания о букве Е [йэ]: смягчении предыдущего согласного и обозначении двух звуков в начале слова (Ереван).
Ход игры. Ребенок по стрелкам читает названия городов, устно выполняя их звуковой анализ; подбирает соответствующую данному названию звуковую схему, записывает это слово над выбранной схемой и раскрашивает схему. (Необходимы комментарии ребенка о написании названий городов с заглавной буквы.) Можно предложить ребенку вспомнить русские города, в названиях которых есть буква Е (Елец, Белгород, Зеленогорск, Челябинск и т. д.).
Итог
-Сколько гласных звуком?
-Сколько гласных букв в алфавите?
-Какую букву мы изучали?
-У кого имя на эту букву начинается?
Воспитатель:
Узнайте имена на эту букву, дома с родителями, а буква Е будет с нетерпением ждать их завтра утром.
Все очень хорошо занимались.
Сказки про букву
Е- шестая, значит, в запасе уже есть А, Б, В, Г и Д. Важно использовать их в небольших сказках, таким образом, дети повторят изученный материал.
Изучаемые детьми буквы должны использоваться в сказках.
Сказка 1
Жила была Е, она дружила со всеми, всем помогала, если нужно, в письме заменяла. Когда заболела В, некому стало сидеть на трубе, пришлось доброй Е прислониться к ограде, и стали они похожи, как братья.
Другой наш приятель, попавший в беду, просил подменить его в слове «школа», ведь первый он стоит по счету. Добрая Е и здесь пришла на помощь, легла на спину и стала точь-в-точь как Ш.
Следом за ней и Т не успела встать на место в слове «батут».Тогда в помощь грамоте Е сложила все свои ножки и ручки в одну линию и стала как Т. Все вместе они встали на нужные места, и слово правильно сложилось. Так они детям праздник принесли.
Этой сказочке конец, а кто слушал — молодец!
Сказка 2
Слова в словарике живут, в своих домах — своих разделах.
Решила Е сходить в гости к А. С утра отправилась она в далекий путь: через горы, леса, реки. А для того чтобы не заблудиться, сестричка Е, Ё, дала ей один из двух своих клубочков. И отправилась Е в свое непростое путешествие.
Лесом катится клубок, Е еле успевает за ним, а в словаре начинается зима, все ели в блестках ледяных, окна в узорах расписных. А елки — они нам кажутся похожими друг на друга. Буква Е идет дальше и дальше и любуется красотой зимнего леса.
Буква Е гуляет по зимнему лесу.
И вдруг кто-то берет в руки словарь, начинает переворачивать страницы. Вся азбука в панике, ведь если буквы не на месте, слова нельзя найти и можно все их перепутать: енота, и ежа, и ерша, и елку.
Нужно азбуку спасать, надо Е на место возвращать. Для этого нужно сказать специальное слово. Знал его только еж. Тогда все собрались и дружно попросили: «Ёжик, говори слово». Он согласился, и Е вернулась на место как раз к тому моменту, когда перевернулась последняя страница.
Правописание буквы Э
Буква Э пишется:
- в начале немногих русских слов: этот, эх и др.; эге, эка (прост.);
- в начале иноязычных слов в соответствии с произношением: эрудиция, эпопея, Эдуард, Эльба и др.;
- после гласной и в некоторых иноязычных именах собственных: Габриэль, Мариэтта; агентство Ассошиэйтед Пресс,
- после гласных о, у, а в середине и в конце большинства иноязычных слов: поэт, дуэт, маэстро, Моэм, Пуэрто-Рико и др.;
- после согласных в немногих иноязычных словах, в том числе: в именах нарицательных: мэр, сэр, пэр, пленэр, мэтр (учитель, наставник); в именах собственных: Улан-Удэ, Бэкон, Тэнидр.;
- после приставки (сэкономить, деэскалация), а также в составе сложного слова (одноэтажный, бромэтил и др.);
- в аббревиатурах: нэп, АЭС, ЕврАзЭс и др.
Правописание буквы Ё
Ё, ё — 7‑я буква русского алфавита. После согласных означает их мягкость и звук [o]; в прочих случаях — сочетание [йo]. В словах исконно русского происхождения всегда несёт ударение.
Буква Ё пишется:
Согласно правилам русского правописания, употребление буквы ё в большинстве случаев факультативно (т. е. необязательно). Однако некоторые лингвисты считают, что написание е вместо ё – грубая орфографическая ошибка.