Автоматизация звука Сь
Упражнения для автоматизации звука Сь: изолировано, в слогах, словах и предложениях.
Автоматизация звука Сь, начинается с самых легких заданий для малыша.
Спой «песенку водички». Произнеси звук Сь с улыбкой длительно, на одном выдохе: сь-сь-сь…
Повтори прямые слоги:
си-се-сё-сю-ся.
Повтори обратные слоги:
ась-ось-усь-ысь-ись-есь-ёсь-юсь-ясь.
Повтори слоги, где звук Сь находится между гласными.
аси-асе-асе-асю-ася уси-усе-усе-усю-уся иси-исе-исё-исю-ися оси-осе-осе-осю-ося ыси-ысе-ысё-ысю-ыся
Повтори прямые слоги со стечением согласных.
сти-сте-стё-стю-стя спи-спе-спё-спю-спя сми-сме-смё-смю-смя ски-ске-скё-скю-скя сни-сне-снё-сню-сня сви-све-свё-свю-свя
Повтори слова, где звук Сь находится в начале слова.
Си: Сима, Симона, синий, сидит, сито, сифон, синька, синяк, сияние, сидение, симфония, сиять, синева, синеть. Се: сено, семь, семья, семя, сев, Сеня, Сева, сеть, сети, сеют, сени, сетка, семена, седой, сегодня, секунда, сеять, семейка. Сё: Сёма, сёмга. Сю: сюита, сюда. Ся: сядь, там-сям. Стечение согласных: стихи, спина, спит, снимок, свинья, свинка, свинина, свиновод, свита, стена, стенка, стекать, Степан, степь, снег, снеговик, снегопад, смех, смена, сметана, свет, Света, светить, схема, снять.
Повтори слова, где звук Сь находится в середине слова.
Ась: Васька.
Ось: авоська, моська, восьмой.
Си: такси, осина, осинка, оси, носик, носить, гуси, косить, Максим, подосиновик, пёсик, усики, босиком, Осип, бусина, бусинка.
Ись: письмо.
Се: осень, восемь, ясень, песенка, песенник, Васенька, насекомое, беседка, наседка, кассета, непоседа, кисея, кисет, бассейн, висеть.
Есь: тесьма.
Сё: всё, тесёмка.
Сю: всюду.
Ся: Ася, Вася, гусята, Тося, косяк, овсянка, десять, дедуся, бабуся, десяток, носят, косят, месят.
Повтори слова, где звук Сь находится в конце слова.
Ось: ось, авось.
Усь: гусь.
Ысь: высь.
Ись: надпись, подпись, нагнись. Есь: весь.
Юсь: боюсь, моюсь, умываюсь, одеваюсь, поднимаюсь.
Повтори слова с двумя звуками Сь.
Сесть, семьдесят, сюсюкать, снести, смесь, смеюсь, свистеть.
Повтори словосочетания.
гусиная семья восьмой дом синяя тесёмка смятая ткань новый костюм
синий кисет тонкая осинка седой дедуся осиновая беседка синяя бусина
осенний день весенний сев степные гуси семь вагонов гусиный косяк
Повтори пословицу.
Кабы этот смех — да на всех.
Повтори предложения.
Три слова: Ася моет сито. Максим сеет семена. Пёсик ест сосиски. У гуся гусята. Вася пасёт гусей. Сеня несёт письмо. У осины подосиновик. Сева поёт песенку. Свинки едят овсянку. Максим ходит босиком.
Четыре слова: Сеня свистит в свисток. Вася едет в автобусе. Свинка спит на сене. У бабуси десять гусей. У Аси мамины кассеты. Гусята сидят на сене. На Васиной кассете надпись. Света светит на стену. Котик Васенька катает бусинки. Сито висит на стене. У Се-ниного котика усики. У дедуси синий кисет. Моська сидит на снегу. В пакете семь сосисок. Бабуся сидит под осиной.
Пять слов. На осине сидит кот Васька. Сегодня Сева идёт в гости. У Асиного окна тонкая осинка. Кот Вася идёт по снегу. Ася несёт домой осенний букет. Моя семья сидит в беседке.
Шесть слов. В сетях у Семёна много сёмги. Ася и Тося едут в такси. Наседка сидит в сенях у стены. У седого деда Семёна много семян.
Семь слов. Сосед Вася ходит в гости к Максиму.
( по книге Е. Н. Спивак, автоматизация звука Сь)
Как различать звуки и буквы?
Различать эти понятия легко. Буквы записываем, рисуем, видим. Они выглядят так: А, е, р, У, М, ь. Буквы нужны, чтобы переводить устную речь в письменную. Звуки говорим, поём, слышим. Их записывают в квадратных скобках: [п] [о] [л]. Такая запись называется транскрипцией.
Одинаково ли количество звуков и букв в русском языке?
В русском языке 33 буквы и 42 звука.
Звуков значительно больше, потому что не каждому звуку соответствует буква. Одна и та же буква может передавать разные звуки. Так, буква р
в словах
удар
и
ударь
определяет различные звуки: твёрдый
[р]
и мягкий
[р’].
По какому принципу делятся звуки речи?
Звуки речи разделяют на гласные и согласные по степени использования в них голоса. При формировании гласных звуков воздух проходит через рот свободно. Широко открывается ротовая полость. Слышен только голос.
При произнесении согласных звуков воздух во рту встречает преграды: язык, нёбо, зубы, губы. Например, чтобы произнести [б], [п] нужно теснее сжать губы, а звуки [в], [ф] произносятся через щель между зубами и губами. В каждом согласном звуке есть шум.
Игра «Где живет звук: в начале, в середине, в конце слова?»
ГДЕ ЖИВЕТ ЗВУК Л ?
Определи позицию звука в слове: в начале, в середине, в конце.
Закрась соответствующий кружок под картинкой.
ГДЕ ЖИВЕТ ЗВУК Л ?
Определи позицию звука в слове: в начале, в середине, в конце.
Закрась соответствующий кружок под картинкой.
ГДЕ ЖИВЕТ ЗВУК Л ‘ ?
Определи позицию звука в слове: в начале, в середине, в конце.
Закрась соответствующий кружок под картинкой.
ГДЕ ЖИВЕТ ЗВУК Л ‘ ?
Определи позицию звука в слове: в начале, в середине, в конце.
Закрась соответствующий кружок под картинкой.
ГДЕ ЖИВЕТ ЗВУК Р ‘ ?
Определи позицию звука в слове: в начале, в середине, в конце.
Закрась соответствующий кружок под картинкой.
ГДЕ ЖИВЕТ ЗВУК Р ‘ ?
Определи позицию звука в слове: в начале, в середине, в конце.
Закрась соответствующий кружок под картинкой.
ГДЕ ЖИВЕТ ЗВУК Р ?
Определи позицию звука в слове: в начале, в середине, в конце.
Закрась соответствующий кружок под картинкой.
ГДЕ ЖИВЕТ ЗВУК Р ?
Определи позицию звука в слове: в начале, в середине, в конце.
Закрась соответствующий кружок под картинкой.
ГДЕ ЖИВЕТ ЗВУК Ш ?
Определи позицию звука в слове: в начале, в середине, в конце.
Закрась соответствующий кружок под картинкой.
ГДЕ ЖИВЕТ ЗВУК Ш ?
Определи позицию звука в слове: в начале, в середине, в конце.
Закрась соответствующий кружок под картинкой.
ГДЕ ЖИВЕТ ЗВУК Ж ?
Определи позицию звука в слове: в начале, в середине, в конце.
Закрась соответствующий кружок под картинкой.
ГДЕ ЖИВЕТ ЗВУК Ж ?
Определи позицию звука в слове: в начале, в середине, в конце.
Закрась соответствующий кружок под картинкой.
ГДЕ ЖИВЕТ ЗВУК С ?
Определи позицию звука в слове: в начале, в середине, в конце.
Закрась соответствующий кружок под картинкой.
ГДЕ ЖИВЕТ ЗВУК С ?
Определи позицию звука в слове: в начале, в середине, в конце.
Закрась соответствующий кружок под картинкой.
ГДЕ ЖИВЕТ ЗВУК З ?
Определи позицию звука в слове: в начале, в середине, в конце.
Закрась соответствующий кружок под картинкой.
ГДЕ ЖИВЕТ ЗВУК З ?
Определи позицию звука в слове: в начале, в середине, в конце.
Закрась соответствующий кружок под картинкой.
ГДЕ ЖИВЕТ ЗВУК Ц ?
Определи позицию звука в слове: в начале, в середине, в конце.
Закрась соответствующий кружок под картинкой.
ГДЕ ЖИВЕТ ЗВУК Ц ?
Определи позицию звука в слове: в начале, в середине, в конце.
Закрась соответствующий кружок под картинкой.
ГДЕ ЖИВЕТ ЗВУК Ч ?
Определи позицию звука в слове: в начале, в середине, в конце.
Закрась соответствующий кружок под картинкой.
ГДЕ ЖИВЕТ ЗВУК Ч ?
Определи позицию звука в слове: в начале, в середине, в конце.
Закрась соответствующий кружок под картинкой.
ГДЕ ЖИВЕТ ЗВУК Щ ?
Определи позицию звука в слове: в начале, в середине, в конце.
Закрась соответствующий кружок под картинкой.
Гласные звуки и буквы
В русском языке шесть гласных звуков:
[а], [о], [у], [э], [и], [ы].
На письме звуки обозначаются десятью гласными буквами:
а, и, е, ё, о, у, ы, э, ю, я.
Например:
- [а] – а (март) и я (мята)
- [и] – и (кино)
- [ы] – ы (мышь)
- [о] – о (морж) и ё (тётя)
- [э] – э (эхо) и е (мeткость)
- [у] – у (удод) и ю (юмор).
Десять гласных букв легко запомнить парами.
В чём особенность е, ё, ю, я?
Четыре йотированные буквы е, ё, ю, я выделяются среди других двумя способностями:
- оказывают влияние на предшествующий согласный, делая мягким: любить – [л’у]бить.
- распадаются на два звука:
Я | [й’а] |
Е | [й’э] |
Ё | [й’о] |
Ю | [й’у] |
В транскрипции (в обозначении звуков) буквы е, ё, ю, я не используются. Их исключили из звукового ряда.
В каких случаях йотированные гласные распадаются на два звука?
Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука:
- если стоят в начале слова: янтарный – [й’и]нтарный,
- после гласного: молния – молни[й’а],
- после ь и ъ знаков: съёжиться – съ[й’о]житься.
Почему гласные звуки могут быть сильными и слабыми?
Силу гласным звукам даёт особое место в слове – ударное. Под ударением звук произносится чётко: волк, парк, лес, стол.
Ослабляет гласную – безударная позиция. Так, гласные теряют силу, изменяются в словах пятёрка – п[и]тёрка, пелёнка – п[и]лёнка, так как звук [и] безударный.
Гласный звук входит в структуру слога, по этой причине в слове такое количество слогов, сколько гласных звуков.
Фонетический разбор слова
Для чего нужен фонетический разбор слова?
Фонетический разбор даёт звуковую характеристику слову.
С его помощью можно разложить слово на буквы и звуки. Сопоставить количество букв и звуков. И узнать расхождения между буквами и звуками, если они есть.
Каков порядок фонетического разбора?
Фонетический разбор производится в такой последовательности.
- Указать количество слогов, и обозначить ударение.
- Посчитать количество звуков и букв в слове.
- Охарактеризовать гласные звуки: ударные/безударные.
- Охарактеризовать согласные звуки: звонкие/глухие, твёрдые/ мягкие.