Дыхание – энергетическая основа звучащей речи. От развития речевого дыхания во многом зависит формирование у ребенка связной речи, а именно правильное звукопроизношение, способность поддерживать нормальную громкость речи, ее плавность и интонационная выразительность. Уделяя внимание постановке правильного речевого дыхания малыша в раннем детстве, можно избежать многих речевых нарушений в будущем. В этой статье мы расскажем Вам об особенностях речевого дыхания и о способах его развития у детей дошкольного возраста.
Особенности речевого дыхания у дошкольников
Речевое дыхание у детей дошкольного возраста отличается от дыхания взрослых людей и имеет свои особенности:
- Недостаточное развитие дыхательного аппарата. Если вдох и выдох слабые, то речь ребенка будет звучать тихо и неразборчиво. Иногда из-за нехватки воздуха дети не договаривают фразы до конца. Бывают случаи, когда малыш пытается успеть произнести всю фразу на вдохе, поэтому говорит быстро и не соблюдает логических пауз. Слабое развитие дыхательного аппарата может быть связано с наличием у ребенка хронических заболеваний дыхательных путей, таких как синуситы и гаймориты, а также малоподвижным образом жизни.
- Нерациональное распределение выдыхаемого воздуха. У детей, которые недавно научились говорить, часто запас воздуха заканчивается на первом слоге, поэтому конец слова или фразы они произносят значительно тише или вовсе «проглатывают».
- Неумение распределить дыхание по словам. Чтобы восполнить запах воздуха, ребенку приходится брать паузу, во время которой он может забыть, о чем он хотел сказать.
- Из-за неправильно выдыхаемого воздуха могут искажаться звуки речи.
Речевое дыхание у большинства детей дошкольного возраста несовершенно. Но зачастую родителям сложно это заметить из-за того, что они общаются с малышом постоянно.
Существуют примерные нормы количества произносимых на выдохе слов, на которые можно ориентироваться при оценке речевого дыхания малыша:
Возраст ребенка | Количество слов на выдохе |
2-3 года | 2-3 слова |
3-4 года | 3-5 слов |
4-6 лет | 4-6 слов |
6-7 лет | 5-7 слов |
LiveInternetLiveInternet
Развивающие игры для малышей своими руками
Автор: Корелова Ирина Владимировна, педагог – психолог МБОУ СОШ № 7 Филиал ДОУ № 5 г. Няндома Архангельской области. Уважаемые коллеги, представляю Вашему вниманию развивающие игры, которые Вы можете сделать своими руками для детей раннего и младшего дошкольного возраста. Они очень просты в исполнении, но многофункциональны в применении. Данный материал также могут использовать родители для игр с детьми в домашних условиях. «Массажная рукавичка» Цель: Развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности, отработка цвета и формы. Для изготовления рукавички Вам понадобится: перчатка, пуговицы разного цвета и формы, нитки и иголка. Изготовление: Пришить в хаотичном порядке к рукавичке пуговицы. В чем смысл игры?! 1. Детки любят, когда им делают массаж, специально подставляют спинки, а также им нравится делать массаж взрослому самостоятельно. Все действия производятся через одежду. 2. На перчатке нашиты пуговицы круглой, квадратной и треугольной формы, разного цвета. При помощи перчатки Вы можете с детьми отработать цвет и форму, спрашивая, «Какого цвета пуговка», «Найди все пуговки красного или любого другого цвета», «Найди все круглые (квадратные, треугольные) пуговки» (или похожие на круг, квадрат, треугольник). 3. Покажите ребенку пуговку, предположим, желтого цвета, и попросите его вспомнить «Что бывает желтого цвета, пока я делаю тебе массаж спинки».
«Детский тренажер для пальчиков» Цель: Развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности, формирование правильного хвата горошины тремя пальчиками. Вам понадобится: стаканчик с закручивающейся крышечкой, я покупала такой в аптеке, горох (более безопасно) или пульки для пистолета, шило. Изготовление: В крышке стаканчика проделать отверстия шилом, размер подогнать под горох или пульки, но так, чтобы нужно было приложить некоторые усилия для проталкивания горошины в отверстие. Смысл игры в том, что дети тренируют захват пальчиками горошины, что, в свою очередь, формирует правильное держание карандаша и ручки в будущем. Затем, дети прикладывают определенные усилия для проталкивания горошины в отверстие, это тренирует крупную и мелкую моторику. А с детьми постарше можно посчитать, сколько горошин попало в баночку. Могу сказать по опыту, малышей не оторвать от такого занятия, даже чрезмерноактивных.
Игра «Разложи по цвету и форме» Цель: Отработка цвета и формы, развитие умения слушать взрослого. Вам понадобятся: банки под сыпучее с разноцветными крышками, нож, кубики или шарики цвета крышек. Изготовление: Вырежьте в крышке банки отверстие по размеру кубиков или шариков. Ход игры: Выложить и перемешать все кубики (шарики) на столе, задача детей разложить все предметы по цвету в банки. Эта игра учит детей держать инструкцию, т.е. выполнять задание по указанию взрослого. Дети часто забывают, как нужно раскладывать кубики, увлекаясь процессом, и перемешивают цвета в банке, но после нескольких заходов выполняют задание без ошибок.
Игра «Бусины» и «Цветные трубочки» Цель: Развитие цветовосприятия, зрительной памяти, мелкой моторики. Вам понадобятся крупные бусины разного цвета или корпуса от фломастеров, мягкая проволока или шнурки, баночка под бусины и корпуса. Ход игры: 1. Предложите детям собрать бусы так, как они хотят. 2. Предложите собрать на проволоку или шнурок бусины (корпуса) одного цвета. 3. Бусины или корпуса разного цвета. 4. Бусины или корпуса нанизывать, чередуя цвет, например белый – желтый, затем постепенно добавляя третий цвет. Если Вы уже знакомы с игрой «Разноцветные крышечки», выложенные в моем блоге, то эти игры являются их предшественницами, которые положили начало целой серии игр с цветными крышками от лимонада. Игра «Чудо шарики» Цель: Развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности, закрепление названий наполнителя. Вам потребуются: коробка для хранения «чудо шариков», обычные надувные шарики, наполнитель (манка, горох, фасоль, греча, мелкие рожки). Изготовление: Наполнить шарики разной группой, бобовыми, макаронами достаточно плотно и перевязать хвостик ниткой. Смысл игры: 1. Дети берут в руки шарики, ощупывают и перебирают наполнитель (развивают мелкую моторику) 2. Детям предварительно дают потрогать крупу, фасоль, макароны, а затем, шарики с наполнителем. Задание: нужно угадать, что в нем находится. Задание на сообразительность, развитие мелкой моторики, тактильной памяти.
Игра «Самый меткий» Цель: Развитие ловкости рук. Вам понадобится пластиковая бутылка, ножницы, шило, самоклейка для оформления, шнурок, контейнер от киндер сюрприза. Изготовление: Разрезать пластиковую бутылку напополам, сделать в крышке от бутылки и в основании киндера отверстие шилом, вставить шнурок одним концом в отверстие крышки и завязать узелок, другим концом вставить в отверстие в киндере и тоже завязать шнурок. Затем самоклейкой обклеить края обрезанной бутылки и немного облагородить ее стенки. Последнее, что нужно сделать – закрутить крышку на бутылку. Ход игры: Бутылку держим обрезанным концом кверху, шнурок спускается вниз с киндером на конце. Ребенок берет в руки бутылку за горлышко, цель: поймать киндер в бутылку.
Игра «Задуй гол». Цель: Развитие органов дыхания и артикуляции. Вам понадобится: крышка от любой коробки из под обуви, самоклейка, 2 баночки из под сметаны, йогурта или теста для лепки, нож, кусочек ватки (пенопласт, перышко и др.) Изготовление: Крышку коробки обклеить внутри самоклейкой, сделать разметку, как на футбольном поле, из баночек сделать ворота, слегка врезав их в коробку. Ход игры: Детям можно сказать, что они футболисты и им нужно задуть гол в ворота соперника, роль мяча может играть кусочек ваты, поролона, перышко и другие легкие материалы.
Игра «Обойди препятствия» Цель: Развитие органов дыхания и артикуляции. Вам потребуются: трубочки от сока или ватные палочки, крышка от коробки из под обуви, кусочек ваты или горошина, самоклейка. Изготовление: Крышку обклеиваем внутри самоклейкой, на дно приклеиваем или пришиваем трубочки из под сока или ватные палочки. Ход игры: Ребенку предлагается дуть на кусочек ватки или горошину и обвести их вокруг препятствий в виде трубочек (палочек).
https://formulastudio.ru/igry-na-razvitie-dyhaniya-svoimi-rukami-dlya.html
Серия сообщений «дыхательная гимнастика»:
Часть 1 — Игры на развитие дыхания своими руками Часть 2 — Упражнения для развития речевого дыхания Часть 3 — РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ с использованием игровых упражнений … Часть 7 — Литература детям — ИСПРАВЛЯЕМ ПРОИЗНОШЕНИЕ Часть 8 — Дыхательные упражнения и игры, направленные на закрепление центрального выдоха Часть 9 — Лучшие игры на развитие речевого дыхания
Серия сообщений «на развитие дыхания»:
Часть 1 — Игры на развитие дыхания своими руками Часть 2 — НАСТОЛЬНЫЙ ФУТБОЛ — играем и тренируем дыхание Часть 3 — Забавная артикуляционная гимнастика-сказка «У бабушки с дедушкой» и ещё обязательные ежедневные упражнения Часть 4 — Развитие речевого дыхания — игры и упражнения без участия речи, согласные, гласные Часть 5 — №№№ Отличные всевозможные игры
Серия сообщений «….——ПОСОБИЯ своими руками»:
Часть 1 — Игры на развитие дыхания своими руками Часть 2 — 10 развивающих игр по методике Монтессори Часть 3 — НАСТОЛЬНЫЙ ФУТБОЛ — играем и тренируем дыхание … Часть 18 — Просто сумасшедшая находка для тех, у кого доченьки — все продумано до мелочей, воплощаем Часть 19 — Лото для Детей. Изучаем Буквы Часть 20 — Идеи для пап
Как правильно дышать?
При диагностике речевого развития логопеды всегда обращают внимание на то, как ребенок дышит во время разговора, какой силы и продолжительности его вдохи и выдохи, как он расставляет паузы. Формирование речевого дыхания – это один из первых этапов коррекционной работы с малышом, имеющим какие-либо речевые нарушения. Правильное речевое дыхание имеет следующие признаки:
- Короткий вдох через нос;
- Плавный выдох, воздух выходит через рот;
- Выдох осуществляется до конца;
- После каждого выдоха должна быть небольшая пауза (2-3 секунды).
Развитие речевого дыхания тесно связано с функционированием физиологического дыхания.
Физиологическое дыхание | Речевое дыхание |
Непроизвольное | Произвольное |
Вдох – выдох — пауза | Вдох – пауза — выдох |
Вдох и выдох осуществляется одним импульсом. | Вдох осуществляется одним импульсом, выдох – несколькими (в зависимости от содержания высказывания). |
Только научившись правильно дышать (глубокий короткий вдох и плавный длинный выдох) ребенок сможет в полной мере овладеть своим голосом. Наиболее эффективными методами работы с дошкольниками являются дыхательные упражнения. Условно их можно разделить на две большие группы, в зависимости от их цели:
- Формирование правильного выдоха;
- Тренировка дыхания с использованием различного речевого материала (отработка произношения звуков и их сочетаний, разучивание стихов).
Развитие речевого дыхания у дошкольников позволяет:
- Ускорить процесс постановки и автоматизации звуков речи;
- Увеличить количество слов, которые малыш произносит на одном выдохе;
- Сформировать внятную связную речь;
- Скоординировать процессы речи, дыхания и движений.
Литература:
- Большакова С. Е. Речевые нарушения и их преодоление: Сборник упражнений. — М.: Творческий Центр Сфера, 2005.
- Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном воз¬расте: Методическое пособие / Сост. И.Ю. Кондратенко. — М.: Ай¬рис-пресс, 2005.
- Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. Практическое пособие. — СПб.: КОРОНА-принт, 2004.
- Леонова СВ. Веселая разминка // Логопед. — 2004. — №6.
- Цвынтарный В.В. Радость правильно говорить. — М.: Центр-полиграф, 2002.
- Т. А. Воробьёва, П. А. Воробьёва Дыхание и речь: Работа над дыханием в комплексной методике коррекции звукопроизношения. — СПб.: Издательский Дом «Литера», 2014.
Рекомендации по выполнению дыхательных упражнений
- Занятия необходимо проводить в хорошо проветренном помещении;
- Все упражнения стоит выполнять до еды;
- Одежда не должна сковывать движения малыша;
- Мышцы шеи, плеч, рук, груди и живота у ребенка должны быть расслаблены;
- Вдох должен происходить через нос;
- Выдох должен быть длинным и плавным;
- Следите за тем, чтобы, выполняя дыхательные упражнения, ребенок не надувал щеки. Первое время можно придерживать их ладонями;
- Достаточно 3-5 повторений каждого упражнения, между которыми следует сделать 2-3 секундную паузу. Общая продолжительность дыхательной гимнастики не должна превышать 5 минут.
Очень важно дозировать количество дыхательных упражнений и выполнять их в умеренном темпе, чтобы избежать гипервентиляции.
Упражнения для развития силы и длительности выдоха
- Ветерок. К нитке или шнурку привяжите несколько ленточек серпантина или елочного дождика. Предложите малышу подуть на них и устроить ветерок. Усложнить задание можно попросив подуть на ленты определенного цвета. Расстояние между лицом и лентами должно быть примерно 10-15 см.
- Листопад. Вырежьте из бумаги или соберите на улице настоящие осенние листья. Вместе с ребенком вы можете устроить настоящий листопад, сдувая их со стола. В зимнее время года так же можно играть со снежинками из бумаги.
- Лети, перышко! Пусть кроха подбросит перышко вверх и дует на него снизу вверх, не давая ему упасть.
- Карандаши-спортсмены. На столе начертите линии старта и финиша. На старт положите два карандаша разного цвета. По очереди дуйте вместе с малышом каждый на свой карандаш и устройте соревнование, кто из них «прибежит» к финишу первым.
- Мореплаватели. Из бумаги или пробки сделайте кораблики и опустите их в таз с водой. На море сильный ветер – дуем на корабли, заставляя их двигаться.
- Задуй свечи. Можно разыграть с ребенком ситуацию дня рождения. Подготовьте игрушечный сервиз, торт и настоящие свечи. Задувая свечи, можно загадать желание.
- Вертушка. Для формирования правильного выдоха отлично подходит игрушка-вертушка. Дети обожают наблюдать за крутящимися лопастями и гордятся результатом своих стараний.
- Свистульки со звуками различных животных и птиц также порадуют малыша и будут очень полезны для развития его речевого дыхания.
- Еще одним простым способом тренировки дыхания являются мыльные пузыри.
Следите за тем, чтобы ребенок делал плавные и длительные выдохи. Постепенно усложняйте упражнения, увеличивая расстояние между лицом и сдуваемым объектом.
Игры на постановку дыхания
Для проведения этих игр понадобится нехитрый инвентарь: бумажные приспособления, игрушки-свистульки, воздушные шарики.
- Летящие бабочки.
Необходимо вырезать несколько бумажных бабочек и привязать их за ниточку к прочной веревке на небольшом расстоянии друг от друга. Бабочки должны располагаться на уровне лица ребенка. Взрослый показывает ему, как нужно подуть на бабочек, чтобы они начали «порхать», а затем предлагает повторить. Важно, чтобы малыш стоял ровно, не поднимал плечи на выдохе, не раздувал щеки, не добирал воздух, губы немного вытягивал вперед.
- Радужные пузыри.
Мама показывает ребенку, как надувают мыльные пузыри с помощью соломинки, коктейльной трубочки или специальной рамки, идущей в комплекте с пузырями. Затем малыш пробует повторить. У него могут возникнуть сложности, поэтому задача взрослых – поддержать кроху, мотивировать его.
- Свистульки.
Понадобятся деревянные, глиняные или пластиковые игрушки-свистульки. Ребенку предлагают посвистеть, чтобы услышать, как поет его птичка или зверушка. Это весьма увлекательная игра для дошколят, они с удовольствием будут «свиристеть».
- Волшебный ветерок.
Нужно подготовить «деревца» — метелочки из нарезанной на полоски цветной бумаги, прикрепленной к палочке (можно вместо бумаги взять елочный «дождик»). Взрослый показывает ребенку волшебное дерево и предлагает подуть на него, чтобы услышать легкий волшебный ветерок.
- Летящий шарик.
Для игры нужен надутый воздушный шар, который подвешивают на уровне лица малыша. Родитель показывает ребенку, как подуть на шарик, чтобы он взлетел вверх. Маленький игрок должен повторить упражнение. Более сложный вариант – шарик не привязывают, а задача ребенка – поднять его вверх и удерживать там, используя лишь силу выдоха.
Упражнения для отработки правильного произношения звуков и слогов
Чтобы научить малыша правильно произносить гласные и согласные звуки, слоги и звукосочетания, нужно тренировать их произнесение на одном выдохе. Предложите крохе спеть «песенки», имитирующие различные звуки:
- «А-а-а!» — плачет малыш;
- «У-у-у!» — летит самолет;
- «Ы-ы-ы!» — гудит пароход;
- «О-о-о» — вздыхает зайка;
- «Ф-ф-ф» — сдувается шарик;
- «Ш-ш-ш» — шипит змея;
- «С-с-с» — работает насос;
- «Би-би!» — сигналит машина;
- «Ту-ту» — едет паровоз;
- «Ля-ля-ля» — поёт кукла;
- «Топ-топ-топ» — идет мишка;
- «Кап-кап-кап» — какает дождь.
Чтобы увлечь ребенка, создайте игровую ситуацию, используя на занятиях любимые игрушки малыша. Подкрепляйте речь соответствующими действиями, и пусть кроха повторяет за Вами.
Играем с тем, что под рукой
Чтобы играть, развивая силу выдоха, не обязательно использовать какой-то инвентарь. Существуют игры, которые проводятся «без ничего», или с предметами, которые всегда есть под рукой.
- Давай споем!
Во время этой игры песенки представляют собой плавное протягивание разных гласных звуков. Сначала мама показывает ребенку, как спеть звук А, затем О, У, Ы, И, Э, и т.д. Когда у малыша начнут получаться довольно длинные «песенки», можно предложить ему их объединять: песенка может состоять из последовательности гласных: А-О-И, А-У-Э, и т.д.
- Снежок пошел!
Для игры понадобятся небольшие кусочки обычной ваты, которая есть в каждом доме. Их раскладывают на столе, и взрослый предлагает малышу представить, что наступила зима и пошел снег. Для этого нужно подуть на «снежинки», чтобы они слетели со стола. В групповом варианте игры дети могут соревноваться, например, чьи снежинки слетят первыми, или у кого они улетят дальше.
- Живые карандаши.
На столе раскладывают цветные карандаши (для начала удобнее круглые, в дальнейшем можно взять ребристые). Задача ребенка – докатить каждый карандаш силой выдоха до другого конца стола. В групповом варианте дети садятся напротив и перекатывают карандаши друг другу от одного края к другому.