Самоанализ логопедического занятияматериал по логопедии на тему
Самоанализ логопедического занятия
Тема «Путешествие шаловливого котенка»
Цель: Развитие речи детей через использование нетрадиционных игровых упражнений на развитие мелкой моторики.
Задачи:
Речевое развитие:
— Автоматизировать правильное произношение звука «ш» изолированно, в слогах, словах, предложениях, чистоговорках.
— Формировать умение отвечать на вопросы полным предложением.
Познание:
-Укреплять тонкую мускулатуру, развивать ловкость, согласованность движений пальцев и рук.
— Развивать любознательность, внимание, воображение, мышление детей при работе с нетрадиционными приемами
Социально – коммуникативное развитие:
— Развивать коммуникативные навыки.
— Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.
Деятельность началась с сюрпризного момента, все приемы носили игровой характер, что вызвало у детей интерес и достаточно высокую активность с самого начала образовательной деятельности. Это позволило мне вовлечь каждого ребенка в образовательный процесс, где я выступала в роли партнера, помощника, включалась в деятельность наравне с детьми. Между нами сложились доверительные отношения, что позволило создать психологический комфорт детям.
Все моменты занятия взаимосвязаны, логичны и последовательны, подчинены заданной теме и поставленной цели.
Смена видов деятельности на каждом этапе занятия позволила предотвратить утомляемость и перенасыщенность каким — то одним видом деятельности. Дети динамично переключались от одного игрового упражнения к другому, интерес постоянно поддерживался.
Деятельность была построена на эмоциональном благополучии через непосредственное общение с каждым ребенком. Стимулировала детскую активность, пыталась выстроить диалог с каждым ребенком.
Была обеспечена поддержка индивидуальности и инициативы детей, созданы условия для свободного выбора детьми материалов в ходе выполнения практической деятельности (когда выкладывали дорожки для котенка). Учитывала возрастные и психические индивидуальные особенности детей. Обеспечивала самоконтроль и взаимоконтроль детей.
Анализируя деятельность детей, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приемы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения. Они были заинтересованы, внимательны, организованы. Детям предлагались задания, побуждающие их к решению поставленных задач. Побуждала к высказыванию детей нерешительных и стеснительных.
Длительность занятия соответствует нормам Сан Пина. Логичность построения занятия позволила провести его, не выходя за рамки времени, отведенного на выполнения задания.
На занятии оптимально сочетались коллективный развивающий характер с индивидуальным подходом к детям. Индивидуальный подход был организован с детьми, у которых плохо развита речь, с малообщительными и молчаливыми детьми для активизации их речевой деятельности.
Материал занятия соответствовал возрастным возможностям умственного и речевого развития детей, носил развивающий характер. Речевая деятельность детей организована на достаточном уровне трудности. Занятие также носило воспитательный характер.
Детский интерес поддерживался и развивался путем занимательности, подбором игровых приемов, образности и красочности материала. Вызывал у детей положительные эмоции.
Анализируя проведенное занятие можно сказать, что поставленные задачи были успешно выполнены.
Дети порадовали меня тем, что доброта детской души, их любознательность чувствовалась на протяжении всего занятия и в практической части деятельности,
В каждом моменте деятельности я помогала приобрести новый опыт, активизировать самостоятельность и поддерживала положительный эмоциональный настрой.Создание ситуаций активизировало мыслительную и речевую деятельность детей. Специфика работы с детьми на занятии отражалась в личностно-ориентированном подходе. Детей подбадривала, хвалила, чтобы закрепить у них ситуацию успеха.Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне, поддерживать интерес на протяжении всего времени, давала свободу для самовыражения.
Использовала словесные и практические методы, направленные на применение речевых, познавательных, практических навыков и умений и их совершенствование. Предложенные задания давались в порядке нарастающей сложности, что способствовало решению поставленных задач на развитие внимания, воображения, памяти, речи. На протяжении всей деятельности дети были доброжелательны, отзывчивы, помогали друг другу.
Таким образом, для развития мелкой моторики и речевой деятельности были созданы все условия. Заключительная часть была краткой и эмоциональной. Старалась создать для ребенка ситуацию успеха, желание продолжать и развивать полученные знания и умения в последующем.
Самоанализ индивидуальное логопедическое занятие по мотивам сказки К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха»
Самоанализ индивидуального логопедического занятия
Дата проведения: 22.01.2016
Город (район) МБОУ «Центр образования № 57»
Форма занятия (индивидуальное
) Тема
«
По лексической теме
«Автоматизация звука[ж] в слогах, словах и фразовой речи(по мотивам сказзки К . Чуковского «Муха-Цокотуха»)
Возраст, количество детей:
1ребёнокподготовительной группы.
Логопедическое заключение
ОНРIIIуровня
Цель
– закрепление правильного произношения звука [ж] изолированно, в слогах, словах и чистоговорках.».
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Развивать умение образовывать прилагательных от существительных.
- Развивать навыки чтения слогов.
- Воспитывать усидчивость, аккуратность Коррекционно-развивающие:
- Развивать тонкую моторику пальцев рук.
- Развивать артикуляционную моторику.
- Развивать фонематический слух.
- Развивать зрительное и фонематическое восприятие, внимание.
- Закреплять навык автоматизации звука [ж] в слогах, словах, чистоговорках.
- Развивать навык слогового анализа.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать нравственные качества: доброту, отзывчивость.
- Воспитывать усидчивость, бережное отношение к природе, чувства сопереживания.
- Воспитывать самостоятельность в работе, инициативность, ответственность
Занятие было проведено с ребенком ОНР III уровень и соответствовало плану коррекционной работы и требованиям программы Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной для детей с ОНР с учетом рекомендаций примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Цели и задачи соответствуют целевым ориентирам ФГОС ДО. Речевой материал соответствует целям и теме занятия, которое построено логично и последовательно.
Цели достигались через решение ряда задач: развивающих, образовательных, воспитательных и оздоровительных. была доведена до ребенка, была ему понятна и соответствовала содержанию занятия. Выбранные методы и приёмы соответствовали его возрасту и были подобраны с учётом его индивидуальных особенностей (состояние внимания, степени утомляемости и пр.). Наглядные и словесные инструкции предъявлялись точно и чётко. Использовалась следующая помощь: привлечение внимания, стимуляция речемыслительной деятельности посредством показа, совеместной деятельностью, использование вопросов разного типа (прямых, наводящих, подсказывающих, применение наглядных опор (слайдов презентации). Этапы занятия были взаимосвязаны и последовательны.
Структура НОД построена из следующих элементов: организационный момент – отгадывание загадки, в которой заключалась цель занятия; создание условий для решения проблемы; с целью развития речевой моторики и подготовки речевого аппарата ребенка была проведена артикуляционная гимнастика (с помощью презентации), В целях предупреждения утомления была проведена веселая пальчиковая гимнастика, физминутка, которые способствуют снятию усталости и развитию мелкой моторики; в игровой форме закрепление и обобщение знаний ребёнка; итог, где дети достигают поставленной перед ним цели.
Для реализации задач в ходе проведения образовательной деятельности использовала различные педагогические технологии: ЭОР, ИКТ, игровые и здоровьесберегающие технологии.
- Заинтересовала ребёнка, создав условия для возникновения мотивации к новой деятельности: наличие сюрпризного момента — загадки, просмотр презентации и выполнение артикуля для шипящих, прослушивание аудио сказки «Муха-Цокотуха», дидактических игр «Найди букву», «Домики Жужжалочки»; предметные картинки (слова со звуком [ж]).
2. Организация НОД:
а) на занятии соблюдались санитарно-гигиенические требования, чередование видов деятельности, установка на соблюдение осанки ребёнка длительность занятия, воздушно тепловой режим, освещение;
б) структура и содержание занятия соответствуют предложенной тематике, отвечает целям и задачам, и соответствует возрастным особенностям ребёнка;
в) в НОД использовалось несколько методов образовательной деятельности: наглядные (показ действий арт/г, рассматривание предметных картинок, слайдов,); словесные: рассказ педагога, вопросы, рассуждения, беседа; игровой: дидактических игр «Найди букву», «Домики Жужжалочки»; практический: рисование (чертим линии)
г) в НОД использовались современные технологии: ИКТ (просмотр слайдов, прослушивание аудио); игровые ( подвижная игра, сюрпризный момент-загадки);
д) в НОД были реализованы все виды образовательных областей: социально- коммуникативное развитие ( общение и взаимодействие ребенка со взрослым, развитие самостоятельности, развитие эмоциональной отзывчивости); речевое развитие (развитие связной речи, анализа и синтеза, обогащение активного словаря); познавательное развитие ( развитие представлений о насекомых); художественно- эстетическое развитие ( восприятие аудиозаписи, художественной литературы, реализация самостоятельной деятельности); физическое развитие (артикулционная и пальчиковая гимнастики, логоритмика);
е) на протяжении всего занятия поэтапно происходила смена видов деятельности, что позволяло сохранить положительный эмоциональный настрой у ребёнка (практическая, коммуникативная, игровая);
ж) на протяжении всего занятия ребенок был активно включён в деятельность, с интересом отвечал на вопросы, участвовал в беседах, выполнял задания;
з) во время проведения занятия я называла ребёнка по имени, давала возможности высказываться, дослушивала ответы до конца, соблюдая этикета в общении с ребёнком. В ходе занятия использовала знания об индивидуальных эмоциональных особенностей ребёнка, что помогало осуществить индивидуальный подход. Это проявлялось в том, что разные по степени трудности задания сопровождались комментариями, а иногда «авансовой» похвалой и поддержкой;
е) речевой материал подобран и преподнесён в доступной форме, хотя были взяты достаточно трудные слова и сложные задания, что в свою очередь указывает на реализацию принципа развития;
к) на протяжении всего занятия сохранялся положительный эмоциональный настрой у ребёнка, применялась словесная система поощрения девочки мною, следуя игровой мотивации на протяжении занятия поддерживался интерес к результату;
4. По окончании занятия я провела анализ занятия, рефлексию (девочка с большим удовольствием слушала аудио – сказку «Муха-цокотуха»).
В ходе НОД были достигнуты следующие поставленные задачи: развивающие; (развитие связной речи, логического мышления, зрительного внимания, фонематических процессов, познавательного интереса); образовательные; (умение правильно отвечать на вопросы, выполнять упражнения, закрепила способ правильного держания карандаша при рисовании линий); воспитательные; ( воспитала положительные отношения к насекомым, эмоциональное восприятие сказки).
5. В процессе проведенного занятия девочка была активна, заинтересованна, с положительно-эмоциональным настроем проявила положительное отношение к результату деятельности, старалась аккуратно и правильно выполнять задания.
Я считаю, занятие было очень насыщенным, проделан большой объем работы, выполненные задания показали, что цели занятия достигнуты.