Ораторское упражнение тридцатое. Упражнения для дикции


Формирование читательского интереса

Есть правила, которые помогают правильно развить навыки литературного чтения у ребенка:

  • Книга должна быть иллюстрирована и красиво оформлена.
  • Режим чтения щадящий. Не стоит заставлять ребенка часами читать. Достаточно несколько раз читать по 10-15 минут.
  • Чтобы сформировать у ребенка привычку читать книги, с ним нужно читать ежедневно.
  • Прочитанная книга обязательно должна быть перечитана, пересказана. Обсудите интересные моменты, чтобы проверить, хорошо ли ребенок запомнил содержание.
  • Родителям следует предлагать к прочтению особенно понравившиеся книги их детства.
  • Книги, которые ребенку нравятся, нужно иметь в его библиотеке.
  • Упражнение 9. «Эх, раз! Еще раз!»

    Для этого упражнения нам потребуется секундомер и текст, который будем читать.

    Читаем в течение 1 минуты. Обращаем внимание на скорость чтения, а про выразительность пока можно забыть. Готовы? Поехали!

    Минута закончилась. Стоп! Сделаем отметку, где остановились.

    Чуток отдохнем и прочитаем этот же текст еще разок. Поехали! Через минуту делаем засечку. Ух ты! Уже больше.

    А что же будет в третий раз? А в третий раз будет еще круче!

    Что это нам дает? Увеличение скорости чтения. И мотивация ребенка. Он сам увидит, что способен на большее.

    Прием «Повторное чтение»

    Данный прием также предполагает многократное прочтение текста. Детям для чтения дается 1 минута. Затем нужно подсчитать количество слов, которые они успеют прочитать за отведенное время. После этого такое задание выполняется еще пару раз.

    Результаты будут постепенно улучшаться, и это позволит ребенку поверить, что он может читать быстрее. Когда ученики будут читать текст последний раз, временное ограничение не устанавливается. Таким образом, они перейдут на чтение незнакомого текста и будут читать его в более быстром темпе.

    Приемы для расширения угла зрения

    В процессе чтения имеет значение количество знаков, которые попадают в поле зрения ребенка. Для расширения угла периферического зрения рекомендуется предлагать детям следующие упражнения.

    Таблицы Шульте

    Таблицы Шульте содержат числа от 1 до 30, которые расположены в хаотичном порядке. Школьникам нужно за 30 секунд отыскать и указать по порядку каждое число. Через несколько дней следует предложить другой вариант таблицы.

    • См. Онлайн-генератор таблицы Шульте.

    Найди слово

    Суть этого упражнения аналогична предыдущему. На листе бумаги нужно в произвольном порядке написать несколько разных, не очень длинных слов. Задание для школьников — как можно быстрее отыскивать на листе слова, которые поочередно будет называть учитель.

    Пирамидки слов

    Для таких упражнений слова записываются в столбик, начиная со слова с наименьшим количеством букв. Каждое слово делится на две части, которые записывают на некотором расстоянии друг от друга. На каждой последующей строчке это расстояние увеличивается.

    Первый — последний

    Для этого упражнения можно использовать любой текст. Детям нужно читать только первый и последний слог в каждой строчке.

    Рамка для чтения

    Необходимо подготовить полоску картона с прорезью, высота которой чуть больше высоты букв в учебнике. Ширина должна быть небольшой, примерно на 3 – 4 буквы. В процессе чтения ребенок перемещает эту рамочку по тексту. Через определенное время ширину рамки нужно постепенно увеличивать.

    Со временем дети запоминают многие слова, которые часто встречаются в текстах, и воспринимают их как единое целое. Они уже не читают такие слова, а называют сразу. Подобное умение заметно экономит время при чтении, поэтому данный навык нужно целенаправленно развивать.

    Программа занятий по улучшению дикции на неделю

    Я не понаслышке знаю, как сложно применить чужие советы в жизни, будь они хоть трижды гениальными и сверхполезными. Уже через час после прочтения статьи в вашей голове останется лишь 40 % полученной информации. А значит, 6 из 10 советов и упражнений окажутся невостребованными.

    Чтобы избежать этого, я составила мини-программу по работе над дикцией. Скопируйте ее куда-нибудь или сохраните статью в закладки, чтобы каждый день выполнять упражнения.

    Понедельник:

    • 15 минут говорите со сжатым карандашом в зубах, грецкими орехами или пробкой во рту;
    • прочитайте вслух отрывок из книги примерно на 1 страницу;
    • доведите до идеала произношение одной скороговорки;
    • отработайте звуки К и Г.

    Вторник:

    • 15 минут говорите со сжатым карандашом в зубах, грецкими орехами или пробкой во рту;
    • продекламируйте любое стихотворение, которое знаете наизусть;
    • озвучьте отрывок из любимого мультфильма;
    • отработайте звуки Ж и Ш.

    Среда:

    • 15 минут говорите со сжатым карандашом в зубах, грецкими орехами или пробкой во рту;
    • запишите любой отрывок на диктофон, прослушайте запись и отметьте все речевые недочеты;
    • исправьте их и запишите отрывок снова;
    • отработайте звук Ц.

    Четверг:

    • 15 минут говорите со сжатым карандашом в зубах, грецкими орехами или пробкой во рту;
    • прочитайте вслух любой отрывок настолько медленно, насколько сможете;
    • попрактикуйтесь в произношении сложных слов;
    • отработайте звуки Б и П.

    Пятница:

    • 15 минут говорите со сжатым карандашом в зубах, грецкими орехами или пробкой во рту;
    • выучите наизусть несколько сложных скороговорок;
    • отработайте звуки З и С.

    Суббота:

    • 15 минут говорите со сжатым карандашом в зубах, грецкими орехами или пробкой во рту;
    • отработайте произношение предлогов, оканчивающихся на согласную.

    Воскресенье:

    • 15 минут говорите со сжатым карандашом в зубах, грецкими орехами или пробкой во рту;
    • прочитайте 2 страницы любого текста, четко проговаривая окончания.

    Упражнения для развития дикции

    Итак, с советами разобрались. Надеюсь, вы не будете пренебрегать ими и внедрите хотя бы парочку в свою повседневную жизнь. Теперь перейдем к конкретным практическим упражнениям. Они подойдут взрослым и детям с 7–8 лет. Выполнять их можно в домашних условиях.

    Скороговорки

    Скороговорки отлично тренируют произношение звуков и четкость речи. Как правило, каждая скороговорка направлена на отработку какого-то конкретного звука или сочетания звуков. Поэтому я рекомендую вам сначала поработать с теми звуками, в произношении которых есть проблемы, а затем тренировать все остальные.

    Вот вам несколько коротких скороговорок:

    1. Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу. Грабь граблями гравий, краб.
    2. На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.
    3. У рекламы ухватов – швах с охватом, а прихватки и без охвата расхватали.
    4. Королева кавалеру подарила каравеллу.

    Разговор с препятствиями

    Сожмите крепко зубами карандаш и проговорите 10–15 фраз. Старайтесь говорить как можно более отчетливо, насколько это возможно.

    Также вместо карандаша можно использовать неочищенные грецкие орехи или пробки от шампанского. Положите по одному ореху за каждую щеку и попробуйте проговорить небольшую речь. Можно продекламировать любимое стихотворение или прочитать отрывок из книги.

    После этого упражнения вы сразу же почувствуете эффект. Говорить со свободным ртом станет гораздо проще.

    Озвучка

    Актеры, озвучивающие героев фильмов и мультфильмов обладают превосходной дикцией. Попробуйте и вы себя в этой интересной роли. Возьмите небольшой отрывок фильма и выучите реплики героев. Затем включите этот отрывок без звука и озвучьте его. Обязательно запишите озвучку на диктофон.

    Вряд ли у вас получится нормально озвучить с первого раза. Пробуйте до тех пор, пока не добьетесь идеального произношения и выразительности.

    Произнесение сложных слов

    Под сложными словами я подразумеваю слова с труднопроизносимым сочетанием букв. Столкнувшись с ними впервые, вам будет очень сложно прочесть их без ошибок сразу. Зато хорошенько отработав произношение однажды, вы больше не будете испытывать проблем с этими словами. Произносите их сначала медленно, а потом как можно быстрее.

    Вот вам список слов для примера:

    • воспользовавшемуся,
    • постскриптум,
    • проиллюстрировала,
    • фантасмагорический,
    • всклокочен,
    • ревербератор,
    • сверхвстревоженный,
    • контрпрорыв.

    Начните с этого списка. Когда сможете четко и красиво произносить все слова без единой запинки, составьте новый список.

    Отработка звуков Ж и Ш

    Как можно четче произнесите следующие пары слов: “жир – ширь”, “жар – шар”, “жабка – шапка”, “жить – шить”, “жутко – шутка”. Затем прочитайте скороговорку: “На крыше у Шуры жил журавль Жура. Жил журавль Жура на крыше у Шуры”.

    Отработка звуков К и Г

    Повторяйте следующие пары слов, пока не сможете произносить их быстро и четко: “год – кот”, “Геша – Кеша”, “гол – кол”, “гость – кость”, “гнут – кнут”, “гол – кол”. Затем прочитайте скороговорку: “Приготовила Клуша Глаше кашу с грушей. А Глаша Клушу угостила простоквашей”.

    Отработка звуков З и С

    Прочитайте следующие слова: “взор – сор”, “зуб – суп”, “зев – сев”, “зеленый – соленый”, “Зойка – сойка”. Затем проговорите скороговорку: “Змея змеилась, змея смеялась, смеясь змеилась, змеясь смеялась”.

    Отработка звуков Б и П

    Прочитайте следующие пары слов: “бар – пар”, “бал – упал”, “боли – поле”, “браво – право”, “борт – порт”, “бел – пел”. Прочитайте скороговорку: “Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа тупа”.

    Отработка звука Ц

    Повторяйте пары слов: “цапля – сабля”, “улица – лиса”, “цвет – свет”, “цок – сок”, “цирк – сыр”, “цель – сель”. Прочитайте скороговорку: “Цены на ценности бесценны на ценности из древности”.

    Предлоги

    Сочетание предлогов, оканчивающихся на согласную букву, со словами, начинающимися на согласную букву, – это слабое место для многих. Нужно учиться произносить их четко и членораздельно.

    Читайте вслух следующие словосочетания до тех пор, пока произношение не будет идеальным:

    • к Борису, к Макару, к Гордею, к Кате, к Галине, к Трофиму, к Глаше;
    • от дороги, от тротуара, от Бродвея, от платформы, от дерева, от птичьего рынка;
    • над деревней, над дровами, над травой, над кручиной, над братом, над пробиркой, над дверью;
    • под блоком, под Тверью, под Торжком, под шпалами, под шлемом, под дрелью, под зданием;
    • в вороньем гнезде, в фонаре, в тревожное время, в продаже, в зрелом возрасте, в вазе, в физике.

    Окончания

    Еще одна распространенная проблема у носителей русского языка – проглатывание окончаний. Учитесь произносить окончания так же четко, как и остальные части слова. Во время чтения вслух специально делайте акцент на них. Можете даже слегка повышать голос, так как чаще всего окончания мы произносим тише, чем нужно.

    Орфография

    Написать текст без каких-либо орфографических или пунктуационных ошибок достаточно сложно даже специалистам. Наша автоматическая проверка орфографии может помочь профессионалам, студентам, владельцам веб-сайтов, блогерам и авторам получать текст практически без ошибок. Это не только поможет им исправить текст, но и получить информацию о том, почему использование слова неправильно в данном контексте.

    Что входит в проверку текста?

    • грамматические ошибки;
    • стиль;
    • логические ошибки;
    • проверка заглавных/строчных букв;
    • типографика;
    • проверка пунктуации;
    • общие правила правописания;
    • дополнительные правила;

    Грамматика

    Для поиска грамматических ошибок инструмент содержит более 130 правил

    .

    • Деепричастие и предлог
    • Деепричастие и предлог
    • «Не» с прилагательными/причастиями
    • «Не» с наречиями
    • Числительные «оба/обе»
    • Согласование прилагательного с существительным
    • Число глагола при однородных членах
    • И другие

    Грамматические ошибки вида: «Идя по улице, у меня развязался шнурок»

    • Грамматическая ошибка: Идя по улице, у меня…
    • Правильно выражаться: Когда я шёл по улице, у меня развязался шнурок.

    Прием «Буксир»

    Прием «Буксир» используется для увеличения темпа чтения. В качестве ведущего может выступать учитель или ученик с высокой техникой чтения. Он читает текст, а остальные должны стараться успевать читать за ним. Такое упражнение можно проводить для всего класса или в парах.

    Чтобы контролировать процесс чтения всеми учениками можно делать внезапные остановки и просить ребят показать в тексте последнее прочитанное слово. Еще один способ — делать во время чтения ошибки. Те, кто читают «на буксире», должны их замечать и исправлять.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]