Дифференциация звуков Ч-Щ у детей дошкольного возраста. Речевой материал
Игры на дифференциация звуков Ч-Щ у дошкольников
Цель: дифференциация звуков Ч-Щ. Задачи: 1. Формировать у дошкольников правильное звукопроизношение, умение дифференцировать звуки Ч-Щ в своей речи, употреблять их правильно. 2. Разнообразить с помощью дидактической игры работу над закреплением правильного звукопризношения, заинтересовать детей. Описание: Уважаемые коллеги разрешите вам представить в этот раз игры из своей копилки на дифференциацию звуков Ч-Щ. Данные игры способствуют формированию правильного звукопроизношения в речи ребенка, развивают память, внимание, мышление, мелкую и общую моторику. Эти игры может проводить как логопед, так и воспитатель. Данная работа будет полезна логопедам, диффектологам, воспитателям, родителям.
Содержание
«Повтори, не ошибись» Ча-ща-ча, Чайка-щавель-и свеча, Чи-щи-чи, Чижик-ящик-две свечи, Чо-що-чок, Чертик-щетка-кулачок, Чу-щу-чук, Чубчик- щучка-каучук. «Угадай-ка» Взрослый предлагает ребенку отгадать, какой звук слышится в слове — «Ч» или «Щ». Услышав слово, ребенок должен показать соответствующую букву — «Ч» или «Щ». Если ребенок ще не знает букв, то их можно заменить картинками «поезд» — «Ч», а «щетка» — «Щ».
Слушай внимательно и угадай! Правильно звуки ты выделяй! Чай, щавель, угощать, встречать, щебет, чулок, пчелка, врач, щука, чайка, овощ, ящик, роща, молчу, задача, встреча, тащит, внучка, ручейки, защитник.
«Великанище» Педагог предлагает сказать про того, кто будет еще больше.
Огромный бык — бычище. Огромный волк — волчище. Огромный жук — жучище. Огромный паук — паучище. Огромный рак — рачище. Огромный хомяк — хомячище.
«Расскажи о том, кто какой» Пес рычит. Он …. рычащий. Бык мычит. Он …. мычащий. Кот мурлычет. Он …. мурлычущий. Курица квохчет. Она …. квохчущая. Ваня плачет. Он …. плачущий. Маша молчит. Она …. молчащая. Петух кричит. Он …. кричащий. Пальчиковая игра «Профессии» Почту носит почтальон, Газеты в ящик кидает он. Имитируем, как «кидает»
Хлеб продает продавщица, Вкусный, свежий, душистый.
Говорим «Ах!», имитируем, как нюхаем.
Уборщица убирает, Чистит, моет, пол подметает.
Имитируем уборку.
Чинит часы часовщик, Щурит глаза он привык.
Щурим глазки.
Учат детей учителя, Чтобы много знали ты и я.
Показываем на другого ребенка и на себя.Игра с мячом «Профессии» Задание направленно на дифференциацию произношения звуков Ч-Щ, на формирование навыков словообразования. Педагог катит мяч, начиная предложение, а ребенок откатывает мяч, завершая предложение. В случае затруднения взрослый начинает слово, обозначающее профессию, предлагая ребенку добавить суффикс «щик».
Ножи точит …. точильщик. Стела вставляет …. стекольщик. Обувь шьет …. обувщик. Обувь чистит …. чистильщик. Часы чинит …. часовщик. На кране работает …. крановщик. Вещи носит …. носильщик.
Рекомендуем посмотреть:
Дидактическая игра для детей 5 — 7 лет Логопедический досуг в подготовительной группе Зимние скороговорки и стихи для автоматизации и дифференциации звуков Дидактическая игра для дошкольников 4-7 лет
Похожие статьи:
Скороговорки на отработку звуков русского языка
Конспект занятия на тему: «Дифференциация звуков и букв [ч’] — [щ’] в предложениях и тексте»
Конспект занятия на тему: «Дифференциация звуков и букв [ч’] — [щ’] в предложениях и тексте»
Цель:
научить детей дифференцировать звуки и буквы [ч’] — [щ’] в предложениях и тексте.
Задачи:
Образовательные
:
- Уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков [ч’] и [щ’].
- Повторение характеристики звуков [ч’] и [щ’].
- Развитие навыков звукобуквенного анализа.
- Повторение правила правописания чу-щу, ча-ща.
- Совершенствование умения работать с деформированным предложением.
- Развитие умения составлять рассказ по серии сюжетных картин.
- Расширение и уточнение словарного запаса.
- Совершенствование навыка чтения.
Коррекционные
:
- Развитие фонематического восприятия звуков [ч’] — [щ’].
- Развитие зрительного восприятия букв [ч’] — [щ’].
- Развитие орфографической зоркости.
- Развитие слухового внимания, слуховой памяти, логического мышления.
Воспитательные:
- Воспитывать инициативность детей, уважение друг к другу.
- Повышать мотивацию детей к обучению.
- Воспитывать нравственные качества в обучающихся.
Формируемые универсальные учебные действия:
Регулятивные:
- Находить ошибки, как с помощью взрослого, так и самостоятельно.
- Доводить начатое до конца.
Познавательные:
- Общеучебные:
- Выделять и формулировать познавательную цель.
- Контролировать и оценивать результаты своей деятельности.
- Развивать умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, обосновывать свою точку зрения.
Оборудование
: зашумлённые картинки, предметные картинки со звуками [ч’] — [щ’], карточки с предложениями с ошибками и с деформированным предложением, серия сюжетных картин, текст с пропущенными буквами Ч и Щ по картине на каждого ребёнка.
Ход занятия.
- Организационный момент.
Логопед:
Сядет тот, кто назовёт картинку на экране, которая от нас спряталась.
На экране зашумлённые картинки, в названии которых есть звуки [ч’] — [щ’].
- Формулирование цели занятия.
Логопед:
Ребята, с каких звуков начинаются названия этих картинок?
Дети
: со звуков[ч’] — [щ’].
Логопед:
Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на занятии?
Дети
: учиться различать звуки [ч’] — [щ’].
Логопед:
Правильно, мы уже учились отличать эти звуки в слогах, словах и словосочетаниях? А сегодня мы будем работать с предложениями и текстом. Откройте ваши тетради, запишите число и тему занятия.
Логопед пишет на доске: Чч-Щщ
- Минутка чистописания
Мы начнём с минутки чистописания. Пропишите, пожалуйста, соединения и слоги, которые написаны у вас в тетрадях. Пишите не торопясь, аккуратно.
- Уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков «ш» и «ж».
Логопед
: Давайте вместе произнесём звук [ч’], теперь [щ’].
Дети
: [ч’], [щ’].
Логопед
: Как расположены губы, когда вы произнесли эти звуки?
Дети
: при: [ч’] в виде трубочки, при [щ’] — бубликом, рупором, то есть немного растянуты в улыбке
Логопед
: А в как расположен язык?
Дети
: за зубами, кончик поднят вверх, края языка прижаты к верхним коренным зубам.
Логопед
: Значит расположение языка при произнесении этих звуков похоже?
Дети
: да.
Логопед
: А расположение губ отличается?
Дети
: да.
- Характеристика звуков [ч’], [щ’]
Логопед
: Хорошо, ещё давайте вспомним, звуки [ч’], [щ’] согласные или гласные?
Дети:
согласные.
Логопед
: Правильно. Твёрдые или мягкие?
Дети:
мягкие.
Логопед
: Молодцы! Глухие или звонкие?
Дети:
Глухие.
Логопед вызывает одного ребёнка к доске. Ребёнок выставляет под звуками, написанными на доске символ мягких глухих согласных – зелёные наушники.
- Развитие навыков фонематического анализа
Логопед
: Замечательно, посмотрите на картинки на экране и назовите слова, в которых есть звук [ч’].
Дети:
ключ, часы, ручка, чашка, перчатки
- Исправить ошибки в предложении
Логопед:
Молодцы, а сейчас я предлагаю вам побыть учителями русского языка и проверить вот эти предложения (раздаёт карточки). Возьмите красную пасту и исправьте ошибки.
- Письма опускают в пощтовый ячик.
- В рещке много чук и лещей.
- Мама надела щёрный плач.
- Я пощистила овочи для борча.
- В роче щебещут птицы.
- Удощкой ловят лечей.
Дети зачитывают получившиеся предложения.
Логопед:
Скажите, какое орфографическое правило связано со звуками [ч’], [щ’]?
Дети
: правописание чу-щу, ча-ща
- Работа с деформированным предложением.
Логопед:
очень хорошо. Теперь выходите к доске. Тяните бумажки. Посмотрите, что на них написано. Как вы думаете, какое будет задание?
Дети:
составить из слов предложение и вставить пропущенные буквы Ч, Щ
Логопед:
правильно, составьте и запишите своё предложение на доске.
Каждому ребёнку даётся карточка со словами
- хи_ники, добы_у, и_ут, лесу, в.
- _инит, _асы, _асов_ик.
- Бабушка, варит, _авеля, из, _и.
Логопед
: Давайте проверим и подчеркнём орфограммы.
Дети по очереди читают предложения, подчёркивают орфограммы.
- Составление рассказа по серии сюжетных картинок
Логопед
: Молодцы! Посмотрите на картинки на экране. Как считаете, они связаны между собой?
Дети:
да
Логопед:
мы попробуем составить с вами рассказ по этим картинам.
Дети составляют рассказ.
- Дифференциация звуков [ч’], [щ’] в тексте.
Логопед:
Молодцы ребята. Я тоже составила рассказ по этим картинкам (раздаёт каждому). Прочитайте его и впишите в места пропусков букв букву Ч или Щ.
Дети читают самостоятельно, вставляют буквы.
Затем читают текст по очереди вслух.
Митя и Чапа были дома одни. Мальчик играл на столе в машинки. Он не заметил любимую мамину чашку, задел её рукой. Чашка упала и разбилась. Вдруг в коридоре послышались шаги мамы. Она вошла в комнату и увидела на полу разбитую чашку. «Кто это сделал?» — спросила мама. Митя тихо ответил ей: «Это Чапа». «Точно Чапа?» — спросила мама. Митя молча кивнул головой. Мама взяла веник, подмела осколки с пола. А затем прогнала Чапу на улицу. Митя виновато посмотрел на собаку и вдруг заплакал: «Мамочка, это я разбил чашку, не прогоняй Чапу. Я случайно». Мама обняла сына и сказала: «Я очень рада, что ты признался. Честность – самое главное качество в людях».
Беседа по тексту.
- Подведение итогов занятия:
Логопед:
Замечательно, ребята! Итак, какие звуки мы учились отличать сегодня на занятии?
Дети
: [ч’] — [щ’].
Логопед:
Правильно. Охарактеризуйте эти звуки.
Дети
: звуки [ч’], [щ’] согласные, мягкие, глухие.
- Рефлексия:
Логопед
: Правильно! Молодцы! Оцените свою работу на занятии, глядя на наш светофорчик. Вы очень старались сегодня! Большое спасибо. В награду за старание дарю вам раскраски. Занятие окончено.
Письма опускают в пощтовый ячик. В рещке много чук и лещей. Мама надела щёрный плач. Я пощистила овочи для борча. В роче щебещут птицы. Удощкой ловят лечей. | Письма опускают в пощтовый ячик. В рещке много чук и лещей. Мама надела щёрный плач. Я пощистила овочи для борча. В роче щебещут птицы. Удощкой ловят лечей. |
Письма опускают в пощтовый ячик. В рещке много чук и лещей. Мама надела щёрный плач. Я пощистила овочи для борча. В роче щебещут птицы. Удощкой ловят лечей. | хи_ники, добы_у, и_ут, лесу, в. |
_инит, _асы, _асов_ик. | |
Бабушка, варит, _авеля, из, _и. | |
Митя и Чапа были дома одни. Маль_ик играл на столе в машинки. Он не заметил любимую мамину _ашку, задел её рукой. _ашка упала и разбилась. Вдруг в коридоре послышались шаги мамы. Она вошла в комнату и увидела на полу разбитую _ашку. «Кто это сделал?» — спросила мама. Митя тихо ответил ей: «Это _апа». «То_но _апа?» — спросила мама. Митя мол_а кивнул головой. Мама взяла веник, подмела осколки с пола. А затем прогнала _апу на улицу. Митя виновато посмотрел на собаку и вдруг заплакал: «Мамо_ка, это я разбил _ашку, не прогоняй _апу. Я слу_айно». Мама обняла сына и сказала: «Я о_ень рада, _то ты признался. _естность – самое главное ка_ество в людях». | |
Митя и Чапа были дома одни. Маль_ик играл на столе в машинки. Он не заметил любимую мамину _ашку, задел её рукой. _ашка упала и разбилась. Вдруг в коридоре послышались шаги мамы. Она вошла в комнату и увидела на полу разбитую _ашку. «Кто это сделал?» — спросила мама. Митя тихо ответил ей: «Это _апа». «То_но _апа?» — спросила мама. Митя мол_а кивнул головой. Мама взяла веник, подмела осколки с пола. А затем прогнала _апу на улицу. Митя виновато посмотрел на собаку и вдруг заплакал: «Мамо_ка, это я разбил _ашку, не прогоняй _апу. Я слу_айно». Мама обняла сына и сказала: «Я о_ень рада, _то ты признался. _естность – самое главное ка_ество в людях». | |
Митя и Чапа были дома одни. Маль_ик играл на столе в машинки. Он не заметил любимую мамину _ашку, задел её рукой. _ашка упала и разбилась. Вдруг в коридоре послышались шаги мамы. Она вошла в комнату и увидела на полу разбитую _ашку. «Кто это сделал?» — спросила мама. Митя тихо ответил ей: «Это _апа». «То_но _апа?» — спросила мама. Митя мол_а кивнул головой. Мама взяла веник, подмела осколки с пола. А затем прогнала _апу на улицу. Митя виновато посмотрел на собаку и вдруг заплакал: «Мамо_ка, это я разбил _ашку, не прогоняй _апу. Я слу_айно». Мама обняла сына и сказала: «Я о_ень рада, _то ты признался. _естность – самое главное ка_ество в людях». |