Речевой материал для автоматизации звуков Ш, Ж (слова, словосочетания, предложения, чистоговорки, стихи, тексты) методическая разработка по логопедии

После этапа постановки звука переходят к его закреплению в связной речи. Это один из самых сложных этапов, потому что нужно научить ребенка навыкам самоконтроля за речью. Чем дольше закреплялось неправильное произношение, тем сложнее будет сформировать правильный артикуляционный уклад. Автоматизация звуков Ш и Ж и других фонем, имеющих схожие признаки, проводится по отдельности. Это делается для того, чтобы не происходило их смешение.

К этапу автоматизации стоит переходить только после того, как у ребенка получилось произнести нужный звук правильно изолированно. После постановки произношения переходят к его отработке в слогах. Вся работа по закреплению звука в связной речи основывается на принципе постепенного усложнения речевого материала.

Работа со звуком в слогах

Автоматизация Ш, Ж в слогах проводится в таком порядке:

  • прямых (ША, ЖА и др.);
  • обратных (АШ и др.), звук Ж в этих слогах не отрабатывают, потому что происходит его «оглушение»;
  • между гласными (АША, АЖА и др.);
  • со стечением согласных (ШКА, ЖДА и др.).

Задания для малышей на закрепление звуков необходимо сопровождать наглядным материалом. Обязательно в начале занятия проводят артикуляционную гимнастику, чтобы подготовить речевой аппарат.

К отработке фонемы в прямых слогах добавляют изолированное произношение. Речевой материал также постепенно увеличивают в объеме: когда переходят к новому виду слогов, вначале добавляют 1–2 задания с уже отработанными сочетаниями.

Примеры заданий

Чтобы закрепить правильное произношение в слогах логопед использует специальные дорожки, «шагая» по которым ребенок произносит нужное сочетание звуков. В начале работы взрослый дает образец правильного произношения, затем проговаривает материал вместе с ребенком. Потом малыш повторяет самостоятельно.

Примеры слоговых дорожек:

  • ША-ШО-ШУ-ШИ;
  • ЖА-ЖО-ЖУ-ЖИ;
  • ША-АШ-ШУ-ИШ;
  • АЖА-ОЖО-УЖУ и т. д.

На этом этапе используют чистоговорки. Они направлены не только на отработку правильного произношения в слогах, но и постепенное введение звука в слово.

Примеры чистоговорок:

  • ША-ША-ША – мы купаем малыША;
  • ШО-ШО-ШО – отдыхаем хороШО;
  • ЖА-ЖА-ЖА – увидели Ужа;
  • ЖУ-ЖУ-ЖУ – на солнце я гляЖУ.

При автоматизации определенной фонемы, особенно на данном этапе, старайтесь не использовать слова, в которых есть звук со схожими признаками. После того как ребенок правильно произносит Ш и Ж в слогах, речевой материал усложняется и начинается этап закрепления в словах.

Упражнения на постановку шипящих звуков у детей

Звуковое произношение формируется у детей уже с первых месяцев жизни. Первыми малыш произносит гласные, и это непроизвольный процесс. До трех лет он может искажать звучание тех или иных звуков. А к пяти-шести годам прежде, чем отправиться в подготовительный класс, у крохи должен быть полностью сформирован фонетический ряд.

Логопедические занятия с ребенком

На звук «ш» логопедическое занятие обычно часто проводят в старшей группе детского сада. Оно включает в себя:

  • Выявление проблемы с помощью материалов и таблиц логопедии,
  • Артикуляционную гимнастику, постановку и автоматизацию,
  • Домашнее задание для ребенка, чтобы рабочий момент шел более успешно и эффективно. Обычно оно включает в себя различные упражнения.

Когда ребенок освоил звук «ш», можно переходить к «ж». Тогда процесс дифференциации этих звуков будет более прост, поскольку их артикуляция одинакова. Малыш научиться различать, где он шипит спокойными голосовыми связками, а где стоит добавить вибрации.

Важно! Как правило, многие дети не могут справиться с шипящими по причине замены их на «с». Получается свист вместо шипения. Стоит заострять внимание на речь при произношении звуков. Многим детям может помочь сравнение с движением поезда, полетом шмеля.

Любые упражнения в логопедии на постановку звуков начинаются с артикуляционной гимнастики. Это помогает подготовить аппарат к правильной работе и одновременно его расслабить.

Артикуляционная гимнастика

В логопедических занятиях на букву «ш» особое место занимает артикуляционная гимнастика. Ее следует проводить ежедневно 2-3 раза в течение 5-10 минут. Лучше всего стоять возле зеркала – так малыш сразу сможет видеть свои недочеты и повторить правильно за взрослым.

Артикуляционная гимнастика во время постановки

Упражнения:

  • «Улыбка-трубочка». Зубы обязательно сомкнуть и удерживать в таком положении. Губы растянуть в улыбке и зафиксировать на 5 секунд, после вытянуть в трубочку вперед – также на 5 секунд. Повторять 5-7 раз.
  • «Жарко – холодно». Открывать рот, как будто жарко, а затем прикрыть, словно стало холодно.
  • «Блинчик». Открыть рот, улыбнуться. Затем положить язык на нижнюю губы, убрать, снова положить. Удерживать рот в улыбке.
  • «Болталка». Быстро двигать языком по верхней губе, воспроизводить «бл-бл-бл».

Развитие речи у старших дошкольников игровой деятельностью

Работа в словах

Выбирать нужно только те слова, которые содержат отработанный слог. Работа строится в таком порядке:

  • звук находится в начале;
  • в середине;
  • в конце.

Начинают автоматизацию со слов с прямыми и обратными слогами. Каждое наименование желательно иллюстрировать, приглашать «в гости» игрушки – все это сделает занятие не только интереснее, но и эффективнее.

Примеры упражнений

Аналогично предыдущему этапу, на первых уроках речевой материал проговаривает взрослый, затем совместно с учеником, а потом ребенок повторяет самостоятельно. Постепенно, когда отработанных слов будет больше, малыш называет их без подсказок логопеда.

На этапе автоматизации фонемы в словах параллельно проводится работа по развитию фонетико-фонематических процессов. Ребенку объясняют, где у слова начало, середина и конец. На занятиях составляют схемы слов и предлагают задания на развитие слухового самоконтроля.

На этом же этапе автоматизации начинается постепенное введение автоматизируемой фонемы в связную речь. Делают это на примере словосочетаний, Ш или Ж могут быть как в одном, так и в каждом слове:

  • Повторение слов:

ША: шар, шапка, шайба.

ШУ: шум, шуба, шутка.

ЖА: жаба, жара, жало.

И таким образом подбирают слова на каждый отработанный слог.

  • Ребенку предлагают внимательно прослушать слова и поправить взрослого. Взрослый специально в некоторых словах делает ошибки в произношении автоматизируемого звука. Это задание направлено на воспитание слухового контроля за речью.
  • Добавить нужный слог, чтобы получилось слово. С детьми младшего и среднего дошкольного возраста используют картинки, чтобы им было легче выполнить это задание. Например, дано изображение шапки и второй слог – ПКА. Ребенку нужно добавить слог из предложенных вариантов (ША).
  • Повторение слов с двумя звуками Ш или Ж. Например: шишка, штанишки, шутишь и т. д.
  • Повторение словосочетаний: На Ш: дедушкины шашки, новая шапка, смешная шутка, швейная машинка.
  • На Ж: жук жужжит, оранжевый жакет, жидкое желе.
  • Составить словосочетание. Перед ребенком раскладывают карточки и предлагают составить словосочетание самостоятельно.
  • Назови ласково. Например: штаны – штанишки. Это упражнение не только закрепляет правильное произношение шипящих, но и формирует навык словообразования с использованием суффикса.
  • Игра «Кто назовет больше слов со звуком Ш или Ж».
  • «Посчитай, сколько здесь предметов». Это упражнение помогает дополнительно отработать навык счета.
  • Когда у ребенка получится произносить звук в словах правильно, переходят к более сложному этапу коррекционной работы – автоматизации звуков в предложениях. Этот блок уже объемней по предлагаемому материалу, потому что является подготовкой к введению автоматизируемой фонемы в связную речь.

    Польза мнемодорожек с текстами:

    1. При помощи данного приема легче научить ребенка произносить звук «Ш» в связном тексте, а значит и в разговорной речи.
    2. Прием мнемотехники разовьет у малышей ассоциативное мышление, память, внимание. Им нужно будет каждое слово соотнести с картинкой и назвать ее.
    3. Ребенок при помощи моделей предлогов научится видеть и слышать это «маленькое» слово. Дети очень часто соединяют предлоги с существительными и считают их одним словом (н-р, сочетание слов НА столе, малыши воспринимают как одно слово НАСТОЛЕ ит.п.). Модели предлогов представлены ниже.
    4. Ребенок при помощи мнемодорожек научится правильно составлять предложения и рассказы. Этот навык пригодится и в будущем при обучении в школе, т.к. научит ребенка мыслить образно.

    Модели предлогов:

    Рассказы изготовлены в двух вариантах на выбор:

    1. Первый вариант для удобства взрослых подписан. Текс идет сразу же под дорожкой картинок. Он предназначен для индивидуальной работы с не читающими малышами.
    2. Второй вариант мнемодорожек текстов содержит только цепочки связных картинок. Картинки там более крупного размера. Подписанный текст во втором варианте отсутствует, чтобы не отвлекать читающих детей. Со вторым вариантом можно заниматься как индивидуально, так и подгруппой детей. Текст рассказа в этом случае необходимо распечатать отдельно или с обратной стороны.

    Распечатайте представленные картинки на листах формата А4. Желательно заламинируйте, тогда они прослужат вам гораздо дольше и занимайтесь с удовольствием.

    Или занимайтесь онлайн у нас на сайте.

    Занятия на постановку звука «ш»

    Постановка при логопедических упражнениях на звук ш может происходить с помощью разных методов:

    • От «с».
    • От «т».
    • От «р».
    • И даже от «а, э, ы»

    Постановка по методике Баловой О.И.

    Правильная постановка звуков

    Самым распространенным способом правильной постановки звука «ш» является метод от «с». Он применяется, когда нет никаких дефектов и проблем с речевым аппаратом. Также важно, чтобы свистящий звук был не ярко выражен. Малыш сначала начинает произносить «с», выпускает воздух, а затем чуть больше напрягает животик при выдохе. Таким образом получается шипение. Также можно попробовать при выдохе нажать легко на диафрагму (живот) малыша, чтобы помочь процессу. Мимика лица не должна меняться, никакого напряжения быть не может!

    Обратите внимание! Трудности с произношением шипящих могут возникать при неправильном речевом дыхании, проблемах в речевом слухе и при индивидуальном строении уздечки. Поэтому следует предварительно выявить наличие данных вопросов и посетить специалистов. В случае их отсутствия приступать к постановке звуков с логопедом.

    От «т» в логопедии производится постановка при межзубном сигматизме ребенка. Сначала кроху учат дотрагиваться верхних зубов, после очень медленно произносить правильный звук от «т».

    От «р» постановка выполняется только при наличии уверенного «р». «Р» произносится тихо, почти шепотом, напор выдоха уменьшается – получается «ш».

    От гласных постановку «ш» можно проводить дома, поскольку он не требует присутствия логопеда. Малыш произносит гласные, а специальным инструментом язык поднимает к небу.

    Автоматизация звука

    Автоматизация «ш» происходит при работе со слогами, словами и предложениями. Для более приятного времяпрепровождения можно купить специальные раскраски, картинки, карточки или альбом для рисования, где вместе с ребенком можно будет изображать иллюстрации. Малыш будет рисовать и одновременно проговаривать, тем самым закрепляя навыки.

    Задания на «ш», раскраска

    В игровой форме проводятся следующие мероприятия:

    • Сначала произносятся отдельные слоги: шо-ша-шу-шэ-ши,
    • Затем добавляются слова: шашка, шоссе, шишки,
    • И после можно переходить к предложениям, скороговоркам: шла Саша по шоссе и сосала сушку.

    Главная задача логопедических распевок и ритмики

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]