Организация работы в группе на логопедическом занятиистатья по логопедии
Ефимова Ульяна Сергеевна
Учитель-логопед
ГБДОУ №145 комбинированного вида
Центрального района
В настоящее время значительно увеличилось количество детей с различными речевыми нарушениями у детей. Без коррекционного воздействия такие отклонения мешают освоению социального опыта, снижают возможность социальной реабилитации и адаптации. Для успешного продвижения и овладения языком необходимо специальное преднамеренное обучение.
Логопедия — наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия. Работа с логопедом в дошкольном возрасте является фундаментом дальнейшего речевого развития ребенка, т.к. на ней строится коррекционная логопедическая помощь при нарушении письма и чтения (дисграфии и дислексии) в школьном возрасте.
Логопедическая работа — это деятельность, которая параллельно с образовательным процессом способствует успешному овладению полноценными речевыми навыками. Именно это и делает работу дошкольного логопеда актуальной и востребованной.
Целью логопедических занятий в дошкольном возрасте является — исправление речевых нарушений, формирование правильной и красивой речи у детей, подготовка к обучению грамоте.
Основные задачи логопедической работы:
- обучение правильному произношению всех звуков;
- развитие мелкой моторики — стимулирование пальчиков активизирует работу головного мозга;
- развитие связной речи: построение простых и составных предложений, пополнение активного словаря, способность к пересказу;
- развитие фонетического слуха
- формирование и совершенствование импрессивной речи
Организация логопедической работы в группе строится с учетом возрастных и психологических особенностей детей.
Младший возраст 3-4года:
- Формирование речевого слуха — умения понимать звучащую речь;
- развитие слухового внимания;
- расширение словарного запаса;
- развитие мелкой моторики рук и артикуляционной моторики.
Средний возраст 4-5лет:
- Формирование связной речи: построение словосочетаний с предлогами и без, сложных предложений;
- совершенствование звукопроизношения;
- обучение построению причинно-следственных связей в высказываниях (рассказы по картинкам);
- развитие слухоречевого внимания и памяти;
- развитие речевого дыхания, голоса, артикуляции.
Старший возраст 5-7 лет:
- Формирование фонетико-фонематического слуха: ребёнок определяет на слух количество и качество звуков, слогов в слове;
- коррекция оставшихся недостатков в речевом развитии детей (произнесении звуков, образовании словоформ);
- подготовка к обучению грамоте: знакомство со звуковым анализом слова.
Виды логопедических занятий:
- Индивидуальные
- Подгрупповые
- Фронтальные (групповые)
Фронтальные занятия — коллективная форма работы, которая проводится с воспитанниками логопедических групп. Логопед составляет календарно-тематический план занятий с учётом индивидуальных особенностей и коррекционных потребностей детей. Фронтальные занятия проходят несколько раз в неделю, к ним дети готовятся на индивидуальных и подгрупповых занятиях с логопедом, а после закрепляют упражнения с воспитателем.Типы фронтальных занятий для логопедической группы:
- по формированию лексико-грамматических средств: обогащение словаря и формирование грамматического строя речи;
- по формированию звукового строя речи: правильное произнесение и анализ звуков;
- по развитию связной речи: самостоятельное построение высказываний
Количество и длительность фронтальных занятий зависит от возрастных, психологических и индивидуальных особенностей детей, от сложности учебной задачи. В каждой возрастной группе занятия имеют свою особенность и по времени, и по организации.
Логопеду необходимо:
1. четко определить тему и цель занятий;
2. выделить номинативный, предикативный, атрибутивный словарь, который дети должны усвоить в активной речи;
3. отобрать лексический и грамматический материал с учетом темы и цели занятий, этапа коррекционного обучения, индивидуального подхода к речевым и психическим возможностям детей (при этом допускается ненормативное фонетическое оформление части речевого материала);
4. обозначить основные этапы занятия, показав их взаимосвязь и взаимообусловленность, и сформулировать цель каждого этапа;
5. подчеркнуть наличие обучающего момента и последовательного закрепления нового материала;
6. обеспечить постепенную смену видов речевых и речемыслительных заданий возрастающей сложности;
7. включить в занятие разнообразные игровые и дидактические упражнения с элементами соревнования, контроля за своими действиями и действиями товарищей;
8. при отборе программного материала учитывать зону ближайшего развития дошкольника, потенциальные возможности для развития мыслительной деятельности, сложных форм восприятия, воображения;
9. предусмотреть приемы, обеспечивающие при индивидуальном подходе к детям вовлечение их в активную речевую и познавательную деятельность;
10. включить регулярное повторение усвоенного речевого материала.
Занятия имеют определенную структуру, которая во многом диктуется содержанием обучения и спецификой деятельности детей. Независимо от этих факторов в любом занятии выделяют три основные части, неразрывно связанные общим содержанием и методикой, а именно:
начало, ход занятия (процесс) и окончание.
Начало занятия предполагает непосредственную организацию детей: необходимо переключить их внимание на предстоящую деятельность, вызвать интерес к ней, создать соответствующий эмоциональный настрой, раскрыть учебную задачу.
Ход занятия — это самостоятельная умственная или практическая деятельность детей, заключающаяся в усвоении знаний и умений, которые определенны учебной задачей. На данном этапе занятия приемы и обучения индивидуализируются в соответствии с уровнем развития, темпом восприятия, особенностями мышления каждого ребенка.
Окончание занятия посвящено подведению итогов и оценке результатов учебной деятельности детей. Качество полученного результата зависит от возраста и индивидуальных особенностей детей, от сложности учебной задачи.
В зависимости от раздела обучения, от целей занятия методика проведения каждой части занятия может быть различной. Частные методики дают более конкретные рекомендации по проведению каждой части занятия. После проведения занятия логопед анализирует его результативность, освоение детьми программных задач, проводит рефлексию деятельности и намечает перспективу деятельности.
Дополнительными факторами, обеспечивающими продуктивность фронтальных форм логопедических занятий с дошкольниками, являются:
-свободное размещение детей во время занятий (в круг, полукругом, около логопеда, что позволяет им рассматривать изучаемые объекты, смотреть друг на друга, на логопеда;
-четкая и логичная система подбора вопросов, адресованная детям;
— разнообразие пособий, а также предварительный подбор материала для занятия;
-ориентация на общие интересы детей в целях активизации их высказывания;
-постепенное повышение эмоциональной насыщенности занятия: наиболее интересные фрагменты работы соотносятся с периодом нарастания усталости;
-корректность в исправлении речевых и иных ошибок детей.
К фронтальным логопедическим занятиям предъявляются требования:
1. Занятие должно быть динамичным.
2. Обязательно включаются игровые фрагменты и сюрпризные моменты. Можно включить забавные ситуации, участниками которых будут дети.
3. Должна быть частая смена различных видов деятельности.
4. Необходимо развивать у детей коммуникативную направленность, обучать общению с педагогом и друг с другом.
5. Необходимо на занятиях приучать детей слушать, слышать, исправлять ошибки в чужой и в своей речи.
6. Использовать разнообразный дидактический материал, красочный и удобный.
7. Самое главное – на занятиях дети должны много говорить.
Таким образом, организация логопедической работы в коррекционных группах дошкольного образовательного учреждения предполагает системность, целенаправленность и поэтапность. В основе системы логопедической работы лежит индивидуально-дифференцированный личностный подход, позволяющий, удовлетворять потребности и интересы каждого ребенка, учитывать его индивидуальные особенности, направленно и эффективно осуществлять коррекцию речи у детей дошкольного возраста.
Логопедия – это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания, которая изучает: причины, механизмы, симптоматику нарушений речевой деятельности, течение, структуру. Термин «Логопедия» состоит из двух греческих слов: «Логос» — слово, «Пайдео» — воспитываю.
На основе речи и ее смысловой единицы – слова формируются и развиваются такие психические процессы, как восприятие, воображение, память. Л. С. Выготский неоднократно указывал, что развитие устной речи, вероятно, самое удобное явление для того, чтобы проследить механизм формирования поведения и сопоставить типичный для учения об условных рефлексах подход к мышлению и формированию личности с психологическим подходом к ним. Развитие речи представляет прежде всего историю того, как формируется одна из важнейших функций культурного поведения ребенка, лежащая в основе накопления его культурного опыта.
Логопедическая помощь — вид медико-педагогической помощи, оказываемой лицам, страдающим расстройствами речи функционального или органического происхождения (дислалии, логоневрозы, афазии, дизартрии и др.). Своевременные лечебно-коррекционные мероприятия позволяют ускорить развитие речи у детей или устранить ее приобретенные нарушения у взрослых, предупредить вторичные изменения интеллекта, обусловленные расстройствами речи.
Первыми специальными дошкольными учреждениями в нашей стране стали ясли для заикающихся детей, работа в которых проводилась под методическим руководством Е.Ф. Pay (1932 г.), и логопедический полустационар для заикающихся дошкольников, организованный по инициативе известного психиатра и общественного деятеля В.А. Гиляровского (1930 г.). В нем применялся разработанный профессором Н.А. Власовой комплексный метод преодоления заикания у детей.
Длительное время (60-е гг.) логопедическая помощь детям с другими дефектами речи (дислалией, дизартрией, алалией и др.) оказывалась лишь в экспериментальных группах или амбулаторно в детских поликлиниках, что не отвечало полностью потребностям населения и не обеспечивало полноценной коррекции нарушения речи к моменту поступления ребенка в школу.
Последующий период характеризуется глубоким всесторонним изучением различных форм речевой патологии у детей дошкольного и школьного возраста. Он завершился созданием педагогической классификации речевых нарушений. На основе научно разработанной типологии детей с речевыми дефектами стало возможным обосновать развитие дифференцированной сети дошкольных учреждений для лиц с различными формами нарушений речи.
В 70-е гг. началось интенсивное развитие специализированной сети
В настоящее время в свете реализации Федерального государственного стандарта дошкольного образования (п.2.11.2), коррекционная работа направлена на обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей, имеющих статус детей с ОВЗ. Разностороннее развитие воспитанником осуществляется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, особых образовательных потребностей и социальной адаптации.
С целью осуществления коррекционной работы на базе нашей дошкольной образовательной организации функционирует логопедический пункт, который обеспечивает индивидуализированный и системный подход к коррекции речевых нарушений.
Логопед, работающий на логопункте в условиях инклюзивного образования, учитывая специфику дефекта ребенка, работает в тесном взаимодействии с другими специалистами учреждения (музыкальным и физкультурным руководителями, врачами), родителями и воспитателями групп, регулярно информирует их о тех или иных проблемах, возникающих в процессе коррекционной работы.
На современном этапе сокращаются логопедические пункты, в которых производится логопедическая работа специалистом по устранению речевых нарушений у детей дошкольного возраста, при массовых общеобразовательных детских садах, что не позволяет охватить логопедическим обследованием значительно больший контингент детей. Для эффективности расходования бюджетных средств, планируется объединить логопедические детские сады с общеразвивающими, соответственно, происходит штатное сокращение учителей-логопедов. Однако, не смотря на данные трудности, в нашем городе еще сохранились логопедические пункты и группы, где реализуется логопедическая работа с детьми, имеющими речевые нарушения. Предлагаем рассмотреть понятие «Логопедическая работа» — это деятельность, которая параллельно с образовательным процессом способствует более доступному и успешному его овладению определенными категориями детей.
Целью логопедической работы является раннее выявление и преодоление отклонений в развитии устной речи детей дошкольного возраста.
Задачи, которые реализует логопед в ходе своей работы в общеобразовательном детском саду:
- осуществление диагностики речевого развития детей;
- социальная адаптация детей в коллективе;
- формирование коммуникативных способностей;
- формирование умения сотрудничать;
- осуществление необходимой коррекции нарушений речи детей;
- создание развивающей предметно-пространственной среды и условий для обогащенной, разнообразной деятельности детей;
- определение и реализация индивидуального маршрута коррекции и компенсации речевого дефекта с учетом его структуры, обусловленности, а также индивидуально личностных особенностей детей;
- организация взаимодействия всех субъектов коррекционно-образовательного процесса в реализации комплексного подхода при реабилитации детей с проблемами речевого развития;
- взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного, гармоничного развития детей, выработки компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку.
Под принципами логопедической работы подразумеваются исходные положения, определяющие совместную работу логопеда и ребенка при коррекции речи.
В настоящее время выделяются основные принципы логопедической работы, к ним относятся:
- Принцип систематичности учитывает структуры различных дефектов, определяет ведущее нарушение и соотносит первичные и вторичные дефекты. Речь это сложный психический процесс, поэтому даже при нарушении отдельных ее звеньев, как правило, нарушается вся речевая деятельность в целом. Это и определяет системный подход при устранении речевых расстройств.
- Принцип дифференцированного подхода осуществляется с учетом этиологии нарушения, симптоматики, структуры речевых дефектов, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка. В процесс логопедической работы важно учитывать уровень развития речи, особенности психических процессов, уровень познавательной деятельности.
- Принцип поэтапности представляет собой сложный процесс логопедического воздействия, т. е. исправление недостатков происходит в несколько этапов. Каждому этапу соответствуют свои задачи, методы и приемы исправления. Происходит постепенный переход от одного этапа к следующему – от более простого к более сложному.
- Онтогенетический принцип, т. е. логопед должен учитывать развитие речи в онтогенезе, от простого к сложному. Исправлять звуки в речи ребенка нужно в той же последовательности, в какой они появились в процессе его развития.
- Принцип естественного речевого общения предполагает различные ситуации, в которых оказывается ребенок. Окружение ребенка должно быть информировано о виде дефекта, о задачах, методах работы и тесно взаимодействовать с логопедом.
Рассмотрев понятие логопедической помощи, и изучив основные цели, задачи и принципы работы логопеда в ДОУ общего типа, перейдем к следующему разделу, посвященному методам работы логопеда с детьми в дошкольном учреждении.
Метод — систематизированная совокупность шагов, действий, которые нацелены на решение определённой задачи или достижение определённой цели.
Логопедическое воздействие представляет собой педагогический процесс, основными формами которого являются воспитание, обучение, коррекция, компенсация, адаптация, реабилитация. Логопедическое воздействие осуществляется в следующих формах обучения: фронтальное, подгрупповое, урок, индивидуальное занятие.
Воздействие — активное влияние субъекта на объект, не обязательно явное или с обратной связью. Логопедическое воздействие осуществляется различными методами: практическими, наглядными, словесными.
Выбор и использование того или иного метода определяется характером речевого нарушения, содержанием, целями и задачами коррекционно-логопедического воздействия, этапом работы, возрастными, индивидуально-психологическими особенностями ребенка и др. На каждом из этапов логопедической работы эффективность овладения правильными речевыми навыками обеспечивается соответствующей группой методов. Так, для этапа постановки звука характерно преимущественное использование практических и наглядных методов; при автоматизации, особенно в связной речи, широко используются беседа, пересказ, рассказ, т. е. словесные методы.
При устранении заикания в дошкольном возрасте эффективность логопедической работы достигается практическими и наглядными методами.
1. К практическим методам логопедического воздействия относятся упражнения, игры и моделирование.
- Упражнение- это многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий.
- Игра, как метод, предполагает сочетание различных компонентов игровой деятельности с другими приемами: показом, пояснением, указаниями, вопросами.
- Моделирование, как метод логопедического воздействия — это процесс создания моделей и их использование в целях формирования представлений о структуре объектов, об отношениях и связях между элементами этих объектов.
2. Наглядные методыпредставляют собой те формы усвоения знаний, умений и навыков, которые находятся в существенной зависимости от применяемых при обучении наглядных пособий и технических средств обучения логопедических воздействий на индивидуальное нарушение речи.
К наглядным методам относятся наблюдения, рассматривание рисунков, картин, макетов, просмотр видеозаписей, прослушивание аудиозаписей, а также показ образца задания, способа действия, которые в ряде случаев выступают в качестве самостоятельных методов.
3. Особенности использования словесных методов в логопедической работе определяются возрастными особенностями детей, структурой и характером речевого дефекта, целями, задачами, этапом коррекционного воздействия. В работе с детьми дошкольного возраста словесные методы сочетаются с практическими и наглядными. Основными словесными методами являются рассказ, беседа, чтение.
- Рассказ — это такая форма обучения, при которой изложение носит описательный характер.
- Беседа — метод получения информации на основе вербальной коммуникации.
- Чтение — сложный когнитивный процесс декодирования символов, направленный на понимание текста.
При оценке деятельности ребенка необходимо учитывать его возрастные и индивидуально-психологические особенности. Неуверенных, застенчивых, остро переживающих свой дефект следует чаще поощрять проявлять педагогический такт при оценке их работы.
Таким образом, нами были рассмотрены основные разделы данной темы. Вышеизложенная информация изучена и проанализирована в сравнении теории и практики. Дошкольное образовательное учреждение и логопункты для детей с нарушениями речи являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Коррекционной логопедической работе в дошкольных учреждениях принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии дошкольников при наличии у них речевого недоразвития и вторичных психологических отклонений в их преодолении и компенсации.