Игрушки – нарисованные картинки и раскраски для занятий в детском саду

Тема «Игрушки» обязательно должна быть использована в ходе логопедических занятий с дошкольниками 2-7 лет. Конечно, для детей в детском саду лучше всего подходят картинки Игрушки, которые специально отобраны для развивающих занятий.

В лексическом материале по этой теме можно выделить несколько важных «ступеней», элементов, которые должны быть усвоены дошкольниками:

  1. Само обобщающее понятие «игрушки».
  2. Различные названия предметов, используемых для игр разного типа (сюжетных, подвижных и т.д).
  3. Общие признаки и свойства игрушек, а также их отличия от других предметов.
  4. Способы использования тех или иных игрушек.
  5. Особенности их устройства.
  6. Представление о материале, из которого изготовлены предметы для игр.

Вот минимальный перечень слов по теме Игрушки для детей, которые должны быть введены в активный словарь детей дошкольного возраста:

  • Названия игрушек и их частей (существительные):

мишка, зайка, собачка, кукла, машинка, мяч, волчок, конструктор, матрешка, пирамидка, голова, туловище, рука, нога, мордочка, лапка, хвостик.

  • Характеристики предметов для игр (прилагательные):

* их полезно учить с детьми по парам, сравнивая свойства разных игрушек.

Большой – маленький, круглый — квадратный, мягкий — твердый, гладкий — шершавый, меховой — пластмассовый, железный — деревянный, новый — старый.

  • Различные действия, которые можно совершать с данными предметами (глаголы):

Катать, возить, строить, качать, одевать, купать, кормить, носить, покупать, терять, находить, шить, играть, собирать.

Нарисованные картинки

Для формирования пассивного словаря огромное значение имеют картинки для детей, изображающие различные игрушки. Очень хорошо, если они представлены в большом разнообразии, это позволяет предлагать ребенку множество различных речевых упражнений и занятий.

Для логопедических игр намного удобнее использовать именно карточки, а не реальные предметы. Сортировка и описание изображений способствует не только речевому развитию детей, но также совершенствует их:

  • наглядно-образное мышление;
  • оперативную память;
  • внимание.

Конечно, нарисовать такие картинки самому очень сложно, лучше найти готовые, отобранные профессиональными логопедами.

Какую роль играют беседы по картинкам в развитии речи ребенка

Нередко возможности в познании мира ограничены временем, материальными возможностями, пространством и т.д. Мы не можем вывезти ребенка на море, чтобы показать ему морских жителей и познакомить с особенностями природы этой природной зоны. Зато мы с легкостью можем организовать интересную беседу с ребенком любого возраста для того, чтобы красочно представить ему выбранную тему без привлечения моторной апробации, основываясь лишь на немоторном созерцании.

Что такое предметные и сюжетные картинки

Думаю, не сложно догадаться, в чем их различие. В работе с малышом оба вида представляют большую ценность.

Предметная картинка – изолированное изображение отдельного предмета (объекта), без лишних элементов и каких-либо искажений, преувеличений, преуменьшений и т.д. Как правило, выпускаются наборы карточек и целые книжки с изображением классификаций, которые должен знать малыш-дошкольник. Я имею в виду изображения продуктов питания, одежды, фруктов, овощей, животных, насекомых, деревьев, мебели и т.д.

Польза предметных картинок в том, что они дают возможность обогатить словарь детей существительными, которые как раз являются основой пассивного и активного словарного запаса. С их помощью можно хорошо выучить бытовые глаголы, некоторые прилагательные и даже предлоги. Для развития мышления, в частности умения обобщать предметы и явления по признакам, предметные картинки могут заключать в себе группы предметов, относящихся к одному классу, что можно назвать одним словом (животные, транспорт, профессии, времена года и т.д.). Данные картинки помогают обогатить личные познания ребенка и раздвинуть рамки непосредственного наблюдения.

Доказано, что чем раньше мама начнет показывать малышу предметные картинки, тем лучше он научится концентрировать внимание, анализировать общий вид предмета (рассматривать отдельные части) и затем синтезировать его образ в целом, воображать и определять знакомые или похожие объекты, а чуть позже дополнять их новыми элементами и фантазировать. Дело в том, что дидактический материал с картинками, которые отвечают на вопросы кто? что? что делает? какой (-ая)? представляют для нас огромное игровое поле деятельности с неисчерпаемыми ресурсами!

Многие мамы детей в возрасте от 1 до 3 лет знают, как сложно сидеть с ребенком дома в плохую погоду или во время затянувшейся болезни. И просмотр предметных картинок с беседами по ним могут спасти от скуки и однотонности подобных будней)))

Сюжетные картинки – это изображения целой ситуации, каких-то событий, содержащих несколько действующих лиц или последовательностей действий. Они могут выражать разные характеры героев, прорисовывать разную обстановку, детали, интересы и т.д. Беседы по сюжетным картинкам помогают уже на более позднем этапе, когда освоены предметные картинки. Они формируют у ребенка представления о разных бытовых, социальных, проблемных ситуациях, дают основу для понимания поведения людей, развивают фантазию, логику, воображение, мышление, правильную устную речь.

Предложения постепенно становятся развернутыми, грамматически верно оформленными. По сюжетной картинке можно выстроить предложение, небольшой рассказ или целую историю, развернуто ответить на вопросы, восстановить последовательность событий по серии картинок – все зависит от уровня подготовки ребенка и использования средств обучения (наводящий/уточняющий/утверждающий вопрос, уточняющая подсказка, «обживание» картинки и т.д.).

Как правило, предметные картинки используются на первом-втором году жизни, а ближе к 2-3 годам ребенок уже готов к восприятию простых сюжетных линий.

Требования к предметным и сюжетным картинкам для дошкольников

Наглядные пособия для маленьких детей должны отвечать целому ряду требований. Чтобы извлечь пользу из бесед по картинкам и их просмотру, мы не можем брать любые изображения, попавшиеся нам под руку.

  • Картинка должна быть графически и логически грамотной. Не допускается наличие смысловых или любых других искажений, стилизаций, украшательств, упрощений и прочих художественных приемов. Она передает действительность в точности.
  • Учитывайте возможности малыша на данном возрастном этапе. Он должен быть готов к восприятию образа. В идеале мы даем на начальном этапе то, что малыш может увидеть, пощупать, почувствовать – никаких абстракций и пространственных понятий.
  • Изображение должно иметь четкие контуры, желательно черного цвета. Силуэт – без искажений.
  • Не приветствуются сложные цвета и их оттенки. Берите картинки с простыми цветами, которые готов усваивать зрительный анализатор на данном этапе (красный, синий, зеленый, желтый, оранжевый, розовый и др.).
  • Не берите изображение, перегруженное дополнительными деталями. Если это яблоко, то оно должно быть нарисовано на однотонном фоне (лучше белом), на заднем плане не должно быть ничего!
  • Любую картинку нужно сопровождать простым текстом, состоящим из простых повествовательных предложений. Используемые слова в них, безусловно, соответствуют возможностям слухового анализатора ребенка данного возраста. По сути, рассказ о предмете служит эталоном, неким шаблоном идеального повествования о рассматриваемом объекте.
  • Показ продолжается ровно до того момента, как ребенок теряет интерес к процессу.
  • Не перегружаем одно занятие большим количеством картинок. Это вызывает путаницу в голове ребенка, так как перегружает слуховой, зрительный и другие участвующие анализаторы.
  • Прежде чем оречевлять картинки, всегда давайте детям ознакомиться с их содержанием. Пусть созерцание станет первым этапом в знакомстве с любым новым изображением.

Одна и та же картинка может быть вспомогательным материалом для разных видов работ по развитию познавательного интереса и речи малыша. Просто дополняйте уже усвоенный зрительный образ новыми эмоциями, используйте его в неожиданных ситуациях, делайте упражнения на развитие разных навыков и умений.

Раскраски

Для проведения занятий по теме «Игрушки» также очень полезно использовать тематические раскраски. Они помогают ребенку не только изучить и запомнить всевозможные названия предметов для игр, но соазу же потренироваться в использовании большого числа описательных прилагательных (в описаниях различных цветов и материалов). Правильно подобранная раскраска — настоящий помощник для логопедов и родителей!

Игры

С картинками «Игрушки» можно проводить множество простых и эффективных логопедических занятий, направленных на развитие речи детей-дошкольников. Вот несколько примеров подобных игр:

Назови картинки

Развитию речи малышей способствует называние различных игрушек, изображенных на карточках. Важно подобрать максимально реалистичные рисунки, это помогает ребенку быстрее узнать тот или иной предмет. Такие картинки игрушек для детей непременно должны быть яркими, привлекательными внешне.

Что здесь лишнее?

Популярную логическую игру «Четвертый лишний» можно использовать и на логопедических занятиях. В ходе нее детям предлагается четыре изображения, три из которых можно назвать одним словом («игрушки»), а одно — нет, эта карточка подбирается из других категорий (овощи, растения, животные, транспорт и т.д). Такая игра способствует обогащению и активизации пассивного словаря, а также отлично тренирует внимание и мышление дошкольников.

Какая? Какой? Какие?

Показывайте ребенку по одной картинке из набора карточек «Игрушки» и просите перечислить свойства того предмета, который изображен на ней. Например: кукла — новая, нарядная, пластмассовая, кудрявая, синеглазая, большая, новая и т. п. Если у вас есть картинки из серии Игрушки для детей на прозрачном фоне, то лучше использовать именно их в этой игре.

Назови ласково

Эта игра отлично подходит для формирования навыка использования уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных. Взрослый показывает детям 4 лет и старше игрушки (на картинках или реальные) и просит назвать их ласково. Примеры:

– кукла — куколка; – мяч — мячик; – медведь — мишка; – слон — слоник; – заяц — зайчик; – машина — машинка; – скакалка — скакалочка.

Для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет можно провести усложненное занятие: попросить вспомнить названия игрушек, которые используются только в «ласковой» форме. (волчок, пирамидка) или не имеют ее совсем (юла, обруч, поезд, клоун и др).

Один-много

Научите малыша не только называть игрушки по одной, но и находить ту или иную из них в группе похожих/одинаковых изображений, Пример:

мяч – мячик кукла — куклы кубик — кубики шарик — шарики.

Сыщики

Еще одна простая и увлекательная игра, которая поможет ребенку быстро выучить названия большого количества игрушек. В качестве наглядного материала для нее можно использовать:

  • картинки;
  • реальные предметы для игр;
  • видео-материалы.

Сначала нужно показать четыре различные картинки с изображениями игрушек, а потом одну из карточек спрятать (закрыть). Малыш должен вспомнить и назвать то, что пропало.

Угадай какого цвета

Предложите ребенку назвать цвет той игрушки, какую вы покажите ему. Начинать нужно с основных цветов, затем можно добавить более сложные варианты, с оттенками (ярко-красный, алый, темно-зеленый, светло-розовый). В ходе этой игры можно также закрепить понятия

– яркий; – разноцветный; – прозрачный; – многоцветный.

Это чья игрушка?

Такое упражнение позволяет научить ребенка-дошкольника согласованию существительных (названий игрушек) с личными местоимениями. Вы показываете малышу картинку с изображением и спрашиваете: «Чье это?». Варианты ответов:

моя (собачка, юла, пирамидка) мой (мячик, слоник, зайка, клоун) мое (лото, домино) мои (кубики, шарики)

Кто что делает?

Эта игра позволяет тренировать навык согласования существительного с глаголом. Показывайте ребенку картинки с изображением игрушек (в единственном и множественном числе, парные) по одной и задавайте вопрос: «Что это? Что он делает?». Варианты ответов:

кукла спит — куклы спят петрушка сидит — петрушки сидят зайка упал с полки — зайки упали с полки волчок крутится — волчки крутятся шарик укатился — шарики укатились машинка сломалась — машинки сломались медведь спит — медведи спят

Большая картинка «Игрушки для детей» может быть использована для подобного занятия с несколькими малышами сразу, группового или подгруппового.

Какая игрушка?

Эта увлекательная игра помогает детям освоить правила согласования существительного с прилагательным быстро и легко. Попросите малыша придумать как можно больше характеристик для той игрушки, изображение которой окажется у вас в руках. Лучше всего проводить эту игру среди нескольких детей или в паре взрослый-ребенок. Старайтесь избегать повторов прилагательных, важно назвать как можно больше разных слов.

Пример:

Лошадка — деревянная, новая, любимая, удобная, твердая, гладкая, коричневая. Слоник — фиолетовый, мягкий, большой, грустный, ушастый.

Магазин

Привычную игру «в магазин» можно немного видоизменить и эффективно использовать для развития речи детей старшей и подготовительной группы детского сада. Предложите ребятам выбрать карточку из набора «Игрушки», т. е. «сделать покупку». Затем мальчик или девочка подходит к витрине и выбирает «покупку». Свои действия ребенок должен сопровождать правильно построенным полным предложением, в котором он должен назвать выбранный предмет и несколько его характеристик (цвет, материал, величину и другие особенности). Это упражнение способствует обогащению детского активного словаря и развитию воображения.

Пример:

1. Я хочу купить большой желтый шарик. 2. Я хочу купить яркий красный кубик. 3. Я хочу купить нарядную маленькую куклу. 4. Я хочу купить набор деревянных кубиков в коробке.

Для этой игры очень хорошо подходят картинка Игрушки для детей на прозрачном фоне, хотя можно использовать и обычные картонные карточки.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Развитие речи дошкольников через беседы по картинке

Воспитатель: Архипова Нафиса Хамитовна Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 77 Комбинированного вида Приморского района Санкт- Петербург 2022г

«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких

слов с картинками, и он их усвоит на лету» К.Д. Ушинский

Развитие речи- очень важный раздел во всех образовательных программах. Программа по развитию речи разрабатывается с учетом целевых психологических и педагогических установок базисного содержания дошкольного образования. Развитие разговорной речи занимает центральное место в подготовке ребенка к школе.

Работая над этой задачей воспитатель продумывает организацию речевой среды детей через опосредованные способы познания мира. Чтение книг, рассматривание картин, предметов, наблюдение за объектами природы способствуют наиболее оптимальному общению детей со взрослыми и сверстниками, в процессе которого они учатся задавать вопросы и отвечать на них, сообщать о своих впечатлениях- осваивают уроки культуры общения. Все виды речевой деятельности являются предметом повседневного внимания и целенаправленного обучения в детском саду, а именно:

  • Повседневное общение
  • Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи

Повседневному общению уделяется большое внимание, во время которого педагог старается дать ребенку пример правильной речи, умения слушать и выражать свои мысли

Темы непосредственной образовательной деятельности планируются педагогом в соответствии с программой детского сада и с учетом уровня развития всей группы детей в целом, а также индивидуальных особенностей каждого ребенка в отдельности.

Важное место в речевом развитии детей принадлежит беседе по картинке – как предметной, так и сюжетной, знакомой или малознакомой.

Дети испытывают затруднения при составлении рассказа по картинкам.

При ознакомлении детей с картинками необходимо знать детскую литературу, уметь составлять увлекательный рассказ, знать алгоритм описания картинки, уметь правильно, логично и увлекательно для ребенка поставить вопросы. Для изучения особенностей состояния связной монологической речи используется методика обучения составления рассказа по картинкам.

Воспитатели используют разные виды работы с картинкой:

  • Рассматривание
  • Беседы
  • Составление рассказов по картинке

В реализации программных задач по речевому развитию детей, беседа по картинке способствует:

  • закреплению у детей навыков ведения индивидуальной и групповой беседы
  • пополнению, уточнению и активизации словарного запаса
  • развитию памяти и внимания
  • совершенствованию словесно-логического мышления
  • формированию фонетической стороны речи
  • приобретению фонетической стороны речи
  • приобретению умения устанавливать взаимосвязи между предметами
  • развитию понимания смысла и содержания картинки
  • формированию объяснительной и доказательной речи
  • конкретизации знаний об окружающих предметах
  • закреплению умений ориентироваться в пространстве и т. д.

В ходе беседы по картинке воспитатель может проводить систематический контроль за постановкой звуков и грамматической правильностью речи детей, навыками звукового анализа и синтеза. Использование диалогов по картинке способствует не только речевому, но также социально- эмоциональному развитию ребенка, становлению его мотивационной сферы. Любая методика по развитию речи предполагает обязательное использование наглядно-дидактического материала. Наборы картинок с изображением знакомых ребёнку процедур и процессов (подъём, умывание, уборка, одевание) будут отличным подспорьем для освоения глаголов, наречий, причастий и деепричастий. Попросите детей описать то, что они видят на этих картинках. Малыш помладше, скорее всего, будет отвечать односложно, используя только глаголы. Ребёнок постарше будет строить более сложные предложения, вводя в употребление такие части речи, как наречия и прилагательные. Это поможет им описать увиденное на картинке более подробно.

При первичном рассматривании картинки педагог направляет его внимание на определение главных предметов, их свойств, признаков на установление связей между изображенными предметами. При повторном использовании картинки проводится развивающая беседа, которая расширяет возможности речевого общения ребенка со взрослым. Такая вопросно-ответная система разговора, в результате которой у ребенка формируется умение слушать собеседника, высказываться, вести дискуссию. Цель развития диалогической речи детей при проведении развивающей беседы является доминирующей.

Творческий подход к такому виду речевого общения предполагает использование разных приемов:

  • намеренно допущенные ошибки в высказывании воспитателя об изображенном
  • высказывания взрослого, направляющие ребенка на доказательный ответ
  • сравнение предметов, изображенных на картинке
  • включение в речь разных форм одного и того же слова.

Содержание картинок часто подталкивает педагога к включению в беседу малых фольклорных форм (пословиц, поговорок, загадок, стихов) Беседуя с ребенком по картинке его внимание можно направить на поиск слов, включающий заданный звук. При подготовке к занятию педагог продумывает не только объем новой информации, новых терминов и понятий, но и учебные дидактические материалы, с помощью которых дети могли бы повторять и осмысливать полученные знания. Рефлексию полученных знаний следует проводить как во время самостоятельной деятельности, так и в течении всего дня. Можно выделить четыре вида рефлексии (от лат. reflexio — обращение назад)

  • Творческая (дети учатся фантазировать, сочинять)
  • Событийная (дети учатся анализировать и передавать свое отношение к происходящим событиям)
  • Личностная (цель- способствовать самопознанию своего духовного мира)
  • Понятийная (педагог должен способствовать осмысленному пониманию и восприятию духовной действительности человека)

Отличительная особенность рефлексии состоит в том, что она гармонично сочетает в себе информационную, познавательную и эмоциональную сторону, а также развитие разных видов речевой деятельности. Беседы по картинкам предусматривают:

1. Развитие звуковой культуры речи.

  • Отработка правильного произношения звуков родного языка, слов и словосочетаний.
  • Развитие фонематического слуха (подбор слов на заданный звук, знакомство с рифмой)
  • Развитие артикуляции (звукоподражание, артикуляционная гимнастика)
  • Тренировка в интонационной выразительности речи (произношение слов и звуков в определенной тональности)

2. Словарная работа:

  • Знакомство с обобщающими словами (мебель, посуда, фрукты, овощи, транспорт, животные и т д)
  • Знакомство с профессиями взрослых (повар, врач, продавец и т д – в зависимости от уровня начальных знаний детей
  • Знакомство с синонимами и антонимами

Синонимы- сходное лексическое значение различное звучание; (идти, мчаться, брести, плестись)

Антонимы -противоположное лексическое значение, различное звучание; (приехал- уехал, добрый –злой)

  • Составление описательных рассказов по картинкам о предметах, животных и т д (н-р: Название домашнего животного, описание внешнего вида, чем его кормить, какую пользу приносит, почему я люблю его)
  • Для закрепления связной речи составление рассказов по картинке из серии сюжетных картин
  • Знакомство с основами этикета (встречаем гостей, культура поведения за столом, хорошие манеры)

3. Грамматический строй речи:

  • Знакомство с ведением диалога
  • Обучение умению отвечать на вопросы и самостоятельно задавать их
  • Знакомство с предлогами и умение правильно употреблять их в речи
  • Согласование слов в предложении

4. Художественная литература:

  • Знакомство с произведениями русского фольклора
  • Заучивание стихов, пословиц, поговорок
  • Составление и отгадывание загадок
  • Знакомство с классическими произведениями детской литературы (С. Маршак, А. С. Пушкин, К Чуковский, А. Барто и т д)
  • Драматизация и инсценировка произведений

Роль педагога состоит в том, чтобы создавать ситуации активного говорения, общения, освоения образцов речи. Учитывая необходимость подготовки ребенка к школе, особое внимание следует уделять развитию фонематического слуха и правильного звукопроизношения.

Родители подрастающих дошкольников должны понимать, что никакая современная методика по развитию речи, не заменит пользы от живого человеческого общения. Ведь именно повседневное общение в домашней обстановке, в стенах дошкольного учебного заведения или развивающих кружков является залогом своевременного формирования речевых навыков.

Литература:

  1. Развитие речи. Тематическое планирование занятий В.Ю. Дъяченко г Волгоград 2007г
  2. Развитие речи детей 3-5 лет О.С. Ушакова г Москва 2011г
  3. Конспекты интегрированных занятий А.В. Аджи г Воронеж 2006г
Следующая >
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]