Существуют разные мнения насчет ребенка ЗПР в детском саду. Для родителей встает вопрос, отправлять ли его в коррекционное или обычное детское образовательное учреждение. Считается, что задержка психического развития является легким отклонением, так как симптомы у многих выражены достаточно слабо, если ей не сопутствуют вторичные диагнозы. Наибольшую трудность у таких детей вызывает лишь социальная адаптация в коллективе с другими детьми. Как правило, умственное развитие у них находится в пределах нормы, и учебная программа более или менее усваивается. Могут возникнуть проблемы с навыками самообслуживания и опрятности, но, глядя на других, они постепенно усваивают их. Мое мнение, что детей с несущественной задержкой психики лучше отдавать в обычный детский сад, где есть пример нормотипичного поведения.
Когда речь идет о ребенке ЗПР с дополнительными диагнозами (СДВГ, речевые патологии, ДЦП и другие двигательные нарушения, вторичное снижение интеллекта и т.д.), я советую задуматься о коррекционном садике. Для этого есть много причин: во-первых, сопутствующие отклонения сильно накладывают отпечаток на разные сферы развития малыша, а не только на момент адаптации и вливания в коллектив; во-вторых, в таких учреждениях работают специалисты, создана благоприятная обучающая и развивающая среда, составляются индивидуальные образовательные маршруты под каждого воспитанника. По сути, сложному ребенку с ЗПР проще адаптироваться и хотя бы частично преодолеть свои недуги до школы именно в упрощенной среде, где он не будет чувствовать себя «белой вороной».
Моя дочка Аня является ребенком с ЗПР и сопутствующими диагнозами, т.е. наш вариант как раз менее благоприятный по прогнозам. У нее официально установлены СДВГ, ОНР (сейчас уже 3 степени), нарушения двигательной сферы, которые выражаются в недоразвитии мелкой моторики, слабой координации, атаксии (на данный момент уже в остаточном виде), особенности эмоционально-волевой сферы. Попросту говоря, она не потянет обычный сад, где бегают еще 25-30 детей с нормотипичный развитием, а педагоги не имеют опыта работы с особятами. Я выбрала коррекционный сад. Мы попали в группу для детей с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья), где есть дети с нарушениями психики, речи, гиперактивностью и дефицитом внимания, ДЦП, умственной отсталостью и т.д. Почему я не побоялась такой «компании» и выбрала детский сад для детей с ЗПР, а не обычную или логогруппу?
Ребенок ЗПР в детском саду в обычной группе
Изначально нам дали место в обычном саду прямо во дворе, около нашего дома. Я обрадовалась и тешила себя мыслью, что Аня обязательно освоится в группе и скоро подтянется за обычными ребятишками и в речи, и в поведении, и даже в своих умелках по самообслуживанию. Как же я была разочарована, когда пришла к заведующей и посетила группу, в которую мы получили путевку…
Детей по списку 35 человек, регулярно посещают ДОУ 20-22 ребенка. Учитывая то, что у Ани СДВГ и ее вниманием сложно завладеть даже при индивидуальном взаимодействии, я сразу поняла, что в данных условиях она будет «залипать» в свой мирок где-то в уголке или же, напротив, под общую шумиху начнет скакать без остановки, не вникая в суть происходящего. Какой ребенок будет приходить домой вечером?
Заведующая честно сказала, что персонал не умеет работать с такими детьми. Они не могут создать под нее индивидуальную программу, а общую она по своей возрастной категории, увы, пока не тянет. Такой разрыв с другими детьми негативно скажется на ее психическом состоянии. К тому же, дети быстро поймут ее инаковатость и могут обижать. Она не умеет постоять за себя, потому что агрессия ей хоть и свойственна, но направляет она ее в пространство или на себя, а не на живого человека. Скорее всего, Аня стала бы изгоем, над неумелостью которой все потешались изо дня в день.
Касаемо программы обучения – здесь тоже есть нюансы. Раньше ребенка с отставанием в развитии можно было поместить в младшую возрастную группу. Сейчас это запрещено, и время от времени ходят комиссии из Комитета Образования с проверками. Такой вариант был сразу исключен. На момент поступления в д/с Ане было 5 лет. Программа для ее ровесников предполагала совершенно другой уровень развития и темп активности на занятиях. Она бы не выдержала такой ритм, хотя уже умела читать и считать. Но на тот момент совершенно неразвитая мелкая моторика не позволила бы ей проходить многие уроки по лепке, рисованию, оригами и т.д. Да и внимание, которое дефектно по всем параметрам, выбило бы ее из общего режима. Не забываем, что поведение у ЗПРок инфантильное, а восприятие окружающей действительности слишком однобоко и плоско. Она бы попросту потерялась.
Речевые проблемы тоже наложили свой отпечаток. В 5 дети вовсю говорят сложными предложениями, Аня же с трудом формировала простое высказывание, так как ОНР – это многостороннее нарушение речевого развития. Обычный логопед в обычном саду не умеет работать со сложными патологиями. Ей нужен был логопед-дефектолог, который правит фонетическую, фонематическую, лексическую и грамматическую стороны речи в целом. Думаю, я не ошиблась, предположив, что Аня будет только нервничать, агрессировать и замыкаться в собственных эмоциях, если попадет в подобные условия на целый день.
Я знаю истории, когда дети приходили в обычный сад, а через несколько месяцев происходил нервный срыв на почве невозможности полноценного включения в детский социум. При переходе в коррекционный сад состояние ребенка налаживалось.
Есть и еще один существенный минус для ребенка ЗПР в обычном саду – отношение других родителей. Если ваш малыш сильно отличается от нормотипичных, проявляет негативные аспекты поведения, часто дерется, показывает плохой пример, родители будут показывать недовольство вам, писать жалобы на имя заведующей и даже требовать вашего перевода в другой сад. Думаю, такая нервотрепка не нужна ни вам, ни ребенку. Моральный прессинг от большинства все равно подрывает вашу уверенность, независимо от того, что сегодня программа любого ДОУ нацелена на толерантную и популярную ныне инклюзию.
Имейте в виду, что многие воспитатели не смогут даже нормально накормить особенного ребенка, если у него пока не выработаны навыки самообслуживания и нет речи. Они боятся таких детей, их реакций, потребностей, потому что не обучены общению с ними. Один ваш ребенок будет отвлекать ее от толпы из 20-30 человек, соответственно, кроме внутреннего раздражения ваш малыш ничего не получит, по крайней мере, это отношения 80-90% обычных воспитателей и нянь. Мы можем требовать, ругаться, доказывать, но факт останется фактом – ребенку некомфортно там, где его не понимают и сторонятся или, того хуже, унижают и игнорируют.
Общие сведения
Вызвано ЗПР у детей может быть большим количеством причин (в том числе выраженными врожденными синдромами), а симптомы умственной отсталости проявляются не только в снижении когнитивных способностей, но и в других физических и психических отклонениях.
Задержка психического развития характеризуется нарушением интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы. Данное состояние сопровождается трудностями в обучении. Речь идет преимущественно о психолого-педагогической категории, но в ее основе также могут лежать органические нарушения.
Психические изменения умственно отсталых детей стабильны и не прогрессируют, поэтому психосоматические осложнения маловероятны. Диагноз устанавливается дошкольникам в возрасте 4-5 лет или в процессе школьного обучения. Главная трудность для таких пациентов – отсутствие возможности полноценной адаптации в обществе.
Группа ЗПР в детском саду, отдавать ли туда ребенка
Я уже сказала, что мы посещаем примерно такую группу – у нас «сборная солянка». Скажу честно, сначала я боялась, что Аня переймет многие негативные поведенческие реакции у других особят, которые только усугубят положение и вызовут откат в развитии. Я ошибалась. Да, некоторые манеры она копируют, но, согласитесь, разве в обычном ДОУ дети не учатся плеваться, браниться, толкаться и дергать друг друга за косы? У нас нет деток с аутизмом, где поведенческие проблемы стоят более остро (эти дети помещены в отдельную группу), потому максимум чему дочка научилась от других «отставашек» – плеваться, иной раз толкаться и топать ногами.
Плюсов от двухлетнего посещения коррекционного садика я вижу намного больше и могу их подробно описать.
Причины ЗПР
ЗПР у детей дошкольного возраста является следствием множества различных факторов, которые в конечном итоге приводят к дефекту нейробиологического и функционального развития мозга. Следует выделить биологические и социальные факторы.
Наиболее частыми причинами задержки психического развития у детей
являются:
· Нарушения эмбрионального развития: краснуха, трепонема, токсоплазма, цитомегаловирус, листерия, герпесная инфекция, ВИЧ. Не менее опасна дисфункция плаценты, употребление алкоголя, наркотиков, курение. Накладывают свой отпечаток отравления фенолом, пестицидами, свинцом и повышенный уровень радиации.
· Перинатальные проблемы: недоношенность, гипоксия, внутричерепное кровоизлияние, нарушения обмена веществ у новорожденных, менингит, тяжелая травма мозга, энцефалит.
· Тяжелые соматические заболевания ребенка: рахит, нейроинфекции, грипп. Также причиной может стать эпилепсия.
Причиной ЗПР в некоторых случаях является наследственность. Данное заболевание в некоторых семьях диагностируется из поколения в поколение. Практически неизбежна врожденная психическая задержка при многих генетических заболеваниях, например: синдром Патау, Эдвардса, Корнелии де Ланге, Дауна.
Задержка развития ребенка вторичного характера развивается на фоне нарушений зрения или слуха. Причиной может стать дефект речи, а также выраженный дефицит общения и сенсорной информации.
Умственная отсталость или слабоумие могут быть вызваны аномальным развитием головного мозга:
· недостаточный размер мозга (микроцефалия);
· полное или частичное отсутствие полушарий головного мозга (гидранэнцефалия);
· недоразвитие головного мозга (лиссэнцефалия);
· гипоплазия мозжечка (понтоцеребеллярная гипоплазия).
Часто патогенез нарушений психического развития заключается в нарушениях обмена веществ или выработке ферментов (фенилкетонурия). Послеродовая умственная отсталость у детей также может быть обусловлена разрушением красных кровяных клеток – гемолитической болезнью новорожденного. Возникает в результате резус-конфликта во время беременности и приводит к серьезным нарушениям функций коры и подкорковых нейронных узлов головного мозга.
Среди социальных факторов следует выделить влияние гипо- или гиперопеки, отсутствие возможности общаться с другими людьми (например, по причине инвалидности), авторитарное воспитание (беспрекословное подчинение). Средовые факторы, как правило, вызывают ЗПР преимущественно при наличии первичной органической основы дисфункций.
Диагностика
Дифференциальный диагноз умственной отсталости должен выполняться персоналом, специализирующимся на использовании стандартизированных психометрических методов. В раннем детстве первые признаки ЗПР редко проявляются и могут быть четко выражены только через 4-5 лет.
На сегодняшний день диагностика умственной отсталости проводится путем сбора анамнеза (акушерские данные о течение беременности и информации о заболеваниях родственников), общей психологической и психометрической оценки пациента. Это дает возможность оценить соматическое состояние, установить наличие не только физических (визуально определенных) признаков умственной отсталости, определить уровень интеллектуального развития и соответствие их нормам, а также понаблюдать за психическим поведением и реакцией.
Для точного определения специфической формы ЗПР могут потребоваться:
· общий, биохимический и серологический анализ крови;
· кровь на сифилис и другие инфекции;
· анализ мочи.
Генетическое тестирование проводится для выявления врожденных причин заболевания.
Инструментальная диагностика задержки развития включает:
· энцефалограмму;
· компьютерную томографию;
· МРТ головного мозга.
Необходима дифференциальная диагностика. Несмотря на некоторые характерные физические дефекты, многие неврологические нарушения (парезы, судороги, трофические и рефлекторные расстройства, эпилептиформные судороги) наблюдаются при других нервно-психических патологиях.
Даже когда очевиден факт заторможенности и неадекватности, необходима тщательная профессиональная оценка умственных способностей детей, чтобы отличить легкую форму ЗПР от эмоционально-поведенческих (психиатрических) расстройств.
Коррекция задержки психического развития
Лечение начинается со своевременного выявления проблемы. В зависимости от степени психической дисфункции ребенку будет предложено выполнять стандартное школьное задание, предназначенное для детей аналогичного возраста. Коррекция задержки психического развития проводится путем образовательного вмешательства, оптимизированного в зависимости от степени умственной отсталости. Дети должны быть интегрированы в социальную, образовательную и культурную жизнь с остальной частью населения.
Если причиной умственной отсталости является гипотиреоз, резус-конфликт, фенилкетонурия, возможно этиологическое лечение ЗПР с помощью гормональных препаратов, переливания крови ребенку, специальной диеты без белка. В большинстве случаев этиологического лечения не существует.
Пациентов с интеллектуальными нарушениями лечат симптоматической терапией. Назначаются препараты для снижения интенсивности психотических расстройств: нейролептики, а также медикаменты для стабилизации настроения (что помогает корректировать поведение).
Снижают уровень тревоги, прекращают кризисы и улучшают сон с помощью психоактивных веществ с транквилизаторами. Негативные последствия их применения выражаются в мышечной слабости, повышенной сонливости, нарушении координации движений и речи, снижении остроты зрения. Длительное употребление этих препаратов может поставить под угрозу внимание и память, вплоть до развития антероградной амнезии.
Одна из основных ролей в коррекции интеллектуальной недостаточности отдается когнитивно-поведенческой терапии, т. е. медико-коррекционной педагогике. Для воспитания детей с ЗПР в специализированных школах и школах-интернатах используются специально разработанные методы адаптации детей к обществу.
Реабилитация пациентов с ЗПР, особенно с генетически определенными формами психической патологии, заключается не столько в их лечении, сколько в обучении программам и прививании элементарных домашних и, по возможности, простейших социальных навыков. Эксперты утверждают, что умеренная умственная отсталость у детей может быть исправлена, и, несмотря на инвалидность, такие пациенты могут выполнять простую работу и заботиться о себе.
Прогноз и профилактика
Согласно статистике, четверть дефектов психического развития связана с хромосомными аномалиями, поэтому профилактика возможна только при не врожденных патологиях.
Основные профилактические мероприятия:
· в плановый период подготовки к беременности необходимо пройти полное обследование на наличие инфекций, устранить все очаги воспаления и вылечить существующие хронические заболевания;
· проверить состояние щитовидной железы и уровень гормонов;
· некоторые виды умственной отсталости можно предотвратить с помощью генетического консультирования будущих родителей для выявления нарушений, потенциально опасных для нормального развития эмбриона и плода;
· во время беременности женщины должны регулярно посещать своего врача, вовремя сдавать необходимые анализы и проходить УЗИ.
Важной профилактической мерой задержки темпов развития является раннее выявление определенных обменных процессов, приводящих к умственной отсталости. Если в течение первого месяца жизни обнаружить врожденный гипотиреоз, поражающий новорожденного, можно предотвратить развитие дисфункций. Если не выявить и до трехмесячного возраста не лечить проблему, то 20% детей с дефицитом гормонов щитовидной железы будут психически инвалидами.