30 лучших упражнений для развития дикции по мнению логопеда

Всем хочется быть услышанными. Для оратора важна не только информация, но и способ ее преподнесения. Никто не поддержит точку зрения человека, который не совсем четко произносит слова, «съедает» окончания или говорит слишком тихо.

Дикция – это правильная артикуляция, четкая разборчивая речь, облегчающая восприятие сказанного другими людьми. Человек с хорошим произношением не картавит, не гнусавит и не шепелявит. У каждого человека есть проблемы с проговариванием отдельных морфем или звукосочетаний. И для правильной дикции потребуется тренировка речевого аппарата. Проблем с произношением гласных практически не возникает.

Правильная дикция – гарантия успешного трудоустройства, коммуникабельности. Но особое значение хорошая артикуляция имеет для певцов, актеров, ведущих и преподавателей. Вокалист с невнятным произношением вызывает у слушателей двоякие чувства: вроде спел все правильно, но слов не разобрать.

Дикция – основополагающий элемент человеческой культуры. Поскольку человек с хорошим произношением сможет убедить в своей правоте практически любого.

Дикция речи

Дикция — это отчетливое произношение звуков и слов с правильной их артикуляцией. Речевой аппарат производит звуки, а его нарушения и дефекты являются причиной того, что дикция человека низкого качества.

Дикция речи состоит:

  • Из отчетливой артикуляции;
  • Правильной артикуляции;
  • Манеры произношения: темпа и интонации.

Отчетливая артикуляция — правильное и четкое произношение звуков. Именно благодаря четкой артикуляции речь оратора разборчива и его собеседники легко понимают то, что он хочет донести. Нарушение этого показателя дикции может возникнуть из-за физиологических особенностей человека. Улучшить четкость произношения звуков можно с помощью тренировок языка и мышц губ.

Правильная артикуляция — согласованное движение мышц артикуляционного аппарата. Негативно влияют на артикуляцию нарушения прикуса, уздечки. При таких физиологических отклонениях может появится картавость и гнусавость.

Тембр. Зачастую на манеру произношения влияет темперамент человека. Оратор может склоняться к монотонности или ускорять свою речь. Часто именно торопливость встречается у людей с плохой дикцией. Но, как показывает практика, практически любой человек может «победить» эту проблему.

Интонация. Что касается интонации, то она формируется прежде всего из умения отчетливо произносить гласные звуки и ударения. Поставить интонацию можно с помощью некоторых дыхательных упражнений и чтения вслух. Улучшить интонацию это очень трудная и кропотливая работа.

Проблемы с дикцией у детей

Дефектом произношения у детей считается несоответствие речи возрастным нормам. Нарушением считается:

  • 0-1 месяц жизни: малыш не кричит, даже если чувствует дискомфорт;
  • 1-4 месяца: грудничок не реагирует на обращенную к нему речь;
  • 4-6 месяцев: не отслеживает глазами игрушку, не произносит сочетания фонем (не гулит, не агукает);
  • 6-7 месяцев: не старается привлечь внимание взрослых, произнося что-либо;
  • 7-9 месяцев: произношение простых фонем затруднено или полностью отсутствует;
  • 9-10 месяцев: малыш не говорит слоги и не отвечает на жесты взрослых, не выполняет просьбы помахать ручкой, кивнуть или покачать головой;
  • 12-18 месяцев: не говорит простые слова: папа, мама, дай, мяч, пить;
  • 2 года: отсутствует осмысленная спонтанная речь.

Нормы речевого развития носят усредненный характер. Все детки индивидуальны, поэтому их развитие может отличаться. Небольшое отставание – вариант нормы. Однако оно требует внимания со стороны родителей.

У детей-дошкольников фиксируют такие нарушения дикции, как неразборчивость речи, неумение произносить отдельные звуки: шипящие, свистящие или сонорные.

Работа над дикцией и произношением

Ораторский талант встречается крайне редко. Практически все известные люди усиленно готовятся к каждому публичному выступлению. Известно, что Цицерон без подготовки не мог произнести ни единого слова. А его до сих пор ставят в пример как великого ритора.

Существует очень много упражнений, с помощью которых ваша речь может стать четкой и красивой. Среди них как универсальные упражнение, так и те, которые призваны помочь исправить конкретную проблему. Например свистящего «С», невнятного «Л» или нарушения в произношении звука «Р». Для того, чтобы решить эти проблемы придется поработать.

Виды ротацизма

Мнения исследователей относительно форм ротацизма и их количества в отечественной логопедии разнятся. Некоторые авторы выделяют свыше 30 вариантов нарушения звука. Наиболее частотными и признаваемыми большинством ученых видами ротацизма являются:

  • Увулярный
    . При фонации дрожит увулярный отросток (маленький язычок). Слышится «грасси­рующее» [Р], акустически наиболее близкое к нормальному звуку.
  • Велярный.
    Вибрирует мягкое небо, вследствие чего возникает грубый рокот. Велярный и увулярный ротацизм иногда называют горловым [Р], или картавостью.
  • Боковой.
    Отмечается вибрация боковых краев языка. Слышится звукосочетание «РЛЬ»
  • Щечный.
    Струя воздуха проходит между щеками и краями языка, вызывая колебания одной или обеих щек. При этом виде ротацизма к тону голоса примешивается шум.
  • Одноударный
    (проторный). Язык занимает правильное положение, однако вибрация не возникает. Получается звук, акустически близкий к английскому [D].
  • Двугубный
    (билабиальный, «кучерский»). Вибрируют губы, язык неподвижен. При двугубном ротацизме слышится «ПРР».
  • Носовой.
    Струя воздуха выходит через нос, кончик языка не задействован в артикуляции. Слышимый звук приближен к искаженному сочетанию «НГ».
  • Гортанный.
    Близок к велярному ротацизму, однако звук более приглушенный, похожий на щелевой звук [Г].

Упражнения для дикции и голоса

При публичном выступлении или при обычном разговоре мы используем мышцы языка и глотки. Логично, что для того чтобы красиво говорить нужно «прокачать» эти мышцы.

Упражнения, которые помогут подготовить нужные мышцы:

  • Прокачать мышцы участвующие в воспроизведении звуков можно регулярно произнося «А-Э-О». При этом, важно стараться открывать рот не очень сильно. Эффекта можно достичь, если произносить звуки как можно глубже в полости рта.
  • Очень хорошего эффекта можно достичь в дикции и тренируя губы. Для этого нужно произнести: «ГЛ», «ВЛ», «ВН» — для верхней губы и «КС», «ГЗ», «ВЗ», «БЗ» — для нижней губы.
  • Также можно придать языку форму лопаты и произнести «И» и «Э» несколько раз. Теперь придадим языку форму крючка и одновременно произнесем «О» и «У».
  • Продолжаем «прокачивать» мышцы языка. Закрываем рот и с помощью внутренних движений неба, щек и губ тянем звук «М».

Нужен ли врач при проблемах с дикцией

В большинстве случаев при нарушении дикции обращаются к логопеду. Однако стоит также проконсультироваться со стоматологом и лицевым хирургом. Последний исключит патологию костных тканей, назначив при необходимости операцию. Причиной нечеткой дикции может стать анкилоглоссия – врожденная аномалия, при которой уздечка языка недоразвита. Если дефект не исчезает самостоятельно в дошкольном возрасте, необходимо хирургическое вмешательство.

Стоматолог проведет санацию ротовой полости, оценит зубные протезы. Установка слишком тугого или маленького протеза изменяет анатомию челюсти, ухудшая дикцию.

При диагностировании неправильного прикуса пациенту надевают капу, пластину или брекеты. В зависимости от тяжести нарушения для устранения патологии потребуется от полугода до нескольких лет. Исправление прикуса улучшает артикуляцию и тембр голоса.

Не всегда осмотра достаточно для обнаружения патологии, спровоцировавшей нарушение дикции. Для уточнения диагноза врач направляет пациента на клинические и инструментальные исследования:

  • КТ (компьютерную томографию) или МРТ (магнитно-резонансную томографию);
  • рентгенологическое исследование черепа;
  • общий анализ крови и мочи;
  • обследование слуха и фонетического восприятия устной речи.

Дополнительно может потребоваться консультация врача-невролога и отоларинголога. Последний исключит нарушения со стороны слуха и ЛОР-органов. А невролог проверит, не связано ли нарушение дикции с неправильной работой головного мозга.

Упражнения для дикции и артикуляции

Так как в четком произношении активно участвует кончик языка, используем упражнения, развивающие его гибкость:

  • Представьте, что ваш язык, это молоточек и побейте его кончиком по зубам. Во время таких ударов «проговаривайте» да-да- да-да. Затем попробуйте четко проговорить буквы «Т-Д».
  • Для четкого произношения букв «К» и «Г» нужно «прокачать» свою гортань. Для этого сделайте вдох носом и полностью освободите легкие через рот. Высвобождение воздуха ртом должно происходить резко и напоминать звук «Фу». Проведите такое упражнение несколько раз.
  • Если вы заметили у себя проблему при произношении букв «П» и «Б», то потренируйте свои губные мышцы. Для этого нужно надуть щеки и выпустить воздух изо рта с помощью энергичного хлопка.
  • Также очень важно научиться контролировать количество воздуха. Для этого нужно пользоваться дыхательной гимнастикой и практиковаться перед зеркалом. Попробуйте прочесть небольшой текст с нормальной громкостью. Как правило, при этом вы легко можете контролировать свой голос. А теперь, сделайте тоже самое, но увеличив громкость. Должны появится проблемы.

Фонетическая характеристика звука [Р]

Звук [Р] – согласный (по наличию преграды), сонорный (по участию голоса и шума), переднеязычный (по месту образования), дрожащий, или вибрант (по способу образования), ротовой (по месту выхода воздуха). Для правильной артикуляции изолированного твердого звука [Р] необходимо:

  • раскрыть губы;
  • разомкнуть зубы;
  • поднять язык в форме «чашечки» за верхние зубы на альвеолы;
  • с напором выдыхать воздух на кончик языка, вызывая его вибрацию.

Во время фонации мягкое небо поднимается и закрывает проход в носовую полость. Голосовые складки сомкнуты, колеблются – звук получается звонкий. При произнесение мягкого [Р′] кончик языка продвигается ближе к резцам, спинка языка выше поднимается к небу. Звук получается коротким, одноударным.

Ротацизм

Коррекция

Исправление ротацизма осуществляется логопедическими средствами. В отдельных случаях может потребоваться медицинская помощь. Так, если с помощью специальных упражнений не удается растянуть уздечку языка, прибегают к ее хирургической пластике. При неправильном прикусе врачом-ортодонтом назначается ношение съемных аппаратов, брекетов или элайнеров. Коррекция дизартрического компонента в речи ребенка более эффективна на фоне медикаментозной терапии, назначаемой неврологом.

Основная работа по устранению ротацизма осуществляется в кабинете логопеда. Она включает в себя несколько периодов: подготовительный, постановку звука, его автоматизацию и введение в речь.

Подготовительный период

Ребенка или взрослого, страдающего ротацизмом, знакомят с правильной артикуляцией при произнесении звуков [Р] и [Р’]. Для этого используют наглядность (артикуляционные профили, муляжи полости рта). Логопед неоднократно произносит изолированный звук, проводит ассоциации с «рычанием мотора» или «рыком тигра».

Параллельно ведется работа над формированием правильного уклада органов артикуляции и развитием направленного выдоха. Основные задачи артикуляционной гимнастики:

  • выработка верхнего подъема языка (упражнения «Маляр» «Вкусное варенье», «Качели», «Индюк»);
  • активизация кончика языка («Дятел», «Чистим зубки», «Утюжок»);
  • вызов вибрации языка («Комарик»);
  • растяжение подъязычной связки (упражнения «Грибок», «Парус», «Лошадка», «Гармошка»).

Параллельно выполняются дыхательные упражнения, при необходимости – логопедический массаж. Артикуляционные и дыхательные упражнения при ротацизме необходимо отрабатывать не только на логопедических занятиях, но и дома не реже 2-х раз в день. Подготовительный этап продолжается до тех пор, пока ребенок не научится удерживать нужную артикуляционную позу и выдыхать сильную направленную воздушную струю.

Постановка звука

При различных вариантах ротацизма целесообразно использовать дифференцированные приемы звукопостановки. Нормативного произношения можно добиться следующими способами:

  • по подражанию (изобразить карканье вороны, рев мотора, рычание тигра);
  • от опорных звуков [Д], [Ж], верхнеязычного [З];
  • от звукосочетаний «тд», «дж», слога «за»;
  • от артикуляционных упражнений («Грибок», «Парус», «Дятел», «Верблюд»);
  • с механическим пособием (чаще всего). Вибрация кончика языка вызывается с помощью постановочного зонда либо зондозаменителя.

Иногда (например, при щечном ротацизме) звук ставят в 2 этапа: вначале добиваются проторного звучания, затем переходят в выработке вибрационного компонента. В крайних случаях (при недостижимости нормативного звучания) прибегают к компенсаторной артикуляции. Мягкий звук [Р′] вызывается после автоматизации твердой фонемы путем ее соединения с йотированными гласными или [И].

Автоматизация

Закрепление правильного звукопроизношения осуществляют с постепенным усложнением речевого материала. Сначала используют слоги, слоговые ряды (прямые, обратные, со стечениями согласных). Далее переходят к словам, где звук находится в различных позициях (в начале в ударной позиции, конце и середине слова). Затем отрабатывают словосочетания и предложения, чистоговорки, насыщенные звуком [Р]. В заключении в работу берут стихи и рассказы.

Длительность полного цикла исправления ротацизма может варьировать в широком диапазоне (от 1,5 до 3 мес. и дольше). Это зависит от многих факторов: причины нарушения, функциональных возможностей ребенка, заинтересованности родителей, регулярности занятий, мастерства логопеда, необходимости сопутствующего лечения. Сложнее всего добиться устойчивого правильного звукопроизношения при дизартрии – в этих случаях коррекция ротацизма и других звуковых искажений может растянуться на месяцы и даже годы.

Диагностика

Ротацизм диагностируется в ходе оценки речевого статуса. В предварительной беседе с родителями ребенка или взрослым, страдающим данной речевой проблемой, специалист-логопед выясняет анамнестические сведения, языковой статус (монолингвальный, билингвальный). Затем последовательно осуществляется:

  1. Обследование органов артикуляции.
    В ходе осмотра оценивают строение губ, зубных рядов, языка, твердого и мягкого неба. Имеющиеся отклонения (отсутствие зубов, аномалии прикуса, короткая уздечка, лицевые расщелины и пр.) указывают на причину ротацизма. Затем определяют мышечный тонус: наличие спастики, парезов мышц оральной и мимической мускулатуры, дистонии.
  2. Исследование подвижности артикуляционного аппарата.
    Для артикуляции сонора [Р] важны точные движения языка, губ. В ходе выполнения специальных упражнений определяют объем, темп, точность, переключаемость движений, способность удерживать артикуляционную позу.
  3. Исследование фонематического слуха.
    Для правильного понимания причины ротацизма (моторной или сенсорной недостаточности), выявления вторичного нарушения слуховых дифференцировок выполняют проверку речевого слуха. Исследуют дифференциацию звуков изолированных, на уровне слогов, слов.
  4. Обследование звукопроизношения.
    Наличие и правильность произнесения звуков проверяют изолированно и в разных позициях в слове. В ходе диагностики необходимо точно определить вид ротацизма – от этого будет зависеть коррекционный маршрут.

В ряде случаев для выработки правильной стратегии устранения ротацизма требуется проведение дополнительного стоматологического обследования (телерентгенография, снятие диагностических слепков) или неврологической диагностики (ЭНМГ, МРТ головного мозга).

Логопедический массаж

Содержание

  • Компоненты дикции
  • Для чего нужна хорошая дикция
  • Причины плохой дикции
  • Как развить дикцию
  • Упражнения для улучшения дикции и четкости речи Разминка
  • Произношение отдельных звуков
  • Постановка дыхания
  • Скороговорки
  • Тренировка диафрагмы
  • Особенности правильного произношения у взрослых
  • Как улучшить речь ребенка
  • Как же правильно тренировать скороговорки для развития дикции у взрослых?
  • Как развить дикцию и четкость произношения с помощью тренинга
  • Отсутствие одного или нескольких зубов ведет к нарушению прикуса

    Если мы ведем прием взрослых пациентов то, как правило, патологии прикуса, которые чаще всего у нас встречаются, связаны с отсутствием одного или нескольких зубов достаточно длительное время.

    Нужно ли исправлять прикус в таких случаях? Да! Если эту ситуацию не исправить сразу, зубы начинают перемещаться. Даже если было все в порядке у человека, но по какой-то причине удалили зуб, зубы начинают перемещаться в сторону дефекта отсутствующего зуба как на нижней челюсти, так и на верхней челюсти. Развивается эффект Попова-Годона.

    Какие проблемы с прикусом происходят в этом случае?

    Нарушаются межзубные контакты, нарушаются контакты между верхними и нижними зубами. Плюс ко всему, человек начинает больше жевать на одной стороне, то есть получается различная мышечная активность, ситуация в суставе ВНЧС тоже изменяется.

    И вот со всем этим мы работаем и подключаем смежных специалистов.

    Обязательно должна быть проведена ортодонтия, то есть мы должны вернуть зубы в прежнее положение, восстановить отсутствующий зуб имплантатом, как правило, и дальше уже в самом конце, если зубы стерты, пациента передают ортопеду.

    Кстати, если говорить про стоматолога-ортопеда, то отлично исправить прикус можно и коронками — особенно по высоте прикуса. Но качественное первичное лечение должен обеспечить врач-ортодонт.

    Особенности правильного произношения у взрослых

    Часто встречающимся у взрослых людей недостатком является нечеткая дикция. И это не обязательно связано с врожденными недостатками. В речи взрослого человека нередко можно услышать как звучит «нуканье», протяжное «ээ», проглатывание окончаний или просто неразборчивые слова. Поэтому зачастую основными причинами торопливого и неясного изложения становятся:

    • Плохо развитые артикуляционные мышцы;
    • Проблемы с постановкой голоса;
    • Неправильное владение техникой и темпом речи;

    Особенность развития дикции у взрослых заключается в том, что привить правильное произношение намного сложнее, чем детям. Если на протяжении длительного времени некоторые звуки произносились неправильно, то к новому выговору придется привыкать долго. Необходимо постоянно именно контролировать себя, преодолевая психологический барьер.

    Актеры, телеведущие, дикторы постоянно совершенствуют свою дикцию, прибегая к определенным упражнениям и тренировкам:

    • Регулярная зарядка речевого аппарат;
    • Чтение книг, текста вслух и проговаривание скороговорок;
    • Систематическое повторение сложных звуковых рядов;
    • Прослушивание записей своей речи на диктофоне.

    Как часто нужно ортодонтическое лечение

    Через меня, как врача-ортодонта с более чем 20-летним стажем работы, проходит большое количество пациентов. Но даже при моем опыте в ортодонтии, мне встречаются люди, которые отказываются верить и не понимают всю ситуацию с неправильным прикусом своих зубов.

    В нашей команде стоматологов мы специализируемся в том числе и на ортодонтии. В стоматологию ведь часто человек приходит просто с проблемой кариеса или боли, а потом ему доктор, на самом деле ничего не навязывая — не продавая, рассказывает ему “все как есть”, и пациент впадает в ступор, думая “ну как же так! я ведь только пломбу пришел поставить…”.

    Давайте поговорим об умении осознавать пациентами проблему нарушенного прикуса. А также — зачем исправлять прикус и как можно исправить прикус.

    На самом деле многие люди не готовы к тому, что им скажет доктор

    С такими пациентами приходится вести определенную схему поведения. То есть мы встречаемся первый раз, я рассказываю, человек что-то услышал, он еще это не осознал.

    Далее он приходит в следующий раз, мы повторяем эту беседу, только уже с подробностями, и пока я не увижу, что человек сам хочет изменить что-то у себя в организме, пока он сам это не захочет — я его не беру в лечение. Почему? Потому что всем известно, что 50% успеха лечения зависит от самого пациента, если он сам замотивирован, хочет понять как исправить неправильный прикус — все получится, врач один не сможет это сделать.

    Часто в своей практике, особенно со взрослыми пациентами, мы используем междисциплинарный подход совместно с хирургами, имплантологами и ортопедами. Потому что, как правило, когда пациент обращается за ортодонтическим лечением, оказывается, что есть еще ряд вопросов, которые нужно решить с врачами других специализаций. Мы в этот момент делаем комплексные консультации, которые длятся час-полтора и по результату этой консультации у нашего пациента есть понимание, что нужно будет делать для того, чтобы достичь желаемого результата.

    Причины неправильного прикуса

    Как и почему появляется неправильный прикус? И есть ли какие-то способы уберечь зубки ребенка на раннем совсем этапе развития зубочелюстной системы?

    Давайте начнем пояснять, что такое неправильный прикус и каковы его виды.

    Неправильный прикус — достаточно обширная тема. Лучше всего начать с профилактики прикуса у детей. Итак,

    Профилактика прикуса у ребенка

    С первых дней ребенка, с младенчества очень важно грудное вскармливание, потому что на сегодняшний день рекомендуется 6-9 месяцев ребенка кормить, ребеночек старается, сосет грудь, мышцы у него работают — челюсти развиваются. То есть при недостаточной активности мышц происходит недоразвитие костей челюсти, что за собой ведет в дальнейшем на более поздних стадиях развития ребенка уже к более сложно исправимым ситуациям.

    Потому что, если челюсть у ребенка недоразвита — зубки выросли и им не хватает места, дальше нужно думать что делать, поэтому профилактику и наблюдение надо начинать с младенчества. Бывают, конечно, ситуации, когда нет молока у мамы, в этом случае лучше выбирать такие бутылки и такие соски, которые трудно сосать, чтобы не само молоко лилось.

    С какого возраста нужно начинать наблюдение ребенка у ортодонта?

    Правильно было бы показать доктору ребенка, которому исполнился год, если у него нет никаких аномалий — ортодонту. И уже врач-ортодонт скажет, что мы ждем пока все зубки у ребенка появятся, и потом будем предпринимать или не предпринимать какие-то действия.

    Конечно, если у ребенка есть кариес, то мы предпринимаем все действия, чтобы эту ситуацию облегчить, вплоть до того, что показываем мамам как правильно нужно чистить зубы, и дети при этом принимают активное участие.

    В нашей команде специалистов работают врачи, которые принимают детей. Сейчас этот возраст от 6 лет

    .

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]