Логопед: это кто?
Логопедом называют высококвалифицированного специалиста, основной рабочей функцией которого является изучение различных речевых дефектов. Логопед обязан качественно изучить причины этих дефектов, а также назначить эффективный курс лечения. Лечение может включать в себя разного рода методики, приемы и тренировки. Вопреки расхожему мнению, логопед — отнюдь не детский специалист. Несмотря на то, что большинство пациентов, с которыми работает данный профессионал — это дети, взрослые также не прочь обратиться за квалифицированной помощью.
Грамотный логопед обязан владеть основами психологии, педагогики и медицины. Особенно важным в рассматриваемой профессии является умение качественно классифицировать группы лиц, которым нужна помощь. Подход к детям и взрослым очень разный. Так, в последнее время логопеды и вовсе стали делиться на детских и взрослых специалистов.
Логопед — это очень важная, развивающаяся и востребованная профессия. Что еще о ней можно рассказать?
Зачем нужны логопеды?
Как уже было сказано выше, многие люди сильно недооценивают профессию логопеда. Более того, отдельные личности и вовсе не понимают, зачем эта профессия нужна. «Очередным бесполезным занятием» и «никому не нужным ремеслом» именуют граждане рассматриваемую специальность.
Именуют до тех пор, пока сами не столкнутся с явными проблемами. Речь идет о тех случаях, когда, например, ребенок четырех лет в принципе не способен членораздельно говорить. Некоторые сразу сваливают эту проблему на родителей: мол, недостаточно хорошо занимались с детьми. Однако не все так просто. У ребенка могут проявляться крайне серьезные формы заболеваний, вроде дислексии, дисграфии и прочих крайне неприятных дефектов. Исправить их не так уж и просто. Именно здесь и нужна квалифицированная помощь грамотного специалиста. Логопед — это как раз такой человек.
Введение
Цель работы: Охарактеризовать общее понятие ОНР, его уровни, статистику, симптоматику, проанализировать основные понятия работы, рассмотреть ход логопедического обследования детей с ОНР.
Актуальность темы: Речь для человека – важнейший фактор его развития, социализации. С помощью речи мы обмениваемся информацией, взаимодействуем друг с другом. Но существует множество людей, страдающих нарушениями речи. Причин возникновения таких дефектов множество: влияние экологии, наследственности, нездорового образа жизни родителей, педагогической запущенности. И люди с такими проблемами нуждаются в помощи специалистов.
Данная проблема (нарушение речи) возникает уже в дошкольном возрасте и этот жизненный этап требует специального изучения, анализа и особого внимания и практиков и ученых. Ребенок с общим недоразвитием независимо от уровня развития речи в первую очередь сталкивается с нарушением всех компонентов речи – это звуковая культура речи, грамматический строй речи, пассивный и активный словарь и связная речь, а специалист не создает необходимых условий для исправления данного дефекта.
Степень разработанности проблемы: В науке проблематикой коррекции общего недоразвития речи занимались отечественные ученые (Р.Е. Левина, Н.А. Никаншена, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Г.И. Жаренкова) давно, но средства устранения не дифференцированы в зависимости от уровня развития речи и нуждаются в доработке, именно поэтому эта проблема выбрана для специального изучения.
Необходимые для работы качества
Прежде чем приступить к разбору основных профессиональных обязанностей и функций работника, стоит немного рассказать о том, какими важными качествами и чертами характера должен обладать логопед. И это действительно важно: дети, при общении с данным специалистом очень часто волнуются и чувствуют себя неловко. Грамотный профессионал должен владеть определенными навыками и чертами характера, чтобы уметь располагать к себе детей.
Детский логопед обязан владеть такими качествами, как коммуникабельность, открытость и доброжелательность, тактичность и наблюдательность. Далеко не каждый человек способен работать по такой специальности. Нервным, подверженным стрессу, нетактичным людям о профессии логопеда лучше даже не задумываться. Сам по себе логопед — это отличный психолог, умеющий за считаные минуты распознать темперамент и характер ребенка, а также найти источник речевых проблем.
Получение профессии
Где можно пройти обучение, чтобы освоить профессию логопеда? Сегодня практически в каждом крупном городе России или прочих стран СНГ существует множество высших учебных учреждений, готовых предоставить свои услуги для качественного обучения граждан. Работа логопедом может быть получена после обучения в таких заведениях, как:
- МГПУ — Московский государственный педагогический университет. Сегодня этот вуз остается одним из лучших в мире педагогических учреждений. Здесь можно качественно освоить профессию логопеда, после чего работать в ведущих клиниках, школах и прочих заведениях страны.
- МГГУ имени Шолохова — ведущий гуманитарный вуз страны.
- РГПУ имени Герцена — еще один элитный педагогический вуз.
- Институт педагогики и психологии имени Валленберга.
Естественно, в стране существует и множество других университетов, готовых предоставить курс обучения по специальности «логопедия».
Профессиональные обязанности
Перечислить основные профессиональные функции и обязанности работника представляется особенно важным. Именно то, чем занимается логопед, наилучшим образом характеризует саму профессию.
Какие основные обязанности здесь можно выделить? Вот самые основные:
- качественный осмотр пациентов, в ходе которого должны быть выявлены основные особенности развития речи;
- постановка диагноза, определение основной проблемы;
- набор методов и способов лечения;
- проведение основных групп работ — так называемые занятия с логопедом (сюда входят проведение упражнений, выдача «домашних заданий», помощь в развитии основных речевых способностей);
- оценивание результатов по итогам проведения занятий, сравнение результатов с начальными данными.
Таким образом, довольно большим и структурированным количеством обязанностей обладает такой специалист, как логопед. Отзывы о работе этих профессионалов, как правило, сплошь положительные. Да и не может быть иначе: человек в течение как минимум пяти лет изучал и практиковал методы развития речевых особенностей человека. Безусловно, это дает свои плоды.
Основные направления деятельности логопеда в дошкольных учреждениях
Основные направления деятельности логопеда в дошкольных учреждениях
1. Диагностическая деятельность
Диагностическая деятельность логопеда в ДОУ позволяет определить тактику коррекционного воздействия, выбор средств и способов достижения поставленных целей.
Диагностическая деятельность логопеда ДОУ предполагает:
1) Раннее выявление детей с проблемами в развитии, то есть обследование воспитанников общеразвивающих ДОУ (групп) и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционно-речевой помощи. Результатом проведенной диагностической работы является подготовка материалов для ПМПк с целью комплектования специализированных групп для детей с нарушением речи и индивидуальных занятий с учителем-логопедом.
2) Стартовое логопедическое и психолого — педагогическое обследование детей, которое подразумевает изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуально-типологических особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них.
Целью такого обследования детей является установление причин, структуры и степени выраженности отклонений в их речевом развитии, что позволяет сформулировать объективное логопедическое заключение и наметить индивидуальные программы коррекционно-педагогической работы на долгосрочную перспективу (учебный год).
3)Сбор медицинского и педагогического анамнеза, сведений о раннем развитии.
4) Динамическое наблюдение в процессе обучения, промежуточные срезы. Цель: анализ результативности коррекционно-педагогического процесса.
2. Коррекционно-развивающая деятельность
Учитель-логопед является координатором коррекционно-речевой работы в условиях ДОУ, организует интегративную деятельность всех участников коррекционно-образовательного процесса, главными субъектами которого являются: ребенок с особыми образовательными потребностями, педагогический коллектив ДОУ, родители ребенка-логопата.
Коррекционно — развивающее направление работы логопеда в рамках логопедической группы включает:
- Занятия учителя-логопеда с детьми по совершенствованию разных сторон речи.
- Совместная деятельность с педагогом — психологом по стимулированию психологической базы речи.
- Совместная деятельность с воспитателями.
- Совместная деятельность учителя-логопеда и музыкального руководителя по развитию темпо-ритмической организации речи.
- Совместная деятельность учителя-логопеда и воспитателя физкультуры по развитию общей моторики детей.
Коррекционная работа логопеда с детьми направлена на преодоление речевых и психофизических нарушений путём проведения индивидуальных, подгрупповых, фронтальных логопедических занятий.
На фронтальных занятиях по развитию лексико-грамматических категорий ведется работа по расширению и активизации словарного запаса детей наименованиями предметов, их частей, качеств, действий, на правильность соотнесения слова с образом предмета. Вводятся и уточняются обобщающие понятия. Формируются и развиваются словообразовательная функция речи и словоизменение.
На подгрупповых занятиях по развитию связной речи дети учатся составлять различные модели предложений, пересказывать и составлять рассказы по демонстрации действий, серии сюжетных картин, сюжетной картине, личному опыту, описательные и творческие рассказы.
На занятиях по звуковой культуре речи и подготовке к обучению грамоте дети учатся правильно произносить изучаемый звук, дифференцировать его на слух и в произношении, выполнять звуко-буквенный анализ и синтез слогов и слов.
На индивидуальных занятиях с детьми проводится:
1. Дыхательная гимнастика (формирование длительной, сильной, плавной воздушной струи для правильного произношения звуков);
2. Артикуляционная гимнастика (различные упражнения на развитие мышц артикуляционного аппарата);
3. Пальчиковая гимнастика (упражнения и игры на развитие моторики пальцев рук);
4. Коррекция звукопроизношения разными способами;
5. Автоматизация звуков в речи;
6. Дифференциация звуков в речи;
7. Обогащение словарного запаса;
8. Закрепление знаний, полученных детьми на фонтальных и подгрупповых логопедических занятиях.
На всех вышеперечисленных занятиях проводится совершенствование моторных навыков, координации, ориентировки в пространстве и конструктивного праксиса. Эта работа увязывается с развитием речевых навыков и формированием соответствующих понятий. В основу ее положено формирование углубленных представлений, реальных знаний детей об окружающем мире. На этой предметной базе строится развитие их речи. Результаты логопедической работы отмечаются в речевой карте ребенка к моменту выпуска и доводятся до сведения воспитателя, администрации детского сада и родителей.
3. Консультативная и просветительская работа с родителями и педагогами
Просветительская деятельность логопеда в рамках логопедической группы подразумевает совместное проведение родительских собраний, на которых рассказывается об особенностях развития детей логопедической группы, факторах риска, основных направлениях коррекционно-развивающей работы, а также даются практические рекомендации.
Пропаганда логопедических знаний – повышение уровня профессиональной деятельности педагогов и осведомлённости родителей о задачах и специфике логопедической коррекционной работы. Осуществляется через педагогические советы, методические объединения, родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, беседы, семинары, открытые занятия, логопедический стенд для родителей и воспитателей со сменным материалом.
Консультативная работа логопеда ДОУ – это консультирование родителей, воспитателей, смежных специалистов, по проблемам обучения и воспитания детей, имеющих речевые нарушения. Осуществляется в форме индивидуальных, групповых консультаций, бесед, открытых занятий, семинаров. Основными направлениями консультативно–просветительской работы логопеда с родителями являются:
- Формирование положительной мотивации к взаимодействию с педагогом, активизация заинтересованности в занятиях по развитию и коррекции речи, подготовке детей к обучению грамоте, коррекции нарушений письменной речи.
- Выработка адекватного отношения к особенностям речевой деятельности детей.
- Формирование (повышение) компетенции в вопросах речевого развития (онтогенеза) детей разных возрастных групп и речевых расстройств (экспрессивной и импрессивной речи, письма и чтения).
- Обучение основным приёмам коррекционно–развивающей работы (артикуляторная гимнастика, некоторые виды логопедических игр, основные правила (алгоритмы) выполнения письменных заданий и т.д.).
- Ознакомление с различными видами дидактических пособий и литературы по организации и проведению развивающих занятий в домашних условиях.
4. Методическая деятельность
Методическая деятельность логопеда ДОУ включает в себя:
- разработку методических рекомендаций для логопедов, воспитателей и родителей по оказанию логопедической помощи детям;
- перспективное планирование;
- изучение и обобщение передового опыта;
- участие в работе методических объединений учителей-логопедов;
- обмен опытом (конференции, семинары, открытые показы и др.);
- поиск наилучших средств коррекции речи детей;
- изучение и внедрение вариативных форм оказания коррекционной помощи;
- самообразование;
- изготовление и приобретение наглядного и дидактического материала по развитию и коррекции речи.
5. Аналитическая деятельность
Аналитическая работа позволит логопеду отследить эффективность проводимой коррекционно-развивающей деятельности, т.е. выделить все возможные положительные и отрицательные стороны этой деятельности, также отследить динамику развития каждого ребёнка. Она включает:
- Проведение контрольных срезов, тестовых заданий (при необходимости).
- Заключение ПМПК по вопросам выпуска детей.
- Выпускные собеседования (итоговые мероприятия).
- Подведение итогов работы за учебный год. Цифровой отчет – анализ о проделанной работе учителя-логопеда.
Особенности профессии
Профессия логопеда имеет множество интересных и удивительных особенностей. О некоторых из них стоит рассказать отдельно.
Логопед должен обладать невероятным терпением. Наверное, уже не является шуткой высказывание о том, что лучшим логопедом был бы какой-нибудь бездушный робот. Ведь нужно очень сильно любить свою работу, чтобы из раза в раз, в спокойной манере, давать одни и те же рекомендации не самым усидчивым детям (да и некоторым взрослым). Отличными логопедами являются лица, способные убедить даже ребенка в том, насколько это важно — уметь красиво и четко разговаривать. А создать нужную мотивацию у пациента может, к сожалению, далеко не каждый.
Логопед должен быть отличным психологом. К каждому пациенту должен быть индивидуальный подход. Если это ребенок — нужно помнить об основах возрастной психологии, о критических и литических периодах; если это взрослый, сформировавшийся человек — стоит помнить о возможном наличии у него разного рода комплексов и психических нарушений.
Основные понятия речи и ее составляющие
Под термином речь понимается — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны, восприятие языковых конструкций и их понимание.
Развитие речи детей начинается с самых первых дней. Под развитием понимаем направленное, закономерное изменение явления или процесса, ведущее к появлению нового качества.
Под компонентами речевой системы будем понимать:
- фонематический слух,
- звукопроизношение,
- словарь,
- грамматический строй речи,
- ритмико-слоговую структуру речи,
- связную речь.
Каждый компонент данной системы является важным звеном в структуре речи.
Так фонематический слух – это способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, правильное произношение которых способствует формированию коммуникативные способности человека.
Звукопроизношение – процесс образования речевых звуков, осуществляемый энергетическим (дыхательным), генераторным (голосообразовательным) и резонаторным (звукообразовательным) отделами речевого аппарата при регуляции со стороны центральной нервной системы.
Ритмико-слоговой структурой слова называется правильная последовательность звуков и слогов в слове.
Полноценное развитие речи невозможно без достаточно богатого словарного запаса (активного и пассивного). Словарь активный — совокупность слов, которыми пользуется ребенок при построении высказываний. Словарь пассивный — совокупность слов, которые ребенок понимает, но не использует в речи.
Определенную роль играет грамматический строй речи – это строение слова и предложения, присущее данному языку, без которого невозможно существование следующее речевой системы – связной речи.
Связной речью называют высказывание, которое предполагает наличие определенной внутренней (смысловой) и внешней (языковой), конструктивной (структурной) связи отдельных его частей.
Таким образом, все компоненты языковой системы взаимосвязаны и дополняют друг друга и искажение, недостаточное развитие одного из них определяет речевой дефект.
Так, например, недостаточное развитие грамматического строя речи влечет за собой аграмматизмы — нарушение психофизиологических процессов, обеспечивающих грамматическую упорядоченность речевой деятельности. [3]
Доход
Еще одна немаловажная тема, которую стоило бы затронуть — это заработная плата логопедов. В Российской Федерации, как уже можно догадаться, с этим все обстоит не самым лучшим образом. Так, средняя зарплата логопеда по стране составляет чуть больше 20 тыс. рублей. Безусловно, речь идет о бюджетной сфере — школы, детсады, больницы и т. д. В частных же клиниках оклады могут быть чуть выше.
Несколько горестно становится, если начать сравнивать доходы российских логопедов с доходами зарубежными. Так, в странах Европы, а также в США, логопед является очень важным и нужным для общества специалистом. Соответственно, и доход там в разы выше. И это при том, что в России на данный момент существует острый недобор подобного рода специалистов: во многих школах и детсадах логопеды попросту отсутствуют, вследствие чего индивидуальная речевая работа с детьми и вовсе не ведется.
План просветительской и профилактической работы учителя — логопеда
Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи. В связи с этим возрастает необходимость совместной работы учителя-логопеда и воспитателей по предупреждению речевых нарушений у дошкольников.
Просветительская деятельность учителя-логопеда в условиях логопедического кабинета ДОУ организуется с целью повышения уровня профессиональной деятельности педагогов и осведомлённости родителей (законных представителей) о задачах и специфике логопедической коррекционной работы.
Осуществляется через педагогические советы, методические объединения, родительские собрания, на которых рассказывается об особенностях развития детей, факторах риска, основных направлениях коррекционно-развивающей работы, а также даются практические рекомендации, индивидуальные и групповые консультации, беседы, семинары-практикумы, мастер-классы, открытую организованную образовательную деятельность, информационный стенд для родителей (законных представителей) и педагогов со сменным материалом.
Консультативная работа учителя-логопеда детского сада включает консультирование родителей, воспитателей, смежных специалистов, по проблемам обучения и воспитания детей, имеющих речевые нарушения.
Осуществляется в форме индивидуальных, групповых консультаций, бесед, открытой организованной образовательной деятельности, семинаров — практикумов, мастер-классов.
Основными направлениями консультативно-просветительской работы учителя-логопеда с родителями (законными представителями) являются:
- Формирование положительной мотивации к взаимодействию с педагогом, активизация заинтересованности в образовательной деятельности по развитию и коррекции речи, подготовке детей к обучению грамоте.
- Выработка адекватного отношения к особенностям речевой деятельности детей.
- Формирование (повышение) компетенции в вопросах речевого развития (онтогенеза) детей разных возрастных групп и речевых расстройств (экспрессивной и импрессивной речи).
- Обучение основным приёмам коррекционно-развивающей работы (артикуляторная гимнастика, логопедические игры и т.д.).
- Ознакомление с различными видами дидактических пособий и литературы по организации и проведению развивающей деятельности в домашних условиях.
Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста, работа по программе дополнительного образования по развитию фонематического слуха у детей 5-7 лет «Учусь правильно говорить» являются профилактическими мероприятиями среди детей с фактором риска речевой патологии и с детьми, страдающими нарушениями речи, необходимыми для предупреждения и ранней диагностики речевых нарушений.
Необходимо обращать внимание на следующие виды профилактики, которые помогают снизить количество речевых нарушений:
- Первичная профилактика.
Предупреждение речевых нарушений.
- Вторичная профилактика.
Предупреждение перехода речевых расстройств в хронические формы, а также предупреждение последствий речевой патологии.
- Третичная профилактика.
Социализация детей с речевой патологией.
Логопедическая работа в ДОУ включает в себя несколько направлений:
- Преодоление имеющихся нарушений речи у детей;
- Предупреждение возможных вторичных нарушений речи;
- Профилактика (пропедевтика) речевых нарушений до их возникновения;
- Совершенствование разных сторон и качеств речи при отсутствии нарушений;
- Параллельная коррекция и развитие психических функций, таких как слухоречевое и зрительное внимание, зрительная и речевая память, словесно-логическое мышление.
В развивающем аспекте деятельности учителя-логопеда решаются не только специфические задачи по развитию речевых процессов у
воспитанников с нарушениями речи, но и такие задачи, как
- развитие мотивации к обучению;
- профилактика нарушений письменной и устной речи, подготовка к обучению грамоте;
- развитие самоконтроля за своей речью;
- развитие психических процессов, которые взаимосвязаны с развитием
- речевой функции: зрительного и слухоречевого внимания, памяти, восприятия; сенсомоторной координации, пространственных ориентировок;
- наглядно-образного мышления, элементов словесно-логического мышления.
Таким образом, создаются условия для последующей успешной адаптации воспитанников ДОУ к условиям школьного обучения. Для обеспечения высокой результативности коррекционно-развивающей работы воспитанников в процессе коррекции и развития речи у детей применяются современные коррекционно-логопедические технологии, направленные на звуковую и смысловую стороны речи, а также связанные с речью процессы:
- игровые технологии в логопедической коррекции
- арт-педагогические технологии в специальном образовании
- технологии речедвигательной ритмики
- технологии коррекции психомоторного развития
- технологии логопедической, фонетической и речедвигательной ритмики (Н. Ю. Костылева, М. Ю. Картушина); -информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии.
Учителем-логопедом в условиях логопедического кабинета создается развивающая предметно-пространственная среда с учетом эргономических, педагогических, психологических, санитарно-гигиенических требований.
Консультирование учителем-логопедом организуется:
- индивидуальное консультирование родителей (законных представителей) и педагогов
- групповое консультирование родителей (законных представителей) и педагогов
- консультирование по запросам родителей (законных представителей) или педагогов с разработкой соответствующих рекомендаций.
На индивидуальных консультациях родителям воспитанников, обучающихся в логопедическом кабинете, учитель-логопед сообщает результаты диагностического обследования речи детей, дает ответы на запросы родителей по поводу организации воспитания, обучения и развития ребенка с нарушениями речи.
Родители постоянно информируются о достижениях ребенка в речевом развитии. Даются рекомендации по коррекции и развитию детской речи.
Консультации по запросу проводятся учителем-логопедом также и для родителей других воспитанников детского сада, которые не посещают логопедический кабинет. Круг вопросов касается профилактики нарушений устной речи, дифференциации возрастного и индивидуального в развитии речи конкретного ребенка. Даются рекомендации по развитию детской речи.
Консультирование педагогов также проводится в индивидуальной или групповой форме. В итоге происходит выработка общих подходов к работе с конкретным воспитанником и его семьей.
Пропаганда логопедических знаний является условием успешного решения задач коррекционно-развивающего направления деятельности учителя-логопеда. Она осуществляется в работе учителя-логопеда по взаимодействию с педагогами и родителями (законных представителей). Взаимодействие с педагогами ДОУ
Развитие речи детей — это общая задача всего педагогического коллектива. Несогласованность требований взрослых к речи детей, неадекватный выбор способа общения с ребенком могут стать факторами, запускающими или отягощающими его речевые проблемы. Достижение положительного результата работы учителя-логопеда в логопедическом кабинете ДОУ достигается путем реализации комплексного подхода в деятельности специалистов детского сада: учителя-логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, педагога-психолога.
Только систематическое взаимодействие специалистов ДОУ по проблемам профилактики и коррекции нарушений речи позволяет индивидуализировать процесс сопровождения ребенка с учетом следующих показателей: психологического возраста, специфики этапа развития речи, выявленной речевой и неречевой симптоматики нарушений, особенностей образовательных и социальных условий развития конкретного воспитанника.
Комплексный подход к профилактике речевых нарушений у воспитанников детского сада предполагает организацию взаимодействия педагогов, при которой создаются условия для оптимального речевого развития ребенка.
К таким условиям относятся:
- речевая среда, содержащая образцы правильного использования языка как средства общения и познания;
- организация таких форм детской деятельности, в которых активизируются функции и процессы, находящиеся в основе речевого развития: психомоторные, познавательные, эмоциональные;
- обогащение содержания самой деятельности детей, что составляет основу содержания речи;
- систематическое развитие предпосылок речевого развития;
- развитие предпосылок учебной деятельности: умение выполнять задания в общем темпе, противостоять отвлечениям, удерживать задачу взрослого в течение занятия; следовать единому замыслу работы, прилагать волевые усилия для достижения цели, достигать результата, взаимодействовать со сверстниками в процессе выполнения заданий, осуществлять самоконтроль своей деятельности.
Задачами комплексного подхода в работе педагогов ДОУ к коррекции речи выступают:
- Закрепление речевых навыков;
- Преодоление вторичных нарушений, обусловленных проблемами в развитии речи;
- Повышение качества образовательных достижений воспитанников.
Технология реализации плана профилактической и просветительской работы учителя-логопеда в условиях логопедического кабинета ДОУ
Технология реализации плана профилактической и просветительской работы учителя-логопеда в условиях логопедического кабинета ДОУ включает три взаимосвязанных этапа.
1 этап. Профилактический
Задача: обеспечение условий для профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста при их переходе из условий семейного воспитания к условиям дошкольного образования.
Возраст воспитанников: от 5 до 7 лет.
Координатор-консультант: учитель-логопед.
Участники коррекционно-педагогического процесса: музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, воспитатель.
Содержание этапа
Создается микросоциум, являющийся базой для речевого развития детей. Его создание предполагает реализацию следующих направлений: — создание условий для эмоционального комфорта и обогащения жизни ребенка положительными переживаниями; — обогащение чувственного опыта ребенка;
- развитие предпосылок высших психических функций, прежде всего интеллектуальных, становление которых в данном возрасте опережает развитие речевых функций;
- развитие неречевых психических функций, составляющих анализаторную основу развития речи;
- развитие речевой функциональной системы.
Среда в группе вариативно меняется с учетом потребностей речевого развития детей. Ее полифункциональность обеспечивает стимулирование потребности в речевом высказывании, дает широкие возможности для ее удовлетворения и развития.
2 этап. Диагностико-развивающий
Задача: обеспечение условий для динамической диагностики речевого развития детей младшего дошкольного возраста в процессе ее целенаправленного формирования. Одновременно продолжают решаться профилактические задачи.
Возраст воспитанников: 5 — 7 лет.
Участники коррекционно-педагогического процесса: учитель-логопед, музыкальный руководитель, воспитатель.
Содержание этапа
В процессе взаимодействия с детьми в специально организованных видах деятельности учитель-логопед совместно с воспитателем, музыкальным руководителем обеспечивает два основных направления работы.
Во-первых, развитие просодической стороны речи, а именно выработку умения произвольно использовать силу голоса, темп и ритм речи, интонирование, паузацию для передачи выразительных образов, обучение пониманию и использованию разнообразных интонаций говорения:
вопросительной, повествовательной, восклицательной.
Во-вторых, учитель-логопед обеспечивает развитие артикуляторных, дыхательных и фонематических возможностей детей, которые составляют основу для освоения детьми правильной устной речи. В процессе формирования данных сторон речи становятся заметными проблемы речевого развития, которые в более старшем возрасте станут предметом деятельности учителя-логопеда.
3 этап. Коррекционно-развивающий этап
Задача: обеспечение условий коррекции речевых нарушений у воспитанников, оптимизация их речевого развития.
Возраст воспитанников: 5-7 лет.
Ведущий специалист: учитель-логопед.
Участники коррекционно-педагогического процесса: музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, воспитатель.
Содержание этапа
В процессе разных видов деятельности детей педагоги обеспечивают выработку речевых навыков и их введение в самостоятельную речь воспитанников как в повседневных ситуациях общения, так и в ситуациях специально организованной образовательной деятельности, развлечений, досугов.
Каждый педагог решает круг тех задач, которые соответствуют задачам его профессиональной деятельности и его профессиональным методическим средствам.
Вводятся персонажи, которые использует не только учитель-логопед, но и разные педагоги в процессе проведения ООД и организации досуга.
Обеспечивается осознание детьми языковых явлений. Для этого дети вводятся в воображаемую ситуацию и действуют по ее законам. Широко используется персонификация игровых персонажей, например, Звукоешка, который связывается в сознании детей с определенными речевыми упражнениями. С их помощью не только создается игровая ситуация и тем самым повышается мотивация воспитанников, но и формируются навыки самоконтроля за речью, осваиваются приемы ее самокоррекции.
План профилактической и просветительской работы учителя-логопеда в условиях логопедического кабинета ДОУ включает следующие разделы: Диагностика проблем речевого развития воспитанников;
- Профилактика речевых нарушений у воспитанников 5-6 лет;
- Пропаганда логопедических знаний среди родителей (законных представителей) и педагогов.
Ожидаемый результат
реализации плана профилактической и просветительской работы учителя-логопеда в условиях логопедического кабинета ДОУ: соответствие показателей речевого и психического развития возрастной норме, сформированность предпосылок учебной деятельности.
План профилактической и просветительской работы учителя-логопеда на 2019-2020 учебный год
№ п\п | Мероприятия | Участники | Сроки проведения |
1. | Стартовая диагностика речевого развития детей 5-7 лет | Дети 5-7 лет | Сентябрь 2019 |
2. | Промежуточная диагностика речевого развития детей | Дети 5-7 лет | Декабрь 2019 |
3. | Итоговая диагностика речевого развития детей | Дети 5-7 лет | Май 2020 |
4. | Консультация «Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования» | Воспитатели | Сентябрь 2019 |
7. | Консультация для родителей в старших группах «Особенности речевого развития детей 5-6 лет» | Родители (законные представители) | Сентябрь 2019 |
8. | Консультация для родителей в подготовительной к школе группе «Фонетическая ритмика для дошкольников» | Родители (законные представители) | Октябрь 2019 |
9. | Наглядная информация в старших группах «Использование нестандартного оборудования в развитии речи детей дошкольного возраста» | Родители (законные представители) | Октябрь 2019 |
10. | Консультация «Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками» | Воспитатели | Ноябрь 2019 |
11. | Консультации для родителей «Использованием сказкотерапии в развитии коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста» | Родители (законные представители) | Ноябрь 2019 |
12. | Наглядная информация в старших группах «Речевой тренажер для детей 6-7 лет» | Родители (законные представители) | Ноябрь 2019 |
13. | Консультация «Создание условий для социально — коммуникативного развития и психологического комфорта воспитанников в ДОУ» | Воспитатели | Декабрь 2019 |
14. | Консультация для родителей старших групп «В гости к твердым и мягким звукам» | Родители (законные представители) | Декабрь 2019 |
15. | Рекомендации для родителей подготовительной к школе группы «АБВГДейка» | Родители (законные представители) | Декабрь 2019 |
16. | Наглядная информация в старших группах «Моторные сказки для детей 6-7 лет» | Родители (законные представители) | Январь 2020 |
17. | Рекомендации для родителей подготовительной к школе группы «Сказка учит говорить» | Родители (законные представители) | Январь 2020 |
18. | Консультация для родителей старших групп «Десять братьев Язычка» | Родители (законные представители) | Февраль 2020 |
19. | Семинар-практикум «Система работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ» | Педагоги | Март 2020 |
20. | Наглядная информация в старших группах «Развитие речевого творчества детей на основе сказок» | Родители (законные представители) | Март 2020 |
21. | Консультация для родителей старших групп «Эти гласные и согласные звуки!» | Родители (законные представители) | Апрель 2020 |
22. | Консультация для родителей подготовительной группы: «Скоро в школу!» | Родители (законные представители) | Апрель 2020 |
23. | Участие в групповых родительских собраниях всех возрастных групп | Родители (законные представители) | В течение года |
24. | Индивидуальная работа. Особенности речевого развития ребёнка, занимающегося с учителем-логопедом в условиях логопедического кабинета ДОУ, освоение адаптированной программы | Родители (законные представители) | В течение года |
25. | Проведение индивидуальной логопедической работы в присутствии родителей (законных представителей) ребёнка | Родители (законные представители) | В течение года |
26. | Посещение утренников в ДОУ | Воспитатели | В течение года |
27. | Участие в педсоветах ДОУ | Воспитатели | В течение года |
28. | Участие в смотрах-конкурсах, семейных конкурсах по плану ДОУ | Педагоги Родители (законные представители) | В течение года |
История профессии
Logos — речь, Paideia — воспитание. Именно так в переводе с греческого можно перевести название рассматриваемого ремесла. Воспитание речи – короткая, но емкая характеристика профессии логопеда.
Профессия логопеда родилась не так давно — в 17 веке. Лучшие педагоги Европы пытались бороться с нарушениями слуха у детей. Разрабатывались разной степени причудливости аппараты, появлялись особенные методики и способы лечения. Однако со временем логопедическое направление только росло, вбирая в себя все больше и больше разных проблем и нарушений. Ближе к 20 веку логопедия стала относительно похожа на то, что она представляет собой сегодня: работа по исправлению дефектов речи.
К 21 веку логопедия вбирает в себя великое множество самых разных теорий, методов и способов лечения. Любой логопед в саду для детей, в школе или в простой поликлинике обладает богатым спектром знаний и умений.
Только человеку присущ величайший дар природы – речь. Но она не является врожденной способностью. Речь является важнейшей психической функцией человека. Овладевая речью, ребенок приобретает способность к обобщенному отражению окружающей действительности, к осознанию, планированию и регуляции своего поведения.
Речь формируется вместе с развитием ребенка под влиянием речи взрослых постепенно и во многом зависит от некоторых факторов: достаточной речевой практики, воспитания и обучения, а также от нормального речевого и социального окружения, которое стимулирует речевое развитие и дает образец речи. И все эти факторы имеют значение для ребенка с самых первых дней жизни. Овладение речью у каждого ребенка происходит в разные сроки и по-разному, так как это индивидуальный процесс, зависящий от многих моментов. Причинами этого процесса могут быть как патология беременности и родов, так и действие генетических факторов. Поражение органов слуха и общее отставание в психическом развитии, а также недостаточное общение и воспитание также могут быть причинами отставания в овладении речью. Для формирования речи крайне важным является развитие анализаторов, таких как речедвигательный и речеслуховой. Но все это в значительной степени зависит от окружающей среды. Новые яркие впечатления, соответствующая обстановка способствуют развитию движений и речи. Если же этого нет, то психическое и физическое развитие ребенка задерживается. Большое значение для развития ребенка имеет его психофизическое здоровье. От состояния его высшей нервной деятельности, от его внимания, памяти, воображения и мышления, т.е. высших психических процессов, и соматического или физического состояния зависит развитие речи.
Активное участие взрослых в здоровом развитии речи ребенка, т. е. воспитание речи в нормальных для нее условиях, является основным моментом профилактики. К сожалению, этот момент в развитии речи, как и значение полноценной речи, до сих пор в семье и школе недооценивается.
Согласно статистики, количество речевых нарушений в последние годы имеет тенденцию к увеличению, поэтому работе по профилактики нарушений речи необходимо уделять большое внимание – это и доказывает актуальность выбранной мною темы.
Цель работы заключается в изучении основных направлений профилактики речевых нарушений.
В отличие от устной, письменная речь формируется только в условиях целенаправленного обучения, то есть ее механизмы складываются в период обучения грамоте и совершенствуются в ходе всего дальнейшего обучения.
При анализе речевых нарушений следует рассматривать речевую деятельность как сложную многоуровневую функциональную систему, составные части которой (фонетическая, лексическая, грамматическая сторона речи, фонематические процессы, семантика) зависят одна от другой и обусловливают друг друга. Вступая во взаимодействие, они вносят свой специфический вклад в формирование языковых навыков и протекание речевого процесса.
Нарушения чтения и письма (дислексия и дисграфия) являются самыми распространёнными формами речевой патологии у младших школьников, особенно у детей с общим недоразвитием речи.
Как показывает практика, у многих поступающих в 1 класс детей ограниченный словарный запас, слабо развита мелкая моторика, стойкие речевые нарушения. Логопедическая служба в школе создана в целях оказания специальной помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, в освоении образовательных программ.
Чтобы работа школьного логопеда стала более эффективной, ему необходима тесная связь в первую очередь с учителем начальных классов. Оба они стремятся к общей цели — дать качественное образование школьникам. Для этого учителю нужно, чтобы каждый учащийся имел достаточно высокий уровень общего (в том числе и речевого) развития.
Задачи школьного логопеда:
1.Своевременное выявление детей с нарушениями устной и письменной речи.
2.Коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся.
3.Своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися образовательных программ.
4.Разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов школы и родителей (законных представителей) обучающихся.
В свою очередь, учитель продолжает речевое развитие ребенка, опираясь на усвоенные им умения и навыки, т.е. происходит интеграция логопедической работы и образовательно-воспитательного процесса.
Основные направления логопедической работы в школе
Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности языковых средств, а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этим средствами в целях общения.
Совершенно очевидно, что отклонения в развитии речи затрудняют общение, препятствуют правильному формированию познавательных процессов, затрудняют усвоение чтения, письма и, как следствие, других школьных навыков и знаний. Проблема нарушения письма и чтения занимает одно из ведущих мест в практике школьного обучения, что препятствует формированию у детей полноценной учебной деятельности.
За последние годы среди учащихся, поступающих в начальные классы нашей школы, значительно увеличилось число детей с различными отклонениями в речевом развитии. С началом обучения грамоте у таких детей обнаруживается стойкое нарушение формирования письменной речи, проявляющееся в виде дисграфии. При обследовании речевых нарушений у детей, отмечается смешанная дисграфия, в структуру которой входят такие недостатки письма, как нарушение языкового анализа и синтеза, акустическая и артикуляторно-акустическая дисграфия, элементы аграмматической и оптической дисграфии. При смешанной дисграфии ошибки множественны и разнообразны. Диагностические исследования показывают, что смешанная дисграфия почти всегда обусловлена общим недоразвитием речи ребенка. Такие дети, как правило, испытывают затруднения в усвоении программы по русскому языку, с трудом запоминают и применяют на практике грамматические правила, у них снижен словарный запас, страдает лексическая сторона речи. Это сложный комплекс нарушений, проявляющийся не только в нарушениях письменной речи, в большинстве случаев выявляется недостаточная сформированность таких высших психических функций, как внимание, память различной модальности, а также нарушения в эмоционально-волевой сфере.
Своевременная организация коррекционного обучения в дошкольном возрасте значительно уменьшила бы число детей с нарушениями речи. Поэтому в младшем школьном возрасте школьному логопеду необходим больший по продолжительности период постановки звуков речи. Что в свою очередь позволяет минимизировать дефект на уровне устной формы речи.
Очень много детей приходит в нашу школу, не посещающих детские сады и с ними не проводилась работа по формированию фонетико-фонематических процессов и лексико-грамматического строя речи. Недостаточная сформированность фонетических, фонематических и лексико-грамматических средств языка, обусловленная диагнозомобщее недоразвитие речи, препятствует успешному обучению письменной речи; нарушения звукослоговой структуры слов создают большие трудности в овладении фонематическим анализом и синтезом. Ограниченность словарного запаса детей проявляется в виде трудностей в овладении семантикой слов, следствием чего являются ошибки в понимании и употреблении слов.
Опыт обучения этих детей свидетельствует о необходимости и актуальности проведения работы по профилактике и коррекции дисграфии и дислексии в период начального школьного обучения.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ
Диагностика обучающихся
- обследование устной речи учащихся 1-х классов;
- обследование письменной речи учащихся 2-4 классов;
- углубленное обследование речи детей логопедической группы;
Комплектование логопедических групп
- с общим недоразвитием речи (ОНР);
- с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР);
- с нарушением чтения и письма, обусловленными ОНР;
- с нарушением чтения и письма, обусловленными ФФНР;
Консультативная помощь
- учителям начальных классов;
- учителям русского языка и литературы;
- воспитателям классов компенсирующего обучения;
- родителям (законным представителям) обучающихся;
- логопедам дошкольных учреждений города;
- учащимся с дефектными произношениями звуков;
- будущим первоклассникам и их родителям (законным представителям);
Направления работы:
- преодоление нарушений звукопроизношения;
- развитие фонематического восприятия;
- развитие звукового анализа и синтеза;
- развитие лексико-грамматического строя речи;
- развитие связной речи;
- развитие пространственного восприятия.
В заключение можно сказать, что своевременное выявление детей с нарушениями речи, правильно организованная работа в тесном взаимодействии учителя, психолога, родителей и логопеда имеют большое значение в условиях общеобразовательной школы.
Первая группа преимуществ работы
Как и любая другая трудовая деятельность, профессия логопеда имеет ряд «духовных» и «материальных» преимуществ. Если говорить о нематериальной составляющей, то выделить стоит, разве что, полезность. Речь идет о том, что вопреки не самым умным суждениям, профессия логопеда все же является очень полезной и нужной для общества.
Каждый человек хочет ясно, грамотно и четко говорить. Наверное, не существует в мире людей, которым бы нравились их собственные дефекты речи. Логопед приходит здесь на помощь.
Вторая группа преимуществ работы
С «духовной» составляющей профессии разобраться было не сложно. А если обратить внимание на что-то материальное? К более «приземленным» достоинствам профессии стоит отнести:
- Возможность постоянно развиваться. Если зарекомендовать себя как качественного и грамотного специалиста, о котором многие знают, можно попробовать повысить свой статус (а соответственно, и доход) путем перехода в частные заведения.
- Высокая «география» трудоустройства. Сегодня профессия логопеда считается очень важной и нужной для общества. Логопед в школе, в детском саду — не частое явление. Его там попросту нет. Проблем с трудоустройством у логопеда возникнуть точно не должно.
- У логопедов нет понятия «пенсионный возраст». Работать можно столько, сколько позволяет здоровье.
Недостатки профессии
Как и любая другая профессиональная сфера, трудовая деятельность логопеда содержит в себе и ряд определенных недостатков. Стоит отметить:
- Огромные силовые затраты. Логопед тратит много энергии при работе с одним только пациентом. Хорошо, если у профессионала есть значительный стаж, а стало быть, и опыт. В этом случае должна сложиться определенная привычка и некоторые навыки работы с «проблемными» пациентами (определенные задания логопеда, подходящие по возрасту, характеру и т. д.). Но молодым и неопытным работникам действительно будет тяжело.
- Большое количество документации. Эта проблема сегодня имеется практически у каждого работника. Что уж говорить о врачах: в последнее время все бремя ведения разного рода бумаг сваливается именно на них. И это, как следствие сокращений, совершенно ненормальное явление.
- Маленькая заработная плата. О доходах специалиста уже было рассказано выше. Логопед в детском саду, в школе или другом бюджетном учреждении действительно получает очень небольшие деньги.
Таким образом, логопед — очень самобытный, особенный специалист. Его деятельность ни с чем нельзя перепутать.
Логопедическая работа в детском саду, ее методы, цели и задачи
Логопедическая работа с дошкольниками строится на основе логопедии — специальной работы. педагогической науки о предупреждении и преодолении несовершенств речи. В этой работе различаются две системы. Одна из них применяется в специальных детских садах для детей с тяжелыми расстройствами речи— в нормальных детских садах.
Предметом последней являются по преимуществу возрастные особенности детской речи, в значительно меньшей мере недостатки патологического происхождения, не препятствующие воспитанию ребенка в нормальном детском саду.
Логопедия пользуется как общепринятыми методами развития речи, так и своими, специфическими приемами исправления ее недостатков. Специфика этих особых приемов наиболее ярко выступает в патологических случаях.
Цель данной работы заключается в помощи нормальному формированию речи дошкольника, а следовательно, и полноценному развитию его мышления.
Задача — способствовать предупреждению расстройств речи, помочь естественному стремлению ребенка преодолеть возрастные, а иногда и патологические недостатки речи, разрабатывать и совершенствовать методы логопедической работы в соответствии с возможностями, потребностями и интересами дошкольника.
1. Название «логопедия» состоит из двух греческих слов «логос» — слово, речь и «пайдео» — учу, воспитываю.
2. «Несовершенством» речи и синонимами этого термина («недочетами», «искажениями», «изъянами», «недостатками») мы называем любое отклонение в развитии детской речи от нормальной речи взрослых — возрастное или патологическое. Для возрастных особенностей речи детей применяется и термин «своеобразие» речи. В патологических же случаях употребляются термины: «нарушение», «расстройство», «аномалия», «дефект», «патологический недостаток».
Для овладения логопедией нужно хорошо знать родной язык, особенно фонетику, иметь определенные сведения из физиологии и психологии речи и из медицины. Язык занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка. Только через родной язык дитя входит в жизнь окружающих его людей. Хорошее знание русского языка ребенку необходимо для изучения других предметов, для овладения программой детского сада, а в последующем — школы.
И. П. Павлов дал естественнонаучную основу учению о языке. Язык, по его словам, не только заменяет непосредственное действие на мозг всех внутренних и внешних раздражителей, но и абстрагирует, обобщает их, является, таким образом, орудием наиболее высокого уровня мышления.
Речь является чрезвычайно тонкой, сложной и точной формой отражения в человеческом мозгу объективной реальности и представляет собой, по выражению И. П. Павлова, «высший регулятор человеческого поведения».
Следовательно, родной язык является средством общения, выражения и формирования мыслей и, таким образом, служит «активным могучим средством всестороннего развития личности ребенка» (А. И. Сорокина).
Все это предъявляет большие требования к качеству нашей речи. Вот почему в основную задачу детского сада (всестороннее развитие детей дошкольного возраста) обязательно включается развитие полноценной речи у ребенка. Непременным же условием нормального развития речи является своевременное предупреждение и устранение всевозможных недочетов ее (картавости, шепелявости, заикания и т. п.).
Чем внятнее и выразительнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем глубже и богаче его возможности познать действительность. Чем совершеннее речь малыша, тем правильнее будут формироваться его взаимоотношения с детьми и взрослыми, т. е. его поведение, а следовательно, и его личность в целом.
Возрастные несовершенства речи в раннем детстве (от 1,5 до 2,5 лет) в общем соответствуют психическому и физическому развитию и интимным отношениям ребенка с матерью и с другими членами семьи, с его потребностями и удовлетворением их. Но в дальнейшем из-за несовершенства речи постепенно возникают и возрастают определенные неудобства и трудности контакта с окружающими.
Уже с 4—5 лет более развитые дети начинают сами замечать недостатки своей речи и нередко болезненно переживают их. Они стесняются говорить, избегают слов со звуками, которые произносят неправильно, становятся раздражительными и неохотно идут в детский сад, а впоследствии и в школу. У них возникает чувство своей неполноценности, боязнь «поправок» и насмешек со стороны детей.
Руководствуясь диалектико-материалистической философией и учением И. П. Павлова о выработке условных рефлексов путем воспитания и обучения, советская психология и педагогика доказали, что язык развивается в результате обучения — дитя обучается на примерах взрослых, подражая их языку, выполняя их указания.
Из сказанного становится очевидным, что обучение дошкольников, в меру их возможности, чистому произношению, правильному строю речи и устранение иногда встречающейся у них речевой патологии должно составлять одну из важных задач детского сада.
Своевременное предупреждение и устранение недостатков речи ребенка является актуальной задачей всех наших детских садов.
Наиболее благоприятный возраст для логопедической работы
Научить правильной речи и преодолеть ее недостатки лучше всего в дошкольном возрасте. Этому способствуют следующие особенности дошкольника.
1. Высокая пластичность мозга, т. е. способность быстро и легко переключаться на новые замыкания и так же преодолевать последствия нарушений их. Этим объясняется и повышенная подражательность у детей речи взрослых и легко протекающая переделка звуков речи. В гибкости детского мозга заложены основы преодоления несовершенств речи ребенка путем педагогического воздействия (упражнения, повторения; однако при этом необходимо учитывать быструю утомляемость маленьких детей).
2. Способность все превращать в игру. Дети охотно играют в разные игры с применением речи и тем самым достигают более быстрых успехов в ней.
3. Любовь детей к звукам речи и стремление овладеть ими. Дети играют звуками, механически многократно повторяют их. Они рано осознают фонетические нормы и стараются овладеть ими (А. Н. Гвоздев).
Дети любят занятия над улучшением своей речи, особенно над чистотой произношения, проявляют большой интерес и настойчивость, следят друг за другом, подсказывают друг другу звуки или требуемые положения языка, губ. Они охотно играют в звуки, подмечают различия между ними, заучивают слова, потешки, стишки. Овладев правильным произношением того или иного звука, дети радуются, гордятся победой, демонстрируют новый звук перед окружающими и ждут одобрения. Они перестают стесняться, становятся более общительными.
4. Непрочность ошибочных речевых навыков. Временные связи в коре больших полушарий не упрочились и легко поэтому затормаживаются.
Итак, у детей трех-, четырехлетнего возраста относительное развитие мозга в целом, слуха и речедвигательного аппарата, в частности, позволяет им овладеть правильным произношением к концу пребывания в детском саду. Гибкость же режима детского сада дает возможность уделять этому достаточно времени.
Роль воспитателя, врача и родителей
Воспитателю детского сада прежде всего приходится иметь дело с естественными для ребенка возрастными особенностями речи, иначе говоря, фонетическим (произношение отдельных звуков и их сочетаний) и музыкальным (ритм, темп, интонация, модуляция, сила, чистота голоса) своеобразием детской речи.
Преодоление таких недочетов не представляет особых затруднений, так как воспитатель правильными методами обучения лишь помогает естественному процессу нормального развития детской речи, ускоряя его. Этим он облегчает ребенку овладение такой сложной деятельностью, как речь, и способствует более раннему умственному развитию его. Лишь в очень редких случаях воспитателю приходится иметь дело и с патологическими недостатками речи (например, с картавостью при короткой уздечке языка, с плохой речью на почве тугоухости, с заиканием, гнусавостью). В таких случаях прибегают и к помощи врача. Он лечит, оперирует, протезирует органы речи, тем самым создает благоприятные условия для развития правильной речи.
Но для получения ее этого мало. Надо ребенка обучить правильным речевым навыкам, т. е. выработать в его мозгу правильные условные связи. Ведущая роль здесь принадлежит воспитателю. В резко выраженных, трудно поддающихся исправлению случаях, например гнусавости при расщелине нёба, детей направляют в специальные детские сады.
Воспитателю нормального детского сада все же приходится иногда помогать и таким детям формировать правильную речь, привлекая логопеда.