: «Твёрдые и мягкие согласные. Дифференциация гласных первого и второго ряда О – Ё в словах, предложениях и тексте».


Занятие 8. Гласные первого и второго ряда-2

«Игра в мяч»

1) Взрослый говорит, например, «а» и кидает мяч ребенку, он в ответ называет соответствующую букву второго ряда («я») и кидает мяч обратно. Ниже приведены материалы для работы с гласными пер­ вого и второго ряда.

2) Взрослый произносит слово (список слов приведен ниже) и кидает мяч ребенку. Ребенок называет гласные из этого слова и кида­ ет мяч обратно.

3) Дети закрашивают в словах, приведенных ниже, гласные бук­ вы красным цветом; согласную букву, стоящую перед гласными а о у э ы, — синим цветом. Согласную букву, стоящую перед гласными я ё ю е и, — зеленым цветом.

Программа 2. Курс занятий с детьми 5—10 лет___________________ 431

рыбаиглаухаарбузглазабаян
доскаирисухосумкаклоунмясо
окноотдыхосырумбаудодживёт
крылообувьусыкругиузорстая
ключрюкзаклюстраюбкастулгнёзда
эклерпероэкранегерьлотояма
заяцпчёлыслонкрестживотзвёзды

Занятие 9. Согласные М—Н «Игра в мяч»

1) Ведущий предлагает детям подставлять к гласным первого и второго ряда звуки «м-мь», «н-нь». Например, взрослый говорит «ма» и кидает мяч ребенку, а тот отвечает «мя» и кидает мяч обратно. Ниже приведены материалы для работы со звуками «м-мь», «н-нь».

ма мо му мэ мы мя мё мю ме мина но ну нэ ны ня не ню не нима мо му мэ мы на но ну нэ нымя мё мю ме ми ня не ню не ни

2) Взрослый кидает мяч и произносит слово (список слов приве­ ден ниже). Ребенок ловит мяч, называет звук, который есть в этом слове («м-мь» или «н-нь»), и кидает мяч обратно.

3) Ребенок вписывает пропущенные согласные буквы «м-н» в слова синим или зеленым цветом (обозначая твердость или мягкость согласных на письме).

432 Часть III. Дидактические материалы

Занятие 10. Согласные Р—Л «Игра в мяч»

1) См. занятие 9, задание 1.

2) См. занятие 9, задание 2.

3) См. занятие 9, заданиеЗ.

-*т-

Занятие 11. Согласный И

«Игра в мяч»

1) Взрослый кидает мяч и произносит слово (список слов приве­ ден ниже). Если в слове есть звук «и», то ребенок ловит мяч, если нет, то отбивает его.

2) Ребенок находит в словах букву «и» и закрашивает ее в зеле­ ный цвет (обозначает мягкий согласный звук).

Программа 2. Курс занятий с детьми 5—10 лет __________________ 433

Занятие 12. Согласные Б—П > «Игра в мяч»

1) См. занятие 9, задание 1.

2) См. занятие 9, задание 2.

3) См. занятие 9, задание 3.

Занятие 13. Согласные В—Ф «Игра в мяч»

1) См. занятие 9, задание 1.

2) См. занятие 9, задание 2.

3) См. занятие 9, задание 3.

434 Часть III. Дидактические материалы

Занятие 14. Согласные К—Г «Игра в мяч»

1) См.занятие 9, задание 1.

2) См. занятие 9, задание 2.

3) См. занятие 9, задание 3.

Занятие 15. Согласные Д—Т «Игра в мяч»

1) См. занятие 9, задание 1.

2) См. занятие 9, задание 2.

3) См. занятие 9, задание 3.

Программа 2. Курс занятий с детьми 5—10 лет____________________ 435

Занятие 16. Согласные 3—С «Игра в мяч»

1) См. занятие 9, задание 1.

2) См. занятие 9, задание 2.

3) См. занятие 9, задание 3.

Занятие 17. Согласные Ж—Ш

«Игра в мяч»

На доске вместо гласных первого и второго ряда пишутся слоги с согласными «ж-ш» (в соответствии со школьной программой).

1) См. занятие 9, задание 1.

2) Взрослый кидает мяч и произносит слово (список слов приве­ ден ниже). Ребенок называет звук («ж-ш») и кидает мяч обратно.

3) См. занятие 9, задание 3.

436 Часть III. Дидактические материалы

Занятие 18. Согласный «Ч»

«Игра в мяч»

На доске вместо гласных первого и второго ряда пишутся слоги с согласным «ч» (в соответствии со школьной программой).

1) Ребенок произносит слоги (ча чо чё чу че чи) одновременно с движением рук (см. занятие 1, игра «Семафор»).

2) Взрослый кидает мяч и произносит слово (список слов приве­ ден ниже). Если в слове есть звук «ч», то ребенок ловит мяч, если нет, то отбивает его.

3) Ребенок находит букву «ч» и закрашивает ее в зеленый цвет (обозначает мягкий согласный звук).

Занятие 19. Согласный «щ»

«Игра в мяч»

На доске вместо гласных первого и второго ряда пишутся слоги с согласным «щ» (в соответствии со школьной программой).

Программа 2. Курс занятий с детьми 5—10 лет____________________ 437

1) Ребенок произносит слоги (ща щё щу ще щи) одновременно с движением рук (см. занятие 1, игра «Семафор»).

2) Взрослый кидает мяч и говорит слово (список слов приведен ниже). Если в слове есть звук «щ», то ребенок ловит мяч, если нет, то отбивает его обратно.

3) Ребенок находит букву «щ» и закрашивает ее в зеленый цвет (обозначает мягкий согласный звук).

Занятие 20. Согласный «Ц»

«Игра в мяч»

На доске пишутся слоги с согласным «ц» (в соответствие со школьной программой).

1) См. занятие 19, задание 1.

2) См. занятие 19, задание 2.

3) Найти букву «ц» и закрасить ее в синий цвет (обозначает твер­ дый согласный звук).

438 Часть III. Дидактические материалы

Раздел 15. ПАМЯТЬ _______________________________ 5—6 лет

Занятие 1

«Найди такой же-1». Ребенок с закрытыми глазами ощупывает ряд из трех различных по фактуре поверхностей (предметов). Затем он выбирает из предлагаемого набора предметы или поверхности такой же фактуры и выстраивает предложенную последовательность.

Занятие 2

«Найди такой же-2».

Упражнение проводится так же, как на за­нятии 1, при этом количество предметов увеличивается до 4—5 и дети работают в парах.

Занятие 3

«Найди такой же-3».

Проводится так же, как на занятии 2, од­нако добавляется еще одна переменная — предметы различаются уже не только по фактуре, но и по весу.

«Скульптор-1». Стоящему или сидящему с закрытыми глазами ребенку придается какая-либо поза, затем она «снимается». Задача ребенка — почувствовать и запомнить ее, а потом воспроизвести.

Занятие 4

«Скульптор-2». Стоящему или сидящему с закрытыми глазами ребенку придается какая-либо поза, затем она «снимается». Задача ребенка — почувствовать и запомнить ее, а затем передать другому ребенку.

«Замри». Психолог показывает какую-либо позу. Затем дети бега­ют по залу и по команде принимают показанную позу.

Занятие 5

«Скульптор-2» (см. занятие 4).

«Двигательная память». Психолог задает определенную последо­вательность различных движений. Задача детей запомнить эту после­довательность и воспроизвести ее как можно точнее.

Занятие 6

«Двигательная память» (см. занятие 5).

Программа 2. Курс занятий с детьми 5—10 лет___________________ 439

«Наведи порядок-1». Ребенок с закрытыми глазами ощупывает ряд различных по фактуре поверхностей (предметов). Затем психолог меняет несколько предметов в ряду. Ребенок ощупывает ряд вторично и возвращает предметы на свои места.

Занятие 7

«Наведи порядок-2». Проводится так же, как на предыдущем за­нятии, однако теперь предметы различаются не только по фактуре, но и по весу.

«Двигательная память» (см. занятие 6).

Занятие 8

«Шапка-невидимка-1». Три предмета накрыты шапкой. На 3 се­кунды шапка поднимается, за это время надо запомнить все предме­ты, а затем перечислить их.

«Наведи порядок-2» (см. занятие 7).

Занятие 9

«Шапка-невидимка-2». Проводится так же, как «Шапка-неве-димка-1», но количество предметов увеличивается до пяти.

«Наведи порядок-3». Ребенку предлагается несколько игрушек в определенном порядке. Задача — запомнить их расположение. Затем ребенок отворачивается, а психолог меняет предметы местами. Ребе­нок должен восстановить порядок.

Занятие 10

«Запомни и найди». Ребенку на несколько минут предъявляются фигуры (предметы), нарисованные на листе бумаги. Затем он 4 мину­ты играет в мяч. После этого ребенку предъявляется карточка с раз­личными фигурами (предметами). Его задача — найти среди них пред­лагаемые ранее фигуры (предметы).

«Запомни порядок». Дети встают полукругом (в линию). Задача ребенка-водящего — запомнить расположение детей. Затем ребенок отворачивается и по порядку называет имена стоящих детей.

Занятие 11

«Запомни и нарисуй». Ребенку предлагаются фигуры, нарисо­ванные на листе бумаги в определенной последовательности. Задача ребенка — запомнить их и нарисовать в правильной последова­тельности.

440 Часть III. Дидактические материалы

«Наведи порядок-4». Дети встают полукругом (в линию). Задача ребенка-водящего — запомнить расположение детей. Затем ребенок отворачивается, а психолог меняет детей местами. Водящий должен восстановить порядок.

Занятие 12

«Найди свою картинку». Детям раздают карточки с парными кар­тинками (4 пары), которые нужно запомнить. Затем карточки собира­ются. После этого на полу раскладываются карточки с одной картин­кой, а детям раздаются карточки с парой к ней, и каждый ребенок должен найти пару к своей картинке.

«Наведи порядок-4» (см. занятие 11).

Занятие 13

«Раскрась одним цветом одинаковые фигуры». Ребенок получает бланк с 7—10 геометрическими фигурами. Психолог предлагает ему показать круг, квадрат и треугольник и запомнить, что круги надо раскрасить желтым цветом, квадраты — красным, треугольники — зеленым.

«Найди свою картинку» (см. занятие 12).

Занятие 14

«Пары слов». Ребёнок запоминает пары слов. Затем психолог на­зывает первое слово из пары, а ребенок должен вспомнить и назвать второе слово.

«Раскрась одним цветом одинаковые фигуры» (см. занятие13).

Занятие 15

«Поручение». Психолог просит ребенка сказать другому ребенку, чтобы тот принес ему несколько игрушек (например, собаку, обезья­ну и утку).

«Вспомни пропущенное слово». Ребенку зачитывают ряд слов. За­тем слова зачитываются повторно, но с пропуском одного слова. Ре­бенок должен назвать недостающее слово.

Занятия 16—17

«Рыба, птица, зверь». Дети стоят в кругу. Психолог считает: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица и т.д.», на ком останавливается

Программа 2. Курс занятий с детьми 5—10 лет___________________ 441

счет, тот называет любую птицу (рыбу, зверя). Если ребенок ошиба­ется, он выбывает из игры.

«Повтори и продолжи». Дети сидят в кругу. Один ребенок произ­носит какое-нибудь слово, следующий за ним повторяет это слово и добавляет свое и т.д. по кругу.

Занятие 18

«Что мы делали сегодня?» Каждый ребенок должен вспомнить и рассказать, что он делал с утра и до занятия.

Занятие 19

«Пиктограммы». Ребенку читается текст. Чтобы его запомнить, он должен каждый смысловой фрагмент как-то изобразить (зарисо­вать). Затем по зарисовкам ребенок воспроизводит рассказ.

Занятие 20

«Сказка из слов». Детям предлагают набор слов. Каждый ребенок должен составить рассказ, последовательно связав эти слова. Задача ребенка — запомнить и воспроизвести предъявленные слова.

_____________________________________________ 7—8 лет

Занятие 1

«Найди такой же-1». Ребенок с закрытыми глазами ощупывает ряд из трех различных по фактуре поверхностей (предметов). Затем он выбирает из предлагаемого набора предметы или поверхности такой же фактуры и выстраивает предложенную последовательность.

Занятие 2

«Найди такой же-2».

Проводится так же, как на занятии 1, при этом количество предметов увеличивается до 4—5, предметы разли­чаются не только по фактуре, но и по весу, и дети работают в парах.

Занятие 3

«Скульптор-1». Стоящему или сидящему с закрытыми глазами ребенку придается какая-либо поза, затем она «снимается». Задача ребенка — почувствовать и запомнить ее, а потом воспроизвести.

«Замри». Психолог показывает какую-либо позу. Затем дети бега­ют по залу и по команде принимают показанную позу.

442 Часть III. Дидактические материалы

Занятие 4

«Скульптор-2». Проводится как «Скульптор-1»,

но ребенок дол­жен «передать» позу другому.

«Двигательная память». Психолог задает определенную последо­вательность различных движений. Задача детей запомнить эту после­довательность и воспроизвести ее как можно точнее.

Занятие 5

«Двигательная память» (см. занятие 4).

«Наведи порядок-1». Ребенку предлагается ряд различных по фак­туре поверхностей (предметов). Он с закрытыми глазами ощупывает этот ряд. Затем психолог меняет несколько предметов в раду. Ребенок ощупывает этот ряд вторично и возвращает предметы на свои места.

Занятие 6

«Наведи порядок-2». Проводится так же, как на предыдущем за­нятии, однако теперь предметы различаются не только по фактуре, но и по весу.

«Двигательная память» (см. занятие 4).

Занятие 7

«Шапка-невидимка-1». Четыре-пять предметов накрыты шапкой. На 3 секунды шапка поднимается, за это время ребенок должен за­помнить все предметы, а затем перечислить их.

«Наведи порядок-3». Ребенку предлагается несколько игрушек, размешенных в определенном порядке. Задача ребенка — запомнить их расположение. Затем ребенок отворачивается, а психолог меняет предметы местами. Ребенок должен восстановить порядок.

Занятие 8

«Запомни и найди». Ребенку предлагаются фигуры (предметы), нарисованные на листе бумаги. Затем он 4 минуты играет в мяч. После этого ребенку предъявляется карточка с различными фигурами (пред­метами). Задача ребенка — найти среди них предлагаемые ранее фигу­ры (предметы).

«Запомни порядок». Дети встают полукругом (в линию). Задача ребенка-водящего — запомнить расположение детей. Затем ребенок отворачивается и по порядку называет имена стоящих детей.

Программа 2 Курс занятий с детьми 5—10 лет___________________ 443

Занятие 9

«Запомни и нарисуй». Ребенку предлагаются фигуры, нарисованные на листе бумаги. Задача ребенка — нарисовать эти фигуры по памяти.

«Наведи порядок-4». Дети встают полукругом (в линию). Задача ребенка-ведущего — запомнить расположение детей. Затем ребенок отворачивается, а психолог меняет детей местами. Ребенок должен восстановить порядок.

Занятие 10

«Запомни и нарисуй» (см. занятие 9).

«Наведи порядок-5». Дети замирают в разных позах; водящий внимательно их осматривает и запоминает позы детей и их одежду. Затем он выходит из комнаты, а психолог производит 3—5 измене­ний в позах и одежде детей. Задача водящего — вернуть все в исходное положение.

Занятие 11

«Вспомни пару». Ребенку предлагается бланк с парами фигур. Он старается запомнить предложенные пары. Затем этот бланк заменяется на другой, где изображены только первые фигуры. Задача ребенка — вспомнить пары.

«Преобрази фигуры». Ребенку предлагается ряд фигур (круг, тре­угольник, квадрат). Надо зачеркнуть круг, подчеркнуть треугольник, а в квадрате поставить точку (по образцу). Затем ребенку предлагается бланк с некоторым количеством данных фигур. Его задача — по па­мяти преобразовать все фигуры.

Занятие 12

«Пары слов». Ребенок запоминает пары слов. После этого психо­лог называет первое слово из пары, а ребенок должен вспомнить и назвать второе слово.

«Поручение». Психолог просит ребенка сказать другому ребенку, чтобы тот принес ему несколько игрушек (например, собаку, обезья­ну и утку).

Занятие 13

«Вспомни пропущенное слово». Ребенку зачитывают ряд слов. За­тем слова зачитываются повторно, но с пропуском одного слова. Ре­бенок должен назвать недостающее слово.

444 Часть III. Дидактические материалы

«Рыба, птица, зверь». Дети стоят в кругу. Психолог считает: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица и т.д.», на ком останавливается счет, тот называет любую птицу (рыбу, зверя). Если ребенок ошиба­ется, он выбывает из игры.

Занятие 14

«Повтори и продолжи». Дети сидят в кругу. Один ребенок называ­ет какое-нибудь слово, следующий за ним повторяет это слово и до­бавляет свое и т.д. по кругу.

«Рыба, птица, зверь» (см. занятие 13).

Занятие 15

«Пиктограммы». Ребенку читается текст. Чтобы его запомнить, он должен каждый смысловой фрагмент как-то изобразить (зарисо­вать). Затем по зарисовкам ребенок воспроизводит рассказ.

Занятие 16

«Запомни нужные слова». Из предложенных фраз (рассказов) ре­бенок запоминает только те слова, которые обозначают погодные ус­ловия (транспорт, растения, овощи и т.д.).

Занятие 17

«Зашифруй предложение». Для запоминания даются короткие за­вершенные высказывания (3—4 фразы). Задача ребенка — «зашифро­вать» предложение с помощью условных изображений так, чтобы за­помнить его.

«Что мы делали сегодня?» Каждый ребенок должен вспомнить и рассказать, что он делал с утра и до занятия.

Занятие 18

«Что мы делали на прошлом занятии?» Дети вспоминают собы­тия прошлого занятия.

«Что мы делали сегодня?» (см. занятие 17).

Занятие 19

«Как запомнить слово?» Психолог объясняет, что для того, что­бы запомнить какие-то слова, можно их классифицировать (объеди­нять в группы чем-то похожие слова). Затем детям предлагается ряд слов, и они запоминают их, пользуясь этим способом.

Программа 2. Курс занятий с детьми 5—10 лет___________________ 445

Занятие 20

«Сказка из слов». Детям предлагают набор слов. Каждый ребенок должен составить рассказ, последовательно связав эти слова. Задача ребенка — запомнить и воспроизвести предъявленные слова.

____________________________________________ 9—10 лет

Для этого возраста используется усложненная программа для де­тей 7—8 лет. Усложнение заключается в сокращении времени, отво­димого на запоминание, увеличении объема запоминаемого материа­ла, использовании большего количества характеристик объекта запо­минания. Кроме того, материал модифицируется за счет увеличения удельного веса букв, слов и цифр по сравнению с фигурами, картин­ками и предметами (материал становится более абстрактным, а фи­гуры — более сложными).

и звуки в русском языке

О том, какие гласные и согласные буквы имеются в русском алфавите, человек узнает уже с первого класса. И несмотря на всю кажущуюся простоту данной темы, она считается одной из самых сложных для учеников.

Итак, в русском языке имеется десять гласных букв, а именно: о, и, а, ы, ю, я, э, ё, у, е. Во время их непосредственного произношения можно ощутить, как воздух беспрепятственно проходит через ротовую полость. При этом мы довольно отчетливо слышим свой собственный голос. Следует также отметить, что гласные звуки можно тянуть (а-а-а-а, э-э-э-э-э, и-и-и-и-и, у-у-у-у-у и так далее).

Мягкость и твердость согласных звуков

Далеко не каждый знает, но гласные и согласные звуки могут быть твердыми и мягкими. Это второй важнейший признак в русском языке (после звонкости и глухости).

Отличительной чертой мягких согласных является то, что во время их произношения язык человека принимает особое положение. Как правило, он сдвигается немного вперед, а вся его средняя часть слегка приподнимается. Что касается то при их произношении язык оттягивается назад. Можете сравнить положение своего речевого органа самостоятельно: [н] — [н’], [т] — [т’]. Следует также отметить, что звонкие и мягкие звуки звучат несколько выше, нежели твердые.

В русском языке практически все согласные имеют пары по признаку мягкости и твердости. Однако есть и такие, у которые их просто нет. К ним относятся твердые — [ж], [ш] и [ц] и мягкие — [й»], [ч»] и [ш»].

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]