4
Средняя оценка: 4
Всего получено оценок: 68.
4
Средняя оценка: 4
Всего получено оценок: 68.
Все млекопитающие появляются на свет маленькими и беззащитными. В дикой природе взрослые животные защищают малышей. За домашними животными ухаживает человек, оберегает от опасностей. Детёныши животных имеют особое уменьшительное имя. В некоторых случаях названия животных и их детёнышей различаются, и их следует запомнить, а иногда названия похожи.
Как называют малышей домашних животных
Названия детей большинства домашних животных хорошо известны. Дети козы — козлята, у свиньи — поросята, ребёнка собаки зовут щенком, у верблюда рождается верблюжонок, у кошки — котёнок. Индюки и утки высиживают яйца, из них вылупляются индюшата и утята. А новорожденного осла называют ослёнком.
Рис. 1. Верблюжонок.
Котята и щенки рождаются слепыми и глухими. Котята способны видеть через 5–10 дней после рождения, слышать — через 9–11 дней. Щенкам требуется около 3 недель, чтобы увидеть и услышать свою семью.
Телёнок
Так называют всех детёнышей парнокопытных. Телята рождаются не только у коров, но также у зубров, жирафов, лосей, бегемотов, верблюдов, оленей, баранов, газелей. Свиньи, овцы и козы также относятся к парнокопытным, но потомство принято называть поросятами, ягнятами и козлятами соответственно. Особые названия имеют детёныши северного оленя. До месяца малышей называют пыжиками. Именно из их меха делали пыжиковые шапки. С месяца до года маленьких оленят называют неблюй. Любопытно, что мама пыжика зовётся важенка, а благородного оленёнка — оленуха или ланка.
Может показаться удивительным, но детёнышей китов, нарвалов, дельфинов, касаток также называют телятами. Несмотря на то, что у китообразных нет копыт, они относятся к парнокопытным, или по-научному к китопарнокопытным. Киты произошли от копытных хищников — мезонихий. Эти животные жили примерно 60 миллионов лет назад и напоминали волков, но с копытами. Предполагается, что основной пищей для них была рыба. Мезонихии ныряли за добычей и постепенно, в процессе эволюции, переходили к водному образу жизни. Современных китов и парнокопытных роднит строение скелета. В разговорной речи детёныша китов можно назвать китёнком, дельфинов — дельфинёнком.
Детёныши диких животных
Названия детёнышей многих диких животных похожи на имена домашних малышей.
Тигры, гепарды, пумы, рыси, ягуары относятся к семейству кошачьих. Их дети называются котятами, например, котёнок рыси.
Лисы, волки, шакалы — родственники собак. Собачьи детёныши называются щенками, то есть волчий малыш назовётся щенком волка. Имя волчонок, лисёнок тоже правильные.
Есть названия, повторяющие имя родителей: львёнок, тигрёнок, слонёнок, кенгурёнок, медвежонок, оленёнок.
Щенок
Все детёныши псовых называются щенками. Помимо собак к ним относятся песцы, соболи, лисицы, еноты, волки, куницы, гиеновые собаки. Также щенки рождаются у ластоногих (моржей, тюленей, морских котиков, нерп), скунсов, выдр и летучих мышей. Ластоногие относятся к псообразным и являются дальними родственниками собак и медведей. По сути, медвежат также можно называть щенками. Скунсы и выдры — родственники куниц. Почему щенками называли и малышей летучих мышей, сказать сложно. Но эти животные, пожалуй, одни из самых загадочных млекопитающих, так как за ними трудно наблюдать.
Жираф
Жирафы имеют запоминающуюся внешность — длинная шея, рожки, глаза с длинными ресницами. У каждого жирафа индивидуальный рисунок на шкуре. Животные хорошо бегают и прыгают, но не умеют плавать. У жирафа прекрасное зрение, он видит соплеменников на расстоянии 1 км.
Как называется детёныш жирафа? Жираф — дальний родственник коровам, поэтому его детёныш называется телёнком. В современных словарях присутствует вариант «жирафёнок».
Рис. 2. Детёныш жирафа.
Жеребёнок
Все знают, что жеребята рождаются у лошадей. Однако это название распространяется на всех непарнокопытных животных. К ним относятся зебры, ослы, тапиры. У этих зверей копыта не раздваиваются, как у коз, жирафов, буйволов.
Носороги являются исключением. Это животное также относится к непарнокопытным, но его потомство обычно называют телятами. В научной литературе также часто встречается простое название — детёныш носорога. В разговорной речи малышей носорогов можно называть носорожиками или носорожатами.
Зебра
Зебры относятся к лошадям и ведут себя как лошади — бегают, прыгают, жуют траву, живут большими стадами. Детёныш зебры называется жеребёнком. Малыш вскоре после рождения встаёт на ножки, через час может бежать за мамой. Рисунок на теле зебры уникален, по нему малыш узнаёт мать.
В 2022 году в Кении была обнаружена маленькая зебра с коричневой шкуркой и белыми пятнышками. Оказалось, что у малышки недостаток вещества, которое отвечает за правильную окраску. Стадо приняло необычную малышку.
Рис. 3. Пятнистый детёныш зебры.
Детеныши животных
Начнем с домашних животных. Они чаще попадаются на глаза детям, потому вызывают больший интерес.
Овца
Рассмотрим, как же называется детеныш овцы. Многие люди, проживающие в городах, даже не догадываются, что овца и баран, это один вид животных, только женского и мужского пола. Их детеныш называется не овечкой или барашиком, а ягненком.
Это интересно! Слово ягненок произошло от латинского agnus. На старославянском языке детеныша овцы и барана звучит, как агнец. В названии животного присутствовал корень «ягн». В дальнейшем к нему присоединили суффикс «енок», что обозначает уменьшенную форму. Отсюда название – ягненок.
Свинья
Свиньи – это одни из первых животных, которые были одомашнены человеком. Они относятся к отряду парнокопытных. Снабжают людей мясом, салом. Самка свиньи называется свиноматкой или свиньей, а самец – кабаном или хряком. А вот их малыш называется не свинюшкой или кабанчиком, а поросенком.
Это интересно! Славяне называли самца свиньи поросом. Присоединение суффикса «енок», опять же, означает уменьшенную форму. Отсюда и название — поросенок.
К слову, появление на свет поросят называется опоросом, а беременная свинья – супоросом.
Корова
Коровы приручены человеком еще с древних времен. Они дают людям мясо, молоко. Самец коровы называется быком, а детеныш – теленком. Ещё один пример того, что малыши с родителями имеют разные корни.
Специалисты до сих пор не могут разобраться откуда прошло слово теленок, существуют только догадки. Одна из них заключается в том, что у древних славян это слово означало «выношенный», а ведь коровы вынашивают потомство 9 месяцев.
Индюк
Родиной индюков является Америка. Но в последние столетия эту птицу выращивают в странах Европы.
Это интересно! Мало кто знает, что индюки названы в честь своей родины. Раньше Америка называлась Вест-Индией, поэтому название птиц переводится как индейский петух.
В этом случае родители и их малыши имеют один корень. Самка индюка называется индюшкой или индейкой, а ее детеныш – индюшонком.
Кролик
Еще один домашний зверек – кролик. Самку называют крольчихой, самца – кролем, а их малыша – крольчонком.
Кроликов выращивают на мясо, шкуры и мех. Ангорская порода животных обладает ценным мехом, из него шьют красивые и дорогие шубы.
Также на кроликах ученые проверяют лекарственные препараты, прежде чем допустить их к продаже. Не так давно были выведены карликовые породы кроликов, теперь их держат в квартирах вместо хомяков и морских свинок.
Козы
В отличие от предыдущих животных, козы не так часто разводятся людьми, но зато с ними есть целые фермы. Дело в том, что помимо мяса и жирного молока, эти животные снабжают людей шкурой и шерстью.
Самкой этих животных является коза, самцом – козел, а их малышом – козленок. В названии малыша присутствует все тот же «уменьшительный» суффикс «енок».
Многие путают козлят с ягнятами. Это большое заблуждение, поскольку речь идет о двух разных видах животных.
Лошади
Лошадей одомашнили более 7000 лет назад. За это время люди вывели множество пород этих животных, от миниатюрных пони до огромных тяжеловозов и скакунов.
Самку лошадей называют кобылой, самца – жеребцом или конем, их малыша – жеребенком. Если речь идет о двух и более малышах, тогда применяется слово жеребята.
Говоря в целом об этом виде животных, к ним применяют 2 названия: лошади и кони.
Утки
Утки бывают дикими, домашними. Относятся они к отряду птиц и ценятся за вкус своего мяса. Самку этих птиц называют уткой, кряквой, самца – селезнем, а их детеныша – утенком. Если речь идет о двух и более птенцах, тогда применяется слово утята.
Мы рассмотрели домашнюю живность, но есть еще множество диких и тропических животных, а также рыб и птиц, которыми интересуются дети и взрослые.
Очень часто дети спрашивают: как называется детеныш зебры или жирафа? А ведь не каждый взрослый сразу ответит на этот вопрос.
Зебры
Зебры относятся к отряду непарнокопытных. По сути, это те же самые лошади, только с характерной черно-белой раскраской. В простонародье детенышей зебр называют зебренками или зебренышами, но это неверная ласкательная трактовка. Правильное название – жеребенок, точно так же, как и у лошадей.
Жираф
Поскольку жирафы самые высокие животные в мире, интерес к этому животному высок. С их участием снято множество мультфильмов, придуманы различные истории, сказки. Неудивительно, что детей интересует вопрос: как же называется детеныш жирафа?
Поскольку эти представители фауны относятся к отряду парнокопытных, их малыши называются телятами. Однако такое название не сильно закрепилось за потомством жирафов. Чаще их называют жирафенками или жирафиками. Но если ребенку дадут задание описать детенышей жирафа, то правильно будет – теленок.
Кстати, самка жирафа называется жирафой, а самец – жирафом.
Конспект ООД в 1 младшей группе » Дикие и домашние животные и их детеныши»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 3»
Конспект ООД по развитию речи в первой младшей группе
«Домашние животные
и их детеныши»
Провела: воспитатель
Муфталиева Р.З.
Махачкала
2016
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в первой младшей группе
«Домашние животные и их детеныши»
Цель:
закрепить и расширить знания детей о домашних животных и их детенышах.
Задачи:
- Образовательная:
- учить называть и сравнивать животных по величине — «большой»-«маленький»; способствовать воспитанию звуковой выразительности речи, произношению звукоподражаний «громко»- «тихо».
- Развивающая:
- развивать артикуляционный аппарат; способствовать развитию и обогащению активного словаря детей(собака-лает, корова-мычит; лошадь-цокает); закрепить умение детей собирать пазлы (взрослое животное- детёныш), прикладывая детали друг к другу, чтобы найти правильный вариант их соединения;развивать психические процессы (воображение, память, внимание.)
3. Воспитательная:
воспитывать умение слушать воспитателя внимательно, не отвлекаться; прививать любовь и бережное отношение к животным; формировать дружеские взаимоотношения между детьми; воспитывать интерес к занятиям, создать радостное настроение у детей.
Оборудование:
игрушки- кошка, собака, корова, лошадь; сюжетные картины из серии «домашние животные и их детёныши»; раздаточный материал-пазлы «У кого какая мама?»; кепка, платок; угощенье- яблоки.
Ход образовательной деятельности:
I. Вводная часть.
— Ребята, посмотрите, к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся!
— А теперь, давайте поздороваемся между собой.Улыбнулись друг другу, улыбнулись гостям.
Здравствуйте, ручки! Хлоп-хлоп-хлоп! Здравствуйте, ножки! Топ-топ-топ!
Здравствуйте, щечки! Плюх-плюх-плюх!
Пухленькие щечки? Плюх-плюх- плюх!
Здравствуйте, глазки! Миг-миг-миг!
Здравствуйте, губки! Чмок-чмок-чмок! Здравствуй, мой носик! Бип-бип-бип!
Здравствуйте, детишки! Раз, два, три. Девчонки и мальчишки!
Сюрпризный момент.
-Ребята, слышите, кто-то стучится в дверь. Да это почтальон Печкин, он принёс нам телеграмму. Что же в ней написано? Читаю «Милые дети, я приглашаю вас к себе в деревню, приезжайте, буду ждать!» Бабушка Нина.
-Ребята, А давайте поедем к бабушке Нине на автобусе!Занимайте места!
Вперед, вперед автобус, колесами крути!
Скорей, скорей водитель, мотор свой заводи!
Воспитатель надевает кепку, берёт руль в руку.
-Посмотрите ребята, я превратилась в шофёра.
Звучит фрагмент песни «Мы едем, едем, едем…»
-Вот мы и приехали к бабушке Патимат в аул, проходите, садитесь на стульчики.
II. Основная часть.
1. Артикуляционная гимнастика:
-Ребята, а сейчас мы подготовим свои ротики для беседы.
«Улыбка»:
Потянули губки к ушкам, улыбнулись как лягушки.
«Хоботок»:
Губки в трубочку сжимаем, хоботок мы получаем.
«Вкусное варенье»:
облизываем язычком губы.
2. Беседа о домашних животных и их детенышах.
Воспитатель надевает платок на плечи.
-Здравствуйте ребятишки, девчонки и мальчишки. Я очень рада, что вы приехали ко мне в гости, как доехали? Хорошо? А я в ауле живу не одна, и хочу вас познакомить с животными, которые живут в рядом со мной.
Я загадаю загадку, а вы угадайте, кто это. (По мере отгадывания, поочередно выкладываются игрушки животных на стол).
- «Кто пасётся на лугу и кричит протяжно му- у- у?» (Корова).
Раным- рано поутру пастушок «туру- ру- ру»,
Акоровки влад ему замычали «му- у- у-у».
Ты, Бурёнушка, ступай, в чисто поле погуляй,
А вернёшься вечерком- нас напоишь молочком!
- «Длинная грива, скачет ретиво, твердые копытца, дай воды напиться». Кто это? (Лошадь).
Я люблю свою лошадку, причешу ей шёрстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости!
- «Мордочка усатая, шерстка полосатая, часто умывается, но с водой не знается». Кто это? (Кошка).
Киска к деткам подошла- молочка просила,
Молочка просила, «мяу» говорила.
- «С хозяином дружит, дом сторожит, живет под крылечком, хвост колечком». Кто это? (Собака).
Вот собачка Жучка- хвостик закорючка,
Зубки острые, шёрстка пёстрая, «гав- гав- гав!»
— Молодцы, ребятки, отгадали вы домашних животных. А теперь давайте рассмотрим картинки. (Показывать поочередно картинки с взрослыми животными и их детенышами).
— Кто это на картинке? … Правильно! Корова. А рядом с ней ее детёныш – теленок. Кто же это, повторите. – «Корова с теленком».
Корова большая, мычит громко: «Му… », а теленок маленький и мычит тихо: «Му…»(дети повторяют звукоподражание тихо и громко). У коровы рога, она бодается. У теленка нет рожек, еще не выросли.
(Воспитатель показывает следующую картинку)
— Посмотрите, дети, а кто на этой картинке нарисован?… Правильно, лошадь. А рядом с ней ее детёныш – жеребёнок. Кто же это, повторите? – «Лошадь с жеребенком».Лошадь большая и кричит громко: «Иго — го… ». А теленок маленький кричит тихо: «Иго — го… » (дети повторяют).Лошадь красивая, с густой гривой и длинным хвостом. Жеребенок маленький, ножки у него тонкие. (Воспитатель показывает следующую картинку).
— Кто же на этой картинке нарисован?… Правильно, собака. А рядом с нею ее детёныши – щенки. Кто же это, повторите. – «Собака со щенятами». Собака большая, а щенята маленькие. Собака лает громко: «Гав — гав», а щенята тихо: «Тяф – тяф». (Дети повторяют) Собака большая, сторожит дом хозяина, любит грызть косточку. А щенята маленькие, любят бегать, пьют молочко. (Воспитатель показывает следующую картинку).
— Кто же на этой картинке нарисован?… Правильно, кошка. А рядом с нею ее детеныши – котята. Кто же это, повторите. – «Кошка котятами». Кошка большая, а котята маленькие.Кошка мяукает громко: «Мяу… », а котята тихо: «Мяу… ». (дети повторяют).Кошка большая, красивая, пушистая, любит облизывать шерстку языком. А котенок маленький, пушистый, любит играть с клубочками ниток.
— Ребята, взрослые животные заботятся о своих детенышах – кормят молочком, чистят им шерстку языком, защищают, согревают. Повторите, ребятки, как животные заботятся о своих малышах. (дети повторяют).
— Дети, вы устали сидеть на стульчиках, давайте подвигаемся, поиграем в игру «Топотушки».
Мы ножками потопаем, мы ручками похлопаем,качаем головой,
Мы ручки поднимаем, мы ручки опускаеми кружимся потом.
III. Закрепление:
1. Дидактическая игра.
-У бабушки Патимат есть такая игра «У кого какая мама?»- это картинки, на которых изображены домашние животные и их детёныши. Вот только их части перепутались. Давайте соединим части картинок и назовем мам и их детёнышей.
(Дети с помощью воспитателя собирают картинки).
-Молодцы ребятки! А за то, что вы приехали ко мне в гости и так хорошо занимались, я подарю вам яблочки с моего огорода!
-Нам уже пора отправляться в детский сад. На чем мы приехали к бабушке Патимат? (на автобусе) Занимайте места! Поехали!
Звучит фрагмент песни «Мы едем, едем, едем…»
3. Итоговая беседа.
— Куда мы сегодня ездили?
— Кто вас пригласил в деревню?
— Как зовут детёнышей кошки, собаки, коровы, лошади?
Молодцы!