Цель – учить различать буквы А-Я на слух и на письме.
Задачи:
Коррекционно-обучающие:
- Совершенствовать знания о гласных первого ряда и образовании гласных второго ряда;
- Учить различать твёрдые и мягкие согласные перед гласными А-Я;
- Учить дифференцировать буквы А-Я на слух и на письме на уровне слогов, слов, словосочетаний и предложений;
- Закреплять знания о механизме написания букв «а» и «я», их графических особенностях;
- Пополнять и активизировать словарь.
Коррекционно-развивающие:
- развивать пространственные представления;
- развивать слуховое внимания, фонематическое восприятие;
- закреплять навык синтеза букв «а» и «я» из их элементов;
- развивать навык фонематического синтеза;
- развивать ВПФ;
- развивать коммуникативные навыки.
Коррекционно-воспитывающие:
- воспитывать трудолюбие;
- воспитывать чувство взаимопомощи;
- воспитывать доброжелательность;
- воспитывать навык самоконтроля;
- воспитывать адекватную самооценку.
Оборудование: кукла Аня, таблица гласных звуков, изображения строчных и заглавных прописных букв А-Я, рабочие тетради, карточки с заданиями.
Ход занятия.
- Организационный момент.
— Сегодня к нам на занятие пришла девочка с волшебным именем. Зовут ее Аня. Как вы считаете, дети, что особенного в имени нашей гостьи? (то что его можно читать и слева направо и справа налево)
-Совершенно верно!
— Назовите первую букву имени девочки (А), а последняя какая буква? (я).
— Хорошо. Посмотрите на таблицу гласных. Сколько в ней рядов? (2 ряда гласных) Посмотрите, каким цветом обозначены звуки первого ряда? (красным) Какой из наших звуков есть в этом ряду? (а)
— Какими цветами обозначены гласные второго ряда? (зеленым и красным) Объясни, почему гласные 2-го ряда обозначены двумя цветами? (потому что они могут обозначать 2 звука)
— Верно, гласные второго ряда образуются при помощи [й] и гласных первого ряда. Но эти гласные обозначают 2 звука только в тех случаях, если стоят в начале слова, если стоят после гласных и если стоят после -ь- и –ъ-. Какой из нужных нам гласных есть во втором ряду? (я)
— Дети, вы хотите узнать, сколько звуков обозначает буква Я в словах Аня и Яна? (да)
— Давайте тогда оденем эти имена в звуковые наряды.
-Сколько звуков обозначает буква Я в слове Аня? (один)
— Сколько звуков обозначает буква Я в слове Яна? (два) Почему? (потому что стоит в начале слова.)
— Молодцы! Итак, гласные А-Я называются парными. Чтобы не путать их при письме, будем учиться их различать.
- Основная часть.
- «Верно – неверно»
Поставьте галочки возле верного утверждения, если утверждение неверное, поставьте прочерк.
- Гласные буквы о, а, у, ы, э указывают на мягкость предыдущего согласного,
- Гласные буквы е, ё, и, ю, я указывают на мягкость предыдущего согласного,
- Буква а обозначает гласный звук [а] и указывает на твердость предыдущего согласного,
- Буква я обозначает гласный звук [я] и указывает на твердость предыдущего согласного,
- Буква я обозначает гласный звук [а] и указывает на мягкость предыдущего согласного
- Зрительный анализ букв «а» и «я», определение их сходства и различия.
На доске вывешиваются строчные и заглавные прописные буквы А-Я.
– Посмотрите на букву «а». Из каких элементов состоит буква «а»? (Буква «а» состоит из овала и крючка, которая расположена справа от овала) – элементы буквы «а» записываются на доске).
– А буква «я»? (Буква «я» состоит из кружка и элемента, который расположен справа от кружка, и элемента, который идет вниз,– элементы буквы «я» записываются на доске).
– Значит, чем же похожи буквы «а» и «я»? (В обеих буквах есть элемент – крючок)
– Чем различаются эти буквы?
– А теперь давайте напишем рукописные строчные буквы «а» и «я» в воздухе.
(Дети пишут в воздухе рукописные строчные буквы «а» и «я»).
- Дифференциация букв А-Я на уровне слогов.
Прослушай, запомни и повтори ряды слогов. По одному ряду каждый по цепочке.
Та – тя – тя – та
Ря – ра – ра – ря
Ня – на – на – ня
Мя – ма – мя –мя – ма
Ба – бя –ба – ба – бя.
- Развитие фонематического синтеза.
– А теперь, ребята, давайте соберем слова из букв и прочтите их. Какие слова у вас получились?
д,д,я,я з,м,л,е,я н,н,я,я,
к,р,т,о,а,н д,б,г,о,я,р,а к,р,я,а,о,г
(коряга, няня, бродяга, земля, дядя, картон)
- Физкультминутка.
«Яблоко»
Руку протяни, яблоко сорви.
Стал ветер яблоню качать,
Трудно яблоко сорвать.
Подпрыгну, руку протяну –
Быстро яблоко сорву.
- Дифференциация букв А-Я на уровне слова.
Допиши слова, добавив букву А или Я.
Миш__, рыб__, земл__, трав__, сем__, гор__, мор__, Жен__.
-Каким цветом мы обозначим согласные, стоящие перед буквами А-Я? Подчеркните их.
- Дифференциация букв А-Я на уровне словосочетаний
– Нам прислали волшебное послание, но прочесть его мы сможем только тогда, когда вставим в слова пропущенные буквы и подберем к каждому из левого столбика подходящее слово из правого.
ХИТРАЯ Б…БОЧК…
ЛОВКАЯ МЫШК…
ПУШИСТАЯ ЗМЕ…
СЕРАЯ ОБЕЗЬ…Н…
ЯДОВИТАЯ КОШК…
ЯРКАЯ ЛИС…
- Дифференциация букв А–Я на уровне предложений.
Запиши в тетрадь предложения, вставляя пропущенные буквы А-Я.
Ан__, Кат__ и Ир__ игр__ли в пр__тки.
- Итог занятия:
– Какие буквы мы сегодня с вами учились различать? (Гласные «а» и «я»).
– Что у них общего? (Гласные)
– Чем буквы «а» и «я» отличаются? (Согласные перед гласной «а» звучат твердо, а перед гласной «я» — мягко).
– Вы очень хорошо потрудились на занятии. Надеюсь, теперь вы никогда не перепутаете на письме буквы «а» и «я».
Урок по русскому языку по теме: Твёрдые и мягкие звуки и буквы для их обозначения»
Урок по русскому языку по теме «Твердые и мягкие звуки и буквы для их обозначения». 2 класс
Тема:
«Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения»
Цель:
повторить способы обозначения мягкости согласных звуков на письме.
Задачи:
Совершенствовать умение определять и различать твердые и мягкие согласные.
развивать речевой слух учащихся, устанавливать способы обозначения мягкости согласных на письме парные и непарные по твердости–мягкости согласные звуки
Прививать интерес к русскому языку.
Планируемые результаты:
Учащиеся научатся:
Определять и различать твердые и мягкие согласные.
Выделять и дифференцировать гласные 1 и 2 ряда.
Познают глубины русского языка.
Метапредметные:
развивать умение определять тему урока; учить работать в парах, группах.
Личностные:
воспитывать умение слушать и слышать, корректно высказывать и
доказывать своё мнение, аргументировано отвечать, доказывать своё мнение, уважать мнение одноклассников.
Оборудование:
учебник русского языка В.П.Канакиной, ИКТ, карточки для индивидуальной работы, карточки для работы в группах, макеты корзинок, рисунок елочки, тетрадь на печатной основе, «светофорики» для самоанализа.
Ход урока:
Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
Ребята, поприветствуем дорогих гостей! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успешной работы на уроке.
Я тетрадь свою открою И наклонно положу. Я, друзья, от вас не скрою: Ручку правильно держу. Сяду прямо не согнусь, За работу я возьмусь.
Запишите число, «классная работа» в тетради.
II. Чистописание. Актуализация знаний.
На доске запись: В л_су от м_роза тр_щат веточки д_рев_ев. Прочитайте. Что нужно сделать? 1 ученик работает у доски: вставляет пропущенные буквы, доказывает. Списывают предложение. Подчеркните в слове ВЕТОЧКИ согласные буквы. Проверка — 1 ученик называет в слове согласную букву и его звук.
— Сверьте с образцом на доске. Оцените свою работу: сигнальные карточки.
III. Самоопределение к деятельности. (слайд 1)
— Прочитайте пары слов. Какими звуками различаются слова каждой пары, почему?
нос – нёс
мыл – мил
ел – ель
— Определите тему урока.
«Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения». (СЛАЙД 2)
– Какую учебную задачу поставим?
Дети: -Определять и различать твердые и мягкие согласные.
IV.
Работа по теме урока.
— Ребята, какое сейчас время года? Какой праздник приближается? Что является главным украшением новогоднего праздника? Как вы считаете, лучше искусственную елку ставить, или срубить растущую елочку в лесу? Обоснование ответа. А давайте мы отправимся в сказочный лес к елочке, чтобы её украсить в конце урока. Закрываем глазки, открываем, и вот мы в гостях у елки. ( На доске появляется рисунок ёлки.)
— Встречают нас гномики Тим и Том. (слайд
3
). Угадайте, где Том, а где Тим? Почему? Тим и Том с заданиями для вас. Работа в группах. Ответы нужно вписать в наши корзиночки, показываю, объясняю: каждая корзинка соответствующего цвета, почему? Корзинки волшебные: ваши знания – это подарки жителям леса. Карточки с заданиями 3 группам.
1группа, 3 группа:
1) Какие гласные буквы делают мягкими согласные звуки? Напишите. (е, ё, ю, я, и)
2) Напишите согласные буквы, обозначающие всегда мягкие согласные звуки (ч, й, щ)
2группа:
1) Какие гласные буквы указывают на твёрдость согласных звуков? Напишите. (а, о, у, ы, э)
-2) Какие согласные буквы обозначают всегда твёрдые согласные звуки. Напишите.(ж, ц, ш). Проверка по слайдам.
Оцените свою работу.
2). Работа в в тетради на печатной основе. Р/т.
Следующее задание Тима и Тома в Р/т. на с.55, упр. 120. Прочитайте задание. Самостоятельно выполняют, проверка (комм.)
Подумайте, какое здесь слово лишнее и почему? Самооценивание «светофориком».
VI. Физ. минутка.
По рядам «Камень», «Вата». Если твердый согласный звук в начале слова, встает ряд камней, т.д. Село, солнце, март, Миша, парта, ряд, собака, киса, тетя, мама.
Следующее задание от Тима и Тома.
VII. Работа по учебнику.
С. 122, упр. 197.
Задание прочитать вслух.
— Какие три группы слов по лексическому значению образуют данные слова? (птицы, деревья, цветы.)
— Работаем по вариантам: 1 вариант записывает названия птиц, 2 в. – названия деревьев.
1 – у доски: названия цветов.
Фронтальная проверка. По учебнику: назовите слова, в которых есть мягкие согласные, докажите. Самооценивание «светофориком».
Тим и Том прислали задание на карточках. Самостоятельная работа в парах по карточкам: ЦИРК, ШЕСТЬ, ЧАЙНИК, ЖИЗНЬ, ЩУКА. Подчеркните в словах буквы, которые обозначают непарные по твёрдости-мягкости согласные звуки. Проверка: назовите слово, букву, которую подчеркнули, и звук, который она обозначает. Оцените себя.
Тим и Том с заданиями для групп
.
VIII. Работа в группах. /карточки/
применение знаний.
1 группа:
Внимательно прочитайте слова: выберите в корзинку слова с мягкими согласными, подчеркните мягкие согласные зелёным фломастером.
Слова:
репа, рядом, часы, банка, камыши, жир, щавель.
2 группа:
Внимательно прочитайте слова: выберите в корзинку слова с твёрдыми согласными, подчеркните твёрдые согласные синим фломастером.
Слова:
репа, гном, часы, банка, камыши, жир, щавель.
3 группа
/ карточка / Внимательно прочитайте слова: выберите в корзинку слова с мягкими согласными, подчеркните мягкие согласные зелёным фломастером.
Слова:
утюг, Петя, шило, стучат, роща, крот, жир. Проверка по слайду. Самооценивание.
Ученики крепят свои «корзинки» на доску. Защита работы по одному человеку. Комментируют свою запись. Вопросы 1 группе: почему в слове ЩАВЕЛЬ, подчеркнули букву Щ?, ведь после неё стоит гласная А?, ЧАСЫ? Доказывают.
Корзинки с знаниями превратились в подарки для лесных жителей.. Ребята, в корзинке осталась строка, какая ещё буква смягчает согласные? (Постановка учебной задачи на следующий урок): -Продолжим работу о мягком знаке на следующем уроке.
VIII. Итог урока. Рефлексия.
—
Назовите тему нашего урока.
— Чему научились?
— Где пригодятся наши знания?
— Кто, по вашему мнению, заслужил особую похвалу? Оценивание себя: выбираем шарики: зелёный- было все отлично, понятно, жёлтый – хорошо, красный – плохо; и украшаем елочку!
— Повернитесь друг к другу, поблагодарите за урок.
Д/з: с.122,упр.199. ИНСТРУКТАЖ.