Конспект занятия «Твердые и мягкие согласные звуки»


Цель – учить различать буквы А-Я на слух и на письме.

Задачи:

Коррекционно-обучающие:

  • Совершенствовать знания о гласных первого ряда и образовании гласных второго ряда;
  • Учить различать твёрдые и мягкие согласные перед гласными А-Я;
  • Учить дифференцировать буквы А-Я на слух и на письме на уровне слогов, слов, словосочетаний и предложений;
  • Закреплять знания о механизме написания букв «а» и «я», их графических особенностях;
  • Пополнять и активизировать словарь.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать пространственные представления;
  • развивать слуховое внимания, фонематическое восприятие;
  • закреплять навык синтеза букв «а» и «я» из их элементов;
  • развивать навык фонематического синтеза;
  • развивать ВПФ;
  • развивать коммуникативные навыки.

Коррекционно-воспитывающие:

  • воспитывать трудолюбие;
  • воспитывать чувство взаимопомощи;
  • воспитывать доброжелательность;
  • воспитывать навык самоконтроля;
  • воспитывать адекватную самооценку.

Оборудование: кукла Аня, таблица гласных звуков, изображения строчных и заглавных прописных букв А-Я, рабочие тетради, карточки с заданиями.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

— Сегодня к нам на занятие пришла девочка с волшебным именем. Зовут ее Аня. Как вы считаете, дети, что особенного в имени нашей гостьи? (то что его можно читать и слева направо и справа налево)

-Совершенно верно!

— Назовите первую букву имени девочки (А), а последняя какая буква? (я).

— Хорошо. Посмотрите на таблицу гласных. Сколько в ней рядов? (2 ряда гласных) Посмотрите, каким цветом обозначены звуки первого ряда? (красным) Какой из наших звуков есть в этом ряду? (а)

— Какими цветами обозначены гласные второго ряда? (зеленым и красным) Объясни, почему гласные 2-го ряда обозначены двумя цветами? (потому что они могут обозначать 2 звука)

— Верно, гласные второго ряда образуются при помощи [й] и гласных первого ряда. Но эти гласные обозначают 2 звука только в тех случаях, если стоят в начале слова, если стоят после гласных и если стоят после -ь- и –ъ-. Какой из нужных нам гласных есть во втором ряду? (я)

— Дети, вы хотите узнать, сколько звуков обозначает буква Я в словах Аня и Яна? (да)

— Давайте тогда оденем эти имена в звуковые наряды.

-Сколько звуков обозначает буква Я в слове Аня? (один)

— Сколько звуков обозначает буква Я в слове Яна? (два) Почему? (потому что стоит в начале слова.)

— Молодцы! Итак, гласные А-Я называются парными. Чтобы не путать их при письме, будем учиться их различать.

  1. Основная часть.
  1. «Верно – неверно»

Поставьте галочки возле верного утверждения, если утверждение неверное, поставьте прочерк.

  • Гласные буквы о, а, у, ы, э указывают на мягкость предыдущего согласного,
  • Гласные буквы е, ё, и, ю, я указывают на мягкость предыдущего согласного,
  • Буква а обозначает гласный звук [а] и указывает на твердость предыдущего согласного,
  • Буква я обозначает гласный звук [я] и указывает на твердость предыдущего согласного,
  • Буква я обозначает гласный звук [а] и указывает на мягкость предыдущего согласного
  1. Зрительный анализ букв «а» и «я», определение их сходства и различия.

На доске вывешиваются строчные и заглавные прописные буквы А-Я.

– Посмотрите на букву «а». Из каких элементов состоит буква «а»? (Буква «а» состоит из овала и крючка, которая расположена справа от овала) – элементы буквы «а» записываются на доске).

– А буква «я»? (Буква «я» состоит из кружка и элемента, который расположен справа от кружка, и элемента, который идет вниз,– элементы буквы «я» записываются на доске).

– Значит, чем же похожи буквы «а» и «я»? (В обеих буквах есть элемент – крючок)

– Чем различаются эти буквы?

– А теперь давайте напишем рукописные строчные буквы «а» и «я» в воздухе.

(Дети пишут в воздухе рукописные строчные буквы «а» и «я»).

  1. Дифференциация букв А-Я на уровне слогов.

Прослушай, запомни и повтори ряды слогов. По одному ряду каждый по цепочке.

Та – тя – тя – та

Ря – ра – ра – ря

Ня – на – на – ня

Мя – ма – мя –мя – ма

Ба – бя –ба – ба – бя.

  1. Развитие фонематического синтеза.

– А теперь, ребята, давайте соберем слова из букв и прочтите их. Какие слова у вас получились?

д,д,я,я з,м,л,е,я н,н,я,я,

к,р,т,о,а,н д,б,г,о,я,р,а к,р,я,а,о,г

(коряга, няня, бродяга, земля, дядя, картон)

  1. Физкультминутка.

«Яблоко»

Руку протяни, яблоко сорви.

Стал ветер яблоню качать,

Трудно яблоко сорвать.

Подпрыгну, руку протяну –

Быстро яблоко сорву.

  1. Дифференциация букв А-Я на уровне слова.

Допиши слова, добавив букву А или Я.

Миш__, рыб__, земл__, трав__, сем__, гор__, мор__, Жен__.

-Каким цветом мы обозначим согласные, стоящие перед буквами А-Я? Подчеркните их.

  1. Дифференциация букв А-Я на уровне словосочетаний

– Нам прислали волшебное послание, но прочесть его мы сможем только тогда, когда вставим в слова пропущенные буквы и подберем к каждому из левого столбика подходящее слово из правого.

ХИТРАЯ Б…БОЧК…

ЛОВКАЯ МЫШК…

ПУШИСТАЯ ЗМЕ…

СЕРАЯ ОБЕЗЬ…Н…

ЯДОВИТАЯ КОШК…

ЯРКАЯ ЛИС…

  1. Дифференциация букв А–Я на уровне предложений.

Запиши в тетрадь предложения, вставляя пропущенные буквы А-Я.

Ан__, Кат__ и Ир__ игр__ли в пр__тки.

  1. Итог занятия:

– Какие буквы мы сегодня с вами учились различать? (Гласные «а» и «я»).

– Что у них общего? (Гласные)

– Чем буквы «а» и «я» отличаются? (Согласные перед гласной «а» звучат твердо, а перед гласной «я» — мягко).

– Вы очень хорошо потрудились на занятии. Надеюсь, теперь вы никогда не перепутаете на письме буквы «а» и «я».

Урок по русскому языку по теме: Твёрдые и мягкие звуки и буквы для их обозначения»

Урок по русскому языку по теме «Твердые и мягкие звуки и буквы для их обозначения». 2 класс

Тема:
«Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения»
Цель:

повторить способы обозначения мягкости согласных звуков на письме.

Задачи:

Совершенствовать умение определять и различать твердые и мягкие согласные.

развивать речевой слух учащихся, устанавливать способы обозначения мягкости согласных на письме парные и непарные по твердости–мягкости согласные звуки

Прививать интерес к русскому языку.

Планируемые результаты:

Учащиеся научатся:

Определять и различать твердые и мягкие согласные.

Выделять и дифференцировать гласные 1 и 2 ряда.

Познают глубины русского языка.

Метапредметные:

развивать умение определять тему урока; учить работать в парах, группах.

Личностные:

воспитывать умение слушать и слышать, корректно высказывать и

доказывать своё мнение, аргументировано отвечать, доказывать своё мнение, уважать мнение одноклассников.

Оборудование:

учебник русского языка В.П.Канакиной, ИКТ, карточки для индивидуальной работы, карточки для работы в группах, макеты корзинок, рисунок елочки, тетрадь на печатной основе, «светофорики» для самоанализа.

Ход урока:

Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Ребята, поприветствуем дорогих гостей! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успешной работы на уроке.

Я тетрадь свою открою И наклонно положу. Я, друзья, от вас не скрою: Ручку правильно держу. Сяду прямо не согнусь, За работу я возьмусь.

Запишите число, «классная работа» в тетради.

II. Чистописание. Актуализация знаний.

На доске запись: В л_су от м_роза тр_щат веточки д_рев_ев. Прочитайте. Что нужно сделать? 1 ученик работает у доски: вставляет пропущенные буквы, доказывает. Списывают предложение. Подчеркните в слове ВЕТОЧКИ согласные буквы. Проверка — 1 ученик называет в слове согласную букву и его звук.

— Сверьте с образцом на доске. Оцените свою работу: сигнальные карточки.

III. Самоопределение к деятельности. (слайд 1)

— Прочитайте пары слов. Какими звуками различаются слова каждой пары, почему?

нос – нёс

мыл – мил

ел – ель

— Определите тему урока.

«Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения». (СЛАЙД 2)

– Какую учебную задачу поставим?

Дети: -Определять и различать твердые и мягкие согласные.

IV.
Работа по теме урока.
— Ребята, какое сейчас время года? Какой праздник приближается? Что является главным украшением новогоднего праздника? Как вы считаете, лучше искусственную елку ставить, или срубить растущую елочку в лесу? Обоснование ответа. А давайте мы отправимся в сказочный лес к елочке, чтобы её украсить в конце урока. Закрываем глазки, открываем, и вот мы в гостях у елки. ( На доске появляется рисунок ёлки.)

— Встречают нас гномики Тим и Том. (слайд
3
). Угадайте, где Том, а где Тим? Почему? Тим и Том с заданиями для вас. Работа в группах. Ответы нужно вписать в наши корзиночки, показываю, объясняю: каждая корзинка соответствующего цвета, почему? Корзинки волшебные: ваши знания – это подарки жителям леса. Карточки с заданиями 3 группам.

1группа, 3 группа:

1) Какие гласные буквы делают мягкими согласные звуки? Напишите. (е, ё, ю, я, и)

2) Напишите согласные буквы, обозначающие всегда мягкие согласные звуки (ч, й, щ)

2группа:

1) Какие гласные буквы указывают на твёрдость согласных звуков? Напишите. (а, о, у, ы, э)

-2) Какие согласные буквы обозначают всегда твёрдые согласные звуки. Напишите.(ж, ц, ш). Проверка по слайдам.

Оцените свою работу.

2). Работа в в тетради на печатной основе. Р/т.

Следующее задание Тима и Тома в Р/т. на с.55, упр. 120. Прочитайте задание. Самостоятельно выполняют, проверка (комм.)

Подумайте, какое здесь слово лишнее и почему? Самооценивание «светофориком».

VI. Физ. минутка.

По рядам «Камень», «Вата». Если твердый согласный звук в начале слова, встает ряд камней, т.д. Село, солнце, март, Миша, парта, ряд, собака, киса, тетя, мама.

Следующее задание от Тима и Тома.

VII. Работа по учебнику.

С. 122, упр. 197.

Задание прочитать вслух.

— Какие три группы слов по лексическому значению образуют данные слова? (птицы, деревья, цветы.)

— Работаем по вариантам: 1 вариант записывает названия птиц, 2 в. – названия деревьев.

1 – у доски: названия цветов.

Фронтальная проверка. По учебнику: назовите слова, в которых есть мягкие согласные, докажите. Самооценивание «светофориком».

Тим и Том прислали задание на карточках. Самостоятельная работа в парах по карточкам: ЦИРК, ШЕСТЬ, ЧАЙНИК, ЖИЗНЬ, ЩУКА. Подчеркните в словах буквы, которые обозначают непарные по твёрдости-мягкости согласные звуки. Проверка: назовите слово, букву, которую подчеркнули, и звук, который она обозначает. Оцените себя.

Тим и Том с заданиями для групп

.

VIII. Работа в группах. /карточки/

применение знаний.

1 группа:

Внимательно прочитайте слова: выберите в корзинку слова с мягкими согласными, подчеркните мягкие согласные зелёным фломастером.

Слова:

репа, рядом, часы, банка, камыши, жир, щавель.

2 группа:

Внимательно прочитайте слова: выберите в корзинку слова с твёрдыми согласными, подчеркните твёрдые согласные синим фломастером.

Слова:

репа, гном, часы, банка, камыши, жир, щавель.

3 группа

/ карточка / Внимательно прочитайте слова: выберите в корзинку слова с мягкими согласными, подчеркните мягкие согласные зелёным фломастером.

Слова:

утюг, Петя, шило, стучат, роща, крот, жир. Проверка по слайду. Самооценивание.

Ученики крепят свои «корзинки» на доску. Защита работы по одному человеку. Комментируют свою запись. Вопросы 1 группе: почему в слове ЩАВЕЛЬ, подчеркнули букву Щ?, ведь после неё стоит гласная А?, ЧАСЫ? Доказывают.

Корзинки с знаниями превратились в подарки для лесных жителей.. Ребята, в корзинке осталась строка, какая ещё буква смягчает согласные? (Постановка учебной задачи на следующий урок): -Продолжим работу о мягком знаке на следующем уроке.

VIII. Итог урока. Рефлексия.

Назовите тему нашего урока.

— Чему научились?

— Где пригодятся наши знания?

— Кто, по вашему мнению, заслужил особую похвалу? Оценивание себя: выбираем шарики: зелёный- было все отлично, понятно, жёлтый – хорошо, красный – плохо; и украшаем елочку!

— Повернитесь друг к другу, поблагодарите за урок.

Д/з: с.122,упр.199. ИНСТРУКТАЖ.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]