В Центре детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» разработана методика помощи детям с нарушениями речи, поведения, интеллекта. Она основывается на выявлении причин, которые вызвали проблему, и их коррекции. Для каждого ребенка составляется индивидуальная программа реабилитации, которая учитывает особенности его нервной системы. Она состоит из нейрофизиологического, педагогического и аппаратного компонентов. А потому если родители в борьбе с дизартрией сомневаются в своих силах, лучше обратиться к квалифицированному специалисту. В Центре опытный логопед выполнит необходимую процедуру в игровой форме, чтобы максимально увлечь ребенка процессом.
Лечение при помощи логопедического массажа
Логопедический массаж для ребенка при дизартрии является наиболее эффективным методом коррекции нарушений развития речевого аппарата, который может проводиться как опытным специалистом нашего Центра, так и родителями в домашней обстановке. Приоритетом является спокойствие и комфорт ребенка во время процедуры.
Первый сеанс длится 5 минут, постепенно его продолжительность увеличивается. В некоторых случаях занятие может длиться до получаса. Родителям рекомендуется самостоятельно выполнять процедуру, следуя советам логопеда. Можно делать пальцевой массаж или использовать зубную щетку.
Преимуществом в данном случае является возможность проведения процедуры в максимально удобное время, когда ребенок сыт, в хорошем настроении, расположен к взаимодействию. Это обеспечивает непрерывность лечения, что напрямую влияет на его эффективность.
Елена Архипова — Логопедический массаж при дизартрии
Елена Филипповна Архипова
Логопедический массаж при дизартрии
Введение
Массаж – это метод лечения и профилактики, представляющий собой совокупность приемов механического воздействия на различные участки поверхности тела человека. Механическое воздействие изменяет состояние мышц, создает положительные кинестезии необходимые для нормализации произносительной стороны речи.
В комплексной системе коррекционных мероприятий логопедический массаж предваряет артикуляционную, дыхательную и голосовую гимнастику.
Массаж в логопедической практике используется при коррекции различных нарушений: дизартрии, ринолалии, афазии, заикания, алалии. Правильный подбор массажных комплексов способствует нормализации мышечного тонуса органов артикуляции, улучшает их моторику, что способствует коррекции произносительной стороны речи.
Теоретическое обоснование необходимости логопедического массажа в комплексной коррекционной работе встречается в работах О.В. Правдиной, К.А. Семеновой, Е.М. Мастюковой, М.Б. Эйдиновой.
В последние годы появились публикации, посвященные описанию приемов логопедического массажа, но в логопедическую практику внедряются приемы пока недостаточно. Вместе с тем целесообразность логопедического массажа признают все специалисты, занимающиеся с такими тяжелыми речевыми нарушениями речи как дизартрия, ринолалия, заикание и др.
Дифференцируются приемы логопедического массажа в зависимости от патологической симптоматики в мышечной системе при речевых нарушениях.
Целью логопедического массажа при устранении дизартрии является устранение патологической симптоматики в периферическом отделе речевого аппарата. Основными задачами логопедического массажа при коррекции произносительной стороны речи при дизартрии является:
– нормализация мышечного тонуса, преодоление гипогипертонуса в мимической и артикуляционной мускулатуре;
– устранение патологической симптоматики такой, как гиперкинезы, синкинезии, девиация и др.;
– стимуляция положительных кинестезии;
– улучшение качеств артикуляционных движений (точность, объём, переключаемость и др.);
– увеличение силы мышечных сокращений;
– активизация тонких дифференцированных движений органов артикуляции, необходимых для коррекции звукопроизношения.
В данном пособии представлена авторская позиция в отношении логопедического массажа. Логопедический дифференцированный массаж рассматривается нами как структурная часть индивидуального логопедического занятия, проводимого с ребенком, имеющим дизартрию. Логопедический массаж предваряет артикуляционную гимнастику.
В пособии представлены три комплекса дифференцированного логопедического массажа, в каждом из которых предлагаются упражнения, направленные на преодоление патологической симптоматики.
I. комплекс упражнений логопедического массажа при ригидном синдроме (высокий тонус).
II. комплекс упражнений логопедического массажа при спастико-атактико-гиперкинетическом синдроме (на фоне высокого тонуса проявляются гиперкинезы, дистония, атаксия).
III. комплекс упражнений логопедического массажа при паретическом синдроме (низкий тонус).
Структура индивидуального занятия включает 3 блока.
I блок, подготовительный. В него входят следующие направления:
? Нормализация тонуса мышц органов артикуляции. С этой целью проводятся дифференцированный логопедический массаж, который оживляет кинестезии и создает положительные кинестезии.
? Нормализация моторики органов артикуляции и улучшение качеств самих артикуляционных движений (точность, ритмичность, амплитуда, переключаемость, сила мышечного сокращения, тонкие дифференцированные движения). С этой целью мы рекомендуем проводить артикуляционную гимнастику с функциональной нагрузкой. Такая артикуляционная гимнастика, базирующаяся на новых, точных кинестезиях, будет способствовать совершенствованию артикуляционной моторики путем создания прочных проприоцентивных ощущений. Здесь учитывается принцип обратной афферентации (обратная связь), разработанный П.К.Анохиным.
? Нормализация голоса и голосовых модуляций, с этой целью рекомендуется голосовая гимнастика.
? Нормализация речевого дыхания. Формируется сильный, длительный, экономный выдох. С этой целью проводится дыхательная гимнастика.
? Нормализация просодии, т. е. интонационно-выразительных средств и качеств речи (темп, тембр, интонации, модуляции голоса по высоте и силе, логическое ударение, паузирование, речевое дыхание и др.). С этой целью предварительно на подгрупповых занятиях знакомят с эмоционально-выразительными средствами речи и развивают слуховое внимание. Учат дифференцировать интонационно-выразительные качества речи на слух. На индивидуальных занятиях добиваются отраженного воспроизведения доступных эмоционально-выразительных качеств речи (темп, модуляции голоса по высоте и силе, логического ударения, интонаций и др.)
? Развитие тонких дифференцированных движений в пальцах рук. С этой целью проводится пальцевая гимнастика. В работах Бернштейна НА., Кольцовой М.М. указывается на прямую взаимосвязь, и корреляционную зависимость моторных функций рук и качеств произносительной стороны речи, т. к. одни и те же зоны мозга иннервируют мышцы органов артикуляции и мышцы пальцев рук.
II блок, основной. В него входят следующие направления:
? Определение последовательности работы над звуками (зависит от подготовленности определенных артикуляционных укладов).
? Отработка и автоматизация основных артикуляционных укладов для звуков, нуждающихся в уточнении или коррекции.
? Развитие фонематического слуха. Слуховая дифференциация фонем, нуждающихся в коррекции.
? Постановка звука традиционными в логопедии способами.
? Автоматизация звука в слогах разной структуры, в словах разной слоговой структуры и звуконаполняемости, в предложениях.
? Дифференциация поставленных звуков с оппозиционными фонемами в слогах, словах для предупреждения смешений звуков в речи и дисграфических ошибок в школьном возрасте.
? Отработка слов сложной звуко-слоговой структуры.
? Тренировка правильных произносительных навыков в различных речевых ситуациях с адекватным просодическим оформлением, с использованием разнообразного лексико-грамматического материала.
III блок, домашнее задание.
Включает материал для закреплений знаний, умений, навыков, приобретенных на индивидуальных занятиях. Кроме того, планируются задания из психолого-педагогического аспекта коррекционного воздействия:
– развитие стереогенеза (т. е. умения на ощупь без зрительного контроля определять предметы по форме, величине, фактуре);
– развитие конструктивного праксиса;
– формирование пространственных представлений;
– формирование графомоторных навыков и т. д.
Принимая во внимание такую организацию и содержание индивидуального логопедического занятия в условиях ДОУ для детей с тяжелым нарушением речи (ТНР) или логопунктов при ДОУ и общеобразовательных школах, мы предлагаем отводить на логопедический массаж 3–5 минут. В зависимости от возраста детей и вида учреждения, где проводится логопедическая работа, изменяется и время, отводимое на индивидуальное занятие. Так с детьми младенческого и раннего возраста длительность индивидуальных занятий – 20 минут.
С детьми дошкольного возраста индивидуальное логопедическое занятие проводится в течение – 15 минут.
С детьми школьного возраста – 20 минут.
С подростками и взрослыми индивидуальные логопедические занятия по коррекции произносительной стороны речи при дизартрии проводятся в течение 30–45 минут. Учитывая регламент индивидуальных занятий, мы предлагаем проводить логопедический массаж не циклами (сеансами), как предлагают многие авторы, а начинать индивидуальное занятие с дифференцированного логопедического массажа. Отдельные приемы логопедического массажа (упражнения) отбираются с учетом выявленной патологической симптоматики. Адекватные приемы массажа создают положительные кинестезии, которые помогут улучшить артикуляционную моторику, так как подготовят базу для более качественных артикуляционных движений: точность, ритмичность, переключаемость, амплитуда, тонкие дифференцированные движения и другие. Таким образом, цель логопедического массажа проводимого в начале индивидуального занятия перед артикуляционной гимнастикой, состоит в создании и закреплении прочных, положительных кинестезии, которые создают предпосылки (по законам обратной связи) для совершенствования артикуляционной моторики у детей с дизартрией.
Пособие состоит из 3 глав. В I главе рассматривается структура речевого дефекта при стертой дизартрии, описываются патологические симптомы, которые определяют нарушение звукопроизношения и просодики.
Противопоказания к назначению логомассажа
Помимо самочувствия пациента, необходимо учесть ряд факторов, наличие которых существенно снижает результативность процедуры:
- респираторные заболевания или вирусные инфекции;
- грибковые поражения кожных покровов;
- воспалительные процессы глаз или во рту;
- открытые раны.
При наличии обстоятельств, препятствующих комфортному проведению курса логомассажа для детей при дизартрии, его следует отложить или использовать другие методы лечения. Также с 3 лет комплекс логопедического массажа при дизартрии может включать разминание мышц речевого аппарата при помощи зонда. Эту технику нельзя выполнять в домашних условиях.
Методика центра основана на глубоком понимании физиологии нервной системы детей. От родителей требуется поддержка и выполнение упражнений с ребенком дома. От самого малыша — вовлеченность и интерес к занятиям, который обеспечат опытные педагоги.
Комплексное воздействие коррекции звукопроизношения, логопедическим массажем. Стертая дизартрия, как главное препятствие к нормальной речи. Последовательный план работы с логопедическим массажем.
В последние годы резко увеличилось количество детей с речевой патологией, в основе у которых лежит нарушение иннервации органов артикуляции. В связи с этим, данная проблема бесспорна и является актуальной на сегодняшний день.
В настоящее время существует множество публикаций, посвященных описанию приемов логопедического массажа, но в логопедическую практику они внедрены не достаточно.
Логопедическая работа, по устранению нарушений звукопроизношения очень трудоемка, имеет определенный план и комплексный характер, требующий комплексных занятий с логопедом. Одним из средств коррекционного воздействия является логопедический массаж. Его цель не только укрепить или расслабить артикуляционные мышцы, но и стимуляция проприоцептивных ощущений, что способствует четкости кинестетического восприятия.
Одним из наиболее распространенных дефектов речи детей дошкольного возраста являются речевые нарушения при стертой форме дизартрии. Преодоление этих нарушений — одна из актуальнейших задач современной логопедической науки.
Термин «стертая» дизартрия впервые был предложен О. А. Токаревой. Она характеризовала ее проявления как легкие проявления «псевдобульбарной дизартрии». По ее мнению, в таких случаях большинство изолированных звуков произносится верно, но в речевом потоке они слабо автоматизируются и дифференцируются. Она обращает внимание на своеобразие нарушений артикуляторных движений, когда при отсутствии
ограничения в движениях языка и губ наблюдается неточность движений и недостаточность их силы [3].
Нарушение звукопроизносительной стороны речи у таких детей выражаются и в искажениях, и в смешениях, и в заменах, и в пропусках звуков. При этом характерным является упрощение артикуляции, когда сложные звукизаменяются более простыми по своим артикуляторно-акустическим признакам: щелевые -взрывными, звонкие –глухими, шипящие –свистящими, твердые- мягкими, аффрикаты расщепляются на составляющие их звуковые элементы.
Идеи О. В. Правдиной, Е. В. Архиповой говорят о необходимости логопедического массажа в коррекционной работе [2, 1]. Массаж-это метод лечение и профилактики представляющий собой совокупность приемов механического воздействия на различные участки поверхности тела человека. Механическое воздействие изменяет состояние мышц, создает положительные кинестезии необходимые для нормализации произносительной стороны речи. В комплексной системе коррекционных мероприятий логопедический массаж предваряет артикуляционную, дыхательную и голосовую гимнастику. Массаж в логопедической практике чаще используется при коррекции различных нарушений: дизартрии, ринолалии, афазии, заикания, алалии. По мнению М. Е. Хватцева «массаж артикуляционного аппарата и артикуляционные упражнения не только улучшают двигательную функцию отстающих систем мозга, но и вовлекают в работу близлежащие мозговые системы» [4].
Тесная взаимосвязь развития речи, сенсорных функций, моторики и интеллекта определяет необходимость коррекции нарушений речи у детей в сочетании со стимуляцией развития всех ее сторон, сенсорных и психических функций, осуществляя тем самым формирование речи как целостной психической деятельности. Спецификой работы является сочетание с дифференцированным артикуляционным массажем и гимнастикой,
логопедической ритмикой, а в ряде случаев и с общей лечебной физкультурой, физиотерапией и медикаментозным лечением.
Таким образом, можно составить перспективный план работы.
1. Массаж мимических и артикуляционных мышц, мышц шеи. Ставит целью активизацию мышц при вялом парезе (параличе, либо расслаблении мышц при их спастичности.
2. Работа над речевой моторикой включает пассивную гимнастику (с целью активизации движений губ и языка); активную гимнастику (для активизации движений губ, языка, мягкого неба, формирование произвольного дыхания, увеличение интенсивности и продолжительности выдоха.
3. Работа над голосом.
4. Работа над просодической окраской речи.
5. Коррекция фонетико-фонематической стороны речи.
6. Работа над лексико-грамматической стороной речи.
Таким образом, можно говорить о том, что в логопедической практике логопедический массаж, является одним из наиболее востребованных методов работы с детьми про коррекции звукопроизношения. Правильный подбор массажных комплексов способствует нормализации мышечного тонуса органов артикуляции, улучшает их моторику, что способствует коррекции произносительной стороны речи.
Список литературы.
1. Архипова Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е. Ф. Архипова. — М.: Астрель, 2008.- 257 с.
2. Правдина О. В. Логопедия. / Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. —— М.: Просвещение, 1973. — 272 с.
3. Токарева О. А. Дизартрия, (расстройство речи у детей и подростков). Под ред. С. С. Ляпидевского. — М.: Медицина, 1969. — С. 144.
4. Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст]: практ. Пособие/ Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. — 4-е изд. – М.: Айрис пресс, 2007.- 224с. \Хватцев М. Е. Логопедия. Книга 1 — М.: Владос, 2009. — 272 с.