Логопедический массаж – один из методов, используемых для коррекции речи. Его назначают при сложных патологиях, когда нарушение мышечного тонуса сказывается на произношении. Существует несколько авторских методик, используемых логопедами в работе. Для одних нужно пройти специальные обучающие курсы, другие методики родители, сам ребенок могут использовать в домашних условиях. Одна из таких авторских разработок – логопедический массаж ложками О. И. Крупенчук.
Его цель – нормализация мышечного тонуса путем стимуляции определенных точек, связанных с речевыми центрами коры головного мозга. В данном варианте используют не зонды со шпателями, а ложки. Во время выполнения массажа логопед проговаривает свои действия, а ребенок за ним повторяет. Оречевление действий способствует развитию речи. Работая по данной методике, можно не только нормализовать мышечный тонус, но и развить произносительную, лексико-грамматическую стороны речи.
Преимущества методики О. И. Крупенчук
Массаж ложками становится все популярнее не только на домашних занятиях, его также применяют и в детских садах. Такой способ эффективен и обладает рядом определенных преимуществ перед другими вариантами логопедического массажа:
- У ребенка нет негативной реакции на столовые приборы. Многим малышам не нравится, когда логопед использует в своей работе зонды и шпатели.
- Для его проведения не нужно проходить специальные курсы, поэтому делать такой массаж могут родители и ребенок в домашних условиях.
- Можно использовать различную температуру на занятиях, что дает возможность проводить расслабляющее или стимулирующее воздействие.
- Эту методику можно использовать на групповом и индивидуальном занятии.
Конечно, при серьезных речевых расстройствах данная методика будет не так эффективна, как зондовая. Но при стойкой негативной реакции ребенка на зонды и шпатели и при не слишком сложных речевых дефектах (например, стертой дизартрии) ее стоит включить в коррекционные занятия.
Почему ложка?
Впервые такую технику массажа предложил известный косметолог Рене Кох. Так уж получилось, что миллионы женщин тут же подхватили эту идею и взяли ее на вооружение. Почему именно ложка, почему процедура пользуется такой популярностью? Ответить сложно, но мы предполагаем, что можно выделить 3 основные причины:
- Ложки позволяют воздействовать на глубокие подкожные слои жира, позволяя эффективно устранить самые глубокие поврежденные участки кожи. Кроме того, равномерные надавливания помогают улучшить лимфооток, нормализовать кровообращение, что также способствует нормализации состояния кожи.
- Доступность. Женщины по всему миру ограничены во времени. Девушка, которая может себе позволить следить за своим питанием, заниматься спортом, следить за здоровьем – редко сталкивается с серьезной апельсиновой коркой растяжками или целлюлитом. Поэтому возможность проводить массаж дома, без необходимости приобретать дорогостоящие или многочисленные дополнительные инструменты, делает ложку эффективным средством против целлюлита.
- Безопасность. Многие виды домашнего массажа сложны и накладывают множество ограничений. Сердечники, люди с нарушением гормонального фона, хроническими заболеваниями, не могут их применять. Массаж ложками подходит для любых участков кожи и относительно безопасен, не накладывает никаких ограничений.
Общие задачи логопедического массажа
Любые его вариации направлены на решение следующих задач:
- стимулирование речевых центров коры головного мозга;
- сокращение или прекращение судорог, синкинезий;
- нормализация мышечного тонуса;
- улучшение работы органов артикуляции;
- улучшение работы мимической мускулатуры.
Часто при проведении сеанса специалист озвучивает свои действия, акцентирует детское внимание на ощущениях, положении органов артикуляции. Поэтому логопедический массаж является эффективным средством коррекции речи.
Как часто выполнять процедуру
Степень периодичности проведения процедуры, длительность процедуры и интенсивность зависят от физиологических особенностей организма, проблемного участка кожи, а также от техники. В среднем, длительность воздействия на один участок кожи не превышает 5-10 минут. Если предварительно разогреть ложки, то эффективность контакта может увеличиться, и проводить сами упражнения можно разными техниками.
Лицо – особый участок тела, здесь стоит проявлять максимальную деликатность и осторожность. Если вы проводите массаж над бровями, достаточно 5-6 раз провести ложкой вдоль массажных линий, этого вполне достаточно.
Если же мы работает над проблемными участками в области живота, то здесь стоит проводить процедуру не менее 10 минут, т.к. область живота достаточно большая. Следует выбирать следующие техники массажа: утиные лапки, барабан или зигзаг. Можно удачно комбинировать и сочетать сразу несколько видов массажа.
Цели методики О.И. Крупенчук
Конечно, массаж ложками направлен на решение общих задач. Но у него также есть специфические цели, которые нужно учитывать во время занятий:
- закрепление различных вариантов положений ложки в руке;
- развитие мелкой моторики;
- улучшение координации движений и умения ориентироваться в пространстве;
- коррекция речевого развития.
Все манипуляции выполняют под проговаривание коротких стихотворений. Это способствует развитию темпо-ритмической стороны речи, что влияет на слоговую структуру слова.
Техника выполнения
Выполнять массаж ложками можно на любых участках кожи, но самое широкое распространения он получил и применяется в области лица. Техника выполнения приблизительно одинаковая и она подойдет, как для лицевой области, так и для зоны декольте или спины:
- Обработка ложек антисептиком. После обработки и процедуры, ложки следует хранить отдельно от столовых приборов.
- Очистка лица. Скрабы, маски – любые ваши любимые средства для очистки кожи и пор, таким образом, мы подготовим лицо (тело) к процедуре.
- Наносим на участок кожи антицеллюлитное масло или крем. Задача: максимально увлажнить кожу, чтобы сделать скольжение ложки максимально простым и легким.
- Выполнять надавливания ложками следует равномерными движениями, без чрезмерного энтузиазма и исключительно по массажным линиям лица.
- Степень нажима индивидуальная. Важно: терпеть болевые ощущения нельзя, это не только не увеличивает эффективность, но и делает процедуру опасной.
Особенности проведения занятий по методике О. И. Крупенчук
Обязательно нужно вымыть руки и столовые приборы, прежде чем специалист приступит к проведению сеанса. В начале занятия взрослый знакомит детей с частями ложки. Ребенку дают сначала один столовый прибор и просят взять той рукой, какою он обычно держит. Логопед проговаривает стихотворение и показывает движения, а малыши за ним повторяют.
Сначала не делают никаких движений с лицом, а просто внимательно рассматривают столовый прибор:
- Его держат вертикально перед лицом и делают повороты ямкой от себя и к себе.
- Держа ложку в одной руке, другой показывают и называют все ее части.
Освоив эти действия, дети берут вторую ложку. Все манипуляции теперь делают синхронно. Затем переходят к проведению самомассажа:
- Горками ложек поглаживание линий лба.
- Выполняют те же манипуляции в области щек по кругу.
- Аналогичные действия выполняют уже в височных областях. Только в конце осторожно надавливают в конце каждого движения.
- Боковой стороной совершают движение по направлению снизу−вверх по щекам.
- Поглаживающие движения верхней губы кончиками ложек.
- Аккуратные, но частые надавливания по всей поверхности губ той же частью ложек.
- Горками ложек выполняют разминающие движения щек по кругу.
- Те же манипуляции, только по направлению от уголков рта к вискам.
- Похлопывающие движения горками ложек по щекам.
Каждый специалист может добавить свои движения – в зависимости от особенностей ребенка. Благодаря тому, что есть возможность контролировать температуру столовых приборов, можно нормализовать состояние мышечного тонуса. Если они теплые, то получится расслабляющий массаж, необходимый при повышенном тонусе. Холодными ложками получится оказать стимулирующее воздействие, что эффективно при гипотонусе.
Задержка речевого развития: как помочь ребенку заговорить
№8 (185) сентябрь, 2018
Продолжение. Начало в № 6(183).
«Дизартрия»: диагностика и приемы логопедической коррекции
Четвертый урок ведет клинический логопед-дефектолог высшей категории, реабилитолог Центра детской неврологии и медицинской реабилитации Татьяна Калабухова.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, он может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер.
Дизартрия – это речевое расстройство, при котором нарушаются движения артикуляционного аппарата, то есть подвижность органов речи (губ, мягкого неба, языка) ограничена, а вследствие этого нарушается звукопроизношение, речь становится мало разборчивая, смазанная и не четкая. Детям с дизартрией сложно не только произносить звуки, но и жевать, глотать. Голос у детей — дизартриков тихий, слабый, а иногда резкий, с хрипотцой. Ритм дыхания нарушен, речь теряет свою плавность.
В зависимости от зоны поражения головного мозга, возможны различные проявления дизартрии: от тяжелых форм с проблемами глотания. слюнотечением, парезом мышц гортани, до легких «стертых» форм, при которых отмечается смазанная речь с гнусавым оттенком. Существует даже «холодовая» форма дизартрии, которая возникает только в холодном помещении или зимой.
Есть логопедическая классификация, основанная на понятности речи ребенка для окружающих. Выделяют 4 степени тяжести нарушения речи. От легкой (I), которую можно выявить только при специальном обследовании, для окружающих это нарушение может выглядеть как нечеткость дикции.
До тяжелой (IV) степени, когда речь ребенка непонятна даже родителям или полностью отсутствует.
Так как дизартрия – это неврологический диагноз, логопед занимается коррекцией нарушенных речевых функций, а медикаментозное лечение назначается неврологом. Логопедическую работу с детьми – дизартриками надо начинать в раннем возрасте, так как своевременная логопедическая помощь в 75% случаев помогает избежать многих проблем в дальнейшем развитии малыша. Дизартрия в грудном возрасте может проявляться в виде:
- — трудностей при сосании груди, бутылочки, соски;
- — нарушении глотания в процессе питья, приема пищи, сглатывания слюны, ребенок поперхивается, часто срыгивает;
- — нарушений жевания и кусания в более старшем возрасте.
В Центре детской неврологии и медицинской реабилитации я, как клинический логопед, провожу курсами логопедический массаж для стимуляции сосания, глотания, а в дальнейшем, и жевания у детей от 1 месяца, в том числе и детям на зондовом кормлении. Под контролем специалиста ведется обучение мамы элементам специального массажа для стимуляции сосания и отработки глотания (проводить массаж надо перед каждым кормлением). Объясняется необходимость ведения мамой «Дневника кормления» малыша (с учетом срыгивания и докорма через зонд). Основная наша задача — снятие ребенка с зондового кормления и нормализация его питания.
Восстановление сосательного рефлекса идет медленно, его можно стимулировать специальным логопедическим массажем и точечной стимуляцией в домашних условиях:
*Массаж лицевой мускулатуры
На детском лице поглаживание и разминание проводятся обеими руками равномерно с двух сторон.
1.От середины лба к вискам.
2.От середины лба до ушных раковин.
3.От середины лба до ушных раковин и далее через щёки к подбородку.
4.От бровей к волосистой части головы.
5.От спинки носа к ушным раковинам.
6.От мочек ушей по щекам к крыльям носа.
*Массаж языка
Массаж языка удобно проводить соской, надетой на шпатель, или пальцем в напальчнике.
1.Поглаживание языка от его середины к кончику. Постепенно продвигаться ближе к корню языка.
2. Поглаживание от серединной линии языка в стороны.
3.Похлопывание по всей поверхности языка и по краю языка сверху вниз.
*Массаж губ и круговой мышцы рта
Массаж губ ребенка выполняется указательными или средними пальцами обеих рук.
1.Поглаживание над верхней губой и под нижней губой от середины к краям.
2.Разминание губы между большим и указательным пальцами, «перетирая» губу. Массаж проводится с верхней и нижней губами.
3.Пальцы помещаются в углы рта, губы растягиваются в улыбку, а затем собираются в «трубочку».
Примерно в 5 месяцев малыши начинают тянуть все в рот, благодаря этому они изучают движения челюстей, языка и губ. Если по каким-либо причинам этого не происходит, вы можете сами научить своего ребенка кусать и жевать, либо обратиться за помощью к специалисту.
Так как кусание и жевание – важные этапы обучения ребенка самостоятельному питанию, я рекомендую начинать обучение со специальных приспособлений, созданных для обеспечения стимуляции и тренировки губ, щек, языка и десен. Это могут быть прорезыватели, вибрирующие палочки, спринцовки и другие инструменты. Их можно найти на логопедических сайтах, в аптеках.
Процесс обучения кусанию и жеванию длительный, поэтому необходимо соблюдать последовательность в работе:
1 этап – Покажите ребенку, как кусать, чтобы малыш понял, что значит это слово. Этот этап можно превратить в увлекательную игру, если по очереди кормить куклу. Пускай ребенок накормит и вас. Используйте при этом какой-либо звук или слово («кусай», «ам-ам»).
2 этап – Направлен на формирование правильного открывания рта при жевании. Положите прорезыватель между жевательными поверхностями зубов и помогите деснам сомкнуться и разомкнуться. При этом используйте слово «кусай». Делайте это перед зеркалом, чтобы малыш видел, как кусает (если это не слишком отвлекает его).
3 этап – После того как ребенок поймет слово «кусай» и научится его выполнять, приступайте к жеванию. Делайте до 20-25 жевательных движений на каждой стороне (в сложных случаях помогайте рукой, удерживая подбородок и повторяя в такт жеванию опускание и подъем нижней челюсти).
4 этап – Используйте длинные прорезыватели, чтобы развивать двустороннее жевание и увеличивать силу челюстей. Меняйте сторону, чтобы стимулировать перемещение жевательной активности: 3-5 на одной стороне, потом на другой. Начинайте с боковых зубов, постепенно переходя к задним зубам.
5 этап – Когда ребенок научился кусать и жевать, во время работы окунайте прорезыватель в пюре – это позволит перенести новый навык на реальную еду.
И хвалите, хвалите, хвалите малыша!
Для преодоления гиперсаливации (обильного слюнотечения) у детей с дизартрией необходимо учить ребенка с сомкнутыми губами подсасывать, глотать слюну с запрокинутой головой и в обычном положении. Слюнотечение может быть как постоянным, так и усиливаться при определенных условиях. Даже легкое слюнотечение, такое как увлажнение уголков рта во время речи, небольшое подтекание слюны может свидетельствовать о дизартрии. Перед выполнением любого артикуляционного упражнения логопед напоминает ребенку, что нужно проглотить слюну, промокнуть внутри рта салфеткой.
Основные этапы логопедической коррекции при гиперсаливации:
1.Криотерапия активных точек в области губ.
2.Полоскание полости рта с использованием лекарственных трав, минеральной воды, киселя и кефира.
3.Логопедический массаж и массаж по точкам.
4.Жевание твердой пищи.
5.Статические и динамические мимические и артикуляционные упражнения.
6. Дыхательные упражнения и произнесение гласных на твердой атаке.
Рекомендации логопеда для родителей при гиперсаливации у детей:
- — Окружающие должны постоянно контролировать положение рта ребенка и напоминать ему о необходимости держать рот закрытым, когда он не ест и не разговаривает.
- — Важно, чтобы у ребенка сформировалось дифференцированное ощущение сухого и мокрого подбородка.
- — На занятиях необходимо через определенные промежутки времени делать паузы и предлагать ребенку сглатывать слюну.
Основываясь на своем практическом опыте, при систематической работе уменьшается слюнотечение и ребенок лучше контролирует глотание.
В большинстве случаев детям-дизартрикам присущи некоторые особенности поведения. К примеру, малыши не любят самостоятельно шнуровать ботинки или застегивать пуговицы. Это связано с плохо развитой мелкой моторикой. Такие дети не могут правильно держать в руках ручку или карандаш, контролировать силу нажима, пользоваться ножницами. Поэтому у большинства дизартриков плохой почерк. Детям трудно выполнять физические упражнения и танцевать. Нарушен музыкальный слух. Дети не могут точно выполнить разные двигательные упражнения, они неуклюжи.
Лечение дизартрии у детей требует комплексного подхода, сочетающего медикаментозную терапию, логопедическую коррекцию и реабилитацию.
Медикаментозное лечение дизартрии у детей
В основе лечения лежит терапия основного неврологического заболевания, а также использование ноотропных препаратов. Они способствуют улучшению умственной деятельности, памяти, стимулируют познавательные функции.
Логопедическая работа и реабилитация
Логопедическая коррекция состоит из специальных занятий для детей. Логопедом составляется индивидуальная речевая карта, которая содержит результаты диагностики и подробный план коррекции дефекта с описанием упражнений:
- — для развития мелкой моторики – пальчиковые игры, гимнастика;
- — для развития артикуляционной моторики – артикуляционная гимнастика, логопедический массаж;
- — для речевого и физиологического дыхания – дыхательная гимнастика;
- — для коррекции нарушенного и закрепления правильного произношения;
- — для формирования выразительности речии речевой коммуникации.
Массаж для детей 5-16 лет
Общеукрепляющий и лечебный массаж для детей 6-15 лет относится к одним из самых эффективных методов профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата и является частью комплексного лечения уже возникших нарушений.
В этом возрастном периоде суставы, мышцы и связки ребенка могут подвергаться негативным изменениям, что обусловлено вхождением в школьный период и необходимостью длительное время проводить за рабочим столом или партой.
В сочетании со снижением здоровых физических нагрузок это приводит к ослабеванию мышц, снижению их тонуса и может даже вызвать нарушения психоэмоционального состояния ребенка (гипервозбудимость) и поведенческих реакций.
Профессиональный массаж в сочетании с гимнастикой помогает поддерживать физическое и психическое здоровье школьника и обеспечивает условия для правильного формирования его опорно-двигательного аппарата.
Массажные приемы
Массаж для детей 6-15 лет включает в себя классические приемы, на которых основываются все традиционные направления — спортивный, гигиенический, профилактический массаж. К таким приемам относится разминание, растирание, поглаживание и вибрация, которые дополняются активными (совершаемыми самим ребенком) и пассивными (с помощью массажиста) движениями в суставах.
Детский массаж для школьников проводится на все тело и задействует основные группы мышц, отвечающие за осанку, координацию и выносливость.
Эффекты массажа
- Устранение гипервозбудимости и улучшение памяти.
- Снятие усталости и напряжения.
- Профилактика нарушений осанки и лечение начальных форм сколиоза.
- Укрепление мышц.
- Повышение физической и умственной выносливости.