Массаж при логопедических проблемах в Хабаровске, логопедический массаж для детей

Важность речевого развития

Задача родителей – создание условий к тому, чтобы дети максимально рано приступили к коммуникационному развитию, учились обмениваться эмоциями, воспринимать окружающие явления и вещи. Для малышей, еще не умеющих говорить, крайне важным является невербальный способ коммуникации, позволяющий показать окружающим людям эмоции без слов. Так, зевание – сигнал для родителей, что малыш устал, улыбка – что у младенца замечательное настроение. Когда родители правильно отвечают на невербальные посылы малыша, они способствуют его развитию, ускоряют переход к вербальному общению.

Когда ребёнок рассказывает вслух об окружающих предметах и явлениях, его речевая способность активно развивается. Подрастающий малыш получает навык создания логических цепочек, размышления, перехода от рассуждений к действиям. Родители должны уделять достаточно времени общению с детьми в благоприятной обстановке, ведь это главное условие речевого развития.

При правильно развитой речи дети имеют:

  • развитые мыслительные процессы;
  • активное функционирование нервной системы;
  • способность четко и быстро читать, грамотно писать;
  • способность верного восприятия поступающей информации;
  • высокую способность к планированию и обучению;
  • ясное и чёткое изложение мыслей.

Массаж рук для детей для развития речи

Если малышу нет трех месяцев, проведение такого типа массажа необходимо согласовать с неврологом. Если никаких заболеваний и нарушения по неврологии нет, процедура сводится к поглаживаниям, растираниям и разминке каждого пальчика в отдельности. После трех месяцев можно использовать предметы с выступами. Их нужно катать в ручках. Такие движения проводятся с обеих сторон ладоней. В качестве предметов можно использовать карандаши, орехи, мячики. Техника после года:

  • малыш должен зацепить одноименные пальчики разных рук;
  • ребенок крепко держит пальчики, родитель в это время должен рассоединить их;
  • ручками ребенка промассировать каждый пальчик;
  • зажать пальчики между средним и указательным пальцами и вытянуть их, одновременно совершенно покручивающие движения.

Чтобы ребенок понял, как проводить движения, родитель должен сам показать и помочь ребенку.

Показания и противопоказания

Зондовый логопедический массаж применяется при:

  • дизартрии – нарушенном произношении из-за поражения нервной системы;
  • ринолалии – нарушении артикуляции и голоса из-за дефектов речевого аппарата;
  • проблемах с голосом;
  • заикании;
  • алалии моторного типа;
  • дислалии – дефектном звукопроизношении при нормальном слухе и артикуляционном аппарате.

Массажные упражнения противопоказаны при:

  • рвотном синдроме;
  • воспалительной реакции в носоглоточной области;
  • механических повреждениях языка;
  • патологиях крови любого происхождения;
  • инфекционном поражении организма;
  • склонности к аллергии, сопровождающейся отёком слизистых покровов;
  • болезнях, симптомом которых являются судороги;
  • травмированной или пораженной грибком полости рта у пациента;
  • открытых ранах на руках массажиста.

Виды логопедического массажа

Логопедический массаж бывает нескольких видов:

  1. Классический или ручной. Осуществляется посредством разглаживания, растирания, разминания, потрясывания проблемной области или участка вокруг нее.
  2. Точечный. Специалист воздействует на биоактивные точки, с которыми связаны проблемные речевые области.
  3. Аппаратный. Подразумевает применение вибрационного устройства.
  4. Зондовый. Воздействие осуществляется посредством специальных приспособлений – зондов.
  5. Самомассаж. Пациент самостоятельно массирует проблемные области.

Зондовый логопедический массаж

Массаж, осуществляемый посредством зондов, помогает предотвратить усугубление нарушения речи, предупреждает недоразвитость слуха, торможение обретения опыта словарного анализа, низкий уровень словарного запаса. После курса процедур с использованием зондов:

  • ставится правильное звукопроизношение;
  • восстанавливается тонус артикуляционной мускулатуры;
  • улучшается голос;
  • нормализуется дыхание при произношении;
  • улучшается психоэмоциональное состояние пациента.

Обработка инструментов

Каждый комплект инструментов используется один раз. После его замачивают в дезинфекционном растворе, не вынимая из него, обрабатывают ватными тампонами в течение 30 секунд.

Потом инструменты моют под проточной водой с использованием таких средств как «Прогресс», «Биолот», «Астра». Делают это 10 минут.

В дистиллированной воде зонды моют 30 секунд. В конце сушат в сухожаровом шкафу.

Это стандартный метод стерилизации медицинских инструментов. Пренебрегать им нельзя, так как это нарушение закона. Дети могут иметь разные болезни, в случае массового заражения будут серьезные проверки, расследование.

Зондовый массаж языка

Массаж языка зондами длится 5 минут, его проводят несколько раз в день. Перед процедурой желательно сделать гимнастику для разминания языковых мышц, включающую следующие упражнения:

  1. Качели. Язык высовывают, двигают им с одного угла рта к другому. Рот держат открытым.
  2. Часики. Открывают рот, облизывают языком губы по кругу в разные стороны.
  3. Губы вытягивают в улыбку, открывают рот. Язык кладут на нижнюю губу, начинают усиленно выдувать воздух.
  4. Лошадка. Осуществляют цокающие движения языком. Нижняя челюсть не должна двигаться.
  5. Барабанщик. Губы вытягивают в улыбку, рот приоткрывают. Языком стучат по краям верхних резцов.

Общие рекомендации по проведению

Длительность курса рассчитывается индивидуально. В среднем достаточно 10-ти процедур, проводимых через день. Между циклами делают перерыв в месяц. Некоторые логопеды предпочитают включать массаж перед каждым занятием.

Длительность процедуры зависит:

  • от возраста;
  • степени дефекта;
  • личностных особенностей.

Минимальное время – 5 минут, максимальное – 25. Воздействие не должно вызывать боли, допускается небольшой дискомфорт. Дети могут бояться зондов, так как они напоминают медицинские инструменты. Можно дать их потрогать, поиграть ими, провести сеанс на игрушках.

При негативизме, истериках, агрессии первые сеансы делают максимально короткими. Начинают с поглаживания губ, щек, кончика языка. При ярко выраженном рвотном рефлексе воздействие начинают с легкого, постепенно продвигаясь вглубь рта.

Сеансы массажа проводят в хорошо проветриваемом помещении. Оно должно быть теплым, светлым, уютным.

Логомассаж для детей в домашних условиях

Массаж, способствующий развитию речи, можно проводить дома. Родителям следует проконсультироваться с логопедом насчет техники проведения упражнений и противопоказаний.

В домашних условиях массируют лицо и язык пальцами и чайными ложками, проводят дыхательную и артикуляционную гимнастику.

В основе массажа лица разглаживания, растирания, разминания, которые не должны вызывать дискомфорт у пациента. Лицевой массаж имеет поэтапную технику:

  1. Лоб разглаживают с середины к вискам, от надбровных дуг к ушным раковинам. Затем разминают легкими движениями.
  2. Щеки мнут и растягивают от уголков губ к вискам, от скул к подбородку.
  3. Нос разглаживают, легкими движениями растягивают. Затем гладят область от крыльев носа до уголков губ.
  4. Губы разглаживают, растягивают от середины к уголкам.
  5. Подбородок разглаживают от середины к уголкам рта.
  6. Шею стимулируют разглаживающими и разминающими движениями.

Сегодня популярностью пользуется логопедический лицевой массаж ложками. Он также осуществляется поэтапно. Массажист ложками:

  1. Гладит виски пациента.
  2. Гладит область глазниц.
  3. Разглаживает щёки.
  4. Трёт виски выпуклой поверхностью ложек.
  5. Трёт межбровную область выпуклой поверхностью столового прибора.
  6. Растирает носогубные складки ручками приборов.
  7. Гладит губы с незначительным давлением.
  8. Разминает скулы и подбородок.

Ложки следует брать без острых граней и выпуклостей, чтобы не поцарапать кожу пациента.

Преимущества и недостатки методики

Зондовый массаж позволяет ускорить постановку звуков, облегчить усвоение артикуляционной гимнастики, наладить работу мышц. Без него коррекция дизартрии затянется на 5-10 лет.

Он не требует особых условий проведения, так как его может сделать любой логопед с соответствующей квалификацией. Во многих коррекционных учреждениях его проводят специалисты по мере необходимости.

Массаж способствует снятию тонуса, гиперсаливации, улучшению мелкой моторики.

У него есть и недостатки. Значимость, ценность массажа переоценена – это вспомогательный инструмент, а не панацея. Низкоквалифицированные логопеды предоставляют зондовый массаж как лекарство от всех проблем. На самом деле воздействие дает только почву для постановки звуков, что не отменяет остальных этапов работы.

При неправильном использовании инструменты вызывают негативизм ребенка, так как при незнании ими можно серьезно навредить. Некоторые специалисты действуют грубо, неправильно, что приводит к боли, отказу ребенка заниматься.

Методика Новиковой с неговорящими детьми

Чаще всего зонды для логопедического массажа применяются при дизартрическом расстройстве, когда пациент испытывает большие трудности с произношением звуков. Зондовый вид массажа разработала знаменитый педагог-логопед Елена Викторовна Новикова. Процедура проводится при помощи восьми приспособлений разной конфигурации, называемых зондами.

Каждый зонд применяется для логопедического массажа с определенной целью, воздействует на конкретную область, нуждающуюся в коррекции. Специалист определяет, какой участок требует коррекции, с какой силой на него нужно давить. Главное, пациент не должен испытывать болевые ощущения. Если устраняется мышечный гипертонус, то пациент может чувствовать незначительное напряжение мышц. В этом случае для ослабления дискомфорта следует усадить малыша в мягкое сиденье или уложить на удобную поверхность.

Зондовые процедуры корректируют технику речи, обеспечивают:

  • улучшение голоса;
  • нормализацию разговорного дыхания;
  • восстановление психики и состояния нервной системы;
  • тонус речевой мускулатуры;
  • формирование правильного звукопроизношения.

Постановка речи по Новиковой технически несложная, показывает высокую эффективность. Специалист разработала методику так, что каждый зонд стимулирует определенный участок артикуляционного аппарата: губы, язык, щёки, мягкое нёбо. В ходе процедур эти участки восстанавливаются.

Массажист обращает внимание на состояние лицевой мускулатуры пациента. Исходя из уровня поражения мышц, специалист назначает количество процедур, необходимых для нормализации состояния.

Инструменты для массажа и техника выполнения

Массаж следует доверять специалисту высококвалифицированному и опытному. Желательно, чтобы использовались качественные и безопасные зонды от зарекомендовавших себя фирм. Родители должны водить малыша на каждую процедуру, а если занятия проводятся дома, то их нельзя пропускать.

Курс процедур длится 2 – 3 недели. После 1,5-месячной паузы курс возобновляют. Повторность каждого упражнения – 30 – 35 раз. Иногда достаточно одного курса, чтобы привести в норму речь. Обычно дети с удовольствием идут на процедуры, не испытывают от зондов никаких неприятных ощущений.

Массажисты используют следующие логопедические зонды для массажа:

  1. Вилочковый (№1). Острым концом приспособления колют язык, губы, щёки, заднюю стенку полости рта. В результате мышцы начинают интенсивно сокращаться. Производятся аккуратные и несильные движения. После нескольких занятий специалист может добавить к покалыванию покачивания зондом. Инструмент в течение нескольких секунд качают в разные стороны и по кругу.
  2. Восьмерка (№2). Инструмент предназначен для стимулирования губ, языка и щёк. Выбранный участок тела растирают сверху вниз и обратно петлеобразной основой. По поверхности языка зонд не двигают, только давят на орган, качают петлю на нём.
  3. Саночки (№3 – большие, №4 – средние, №5 – мелкие). Приспособления для стимулирования мускулатуры языка, губ, щёк и задней стенки ротовой полости различаются величиной основы, силой давления, охватом рабочей области.
  4. Топорик (№6). Инструмент для активной работы с языком, губами и скулами. Он давит на мышцы, перекатывается по ним, восстанавливая здоровый мышечный тонус. При гипотонусе давят сильнее, при гипертонусе – слабее. Сдавливание не должно длиться больше 5 секунд.
  5. Крестовина (№7). Инструмент работает исключительно с языком. Он давит на орган, толкает его назад, благодаря чему активно сокращаются языковые мышцы.
  6. Толкачик (№8). Зонд предназначен для поочередного давления на язык и расслабления органа. Давление длится не больше 5 секунд.

Зондовый массаж высокоэффективен, если соблюдаются врачебные рекомендации. Процедуры по Новиковой не проводятся младенцам до 1,5 года. А вот ручной логопедический массаж разрешено делать детям любого возраста. Главное, своевременно приступить к исправлению речевых дефектов.

Комплект зондов

Логопедические зонды для постановки звуков (под авторством Рау) не подходят для массажа. Специальный набор был разработан Новиковой Е. В. В него входит 8 основных зондов плюс 4 дополнительных. Патент на разработку был получен в 2000 году.

Зонды используют для работы с артикуляционными органами, предплечьем. Стимулирование мышц ведущей руки улучшает моторику, способствует развитию почерка.

Первый инструмент – вилочка, выглядит как две чуть разведенные в сторону тупые иглы. Легкое покалывание оказывает активизирующее действие.

Второй инструмент – восьмерка. На конце круглая петля, которая «перетирает» мышцы.

Третий, четвертый, пятый инструменты – это «саночки» разного размера. Форма зондов напоминает закругленные полозья санок, отсюда и произошло название. Работать можно любой стороной инструмента.

Шестой инструмент – топорик, выглядит как две плотно прижатые петли. Используется для нажатия на поверхность органов, скольжения. Нормализует тонус, повышает подвижность мышц.

Седьмой – крестовина, петли закругленные, перекрещивающиеся. Применяется для стимуляции мышц языка, разработки его подъёма.

Восьмой инструмент – толкачик, петля небольшая, поднята под прямым углом к ручке зонда. Позволяет стимулировать подвижность, эластичность мышц. При нажатии на язык создает напряжение, после того как давление убирается, орган расслабляется.

Девятый инструмент (дополнительный) – щипчики, выглядит как две больших закругленных петли, расположенных параллельно друг другу. Зондом удобно брать язык, аккуратно двигать его.

Десятый инструмент – подтягивающий, выглядит как низкая широкая рамка. Используется для растяжения уздечки.

Одиннадцатый инструмент – лебедушка, петля небольшая, загнутая у основания, после чего идет небольшой вертикальный участок зонда, который сгибается под прямым углом к ручке зонда. Массирует нёбо, устраняет саливацию.

Двенадцатый – скользящий, выглядит как вытянутый треугольник с круглыми углами. Используется для скользящих движений.

Некоторые авторы вносили свои коррективы в комплект массажных зондов. Воробьева совместно с Крупенчук создали авторский набор. Он состоит из 9 инструментов. Новаторством можно считать создание зондов с разными катушками с небольшими гранями. Подобное покалывание позволяет эффективно стимулировать нервную систему.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]