Методика развития для неговорящих малышей Новиковой-Иванцовой

Методика формирования языковой системы (МФЯС) для неговорящих детей используется в работе с различными видами речевой задержки, такими как: алалия, ЗРР, заикание, нарушения интеллектуального развития, синдром Дауна, РДА. Она разработана именно для детей с нарушениями речи различной природы, Тамарой Новиковой-Иванцовой.

МФЯС для неговорящих детей отражает эффективные пути решения проблемы. Данные навыки будут полезны как практикующим логопедам, так и начинающим специалистам. Кроме того, материал изложен доступно для родителей, которые хотят проводить занятия с детьми самостоятельно, такой вариант станет действенным дополнением к основной терапии.

Раннее развитие детей:

  • Метод Шичида

Может показаться, что комплекс очень прост, но в данном случае важна именно системность работы.

Принципы методики


Тамара Новикова-Иванцова — автор методик исследования и исправления речевых дефектов у детей
Тамара Никифоровна — заслуженный учитель России, логопед с тридцатилетним стажем в области работы с системными речевыми патологиями у детей.

В ее методе содержатся рекомендации, имеющие ценность не только для профессиональных логопедов, но и только начинающих специалистов. Помимо этого, информация в пособии излагается доступным языком, что также будет полезно мамам и папам, планирующим заниматься с малышом дома.

Стоит обозначить общие принципы, которые на первый взгляд могут показаться слишком простыми. Но вся суть методики заключается в системности их выполнения.

Чтобы ребенок был готов заговорить, нужно:

  • сформировать среду, благоприятную для развития речи;
  • проводить обучающие занятия по практике говорения на регулярной основе.

Этапы логопедической работы

Методика Новиковой-Иванцовой — «вызывание речи» — направлена на то, чтобы помочь детям с тяжелыми нарушениями овладеть фразовой речью. Логопедическая работа включает в себя несколько этапов.

  1. Предъязыковой уровень — упор делают на формирование пассивного словаря, т. е. на понимание речи. Он включает такие задания, как работа над темпо-ритмической составляющей, отработка интонации. На этом уровне отрабатывают стадию лепета. Также на этом этапе учат различать неречевые звуки и делают постепенный переход к речевым.
  2. На следующем этапе ведут работу по формированию и развитию звукопроизношения, фонематических процессов, лексико-грамматического строя.

Чтобы логопедическая помощь была эффективной, нужно соблюдать последовательность, занятия должны быть регулярными.

Факторы, влияющие на качество речевого развития ребенка


Психика ребенка, уровень его физической активности, среда, располагающая к общению, — три важнейших условия успешного речевого развития
Стоит учитывать, что на развитие речевых навыков оказывает влияние состояние психики малыша. Способность говорить зависит от того, насколько развиты его мыслительные процессы, запоминание, концентрация и проч. Проблемы разного уровня сложности могут решить врачи-специалисты, от логопеда до нейропсихолога.

Развитие речи также неразрывно связано и с физической нагрузкой, которую ежедневно испытывает ребенок. Двигательная активность обеспечивает улучшение кровообращения и насыщение мозга кислородом. Особенно полезно детям с речевой задержкой ходить в бассейн и заниматься гимнастикой.

Большую роль в развитии речевых способностей играет погружение ребенка в речевую среду. Чтобы сформировать вокруг малыша необходимые условия

  • общайтесь с ним на разные темы,
  • используйте разные слова,
  • меняйте интонации,
  • говорите четко и ясно, проговаривайте свои действия,
  • показывайте ребенку иллюстрации или объемные фигуры, комментируя их словесно.


Одним из ключевых инструментов запуска речевых механизмов по МФЯС является пение. Так что совмещайте приятное с полезным
Благотворное влияние оказывает прослушивание песен на родном языке в исполнении мамы или близких родственников.

Это активизирует речевой механизм, налаживает систему ритма и такта, фонематического восприятия слов. Поэтому один из ключевых элементов МФЯС – музыка, которая так или иначе влияет на душевное состояние, может вызвать смену настроения и сопроводить ее речевым оформлением.

Развитие слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР I-II уровня через систему игровых упражнений

Анастасия Глинина

Развитие слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР I-II уровня через систему игровых упражнений

Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольников с ОНР I – II уровня одним из наиболее трудных для коррекции является такое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произнесении слов различного слогового состава. Коррекция нарушения слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи является малоизученной и недостаточно описанной темой.

С каждым годом увеличивается число детей, страдающих тяжелыми нарушениями речи. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова. Если это нарушение вовремя не исправить, в дальнейшем оно приведет к негативным изменениям в развитии личности ребенка, таким как формирование замкнутости и закомплексованности, что будет мешать ему не только в обучении, но и в общении со сверстниками и взрослыми.

Работу по формированию слоговой структуры слова у неговорящего ребёнка следует начинать с подготовительного этапа — с отработки звукоподражания.

Активизация речевого подражания

Подражательные речевые реакции могут выражаться в любых звуковых комплексах.В речевую практику ребенка вводится плавное произнесение на одном выдохе ряда гласных с постепенным наращиванием их количества: ау, ауи, ауиэ и т. д. Затем ребенку предлагают произносить ряд гласных,изменяя их место в ряду: ауи, аиу, уиа и т. д.

Чтобы достичь нужного эффекта в активизации подражательной речевой деятельности, необходимо начинать с развития подражания вообще: «Сделай, как делаю я»

. Нужно научить детей подражать действиям с предметами, движениям рук, ног.

В итоге работы на этом этапе формирования слоговой структуры слова дети должны научиться соотносить предметы и действия с их словесным обозначением.

На этом этапе работы можно использовать пособия, которые разработаны для работы с неговорящим ребёнком:

1. Дедюхина Г. В. Кириллова Е. В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребёнком.

2. Созонова Н. Читать раньше, чем говорить.

Далее, когда появились аморфные слова,можно переходить к фразе:

1. Новикова-Иванцова Т. Н. «От слова к фразе» книга 1, 2, 3.

С детьми с нарушением интеллекта можно использовать следующие пособия:

1. Шишкина Н. А. «Мои первые слова«.

2. Кислякова Ю. Н. Воспитание и обучение детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Далее приступаем к основному коррекционному этапу.

Формирование первых форм слов

Прежде всего, необходимо добиваться от детей воспроизведения ударного слога (ДОМ ВОТ ТУТ, а затем интонационно-ритмического рисунка одно-, двух-, трехсложных слов (звуковой состав слова ребенок может воспроизводить приблизительно) (АНЯ МАМА БУСЫ ВАЗА БАНАН МАШИНА)

.

К концу данного периода дети должны знать место ударения в заученных словах, воспроизводить ритмико-интонационную структуру двух- и желательно трехсложных слов.На этом этапе можно использовать следующие игры:

1. Развитие слухового внимания, слуховой памяти,слухового восприятия:

где позвонили?

узнай музыкальный инструмент по звуку.

сколько раз ударили в барабан?

2.Различные способы воспроизведения ритма:

— отхлопывание в ладоши,

— отстукивание мячом об пол,

— использование музыкальных инструментов — барабана, бубна, металлофона.

• Хлопнуть в ладоши столько раз, сколько точек на кубике;

• Сосчитать, сколько раз хлопнули в ладоши, и найти сторону кубика с нужным количеством точек (ритм сначала предлагается простой, а затем сложный)

;

• Воспроизведение определенного ритма по образцу взрослого, по заданному рисунку (вспомните забытую игру в ладошки)

Особенности формирования слоговой структуры слов со стечением согласных

Начинаем с односложных слов (мост куст.)

. При переходе к
словам со стечением 2, 3- х сложных, следует учитывать, что деление слов на слоги должно происходить на стыке морфем,например: кош-ка (а не ко-шка)
.

Особенности формирования слоговой структуры слова на материале фразовой речи

Постепенно данные слова можно вводить во фразу.

При заучивании стихов необходимо убедиться в понимании детьми их содержания, для чего к картинкам ставятся соответствующие вопросы.

Дети с речевым недоразвитием с трудом усваивают слоговую структуру слов, им необходимо специальное коррекционно-педагогическое обучение. Детям дошкольного возраста необходимо преподносить весь материал в игровой, интересной им форме, для этого были разработаны специальные игры на формирование слоговой структуры слова.

Чтобы ребёнку было легче усвоить структуру слова педагогу нужно подключать как можно больше двигательной активности, так как с движением у ребёнка будет лучше закрепляться речевой материал. Слова различной слоговой конструкции можно отхлопать, отстучать, отпрыгать, отшагать и так далее.

ИГРЫ

ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЗВУКО-СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА:

1. «Слоговая шнуровка»

:
развитие мелкой моторики, развитие слоговой структуры трёхсложных слов.
2. «Пианино»

: движения пальца соответствует одному
слогу.
3. «Ступеньки»

: необходимо, проговаривая
слово по слогам, подниматься пальчиками по ступенькам игрушечной лесенки. Слова могут быть предложены устно или изображены на картинке.
4. «Найди свой домик»

: соотнесение картинок по количеству
слогов в словах.
5. «Слоговое лото»

: автоматизация поставленных звуков в
словах, учимся делить слова на слоги.
6. «Шагалки»

: на полу лежат
«мякиши»
. Дети делятся на две команды. При произнесении
слов на каждый слог делается шаг. Если слово разделено на слоги неверно, ребёнок возвращается на исходную позицию.
7. Развитие слоговой структуры слова на занятиях по звуковой культуре речи.

8.Использование компьютерных технологий на занятиях:

«Дирижёр»

: делим
слога на слоги, как будто дирижируя.
«Что ты запомнил?»

Логопед раскладывает перед ребёнком 3-4 картинки и говорит:
«Рассмотри предметы, запомни их, а потом назови то, что ты запомнил»
.

В заключении хочется добавить, работа логопеда не может и не должна быть стандартизирована. Активизация различных анализаторов во время занятий с использованием данного лексического материала (когда ребенок должен пронаблюдать, прослушать название предмета или действия, изобразить жестом обозначение или назначение, назвать сам) способствует более прочному закреплению материала. Рекомендуем использовать преимущественно игровую форму занятий, лишь таким образом можно вызвать потребность в общении, интерес к упражнениям, что, в свою очередь, будет обеспечивать эмоциональность воздействия и способствовать развитию речевого подражания.

Этапы речевого развития по МФЯС


Крик, гуление, лепет — важнейшие этапы развития речи ребенка

Крик

Это рефлекторная реакция человека на влияние внешних раздражителей. Ребенок кричит, когда ему некомфортно, когда он испытывает боль, голод, жажду, любые неприятные ощущения. Крик характеризуется звонкостью и громкостью, коротким вдохом и продолжительным выдохом, в течение которого и производится звук.

Дети, которые имеют некоторые отклонения в нервной системе, издают или оглушающий звук, или заменяют его на тихие возгласы с прерывистыми всхлипываниями. Однако крика может и не быть. Чаще всего период активного «кричания» заканчивается после 2-х месяцев со дня рождения ребенка.

Гуление

Это долгое и распевное извлечение гласных звуков. При этом часто оно может сопровождаться и воспроизведением согласных. Здесь ребенок уже улавливает интонацию родителей, пытается сопровождать ее своими звуками, он хочет управлять своим речевым аппаратом, чтобы донести мысль. Но аппарат к этому еще не готов, поскольку находится в переходном состоянии.

Задача родителя – активно поддерживать эмоциональную связь с ребенком, общаться с ним при помощи интонации, ее тональности, ритма, но не стоит забывать и о словах.

Лепетание

В возрасте пяти — девяти месяцев развитие речи ребенка переходит на новую стадию лепета. Это многократное повторение одного и того же слова или звукосочетания, слога, которые могут составлять элементарные слова. Например, «ма», «па», «дя», и других. Пока ребенок учится воспринимать на слух некоторые выражения, формируется глубина выдоха, которую малыш учится контролировать. В 10 месяцев некоторые дети могут уже составлять слова из одинаковых слогов – «мама», «дядя», «тятя» и т.д.

В один год дети имеют в своем багаже около 10 слов и больше. При этом примечательно, что быстрее новые слова осваивают девочки.

К полутора годам малышам уже доступны для произношения некоторые короткие фразы.

Возможно, что на каком-либо из этапов у ребенка возникнет нарушение или задержка. Это влечет деформацию системы речи и затруднения, вызывающе беспокойства у близких. Чтобы восстановить последовательность в этапах, рекомендуется следовать методике Новиковой-Иванцовой и пройти поочередно все необходимые уровни крика, гуления и лепета. Затем появится возможность произносить звуки, слоги, слова и целые фразы.

Основные принципы МФЯС

Данная методика основана на онтогенетическом принципе развития речи, который состоит из нескольких важных этапов:

Крик

Появление крика связано с рефлексами человека и появляется он, как результат на действие неких внешних раздражителей. В основном это состояния, вызывающие у ребенка дискомфорт, такие как болезненные ощущения, жажда или голод и прочее. В соответствии с нормой крик должен носить громкий и звонкий характер, его также отличает короткий вдох и длинный выдох. У детей с нарушением работы нервной системы крик бывает либо слишком оглушающим, либо чрезмерно тихим и больше напоминает всхлипывания. Также его может и вовсе не быть. Обычно период крика продолжается до двух месяцев с момента рождения.

Гуление

Гуление – это распевное произношение протяжных гласных звуков, которое часто сочетается с согласными. Интонационная выразительность – это основной фактор, на который должны обращать внимание родители в данный период. Это связано с тем, что речевой аппарат ребенка готовится начать произносить звуки, запоминает интонацию, пытается управлять ею. Ребенок должен улавливать речь родителя, реагировать на нее смехом или набором звуков. На данном этапе важна его эмоциональная связь с родителем.

Значение методики

Разработка Новиковой-Иванцовой не только помогает заговорить детям, она служит необходимым инструментом в руках логопедов, которые занимаются изучением нарушений в области структуры слов, темпа, тембра, ритмики, звукоизвлечения вообще.

Ее пособие вобрало в себя собрание приемов, которые направлены на коррекцию речеслухового восприятия — в частности — и на устранение проблем речевого аппарата — в целом.

По МФЯС выделяется несколько этапов:

  • предварительный, на котором проводятся занятия на чувство ритмики;
  • непосредственно практика, в ходе которой выполняются упражнения на развитие памяти, моторики, произношение гласных, изучение слогов, слов, песен с сопровождающим визуальным материалом.

Более подробно и комплексно о работе с неговорящими детьми можно ознакомиться в видеоматериале самого автора методики в двух частях.

Часть 1

Часть 2

Использование сенсорных сфер

В самом начале работы по методике Новиковой-Иванцовой Т.Н. на занятиях задействуют различные сенсорные сферы:

  • зрительный — ребенку показывают картинки-символы звуков;
  • тактильные — нужно не просто говорить, как работает артикуляционный аппарат, ребенок должен почувствовать работу губ, языка и голосовых связок;
  • слуховое восприятие — в работе используют мелодии-ритмы.

Особый упор в работе делают именно на темпо-ритмическую составляющую и слуховое восприятие. Поэтому в методике Новиковой-Иванцовой содержится много заданий с использованием музыки. Это помогает сформировать не только артикуляционный аппарат, но и правильное речевое дыхание.

Особенности методики

Существуют различные методики, которые направлены на то, чтобы помочь неговорящим детям. Что же выделяет работу Новиковой-Иванцовой?

  1. С первых занятий включают задания на работу над темпо-ритмической стороной речи и интонацией.
  2. В работе используют 6 мелодий, которые соответствуют 6 слоговым ритмам русского языка.
  3. Также на начальных этапах работают над формированием правильного речевого дыхания и обучению ребенка пению.
  4. Согласные звуки вызываются не изолированно, а в сочетании с гласными, т. е. в виде слогов.
  5. На первых занятиях упор делают на тактильных ощущениях от произношения звуков.

Именно эти особенности отличают методику Новиковой-Иванцовой.

Результаты

Довольно часто логопеды используют методику Новиковой-Иванцовой для работы с неговорящими детьми. И многие восхищаются достигнутыми результатами, отмечая прогресс детей с алалией. Но некоторые среди недостатков отмечают, что нужно несколько месяцев заниматься только «пропеванием», поэтому не всем детям и родителям нравятся такие занятия. Другие включают понравившиеся задания в занятия. Но главное — это соблюдать последовательность и учитывать все особенности этой методики.

Занятия по пособию Новиковой-Иванцовой — это возможность для детей с тяжелыми нарушениями речи научиться общаться с людьми. Эта методика учитывает онтогенез речи, что позволяет максимально эффективно построить логопедическую работу.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]