Определение
Звукоподражание в русском языке — это:
1. Воспроизведение различных звуков окружающей действительности.
Если вы, к примеру, посетили дельфинарий, и увиденное представление привело вас в восторг, то скучно и сухо рассказать об этом у вас не получится. Вы попытаетесь с помощью звукоподражания передать атмосферу этого действа: крик дельфинов, плеск воды, звучание музыки.
Пример:
- скрип двери;
- крик птицы;
- звучание музыкального инструмента.
2. Создание слов, по звучанию схожих с такими звуками.
Разговаривая с ребенком, без звукоподражательных слов не обойтись — вас просто не поймут! Маленький человек познает мир, сопоставляя явление или живое существо со словом, которое его обозначает.
Пример:
- мяукает кот — мяу-мяу;
- идет дождь — кап-кап;
- смеется человек — ха-ха.
Подражание музыкальными звуками конкретному голосу тоже называется звукоподражанием.
Книги онлайн
Валентина Ивановна Мирясова Звукоподражательные упражнения для развития речи дошкольников
Предисловие
Звукоподражания чаще всего являются первыми словами в речи маленьких детей. Они обозначают кошку звукосочетанием «мяу», собаку – «ав-ав», корову – «мууу», машину – «би-би».
Предполагают, что первыми словами, которые произнес человек, когда начал говорить, были именно подражания предметным и природным звукам: щебету птиц, зверей, свисту ветра, раскатам грома, шелесту деревьев, грохоту обвалов.
Некоторые слова своим рождением обязаны звукоподражаниям. «Например, когда древние греки хотели изобразить иностранную речь, они произносили „вар-варвар“, отсюда хорошо всем известное слово „варвар“.
Каждый язык по-своему осваивает звучания внешнего мира, и звукоподражания разных народов не всегда совпадают друг с другом. Например, русский петух кричит «ку-ка-ре-ку», грузинский – «гли-ко-ко», французский – «co-co-ri-co». Японская лошадь вместо «и-го-го» произносит «иин-хиин», а лягушка вместо привычного «ква-ква» квакает «гэро-гэро».
Таким образом, звукоподражание (ономатопея, идеофон) – слово, которое служит для имитации звуков окружающей действительности средствами языка. В русском языке существует большая группа слов, которые производятся животными, птицами: мяу, чик-чирик, гав-гав, пи-пи-пи, хрю-хрю, мууу, беее. Другие слова передают неречевые звуки, производимые человеком: кхе-кхе, чмок, ха-ха, а также другие природные и предметные звуки: бух-бух, кап-кап, пиф-паф, чпок.
Первые слова, которые произносит ребенок, также чаще всего носят звукоподражательный характер. Они хорошо понятны детям, эмоционально насыщены. Звукоподражательные упражнения с детьми до четырех лет способствуют развитию речевого слуха, слухового восприятия и внимания, дают возможность совершенствовать звукопроизношение малыша, и самое главное – доставят большую радость взрослым и детям в процессе совместного общения.
* * *
По дороге шла машина И наехала на гвоздь. ШШШШ – шипит сердито шина. Заменить ее пришлось.
* * *
Дождик капает – КАП-КАП С мишкиных мохнатых лап. Любит летнею порой Душ принять он дождевой.
* * *
Таня кашляет – КХ-КХ. Заболела очень. Съела снега во дворе Маленький комочек.
* * *
СКРИП, СКРИП, СКРИП — Скрипела дверь, Успокоилась теперь. Папа масло раздобыл, Петли смазал, укрепил.
* * *
ССССС – свисток раздался строгий, Он нарушителя найдет. Переходи всегда дорогу там, Где устроен переход!
* * *
Тикают часы ТИК-ТАК, Стрелки двигаются в такт. Мы заводим их опять, Чтобы время точно знать.
* * *
Наш щенок чихнул – АПЧХИ! Простудился где-то. Будем мы его лечить С помощью таблеток.
* * *
Булькает вода – БУЛЬ-БУЛЬ, Крышку поднимая. Разморило двух бабуль В ожидании чая.
* * *
Надо убирать картошку. Помогать идем в поля. А Антошка на гармошке Нам играет ТРА-ЛЯ-ЛЯ.
* * *
Из листочка скрипочку Сделал муравей. ТИЛИ-ЛИ – пиликает Весело на ней.
* * *
Учил овец баран Шагать под барабан. Первым он шагает сам, Барабанит – ТРАМ-ТАМ-ТАМ!
* * *
ШШШ – деревья шелестят, Шепчутся в тиши. А под шепот сладко спят Лесные малыши.
* * *
Дрель жужжит – жу-жу-жу-жу! Не напрасно я жужжу. Я могу шуруп вкрутить, Стоит только попросить.
* * *
ДЗЫНЬ-ДЗЫНЬ-ДЗЫНЬ — Звонок у двери Машеньку Опять позвал. Но она в глазок проверит, Кто на кнопочку нажал.
* * *
ЗЗЗ – комар звенит, Кошку донимает. Кошка на него шипит, Лапкой отгоняет.
* * *
Плачет Ванечка в пеленках, Он кричит – УА-УА! Хочет маленький ребенок, Чтобы мама подошла.
* * *
Черный грач кричит – КРАК-КРАК! Я кричу не просто так. Надо взять вам на заметку, Я опять нашел монетку!
* * *
В небе гром гремит – БОМ-БОМ, Слышатся раскаты. Прячьтесь поскорее в дом От грозы, ребята!
* * *
На рожке играет Толя, ЛЮЛИ-ЛЮЛИ, АЙ-ЛЮЛИ! А коровы ходят в поле, Щиплют травушку с земли.
* * *
БИ-БИ – бибикает машина, До петушка всего шажок. Гулял бы лучше возле дома Неосторожный петушок.
* * *
Трубит слоненок ТУ-РУ-РУ — Я воду пить не стану. А лучше в хобот наберу И выпущу фонтаном.
* * *
Труба трубит — ТУ-РУ-РУ-РУ! Всех на линейку соберу! ТУ-РУ-РУ-РУ! Пора вставать, Довольно вам, Ребята, спать!
* * *
Кошечка мяукает, Деточек баюкает. Колыбель качает, МЯУ напевает.
* * *
Кошка во дворе гуляет. Мышка плошку подчищает, Крошки набирая в лапки, ПИ – пищит – объедки сладки!
* * *
Тенькает синичка — ТЕНЬ-ТЕНЬ-ТЕНЬ. Нет в кормушке сала, Очень грустный день.
* * *
ГРУ-ГРУ-ГРУ – у проруби Ворковали голуби. Ворковали, ворковали, А потом купаться стали.
* * *
Пчела жужжит – ЖУ-ЖУ-ЖУ-ЖУ, Я устали не знаю. С утра до вечера тружусь, Я в улей мед таскаю.
* * *
КВА-КВА-КВА-КВА-КВА — Квакают лягушки. Хорошо живется им В канавке у опушки.
* * *
На столе звенит будильник, Не дает Танюше спать. Звук пронзительный и сильный ДЗЫНЬ-ДЗЫНЬ-ДЗЫНЬ — Звенит опять.
* * *
Собачка лает – АВ-АВ-АВ, Цепь с меня снимите И побегать на часок С другом отпустите.
* * *
ИА-ИА – ревет осел. Хозяин, на тебя я зол. Так нагружать меня нечестно, Но я упрям, не двинусь с места.
* * *
Ворона каркает – КАР, КАР, Прошу не забывать: От спичек может быть пожар, Не надо их бросать.
* * *
Ручеек журчит ДИНЬ-ДИНЬ, Разбежался с горки. Он кораблик подхватил, Не догнать Егорке.
* * *
ЧИК-ЧИРИК – чирикает Воробей зимой. Не найдешь под снегом Мошки ни одной.
* * *
Балалайка есть у зайки, С нею ходит целый день И бренчит на балалайке: ТРЕНДИ-БРЕНЬ Да ТРЕНДИ-БРЕНЬ.
* * *
У барана Бяши Все ягнята пляшут. На гармошке он играет, Кнопочки перебирает: БЕЕ– БЕЕ– БЕЕ– БЕЕ– БЕЕ…
* * *
Д-Д-Д – строчит в бою Пулемет умело. Он границу от врагов Защищает смело.
* * *
Молоточек ТУК-ТУК-ТУК, Гвоздик забивает. Наш Алеша молодец, Папе помогает.
* * *
Мы стоим на берегу, Пароход гудит: УУУУ-УУУУ! Пробегая по волнам, Он дает гудочек нам.
* * *
ЛЛЛЛЛЛ – раздался в небе гул, Самолет крылом махнул. Погудел он, погудел И за тучу улетел.
* * *
Колокольчик зазвенел У козы на шее. ДИНЬ-ДИЛИНЬ, И всем кругом Стало веселее.
* * *
Паровоз пыхтит – ЧУХ-ЧУХ Машинисту Мише. Быстро едем чересчур, Надо ехать тише.
* * *
СССССС – вода течет из крана, Кран забыли завернуть. Ой, течет вода из ванной, Кошка может утонуть.
* * *
Воет волк в лесу – УУУУ-УУУУ! Кушать хочется ему. Надоело волка слушать, Надо дать ему покушать.
* * *
Ежик фыркает – ФЫР-ФЫР, В мышеловке видит сыр. Мышеловка так опасна, Мышка к ней бежит напрасно.
* * *
Мишка по лесу идет, То рычит он, то ревет: РРРРР! Дайте хоть конфету! Есть у каждой пчелки мед, А у мишки нету.
* * *
Лисичка тяфкает: ТЯФ-ТЯФ! Откуда взялся здесь удав? Удав ответил на вопрос: – Из зоопарка я приполз.
* * *
Ржет лошадка – И-ГО-ГО! Что случилось? – НИЧЕГО! Просто кончился овес, А хозяин не принес.
* * *
Овечка блеет – БЕ-БЕ-БЕ! Завью колечко я себе, Потом пойду на улицу, Пусть мною все любуются!
* * *
МУУУУ – коровушка мычит Мягкими губами. А теленочек молчит, Он прижался к маме.
* * *
Мекает коза – МЕ-МЕ! Наточу я рожки, На прогулку в лес пойду Смело по дорожке.
* * *
Хрюкает свинья – ХРЮ-ХРЮ — Толстому сыночку: – Пятачок после еды Вытирай платочком!
* * *
Собачка лает: АВ-АВ-АВ! Я дом ваш стерегу. И пост покинуть свой сейчас Никак я не могу.
* * *
Куковали две кукушки, Сидя на суку: – Мы подружки, мы болтушки КУ-КУ-КУ-КУ…
* * *
Время Петя пропоет нам, Поглядев на солнышко. Кукарекает всегда он, Не жалея горлышка: – КУ-КА-РЕ-КУ!
* * *
БЛ-БЛ-БЛ – индюк болбочет Индюку другому: – Ты забыл, а я найду, Где тропинка к дому.
* * *
Гусь надел атласные Туфли ярко-красные. И гогочет: – ГА-ГА-ГА, В них пойду я на луга.
* * *
ЧИР-ЧИР-ЧИР – трещат сороки Громко с самого утра: – Стрекотать под караоке Научились мы вчера.
* * *
Ворона каркает – КАР-КАР! Приснился мне такой кошмар, Что хитрая лисица Вдруг превратилась в птицу.
* * *
– ГА-ГА-ГА! – гогочут гуси. Я их больше не боюсь. Обойду гусей сторонкой, А потом как понесусь!
Оглавление
- Предисловие
- Реклама на сайте
Виды
Звукоподражание для малышей служит важным способом познания окружающего мира. Звукоподражательные слова в русском языке имитируют:
- крик птиц (вороны: кар-кар, курицы: ко-ко-ко);
- голоса животных (собаки: гав-гав, лошади: иго-го);
- звучание музыкальных инструментов (балалайки: трень-брень, колокольчика: дили-дон);
- звуки природных явлений (дождя: кап-кап, грома: ба-бах);
- звуки, издаваемые людьми (кашля: кхе-кхе, ходьбы: топ-топ).
Все разнообразие звуков, которые нас окружают, можно отобразить звукоподражательными словами. И они будут понятны каждому без дополнительных объяснений!
Особенности звукоподражания в русском языке
Для звукоподражательных слов характерны:
- повторы (бом-бом, ко-ко-ко), звукоподражательные слова усиливают эмоциональное воздействие;
- употребление как отдельного существительного (Громкое тик-так резало слух.);
- преобразование в другие части речи (хохот, хохотать, хохочущий).
Таким образом звукоподражание передает атмосферу, создает образ. Давайте попробуем рассказать о часах по-разному:
- Часы висели на стене. Показывали точное время.
- Мерно тикали часы, на стене играл солнечный зайчик.
Как вам больше нравится? Для создания образа, настроения звукоподражательные слова необходимы.
Отличие звукоподражательных слов от междометий
Отдельно следует отметить отличие звукоподражательных слов от междометий. Несмотря на внешнюю схожесть, это — не одно и то же: первые передают звук, вторые — эмоции.
Примеры междометий:
- Многозначительное “Тсс” — это, без сомнения, просьба соблюдать тишину.
- “Ух-ты, здорово!” — очевидны радость, восторг.
- “Круто!”, “Бла-бла-бла” — модные формы междометий в современном сленге, говорящие — “хорошо, замечательно”, либо о чем-то понятном или пустом.
В отдельную группу относятся слова, являющиеся и междометиями, и звукоподражаниями. Например, “Гы-гы-гы” своим звучанием выражает смех и одновременно передает чувство радости и веселья.
Функции
Основная роль звукоподражательных слов — повторить звучание.
Например, если мы хотим воспроизвести звон летающего комара, то это будет “ззз”. А тиканье часов выглядит как “тик-так”.
Кроме этого, звукоподражание — способ создания выразительного эффекта. Например, сравните:
- Собака маленькая. Щенок резвился и смешно тявкал “тяв-тяв” на летающих бабочек.
- Собака большая. У ворот сидел огромный пес и важно лаял “гав-гав”, если кто-то проходил мимо.
- Собака злая. Собака ощетинилась и зарычала “ррр”, кот не испугался, но попятился назад.
- Собака скулящая. Где-то жалобно скулила собака “ууу”, навевая тоску.
Здесь звукоподражательные слова передают оттенки и интонации по сути одного действия. Согласитесь, в каждом случае в воображении представляется совершенно разное животное с определенным набором эмоций.
Звукоподражание в литературе. Примеры:
Возьмем стихотворение В. Хлебникова (известного футуриста, увлекающегося словотворчеством) «Море»:
Волны скачут лата-тах! Волны скачут а-ца-ца!
«Лата-тах» и «а-ца-ца» — это, по мнению автора, те самые звуки, с которыми «скачут» волны. Человеку в повседневной беседе употребить подобные звукоподражания показалось бы странным и неудобным, ведь его бы просто не поняли. Другое дело язык поэзии, ведь когда дело касается литературы, то на сцену выходит и понятие звукообразности. Оно тесно связано с звукоподражанием, но совсем не идентично ему. Разберемся и с этим термином.
Применение
Звуковое подражание широко используется во многих сферах жизни человека.
В педагогике
Подражание — один из методов постановки звуков у плохо говорящих детей.
На занятиях с логопедом такому ребенку предлагают покаркать как ворона (каррр) или пошипеть как змея (шшш). А также поучаствовать в играх с озвучиванием определенных действий: плюх-плюх (поросенок купается в луже), бу-бух (мишка свалился с дерева).
Подражание звукам животных и природы особенно полезно для малышей. Так они с удовольствием учатся и быстрее начинают говорить.
В художественной литературе
В литературных произведениях с помощью звукоподражания достигается эффект звукового присутствия. Словами с шипящими звуками можно воспроизвести шум или шорох. Пример: Слышался шепот дождя в шуршащей листве деревьев.
Также звукоподражательными словами можно передать эмоциональный фон описываемой сцены, выразить состояние героя и действующих лиц, ощущения от происходящих действий.
Музыканты прибежали, В барабаны застучали, Бом! Бом! Бом! Бом! Пляшет муха с комаром. А за нею клоп, клоп Сапогами топ-топ.
К. Чуковский
Звукоподражание дарит ощущение праздника, плясок, веселья! Не правда ли, зажигательно?
В фольклоре
Народные песенки, стишки, потешки, которые очень любит детвора, изобилуют звукоподражательными словами.
Пример: Пиф-паф! Ой-ой-ой! Убегает зайчик мой.
А вот еще:
А совища из лесища Глазами-то: хлоп-хлоп! А козлище из хлевища Ногами-то: топ-топ!
Звукоподражание помогает образному восприятию и поэтому так нравится детям.
В разговорной лексике
В повседневной речи звукоподражательные слова усиливают передаваемые эмоции, придают экспрессию разговору:
- Твое треньканье мне надоело!
- Я позвонил, в ответ — ни гу-гу.
В рекламе
Звуковое подражание расширяет восприятие, цепляет внимание, привлекая потенциального покупателя. А, главное, очень хорошо запоминается: Кубики бульонные — буль-буль.
Как помочь ребенку?
Ниже даны советы и рекомендации родителям, касающиеся учебного материала, который дети обычно изучают в школе, а также некоторые идеи по поводу того, как помочь ребенку, если он испытывает трудности.
Делайте это непринужденно
Помните, что цель фонетики — помочь ребенку научиться читать как можно быстрее так, чтобы он мог свободно читать все, что ему нравится! Никто не хочет, чтобы чтение превратилось в рутину, поэтому обучение должно носить характер игры, заинтересованности и вовлеченности.
На какой бы стадии обучения ни находился ребенок, не забывайте:
- Фонетические уроки должны быть короткими и целенаправленными. Старайтесь останавливаться до того, как ребенку домашний урок надоест! Как правило, это должно быть не более 10 минут.
- Сделайте процесс обучения как можно более веселей для ребенка, в игрофой форме.
- Выберите такое время для занятий, когда ребенок еще не устал, и найдите тихое место, где его не будет отвлекать телевизор или шумные братья и сестры.
- Даже тогда, когда ваш ребенок уже научился читать самостоятельно, продолжайте читать ему книги вслух! В этот период важны сказки и рассказы, качественная научно-популярная литература, а также приятное тихое времяпрепровождение с обсуждением прочитанного!
- Если вы обеспокоены неважными успехами вашего ребенка, зайдите на https://zvukibukvy.ru/, где представлен фонетический разбор слов во всем его многообразии, или поговорите с учителем. Расскажите о своих опасениях и попросите совета. Это часто помогает и может стать отличным источником новых идей для поддержки ребенка!