Как использовать таблицы Шульте для развития внимания младших школьников?


Развитие и обучение детей от 2 до 11 лет в игровой форме

Начните заниматься прямо сейчас

Начать заниматься

Таблицы Шульте — это очень распространенный метод диагностики внимания, его устойчивости, объёма и распределения между объектами. Также эти таблицы используют для тренировки периферического зрения. Благодаря увеличению поля зрения и умению распределять внимание дети осваивают навык быстрого чтения.

Что такое таблицы Шульте?

Это квадратная таблица, в которой хаотичным образом расставлены цифры. Таблица Шульте может иметь разное количество строк и столбцов: например, 3х3, 4х4, 5х5, 6х6 и т.д. Чем она больше, тем выше уровень сложности.

Изначально таблицы имели размер 5х5 и были с чёрно-белыми цифрами на белом фоне. Однако современные специалисты используют различные уровни сложности таблиц и заданий с ними.

Курсы для развития скорочтения и тренировки мозга

Вы бы хотели очень быстро прочитывать интересные Вам книги, статьи, рассылки и т.д? Если Ваш ответ «да», то наш курс поможет Вам развить скорочтение и синхронизировать оба полушария головного мозга.

При синхронизированной, совместной работе обеих полушарий, мозг начинает работать в разы быстрее, что открывает намного больше возможностей. Внимание, концентрация, скорость восприятия усиливаются многократно! Используя техники скорочтения из нашего курса вы сможете:

  1. Научиться быстро читать
  2. Улучшить внимание и концентрацию, так как при быстром чтении они важны
  3. Легко прочитывать в день одну книгу
  4. Быстрее и внимательнее работать

Записаться на курсБесплатный урок

Секреты фитнеса мозга, тренируем память, внимание, мышление, счет

Если вы хотите разогнать свой мозг, улучшить его работу, подкачать память, внимание, концентрацию, развить больше креативности, выполнять увлекательные упражнения, тренироваться в игровой форме и решать интересные задачки, тогда записывайтесь. 30 дней мощного фитнеса мозга Вам гарантированы.

Записаться на курсПодробнее

Супер-память за 30 дней

Как только запишитесь на этот курс — для Вас начнется мощный 30-дневный тренинг развития супер-памяти и прокачки мозга.

В течение 30 дней после подписки Вы будете получать интересные упражнения и развивающие игры на свою почту, которые сможете применять в своей жизни.

Мы будем учиться запоминать все, что может потребоваться в работе или личной жизни: учиться запоминать тексты, последовательность слов, цифры, изображения, события, которые произошли в течение дня, недели, месяца и даже карты дорог.

Записаться на курсПодробнее

Как улучшить память и развить внимание

Бесплатное практическое занятие от advance.

Записаться бесплатноПодробнее

Ускоряем устный счет, НЕ ментальная арифметика

Секретные и популярные приемы и лайфхаки, подойдет даже ребенку. Из курса вы не просто узнаете десятки приемов для упрощенного и быстрого вычитания, сложения, умножения, деления, расчета процентов, но и отработаете их в специальных заданиях и развивающих играх! Устный счет тоже требует много внимания и концентрации, которые активно тренируются при решении интересных задач.

Записаться на курсПодробнее

Деньги и мышление миллионера

Почему бывают проблемы с деньгами? В этом курсе мы подробно ответим на этот вопрос, заглянем вглубь проблемы, рассмотрим наши взаимоотношения с деньгами с психологической, экономической и эмоциональных точек зрения. Из курса Вы узнаете, что нужно делать, чтобы решить все свои финансовые проблемы, начать копить деньги и в дальнейшем инвестировать их.

Записаться на курсПодробнее

Методика работы с таблицами Шульте

Чтобы выполнение заданий по таблицам приносило желаемый результат, нужно соблюдать несколько условий:

  1. искать числа нужно беззвучным способом, не проговаривая их вслух, а про себя (это сложно, но возможно);
  2. находить числа нужно последовательно — от 1 до последнего числа;
  3. найденное число фиксировать взглядом.

Секрет выполнения этого упражнения в том, что нужно не двигать глазами по таблице, а фокусировать взгляд в её центре так, чтобы периферийным зрением видеть все ячейки. Для этого необходимо соблюдать оптимальное расстояние от глаз до таблицы, это приблизительно 30-35 см. Именно на таком расстоянии мы смотрим в книгу или монитор. Таким способом находя последовательно все объекты, вы сможете достичь максимального эффекта от работы с таблицами Шульте. Регулярные тренировки и постепенное увеличение размера таблиц помогут расширить поле зрения, а значит улучшить навык скорочтения вашего ребёнка.

Суть методики

Таблицы, разработанные немецким психиатром Вальтером Шульте в середине ХХ века, представляют собой набор из карточек с изображёнными вразброс цифрами. Задача испытуемого – назвать все элементы в правильном порядке, показав на них указкой или, если удобно, зачеркнув карандашом. Традиционный вариант стимульного материала представляет собой 5 таблиц 60 х 60 см, выполненных на плотной бумаге. Каждый лист должен быть поделён на 25 квадратов со вписанными в них числами от 1 до 25.

Диагностика помогает исследовать:

  • устойчивость внимания;
  • эффективность самостоятельной работы;
  • психическую устойчивость;
  • скорость ориентировочно-поисковых движений взгляда;
  • объём внимания.

Методика направлена на тренировку и расширение периферического зрения. Это имеет ключевое значение для скорости чтения, так как позволяет сократить время, затрачиваемое на поиск определённых информационных частей текста. То есть таблицы не только выполняют диагностическую функцию, но и служат тренажёром скорочтения.

При тестировании используется несколько таблиц подряд

Для младших школьников регулярные тренировки на таблицах помогают:

  • быстрее и прочнее усваивать новый материал;
  • научиться критически оценивать полученные знания;
  • эффективнее запоминать информацию;
  • концентрировать внимание на конкретном действии.

Основатель социальной сети «ВКонтакте» Павел Дуров однажды сказал: «Наше внимание — наш самый ценный ресурс».

Благодаря тому, что для выполнения заданий не нужно выполнять математические операции, результаты теста получаются максимально объективными.

С позиции учителя этот метод обладает ещё одним существенным преимуществом перед другими видами диагностических тестов, а именно: на обработку каждой таблицы уходит всего около минуты.

Тренировки по таблицам Шульте

Суть тренировки заключается в максимально быстром нахождение последовательных чисел. Для этого ребёнку дается четкая инструкция, что ему нужно сделать, а затем засекается время. При регулярных занятиях по таблицам постарайтесь записывать дату и время, за которое малыш выполнил задание. Это необходимо для оценки динамики и эффективности занятий. Кстати, числа могут быть заменены буквами, рисунками или другими объектами, которые имеют последовательность.

Для чего нужно уметь быстро читать

В любой области интеллектуальной деятельности приходится много читать. Чем шире поле нашего зрения, тем больше информации «за одну фиксксацию взглядом» мы можем выхватить из текста. Ребёнок читает по слогам не только из-за того, что его так научили. Одна из причин как раз в узком угле зрения — ребёнку трудно увидеть слово целиком.

Для того чтобы натренировать качество — читать словосочетаниями и фразами используются таблицы Шульте online.

Сделайте себе закладку на эту страницу, чтобы один-два раза в день тренироваться простыми компьютерными упражнениями. Вы потеряете всего 3-5 минут в день, но получите интересный результат: уже через неделю-полторы станет ясно, что поле зрения увеличилось.

Варианты упражнения с таблицами Шульте

Простой вариант

Ребёнку показывают таблицу и говорят: “На этой таблице числа расположены не по порядку”. Затем таблицу накрывают листом или переворачивают и предлагают малышу продолжить: “Тебе нужно находить глазами все числа по порядку. Называть вслух их не надо. Постарайся сделать это как можно быстрее”. Затем переворачивают таблицу и включают секундомер.

Обратный порядок

Взрослый показывает ребёнку таблицу в течение 10 секунд и закрывает её. Затем дает малышу такую инструкцию: “Показывай и называй числа в обратном порядке по убыванию. Начали!”, и сразу засекает время.

Чётные-нечётные

Для младших школьников можно придумать задания посложнее. Например, сначала ребёнка просят найти и назвать чётные числа по порядку, затем нечётные. Можно усложнить задание и попросите показывать и называть чётные или нечётные в обратном порядке.

По очереди

Вместе с малышом по очереди называйте и показывайте числа в таблице Шульте в прямом или обратном порядке. Можно усложнить тренировку: например, взрослый называет числа только по возрастанию, а ребёнок — по убыванию.

Интерпретация результатов теста

Главное, при трактовке полученных результатов необходимо учитывать время, затраченное на выполнение теста, и количество допущенных ошибок. Даже не обладая специальными знаниями, любой родитель поймет, чем дольше ребенок будет выполнять задание и чем больше допустит ошибок при нахождении чисел, тем хуже полученные результаты. Тем более интенсивной следует сделать работу на тренажерах. И, наоборот, быстрое и безошибочное решение теста – хороший знак того, что младший школьник положительно прошел тестирование.

Для родителя важно знать, как правильно интерпретировать результаты обследования. В методике разработан специальный инструментарий, который поможет это сделать. К нему относятся средние показатели: формула расчета эффективности работы ЭР и формула врабатываемости (включенности в тест) Вр.

ЭР (в секундах) = (т1 + т2 + т3 + т4 + т5) / 5

т1…т5 ‒ количество времени на очередную карточку;

5 ‒ количество используемых таблиц.

Важно: в расчет берется общее время (в секундах), потраченное на работу со всеми таблицами.

Оценка эффективности работы ЭР соотносится с возрастом ребенка, измеряется в баллах, высокий балл – хороший результат, низкий балл – плохой результат:

возраст5 баллов4 балла3 балла2 балла1 балл
6 летот 60 до 5661-7071-8081-90больше 90
7 летот 55 до 5156-6566-7576-85больше 86
8 летот 50 до 4651-6061-7071-80больше 81
9 летот 46 до 4146-5556-6566-75больше 76
10 летот 40 до 3641-5051-6061-70больше 71

Высота уровня врабатываемости находится при помощи формулы:

Вр = т1 / ЭР

Важно: рассчитывается время именно по первой таблице.

Для того чтобы определить получившийся уровень Вр ребенка, надо рассмотреть показатель:

  • если он меньше единицы – уровень высокий,
  • больше единицы – уровень низкий, то есть младшему школьнику трудно будет включаться в работу.

Кроме указанных показателей, можно также рассмотреть устойчивость, способность школьника сконцентрироваться на задаче — ПУ, которая рассчитывается по формуле:

ПУ = т4 / ЭР

Важно: за отсчет берется время четвертой таблицы (т4). Показатель, характеризующий школьника с сильной устойчивостью психики, должен быть меньше единицы. Значительные данные говорят о низкой способности концентрировать свое внимание на поставленной задаче.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]