Свойства публичного выступления
Различные ораторские навыки вырабатываются в процессе соответствующих занятий, тренингов, а их проявлением является публичное выступление, которое имеет следующие основные свойства:
1) особая структура речи, соотношение языковых и неязыковых (мимика, жесты) средств убеждения аудитории;
2) направленность выступления на получение ответной реакции от слушателей, поскольку его целью является не простое донесение информации, а убеждение;
3) эффективность, зависящая от психологического настроя и состояния выступающего, его авторитета в глазах публики.
Что такое красноречие?
Определение этого термина подчеркивает две главные составляющие — искусство украшения речи и искусство убеждать.
Украшают речь хорошая дикция, приятный тембр голоса, нужный темп, живая интонация, богатый словарный запас, грамотное и выразительное изложение. Без умения говорить красиво вряд ли получится убедить кого-либо в чем-либо.
И наоборот. Бессодержательная, непонятная, сумбурная, полная безосновательных аргументов и фактов, не имеющая четкой структуры речь неубедительна. Но если ее подать красиво, то внешне эффектная и многословная она послужит примером не красноречия, а краснобайства.
Виды ораторской речи
В риторике выделяются виды ораторских выступлений, которые нужно знать для того, чтобы успешно выступать в каждой конкретной ситуации.
Поскольку ораторское искусство зародилось еще в Древней Греции, имеются устаревшие роды и виды ораторского искусства, которые на сегодняшний день утратили своё значение.
Современная классификация сводится к следующему:
1) Социально-политическое ораторское искусство предусматривает такие формы выражения, как доклад на какие-либо экономические, социально-политические темы, дипломатическую и политическую речь, агитаторскую и митинговую речь, военно-патриотическую речь, а также политическое обозрение.
2) Академическое ораторское искусство отличается наличием специальной терминологии, строгого стиля речи, аргументированностью, логич ностью, то есть представляет собой научную речь. В данном виде представлены такие жанры ораторского искусства как научный доклад, лекция, сообщение, обзор.
3) Судебное ораторское искусство встречается в различных судебных процессах и отличается аргументированностью, объективностью, доказательностью, иногда имеет оценочный характер. Этот вид включает следующие жанры ораторской речи: обвинительная речь, защитная речь.
4) Социально-бытовое ораторское искусство имеет несколько основных форм, причём ораторские приемы, используемые в данном виде красноречия, отражают определённые общественные, родственные, семейные отношения. Наиболее распространенные роды и виды ораторской речи данного вида — это юбилейная, поздравительная, похвальная речь, тосты, поминальная, надгробная речь;
5) Богословско-церковное ораторское искусство представляют ораторские жанры проповеди и других церковных речей. Этот вид также имеет собственные особенности, выраженные в отсутствии аргументированности, логичности и доказательности, причём само содержание речи не предполагает необходимости наличия в ней перечисленных свойств, аудитория также не ждёт появления каких-либо аргументов.
В качестве специальной разновидности выделяются диалогические формы ораторского искусства, которые выражаются в дискуссии, диалоге и полемике. Они также обладают определёнными особенностями, связанными с необходимостью воздействия на единственного собеседника или нескольких участников беседы.
В частности, существенно снижается роль эмоциональных, психологических приёмов, повышается значение аргументированности, поскольку отсутствует толпа.
Общая и частная риторика
Повествовательные сочинения имеют своим предметом события из жизни человеческой в их начале, постепенном развитии и окончании. Чтобы изложить действительно случившиеся события, повествователь должен предварительно собрать достаточный запас фактов и вообще исторических сведений, относящихся к этим событиям. Факты, составляющие материал повествования, обыкновенно почерпаются из источников. Эти источники суть: хроника, летопись, исторические записки и другие повествования других лиц о событиях. Собрав достаточный запас фактов, писатель приступает к обработке своего материала; он исследует ближайшие и отдельные причины событий, вникает в характеры действующих лиц, в их цели и стремления, старается раскрыть внутренний смысл и значение фактов. Такая предварительная разработка материала даёт ему возможность привести все разнообразные факты в стройное целое, и вообще изложить события ясно и отчёливо.
Располагать повествование должно по порядку времени, т. е., упоминая сперва обстоятельства предшествовавшие, потом последующие и так далее, а заключать полным окончанием события. Главным правилом здесь должно быть соблюдение строгой постепенности в переходе от одного обстоятельства к другому, не смешивая их вместе и не теряя из виду целого события.
Слог повествовательных сочинений условливается характером положения. Если цель писателя есть только простое, верное изложение событий, то от слога требуется простота и благородство. Если же цель писателя – воспроизвести как можно живей и наглядней известную эпоху с её событиями и лицами, то и слогу прилична живость и наглядность.
Главные виды повествовательных сочинений суть: летопись или хроника, исторические записки, история, биография с её видами автобиографией и некрологом.
История
, в обширном смысле, есть изложение минувшей жизни человечества. Она рассматривает все разнообразные явления этой жизни в их постепенном развитии в различные времена и у разных народов. Политическая жизнь народа, их религия, гражданственность, промышленность, наука, искусство, литература и прочее, входят в её область и составляют предмет её исследований; поэтому история, смотря по предмету, распадается на множество отдельных видов, например: история политической жизни народов, история религии, история гражданственности, история промышленности, история наук, искусств, литературы и прочее. Но, в теснейшем смысле, под именем истории разумеют повествование о минувшей политической жизни народов.
История разделяется:
1) по времени: на древнюю, среднюю и новую;
2) по объёму: на всеобщую, которая излагает судьбу всех народов, когда-либо действовавших или действующих на поприще политического мира; и частную, в которой излагается жизнь одного народа, или одно замечательное событие.
История, как повествование о минувших событиях, берёт своё начало от летописей, но отличается от них приятным, занимательным рассказом и стройным соединением фактов в одно целое. Повествовательная история становится художественною, если она живо и наглядно воспроизводит минувшую эпоху с её событиями и лицами. В истинно художественном повествовании, историк не вдаётся в отвлечённые рассуждения и толкования фактов, но выводит пред читателями ряд лиц, действий и событий, и изображает их как живую действительность. Изящное повествование, увлекая воображение, переносит читателя в эпоху, знакомит его с образом мыслей, страстями и нравами того времени. Одно из величайших достоинств истории как повествования, есть художественное произведение характеров. Искусство историка заключается здесь в анализе и описании характеров, и в умении изображать их посредством их стремления и действий.
Летопись
или
хроника
есть простое, безыскусственное изложение событий политического, гражданского и церковного мира в хронологическом порядке, по годам и числам. – Оно не раскрывает внутренней связи событий, и не редко, к достоважным фактам примешивает народные предания. Вообще летопись – простейшая, первоначальная форма истории. Примерами летописи могут служить: сказание первого русского летописца
Нестора
, монаха Киево-Печерского монастыря, жившего в XI-м столетии. Из продолжателей Несторовой летописи известны имена
Василия
и
Сильверста
.
Из многих стихов той летописи, древнейшая называется Лаврентьевской 1377 года. После сказания Нестора встречаются летописи: Киевская
(до нашествия монголов);
Новгородская, Псковская
(до XV столетия);
Западно-Русская
,
Малороссийская
(с XIV до XVII века) и
Восточно-Русская
, повествующая о событиях в княжествах: Владимирском, Суздальском, Рязанском, Тверском и, впоследствии, в Московском государстве. Эти последние летописи обнимают время от XIII века до начала XVIII века; в XVI столетии они составлялись официально при Московском дворе. Из числа отдельных сказаний о важных событиях в отечестве нашем, замечательно в XVII столетии
сказание Авраамия Палицина об осаде Троицко-СергиевскойЛавры.
Исторические записки
илимемуары
заключают в себе сведения о происшествиях, сообщённые очевидцами и современниками, и состоящие в рассказах, анекдотах, заметках и проч.
Большая часть исторических записок принадлежит государственным лицам, принимавшим деятельное участие в событиях политического мира. Исторические записки драгоценны в том отношении, что историк может извлечь много любопытных подробностей для характеристики лиц и событий. Кроме того, они не редко раскрывают сокровенные пружины случившегося. Историческими записками богата Западная Европа, особенно Франция, где они появились уже в XIII веке и идут до нашего времени. В нашей исторической литературе можно указать на записки Амвросия Палицина
(об осаде Троицкого монастыря),
ГрафаМатвеева
(о стрелецком бунте),
Желобутского
(от 1682 по 1769 годы),
Крекшина
(о делах и походах Петра),
Храповицкого
(об императрице Екатерине 2-й),
Порошина
(об императоре Павле Петровиче),
Шишкова
(о войне 1812 года).
–
Биография
есть историческое сочинение, описывающее жизнь одного какого-нибудь человека замечательного своими подвигами на поприще военном гражданском, духовном, учёном или литературном.
Задача биографии состоит в том, чтобы представить жизнь человека в точности, в полноте, в последовательном успехе его трудов и подвигов, со стороны занимательной и важной, и притом так, чтобы во всех переменах его судьбы открывался его постоянный характер, его величие или заслуга на пользу отечества.
Принадлежности биографии
. Излагая жизнь какого-нибудь знаменитого человека, должно: во 1-х, представить все замечательные события её, начиная с важнейшей эпохи в хронологическом порядке; во 2-х, показать от чего происходили события и перемены в его судьбе, какие имели последствия, какова была цель его действий, что способствовало и что препятствовало её достижению; в 3-х, раскрыть нравственное достоинство описываемого лица, оценить все его поступки и произведения его трудов, если он был писатель, учёный или художник, или отличился на военном, гражданском или духовном поприще.
Из этого видно, что биография имеет те же самые правила, как и история; она не должна состоять в сухом исчислении разных мелочных обстоятельств жизни, как-то: годов рождения, вступление в службу, смерти и т. п., но представлять важнейшие события в прагматической связи – живо, увлекательно и поучительно.
Материалами к составлению биографий могут служить: автобиография, некрологи, анекдоты и мемуары
.
Автобиографией
называется сочинение, в котором излагается самим писателем жизнь его.
Некролог
– краткое известие о жизни и заслугах какого-нибудь лица, написанное вскоре после его смерти; от биографии он отличается тем, что не излагает всех событий жизни описываемого лица и не изображает всех свойств его характера, но ограничивается только указанием важнейших его занятий, рода жизни и проч.
Анекдот
состоит в кратком рассказе о каком-нибудь случае, в котором выражаются характеристические черты нравов известного лица, его замечательные поступки, изречения и проч.
Образцами изящного повествования служат: у греков Геродот;
у римлян
ТитЛивий
; у французов
Брант
(в истории Бургундских герцогов),
Август-Тьери
(в истории завоевания Англии норманами); у англичан
Робертсон
(его история Шотландии в царствование Марии Стюарт и Иакова II, и его история Карла V),
Юм
(его история Англии); у немцев
Ронко
(его история Пап).
В царствование Екатерины 2-й в особенности занимались отечественной историей, отыскивали, исследовали древние исторические памятники, летописи, записки, грамоты; и тогда князь Щербатов
написал
подробную российскуюисторию
, доведённую до Михаила Феодоровича, но тяжёлым слогом и с большими погрешностями.
Шлецер
, немецкий профессор, член Академии наук, занимался учёною критическою обработкою Русской истории; он же перевёл Нестора на немецкий язык.
Голиков
написал
Деяния Петра Великого
и
дополнения к ним
. Наконец, в настоящем столетии. «История государства Российского» – Карамзина, доведённая до начала XVII столетия, может служить первым примером прагматического художественного сочинения. В военной истории отличается такими достоинствами сочинение
Михайловского-Данилевского
, описавшего отечественную войну 1812 года.
Черная риторика — игра без правил
Одним из самых популярных пособий по риторике в современном мире стала книга специалиста по консалтингу Карстена Бредермайера «Черная риторика: власть и магия слова», уже многократно переизданная.
«Чтобы быть ясным, оратор должен быть откровенным» (Василий Ключевский)
Что такое черная риторика? Сам автор сравнивает речь, построенную по этим правилам, с «вербальными минами, сдобренными мышьяком». Более скромное определение черной риторики таково: это манипуляция всеми доступными приемами (диалектикой — искусством ведения диалога, эристикой — методикой ведения спора) для того, чтобы беседа постоянно сворачивала в удобное нам русло, чтобы мы могли «выбить из седла» оппонента, привести спор к нужному нам результату.
Можно все! Демагогические приемы, манипуляция, передергивание — ну и, конечно, эмоции, откровенный блеф и подколки. Конечно, при помощи подобных приемов удобнее маскировать свою несостоятельность как оратора, но, по мнению адептов черной риторики, она вовсе не означает возможность обойтись только запрещенными приемами. Напротив, чем более вы подкованы в обсуждаемом вопросе, чем более подготовлено ваше выступление, тем действеннее будут описанные Бредермайером хитрости.
Автор считает, что сами по себе риторические приемы, как бы сомнительно они ни выглядели, не могут нести положительного или отрицательного посыла—все зависит только от того, какую цель вы перед собой ставите как оратор. Играй на эмоциях, выводи оппонента из равновесия, поступай в споре так, как он не ожидает!—вот лишь часть арсенала тех, кто задался целью использовать в общении методы черной риторики. Отчасти (как вы уже, вероятно, заметили) у этого направления есть что-то общее с софистами античной Греции.
Какие основные правила можно выделить?
- Свои мысли нужно выражать ясно, кратко, метко и образно.
- Необходимо четко выделить в своей речи главное и второстепенное, основные положения вашего выступления.
- Обязательно выделить главную мысль, которая аккумулирует в себе практически всю суть речи.
- Постоянно повторять основную мысль, она должна «отложиться у слушателей на подкорке».
- Преподносите слушателям контрасты: «Сейчас или никогда!», «Третьего не дано!»
Это усиливает эмоциональность и отвлекает от попыток критично мыслить: в случае с черной риторикой лучше не давать слушателю такой возможности.
- Стирайте границу между ложью и правдой, переворачивайте информацию так, как вам удобно. Даже если этот прием будет разоблачен, внимание вы привлечете. Пример из области желтой прессы: газета выходит с аршинным заголовком «Известнейший актер N, любимец публики, трагически погиб, застреленный любовником жены!». А в статье рассказывается о том, что просто N в очередном спектакле играет роль обманутого мужа…
- Высказывания должны быть адресными. Обращайтесь к публике доверительно, старайтесь задеть ее за живое, пробудить личные воспоминания и эмоции. Обязательно «ткните в мягкое место» и своего оппонента: это заставит его нервничать и собьет с мысли.
Примеры черной риторики Обвинение: «Ну о том, что в этой фирме работают нечистые на руку люди, мы все хорошо знаем».
Оскорбление «от третьего лица»: «Если бы я был вашим начальником, вы бы ответили за свою глупость!»
Изысканная вежливость в сочетании с уничижением: «Иван Иванович, я очень прошу вас простить меня, но на планерке вы несли такую околесицу».
Предложение выбора, при котором любой вариант представит оппонента нелицеприятно: «Вы проспали на работу, потому что опять перебрали в клубе или вам просто наплевать на наше общее дело?» (Можно вспомнить известное «Вы перестали пить по утрам коньяк? Да или нет?»)
Подчеркивание своего высокого положения с одновременным обесцениванием: «Ну что ж, выберем полчаса для того, чтобы посмотреть, чему нас научит вчерашняя школьница…»
Вот такая она, черная риторика. Использовать ли такие приемы — ваше личное дело. Это вопрос скорее морали, чем профессионализма (хотя никто не спорит, что черная риторика иногда весьма действенна). Мастеров, сделавших себе имя в области подобного красноречия, побаиваются, но уважают ли? Кроме того, довольно трудно нащупать ту грань, где заканчиваются подколки (пусть и обидные) и начинаются оскорбления и клевета, за которые вполне можно ответить по всей строгости закона.
Упражнения для развития красивой речи
- Выберите для занятия предмет кухонной утвари или домашней обстановки, например, шкаф, и попробуйте в течение 10 минут описывать его в художественном стиле, красивым литературным языком.
- Возьмите любой текст и замените в нем все глаголы синонимами, потом то же самое проделайте с существительными и прилагательными.
- Очень интересна словесная игра с составлением словосочетаний из слов с противоположным значением. Например, горячий снег, белая ночь, храбрый заяц.
- Загадайте слово и придумайте на каждую составляющую его букву отдельное слово. Например, зима — “Зоя Ищет Мой альбом”.
- Перескажите газетный очерк своими словами, добавьте собственное мнение о произошедшем, приправьте юмором, если это уместно.
- Возьмите себе за правило каждый день осваивать 5 или 10 новых слов.
Как видите, упражнения несложные, но регулярность — главное условие и залог результата.
Как развить красноречие?
Итак, учимся овладевать сердцем и умом собеседника. Красота речи — для сердца, убедительность — для ума.