Обновлено 23 июля 2022 283 Автор: Дмитрий Петров
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Сегодня мы расскажем о таком термине, как ТРОПЫ, которые активно используются в литературе.
Хотя в своей повседневной речи мы постоянно используем эти приемы, даже не подозревая об этом.
Например, когда хвалим золотые руки отца, боимся покупать кота в мешке или говорим, что ждали полдня, хотя на самом деле прошло лишь пятнадцать минут.
Тропы — средства выразительности речи
Что такое троп?
Лингвистический термин «троп» в переводе с греческого буквально значит «поворот». Им называют образный оборот речи, созданный художником слова, на основе переосмысления прямого значения слова и возникновения нового, переносного значения. В основе тропа лежит сопоставление двух явлений, схожих между собой какими-либо сторонами или признаками. Автор, используя признаки одного явления, характеризует с их помощью другой предмет, стремясь пояснить его и в то же время создать о нем у читателя яркое, образное представление.
Звенела музыка в саду Таким невыразимым горем Свежо и остро пахли морем На блюде устрицы во льду.
А. Ахматова. Вечером.
Определение
Дадим определение, что такое троп.
Определение
Троп — это образный оборот речи, в котором слово или выражение употребляется в переносном значении на основе сопоставления двух предметов или явлений, связанных друг с другом смысловыми отношениями.
Троп можно назвать формой поэтического мышления. Художник слова с легкостью манипулирует словами, создавая в художественной речи новые сочетания слов, которые в необычном соседстве друг с другом создают неожиданно яркий и зримый образ:
И короткую песню разлуки паровозные пели гудки (А. Ахматова. Реквием)
Поэтические стилистические фигуры
Список не заканчивается только на десяти примерах.
Все они могут использоваться в стихах с тем же успехом, что и в прозе, но некоторые обороты подходят именно для поэтики.
Кроме основных видов художественных средств в литературе, бывают стихотворные тропы и фигуры речи.
Таблица с примерами:
АЛЛИТЕРАЦИЯ | Повтор одинаковых согласных с целью придать стиху особую интонацию. «Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн. Близко буря. В берег бьется чуждый чарам черный челн…» (Бальмонт). |
АССОНАНС | Повтор одинаковых гласных в строфе или строке. «О несметно прекрасное солнце… Столь же несметно прекрасен закат!» |
АНАФОРА | Повтор начального слова, одной строки или фразы. «Ты и убогая, ты и обильная, ты и забитая, ты и всесильная, Матушка-Русь!» (Некрасов). |
ПАРАЛЛЕЛИЗМ | Одинаковое или похожее расположение словоформ с целью создать единый поэтический образ. «Вы, адмирал, покинете море. Вы, адмирал, погибнете с горя». |
РИФМА | Рифма тоже считается полноценным тропом, хотя и знакома даже детям. Созвучие последнего ударного слога в строке и называется рифмой. Она бывает перекрёстной, как в примере (чередуются первая и третья строки, вторая и четвёртая), или параллельная (первая рифмуется со второй, третья с четвёртой). «Солнце катится в закат, скоро новое родится, волны блики отразят, мир лучами озарится». |
Роль тропа в художественном произведении
Тропы служат не только для уточнения деталей, признаков и других характеристик явления. Они, как художественные средства, раскрывают особенности творческого мышления автора произведения, который с помощью различных тропов достигает образности картины окружающего мира. Чтобы наглядно пояснить это, вспомним, как в своих «Заметках об искусстве» художник Н. Жуков так писал о многообразии способов образно-художественного воплощения предмета или объекта действительности:
Как передать словами впечатление от очень толстого человека? Можно сказать, что он непомерно толст. Можно сказать иначе: он с трудом передвигался. Или: с трудом входил в дверь. Или ещё: был так толст, что напоминал шар. Можно определить толщину, сказав, что человек был низкого роста, он весил 130 кг. Существуют сотни способов определить комплекцию. Но вот как убедительно может быть передано ощущение полного тела через деталь: он был так толст, что щёки его были видны со спины. И сразу чувствуешь, как ординарны были предыдущие примеры и как меток глаз художника, ухвативший главное в образе человека, стоявшего перед ним.
Как видим, художественный троп (он был так толст, что щеки его были видны из-за спины) помог автору создать зримый и яркий образ. С его помощью лаконично передана сущность явления.
Использование тропов сообщает описываемому явлению то значение, новый оттенок смысла, который нужен в данной речевой ситуации автору, а также передает его личностную оценку явления.
Основные виды
СРАВНЕНИЕ | Фраза, где сравниваются (сопоставляются) несколько предметов, ситуаций, существ и так далее. Обязательным элементом являются сравнительные слова: «как», «будто», «словно», «точно» (в значении «словно»). «Весь как смятая постель»; «Плачет, как ребёнок». |
ЭПИТЕТ | Красочное оценочное определение с дополнительной характеристикой. «Бездонное небо»; «Жадное пламя». |
ГИПЕРБОЛА | Умышленное преувеличение в описании явлений. «На волнах отразилась тысяча солнц»; «Море задач». |
ЛИТОТА | Обратный эффект гиперболы: умышленное преуменьшение. «Мальчик с пальчик»; «Я песчинка в этом мире». |
МЕТАФОРА | Перенос характеристик одного предмета на другой по их схожести. Это скрытое сравнение, в котором не используются слова «как», «будто» и так далее. «Медведем шагает»; «Шатёр леса». |
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ | Намеренное перенесение свойств живого на неживое. «Часы бьют»; «Дождь идёт». |
ИРОНИЯ | Иносказание с лёгкой насмешкой с целью создать и передать сатирический образ. «Откуда, умная, бредёшь ты, голова? — лисица вопросила у осла». |
ИНВЕРСИЯ | Нарушение стандартной упорядоченности слов, усиливающее экспрессию речевого оборота. Наиболее характерно для фольклора. «Редеют звёзды на рассвете, и розовеет цветом он». |
ГРОТЕСК | Изображение предмета в комическом свете с помощью контрастов и преувеличений. Наиболее часто используется в фольклоре и при создании персонажей. Пример: Кощей Бессмертный. |
ОКСЮМОРОН | Разновидность антитезы (контраст). Парадоксальное словосочетание с противоречивым смыслом. «Живой труп»; «Пожар льда». |
Всё это способы игры с сознанием, воплощение образов, которыми человек привык воспринимать окружение, создание особой атмосферы. Образами называют обобщённое искажение действительности, пропущенное через авторский внутренний мир.
Виды тропов
В художественной речи используются следующие виды тропов:
Таблица
ТРОПЫ | ПРИМЕРЫ |
Эпитет — художественное определение, образно и эмоционально характеризующее описываемое явление, человека, предмет, события. | белые рученьки; красна девица; добрый молодец; ясный месяц; зорька алая; буйная головушка; горькая доля; трескучий мороз; чисто поле; добрый конь. |
Метафора — перенос названия с одного предмета или явления действительности на другой на основе их сходства в каком-либо отношении или по контрасту. | Пора золотая была, да сокрылась. (А.Кольцов) Луна будет улыбаться весь вечер. (А. Чехов) Прапорщики воткнулись глазами в царя. (А. Толстой) |
Метонимия — это перенос наименования с одного предмета или явления на другой на основе смежности. | фарфоровый кувшин — разолью кувшин; хрусталь — в шкафу хрусталь; купить спальню — войти в спальню. |
Синекдоха — это художественный троп, который создается переносом наименования предмета с его части на целое и наоборот. | Все флаги в гости будут к нам. (А.С. Пушкин) — Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину? (Н.В. Гоголь) Швед, русский колет, рубит, режет. (А.С. Пушкин) |
Аллегория — художественное представление идей (понятий) посредством конкретного художественного образа или диалога. | царство Морфея — сон; объятия Аида — смерть; форт Нокс — неприступность. |
Гипербола — образное выражение, состоящее в непомерном преувеличении размера, силы, значения изображаемого явления. | реки крови; вечно опаздываете; горы трупов; сто лет не виделись; напугать до смерти; сто раз говорила; миллион извинений; море пшеницы. |
Литота — троп, имеющий значение преуменьшения или нарочитого смягчения. | мальчик с пальчик; мужичок с ноготок; силы как у комара; маковой росинки во рту не было. |
Ирония — это употребление слова или оборота речи в противоположном значении. | люблю как собака палку; всю жизнь об этом мечтал! только об этом и думаю! кому нужна такая красота. |
Перифраза — семантически неделимое, иносказательное выражение, которое описывает содержание другого слова или сочетания слов. | голубая планета (Земля); чёрное золото (нефть); второй хлеб (картофель); король грибов (белый гриб); корабль пустыни (верблюд); стальное полотно (железная дорога); канцелярская крыса (чиновник); вечный город (Рим). |
Тропы — это…
Тропы – это обороты речи, в которых слова или целые словосочетания употребляются в переносном значении, сопоставляя различные предметы и явления, связанные с собой по смыслу. Служит для придания речи или тексту большей выразительности.
Само слово ТРОПЫ может ассоциироваться с названием каких-то маршрутов, по которым выстраиваются слова. Это выглядит красиво, но не верно.
На самом деле данный термин, как и многие в русском языке, пришел к нам из Древней Греции. И дословно слово «τρόπος» переводится как «оборот». В данном случае имеется в виду оборот речи.
Средства художественной выразительности
Изобразительно-выразительные средства в зависимости от используемых элементов русского языка делятся на три типа:
- фонетические, основанные на определённом подборе звуков речи;
- лексические, связанные со значением слова;
- синтаксические, опирающиеся на структуру синтаксических конструкций.
Все три типа, использованные в комплексе, повышают читабельность, увлекательность текста, полнее раскрывают авторский замысел, делают литературные произведения многоплановыми. Проникнуть в эту многоплановость, не упустить значение мелких деталей способен читатель, знакомый с применением выразительных средств, умеющий их распознать и понять их значение. Для незнакомого с аллегорическим выражением мысли басни останутся забавными рассказиками из жизни животных. Не уловивший градации пройдёт мимо нарастания эмоции автора или персонажа. Понявший метафору в прямом значении усомнится в реальности описываемого.
Грамотный читатель, умеющий не только складывать буквы в слова, но и понимать возможности художественного использования получаемых слов, становится соавтором писателя в создании образов.
Тропы и фигуры в произведениях русских поэтов и писателей
на русского солдата
Брат француз, британец брат,
Брат поляк и все подряд
С дружбой будто виноватой,
Но сердечною глядят»
(А.Т. Твардовский)
Здесь обобщенное наименование Европа употребляется вместо названий европейских народов; единственное число существительных солдат, брат француз и других выступает в значении множественного числа. Синекдоха усиливает экспрессию речи и придает ей глубокий обобщающий смысл.
1.4 Сравнение
Одним из самых распространённых приёмов выразительности является сравнение – троп, категория стилистики и поэтики, образное словесное выражение, в котором изображаемое явление уподобляется другому по какому-либо общему для них признаку с целью выявить в объекте сравнения новые важные свойства. Иными словами – это сопоставление (параллелизм) или противопоставление (отрицательный параллелизм) двух предметов по одному или нескольким признакам: «Твой ум глубок, что море. Твой дух высок, что горы» (В.Брюсов) или «Не ветер бушует над бором, не с гор побежали ручьи – Мороз-воевода дозором обходит владенья свои» (Н.Некрасов); «И как черная железная нога, побежала, поскакала кочерга (К.Чуковский) Вот ещё очень красивые сравнения: «Глаза, как небо, голубые; Листья желтые, как золотые…» (А.Твардовский); «Змейкой мчится по земле белая поземка…» (С. Маршак)
Сравнение придаёт описанию особую наглядность, изобразительность. Этот троп в отличие от остальных всегда двучленен – в нём называются оба сопоставляемых или противопоставляемых предмета. В сравнении выделяют три необходимо существующих элемента – предмет сравнения, образ сравнения и признак сходства. Например, в строке М.Ю.Лермонтова «Белей, чем горы снеговые, идут на запад облака…» предмет сравнения – облака, образ сравнения – горы снеговые, признак сходства – белизна облаков.
Сравнение может выполнять изобразительную («И кудри их белы, как утренний снег над славной главою кургана» – А.С.Пушкин), выразительную («Прекрасна, как ангел небесный»- М.Ю.Лермонтов) функции или совмещать их обе. Сравнение может быть выражено:
1. Сравнительным оборотом с союзами «как», «словно», «будто», «как будто», «точно», «тем…чем»: «Безумных лет угасшее веселье, мне тяжело как смутное похмелье» или «Но, как вино – печаль минувших дней в моей душе, чем старее, тем сильней» (А.Пушкин).
А вот ещё примеры: «Под ним Казбек, как грань алмаза, снегами вечными сиял» (М.Ю.Лермонтов); «Впрочем, это были скорее карикатуры, чем портреты» (Н.В.Гоголь)
2. Сравнительными оборотами без союза: «У меня ль молодца кудри – чесаный лён» (Н.Некрасов); «Заутра казнь, привычный пир народу» (А.С.Пушкин).
3. Существительным в форме творительного падежа: «Змейкой мчится по земле белая позёмка…» (С.Маршак); «Руки милой – пара лебедей – в золоте волос моих ныряют» (С.Есенин); «Я на неё вовсю глядел, как смотрят дети» (В.Высоцкий); «Звёзд этих в небе – как рыбы в прудах» (В.Высоцкий); «Я не парю – сижу орлом» (А.С. Пушкин).
Сравнения, которые указывают на несколько общих признаков в сопоставляемых предметах, называются развернутыми. В развернутое сравнение включаются два параллельных образа, в которых автор находит много общего. Художественный образ, используемый для развернутого сравнения, придает описанию особую выразительность: «Возникновение замысла, пожалуй, лучше всего объяснить путем сравнения…Замысел-это молния. Много дней накапливается над землей электричество. Когда атмосфера насыщена им до предела, белые кучевые облака превращаются в грозные грозовые тучи и в них из густого электрического настоя рождается первая искра – молния. Почти тотчас же вслед за молнией на землю обрушивается ливень… Для появления замысла, как и для появления молнии, нужен чаще всего ничтожный толчок… Если молния-замысел, то ливень – это воплощение замысла. Это стройные потоки образов и слов. Это книга» (К.Г. Паустовский)
Сравнение оформляется и как отдельное предложение, начинающееся, словом так и по смыслу связанное с предыдущими. Такие сравнения часто замыкают развернутые художественные описания, как, например, в «Бахчисарайском фонтане» А.С. Пушкина: «Журчит во мраморе вода и каплет хладными слезами, не умолкая никогда. Так плачет мать во дни печали о сыне, павшем на войне». Многие считают, что сравнение – доступный, лёгкий, но не самый глубокий способ описания. Когда трудно что-то описать, легче сравнить и тем самым показать достоинства и недостатки описываемого объекта или подчеркнуть определённые черты. Не берусь спорить, в силу своей некомпетентности, но, несомненно, то, что яркие, выразительные сравнения придают речи особую поэтичность.
1.5 Эпитет
Эпитеты художественно определяют предмет или действие и могут быть выражены полным и кратким прилагательным, существительным, наречием: «Брожу ли я вдоль улиц шумных, вхожу ль в многолюдный храм…» (А.С.Пушкин); «Она тревожна как листы, она, как гусли многострунна… (А.К.Толстой); «Неудержимо, неповторимо всё пролетело далече и мимо» (С.Есенин). А вот ещё замечательные примеры:
«Статные осины высоко лепечут над вами; Длинные, висячие ветки берез едва шевелятся, могучий дуб стоит… (И.С.Тургенев);
«Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка…» (М.Ю.Лермонтов); или «Сквозь волнистые туманы пробирается луна. На печальные поляны льет печально свет она» (А.С.Пушкин). Когда признак, выраженный эпитетом, как бы присоединяется к предмету, он обогащает его в смысловом и эмоциональном отношении. Это свойство эпитета и используется при создании художественного образа:
«Не люблю я, весна золотая,
Твой сплошной, чудно смешанный шум;
Ты ликуешь, на миг не смолкая,
Как дитя без заботы и дум…» (Н.Некрасов)
Возможны эпитеты, которые не только определяют предмет или подчёркивают какие-либо стороны, но и переносят на него с другого предмета или явления новое, дополнительное качество, такие эпитеты называют метафорическими:
«И мы тебя, поэт не разгадали,
Не поняли младенческой печали
В твоих как будто кованых стихах» (М.Ю.Лермонтов)
Эпитеты классифицируются следующим образом:
1.Изобразительные (наглядно рисуют предметы и действия, дают возможность увидеть их такими, как видит автор): «Толпа пестрошерстная быстрая кошка» (В.Маяковский); «Трава полна прозрачных слёз» (А.Блок)
2.Эмоциональные (передают чувства, настроение автора): «Вечер чёрные брови насопил»; «Заметался пожар голубой»; «Неуютная жидкая лунность» (С.Есенин); «И юный град вознёсся пышно, горделиво» (А.С.Пушкин)
3.Постоянные (характерны для устного народного творчества): «Добрый молодец»; «Лес дремучий»; «Мать сыра земля» и т.д.
1.6 Олицетворение
Олицетворение, или прозопопея – такое изображение неодушевлённых или абстрактных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ – даром речи, способностью мыслить и чувствовать. Олицетворение является особым видом метафоры. Рассмотрим примеры: «О чём ты воешь, ветр ночной, о чём так сетуешь безумно?» (Ф.Тютчев); «К ней прилегла в опочивальне её сиделка – тишина» (А.Блок); «И сердце готово к вершине бежать из груди» (В.Высоцкий); «Одни зарницы огневые, воспламеняясь чередой,…ведут беседу меж собой» (Ф.Тютчев); «Надежды вальс зовёт, звучит…и сердцу громко говорит» (Полонский).
Олицетворения подразделяют на общепризнанные, «языковые»: «тоска берёт», «время бежит», «часы идут» и творческие, индивидуально-авторские: «Качалась Невка у перил, вдруг барабан заговорил» (Заболоцкий). Нельзя представить поэтическую речь без использования этого приёма:
“Буря мглою небо кроет
Вихри снежные крутя,
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя” (А.С. Пушкин)
Олицетворение, пожалуй, самый выразительный из всех существующих тропов, это идеальный приём выразительности. «Я свистну, и ко мне послушно, робко вползёт окровавленное злодейство. И руку будет мне лизать, и в очи смотреть, в них знак моей читая воли…» (А.С.Пушкин) Может ли мысль быть выражена сильнее?
1.7 Перифраза (перифраз)
При обозначении того или иного лица или явления писатель вместо точного названия прибегает порой к описательному выражению. А.С. Пушкин в «Полтаве» вместо «Петр I» пишет: «герой Полтавы», в «Евгении Онегине» вместо «Байрона» говорит: «певца Гяура и Жуана». Лермонтов в стихотворении «Смерть поэта» вместо имени Пушкина употребляет выражение «невольник чести». Замена собственного имени или названия описательным выражением называется перифразом. Перифраза преследует те же цели, что и другие средства поэтического языка. В качестве примера остановимся на значении приведенных выше перифразов. В «Полтаве» Пушкин показал доблесть русского народа и отметил огромную роль Петра I в победе над шведами. В этом случае перифраз «герой Полтавы» указывает на тот признак Петра, который в данном контексте в особенности важен поэту: В «Евгении Онегине», раскрывая умонастроения и литературные симпатии героя романа, Пушкин показывает, что Онегин разочаровался в литературе, сделав, однако, исключение для Байрона. Выделяя тех героев английского поэта, которые были Онегину наиболее близки, Пушкин прибегает к перифразу – «певцу Гяура и Жуана». Лермонтову важно в стихотворении «Смерть поэта» подчеркнуть мотивы, заставившие Пушкина драться с Дантесом. Отсюда и закономерность перифраза «невольник чести».
А ещё перифраза – способ изложения, описывающий простой предмет посредством сложных оборотов. Например, опять же у А.С.Пушкина пример пародийной перифразы: «Юная питомица Талии и Мельпомены, щедро одаренная Аполлоном» (вместо молодая талантливая актриса).
1.8 Аллегория
Аллегория заключается в иносказательном изображении отвлечённого понятия при помощи конкретного, жизненного образа. В литературе аллегории появляются в средние века и своим происхождением обязаны древним обычаям, культурным традициям, фольклору. В обыденном понимании аллегория – это вещественное изображение невещественного понятия. Главный источник аллегорий – сказки о животных, в которых лиса есть аллегория хитрости, волк – злобы и жадности, баран – глупости, лев – мощи, змея – мудрости и т.д. Аллегории чаще всего используются в баснях, притчах, других юмористических и сатирических произведениях. д.р. Например, вспомним всем нам известную басню И.А. Крылова «Стрекоза и муравей»: здесь стрекоза – легкомысленный человек, не думающий о будущем; муравей – трудолюбивый, домовитый человек, заботящийся о своём благополучии. Аллегория позволяет лучше понять ту или иную идею писателя, вникнуть в суть высказывания, нагляднее представить ситуацию. Аллегории имеют разный срок жизни. Одни из них живут тысячелетия, а век других значительно короче:
«Вагоны шли привычной линией,
Подрагивали и скрипели;
Молчали желтые и синие;
В зеленых плакали и пели»
Эти строки Блока для нынешнего читателя требуют комментария. В дооктябрьскую эпоху вагоны первого и второго класса были выкрашены в желтый и синий, а вагоны третьего – зеленый цвет. В русской классической литературе аллегориями пользовались: М.Е. Салтыков-Щедрин, А.С.Грибоедов, Н.В. Гоголь, И.А.Крылов, В.В.Маяковские и д.р.
1.9 Гипербола
Гипербола – чрезмерное преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета, человека или явления. С помощью гипербол автор усиливает нужное впечатление или подчёркивает, что он прославляет или высмеивает. Например: «Во сне дворник сделался тяжёлым, как комод» (И.Ильф, Е.Петров). Из русских авторов к гиперболе склонен Н.В.Гоголь, Салтыков-Щедрин и особенно В.Маяковский («Я», «Наполеон», «150 000 000»). Возьмём пример из В.Маяковского:
«И будь я хоть негром преклонных годов, и то б без унынья и лени, я русский бы выучил только за то, что им разговаривал Ленин» или «В сто сорок солнц закат пылал…»
А вот примеры ещё примеры: «наметали стог выше тучи…», «вино лилось рекой» (И.Крылов); «Весь мир на ладони…» (В.Высоцкий); У Н.В. Гоголя: «Рот величиной в арку Главного штаба»; «Шаровары, шириной в Черное море». А другой его герой Иван Никифорович, носил «шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строениями» («Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»)
А как Вам такая красота слова:
«И полусонным стрелкам лень
Ворочаться на циферблате,
И дольше века длится день
И не кончается объятье» (Б.Л. Пастернак)
В поэтической речи гипербола часто переплетается с другими художественными средствами (метафоры, олицетворения, сравнения и др.) Например, у Пушкина:
«Да! если бы все слезы, кровь и пот,
Пролитые за всё, что здесь хранится,
Из недр земных все выступили вдруг,
То был бы вновь потоп — я захлебнулся б
В моих подвалах верных» («Скупой Рыцарь»).
Как уже было сказано, богат такими гиперболическими фигурами в нашей литературе стиль Гоголя: «Слышишь ли, как у ног твоих собрался весь мир и, потрясая копьями, слился в одно восклицание!» («Жизнь»); «Рубины уст ее, казалось, прикипали кровию к самому сердцу» («Вий»); целые описания и характеристики строятся у Гоголя гиперболически, например, Днепра, Украинской ночи, албанки Аннунциаты, Собакевича и др. Всюду здесь образ сохраняет свою «тропическую» природу, он не растворяется в гиперболе, а гипербола, так сказать, лишь окрашивает его.
1.10 Литота
Противоположный гиперболе стилистический приём – литота – намеренное преуменьшение малых размеров предмета речи: «Ниже тоненькой травиночки надо голову клонить…» (Н.Некрасов), а в поэме «Крестьянские дети» он использовал фольклорное выражение «мужичок с ноготок»:
«И шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведет под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах…а сам с ноготок!
или «Такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить»; «Талии никак не толще бутылочной шейки» (Н.В.Гоголь)
В комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Молчалин говорит: «Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка. Я гладил все его; как шелковая шерстка»
На литоте построено целое стихотворение А. Н. Плещеева «Мой Лизочек», положенное на музыку П. И. Чайковским:
«Мой Лизочек так уж мал,
Так уж мал,
Что из листика сирени
Сделал зонтик он для тени
И гулял.
Мой Лизочек так уж мал,
Так уж мал,
Что из крыльев комаришки
Сделал две себе манишки
И — в крахмал…»
1.11 Ирония
Ирония – троп, заключающийся в употреблении наименования или целого высказывания в косвенном смысле, прямо противоположном прямому, это перенос по контрасту, по полярности. Выражает насмешку или лукавство, иносказание, осмеиваться может как сущность предмета, так и его отдельные стороны: «Слуга влиятельных господ, с какой отвагой благородной громите речью вы свободной всех тех, кому зажали рот» (Ф.И.Тютчев)
Ирония есть поношение и противоречие под маской одобрения и согласия; явлению умышленно приписывают свойство, которого в нём заведомо быть не может: «Откуда умная, бредёшь ты голова» (спрашивает герой одной басни И.А.Крылова у осла).
Целиком на иронии построено полное горькой усмешки стихотворение Н.А. Некрасова «Калиcтрат», написанное в 1863 году:
«Надо мной певала матушка,
Колыбель мою качаючи:
«Будешь счастлив, Калистратушка!
Будешь жить ты припеваючи!»
И сбылось, по воле Божией,
Предсказанье моей матушки:
Нет богаче, нет пригожее,
Нет нарядней Калистратушки!
В ключевой воде купаюся,
Пятерней чешу волосыньки,
Урожаю дожидаюся
С непосеянной полосыньки!
А хозяйка занимается
На нагих детишек стиркою,
Пуще мужа наряжается –
Носит лапти с подковыркою!..»
Разнообразна ирония в русской литературе: «насмешливая критика» В.Г.Белинского, Н.А.Некрасова, М.Е.Салтыкова-Щедрина, Н.Г.Чернышевского (образ «проницательного читателя» в романе «Что делать?»), сливающаяся со стихией юмора у Н.В.Гоголя, пародийная у Козьмы Пруткова, романтическая у А.А.блока. Различные виды и оттенки иронии присущи произведениям В.В.Маяковского, М.М.Зощенко, М.А.Булгакова, Ю.К.Олеши, В.П.Катаева.
Фигуры
Фигуры – приёмы выразительности, приёмы стилистического синтаксиса которые реализуются в тексте, равном предложению или большем, чем предложение. Иногда фигуры понимаются шире: как любые обороты речи, отступающие от некоторой нормы разговорной «естественности», изменение «естественного» порядка слов (перестановка слов, пропуск необходимых или использование «лишних»). В настоящее время существует множество классификаций стилистических фигур, в основу которого положен тот или иной – количественный или качественный признак, мы рассмотрим одну из самых распространённых. Специалисты выделяют три группы фигур:
Фигуры, основанные на соотношении значений слов: антитеза, градация, инверсия, эллипсис.
2.Фигуры, основанные на повторе одинаковых элементов: анафора, эпифора, параллелизм, период.
3.Фигуры, основанные на выражении риторической адресованности к читателю или слушателю: обращение, вопрос, восклицание.
Если рассмотреть соотношение тропов и фигур, то можно сделать заключение, что фигуры – более сильные приёмы выразительности, чем тропы, потому что они часто дают возможность охватить текст целиком как единую структуру, построенную по определённому принципу.
2.1 Антитеза
Антитеза – приём, основанный на сопоставлении противоположных явлений и признаков. Антитеза широко представлена в пословицах и поговорках: «Велик телом, да мал делом», «На голове густо, да в голове пусто», «Ученье свет, а неученье тьма», «Не было бы счастья, да несчастье помогло», «Как аукнется, так и откликнется» и т.д. Для сравнения двух явлений могут использоваться антонимы – слова с противоположными значениями – на этом принципе построены многие строки из художественных, поэтических произведений. Можно привести массу примеров использование антитезы писателями и поэтами. Возьмём такой пример:
«Ты и убогая, ты и обильная,
Ты и могучая, ты и бессильная…» (Н.Некрасов) А вот строки Державина, который сумел достичь цели – сильнее подействовать на душу читателя быстрой сменой противоположных впечатлений:
«Где стол был яств, там гроб стоит;
Где пиршеств раздавались крики,
Надгробные там воют лики…
Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю,
Я царь – я раб, я червь – я Бог»
А вот ещё один пример, более сложный, но не менее интересно тут применена всё та же антитеза:
«Не отстать тебе. Я – острожник,
Ты конвойный. Судьба одна»
А вот, например, пролог к поэме А.Блока «Возмездие» целиком построен на противопоставлении антонимичных слов: начало-конец, ад-рай, свет-тьма, свято-грешно, жар-холод и др.:
«Жизнь – без начала и конца…
Познай где свет, – поймёшь где тьма.
Пускай же всё пройдёт неспешно
Что в мире свято, что в нём грешно,
Сквозь жар души, сквозь хлад ума…»
2.2 Градация
Градация – фигура речи, суть которой состоит в расположении нескольких перечисляемых в речи элементов (слов, словосочетаний, фраз) в порядке возрастания их значения («восходящая градация») или в порядке убывания значений («нисходящая градация»). Под «возрастанием», «убыванием» значений понимают степень экспрессивности (выразительности), эмоциональной силы, «напряжённости» выражения, слова, оборота или фразы. Пример восходящей градации: «Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид»; «Ни позвать, ни крикнуть, ни помочь» (М.Волошин). А вот пример нисходящей градации: «Все грани чувств, все грани правды стерты в мирах, в годах, в часах» (А.Белый); или такой:
«Присягаю ленинградским ранам,
Первым разорённым очагам:
Не сломлюсь, не дрогну, не устану,
Не крупицы не прощу врагам» (О.Берггольц).
Приведу ещё несколько примеров использования градации в своих произведениях писателями: «Она была там, во враждебном мире, который он не признавал, презирал, ненавидел» (Ю.Бондарев);
Как же всё-таки градация усиливает эмоциональное значение и прозы, и стиха! Кому не известны эти прекрасные строки поэта?!:
«Не жалею, не зову, не плачу,
Всё пройдёт, как с белых яблонь дым…» (С.Есенин)
Градация, как и антитеза, часто встречается в фольклоре, что свидетельствует об универсальности данных риторических фигур. Они делают речь лёгкой для восприятия, выразительной, запоминающейся.
2.3 Инверсия
Ценное средство выразительности – инверсия, т.е. изменение обычного порядка слов в предложении со смысловой и стилистической целью. Перестановка частей фразы придаёт речи своеобразный выразительный оттенок:
«Швейцара мимо он стрелой
Взлетел по мраморным ступеням…» (А.С.Пушкин)
Другими словами, инверсия проявляется в расположении слов в словосочетании или предложении в порядке, отличном от естественного. В русском языке естественным является, к примеру, порядок «подлежащее + сказуемое», «определение + определяемое слово» или «предлог + имя существительное в падежной форме», а неестественным – обратный порядок. Чтобы привлечь внимание читателя к тому или иному члену предложения, применяют самые различные перестановки, вплоть до вынесений в повествовательном предложении сказуемого в самое начало фразы, а подлежащего – в конец: «Как бы трудно ни было, сделать это должны мы…» (И.Тургенев).
Приведу ещё несколько примеров использования инверсии писателями и поэтами: «Опасна охота на медведя, страшен раненый зверь, да смела душа охотника, привычного к опасностям с детства» (А.Коптяева) – здесь имеет место инверсия главных членов.
«Вышел месяц ночью тёмной, одиноко глядит из чёрного облака на поля пустынные, на деревни дальние, на деревни ближние» (А.Неверов) – в этом отрывке инверсия согласованных определений. А вот в следующем примере инверсия дополнений: «Мы щуку с яиц согнали, мы Волгу толокном замесили» (М.Салтыков – Щедрин).
«Сначала очень была огорчена…» (А.С.Пушкин) – инверсия обстоятельства меры и степени.
А вот ещё: «Сметливость его и тонкость чутья меня поразили» (А.С.Пушкин); «Досадно было. Боя ждали» (М.Ю.Лермонтов); «Ослепительно – яркое вырвалось из печи пламя» (Ф.Гладков); «Все уговорились держать себя с нею при Степане Михайловиче ласково» (С.Аксаков); «Да, мы дружны были очень» (Л.Н.Толстой);
«Тут сгорел мой приятель со стыда» (И.Тургенев).
Благодаря всевозможным перестановкам, в предложении, даже состоящем из небольшого количества слов, зачастую можно создать несколько вариантов, и каждый из них будет иметь различные смысловые оттенки, т.к. необычная позиция отдельного слова влияет на его интонационное выделение и инверсионная конструкция будет звучать выразительно и боле веско.
2.4 Эллипсис
Эллипсис – фигура поэтического синтаксиса, основанная на пропуске одного из членов предложения, легко восстанавливаемого по смыслу (чаще всего сказуемого). Этим достигается динамичность и сжатость речи, передаётся напряжённая смена действий. Эллипсис – один из видов умолчания. В художественной речи передаёт взволнованность говорящего или напряжённость действия:
«Мы сёла – в пепел, грады – в прах,
В мечи – серпы и плуги…» (В.Жуковский)
Данный приём часто используется в эпических и драматических произведениях при построении диалогов персонажей: с его помощью авторы придают жизнеподобие сценам общения своих героев. Эллиптическая речь в художественном тексте производит впечатление достоверной, потому что в жизненной ситуации эллипсис является одним из основных средств композиции фраз: при обмене репликами он позволяет пропускать ранее прозвучавшие слова.
Между тем, использование эллипсиса как выразительного средства в речи художественной может быть мотивированно и установкой автора на психологизм повествования. Писатель, желая изобразить различные эмоции, психологические состояния своего героя, может от сцены к сцене менять его индивидуальный речевой стиль. Так в романе Ф.М. Достоевского «преступление и наказание» Раскольников часто изъясняется эллиптическими фразами. В его разговоре с кухаркой Настасьей эллипсисы служат дополнительным средством выражения его отчуждённого состояния:
– …Прежде, говоришь, детей учить ходил, а теперь пошто ничего не делаешь?
– Я делаю… – нехотя и сурово проговорил Раскольников
– Что делаешь?
– Работу…
– Какую работу?
– Думаю, – серьёзно отвечал он помолчав.
Здесь мы видим, что пропуск одних слов подчёркивает особую смысловую нагрузку оставшихся других.
Можно привести ещё несколько примеров использования эллипсиса в произведениях писателей: «Мужики – за топоры» (А.Толстой); «Во всех окнах – любопытные, на крышах – мальчики» (А.Толстой); «Шампанского!…» (А.П.Чехов); «Вместо хлеба – камень, вместо поучения – колотушки» (М.Салтыков – Щедрин)
2.5 Анафора
Нередко для усиления высказывания, придания речи динамичности, определённого ритма прибегают к такой фигуре, как повторы. Такие формы повтора бывают самые разнообразные. Анафора или «единочатие» – повтор слова или группы слов в начале нескольких стихов, строф или фраз:
«Клянусь я первым днём творенья,
Клянусь его последним днём,
Клянусь позором преступленья
И вечной правды торжеством…» (М.Ю.Лермонтов)
или такой пример:
«Это – круто налившийся свист,
Это – щёлканье сдавленных льдинок,
Это – ночь, леденящая лист,
Это – двух соловьёв поединок…» (Б.Пастернак)
Анафора бывает:
1) звуковой (повторение одних и тех же сочетаний звуков): «Грозой снесённые мосты, гроба с размытого кладбища…» (А.С.Пушкин);
2) морфемной (повторение одних и тех же морфем или частей сложных слов): «…Черноглазую девицу, черногривого коня!» (М.Лермонтов);
3) лексической (повторение одних и тех же слов): «Не напрасно дули ветры, не напрасно шла гроза…» (С.Есенин);
4) синтаксической (повторение одних и тех же синтаксических конструкций):
«Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь моим мечтам…» (А.С.Пушкин)
5) строфической (повторение одних и тех же элементов в начале строф). Пример строфической анафоры – стихотворение М.Ю.Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…»
Иногда повторяются несколько раз целые предложения в прозе, чтобы подчеркнуть, выделить, сделать более наглядной стержневую мысль, заключённую в них. И на всё той же анафоре и с той же целью может строиться целое стихотворение:
«Почему, как сидишь озарённой,
Над работой пробор наклонят,
Мне сдаётся, что круг благовонный
Все к тебе приближает меня?
Почему светлой речи значенья
Я с таким затрудненьем ищу?
Почему и простые реченья
Словно тёмную тайну шепчу?
Почему как горячее жало
Чуть заметно впивается в грудь?
Почему мне так воздуху мало,
Что хотел бы глубоко вздохнуть? (А.Фет)
2.6 Эпифора
В противовес анафоре, как бы в паре с ней, существует ещё одна фигура повтора, которая называется эпифора или «единоконцовка», повтор слова или группы слов в конце нескольких стихов, строф или фраз: «Фестончики, всё фестончики: пелеринка из фестончиков, на рукавах фестончики, эполетцы из фестончиков, внизу фестончики, везде фестончики…» или «Мне бы хотелось знать отчего я титулярный советник, почему именно титулярный советник?» (Н.В.Гоголь).
А вот пример использования эпифоры в поэзии:
«Милый друг, и в этом тихом доме
Лихорадка бьёт меня.
Не найти мне места в тихом доме
Возле мирного огня!» (А.Блок)
В чистом виде эпифора употребляется реже, чем анафора и она менее заметна в произведениях, однако нельзя говорить о том, что русские писатели и поэты её игнорировали. Известно, что эпифора очень полюбилась С.Есенину, вот лишь один пример из обилия его стихов, которые я перечитывала:
«Я обманывать себя не стану,
Залегла забота в сердце мглистом.
Отчего прослыл я шарлатаном?
Отчего прослыл я скандалистом?
И теперь уж я болеть не стану.
Прояснилась омуть в сердце мглистом.
Оттого прослыл я хулиганом,
Оттого прослыл я скандалистом»
2.7 Параллелизм
Следующая фигура называется параллелизм – тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, которые, соотносясь, создают единый образ; ну или если сказать немного иначе, то параллелизм – одинаковое синтаксическое построение соседних предложений, расположенных в них сходных членов предложения, например: «В каком году – рассчитывай, в какой земле – угадывай…» (Н.Некрасов) или «Твой ум глубок, что море. Твой дух высок, что горы» (В.Брюсов); «Спит животное Собака, дремлет птица Воробей» (Заболоцкий «Меркнут знаки зодиака…»); «Помедли, помедли вечерний день. Продлись, продлись очарованье…» («Последняя любовь» Тютчева); «Забором крался конокрад, загаром крылся виноград…» (Б.Л.Пастернак) А вот, я считаю, ещё один прекрасный пример использования параллелизма нашим любимым классиком, А.С.Пушкиным:
«В синем небе звёзды блещут,
В синем море волны хлещут
Бочка по морю плывёт,
Туча по небу идёт…»
Параллелизм особенно характерен для произведений устного народного творчества (былин, частушек, пословиц) и близких к ним по своим художественным особенностям литературных произведений («Песня про купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова, «Кому на Руси жить хорошо» Н.А.Некрасова, «Василий Тёркин» (А.Т.Твардовского).
Различают также параллелизм отрицательный, в котором, однако, отрицанием подчёркивается не различие, а совпадение основных признаков сопоставляемых явлений:
«Не стая воронов слеталась
На груды тлеющих костей,
За Волгой, ночью, вкруг огней
Удалых шайка собиралась…» (А.С.Пушкин)
Чаще всего параллелизм встречается в периодах.
2.8 Период
Период – особая ритмическая конструкция, мысль и интонация в которой постепенно нарастают, достигают вершины, после чего тема получает своё разрешение, и, соответственно снижается интонационное напряжение: «Как ни старались люди, собравшиеся в одно небольшое место несколько сот тысяч, изуродовать ту землю, на которой они жались, как ни забивали камнями землю, чтобы ничего не росло на ней, как ни счищали всякую пробивающуюся травку, как ни дымили каменным углём и нефтью, как ни обрезывали деревья и ни выгоняли всех животных и птиц,- весна была весною в городе» (Л.Толстой)
Т.к. период является так же фигурой из разряда повтора, на примере мы видим, что первая большая часть текста делится на несколько единообразных, сходных частей, а вторая является короткой, заключительной. Совершенно очевидно, что для представления серьёзной глубокой мысли, сформулированной в рамках одного предложения, очень хорошо подходит структура периода. Как может быть проинтерпретирована подобная периоду синтаксическая структура? Первая часть – обоснование, вторая – вывод. Первая часть – аргументация, вторая – тезис. Или первая часть – как условие, а вторая – как следствие, результат и т.д. Любая глубокая мысль имеет внутреннее обоснование, систему причинно-следственных связей, что легко представимо в периоде: «Мало того что осуждена я на такую страшную участь; мало того что перед концом своим должна видеть, как станут умирать в невыразимых муках отец и мать, для спасения которых двадцать раз готова была бы отдать жизнь свою, – мало всего этого: нужно, чтобы перед концом своим мне довелось увидеть и услышать слова и любовь, какой не видала я…» (Н.В Гоголь)
2.9 Риторический вопрос, риторическое обращение и восклицание
Риторический вопрос – эффективный стилистический приём, является средством выделения смысловых и эмоциональных центров речи. Особенность его заключается в том, что он не требует ответа, а служит для утверждения или отрицания чего-либо. Риторический вопрос усиливает воздействие на читателя, слушателя, пробуждает соответствующие чувства, несёт большую смысловую и эмоциональную нагрузку, например: «Разве я не знаю его, эту ложь, которою он весь пропитан?» (Л.Толстой). Риторический вопрос всегда синонимичен повествовательному предложению, например: «Кому в голову придёт, что заключённый решится бежать днём, на глазах всей тюрьмы?» (М.Горький), т.е. «никому в голову не придёт…»; «Почему мы должны скучно скрипеть перьями, когда наши идеи, мысли, образы должны греметь, как золотая труба нового мира?» (А.Н.Толстой); «Где, когда, какой великий выбирал путь, чтобы протоптанней и легче?» (В.Маяковский)
Риторическ
Часть работы скрыты для сохранения уникальности. Зарегистрируйся и получи фрагменты + бесплатный расчет стоимости выполнения уникальной работ на почту.
ое восклицание – эмоционально окрашенное предложение, в котором эмоции обязательно выражены интонационно и в нём утверждается то или иное понятие. Риторическое восклицание звучит с поэтическим воодушевлением и приподнятостью: