Жанры публицистического стиля речи – это определенные композиционные и стилистические типы произведений, присущие средствам массовой информации.
В публицистическом стиле выделяют три основных подстиля:
- Информационный;
- Аналитический;
- Художественно-публицистический.
Каждый из них имеет собственную структуру, задачи и особенности.
Информационные жанры публицистического стиля речи
К информационному жанру публицистики относят интервью, репортажи, небольшие заметки, аннотации к публикациям, какие-то мини-истории и т.п.
Используется данный жанр с целью проинформировать публику о каком-то событии, сообщить о чём-либо или о ком-либо.
Чаще всего публицисты пользуются заметками в виде коротких сообщений об интересных событиях, свершившихся фактах. В своих заметках они сообщают о новостях, либо выражают предположения по некоторым вопросам.
Примером заметки как одного из жанров публицистического стиля речи может служить такой текст:
«Вчера на соседней улице неожиданно промчалась скорая машина. Всё говорит о том, что и на нашей улице начался праздник коронавируса».
Пример аннотации к книге:
«В книге описан сюжет замысловатой истории старого человека, отправившегося на поиски своего давнего друга».
Пример мини-истории:
«Произошло это на чердаке старого дома. Дети взобрались на крышу и пробрались на чердак, заваленный старыми вещами. Среди старой ветоши они отыскали один странный предмет, отдалённо напоминающий кувшин. По очертаниям на его стенке можно было определить дату его изготовления — середина прошлого века».
Наиболее интересным жанром публицистического стиля можно назвать репортаж. Это рассказ о прошедшем значимом событии. Обычно публика следит за репортажами на интересные темы и активно потом их обсуждают в кругу своих единомышленников.
Примером репортажа может быть следующий текст:
«Как мы все помним, исследование начиналось в лаборатории соседнего городского округа. Была выявлена зависимость уровня распространения инфекции путём воздушно-капельного потока. Сегодня эта версия была опровергнута. Мы хотим рассказать о том, к каким выводам пришли учёные на данный момент».
Интервью — ещё один интересный жанр публицистического стиля. Используют интервью журналисты с целью довести до сведения читателя мнение какого-либо авторитета о том или ином факте, событии, происшествии или собственной биографии.
Интервью содержит обязательно вопросы и краткие ответы. Ответы даются в доступной для понимания читателя форме, простым текстом.
Пример небольшого интервью:
«- Как вы считаете, скоро закончатся эти трудные времена? — Да я думаю, что мы уже на пороге новых перемен. Уже всё, что происходит вокруг, об этом свидетельствует.»
Заметка
Важнейший из информационных газетных жанров журналистики – это заметка. Ее функция – быстро и качественно донести до читателя информацию о каком-либо событии. Она не предполагает каких-то размышлений автора, высказывания им собственного мнения. Важно – оперативно и объективно передать информацию.
Еще одним отличительным признаком этого жанра является небольшой объем, он составляет не более 2 тысяч знаков. Структура заметки обычно подчиняется ответам на главные вопросы: что, где и когда произошло. Автора заметки не интересуют причины и последствия события, о котором он рассказывает.
Аналитические жанры публицистического стиля речи
Аналитические тексты воздействуют на человека. Это анализ журналистом какого-либо факта, события, явления или личности.
Аналитическим жанром являются статьи, беседы, рецензии, корреспонденция.
Как и интервью, беседа ведётся между двумя (иногда более) людьми.
У беседы и интервью есть отличия:
Интервью
Задающий вопросы не высказывает своих предположений, выводов по поводу обсуждаемого вопроса.
Журналист имеет право не изучать тему, по которой он будет задавать вопросы, лишь составить их список.
Статья после интервью содержит чёткое мнение опрашиваемого.
Беседа Оба партнёра равноправны и могут как задавать вопросы, так и отвечать на них.
Журналист должен быть в курсе тематики беседы, чтобы дискуссия была интересной, оба участника должны быть хотя бы частично компетентны в вопросе.
В изложенном тексте вопрос рассмотрен полностью и содержит мнения каждого участника. А читатель уже может сам делать определённые выводы по поднятой в ходе беседы проблеме.
Статья как аналитический жанр публицистического стиля речи содержит подробный обзор события, ситуации или факта. Автор исследует разные источники информации, раскрывает свою точку зрения на проблему и вызывает читателя на размышление над темой.
Различаются следующие формы статей в аналитическом жанре публицистики:
- общеисследовательский — анализируется ряд вопросов, например, экономической направленности страны, нравственного развития членов общества и т.п. В статье должна быть чёткая грань между дозволенным текстом и своими личными взглядами, которые не должны никак отражаться. Автор, как правило, излагает мнение того, кто анализирует информацию, не добавляя ничего от себя;
- практико-аналитический — описываются рядовые повседневные проблемы, например, в какой-то промышленной отрасли, также даются рекомендации по устранению проблемы;
- полемический — текст пронизан конкретной полемикой по предложенной теме. Обозреваются разные взгляды, как правило: взгляды учёных, политиков, психологов и др. Такой текст пишется специалистом, уполномоченным представить достоверную и проверенную информацию. Не допускается изменять смысл слов и искажать факты в угоду собственному мнению. Автор статьи обязан излагать материал правильным литературным языком.
Корреспонденция, как и репортаж, рассказывает и истолковывает событие. В ней объясняются причины случившегося и анализируется факт, также оценивается значимость его, прогнозируется дальнейшее развитие.
Но если в репортаже могут быть представлены несколько фактов, то корреспонденция опирается лишь на одном. Всё рассуждение строится вокруг этого одного факта. Остальная информация лишь дополняет и подверждает главное утверждение.
Рецензия представляет собой подробный обзор, например, книги. Рецензент выражает своё мнение по поводу произведения таким образом, чтобы читающий, даже не владеющий информацией, понял, о чём речь в книге, фильме или передаче.
В последнее время рецензии приобрели иронический характер. А это не допустимо и говорит лишь о непрофессионализме автора.
Рецензия должна быть написана грамотно и сохранять нейтральную оценку, чтобы мнение о произведении было объективным у каждого читателя.
Репортаж
Следующий информационный газетный жанр – репортаж. Он также чрезвычайно популярен, так как позволяет получить информацию от лица очевидца события. В журналистике даже существует отдельная специализация: репортер — это человек, который занимается только созданием репортажных материалов. Признаками жанра репортажа является его актуальность и оперативность.
Никому не интересно читать репортаж о событиях давно минувших лет, во всяком случае в газете. Репортер должен создавать динамичный и интересный материал, он может высказывать свое мнение по поводу события, рассказывать о своих ощущениях и впечатлениях. Ведь главная задача репортажа – это создать у читателя эффект присутствия.
Художественно-публицистические жанры публицистического стиля речи
Самым сложным из упомянутых выше жанров считается художественно-публицистический. Ведь публицистическому тексту необходимо придать художественную окраску. Это могут быть: пародия, очерк, фельетон, памфлет и т.п.
Пародия — это изображение кого-либо с нотками сатиры. Часто пародируют известные личности, которых все знают. Поэтому с лёгкостью могут узнать пародируемого сквозь юмористическое представление. Пародии могут как смешить читающего, так и вызывать негодование из-за высмеивания и преувеличение чьих-либо отрицательных качеств личности.
Очерк освещает событие с художественным его оформлением. Хорошим примером очерка служит проблемный очерк — рассказывается о конкретной проблеме и также портретный — описывается событие, явление, лицо и т.д.
Фельетон является полностью сатирическим текстом публицистического стиля речи. В фельетонах высмеиваются конкретные проблемы и явления в общественной среде.
Фельетон приобретает популярность благодаря грамотно составленному тексту, не содержащему хамства и насмешек.
Памфлет очень похож на фельетон, но в нём высмеивается конкретная личность, даже если это реальный человек.
В этом жанре сложно не переступить грань, чтобы не выставить героя в оскорбительной манере.
В следующих статьях я планирую подробно исследовать каждый из жанров с приведением хороших примеров.
А на сегодня всё. Этой информации достаточно для ознакомительного чтения или подготовки к экзамену по теме «Жанры публицистического стиля речи».
Общие признаки
Толковый словарь С. И. Ожегова даёт следующее определение:
Статья — это научное или публицистическое сочинение небольшого размера. Газетная, журнальная с. Критическая с.
В более позднем источнике — толковом словаре Т. Ф. Ефремовой — ко всему прочему добавляется научно-популярный жанр.
В настоящее время также можно выделить рекламную статью. У популярных веб-публикаций есть свои особенности, о которых скажем несколько позже, но в целом они дублируют устоявшуюся систему жанров.
Оговоримся сразу, что поведём речь об авторских, т. е. написанных преимущественно одним человеком (не считая правок), статьях. (Им в противовес существуют коллективные, чаще всего используемые в науке (при создании справочников, словарей, энциклопедий)). Материал, создаваемый одним автором, в большей степени сохраняет целевое, тематическое и стилевое единство. Именно этим он и интересен.
Цель статьи — довести до сознания читателя определённые факты, положения, суждения либо чьё-либо мнение о них.
Целевые установки задают следующие признаки:
- небольшой размер;
- как правило, один предмет исследования;
- информационный, разъяснительный, аналитический или критический характер;
- рассуждение как определяющий тип текста;
- объективизация повествования (может быть нарочито нарушена в рекламе или блоге).
Это наиболее общие черты. Каждый жанр статьи имеет свои характерные особенности.
Очерк
К художественно-публицистическим жанрам газетных текстов относится очерк. Это очень вариативная и часто встречающаяся форма. Его задача не только рассказать читателям о событии, но и раскрыть его социальную значимость. Этот жанр сближается с тестами художественной литературы.
У очерков обязательно должны быть сюжеты, действующие лица, автор в художественной форме рассказывает о событии и выявляет его характеристики через создаваемые образы. Существует множество разновидностей очерков: портретные, проблемные, путевые. Не напрасно часто говорят об очерковой литературе, и есть даже такая специализация – очеркист, в которой работали многие выдающиеся писатели: К. Паустовский, М. Пришвин, Э. Хемингуэй.
Определение понятия
Прежде, чем понять, что из себя представляет статья, разберемся, что означает сам термин «жанр» в журнализме.
Жанром можно назвать виды журналистского произведения, которые связаны схожими содержательными и формальными характерными чертами.
Несмотря на устоявшуюся жанровую систему, в журналистике довольно часто происходят изменения, связанные с появлением новых жанров в переломные для социума времена.
Статью отличает глубокий анализ фактов
Также два и более жанров могут слиться в нечто новое, свежее и интересное для читателя.
Это и становится одной из значительных причин таких перемен – желание журналистов по-новому передавать информацию, смотреть на ситуации с другой стороны.
Отражение действительности, описание социальной проблемы, актуальной в данный период времени, аргументация общественных явлений, грамотный фактаж и развернутая концепция его преподнесения читателю – все это в полной мере характеризует статью как жанр журнализма.
От других форм преподнесения информации статью отличают глубокий анализ фактов, подробное изучение и раскрытие проблемы, теоретическая обобщенность, обширность сделанных выводов, а также глубина охватывания действительности.
Статья имеет четкую логическую последовательность с простой и понятной композицией:
- Введение/зачин – это формулирование проблемы. Во введении может быть описана одна конкретная ситуация, событие или несколько для наглядного сопоставления. Это может быть декларация, то есть постановка проблемы, в которой будет содержаться обещание автора подтвердить свои тезисы и аргументы. Также введение может быть в виде прямого/косвенного цитирования.
- Тезис. Здесь автор обозначает и направляет поток рассуждения на поставленную тему. Тезис – это постановка проблемы, которую впоследствии автору придется аргументировать.
- Аргументация, то есть подтверждение авторских мыслей и рассуждений конкретными фактами, а также ссылки на мнения экспертов по затронутой теме для более полного раскрытия проблемы.
- Концовка, в которой автор формулирует определенные выводы. Их можно и не вписывать в основную статью на усмотрение автора.
Либо автор вводит спорное мнение, что может стать хорошей заменой выводу.
Передовая статья
Отдельно теоретики выделяют такой жанр, как передовица. Она призвана выразить мнение редакции и учредителя. Именно поэтому в советское время передовые статьи всегда были переполнены идеологической информацией. Особенность этой статьи в том, что она обязательно располагается на первой полосе газеты. Этим подчеркивается важность и актуальность материала. В таких публикациях не может быть личного мнения автора, это всегда обезличенная, коллективная позиция. Поводом для написания передовиц всегда выступают самые острые события дня.
Отчет
И последний информационный газетный жанр – это отчет. Это обычно большой развернутый материал, рассказывающий о ходе какого-то мероприятия: съезда, марафона, конференции. В него могут вкрапляться элементы репортажа и интервью. Задача отчета – рассказать объективно и оперативно о том, как проходило событие. Журналист должен соблюдать объективность, не высказывать своего мнения по поводу происходящего. Существует несколько видов отчетов: аналитический, тематический, прямой информационный. Первые два допускают высказывание журналистом своей точки зрения в ограниченном объеме.