Речь − сложный двигательный навык, реализуемый большим количеством анатомических образований. Строение голосового аппарата человека включает в себя органы дыхательной системы, гортань, язык, зубы и др. При нарушении целостности любого из них, процесс звукообразования нарушается. Знание анатомического строения и принципа работы артикуляционных органов важно не только для певцов или других профессий, связанных с музыкой, но также для обычных людей. Нарушения речи могут встречаться как у детей, так и у взрослых, приводя к нарушению процессов социальной адаптации и обучения.
Образование звуков
Процесс звуко- и голосообразования хорошо изучен на протяжении последних десятилетий. Акустический компонент речи возникает в результате работы мускулатуры периферического аппарата. Это работает следующим образом. При начале разговора, человек бессознательно делает медленный выдох. Поток воздуха из легких попадает в гортань, связки которой находятся в определенном положении, соответствующем требуемому звуку. Кроме того, язык, губы и нижняя челюсть также принимают необходимое положение. Вибрация голосовых связок в гортани при прохождении потока воздуха и создает звук, который корректируется органами ротовой полости.
Речь − это комплексный процесс, в котором участвует несколько десятков анатомических образований. Органические или функциональные нарушения в любом из них приведут к изменению голоса или появлению речевых дефектов различной степени выраженности.
Анатомия речи
Голосовой аппарат − это совокупность анатомических структур, обеспечивающих образование голоса и речи. В его устройстве принято выделять два больших отдела: периферический и центральный. Центральный отдел представлен головным мозгом, в частности, корой больших полушарий, рядом подкорковых узлов и проводящими путями, связывающими их вместе. Помимо того, туда относят ядра черепно-мозговых нервов, которые участвуют при звукообразовании. Анатомия периферического голосового аппарата включает костные, хрящевые и мышечные образования, связочный аппарат и периферические нервы, которые воспринимают или передают какую-либо информацию к органам артикуляции.
Периферический отдел разделяют на три функциональных отдела, выполняющих различные задачи: дыхательный, голосовой и артикуляционный. При нарушении работы любого из них возникают нарушения речи.
Дыхательный отдел
Основной звукообразующий фактор − воздух, проходящий через дыхательные пути. В связи с этим, вокалисты всегда тренируют правильное дыхание, позволяющее улучшить акустику голоса. Дыхательные движения осуществляются рефлекторно, как правило, в обычной жизни человек не думает, когда ему делать вдох или выдох. Механизм регуляции связан с дыхательным центром в продолговатом мозге.
К дыхательному отделу относят оба легких, трахеобронхиальное дерево, диафрагму и межреберные мышцы. Движения последних приводят к расширению грудной клетки во время вдоха и ее сужению при выдохе. Диафрагма участвует в брюшном типе дыхания, осуществляемом преимущественно за счет ее растяжения.
Образование звуков и слов происходит во время выдоха. Проходящий через голосовой и артикуляционный отдел воздух заставляет колебаться их структуры. Если у человека имеются заболевания легких, то звучание речи искажается.
Голосовой отдел
В фониатрии выделяют три характеристики голоса любого человека: тембр, высоту и силу. Все они создаются в момент вибрации голосовых связок при прохождении через них воздуха. Амплитуда колебания определяет силу голоса. Чем сильнее колебание, тем выше звук. Тембр определяют голосовой окраской, специфичной для каждого конкретного человека. Натяжение складок и степень давления на них воздуха создают определенную высоту голоса.
Одна из самых частых жалоб пациентов − изменение характеристик голоса. Наиболее часто подобное состояние связано с функциональными расстройствами, возникающими на фоне инфекционных и неинфекционных заболеваний.
Звукопроизносящий отдел
Устройство артикуляционной части голосового аппарата включает в себя анатомические образования, которые находятся в ротовой полости: нижнюю челюсть, язык, мягкое нёбо и губы. Движения указанными структурами осуществляются с помощью мышц. При нарушениях их работы у человека возможны различные речевые дефекты. Логопедические упражнения и массаж позволяют тренировать мышцы, улучшая речь.
Язык является основным артикуляционным органом. Его основой являются поперечно-полосатые мышцы, обеспечивающие движения и изменение формы. Во время разговора он может становиться длиннее, короче, а также изменять свою ширину. В строении языка выделяют три части: корень, фиксированный к дну ротовой полости, спинку и кончик.
Нижняя и верхняя губа − подвижные структуры. Участвуют в произношении практически всех звуков, так как определяют скорость выхода потока воздуха из ротовой полости. Благодаря мимическим мышцам могут менять свою форму, что также играет важную роль в физиологии речи у людей. Нижняя челюсть располагается в нижней части черепа и обладает ограниченной амплитудой движения. Участвует в произношении ударных гласных: «О», «У», «И» и ряда других.
Мягкое небо образует верхнюю границу ротовой полости и плотно связано с твердым небом. Благодаря развитым мышечным волокнам может приподниматься и опускаться вниз. Анатомически разделяет ротовую полость от носовой части глотки. На конце имеет небольшой язычок. При произношении согласных «Н» и «М» небная занавеска опущена. Все другие звуки произносятся с опущенным мягким небом. При нарушении движений голос приобретает гнусавость, что связано с направлением потока воздуха в носовую полость.
При появлении речевого дефекта не следует пытаться самостоятельно устранить его. Подобным лечением должен заниматься логопед или врач.
К артикуляционному аппарату относят и ряд пассивных структур: зубные ряды, носовую полость, твердое небо и глотку. Они участвуют в звукопроизношении, выступая точками опоры для языка и мягкого неба.
Функции и строение периферического отдела речевого аппарата.
Периферический отдел речевого аппарата.
Дыхательный
Дыхательный отдел периферического речевого аппарата составляет энергетическую основу речи, обеспечивая так называемое речевое дыхание.
Анатомически этот отдел представлен грудной клеткой, легкими, бронхами и трахеей, межреберными мышцами и мышцами диафрагмы. Легкие обеспечивают определенное подсвязочное давление воздуха. Оно необходимо для работы голосовых складок, модуляций голоса и изменений его тональности. При физиологическом дыхании (т.е. вне речи) вдох происходит активно за счет сокращения дыхательных мышц, а выдох – относительно пассивно за счет опускания стенок грудной клетки, эластичности легких.
Голосовой
Колебательные движения голосовых складок порождают звуковые волны.
При фонации голосовые складки напрягаются, смыкаются и производят колебательные движения. Вне речи складки раздвинуты.
Сила голоса зависит в основном от амплитуды (размаха) колебаний голосовых складок, которая определяется величиной воздушного давления, т. е. силой выдоха.
Голосовые складки, которые находятся в гортани, выполняют функцию звукового вибратора.
Голосовой отдел состоит из гортани с находящимися в ней голосовыми складками. Гортань представляет собой широкую короткую трубку, состоящую из хрящей и мягких тканей. Она расположена в переднем отделе шеи и может быть спереди и с боков прощупана через кожу, особенно у худых людей.
Сверху гортань переходит в глотку. Снизу она переходит в дыхательное горло (трахею).
На границе гортани и глотки находится надгортанник. Он состоит из хрящевой ткани, имеющей форму язычка или лепестка. Передняя поверхность его обращена к языку, а задняя — к гортани. Надгортанник служит как бы клапаном: опускаясь при глотательном движении, он закрывает вход в гортань и предохраняет ее полость от попадания пищи и слюны.
Модулирование основного и дополнительного тона голоса
Основными резонаторами человеческого голоса являются глотка, ротовая полость и полость носа с его придаточными пазухами, а также лобная полость.
Определенный тембр голоса.
Тембр придают полости трахеи и бронхов, грудной клетки в целом, полости гортани. Резонаторы отличаются у отдельных людей по форме, объемам, особенностям их использования во время речи, что придает голосу индивидуальную тембровую окраску. В эффекте резонанса принимает особое участие мягкое небо и те мышцы, которые перекрывают пространство между носоглоткой и ротоглоткой.
Резонаторы, которые образуются костями черепа, а именно: носовая полость, лобная полость, не меняют своего объема, поэтому генерируют звуки на очень узкий диапазон.
Артикуляционный
Громкость и отчетливость речевых звуков создаются благодаря резонаторам.
Резонаторы расположены во всей надставной трубе — это все то, что расположено выше гортани: глотка, ротовая полость и носовая полость. Надставная труба при образовании звуков речи выполняет двоякую функцию: резонатора и шумового вибратора.
Надставная труба.
Мышцы языка играют основную роль в произнесении речевых звуков. При произнесении отдельного речевого звука часть мышечного волокна может быть напряжена, а другая часть расслаблена. Напряжение артикуляторной мышцы в процессе устной речи связано не только с конкретной работой по произнесению отдельного звука. Оно несет на себе влияние остаточного напряжения от произнесения предыдущего звука, а также подготовительное напряжение, связанное с произнесением последующего звука, которые входят в состав слова (коартикуляция). Кроме этого, эмоциональное состояние, в котором находится говорящий,
также влияет на степень напряжения мышц как языка, так и всего речевого аппарата. Таким образом, мышцы языка испытывают комплекс различных влияний.
Язык — массивный мышечный орган. При сомкнутых челюстях он заполняет почти всю ротовую полость. Передняя часть языка подвижна, задняя фиксированна и носит название корня языка. В подвижной части языка различают кончик, передний край (лезвие), боковые края и спинку. Сложно переплетенная система мышц языка, разнообразие точек их прикрепления обеспечивают возможность в больших пределах изменять форму,положение и степень напряжения языка. Это имеет очень большое значение, так как язык участвует в образовании всех гласных и почти всех согласных звуков (кроме губных).
Принадлежит важная роль в образовании звуков речи. Артикуляция и состоит в том, что перечисленные органы образуют щели, или смычки, возникающие при приближении или прикосновении языка к нёбу, альвеолам, зубам, а также при сжатии губ или прижатии их к зубам.
Нижняя челюсть, губы, зубы, твердое нёбо, альвеолы.
Мягкое небо при спокойном дыхании расслаблено, частично закрывает вход в ротовую полость из глотки. Во время глубокого дыхания, зевания и речи небная занавеска поднимается вверх, открывая проход в полость рта и, наоборот, закрывая проход в носоглотку.
Мягкое небо.
Принимают участие в произнесении всех звуков русского языка.
Ротовая полость и глотка.
Литература:
1. Волосовец Т.В.; Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. — М.: В. Секачев, 2007. — 224 с.
2.Гвоздев А. Н. От первых слов до первого класса. Дневник научных наблюдений. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1981
3.Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Волковой Л.С., Шаховской С.Н.;
4.Лурия А. Р.; Основы нейропсихологии. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский , 2003. — 384 с.
5.Чиркина Г.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 2009.
Речевой аппарат и дефекты
Степень сформированности аппарата речи определяет качество произношения звуков. Заболевания любого из отделов проявляются ухудшением звукопроизношения и меняют характеристики голоса человека. Задача логопедов и врачей при выявлении фониатрических симптомов − выявить причины их появления и подобрать методы, позволяющие устранить дефекты.
В связи со сложностью строения речевого аппарата, возможных причин нарушенного звукопроизношения много. Диагностические мероприятия всегда должны иметь комплексный характер и подбираться индивидуально для каждого человека. Выделяют несколько причин развития речевых дефектов, которые встречаются наиболее часто:
- органические нарушения строения отдельных структур;
- их функциональная незрелость, обуславливающая неправильные движения в процессе разговора;
- неврологические нарушения в тех отделах центральной и периферической нервной системы, которые участвуют в образовании и формировании звуков.
При указанных дефектах человек часто отмечает нарушения дыхания, глотания пищи и жидкости. Подобные симптомы постепенно приводят к снижению уровня качества жизни и могут стать причиной нарушенной адаптации в обществе, депрессии и других негативных последствий. При задержке речевого развития и других дефектах следует всегда обращаться за профессиональной помощью к врачам или логопеду. Специалисты проведут необходимые обследования и подберут коррекционные мероприятия для устранения органического или функционального дефекта.
Голосовой аппарат человека имеет сложное строение и состоит из трех основных частей: дыхательной, голосовой и артикуляционной, или звукопроизносящей. Все структурные отделы действуют согласовано, определяя не только голос человека, но также формирование и произношение всех звуков и слов. Регуляцией процесса речи занимается центральная нервная система, а именно, кора больших полушарий, подкорковые экстрапирамидные системы и ядра черепно-мозговых нервов. Знание анатомии позволяет своевременно выявить изменения в органах речи, в первую очередь, располагающихся в ротовой полости.
В РНПЦ психического здоровья разрабатываются новые технологии для лечения речевых расстройств у детей, в т. ч. при аутизме. Накоплен опыт по применению транскраниальной магнитной стимуляции (ТМС), микрополяризации, биоакустической коррекции при лечении психических расстройств.
Совместно с немецкой компанией осуществляется научный проект по сочетанному применению ТМС и чрескожной электронейростимуляции (ЧЭНС ) у детей от 3 до 16 лет со специфическими расстройствами развития речи и у пациентов с речевыми нарушениями при аутизме. Исследование одобрено этическим комитетом РНПЦ психического здоровья.
Причины и особенности речевых расстройств
Процедура передачи импульсов в ЦНС
Нормальное речевое развитие имеет широкие возрастные границы становления речи как высшей психической функции. Однако отсутствие отдельных слов или близких к ним речевых образований к двум годам либо простых выражений или фраз из двух слов к трем годам должно расцениваться как значительный признак задержки. Растет число детей с речевыми расстройствами, по данным ряда исследований — 25 % среди детей младшего школьного возраста.
Формирование речи у девочек и мальчиков отличается не только сроками появления различных речевых элементов, но и их качеством. Например, считается, что девочки больше склонны к конструированию слов, отсутствующих в общем употреблении. В то время как мальчики стремятся к большей точности через семантические дифференцировки и т. д.
Расстройства речевого развития находятся на стыке многих специальностей. Речь является ключевым фактором для развития мышления ребенка и интеллекта в целом, поэтому нарушение ее формирования неизбежно влечет за собой проблемы в общении, поведенческие нарушения, школьную неуспеваемость. Задержки речевого развития наблюдаются при широком спектре заболеваний.
Так, их причиной могут быть хронические отиты и другие состояния, приводящие к нарушениям слуха, аномалии в развитии артикуляционного аппарата, детский церебральный паралич и др. Кроме того, расстройства речи встречаются у детей с аутизмом. В ряде случаев на начальном этапе невозможно установить этиологию расстройства, поэтому для точной диагностики и оценки прогноза необходимо динамическое наблюдение. Нередко на развитие речи влияют наследственная предрасположенность, иммунные и нейрохимические нарушения или средовые факторы.
При ряде расстройств происходит нормальное развитие речи до определенного возраста, а затем процесс приостанавливается или даже регрессирует (такие состояния определяют не как задержку развития речи, а как отклонение в развитии). Для сравнения: при аутизме речевое развитие, как правило, изменено еще на доречевом этапе (не формируется комплекс оживления, гуление бедное, малоэмоциональное, «птичий» язык, в то же время ребенок произносит целые фразы, при этом не использует их для общения).
Диагностика нарушений развития речи предполагает участие не только врачей, но и логопедов, психологов, специалистов по коррекционной педагогике совместно с родителями ребенка.
В основе многих расстройств развития речи лежит нарушенный баланс процессов торможения и возбуждения в головном мозге, который определяется различными нейрофизиологическими механизмами: работой синапсов, уровнем активности глутаматергической (возбуждение) и ГАМКергической (торможение) систем, межполушарными и внутрикортикальными взаимодействиями, дефицитом или избытком определенных микро- и макроэлементов, витаминов и др. Поэтому восстановление дисбаланса этих процессов лежит в основе применяемых аппаратных методов лечения.
Методы терапии речевых расстройств
В настоящее время нет лекарственных средств, которые смогли бы привести ребенка с расстройством речевого развития к полному выздоровлению или к несомненному улучшению состояния, поэтому большое внимание уделяется логопедической и психотерапевтической коррекции, а также аппаратным нейростимуляционным методам.
Нейростимуляционные технологии, к которым относятся ТМС, транскраниальная электростимуляция, микрополяризация, ЧЭНС, являются альтернативными методами модулирующего воздействия на головной мозг при неврологических и психических расстройствах. Их преимущество по сравнению с фармакотерапией — отсутствие токсического воздействия на организм. При этом клинический эффект достигается за счет воздействия малыми токами на возбудимые структуры нервной системы, что позволяет непосредственно модулировать их работу и управлять процессами нейропластичности.
Наиболее эффективным аппаратным методом лечения заболеваний головного мозга считается ТМС, при которой высокоинтенсивное переменное магнитное поле фокусируется на определенных корковых областях, генерируя малые токи в аксонах, что передается как на прилежащие к месту стимуляции корковые нейроны, так и в глубокие отделы головного мозга и иные корковые зоны, функционально связанные с зоной стимуляции. Это позволяет неинвазивно воздействовать на целые нейронные сети.
Применяя определенные протоколы ТМС (высоко-, низкочастотные), можно вызывать активацию как возбуждения, так и торможения в ЦНС. При аутизме преобладают процессы чрезмерного возбуждения корковых нейронов, обусловленные гиперактивностью глутаматергических структур, множественным формированием избыточного количества нейронных связей, что препятствует обучению и нормальному развитию ребенка, формированию устойчивых форм поведения и речевых навыков. Воздействие низкочастотной ТМС на префронтальные структуры позволяет снизить гиперактивность и стабилизировать процессы нейропластичности.
РНПЦ психического здоровья накопил опыт по применению ТМС в лечении психических и поведенческих расстройств, а также по внедрению научно обоснованных методик в лечебную практику. Так, в 2019 году Минздрав утвердил инструкцию по применению «Метод лечения общих расстройств развития, специфических расстройств развития речи и языка транскраниальной магнитной стимуляцией», в которой детально описан алгоритм применения ТМС при данных расстройствах.
Выбор протокола транскраниальной магнитной стимуляции
Процедура сочетанной ТМС и ЧЭНС
У детей раннего возраста онтогенетически более развито правое полушарие головного мозга, преимущественно отвечающее за конкретно-образное мышление. Речевые центры находятся в левом полушарии. Воздействие низкочастотной ТМС на дорсолатеральную префронтальную кору (ДЛПК) субдоминантного полушария вызывает в ее нейронах долговременное торможение, снижает ее антагонистическое подавляющее влияние на гомологичные зоны левого полушария. Это способствует активации функциональных центров в левом полушарии, отвечающих преимущественно за логико-абстрактное аналитическое мышление.
Высокочастотный протокол ТМС (10 Гц и более) на проекцию правой ДЛПК хотя (как полагают в ряде исследований) и является более эффективным, но нежелателен для применения у детей.
Во-первых, у детей порог вызванного моторного ответа (минимальной интенсивности импульсного магнитного поля, подаваемой аппаратом для генерации потенциала действия 50 мкВ в определенных мышцах кисти) довольно высок — 70–100 % от мощности аппарата, поэтому труднопереносим при подаче лечебной серии импульсов высокой частоты.
Во-вторых, в раннем детском возрасте, особенно при аутизме, по данным электроэнцефалограммы регистрируется медленноволновая активность, поэтому существует риск провоцирования генерализованного судорожного приступа при выполнении высокочастотной ТМС.
После низкочастотной ТМС правой ДЛПК (в течение 20 минут) осуществляют воздействие низкочастотной ТМС на гомолог проекции центра речи в правом полушарии для активации аналогичного центра в доминантном полушарии. Одна процедура ТМС продолжается 20–30 минут. Курс лечения включает 15–20 процедур, проводимых ежедневно или через день с перерывом на выходные.
Техника чрескожной электронейро-стимуляции
Альтернативным методом активации корковых структур является возбуждение периферических нервов конечностей с помощью ЧЭНС. Накожные электроды прикрепляют к проекции срединного или локтевого нервов ведущей руки и подают низкоинтенсивный переменный электрический ток, который может распространяться как на периферию от места воздействия, так и центростремительно к нейронам головного мозга.
Метод известен с 1965 года, однако применялся в основном для лечения болевых синдромов. В последнее десятилетие функциональная ЧЭНС активно используется при восстановлении пациентов после черепно-мозговых травм и инсультов при афазии и парезах конечностей. Проекция руки и мышц, участвующих в акте речи, а также моторного центра речи (центра Брока) и структурно, и функционально связаны. Поэтому активация моторных и сенсорных центров руки при ЧЭНС способствует речевому развитию по аналогии с занятиями по развитию мелкой моторики (пальчиковые игры, рисование и др.). Кроме того, при электростимуляции периферических нервов активизируются процессы нейропластичности в головном мозге.
Применение корковой стимуляции магнитным полем и электростимуляции периферических нервов позволяет оказывать мультимодальное, многоуровневое воздействие на процессы нейропластичности и развития головного мозга у детей. Сочетанное применение ТМС и ЧЭНС оказывает не только синергичное, но и потенцирующее действие на функциональное состояние головного мозга.
При исследовании оценивается динамика клинической симптоматики, степень восстановления нарушенной речевой функции (исходно и после проведения курса воздействия): субъективные проявления (оценка пациентом и родителем ребенка) и объективная оценка врачом-исследователем согласно протоколу лечения.
Противопоказания к включению в исследование — внутричерепные ферромагнитные и кохлеарные имплантаты, очаговые изменения головного мозга (новообразования, воспалительные болезни ЦНС в остром периоде, крупные аневризмы головного мозга или подозрение на них), острые и хронические заболевания в стадии декомпенсации.
Клинический случай применения сочетанной ТМС и ЧЭНС
В РНПЦ психического здоровья обратились родители пятилетней девочки, которой в 3 года выставлен диагноз «детский аутизм». При беседе выяснилось, что отсутствие речи наблюдалось с двух лет. При первичном осмотре психолог отметил истерическое поведение. На просьбы мамы ребенок реагирует возбуждением, агрессией. Девочка трет лицо, руки, раскачивается, не отзывается на имя, на вопросы не отвечает. Речь спонтанная. Произносит отдельные звуки, слоги, редко слова, не соответствующие ситуации, не смотрит в глаза собеседнику и окружающим — отводит взгляд, не фиксирует его на объекте. Отсутствует указательный жест. Навыки самообслуживания развиты не в полном объеме. Игровая деятельность не соответствует возрасту. Девочка не справляется со складыванием пирамидки, простых пазлов, не участвует в ролевых играх.
Результаты ЭЭГ-исследования: выявлены выраженные диффузные нарушения корковой ритмики с преобладанием нерегулярной медленной активности тета- и дельта-диапазонов средней амплитуды без зональных различий, на фоне которых регистрируется низкоамплитудная бета-активность. Индекс альфа-ритма — 13 %.
Назначен курс сочетанной низкочастотной ТМС на проекцию правой ДЛПК (10 минут), затем на проекцию нижней лобной извилины правого полушария головного мозга (10 минут) и ЧЭНС периферических нервов правой руки (10 минут). Курс лечения — 16 ежедневных процедур (кроме выходных).
После завершения курса ТМС и ЧЭНС у пациентки отмечено улучшение коммуникации: повысилось понимание обращенной речи, появились слова (например, приветствие и прощание по завершении сеанса лечения), наметилась модуляция голоса. Значительно повысились внимание и усидчивость. После 8-й процедуры ТМС и ЧЭНС пациентка стала интересоваться игрушками, самостоятельно сложила многокомпонентный пазл. Выровнялся фон настроения: девочка стала спокойнее выполнять просьбы. Пациентка освоила и начала самостоятельно пользоваться мобильным телефоном для просмотра мультипликационных фильмов. Выявлено улучшение зрительно-пространственной ориентации.
После курса лечения ЭЭГ стала более организованной, медленноволновая активность не регистрировалась.
Рекомендованы занятия с психологом, логопедом, повторный курс аппаратного лечения через 3 месяца.
Резюме
Как правило, сочетанные ТМС и ЧЭНС хорошо переносятся детьми, не требуют специальной подготовки. Во время сеанса ребенок сидит в кресле, напротив располагается родитель (для снижения беспокойства пациента и проведения игр). Возможно незначительное подергивание мимических мышц при магнитной стимуляции и мышц руки под воздействием электрических импульсов от аппарата ЧЭНС, не требующее специального лечения. Можно заниматься с ребенком во время процедуры. По окончании сеанса ребенок может посещать логопеда или учебные занятия, причем даже с большей эффективностью выполнения образовательных программ, т. к. стимуляционные технологии улучшают внимание. В ряде случаев рекомендуется дневной отдых или сон для снятия эмоционального возбуждения после посещения первых процедур стимуляции и нормализации биоритмов.
Поведенческие и речевые изменения могут отмечаться к 4–7-й процедуре, однако доказано, что только при курсовом применении ТМС и ЧЭНС наступает стойкий клинический эффект. Повторные курсы аппаратного воздействия следует выполнять через 3–6 месяцев.
РНПЦ психического здоровья готов принять на лечение с помощью сочетанной ТМС и ЧЭНС пациентов со всей республики в возрасте 3–12 лет. Контакты для связи с авторами проекта — в редакции «».